Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы

  • 👀 44314 просмотров
  • 📌 44303 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы» docx
Тема 5. Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы Традиционные виды научных работ студентов Характеризуются своей квалификационной направленностью. Призваны формировать у обучающегося культуру научного мышления, а также базовые исследовательские навыки. Доклад –форма устного выступления, направленная на донесение информации по исследованию какой-либо проблемы до слушателей; предполагает общение с аудиторией, а также обоснование точки зрения докладчика по исследуемому вопросу. Данная форма НИРС не только способствует формированию научно-исследовательских навыков, но и развивает умение ясно и критически мыслить. Традиционно доклад включает несколько основных тезисов и аргументацию по ним. Хорошо, если докладчик выделит в своем выступлении информацию под запись, некоторый иллюстративный материал, даст ссылки на использованную литературу. Современные доклады нередко представляются в форме презентаций. Реферат – форма письменной научно-методической работы, в которой кратко излагается основное содержание какой-либо книги или нескольких работ по определенной теме. Предполагает систематизацию материала и некоторые выводы по теме. Не предполагает практической части. Конспект – краткая форма записи материала. Обычно пишется в достаточно свободной форме, включающей не только текст, но и различные сокращения, схемы, рисунки, таблицы, цитаты. Предполагает выделение основной и второстепенной информации. Для удобства добавления важного материала в конспекте следует оставлять широкие поля. Контрольная работа – письменное выполнение заданий теоретического или практического характера. Один из основных видов самостоятельной работы и аудиторной, и внеаудиторной. Содержание определяется спецификой дисциплины. В данной работе следует четко следовать инструкции и не уходить от формулировки задания. Курсовая работа – самостоятельное научное исследование, предусмотренное учебным планом по какой-либо дисциплине в официально определенные сроки. Предполагает решение автором какой-либо познавательной проблемы, соотнесения теории с фактами, использования специальной терминологии. Это может быть соотнесение различных точек зрения, освещение недостаточно изученной или систематизированной темы, формулировка скрытой проблемы, расчеты по заданным параметрам. Как правило, требования к оформлению данной работы регламентируются и выдаются исследователю заранее. Тематика и оценка курсовой работы указываются в приложении диплома об образовании. Достаточно часто материалы курсовой работы используются в последующей дипломной. Дипломная работа (выпускная квалификационная работа) – выпускное научное исследование, заключительный этап обучения. Тематика и руководитель определяются выпускающей кафедрой. Предполагает изучение вопросов, не получивших достаточное освещение в науке, или применение новых подходов, концепций, авторской интерпретации к существующим проблемам. Работа должна показать высокую степень готовности к самостоятельной работе в условиях современных производственных и культурных реалий. Магистерская диссертация - выпускная квалификационная работа более высокого уровня, чем дипломная. Часто является продолжением и углублением последней. Это заявка на профессиональную научную работу. Решает задачи, которые имеют достаточно серьезное значение для выбранной сферы исследования. Показывает умение магистранта самостоятельно решать достаточно сложные исследовательские задачи, защищать и обосновывать свою точку зрения. Тема и руководитель также определяются выпускающей кафедрой. Другие виды научных работ Отличаются высокой степенью научной культуры и новизны. Выполняются как в процессе обучения, так и уже состоявшимися учеными и исследователями. Тезисы – кратко сформулированные основные положения работы. Отражают наиболее существенные и достоверные результаты научного исследования, а также пути их получения. Могут быть основой доклада. Обычно занимают 1-2 страницы машинописного текста. Исследовательская (научная) статья – это законченное и логически цельное произведение, освещающее какую-либо тему, входящую в круг проблем, связанных с темой исследования. Публикация закрепляет собой право автора на какую-либо идею. Кроме заголовка, включает аннотацию на родном и международном (английском) языке, ключевые слова, актуальность работы, использованные методы, результаты исследования и список литературы. В зависимости от выбранного метода могут быть теоретическими, практическими или обзорными (обзор различных мнений по вопросу и позиция автора). По жанру выделяются аналитические статьи (проведен анализ факторов, решающих какую-либо проблему); научно-публицистические (адресованы широкой аудитории, допускается эмоциональность и более простой стиль изложения); научно-исследовательские (описывают методику сбора данных, эксперимент). Обычно занимает 5-10 страниц. Монография - научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам1. Кандидатская диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические  или технологические  разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. 2 Докторская диссертация – исследовательская работа самого высокого уровня, в которой автор должен показать себя как самый квалифицированный специалист в своей области. В отличии от магистерской или кандидатской диссертации, уже не требует научного руководства. Научный консультант лишь советует и оценивает работу, но не направляет соискателя. Объем такой работы составляет примерно 200-250 страниц. Автореферат диссертации – краткое изложение основных результатов диссертационного исследования. Должен проинформировать о структуре диссертации, актуальности разрабатываемой тематики, предмете, объекте, цели и задачах исследования, новизне, личном вкладе автора в разработку проблемы исследования. Основные этапы работы подготовки научной работы (краткая характеристика) Любая работа начинается с уяснения сущности и специфики конкретного вида деятельности, а также требований к ней. Выполнение каждого вида работы имеет свою технологию, то есть заданную последовательность этапов с характерными операциями, результатами, а иногда и сроками. 1. Этап. Выбор и закрепление темы и руководителя. • Тема ограничивает круг анализируемых вопросов и определяет цель работы, а также ее объект, предмет и выбор методов исследования. Она должна затрагивать неизученный или не достаточно изученный в настоящее время аспект актуальной, социально значимой проблемы конкретной научной области. Она может иметь как теоретическую, так и прикладную направленность. Важным фактором при выборе является и личный интерес исследователя. • Тема согласуется с научным руководителем, а в случае написания выпускных квалификационных работ и она, и руководитель утверждаются на заседании кафедры, а затем приказом по факультету. • 2 этап. Составление плана исследования с указанием сроков выполнения. • Рабочий план разрабатывается совместно с научным руководителем, он должен быть достаточно гибким и не ограничивать развитие основной идеи работы. Как правило, план состоит из названий глав и параграфов, обозначающих основные задачи исследования. В процессе детальной работы в план допустимо вносить изменения. • 3 этап. Выбор научной и методической литературы по теме исследования. • Именно на этих источниках и будет основана работа. В их состав должна входить преимущественно научная литература: монографии, статьи из научных журналов, диссертации и авторефераты, учебно-методическая литература и периодика. Это могут быть как печатные, так и электронные издания. Не приветствуется использование материалов «Википедии» и подобных ей ресурсов, а также доминирование в перечне учебников или других ненаучных источников. • 4 этап. Проведение теоретического и(или) экспериментального исследования. • В соответствии с планом и сроками студент классифицирует, анализирует и обобщает собранный материал, фиксируя в черновом виде процесс и полученные результаты. • 5 этап. Анализ и оценка результатов исследования. • Проводится сопоставление результатов с обозначенными задачами, делается вывод о состоятельности гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований в данной области. • 6 этап. Оформление работы (см. ниже). • • Оформление научных работ • Специального государственного стандарта по оформлению не существует, но есть ряд нормативных документов, которыми следует руководствоваться. Конкретное научное издательство, куда направляется работа, как правило, прописывает принятые в нем правила оформления публикаций. В наиболее общем виде можно сформулировать следующие правила: 1. Работы печатаются на одной стороне белой бумаги формата А4 (210  297 мм), шрифт Times New Roman, через 1,5 интервала, размер шрифта – 14,. поля: верхнее -2 см; нижнее – 2,5 см, левое – 3; правое – 1,5 см. Все страницы нумеруются по порядку начиная с титульного листа (номер на нем не ставится). Приложение не входит в основной объем работы. 2. Структура работы имеет строгую последовательность: титульный лист, оглавление, введение, основной текст с разбивкой по главам и параграфам, заключение, список литературы, приложения. В малых жанрах работ (тезисы, статья, и т.п.) титульный лист, оглавление и приложения не требуются. 3. Названия глав и параграфов в тексте и оглавлении должны полностью совпадать. Переносы слов в заголовках не ставят, точку в конце тоже. От текста заголовок отделяется пробельной строкой. Каждая глава основного текста, введение, заключение и список литературы начинаются с новой страницы. 4. Иллюстративный материал. Для наглядности и с целью сравнения материала применяются таблицы, рисунки, диаграммы, и другой иллюстративный материал: • А) Таблицы. Название таблицы помещается вверху, должно быть кратким и отражать содержание. Само слово «Таблица» указывается один раз слева над таблицей и нумеруется, если их несколько в работе. Если таблица переходит на другую страницу, над продолжением пишут «Продолжение таблицы». В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят. В тексте работы указыватся, к чему она относится. • Б) Иллюстрации. В качестве иллюстраций могут использоваться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и т.д. Допускается их вынесение в приложение к работе. Название помещается внизу, пишется с прописной буквы и точка в конце не ставится. Нумерация по порядку, если их в тексте несколько. В тексте работы в круглых скобках необходимо указать, куда относится рисунок. Например, (рис.5). 5. Формулы и уравнения. Обозначаются стандартными символами. Если они не пояснены ранее в тексте, то значение символов приводится под формулой в последовательности самой формулы , начиная со слов «где». Уравнения и формулы следует выделяют из текста в отдельную строку и нумеруют сквозной нумерацией через всю работу или в пределах главы (раздела) арабскими цифрами на уровне формулы справа в круглых скобках; перенос формулы на другую строку возможен только на знаках операции. Например, Курс облигации без выплаты процентов (Ко) исчисляется по формуле: = (1) где Р – цена облигации; N – номинальная стоимость облигации. 6. Библиография. Автор обязан давать ссылки на источники, откуда берет материал для своей работы, будь то прямое цитирование, косвенное или даже просто ознакомление с чужой работой. Библиографическая ссылка делает работу достоверной, позволяет найти источник, если потребуется. Выделяются ссылки: • А) Внутритекстовые. Автор может выбрать подходящий вариант оформления, если он не прописан заранее. Ссылку можно отразить в квадратных скобках после цитирования, указав в ней номер источника в списке литературы, а затем страницу, с которой взята цитата. Например, [1; С.10-12]. Если заимствуется общая идея разных работ, в квадратных скобках просто перечисляют номера источников из списка литературы. Например, [1, 3, 5, 8]. Б) Подстрочные. Располагаются внизу страницы под текстом под горизонтальной чертой. Позволяют упростить чтение, сразу увидев источник цитаты и избежав загромождения основного текста. Если в тексте указан только автор, в подстрочной ссылке дают полное описание работы. Например, По мнению Нечкиной, «…монография – основа больших обощений, важных научных концепций»1 ________________________ 1 Нечкина М.В. Монография: ее место в науке и в издательских планах. – М., 1965. – С. 77 Если цитата заимствована не из первоисточника, а из вторичного документа, библиографической ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.: или Цит. по ст.: или Цит. по реф.: Ссылкам на незакавыченные и перефразированные цитаты, когда заимствуют не слова, а идеи, должно предшествовать сокращенное слово «Смотрите». Например, См.: Замену ссылки или части ссылки словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной ссылкой на один и тот же документ. Например: Там же. С. 210. • С) Оформление списка литературы. Осуществляется по государственным стандартам3. Если в список включаются все документы, изученные исследователем по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет; список озаглавливают одним словом «Литература» или «Список литературы». Если включается только то, что анализировалось и использовалось в виде цитат в тексте – «Использованная литература». Источники располагаются по алфавиту, однофамильцы – в алфавитном порядке инициалов, источники на иностранных языках – в конце списка. Библиографическое описание может быть полным, кратким и рассширенным. В студенческих научных работах достаточно краткого описания, включающего только обязательные элементы. Пример полного библиографического описания (обязательные элементы выделены курсивом): Гиршберг, М. А. Геодезия [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений по направлениям подготовки 21.03.03 «Геодезия и дистанционное зондирование», 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» / М. А. Гиршберг. ‒ Изд. стер. ‒ Москва : ИНФРА-М, 2016 ‒ 384 с. : ил., табл. ‒ (Высшее образование ‒ Бакалавриат). ‒ 744-55. ‒ ISBN 978-5-16-006351-5. • Наиболее часто встречающиеся примеры приведем в качестве образца: • Книги 1-3 авторов. Федосов, А. В. Организация безопасного проведения работ с повышенной опасностью в организациях по обслуживанию населения [Текст]: монография / А. В. Федосов, А. В. Солодовников.– Уфа : Изд-во УГНТУ, 2015 – 248 с. • Книги под заглавием. Оценка технического состояния и определение объёма ремонтных работ участка магистрального газопровода [Текст]: учебное пособие / И. Н. Бирилло [и др.]. – Ухта : Изд-во УГТУ, 2016 – 95 с. • Описание главы, раздела, параграфа. Михайлов, Ю. М. Кадровое обеспечение системы управления промышленной безопасностью [Текст] / Ю. М. Михайлов // Промышленная безопасность и охрана труда : справочник руководителя (специалиста) опасного производственного объекта. ‒ Москва, 2014 ‒ Гл. 1.2., § 1.2.2. ‒ С. 13‒19. • Статья из сборника трудов. Морозюк, О. А. Анализ промысловых данных, характеризующих работу горизонтальных скважин разной длины при различных системах разработки [Текст] / О. А. Морозюк, С. М. Дуркин, Л. М. Рузин // Проблемы разработки и эксплуатации месторождений высоковязких нефтей и битумов : материалы межрегиональной научно-технической конференции (14‒15 ноября 2013 г.). – Ухта : Изд-во УГТУ, 2014 ‒ С. 85‒90. • Статья из журнала Волик, А.И. Учёт механизма теплопроводности в гидродинамической модели опытного участка Ярегского месторождения [Текст] / А. И. Волик, С. М. Дуркин, О. А. Морозюк, Л. М. Рузин // Нефтяное хозяйство. ‒ 2015 ‒ № 3 ‒ С. 88‒90. • Автореферат. • Белинова, Н.В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Белинова. - Киров, 2005. – 18 с. • Иностранный журнал. [Крейн, М.] Crane, M. Attributions of the quality of higher education [Text] / M. Crane // Research in higher education. – 2015 ‒ Vol. 12 ‒ P. 68‒92. • Электронный источник. Энергетика и промышленность России [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа : http://www.eprussia.ru, свободный. ‒ Заглавие с экрана. ‒ Яз. рус., англ. – (Дата обращения 20.03.2018). • Тема 6. Языковой стиль научного исследования 1. Научный стиль речи (общая характеристика)4 1.1. Информационный блок Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сфе- ру общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории. Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функцио- нирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых раз- личий (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи. Основные характеристики научного стиля: 1. Сфера общественной жизни – наука. Это и конкретные иссле- дования, и просветительская работа, и преподавание, и научная публи- цистика. Поэтому в рамках научного стиля существуют многочислен- ные жанры: статья, лекция, научный доклад, тезисы, монография, спра- вочник, учебное пособие, автореферат, диссертация, дипломная работа, научно-публицистический очерк (газетный и телевизионный), научная дискуссия в прямом эфире, инструкция, аннотация и многие другие. 2. Доминирующая функция – познавательная. При помощи языка формируются представления о мире, совершаются различные мысли- тельные операции (сравнение, анализ, синтез), хранится и передается научная информация. 3. Тип отношений между участниками речи – сотворчество. В тот момент, когда мы читаем научную книгу, мы проходим вместе с ее со- здателем один из путей познания мира. 4. Степень подготовленности. Особенность научной речи заклю- чается в том, что ее порождение подготовлено и спонтанно в одно и то же время, оно невозможно без творческого вдохновения, научного экс- промта. Это ярко проявляется в научных дискуссиях. Научный текст, хотя и написан по законам построения научной речи, является «неза- конченным». Он открыт для обсуждения, может быть признан невер- ным и т. д. 5. Наличие ограничений. Каждая научная область имеет свой ме- таязык, который в границах этой области открыт. Например, в результа- те научных открытий появляются новые формулы, термины и логиче- ские построения (открытие новых звезд, химических элементов, теории относительности). 6. Круг тем – неограниченный, так как нет ничего, что не могло бы быть предметом научного интереса, научного исследования. 7. Преобладающая форма речи – письменная. Показательно то, что устные жанры со временем трансформируются в письменные (пуб- ликация научных докладов, лекций, стенографирование научных дис- куссий, запись по памяти высказываний известных деятелей науки). 8. Форма изложения – безличная, что обусловлено стремлением к объективности. Здесь часто используются пассивные конструкции: «Было исследовано... », обобщенно-личные предложения: «Комету наблюдают при ясной погоде...». В современном научном языке автор- ское «мы» менее популярно, чем безличная форма: не мы думаем, а представляется. Более актуально для научного текста – «мы» сотворче- ства: «Мы можем отметить, что…». Структурные особенности научного текста определяются стремлением автора к точности, обобщенности, логичности, объективности и аналитичности. Это проявляется в исполь- зовании однообразных, повторяемых конструкций, например родитель- ного падежа, сложноподчиненных предложений, вводных слов, прича- стий и деепричастий, объективном порядке слов, предпочтении форм настоящего вневременного. Аналитичность выражают, например, такие слова, как подвергнуть, произвести, во-первых, во-вторых. 9. Выражение оценки – косвенное или скрытое. Оценочность в научной речи определяется не этическими нормами «плохо –хорошо», как, например, в разговорной речи или публицистическом стиле, а поня- тиями «верно –неверно». Но в реальной практике, особенно в ситуации устной научной речи, мы встречаемся с отождествлением субъективных и объективных оценок: «Неверно, с нашей точки зрения, –значит пло- хо». Скрытая оценочность может проявляться даже в терминах: слое- ный пирог (военное) –расположение войск, при котором войска одной воюющей стороны перемешиваются с войсками противника; симптом заходящего солнца (медицинское) –признак нервного заболевания, со- стоящий в том, что у больного закатываются глаза. 10. Степень эмоциональности и экспрессивности научного текста зависит от области научного знания, к которой этот текст относится, и от индивидуальности автора. Нет никаких оснований для того, чтобы считать, что научная речь не может быть яркой и образной. Нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоцио-__ нально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают науч- ной прозе большую убедительность. Например: нашими выдающимися лингвистами, при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвы- чайно осторожным, можно убедиться при помощи весьма любопытного опыта и др. Языковые средства создания экспрессивного, эмоционального то- на научной речи: а) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравне- ние (наиболее яркие представители вида); б) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации, прогресс – замечательные, в сущности, явления); в) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы (Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа); г) «проблемные» вопросы, привлекающие внимание читателя (Что же представляет собой бессознательное?). Современная ситуация такова, что все современные теории пред- ставляют собой отчаянную борьбу с терминологией, введенной автора- ми. Показательно то, что об этом больше всего говорят математики. На одной из своих лекций американский математик У. Эшби в ответ на во- прос студента: «Умеет ли машина мыслить?» сказал: «Я отвечу на Ваш вопрос, если вы объясните, что такое машина, что означает мыслить и как понимать умеет». Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к фор- мированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, до- клады, курсовые и дипломные работы); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лек- ции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефе- раты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально- стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного сти- ля, наследуя его общие признаки и особенности. Языковые признаки научного стиля речи Лексические признаки научного стиля речи 1. Лексика научной речи состоит из пластов: а) общеупотребительная лексика; б) общенаучная лексика – слова, при помощи которых можно описать явления и процессы в разных областях науки (явление, процесс, вопрос, базироваться и др.); в) термины – слова, раскрывающие научные понятия. 2. Особенности значений слов – точность, обобщенность, одно- значность. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста прояв- ляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например технические термины муфта, стакан, трубка и др. 3. Характерная черта научного стиля – высокая терминологич- ность (насыщенность терминами). Термин – слово или словосочетание, выражающее понятие специальной области знания или деятельности. 4. Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, -метр, интер-, -граф и т. д.): макромир, интерком, полиграф, микрометр, интерполирование. 5. В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими ха- рактеристиками. Например: а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изме- нения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, постро- ение, свойство, инерция, водность, экземплярность); б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, произ- водителя действия (землеустроитель, двигатель, усилитель); в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в ма- лом количестве определенную примесь» (глинистый, песчанистый, хло- ристый). Морфологические признаки научного стиля речи Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологи- ческом уровне – в выборе форм частей речи. 1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще ис- пользуются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значе- ние (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаго- лы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устой- чивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; по- кажем на примерах и т. п.). 2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота упо- требления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия. Например: В современной философии и со- циологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом. В этом смысле норма понимается как закон деятель- ности, правило. 3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение со- ставлено верно. 4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов. 5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значе- ние лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщен- ным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято счи- тать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…). 6. В научной речи часто встречаются формы множественного чис- ла существительных, которые в других типах речи не встречаются. Они используются для обозначения: а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смо- лы, спирта, масла, нефти, чаи); б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математиче- ские преобразования, культуры) и понятий, выражающих количествен- ные показатели (глубины, длины, теплоты); в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопыт- ные, хищники, хвойные). Синтаксические признаки научного стиля 1. Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информа- ции при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны сло- восочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).__ 2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха- рактера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция – это ценная бумага. 3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа «может быть использован» (этот метод может быть использован при производстве «умных бомб»). 4. Вопросительные предложения выполняют в научной речи спе- цифические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использо- вания пластиковых карт?) 5. Для научного стиля характерно широкое распространение без- личных предложений, поскольку в современной научной речи личная манера изложения уступила место безличной, например: Можно ска- зать, происходит негласный конкурс проектов будущего социального переустройства. Современному человеку это легко понять на модели перехода к рынку. 6. Для научных текстов характерно выяснение причинно- следственных отношений между явлениями, поэтому в них преоблада- ют сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.). 7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосо- четаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мне- нию, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом. 8. Для научных произведений характерна композиционная связан- ность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного вы- сказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сна- чала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.).__ Дополнительные источники: https://culture.wikireading.ru/62963 http://psyjournals.ru/langpsy/2016/n2/Ivanitskaya_full.shtml
«Виды научных работ. Основные этапы подготовки научной работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot