Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы
Традиционные виды научных работ студентов
Характеризуются своей квалификационной направленностью. Призваны формировать у обучающегося культуру научного мышления, а также базовые исследовательские навыки.
Доклад –форма устного выступления, направленная на донесение информации по исследованию какой-либо проблемы до слушателей; предполагает общение с аудиторией, а также обоснование точки зрения докладчика по исследуемому вопросу.
Данная форма НИРС не только способствует формированию научно-исследовательских навыков, но и развивает умение ясно и критически мыслить.
Традиционно доклад включает несколько основных тезисов и аргументацию по ним. Хорошо, если докладчик выделит в своем выступлении информацию под запись, некоторый иллюстративный материал, даст ссылки на использованную литературу. Современные доклады нередко представляются в форме презентаций.
Реферат – форма письменной научно-методической работы, в которой кратко излагается основное содержание какой-либо книги или нескольких работ по определенной теме. Предполагает систематизацию материала и некоторые выводы по теме. Не предполагает практической части.
Конспект – краткая форма записи материала. Обычно пишется в достаточно свободной форме, включающей не только текст, но и различные сокращения, схемы, рисунки, таблицы, цитаты. Предполагает выделение основной и второстепенной информации. Для удобства добавления важного материала в конспекте следует оставлять широкие поля.
Контрольная работа – письменное выполнение заданий теоретического или практического характера. Один из основных видов самостоятельной работы и аудиторной, и внеаудиторной. Содержание определяется спецификой дисциплины. В данной работе следует четко следовать инструкции и не уходить от формулировки задания.
Курсовая работа – самостоятельное научное исследование, предусмотренное учебным планом по какой-либо дисциплине в официально определенные сроки. Предполагает решение автором какой-либо познавательной проблемы, соотнесения теории с фактами, использования специальной терминологии. Это может быть соотнесение различных точек зрения, освещение недостаточно изученной или систематизированной темы, формулировка скрытой проблемы, расчеты по заданным параметрам. Как правило, требования к оформлению данной работы регламентируются и выдаются исследователю заранее. Тематика и оценка курсовой работы указываются в приложении диплома об образовании. Достаточно часто материалы курсовой работы используются в последующей дипломной.
Дипломная работа (выпускная квалификационная работа) – выпускное научное исследование, заключительный этап обучения. Тематика и руководитель определяются выпускающей кафедрой. Предполагает изучение вопросов, не получивших достаточное освещение в науке, или применение новых подходов, концепций, авторской интерпретации к существующим проблемам. Работа должна показать высокую степень готовности к самостоятельной работе в условиях современных производственных и культурных реалий.
Магистерская диссертация - выпускная квалификационная работа более высокого уровня, чем дипломная. Часто является продолжением и углублением последней. Это заявка на профессиональную научную работу. Решает задачи, которые имеют достаточно серьезное значение для выбранной сферы исследования. Показывает умение магистранта самостоятельно решать достаточно сложные исследовательские задачи, защищать и обосновывать свою точку зрения. Тема и руководитель также определяются выпускающей кафедрой.
Другие виды научных работ
Отличаются высокой степенью научной культуры и новизны. Выполняются как в процессе обучения, так и уже состоявшимися учеными и исследователями.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения работы. Отражают наиболее существенные и достоверные результаты научного исследования, а также пути их получения. Могут быть основой доклада. Обычно занимают 1-2 страницы машинописного текста.
Исследовательская (научная) статья – это законченное и логически цельное произведение, освещающее какую-либо тему, входящую в круг проблем, связанных с темой исследования. Публикация закрепляет собой право автора на какую-либо идею. Кроме заголовка, включает аннотацию на родном и международном (английском) языке, ключевые слова, актуальность работы, использованные методы, результаты исследования и список литературы. В зависимости от выбранного метода могут быть теоретическими, практическими или обзорными (обзор различных мнений по вопросу и позиция автора). По жанру выделяются аналитические статьи (проведен анализ факторов, решающих какую-либо проблему); научно-публицистические (адресованы широкой аудитории, допускается эмоциональность и более простой стиль изложения); научно-исследовательские (описывают методику сбора данных, эксперимент). Обычно занимает 5-10 страниц.
Монография - научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам1.
Кандидатская диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. 2
Докторская диссертация – исследовательская работа самого высокого уровня, в которой автор должен показать себя как самый квалифицированный специалист в своей области. В отличии от магистерской или кандидатской диссертации, уже не требует научного руководства. Научный консультант лишь советует и оценивает работу, но не направляет соискателя. Объем такой работы составляет примерно 200-250 страниц.
Автореферат диссертации – краткое изложение основных результатов диссертационного исследования. Должен проинформировать о структуре диссертации, актуальности разрабатываемой тематики, предмете, объекте, цели и задачах исследования, новизне, личном вкладе автора в разработку проблемы исследования.
Основные этапы работы подготовки научной работы (краткая характеристика)
Любая работа начинается с уяснения сущности и специфики конкретного вида деятельности, а также требований к ней. Выполнение каждого вида работы имеет свою технологию, то есть заданную последовательность этапов с характерными операциями, результатами, а иногда и сроками.
1. Этап. Выбор и закрепление темы и руководителя.
• Тема ограничивает круг анализируемых вопросов и определяет цель работы, а также ее объект, предмет и выбор методов исследования. Она должна затрагивать неизученный или не достаточно изученный в настоящее время аспект актуальной, социально значимой проблемы конкретной научной области. Она может иметь как теоретическую, так и прикладную направленность. Важным фактором при выборе является и личный интерес исследователя.
• Тема согласуется с научным руководителем, а в случае написания выпускных квалификационных работ и она, и руководитель утверждаются на заседании кафедры, а затем приказом по факультету.
• 2 этап. Составление плана исследования с указанием сроков выполнения.
• Рабочий план разрабатывается совместно с научным руководителем, он должен быть достаточно гибким и не ограничивать развитие основной идеи работы. Как правило, план состоит из названий глав и параграфов, обозначающих основные задачи исследования. В процессе детальной работы в план допустимо вносить изменения.
• 3 этап. Выбор научной и методической литературы по теме исследования.
• Именно на этих источниках и будет основана работа. В их состав должна входить преимущественно научная литература: монографии, статьи из научных журналов, диссертации и авторефераты, учебно-методическая литература и периодика. Это могут быть как печатные, так и электронные издания. Не приветствуется использование материалов «Википедии» и подобных ей ресурсов, а также доминирование в перечне учебников или других ненаучных источников.
• 4 этап. Проведение теоретического и(или) экспериментального исследования.
• В соответствии с планом и сроками студент классифицирует, анализирует и обобщает собранный материал, фиксируя в черновом виде процесс и полученные результаты.
• 5 этап. Анализ и оценка результатов исследования.
• Проводится сопоставление результатов с обозначенными задачами, делается вывод о состоятельности гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований в данной области.
• 6 этап. Оформление работы (см. ниже).
•
• Оформление научных работ
• Специального государственного стандарта по оформлению не существует, но есть ряд нормативных документов, которыми следует руководствоваться. Конкретное научное издательство, куда направляется работа, как правило, прописывает принятые в нем правила оформления публикаций. В наиболее общем виде можно сформулировать следующие правила:
1. Работы печатаются на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 297 мм), шрифт Times New Roman, через 1,5 интервала, размер шрифта – 14,. поля: верхнее -2 см; нижнее – 2,5 см, левое – 3; правое – 1,5 см. Все страницы нумеруются по порядку начиная с титульного листа (номер на нем не ставится). Приложение не входит в основной объем работы.
2. Структура работы имеет строгую последовательность: титульный лист, оглавление, введение, основной текст с разбивкой по главам и параграфам, заключение, список литературы, приложения. В малых жанрах работ (тезисы, статья, и т.п.) титульный лист, оглавление и приложения не требуются.
3. Названия глав и параграфов в тексте и оглавлении должны полностью совпадать. Переносы слов в заголовках не ставят, точку в конце тоже. От текста заголовок отделяется пробельной строкой. Каждая глава основного текста, введение, заключение и список литературы начинаются с новой страницы.
4. Иллюстративный материал. Для наглядности и с целью сравнения материала применяются таблицы, рисунки, диаграммы, и другой иллюстративный материал:
• А) Таблицы. Название таблицы помещается вверху, должно быть кратким и отражать содержание. Само слово «Таблица» указывается один раз слева над таблицей и нумеруется, если их несколько в работе. Если таблица переходит на другую страницу, над продолжением пишут «Продолжение таблицы». В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят. В тексте работы указыватся, к чему она относится.
• Б) Иллюстрации. В качестве иллюстраций могут использоваться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и т.д. Допускается их вынесение в приложение к работе. Название помещается внизу, пишется с прописной буквы и точка в конце не ставится. Нумерация по порядку, если их в тексте несколько. В тексте работы в круглых скобках необходимо указать, куда относится рисунок. Например, (рис.5).
5. Формулы и уравнения. Обозначаются стандартными символами. Если они не пояснены ранее в тексте, то значение символов приводится под формулой в последовательности самой формулы , начиная со слов «где». Уравнения и формулы следует выделяют из текста в отдельную строку и нумеруют сквозной нумерацией через всю работу или в пределах главы (раздела) арабскими цифрами на уровне формулы справа в круглых скобках; перенос формулы на другую строку возможен только на знаках операции. Например,
Курс облигации без выплаты процентов (Ко) исчисляется по формуле:
= (1)
где Р – цена облигации;
N – номинальная стоимость облигации.
6. Библиография. Автор обязан давать ссылки на источники, откуда берет материал для своей работы, будь то прямое цитирование, косвенное или даже просто ознакомление с чужой работой. Библиографическая ссылка делает работу достоверной, позволяет найти источник, если потребуется. Выделяются ссылки:
• А) Внутритекстовые. Автор может выбрать подходящий вариант оформления, если он не прописан заранее. Ссылку можно отразить в квадратных скобках после цитирования, указав в ней номер источника в списке литературы, а затем страницу, с которой взята цитата. Например, [1; С.10-12]. Если заимствуется общая идея разных работ, в квадратных скобках просто перечисляют номера источников из списка литературы. Например, [1, 3, 5, 8].
Б) Подстрочные. Располагаются внизу страницы под текстом под горизонтальной чертой. Позволяют упростить чтение, сразу увидев источник цитаты и избежав загромождения основного текста. Если в тексте указан только автор, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Например,
По мнению Нечкиной, «…монография – основа больших обощений, важных научных концепций»1
________________________
1 Нечкина М.В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. – М., 1965. – С. 77
Если цитата заимствована не из первоисточника, а из вторичного документа, библиографической ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.: или Цит. по ст.: или Цит. по реф.:
Ссылкам на незакавыченные и перефразированные цитаты, когда заимствуют не слова, а идеи, должно предшествовать сокращенное слово «Смотрите». Например, См.:
Замену ссылки или части ссылки словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной ссылкой на один и тот же документ. Например:
Там же. С. 210.
• С) Оформление списка литературы. Осуществляется по государственным стандартам3. Если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет; список озаглавливают одним словом «Литература» или «Список литературы». Если включается только то, что анализировалось и использовалось в виде цитат в тексте – «Использованная литература». Источники располагаются по алфавиту, однофамильцы – в алфавитном порядке инициалов, источники на иностранных языках – в конце списка. Библиографическое описание может быть полным, кратким и рассширенным. В студенческих научных работах достаточно краткого описания, включающего только обязательные элементы. Пример полного библиографического описания (обязательные элементы выделены курсивом):
Гиршберг, М. А. Геодезия [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений по направлениям подготовки 21.03.03 «Геодезия и дистанционное зондирование», 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» / М. А. Гиршберг. ‒ Изд. стер. ‒ Москва : ИНФРА-М, 2016 ‒ 384 с. : ил., табл. ‒ (Высшее образование ‒ Бакалавриат). ‒ 744-55. ‒ ISBN 978-5-16-006351-5.
• Наиболее часто встречающиеся примеры приведем в качестве образца:
• Книги 1-3 авторов.
Федосов, А. В. Организация безопасного проведения работ с повышенной опасностью в организациях по обслуживанию населения [Текст]: монография / А. В. Федосов, А. В. Солодовников.– Уфа : Изд-во УГНТУ, 2015 – 248 с.
• Книги под заглавием.
Оценка технического состояния и определение объёма ремонтных работ участка магистрального газопровода [Текст]: учебное пособие / И. Н. Бирилло [и др.]. – Ухта : Изд-во УГТУ, 2016 – 95 с.
• Описание главы, раздела, параграфа.
Михайлов, Ю. М. Кадровое обеспечение системы управления промышленной безопасностью [Текст] / Ю. М. Михайлов // Промышленная безопасность и охрана труда : справочник руководителя (специалиста) опасного производственного объекта. ‒ Москва, 2014 ‒ Гл. 1.2., § 1.2.2. ‒ С. 13‒19.
• Статья из сборника трудов.
Морозюк, О. А. Анализ промысловых данных, характеризующих работу горизонтальных скважин разной длины при различных системах разработки [Текст] / О. А. Морозюк, С. М. Дуркин, Л. М. Рузин // Проблемы разработки и эксплуатации месторождений высоковязких нефтей и битумов : материалы межрегиональной научно-технической конференции (14‒15 ноября 2013 г.). – Ухта : Изд-во УГТУ, 2014 ‒ С. 85‒90.
• Статья из журнала
Волик, А.И. Учёт механизма теплопроводности в гидродинамической модели опытного участка Ярегского месторождения [Текст] / А. И. Волик, С. М. Дуркин, О. А. Морозюк, Л. М. Рузин // Нефтяное хозяйство. ‒ 2015 ‒ № 3 ‒ С. 88‒90.
• Автореферат.
• Белинова, Н.В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Белинова. - Киров, 2005. – 18 с.
• Иностранный журнал.
[Крейн, М.] Crane, M. Attributions of the quality of higher education [Text] / M. Crane // Research in higher education. – 2015 ‒ Vol. 12 ‒ P. 68‒92.
• Электронный источник.
Энергетика и промышленность России [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : http://www.eprussia.ru, свободный. ‒ Заглавие с экрана. ‒ Яз. рус., англ. – (Дата обращения 20.03.2018).
•
Тема 6. Языковой стиль научного исследования
1. Научный стиль речи (общая характеристика)4
1.1. Информационный блок
Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сфе-
ру общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной
информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функцио-
нирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от
характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых раз-
личий (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает
возможность говорить о специфике стиля в целом.
К таким общим чертам относятся:
1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер высказывания;
3) строгий отбор языковых средств;
4) тяготение к нормированной речи.
Основные характеристики научного стиля:
1. Сфера общественной жизни – наука. Это и конкретные иссле-
дования, и просветительская работа, и преподавание, и научная публи-
цистика. Поэтому в рамках научного стиля существуют многочислен-
ные жанры: статья, лекция, научный доклад, тезисы, монография, спра-
вочник, учебное пособие, автореферат, диссертация, дипломная работа,
научно-публицистический очерк (газетный и телевизионный), научная
дискуссия в прямом эфире, инструкция, аннотация и многие другие.
2. Доминирующая функция – познавательная. При помощи языка
формируются представления о мире, совершаются различные мысли-
тельные операции (сравнение, анализ, синтез), хранится и передается
научная информация.
3. Тип отношений между участниками речи – сотворчество. В тот
момент, когда мы читаем научную книгу, мы проходим вместе с ее со-
здателем один из путей познания мира.
4. Степень подготовленности. Особенность научной речи заклю-
чается в том, что ее порождение подготовлено и спонтанно в одно и то
же время, оно невозможно без творческого вдохновения, научного экс-
промта. Это ярко проявляется в научных дискуссиях. Научный текст,
хотя и написан по законам построения научной речи, является «неза-
конченным». Он открыт для обсуждения, может быть признан невер-
ным и т. д.
5. Наличие ограничений. Каждая научная область имеет свой ме-
таязык, который в границах этой области открыт. Например, в результа-
те научных открытий появляются новые формулы, термины и логиче-
ские построения (открытие новых звезд, химических элементов, теории
относительности).
6. Круг тем – неограниченный, так как нет ничего, что не могло
бы быть предметом научного интереса, научного исследования.
7. Преобладающая форма речи – письменная. Показательно то,
что устные жанры со временем трансформируются в письменные (пуб-
ликация научных докладов, лекций, стенографирование научных дис-
куссий, запись по памяти высказываний известных деятелей науки).
8. Форма изложения – безличная, что обусловлено стремлением к
объективности. Здесь часто используются пассивные конструкции:
«Было исследовано... », обобщенно-личные предложения: «Комету
наблюдают при ясной погоде...». В современном научном языке автор-
ское «мы» менее популярно, чем безличная форма: не мы думаем, а
представляется. Более актуально для научного текста – «мы» сотворче-
ства: «Мы можем отметить, что…». Структурные особенности научного
текста определяются стремлением автора к точности, обобщенности,
логичности, объективности и аналитичности. Это проявляется в исполь-
зовании однообразных, повторяемых конструкций, например родитель-
ного падежа, сложноподчиненных предложений, вводных слов, прича-
стий и деепричастий, объективном порядке слов, предпочтении форм
настоящего вневременного. Аналитичность выражают, например, такие
слова, как подвергнуть, произвести, во-первых, во-вторых.
9. Выражение оценки – косвенное или скрытое. Оценочность в
научной речи определяется не этическими нормами «плохо –хорошо»,
как, например, в разговорной речи или публицистическом стиле, а поня-
тиями «верно –неверно». Но в реальной практике, особенно в ситуации
устной научной речи, мы встречаемся с отождествлением субъективных
и объективных оценок: «Неверно, с нашей точки зрения, –значит пло-
хо». Скрытая оценочность может проявляться даже в терминах: слое-
ный пирог (военное) –расположение войск, при котором войска одной
воюющей стороны перемешиваются с войсками противника; симптом
заходящего солнца (медицинское) –признак нервного заболевания, со-
стоящий в том, что у больного закатываются глаза.
10. Степень эмоциональности и экспрессивности научного текста
зависит от области научного знания, к которой этот текст относится, и
от индивидуальности автора. Нет никаких оснований для того, чтобы
считать, что научная речь не может быть яркой и образной. Нередко в
научных работах, в частности полемических, используются эмоцио-__
нально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые на
фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают науч-
ной прозе большую убедительность. Например: нашими выдающимися
лингвистами, при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвы-
чайно осторожным, можно убедиться при помощи весьма любопытного
опыта и др.
Языковые средства создания экспрессивного, эмоционального то-
на научной речи:
а) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравне-
ние (наиболее яркие представители вида);
б) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации,
прогресс – замечательные, в сущности, явления);
в) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы
(Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и
оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа);
г) «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя (Что же
представляет собой бессознательное?).
Современная ситуация такова, что все современные теории пред-
ставляют собой отчаянную борьбу с терминологией, введенной автора-
ми. Показательно то, что об этом больше всего говорят математики. На
одной из своих лекций американский математик У. Эшби в ответ на во-
прос студента: «Умеет ли машина мыслить?» сказал: «Я отвечу на Ваш
вопрос, если вы объясните, что такое машина, что означает мыслить и
как понимать умеет».
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к фор-
мированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):
1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, до-
клады, курсовые и дипломные работы);
2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки);
3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лек-
ции, конспекты);
4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения
об испытаниях, инструкции для предприятий);
5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефе-
раты, аннотации);
6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги).
Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-
стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного сти-
ля, наследуя его общие признаки и особенности.
Языковые признаки научного стиля речи
Лексические признаки научного стиля речи
1. Лексика научной речи состоит из пластов:
а) общеупотребительная лексика;
б) общенаучная лексика – слова, при помощи которых можно описать
явления и процессы в разных областях науки (явление, процесс, вопрос,
базироваться и др.);
в) термины – слова, раскрывающие научные понятия.
2. Особенности значений слов – точность, обобщенность, одно-
значность. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста прояв-
ляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются
слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова
бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное,
часто терминологическое значение, например технические термины
муфта, стакан, трубка и др.
3. Характерная черта научного стиля – высокая терминологич-
ность (насыщенность терминами). Термин – слово или словосочетание,
выражающее понятие специальной области знания или деятельности.
4. Для языка науки характерно использование заимствованных и
интернациональных моделей (макро-, микро-, -метр, интер-, -граф и
т. д.): макромир, интерком, полиграф, микрометр, интерполирование.
5. В научном стиле частотны существительные и прилагательные
с определенным типом лексического значения и морфологическими ха-
рактеристиками. Например:
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изме-
нения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, постро-
ение, свойство, инерция, водность, экземплярность);
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, произ-
водителя действия (землеустроитель, двигатель, усилитель);
в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в ма-
лом количестве определенную примесь» (глинистый, песчанистый, хло-
ристый).
Морфологические признаки научного стиля речи
Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологи-
ческом уровне – в выборе форм частей речи.
1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще ис-
пользуются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы
настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значе-
ние (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаго-
лы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устой-
чивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; по-
кажем на примерах и т. п.).
2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с
суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота упо-
требления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании
научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на
производителе действия. Например: В современной философии и со-
циологии норма определяется как средство регулирования деятельности
общества в целом. В этом смысле норма понимается как закон деятель-
ности, правило.
3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие
страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение со-
ставлено верно.
4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются
краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны
функции этих элементов.
5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значе-
ние лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщен-
ным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед.
ч. «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято счи-
тать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской
скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу…
(вместо: я исследовал и пришел к выводу…).
6. В научной речи часто встречаются формы множественного чис-
ла существительных, которые в других типах речи не встречаются. Они
используются для обозначения:
а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смо-
лы, спирта, масла, нефти, чаи);
б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математиче-
ские преобразования, культуры) и понятий, выражающих количествен-
ные показатели (глубины, длины, теплоты);
в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопыт-
ные, хищники, хвойные).
Синтаксические признаки научного стиля
1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к
синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информа-
ции при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны сло-
восочетания имен существительных, в которых в функции определения
выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач,
прибор для монтажа).__
2. Типичным для данного стиля является употребление именного
сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха-
рактера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода,
которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг;
Акция – это ценная бумага.
3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются
предложения с краткими причастиями типа «может быть использован»
(этот метод может быть использован при производстве «умных бомб»).
4. Вопросительные предложения выполняют в научной речи спе-
цифические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь
внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использо-
вания пластиковых карт?)
5. Для научного стиля характерно широкое распространение без-
личных предложений, поскольку в современной научной речи личная
манера изложения уступила место безличной, например: Можно ска-
зать, происходит негласный конкурс проектов будущего социального
переустройства. Современному человеку это легко понять на модели
перехода к рынку.
6. Для научных текстов характерно выяснение причинно-
следственных отношений между явлениями, поэтому в них преоблада-
ют сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на
то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как,
между тем как, в то время как и др.).
7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосо-
четаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мне-
нию, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки
зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Например: Ответ, по
мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не
следует за внешним стимулом.
8. Для научных произведений характерна композиционная связан-
ность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного вы-
сказывания достигается при помощи определенных связующих слов,
наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний
слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме,
к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо,
сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сна-
чала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.).__
Дополнительные источники:
https://culture.wikireading.ru/62963
http://psyjournals.ru/langpsy/2016/n2/Ivanitskaya_full.shtml