Визуальное восприятие
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Визуальные коммуникации — коммуникации (передача
информации) посредством визуального языка
(изображений, знаков, образов, типографики,
инфографики...) с одной стороны и визуального
восприятия (органов зрения, психологии восприятия...) с
другой.
то — что я вижу
Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно
развита и усложнена и на уровне языка и на уровне
восприятия за счет активного развития визуального искусства
и электронных и цифровых технологий
Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от
роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и (особенно в рекламе)
приобретают ярковыраженныйманипулятивный характер — то — что я хочу
показать.
всего 20% людей запоминают
прочитанный ими материал, и лишь
10% помнят то, что услышали
визуальное общение в разы
превосходит вербальное по
эффективности.
Визуальная коммуникация — это передача человеку информации в формате,
который можно прочитать или просмотреть. Такими форматами являются:
•физически объекты и модели;
•графики;
•карты;
•таблицы;
•фотографии и видео-ролики;
•рисунки и диаграммы.
Отдельно стоит отметить, что таблицы, которые по своему формату наиболее
схожи с так называемой «стеной текста», справляются с задачей
представления информации намного лучше, чем простой текстовый материал.
Поскольку данные в таблицах четко выделены и структурированы, человеку
намного проще воспринимать такой тип информации.
Известное выражение «лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать»
подкрепляется высказыванием
американского писателя Пола Мартина
Лестера (PaulMartinLester):
«Что-то происходит. Мы становимся
визуально-опосредованным обществом.
Многие люди воспринимают
информацию не при помощи слов, а
глядя на изображение».
•Исследования показали, что 10% людей
запоминают услышанную ими информацию,
20% помнят прочитанный материал, а 80%
целевой аудитории запоминают то, что они
видели и делали.
•Психолог Альберт Меграбян
(AlbertMehrabian) доказал, что общение на
93% является невербальным.
•Изображения обрабатываются
человеческим мозгом в 60 000 раз быстрее,
чем текстовый материал.
Первые изображения появились
примерно 10 000 — 45 000 лет назад.
Кроманьонцы начали создавать
скульптуры, гравюры, рисовать на
своем теле и в пещерах, изображая
диких животных, человеческие руки и
абстрактные узоры.
10 000 лет до нашей эры, в эпоху
неолита, были созданы первые
петроглифы — изображения,
высеченные на камне и послужившие
началом развития печатной символики.
Идеограммы — графические символы, отображающие определенное понятие.
Появились они 5 000 лет назад в Африке, а современными примерами идеограмм
являются знаменитый знак «NoSmoking», знаки-указатели в аэропортах и т.д.
Логограммы — графический знак, подразумевающий одно слово. Логограммы
появились 3 500 лет назад в Китае и используются в Китайском, Японском и Корейском
алфавитах.
Алфавит впервые возник 2 000 лет до нашей эры в Древнем Египте, а греки и римляне
создали основу алфавита, которым мы пользуемся в наше время.
Развитие графических символов привело к созданию
первых печатных форм слова.
Книга. Первой печатной формой слова был манускрипт,
возникший в 400 — 600 годах до нашей эры и
представляющий собой папирус с изображенными на
нем зрительными символами. Полноценная книга была
создана европейцами в 1501 году — в этот же период
времени появилась тряпичная бумага.
Шрифты возникли в эпоху Ренессанса и стали знаком
перехода от средневековья к современности.
Появились такие понятия как каллиграфия, формат
текста и читабельность.
Визуальное отображение статистики подразумевает
эстетичное и функциональное отображение данных.
Примеры такого графического материала нам хорошо
известны:
•гистограммы;
•волновой портрет;
•схемы;
•точечный график;
•диаграмма Ганта.
Графический дизайн впервые появился еще в 59 году
нашей эры, в шестнадцатом веке был использован для
создания коммерческой рекламы, а термин
«компьютерный дизайн» впервые прозвучал в 1960
году. Современное определение графического дизайна
следующее — комбинация текста, изображений и
определений, которая применяется в рекламе,
печатных изданиях и на веб-сайтах.
Видео было создано в 1951 году Чарльзом Гинсбургом
(CharlesGinsburg). Цифровая фотография появилась на
30 лет позже, в 1981 году.
место визуальной коммуникации в современной науке, влияние на ее становление
научных положений дизайна, журналистики, искусства, психологии, эстетики,
информационных технологий, социологии, семиотики, издательского дела
Одной из особенностей печатных СМИ
является то, что вербальная информация
рассчитана на визуальное восприятие
аудиторией
привлечь читателя к конкретному изданию
способен не столько качественный текст, но
и, прежде всего, визуальные акценты
Материалы оформляются ярко и
привлекательно, чтобы запомниться,
закрепиться в сознании реципиента,
ассоциироваться с конкретным изданием.
Знать теоретические проблемы оформления, способы и методы организации материалов
на странице, графические параметры текстов, заголовков, иллюстраций, структурные
элементы внешней формы издания и их композиционные схемы
Дизайн делает издание привлекательным, от него зависит первое впечатление. После этого
вступает в силу контент, но контент не только текстовый. Чтобы человек начал читать газету,
журнал, необходимо его заинтересовать. Причем текст не является тем инструментом,
который первым привлекает внимание, даже актуальный материал может остаться
непрочитанным, если он оформлен монотонно или не соответственно замыслу, или же не
учитывает потребности конкретной читательской аудитории, единственная фотография
нередко эффективнее тысячи слов.
визуальные коммуникации находятся на границе искусства, психологии, эстетики,
информационных технологий, социологии, социальных коммуникаций, издательского
дела; они широко используются в сфере общественных и личных взаимоотношений,
информационно-издательской и рекламной деятельности, экономике, бизнесе, науке,
технике, образовании. Сообщения в социальных сетях на 90 % складываются из
изображений (фото, рисунков, инфографики) с сопроводительным текстом (фразами,
которые характеризуют изображенное).
визуальная коммуникация - наука, которая вобрала в себя научные положения дизайна,
журналистики, искусства, психологии, эстетики, семиотики, информационных технологий,
социологии, издательского дела
Дизайнеры не просто применяют оригинальные шрифты, привлекательные графические
элементы, яркие цвета, красочные изображения, они учитывают при этом потребности
целевой аудитории, тематику материала и концепцию издания. Читатель уже
предварительно настроен на восприятие конкретного материала и его оформление, а
внешняя форма, в свою очередь, поддерживает заинтересованность, стимулирует
дочитать до конца. Исследования, касающиеся просмотра цифрового издания,
информации в интернет, доказывают, что читатель лишь 1 - 2 минуты останавливается на
статьях, поэтому для того, чтобы они были прочитано, необходимы четкие визуальные
акценты, которые удерживают внимание
Массовая коммуникация осуществляет экономическое, политическое, идеологическое
влияние на оценки, мысли и поведение людей, что достигается систематическим
распространением разнообразных сообщений с помощью печатных, цифровых СМИ,
кино, телевидение, социальных сетей. Визуальные коммуникации распространяют
сообщения графическими средствами с помощью подвижных и недвижимых
изображений, визуальных образов, семиотических знаков, цвета, орнаментов, рисунка
шрифта и т.п
В 2001 г. в Сеуле на конгрессе ICSID под девизом «Непредвиденная, неожидаемая
парадигма дизайна. » более 70 дизайнеров, архитекторов, философов, социологов
обсуждали модели цивилизации: западную (такую, что разрушает естественную
гармонию) и восточную (которая старается сохранить и развить гармонию мира). В
результате было согласовано новое видение понятия «дизайн» как творческой
деятельности, направленной на создание многогранных качеств объектов, процессов,
услуг и их систем на протяжении всего жизненного цикла. Дизайн является центральным
фактором гуманизации инновационных технологий и главным фактором культурного и
экономического обмена.
графический дизайн является самостоятельным направлением современного прикладного
искусства, официальной датой возникновения которого считают 1964 г., когда состоялся
Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна
ICOGRADA. Теоретические работы Н. Певзнера «Пионеры современного дизайна. От
Морриса к Гропиусу», Р. Луи «Никогда не оставляй ничего недоделанным», О. Айхера
«Мир как проект» составляют основу художественно-визуальной культуры, их идеи
развиваются учеными из разных стран, например, в исследованиях и учебниках по
визуально-коммуникативным основам графического дизайна К. Ньюарка, К. Бергера
Современный дизайнер-график - это специалист творческой профессии, которая не только
владеет методами «информационного проектирования», но и использует художественные
средства, учитывает особенности восприятия. Работы лучших дизайнеров-графиков, имея
ярко выраженный информационный характер, имеют несомненную эстетичную ценность
и достойные высочайшей искусствоведческой оценки.
Этимология англоязычного понятия «дизайн» охватывает четыре содержательных ряда ,
применительно к коммуникативному дизайну журнала они выглядят следующим образом.
Первый, декоративный ряд определяется приемами и элементами оформления журнала декоративные элементы, орнаменты, композиция шрифтовых, изобразительных,
пробельных элементов.
Второй, проектно-графический ряд, в процессе формирование проекта оформления
журнала воспроизводится в макете, где каждый элемент журнала имеет четко
определенное место в графической характеристики.
Третий ряд связан со стратегией функционирования журнала и наличием элементов,
расположенных на обложке или первой странице: анонсы, содержание, изображение,
рекламы.
Четвертый ряд - интерпретация данных, выражение авторской позиции, применение
средств, которыми можно заинтриговать читателя, то есть манипулирование читательским
вниманием
В коммуникативном процессе дизайн выполняет такие функции как массовость
распространения, утилитарно-практические свойства, эстетичная организованность
формы. Это обусловило разновидности дизайна: графический, компьютерный,
информационный, интерактивный, коммуникационный, программных интерфейсов,
медиадизайн, экранной среды и т. п.
Ныне человека со всех сторон окружает информация, и защитная реакция на этот поток невосприятие.
Информационный дизайн визуальными средствами делает факты наглядными и
позволяет читателю постичь суть сообщения без текста.
цель коммуникационного дизайна состоит в формировании информационной среды.
Поэтому он неразрывно связан с поиском такой формы информационного сообщения,
которая отвечала бы эстетическим вкусам общества. Информационный дизайн как
практическая часть коммуникационного дизайна направлен на организацию,
воспроизведение и преобразование данных в ценностную, осмысленную информацию
визуальных коммуникациях значение имеют не только естественные законы, но и законы
красоты. Каждый человек, который сталкивается с визуальной продукцией, должен
получить эмоциональное удовлетворение и эстетичное наслаждение. Визуальные
объекты разделяют на те, в которых на первом месте функциональность, и такие, которые
отдают предпочтение красоте и эстетике