Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Внебюджетная деятельность образовательных учреждений

  • 👀 1093 просмотра
  • 📌 1016 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Внебюджетная деятельность образовательных учреждений» pdf
Лекция № 5 (2ч.) Тема «Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Платные услуги в образовательных учреждениях» 1 План: 1.Внебюджетные источники в ОУ 2.Источники формирования и направления использования внебюджетных средств в ОУ. 3.Дополнительные платные услуги и установление цены на образовательные услуги; 4.Защита прав потребителей образовательных услуг. 1. Внебюджетные источники в ОУ Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Три вида внебюджетных средств: ➢ специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг), ➢ депозитные (суммы для временного хранения), ➢ суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам). Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 47 Закона РФ “Об образовании) ➢торговля покупными товарами, оборудованием; ➢оказание посреднических услуг; ➢долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций; ➢приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ➢ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. Внебюджетные доходы ОУ доходы от реализации товаров, работ и услуг (реализация учебнометодической литературы) доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду ( с согласия собственника) Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование Источники внебюджетных средств Источники внебюджетного финансирования Спонсорские средства, пожертвования Спонсорские средства, пожертвования Доходы от самостоятельной Часть доходов, остающаяся в деятельности распоряжении ОУ после возмещения издержек, связанных с получением этих доходов , т.е. прибыль после уплаты доходов Получение и распределение доходов от внебюджетной деятельности Производство услуг, товаров, работ Реализация услуг, товаров, работ Доход Распределение дохода Возмещение издержек производства и реализации прибыль Уплата налога Самостоятельное распоряжение На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются: ➢остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года; ➢операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников; ➢операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников; ➢остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений отличается от коммерческих организаций 2. Источники формирования и направления использования внебюджетных средств в ОУ. Источники образования денежных средств - доходы от: ➢ платной образовательной деятельности, предоставления платных дополнительных образовательных услуг; ➢ учебно-производственной деятельности мастерских, учебно-опытных хозяйств, агростанций, типографий,; ➢ предпринимательской деятельности: торговли покупными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; - ➢средств, поступающих в виде платы за проживание в общежитиях ➢выполнения научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и оказания услуг по договорам (государственным контрактам); по грантам на проведение научно-исследовательских работ; ➢средств, поступающих от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и хозяйственных услуг и т.д. Направления использования внебюджетных средств ➢оплата труда; ➢приобретение предметов снабжения и расходных материалов ➢командировочные и служебные разъезды; ➢транспортные услуги; ➢оплата услуг связи; ➢оплата научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ; ➢оплата текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования и инвентаря; ➢выплата стипендий; ➢капитальное строительство; ➢капитальный ремонт; ➢приобретение нематериальных активов и т.д. Организация внебюджетной деятельности : 1) в уставе ОУ должны быть указаны те виды внебюджетной деятельности, которые может осуществлять учреждение; 2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности; 3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке осуществления внебюджетной деятельности в ОУ; 4) должен быть определен порядок распределения доходов от внебюджетной деятельности; в положении об оплате труда и стимулировании работников образовательного учреждения должны быть предусмотрены выплаты работникам за участие в осуществлении внебюджетной деятельности; 6) должен быть установлен порядок оформления документов для взаимодействия с налоговой системой в части внебюджетной деятельности и т. д. 5) Примерные источники формирования внебюджетных средств ОУ ➢добровольные пожертвования родителей. ➢целевые пожертвования физических и юридических лиц. ➢средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. ➢безвозмездная благотворительная помощь родителей ➢гранты. ➢благотворительные пожертвования в виде денежных средств. ➢благотворительные пожертвования в виде имущества Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 29), определено : ➢ вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности; ➢ платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета; в противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем вуза; ➢ вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству и уставу данного вуза. 3. Дополнительные платные услуги и установление цены на образовательные услуги Перечень платных услуг ОУ Образовательные услуги Развивающие услуги Оздоровительные мероприятия I.Образовательные услуги: ➢изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; ➢репетиторство с обучающимися; Различные курсы: ➢по подготовке к поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы); ➢курсы подготовки к школе; ➢по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы); ➢повышения, квалификации; ➢по переподготовке кадров с освоением новых специальностей II. Развивающие услуги: Различные кружки: ➢ по обучению игре на музыкальных инструментах; фотографированию; ➢ кино-, видео-, радиолюбительскому делу; ➢ кройке и шитью, вязанию, домоводству; ➢ танцам и т.д. ➢ создание различных студий, групп, школ, элективных курсов по обучению живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; ➢ создание групп но адаптации детей к условиям школьной жизни III. Оздоровительные мероприятия: ➢ создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья; ➢ организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, лёгкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие). Не относится к платным дополнительным образовательным услугам: ➢снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ государственных образовательных стандартов; ➢получение образования на данном уровне впервые при поступлении в ОУ на конкурсной основе; ➢оказание образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного ОУ, определяющей его вид; ➢оказание образовательных услуг в ОУ, дополнительного образования детей при реализации образовательных программ, финансируемых из бюджета ➢ оказание образовательных услуг в общеобразовательных школах с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях при реализации общеобразовательных программ повышенного уровня в соответствии с их статусом; ➢ оказание образовательных услуг в образовательных учреждениях за счёт часов, отведённых в основных образовательных, программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся; ➢ все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами, включая ликвидацию академической задолженности ➢ вступительные испытания, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, психологическая аттестация. Нарушения в организации дополнительных, платных образовательных услуг. ➢за счёт средств бюджета предоставляются дополнительные платные образовательные услуги, не выходящие за рамки основной образовательной деятельности, в том числе ликвидация академических задолженностей. ➢оказание услуг осуществляется без заключения договоров как с учреждениями, так и с физическими лицами ➢перевод учащихся (студентов), ранее принятых на платной основе по договорам, на государственное обеспечение. ➢в группах 1-го курса организуется посещение слушателями занятий за дополнительную плату в качестве кандидатов в учащиеся (студенты), которые в дальнейшем в нарушение правил приема зачисляются на места отчисленных студентов. ➢не проводятся отдельно занятия сверх учебного плана с учащимися (студентами), обучающимися за плату по договорам, обучение учащихся по договорам на платной основе осуществляется вместе с учащимися, расходы на обучение которых производятся из бюджетных средств за счёт увеличения наполняемости групп. ➢не производятся расчёты стоимости платы обучения учащихся (студентов) по договорам. ➢стоимость обучения учащихся (студентов), обучаемых по договорам на платной основе, не покрывает затрат, связанных с учебным процессом на одного ученика за счёт бюджетных средств. ➢отсутствуют приказы об оказании платных: образовательных услуг, графики работы преподавателей; учебные планы, штаты и сметы затрат. ➢не разрабатываются положения о платных курсах. ➢не возмещаются полностью эксплуатационные затраты на обучение учащихся (студентов ➢не осуществляется контроль за фактическим поступлением платы от учащихся (студентов), обучающихся по договорам ➢администрацией образовательного учреждения не представляются в бухгалтерию договоры, заключаемые с предприятиями, организациями и физическими лицами на обучение на платной основе. ➢отсутствуют сметы затрат стоимости дополнительных услуг, оказываемых обучающимся (студентам) по договорам с частичной оплатой обучения. ➢в течение длительного срока в учреждении числится задолженность по платному обучению учащихся. ➢оплата за обучение устанавливается в виде оказания учреждению каких-либо работ (услуг), однако ревизией (проверкой) выполненные работы (услуги) документально не подтверждаются. ➢в заключённых договорах на платное обучение не предусматривается корректировка сумм платы за обучение в связи с инфляцией, плата за обучение на договорной основе взимается за весь учебный год из расчёта на момент приёма студента. Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услугу. Модели ценообразования ➢рыночное ценообразование ➢централизованное государственное ценообразование Факторы, влияющие на изменение цены Внутренние факторы: 1)уровень рекламы 2)специфика услуги 3)особенности процесса 4)рыночная стратегия и тактика производителя 5)жизненный цикл образовательной услуги 6) длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя 7)сервис при продаже и в послепродажный период 8)имидж образовательного учреждения как на внутреннем, так и на внешнем рынках Внешние факторы 1)политическая стабильность в регионе и в стране 2)отсутствие на рынке необходимых ресурсов (трудовых) 3)экономическая политика государства (например, наличие или ликвидация льгот по налогообложению ОУ) 4)уровень и динамика инфляции 5)объем рынка образовательных услуг 6)наличие и уровень конкуренции между производителями образовательных услуг Процесс ценообразования Постановка задач ценообразования Анализ спроса Оценка издержек Анализ цен и товаров конкурентов Выбор метода ценообразования Установление окончательной цены Цели образовательного учреждения при ценообразовании 1)Обеспечение выживаемости 2)Максимизация прибыли 3)Максимальное расширение оборота 4)Оптимальное увеличение сбыта 5)Снятие «сливок» благодаря установлению высоких цен 6) Лидерство в качестве Методы ценообразования Наименование метода Описание Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль» Основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость товара Метод полных затрат (прямые и косвенные затраты в расчёте на единицу продукции) Метод предельных издержек учитывает только те затраты, которые можно непосредственно отнести па производство данного изделия Определение цены посредством конкурентных товаров Конкурентные торги могут быть закрытыми и открытыми Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли Точка безубыточности: Недостаток - для определения цены используется объем выпуска продукции, который сам, в свою очередь, зависит от цены товара или услуги; не учитывается зависимость между ценой и спросом, в результате чего цена может оказаться слишком высокой или слишком низкой. Установление цены Основной фактор не издержки продавца, на основе а покупательское восприятие ощущаемой ценности товара Расчет цены на основе прейскурантов цен Имеет значение для крупных покупателей В состав затрат, относимых на себестоимость услуги, входят: ➢ расходы на оплату труда педагогам; ➢ расходы на оплату труда обслуживающего персонала; ➢ расходы на оплату труда административного персонала; ➢ начисления на заработную плату; ➢ материальные затраты, в которые входят: ➢ расходы на оплату коммунальных платежей; ➢ расходы на приобретение учебно-наглядных пособий и расходного материала; ➢ прочие хозяйственные расходы (моющие средства, инвентарь и т. п.). В состав затрат, относимых на себестоимость, не включаются: ➢ расходы на приобретение оборудования; ➢ расходы на капитальный ремонт и новое строительство; ➢ суммы пени, штрафов и других санкций за нарушение договорных отношений. Расчет себестоимости платной дополнительной образовательной услуги в месяц Заработная плата педагогов: ЗП = СТ час х К час, где: ЗП - заработная плата педагога в месяц; СТ час - заработная плата в час; К час - количество часов в месяц, в течение которых оказывается платная дополнительная образовательная услуга. Заработная плата обслуживающего персонала: ЗО = ТС час х К час, где: ЗО - заработная плата обслуживающего персонала в месяц; ТС час - тарифная ставка обслуживающего персонала, занятого на обеспечении платной дополнительной образовательной услуги в час; К час - количество часов в месяц, в течение которых оказывается платная дополнительная образовательная услуга. . Заработная плата административного аппарата: ЗА = (ЗП + ЗО) х 10%, где ЗА - заработная плата административного персонала учреждения, занятого в организации платной дополнительной образовательной услуги; Размер отчисления, равный 10% зависит от ОУ Начисления на заработную плату: НЗ = (ЗП + ЗО + ЗП) х 35,9%, где НЗ - начисления на заработную плату; Размер начисления в соответствии с законодательством РФ равен 35,9% (единый социальный налог). МЗ = (ФМЗ/12/Уч) х КГ х Кис, где МЗ - материальные затраты учреждения образования по оказанию платной дополнительной образовательной услуги; ФМЗ - фактические расходы бюджета на покрытие материальных затрат по учреждению образования; 12 - количество месяцев в году; Уч - количество учащихся в учреждении образования; КГ - количество детей, занимающихся в группе, получающей платные дополнительные образовательные услуги. При индивидуальном обучении КГ равен 1. Кис - коэффициент использования здания и оборудования учреждения образования при оказании платных дополнительных образовательных услуг принимается равным 0,1. Себестоимость платной дополнительной образовательной услуги: СБ = ЗП + ЗО + ЗА + НЗ + МЗ, где СБ - себестоимость платной дополнительной образовательной услуги. СР - средства на развитие материальной базы учреждения. Цена единицы платной дополнительной образовательной услуги в месяц для одного учащегося (ЦОУ) рассчитывается по формуле: ЦОУ = (СБ + СР)/КГ. Пример задачи: Учитель русского языка общеобразовательной школы предполагает вести платные занятия в группе, состоящей из двадцати учеников, два раза в неделю по одному часу. При этом он хотел бы, чтобы оплата его труда производилась из расчёта 50 рублей в час. Учитель, оказывающий платную услугу, является штатным работником школы и получает доплату по приказу директора за дополнительный труд. Решение: Кроме учителя участвовать в организации платной услуги должны ещё несколько человек: директор школы (он организует и контролирует выполнение программы), административно-управленческий персонал (кассир, бухгалтер), вспомогательный персонал (уборщица), поэтому их заработная плата тоже должна быть заложена в цену услуги. Сумма заработной платы всех участвующих в предоставлении платной образовательной услуга составляет фонд оплаты труда. От фонда оплаты труда 35,9% составляют начисления на заработную плату (в том числе 35,7% — единый социальный налоги 0,2% — страхование профессионального риска). Эта сумма тоже должна быть заложена в цену любой образовательной услуги. Если предполагается раздавать какие-либо методические материалы, то в калькуляцию необходимо включить и эти затраты (по 10 руб. на человека, всего 200 руб. (МР)) Кроме того, образовательное учреждение, как и любая другая организация, является плательщиком налогов. Однако в случае полного реинвестирования полученной прибыли в образовательный процесс образовательное учреждение освобождается от уплаты всех видов налогов. Для того чтобы найти цену услуги в месяц, необходимо сумму, найденную путём сложения фонда оплаты труда, отчислений в социальные фонды и необходимых материальных затрат, разделить на число учеников в группе: 400 + X + (400 + X) х 35,9- %+ МР+ У, 20 человек почасовая ставка заработной платы учителя — 50 руб.; количество платных часов в неделю 2 часа; количество платных часов в месяц — 8 часов (поэтому начисляемая в пользу работника сумма заработной: платы равна 400 руб. в месяц); заработная плата административно-хозяйственного персонала X руб., начисления (на заработную плату и размере 35,9% х (400 + X) руб.; сумма, необходимая на «нужды школы», определяется по фактически необходимым для оказания услуги затратам У руб. Заработная плата административно-хозяйственного персонала, обозначенная X, и сумма «нужд школы» (фактически прибыли), обозначенная У (зависит от школы) Обычно устанавливаются отчисления на развитие образовательного учреждения в размере 10% — 20% от себестоимости образовательной услуги. Не более 10% от заработной платы исполнителей составляет, как правило, и зарплата административнохозяйственного персонала. Тогда: 400 х 10% = 40 руб. — заработная плата административно-хозяйственного персонала; 10% от себестоимости образовательной услуга — отчисления «на нужды школы» составят: У - (400+40+440 х 35,9%+200) х 10% = 79,75 руб. Таким образом, в нашем случае стоимость образовательной услуги составит: (400+40+440x35,9%+200)+(400+40+440х35,8%+200)хЮ% = 20 43,00 4. Защита прав потребителей образовательных услуг Исполнитель образовательных услуг обязан предоставить для ознакомления по требованию потребителя: ➢устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, ➢лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; ➢адрес и телефон учредителя; ➢образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; ➢основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг — по которым включается в основную плату по договору; ➢перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать: ➢безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объёме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором; ➢соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг; ➢возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
«Внебюджетная деятельность образовательных учреждений» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot