Внимание
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
методическая разработка учебной лекции
Дисциплина: общая психология
Раздел: психические процессы
Тема: «Внимание»
Форма занятия: ЛЕКЦИЯ
Вид лекции: изложение нового материала
I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.
1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст).
Данная тема рассматривается в контексте познавательных процессов. Предмет – общая психология.
2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам).
1. С.Л.Рубинштейн «Общая психология», СПб Питер, 2002г.
2. К.К.Платонов «Занимательная психология», Москва, изд. «Молодая гвардия», 1962г.
3. Курсовая работа студентки Резник А.П. за 2006г.
4. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», - 2005 год, - 858 с. (серия «Хрестоматия по психологии»)
Литература, рекомендуемая студентам:
• Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега – Л», - 2005 год, - 858 с. (серия «Хрестоматия по психологии»)
• Гоноболин Ф.Н. «Внимание и его воспитание». – М.: Педагогика, - 1972 год
• Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. «Экспериментальное формирование внимания». – М.: Просвещение, - 1974 год.
• «Нейрофизиологические механизмы внимания». – М., - 1979 год.
• Добрынин Н.Ф. «О селективности и динамике внимания»// Вопросы психологии. – 1975 год, №2.
II. Формы организации лекции.
1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).
Первый курс. Специальность психология.
2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание).
Цель лекции: дать студентам знания по теме «Внимание».
3) Задачи лекции, реализующие основной замысел:
Задачи для преподавателя:
◦ создать условия для понимания и усвоения учащимися основных понятий по теме «Внимание»;
◦ создать условия для усвоения видов внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;
◦ создать условия для усвоения основных свойств внимания: объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, колебание переключаемость;
◦ создать условия для развития познавательного интереса у учащихся;
◦ создать условия для стимулирования мыслительной деятельности студентов на лекции;
◦ ориентировать студентов в научной литературе;
◦ заинтересовать студентов в дальнейшем изучении данной темы.
Задачи для студентов:
• усвоить основные понятия по теме «Внимание»;
• усвоить понятия о видах внимания и его свойствах;
• формировать умственные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
• активно участвовать в осуждении поставленных преподавателем на лекции вопросов.
4) Организационная форма лекции:
а) монологическое высказывание;
III. Содержание лекций.
1) План и конспект содержания лекции.
1. Общая характеристика внимания
2. Виды внимания
3. Свойства внимания
4. Психические состояния непатологической дезорганизации сознания
5. Основные теоретические модели внимания и его экспериментальные исследования.
1) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др.
1. Наглядность, постановка вопросов.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.
1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика — интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
Основные понятия темы:
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности.
Внимание – выделение сознанием одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других.
Объем внимания – это то, какое количество объектов можно удержать в поле зрения.
Устойчивость внимания – способность поддерживать сосредоточенность внимания длительное время.
Концентрация внимания – повышенная интенсивность воздействия
Переключаемость внимания – возможность перехода от одного объекта к другому.
Приемы введения новых понятий:
1. Смысловое расщепление понятий.
2. Введение более простого, чем в книжке определения.
3. Использование наглядности, демонстрация опытов, проведения пражнений и экспериментов.
4. Использование типичных жизненных ситуаций.
5. Использование суждений студентов.
Лекция.
Общая характеристика внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида1.
Критериями внимания выступают:
1) внешние реакции:
• моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
• вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Обратите внимание на схему.
Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:
• точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
• прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
• направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).
В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.
В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.
Виды внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
Обратите внимание на схему.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.
Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга. Обратите внимание на таблицу.
Таблица 1
Сравнительная характеристика видов внимания
Вид
внимания
Условия
возникновения
Основные
характеристики
Механизмы
Непроизвольное
Действие сильного, контрастного или назначимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя
Непроизвольность, легкость возникновения и переключения
Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
Произвольное
Постановка (принятие) задачи
Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет
Ведущая роль второй сигнальной системы
Послепроизвольное
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес
Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение
Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес
Свойства внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Обратите внимание на схему.
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.
Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы2. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.
Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутренняя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.
Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самообладание.
Для сосредоточения внимания необходимо:
• концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
• не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
• отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.
Психические состояния непатологической дезорганизации сознания
Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.
Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:
• во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
• во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.
Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.
Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.
Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.
Основные теоретические модели внимания и его экспериментальные исследования.
Теория ранней селекции.
К. Черри. Методика избирательного прослушивания. Дихотическое прослушивание – в два уха разная информация. Бинауральное прослушивание – в каждый наушник по два разных канала. Давалась инструкция на повторение. В один наушник релевантный текст, в другой – меняли голос диктора с мужского на женский, читали на иностранном. После эксперимента неожиданно для испытуемого задавали вопросы относительно нерелевантного канала. Релевантной информации успешно вторили, нерелевантная информация не отвергалась полностью: замечали смену голоса, но не помнили содержания и смены языка → внимание определяется грубыми физическими характеристиками.
Д. Бродбент. Исходное положение модели: цнс человека – канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью). Выделяется под задачу информационный канал на основании фильтра, имеет ограниченную емкость. Фильтр отсекает нерелевантную информацию. Каналов всегда больше одного, различается релевантная и нерелевантная информация. Информационные каналы имеют сенсорную природу. Канал – поток информации, отобранной по каким-то критериям (голос мужской/женский, справа/слева, тихо/громко), т.е канал – объект селекции.
Блочная модель Бродбента (более поздняя).
1. сенсорные системы
2. кратковременное хранилище – селекция
3. канал – фильтр
4. на основании этого генерируется ответ
5. хранилище вероятностей (помогает подобрать фильтр)
Селекция информации совершается на самых ранних этапах переработки, опирается ни физические параметры стимула, а неотобранная информации тормозится или угасает.
Эксперименты против: Грей: Правое ухо – мышь, 5, сыр; Другое ухо – 7, ест, 10. Отвечают: мышь ест сыр, особенно, если их предупредили, что будет осмысленная фраза.
Морей Н. В нерелевантный канал команды: становись, переключись на другое ухо. Их не слышат. Если включить логоген (личностно значимая информация, собственное ФИО), нерелевантный канал обнаруживают.
Э. Трейсман. Эксперименты против: Правое ухо – мужской голос, Левое – женский, просят слушать то Правое, то Левое. Если тексты связаны по смыслу, вставляют куски из женского текста в мужской. Следовательно, сообщения сравниваются на поздней стадии опознания, и по смыслу.
Эксперименты: Правое: …сидя за обеденным / три возможности…
Левое: …позвольте нам рассмотреть эти / столом с головой…
По одному каналу следовало воспроизвести сообщение только верхней строки, но говорят выделенное курсивом, не осознавая ошибки. Этот эффект отсутствовал, если релевантный текст – бессвязный.
Модель ранней селекции Трейсман (1960). Блок – вид кодирования информации – как информация меняет способ представления субъекту.
1. сообщение (вторимое и отвергаемое)
2. различение (высоты, звука т.д.)
3. фильтр (аттенюатор) – формирует релевантный канал, ослабляет нерелевантные → в случае необходимости нерелевантная информация становится доступной
4. словарь, где слова расположены по смыслу. Активно используется в процессах различения информации, представляет возможные критерии для селекции. Опознание слова в стимульном материале приводит к активации определенной словарной единицы. Если сигнал не ослаблен фильтром, ее возбуждение достигает порогового уровня, и временно понижаются пороги других единиц, с нею связанных. Т.о. происходит предвосхищающая настройка единиц словаря, соответствующая уже воспринятому контексту сообщения, что обеспечивает восприятие речи.
Эксперимент: в оба уха осмысленный текст → вторение одного из них замедляется. Замедление сильнее, если по нерелевантному каналу другие куски того же текста, что по релевантному. Меньше влияет, если нерелевантный текст из другой области или на незнакомом иностранном языке. Следовательно, нерелевантная информация не полностью отбрасывается.
Теория поздней селекции.
Селекция информации происходит позже по времени, опирается не на физические, а на семантические параметры стимула.
Супруги Дойч: основывались на тех же экспериментальных фактах, что и Трейсман, а также на явлении привыкания – постепенного уменьшения и исчезновении первоначального ответа при многократном предъявлении стимула, вызывающего этот ответ. Опираются на эксперимент Е.Н. Соколова, в котором наблюдается привыкание к группам слов, сходных по значению, но различающихся по звучанию, а ответ на последующие предъявления слов с другим значением возникала ориентировочная реакция.
Модель похожа на Трейсман, только без фильтра, словарь описан иначе. Важность информации приводит к легкому выделению канала, быстро формируется основание для принятия решения. Проблема не в восприятии стимула, а в оперативном и быстром отборе наиболее значимых сигналов, по принципу «выбери меня» (если опускать планку активации, первой она соприкоснется с наиболее активированным, важным сообщением). Так мать просыпается при тихом плаче своего ребенка. Решающей для отбора является степень активации настроенных единиц словаря.
Льюис эксперименты: в оба уха разные слова попарно, низкое времени реакции. Если туда и туда – синонимы → выделить информацию значительно сложнее → резкое увеличение времени реакции. Если слова одинаковые – оба канала подкрепляют друг друга, время реакции резко падает.
Теория поздней селекции Дональда Норманна.
Опирался на Дойчей. Решающая роль прошлого опыта. Объясняет иллюзорное восприятие.
1. сенсорная переработка → сырые сенсорные образы
2. память. Каждый из сенсорных выходов автоматически находит соответствующую ему репрезентацию в системе «память» → поиск подходящего значения
3. уместность. Высокая уместность побеждает негодный сенсорный вход
4. информационный канал (селекция): отбор сигнала с максимальной активацией его репрезентации в системе памяти.
Анализ элементов в контексте уже воспринятого и понятного требует более сложной переработки, т.е. выделения дополнительных нюансов и смыслов сообщения, поступающего из отобранного источника. Блок «уместность» варьирует уместность репрезентаций: еще до поступления сенсорных сигналов в системе памяти могут быть активированы единицы, наиболее вероятные в данном контексте. К определенным репрезентациям есть постоянные входы, например, к собственному имени.
Обеспечивает гибкую настройку селекции на любые семантические параметры стимула.
Теория гибкой и множественной селекции.
В противовес теориям ранней и поздней селекции появились теории гибкой и множественной селекции.
Э. Лоссон. Физическая и семантическая обработка – не два последних шага, а два непересекающихся процесса. Релевантный – вторить, нерелевантный – звуки – высокий и низкий. В ответ на звуки – действия. Два процесса переработки информации друг другу не мешают. Если текст простой, а звуки хорошо различаются – ошибок нет.
Трейсман: гибкая и множественная селекция осуществляется анализаторами разных признаков стимула, идет последовательный и параллельный анализ, определяемый задачей, условиями, опытом. На ранней стадии селекция по сенсорным параметрам, на поздней – по семантическим, на основе анализа важности.
Теория гибкой и множественной селекции Шиффрина и Шнайдера (Снейдера). Отказ от жестких блочных схем. Эксперимент: изменяемое соответствие – буквы то цели, то дистракторы. Длительное обучение испытуемых, вырабатывающее реакцию на согласную из второй половины алфавита. За несколько тысяч проб формируется и закрепляется навык → меняют правила → тяжелый сбой в деятельности испытуемого, т.к. нужно разрушить хорошо автоматизированный навык. Это тот случай, в котором система внимания – под сознательным контролем. Если испытуемый справляется с селекцией – работа по автоматическому принципу. Сбой – привлечение сознательно управляемого внимания → внимание – процедура гибкой подстройки
Внимание как умственное усилие.
Д. Канеман. Против теорий позднего отбора. Система внимания – ограниченный пул (набор) ресурсов. Внимание - и есть ресурсы.
• Общее количество усилия (ресурсов внимания), потенциально доступного для системы переработки информации, ограничено.
• Ограничение общего количества ресурсов задано наличным уровнем активации организма.
• Объем вкладываемых ресурсов главным образом определяется оценкой трудности задачи.
• Существуют условия, которые заставляют осуществить перераспределение внимания.
• Ресурсы внимания могут распределяться намеренно.
Эксперимент (подробно-что бы уловили суть)
• Испытуемый одновременно решает две задачи
• Одна из задач является основной (первичной). Ценность этой задачи определяется более высокой наградой или штрафом в платежной матрице
• Другая задача – дополнительная (зондовая). Ее успешное решение позволяет получить дополнительное, менее ценное, подкрепление.
• Испытуемому на слух предъявляются четыре цифры со скоростью 1 цифра в секунду, например, 5, 7, 2, 4.
• Задача испытуемого – воспроизвести цифры, добавив к ним по единице, например, 6, 8, 3, 5.
• Испытуемый решал задачу зрительного поиска.
• Он должен был отреагировать нажатием клавиши при появлении на экране целевой буквы.
• Скорость предъявления букв составляла 5 букв в секунду.
• За каждую пробу с успешным решением обеих задач испытуемый получал премию в ¢4.
• В случае правильного ответа задачи трансформации, но ошибочной идентификации целевой буквы премия снижалась до ¢2.
За неудачу в задаче трансформации цифр испытуемого штрафовали на ¢4
• Внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени.
• Физиологические показатели активации служат мерой, коррелирующей с этим текущим пределом.
• Количество внимания или усилия, расходуемого в любой момент времени, зависит, главным образом, от требований текущих деятельностей. При росте требований вклад внимания увеличивается, но для полной компенсации эффектов повышения сложности задачи этого увеличения обычно недостаточно.
• Внимание может распределяться. Распределение внимания – вопрос его степени. При высоких уровнях нагрузки внимание становится все более однонаправленным.
Внимание как умственное действие.
У. Найссер. Против внимания как ресурсов и теорий ранней и поздней селекции. Недостаточность предыдущих теоретических подходов. Специфического внимания не существует – это важный, но сопутствующий элемент
1. Предвнимание – диффузное внимание. Быстрая, грубая, автоматизированная обработка. Поступает только то, что требуется в данный момент. Сравнил с палеонтологом.
2. Фокальное внимание – собственно внимание. Анализ через синтез. Процесс построения перцептивного образа. Медленная, глубокая переработка. Медленные, значимые элементы образа – можно ли из них что-нибудь построить.
Эксперимент: красный текст, а меду строчками – черный. Нужно заметить интересное в черном. Если не предупреждают, что спросят про черный, ничего не замечали, кроме своего имени. Если предупреждали, замечали свое имя и часто повторяющееся слово. Т.е. при постановке специальной задачи могут выделить значимую информацию из нерелевантного канала. Внимание – позитивный процесс.
Внимание как перцептивное действие. Перцептивный цикл: схема направляет исследование, исследование выбирает объект (наличную информацию), а наличная информация модифицирует схему. Нет отбора и ограничений. Построение перцептивного образа идет до определенного уровня качества. Схемы обслуживают целевые объекты. Релевантная информация получает все преимущества переработки, все когнитивные возможности.
Эксперимент: доказать, что нет ресурсов и пределов переработки информации. Нужно только сформировать соответствующую схему. Два студента одновременно писали под диктовку и читали. Слова писали немедленно и не глядя. Тестировали понимание прочитанного и узнавание слов из 20 написанных и 20 незнакомых. Всегда улавливали фонетические связи. Поставили задачу обнаруживать связи слов – сумели через 1,5 мес. Новая задача вместо слов писать категорию – через 6 недель справились. Эффективность зависит от навыка.
Внимание как функция умственного контроля.
П.Я. Гальперин. Внимание – функция контроля. Результат – эффективность работы других систем. Открыл возможность целенаправленного формирования психических процессов с заранее сформулированными качествами.
Вставочка-прочитал, понял, удали)
С точки зрения понимания как деятельности психического контроля: внимание произвольное есть внимание планомерное. Это — контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленного критерия и способа его применения. Наличие такого плана и критерия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что „само бросается в глаза“. Конечно, такое планомерное действие по происхождению и природе является общественным и предполагает участие речи в его организации; оно возможно только у человека.. Как всякое действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается в своей внешней форме (когда оно, как уже сказано, еще и не является вниманием) и лишь затем в специально речевом отражении становится произвольным вниманием). Благодаря своей объективно-общественной организации и поэтапному усвоению такое действие не зависит ни от непосредственно привлекающих свойств объекта, ни от нарушающих влияний переходящих состояний! самого человека, т. е. произвольно в собственном и полном смысле слова.
Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке „само бросается в глаза“. В этом начальный отрезок связи — для сопоставления с ее продолжением. И маршрут, и средства контроля здесь следуют не по заранее намеченному плану, а диктуются объектом, от которого в обоих этих отношениях мы целиком зависим,— и потому непроизвольны. Но содержание деятельности внимания и здесь составляет именно контроль — контроль за тем, что устанавливают восприятие или мышление, память или чувство.
Конечно, трактовка внимания как отдельной формы психической деятельности пока остается гипотезой. Но помимо устранения теоретических трудностей ее преимущество в том, что она открывает возможность экспериментального исследования и проверки, возможность планомерного формирования внимания. Зная его содержание, как деятельности и пути формирования последней, как умственной деятельности, мы можем обучать вниманию подобно всякой другой психической деятельности. А именно: чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать задание проверить (или проверять) ее и указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной или материализованной форме—начинать следует не с внимания, а с организации контроля как определенного внешнего действия (которое лишь потом будет преобразовано в новый акт внимания). А дальше это действие контроля путем поэтапной отработки доводится до умственной, обобщенной, сокращенной и автоматизированной формы, когда оно, собственно, и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию.
Непроизвольное внимание ребенка тоже можно воспитывать таким, каким мы хотим его видеть. В этом случае мы не ставим ребенку специальной задачи контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным способом: тщательно прослеживая ее отдельные звенья, сравнивая и различая их, их связи отношения. Таким образом, не выделяя контроль в особую задачу, мы включаем его в основную деятельность как способ осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.
С точки зрения понимания внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должно быть создано, воспитано заново; у человека — всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные для — каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития. И можно надеяться, что поскольку в общем известны содержание деятельности внимания и порядок воспитания полноценных умственных действий, задача планомерного формирования все новых и новых актов внимания уже не составит принципиальной трудности. Теперь решающее слово должно быть предоставлено экспериментальному исследованию.
1. сформировать ООД, алгоритм. 2. типологизировать. 3. отработка действия – во внешнем плане громкой речи до исчезновения ошибок. 4. обтаивание – сокращение и исчезновение всех дополнительных, лишних действий (как исполнительных, так и действий контроля). Использование ориентировочных карт ограничено. 5. процедура интериоризации заканчивается. Действие контроля сокращено, свернуто, идеально и автоматизировано – это и есть внимание.