Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды политической активности; типология субъектов политических процессов

  • 👀 794 просмотра
  • 📌 731 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Виды политической активности; типология субъектов политических процессов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды политической активности; типология субъектов политических процессов» doc
ПРИЛОЖЕНИЕ к методическим материалам по теме 8 «Политическое поведение» Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Виды политической активности. 2. Типология субъектов политических процессов. 3. Социальные субъекты политики. Введение Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм Основные особенности массового политического поведения: · Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий). · Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми). · Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями). · Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга). · Отказ от личной ответственности. Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Разновидности-действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность по поддержке кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; партийная деятельность и т. д. Противоположностью политического участия является абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам. Рост абсентеизма является индикатором утраты легитимности власти. 1. Виды политической активности. Существуют различные варианты классификации политического участия. Английский ученый А. Марш по влиянию на политическую систему выделяет: 1. ортодоксальное - участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах; 2. неортодоксальное – несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы; (бойкоты, забастовки) 3. политические преступления - политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (захват помещений, заложников, саботаж, убийства, войны) По отношению к действующему закону У. Милбрайт (США) выделяет: 1. конвенциональное (легальное и регулируемое законом)- голосование, участие в работе политических партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. 2. неконвенциональное (незаконное или отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям)- участие в демонстрациях, бунты, протесты против власти, отказ от повиновения и т. п. А) ненасильственное – демонстрации, пикеты, митинги В) насильственное– бунт, терроризм По уровню активности можно подразделить политическое участие на: · активное · пассивное По форме участия и степени активности выделяют такие виды политического участия как: · активно-приемлемые - участие в выборных органах, партиях; лоббизм, демонстрации · пассивно- приемлемые – повиновение закону, голосование · активно-неприемлемые - насилие, дезорганизация, подкуп должностных лиц · пассивно-неприемлемые – пренебрежение к закону По мотивации и характеру участия: - автономное (свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы) · мобилизационное - носит принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, традиции, административное принуждение и т. п, то есть по сути – квазиучастие, присущее тоталитарным и авторитарным обществам По степени интенсивности - политическое участие может быть - · систематическим или · эпизодическим В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм). С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие им инновационные способы практического дости­жения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности). Как особый вид политического участия рассматривают политическое лидерство. Особенности политического лидерства: · политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок; · политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений; · между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации; · политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути - за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера. Политическое участие следует отличать от политической деятельности. ^ Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянное, зачастую профессиональное участие в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций. Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания влияния на политический процесс, участие в политических собраниях, акциях, политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения. Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека. Теории политического участия Одной из наиболее распространенных является теория рационального выбора. Основное положение данной теории заключается в том, что политическое участие обусловлено стремлением свободного индивида к максимальной реализации своих интересов и целей. Таким образом, участие индивида в политике возможно тогда, когда возможные доходы от участия будут превышать его издержки. Основываясь на этом положении, американский исследователь Э. Даунс предложил следующую формулу рационального участия: R=pB-C+D, где R- чистая прибыль от участия в выборах; p – вероятность того, что голос данного избирателя будет решающим; B – политическая выгода от участия в выборах; C – возможные затраты; D – непосредственная выгода от участия в голосовании. Мотивационные теории политического участия исходят из того, что в основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация. Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета или отрицательных, связанных с неполнотой достижения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами. Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важным можно отнести следующие: волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий), степень эмоциональности, импульсивности поведения, соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации, темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств), реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида), наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения, степень психологической самодостаточности, фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни. Наряду с проявлением глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В ряду подобных мотивов политического участия можно выделить · Нормативные мотивы - обуславливают политическое поведение человека по правилам, установленным политической системой, вне соотнесения с личностными ценностями и установками. Индивид признает силу власти и рассматривает подчинение как единственно правильную ориентацию · Ролевые мотивы - предопределяются социальной ролью индивида в существующей политической системе и зависят от его социального положения и самооценки В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить: статус - устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы); роль - особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности; форма поведения - комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей. Мотивы политического участия в интерпретации сторонников «гуманистической» психологии (А. Маслоу) определяются иерархией потребностей, присущих личности · физиологические - потребность повышения жизненного уровня · потребность в безопасности - стремление к социальному миру, порядку и законности · потребность в любви – потребность в социальной идентичности, сопричастности · потребность в самоутверждении – в повышение социального статуса и престижа · потребность в самоактуализации – потребность выражения и реализации интересов в политике По мере удовлетворения низших потребностей, действия человека начинают определять высшие потребности и наоборот - не реализованные первичные потребности определяют направленность политического поведения - т.е. люди выступают за повышение жизненного уровня, социальную защиту и безопасность. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта объясняет изменение политического поведения в стабильном, экономически развитом обществе сдвигом, который происходит в сторону постматериальных ценностей, когда на первый план выходят потребности в улучшении качества жизни, экологии, гармонизации социальных отношений и т.д. Третью группу теорий составляют теории социальных факторов. Политическое поведение в контексте данных теорий выступает в качестве производной социальных факторов, таких, как институализация, уровень социально - экономического равенства, социальная мобильность и т. д. С. Липсет выделяет 2 модели взаимосвязи политического участия с социальными факторами · Либеральную - рост социально-экономического развития обеспечивает стабильность общества и определяет демократический характер политического участия · Популистскую – политическое участие направлено на перераспределение имущественных благ и собственности, что препятствует экономической модернизации и ведет к подрыву стабильности. Взаимосвязь политического участия и стабильности исследовал также С. Хантингтон- в своей работе «Политический порядок в меняющихся обществах» он выводит следующую формулу взаимодействия политического участия и стабильности: · Политическое участие = политическая нестабильность Политическая Институционализация · Социальная фрустрация = политическое участие Мобильность · Социальная мобилизация = социальная фрустрация 2. Типология субъектов политических процессов 3. Социальные субъекты политики. Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного соци­ального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований. Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Политическое руководство формирует цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации — важная задача социальной политики. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. С позиции субъект-объектных отношений термин «социальная политика» многовариантен: · - это деятельность государства в социальной сфере; · - это взаимодействие всех субъектов самодеятельного населения, хозяйственных, управленческих структур в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач. В системе объект-субъектных отношенийобъектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являютсягосударственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации. Некоторые исследователи считают, что объект — это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представлен социальной сферой общества, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д. В формировании и реализации социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе нормативно-правовой базы. Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох­рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные социальные права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах «Об образовании», «О занятости населения Российской Федерации», «О государственных пенсиях в России» и ряде других. Объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом конкретно, её главными состав­ляющими элементами, а также их показателями — благосостояние, образование, здоровье населения, социальная стабильность, конструктивность отношений социальных групп и т.д. Стратегические установки субъекты социальной политики осуществляют через систему долговременных мер. Состояние социально-экономического развития, со­циально-трудовых отношений при наличии ограниченных финансовых ресурсов, новых социальных функций государства требует постоянного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях определения долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ. Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей. Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан. Состояние социально-экономического развития, социально-трудовых от­ношений при ограниченных финансовых ресурсах, наличие у государства новых социальных функций требуют разграничения функций между федеральной и региональными властями (о чем уже упоминалось выше), а также уточнения приоритетов для подготовки долговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ. В основе разграничения деятельности федеральных и региональных органов власти по вопросам социальной политики лежат такие фундаментальные принципы федерализма, как обязательное «распределение ролей» во всех общественно значимых сферах между всеми уровнями власти, установление зоны самостоятельных и ответственных действий каждого уровня власти в указанных сферах в соответствии с «распределением ролей». Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в этих зонах. Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют Региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраст­руктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д. Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе. Она дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Все это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательствах. Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное место отводится регламентации бюджетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налогового законодательства, других нормативных актов. Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России. Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами. Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации. Именно в социальной сфере (прежде всего в организации и порядке функционирования, в уровне ответственности региональных и особенно местных властей) сегодня в большей степени присутствуют и стабильность, и исполнение законов, чем, например, в сферах экономики, финансов, предпринимательства. По характеру, содержанию, внутреннему строению социальная политика целостная система качественно нового уровня. Эта целостность определяется следующими факторами: 1) выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, социальных приоритетов; 2) единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения; 3) протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы; 4) единая социальная инфраструктура, единое кадровое и ин­формационное обеспечение». В зависимости от периода реализации социальной политики субъекты выстраивают свою деятельность в соответствии с уровнем и целями этой политики; они определяют конкретные задачи и меры: организационные, правовые, социальные, финансово-экономические, экологические, демографические, социокультурные, просветительские. В зависимости от статуса, роли субъекта могут осуществляться также задачи и меры идео­логического, пропагандистского характера. Основным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающим равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика является основой решения социальных проблем, но роль социальной сферы в решении задач экономического роста постоянно возрастает. Национальные экономики все активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм под­держания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста. Социальная политика приобретает государственно-общественный характер. В регулировании социальных процессов все более значимым становится участие многих субъектов: негосударственных предприятий и организаций, общественных объединений и организаций, частных лиц. Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства: · правотворческая деятельность законодательных органов; · организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов; · контролирующая, надзорная деятельность судебных органов; · совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан. Управление социальным развитием связано с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование социальной политики происходит в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности. Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7). Общепризнанными характеристиками социального государства являются: · развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу; · развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения; · развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни. В настоящее время Российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Либеральная политика предполагает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставление им большей свободы для самостоятельного разрешения проблем. Для либеральной модели характерны оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий. Исходя из системы государственных приоритетов, можно выделить следующие направления реформирования: · сфера труда и распределения доходов; · пенсионная система; · социальное страхование; · реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.); · социальная помощь. В разработке и реализации социальной политики участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные индивиды). Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также: · государственные ведомства и учреждения; · органы местного самоуправления; · внебюджетные фонды; · общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; · коммерческие структуры и бизнес; · профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики; · граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.). Нормами социального права регулируется большой круг общественных отношений в социальной сфере. Предметом социального права являются: · правовое регулирование занятости, охраны труда и здоровья населения; · социальное обеспечение; социальное страхование и пенсионное обеспечение; · правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граж­дан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите; · правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты. Принципы и функции социального права и его связь с другими отраслями Социальное право связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным, или государственным, правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом. Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих защиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан; они используются и при социальной защите несовершеннолетних, а также граждан, получивших увечье. При социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних. Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права. Социальное право выполняет ряд функций. Основные из них следующие: экономическая, политическая, организационная, воспитательная. Экономическая функциязаключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда. Политическая функция означает, что в нормах социального права зафиксированы основные положения социальной политики государства. Организационная функция предполагает создание системы служб социальной защиты, организацию защиты от безработицы, социального обеспечения, социального страхования; обеспечение безопасных условий жизни, благосостояния населения; повышение культуры труда, быта и отдыха. Воспитательная функция заключается в повышении культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно социально неустроенных, в воспитании доброты к людям, в утверждении в обществе принципов сострадания, милосердия, человеколюбия. Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления ею. Назовем компоненты структуры этой системы. · Управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти России, администрации городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью). · Управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством России). Содержание мер по социальной защите.Социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение. Общепризнанно, что социальный контроль является одним из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в нее субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей вышеназванными субъектами. Социальный контроль и ответственность — необходимый элемент структуры системы организации социальной политики. Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные нормами социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами. Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено поведение его участников. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, ставшим жертвами чрезвычайных происшествий, и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения и будет осуществление конкретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением. Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемешаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами). Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно различаются в странах в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг. В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Обязательства распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняется. Субъектом социальной политики являются также работодатели, однако в большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (центральными и местными) властными структурами. Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансо­выми ресурсами, многие работодатели мoгут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наемных работников высокой заработной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.). Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряженности. Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях из-за высоких издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу ставшие повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело ее к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить «советский» уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммер­циализации основных социальных услуг, т.е. стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учета растущей дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам. Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более позитивную роль играют бюджеты субъектов Российской Федерации. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания в первую очередь для слабо защищенных слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны. Они, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района. Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения,играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода идеологическую роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей регулярными финансовыми ресурсами. Вместе с тем эти структуры являются представителями определенных слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями, минимальный уровень социальной защищенности занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений). Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной политики, которые выполняют при ее проведении инфраструктурные функции. Это банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики — человека. Несмотря на существующие трудности и противоречия, в России идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. Возникают и развиваются негосударственные благотворительные, страховые фонды, неправительственные некоммерческие организации, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий, в частности, экономического, финансового, законодательного характера Литература 1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие. М.: Эксмо. 256 с. 2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2001. 488 с. 3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995. 271 с. 4. Пронин Э.Н.. Политология. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. 70 с. 5. Социальная политика : учебник для бакалавров / под ред. С69 Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. М. : Издательство Юрайт, 2013. 424 С.
«Виды политической активности; типология субъектов политических процессов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot