Влияние физических нагрузок на физическое и психологическое состояние человека, занимающегося пулевой стрельбой
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
«Влияние физических нагрузок на физическое и психологическое состояние человека, занимающегося пулевой стрельбой»
Дата проведения - 03.03.2019.
Цели: актуализировать знания о влиянии физических нагрузок на физическое и психологическое состояние;
сформировать представления об особенностях физического и психологического состояния.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция ухудшения здоровья, снижения физической и функциональной подготовленности населения. Хотя каждый человек знает, что физические нагрузки оказывают положительное влияние на здоровье человека. Именно благодаря им укрепляются кости и мышцы, снижается вес, нормализуются пульс и давление, укрепляется иммунитет и т. д.
Стрелковый спорт позволяет занимающимся приобретать новые знания, умения и навыки, изучат закономерности подготовки к пулевой стрельбе, гигиену занятий физическими упражнениями и т. д.
В процессе подготовки к пулевой стрельбе человек испытывает физические нагрузки оказывают влияние на физическое и психологическое состояние человека. Результатом постоянных физических нагрузок является координированность движений и развитость необходимых групп мышц. Помимо этого, человек, постоянно испытывающий физические нагрузки в процессе занятий пулевой стрельбой, включен в двигательную деятельность, состоящую из со сложной структуры двигательных действий.
Физические качества показывают сформированность выносливости, силы, скоростных и координационных способностей, систематического обогащения фонда двигательных умений и навыков, которые определяют его успешность в спорте и позволяет достичь высоких результатов в каждом отдельном виде, в том числе и в пулевой стрельбе.
Способность человеческого организма реагировать на повтор физических нагрузок, демонстрируя разницу между первоначальным уровнем подготовленности и конечным, является основным показателем для развития физических качеств. Тем самым, постоянно повышение уровня тренировочных нагрузок в организме человека изменяет его физические возможности в сторону увеличения.
При физических нагрузках занимающиеся развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости). Тем самым, физическая подготовка направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике пулевой стрельбы. При этом она должна быть ориентирована на предельную (максимально возможную) степень развития данных способностей.
К основным средствам правильной организации физических нагрузок относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.
Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для увеличения физических нагрузок. К таким упражнениям относятся специальные упражнения, которые способствуют повышению статической выносливости в позе прицеливания, улучшению тактильного (указательного пальца, например) и вестибулярного различения, повышению остроты зрения и т. д. Это разнообразные упражнения с оружием - утяжеленным, с измененным балансом, с различными макетами спускового механизма, прицельных приспособлений и оружия — винтовок и пистолетов.
Специальные упражнения применяются для развития физических способностей, отвечающих специфике пулевой стрельбы. При этом они должны быть ориентированы на предельную (максимально возможную) степень развития данных способностей.
Усложнение нагрузок должно происходить постепенно, проявляясь в различных формах. Важно учитывать, что организм приспосабливается к определенной нагрузке постепенно, в процессе активизации всех процессов через определенное время. Тем самым, адаптационным периодом перестройки, позволяющим повысить уровень тренированности является период постепенного включения организма в нагрузочные пробы. Временной промежуток, в который организм приспосабливается, у каждого спортсмена индивидуален и находится в прямой зависимости как от величины нагрузок, так и от функциональных и структурных изменений, происходящих в организме.
Физические (спортивные) нагрузки оказывают значительное воздействие на занимающихся, выражается оно в формировании не только волевых, но и нравственных, психологических качеств, которые становятся постоянными чертами личности.
Физическая культура традиционно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А, регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки можно корректировать психические процессы, состояния и свойства. Движение является физиологической потребностью человека. Потребность в движении заложена в его генетической программе. Определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность. Подтверждением факта положительного влияния физической активности на психологическое благополучие человека могут служить многочисленные научные исследования. Например, данные американских авторов, изучавших влияние физической нагрузки на психические процессы и состояния человека. Физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный по продолжительности эффект. Срочный эффект (он может быть временным) обусловлен отдельным циклом физической нагрузки. На основании срочного эффекта оценивают психическое состояние непосредственно после физической нагрузки, таким эффектом является снижения состояния тревоги. Барке и Морган сравнивали влияние на человека ходьбы, медитации и просто тихого отдыха.
В итоге, можно сказать, что стремление к освоению мастерством пулевой стрельбы является необходимым условием активной жизнедеятельности человека. Тем самым, физическая культура является мощным регулятором наших психических состояний. Использование средств физической культуры - необходимое условие полноценной, здоровой жизни.
Список использованной литературы
1) Васильев Г.В. Значение общефизической подготовки для спортсменов - М: Физкультура и спорт, 1954.
2) Ильина, Н.Л. Коррекция профессионального выгорания средствами физической культуры // Ананьевские чтения, 2010: Современные прикладные направления и проблемы психологии : материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. Ч. 2 / под ред. Л.А. Цветковой. - СПб., 2010. - С. 228-229.
3) Гаськов А.В. Теория и практика физической культуры.-2008.№ 4.- С.50-52.
4) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры.-М.: Физкультура и спорт, 2012.- 543 с.
5) Мошков В.Н. Общие основы физической культуры. - М.: Медицина, 2013. - 284 с.
6) Шакура В. К.В., Мацевич К.П. Влияние физических нагрузок на психологическое состояние человека // Наука вчера, сегодня, завтра. №2-1 (24). 2016. - С. 129-133.
7) Уэнберг, Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 229 с.
8) Bahrke, M.S. Anxiety reduction following exercise and meditation / M.S Bahrke, W.P. Morgan // Cognitive Therapy and Research. - 1978. - V. 2. - P. 323-334; Morgan, W.P. and Goldson, S.E. (1987) Exercise and mental health. Washington. DC: Hemisphere.