Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Виды лекции и их структура

  • ⌛ 2022 год
  • 👀 443 просмотра
  • 📌 373 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Виды лекции и их структура» docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет имение А.Н. Косыгина Институт экономики и менеджмента Кучеров Кирилл Владимирович Реферат Лекция как организации обучения в ВУЗе. Виды лекции и их структура студента 1-го курса группы ЭС-102з направления подготовки 43.03.01 Сервис, направление «Управление бизнес-процессами в сфере обслуживания» заочной формы обучения Москва 2022г. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...3 1. Роль и место лекции в вузе……………………………………………………….4 2. Структура лекции…………………………………………………………………7 3. Виды лекций……………………………………………………………………….9 4. Особенности подготовки лекции……………………………………………….12 5. Современная вузовская лекция…………………………………………………12 6. Критерии оценки качества лекции……………………………………………...14 Заключение……………………………………………………………………….…16 Список литературы……………………….……………………..............................17 ВВЕДЕНИЕ Лекция всегда являлась важнейшей формой обучения в вузе. Это стандартная форма преподавания теоретических знаний в рамках любого предмета. Спорным является вопрос по поводу проведения лекции: нужна ли она, или студентам лучше проходить обучение в рамках семинарского занятия. Это объясняется тем, что хорошо изложенный, на доступном языке материал студент может самостоятельно изучить, и затем попробовать применить полученные знания на практике. Актуальность темы объясняется следующим фактом: как показывает практика, отказ от лекционных занятий может привести к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушить его планомерную работу в течение семестра. В связи с чем лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Цель работы: познакомиться с ролью лекции в ВУЗе, видами и структурой лекций. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить роль и место лекции в ВУЗе; - изучить особенности структуры лекции; - познакомиться с видами лекций; - узнать особенности лекционного преподавания в современном ВУЗе. 1. РОЛЬ И МЕСТО ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ Лекция в университете - важное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - сформировать базу знаний студента для последующего усвоения учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" берет свое происхождение от латинского "lection" - чтение. Впервые данная форма обучения появилась в Древней Греции, а затем она получила свое развитие в Древнем Риме в средние века. В истории развития лекционного обучения значимую роль сыграл М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. По мнению известного ученого-педагога В.И. Загвязинского: «Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладание ценностями, смыслами, а не просто информацию; он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности». Можно выделить следующие отличительные черты лекции: - позволяет создать целостное и логичное представление об основных положениях учебной дисциплины: -дает студенту понятие о методологии изучаемой науки; - данная форма обучения компенсирует отсутствие или устаревание учебной литературы, позволяет познакомить студентов с актуальными научными знаниями; - позволяет совместить процессы обучения и воспитания; - дает возможность преподавателю нацелить студента, в каком направлении ему следует самостоятельно работать. [8] Можно выделить преимущества лекционной формы преподавания: 1. лекция позволяет оперативно передать научную информацию, она доступна для большого количества студентов, позволяет одновременно усваивать и изучать материал. Поэтому данный способ обучения становится эффективным. Лектор излагает учебный материал логично, информация рациональна, откладывается в сознании студентов. Также студенты имеют возможность задать лектору интересующие их вопросы. 2. лекцию можно провести очень разнообразно: от информационного до проблемного построения, так у студентов формируется культура познающего мышления. 3. студент общается с лектором в рамках учебного процесса, а этого не может заменить никакой учебник. Разумеется, не все лекторы являются таковыми, однако, вероятность такого личного общения, способного увлечь и вызвать подлинную заинтересованность у слушателей, весьма высока 4. Лектор имеет возможность также наметить пути самостоятельного изучения студентами материала учебной дисциплины. Лекция занимает ведущее место в учебном процессе так как: 1) курс лекций по предмету раскрывает основное его содержание; 2) от лекции зависит теоретическая и профессиональная направленность учебного процесса; 3) от лекции зависит направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса. Это объясняется и тем, что на лекции приходится около 50% времени каждой преподаваемой дисциплины. Можно выделить следующие функции лекции в учебном процессе: - информационная (передача новой информации, учебного материала, научных знаний); - ориентирующая (студент знакомится с дисциплиной, узнает научные и прикладные проблемы, которые требуют дальнейшей разработки); - методологическая (формируется представление о методологии науки, методах и методиках исследования); - мотивационно-стимулирующая (преподаватель старается побудить студента к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному развитию); - воспитательная (студент получает общение с преподавателем, формирует своё мировоззрение, ценности, отношение к происходящему); - развивающая (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.).[5] Анализируя функции лекции, можно утверждать, что данная форма обучения является ведущей среди всех остальных форм и методов, она дает обучающимся исходные научные знания. Основные требования к современной лекции: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими кодами учебных занятий, практикой повседневной жизни. Исходя их вышеназванных требований, лекцию в вузе лекция должна иметь следующие черты: · четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции); · твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; · законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом; · быть доказательной и аргументированной, содержать примеры, факты, быть связанной с практикой; · быть проблемной, рассказывать возникающие противоречия и направления их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления; · иметь логическую аргументацию, вызывать у студентов интерес, задавать направление самостоятельной работы; · отражать методическую обработку материала; ·отличаться наглядностью, сочетаться с аудиовизуальными материалами, образами; · излагаться доступным и понятным языком с разъяснением новых терминов и понятий; Необходимость лекции объясняется следующими причинами: - отсутствием учебников по дисциплинам или, в случае обновления учебного материала; -сложностью учебного материала для его самостоятельного изучения студентами; - противоречивость концепций по изучаемой теме; - важностью личного эмоционального воздействия лектора на студентов для развития их мотивации к учебе, познанию, развития личного мировоззрения и мышления. 2. СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Учебная лекция должна быть структурирована. Обычно лекция состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Во вступлении (введении) обозначена тема лекции, план, цель. Его назначения- заинтересовать и настроить студентов на обучения, объяснить актуальность темы, ее основные вопросы и проблемы. Введение необходимо делать кратким и целенаправленным. [9] Содержание – основная часть лекции, в которой рассказывается о научном содержании темы, все ее главные вопросы, применяются доказательства, методические приемы. В содержании применяются суждения, аргументация, доказательства. Любое теоретическое положение нужно доказать и объяснить, сделать научные выводы. Каждый учебный вопрос нужно закончить выводами, дающими возможность перейти к следующим лекционным разделам. Обычно в лекции освещается от 2 до 4 вопросов, которые могут быть поделены на подвопросы. Это необходимо для более легкого усвоения учебного материала. Слишком много вопросов в лекции делать не рекомендуется, так как нарушается ее логика. Длительность лекции должна быть соразмерна научным знаниям. [7] В заключении обобщаются краткие идеи лекции, завершается ее логика. В заключении могут быть даны рекомендации об изучении основных вопросов лекции. Но определенные виды лекций (вводные, заключительные, обзорные, установочные) отличаются своими особенностями в содержании и построении, которые нужно учесть при обработке плана лекции. Мастерство лектора складывается из множества факторов. Можно выделить следующие: - в речи необходимо избегать монотонности, так как она утомляет слушателей, у них пропадает интерес. Нужно менять интонацию, силу голоса, темп изложения. Речь лектора должна быть убедительной и доказательной; - материал необходимо излагать на доступном языке, но нужно избегать крайностей: книжного стиля и разговорного. Лектору нужно стараться говорить речь своими словами, а не чужими оборотами; - речь должна быть выразительной, язык образным, нужно стараться подбирать удачные выражения, сравнения, которые вдохновят учащихся; - не допускается механическое прочтение лекционного материала. В лекции должно быть общение с аудиторией, необходимо выстраивать диалог. Часто используется вопросно-ответная форма подачи материала; - лектор должен смотреть за тем, как учащиеся усваивают материал, реагировать на их реплики, вопросы; - речь необходимо прерывать паузами. Роль пауз в лекционном общении следующая: а) пауза нужна для эффективного усвоения материала, потому что максимальная продолжительность внимания слушателя – 20 минут; б) паузы – это средство мобилизации внимания для сообщения вывода, важного факта. Паузы заполняются следующей информацией: а) биографией учёных-экономистов, людей науки, культуры, политики; б) яркими фактами из различных областей знания; в) средствами наглядности; г) включением расчётов; д) юмором.[6] Итак, процедура подготовки к лекции сложна и трудоёмка, требует большого напряжения, усилий. Однако если лекция прочитана на соответствующем теоретическом и методическом уровне, она имеет огромную познавательную ценность. 3. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ Наибольшее распространение в практике вузов получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная. Вводная лекция является вступлением к учебной дисциплине. Она содержит важные задачи курса, характеризует его содержание, раскрывает уровень развития знаний в данной области. Студенты узнают о дополнительной учебной литературе. Установочная лекция обычно читается студентам заочной формы обучения. Она направляет студентов для самостоятельного изучения дисциплины. Обычно в рамках этой лекции изучаются предмет, важные термины, проблемы курса, его значимость для процессии. Тематические (текущие) лекции читаются по основам курса и спецкурсам. Как правило, тематика этих лекций соответствует зачетным и экзаменационным вопросам. Обзорная лекция читается по завершении изучения дисциплины перед государственным экзаменом. Ее назначения – систематизировать знания студента, глубже рассмотреть методологические проблемы, проработать вопросы курса. [1] Обобщающая лекция завершает изучение темы или дисциплины. Ранее изученный материал обобщается и систематизируется, интегрируется со знаниями, полученными в процессе самостоятельной работы. Заключительная лекция направлена на подведение итогов изучения всего курса, позволяет углубить и обобщить уже имеющиеся знания. Объясняется применение теоретического материала в профессии. В зависимости от роли в учебном процессе лекции могут быть учебно- программные, проблемные и установочные. Учебно-программные лекции позволяют систематизировать учебный материал, сконцентрироваться на узловых вопросах науки. Данные лекции образуют базу учебного материала. Проблемная лекция повышает роль логико-методологической функции, т.е. рассматриваются в науке вопросы, не имеющие решения или решенные вопросы на основе логических рассуждений. На лекции такого вида студенты находятся в постоянном осмыслении, участвуют с лектором в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как: - знания, усвоенные таким образом, являются достоянием обучающихся, т. е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; - усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); - решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); - подобного рода лекция повышает интерес к усваиваемому содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности).[4] Установочные лекции применяются как вступительные знания к курсу, формируют представления студента о предмете, его содержании, структуре курса. По причине того, что на лекции студенты чаще всего являются пассивными слушателями, разработали разновидности лекций в зависимости от подачи лекционного материала. В их числе лекция-консультация, лекция-пресс-конференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция- исследование, лекция с применением техники обратной связи, лекция визуальная. Лекция-консультация – форма занятий, предпочтительная для изучения тем с четкой практической направленностью. Обычно первая часть занятия проводится в виде лекции, а вторая в вопросно-ответной форме между лектором и аудиторией. Лекция пресс-конференция необходима для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностики уровня их знаний. Лектор называет тему занятий и просит задать вопросы по теме письменно. Потом он сортирует их по содержанию и проводит лекцию. Она может излагаться как последовательность ответов и на поставленные вопросы или как связанный текст, в процессе которого формулируются ответы. [3] Лекция «вдвоем» проводится двумя и более преподавателями по спланированному сценарию. Преподаватели показывают учащимся разные взгляды на проблемные лекции, дискутируют, тем самым вызывают у слушателей интерес к теме. Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В то же время научная полемика предполагает ведение эффективного спора, диалога, в котором путем обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина. Лекция-беседа направлена на максимальное включение обучающихся в беседу с лектором путем применения псевдодиалога. В этом случае активируется дискуссия, которая может перейти в диспут, создаются условия для альтернативных суждений. Различают несколько ее разновидностей: лекция-диалог, лекция-дискуссия, лекция-диспут, лекция-семинар (полилог). Лекция-дискуссия предполагает, что преподаватель излагает материал так, что использует ответы слушателей на свои вопросы, организует обмен мнениями. Это позволяет активизировать познавательную деятельность слушателей, а преподаватель начинает управлять коллективным мнением, преодолевает ошибочные суждения. Лекция-провокация, или лекция с запланированными ошибками, - преподаватель объявляет тему занятий и предупреждает об ошибках в излагаемом материале. Ошибки бывают разных видов: логические, поведенческие, мировоззренческие, в определениях понятий, категорий. Слушатели по ходу проведения лекции должны будут выявить всё запланированные ошибки и отметить их в конспекте, а позже озвучить преподавателю.[2] Лекция-исследование предполагает, что познавательная задача ставится так, чтобы ориентировать учащихся на совместное исследование с преподавателем вопросов темы. В заключении лекции целесообразно использовать контрольные вопросы, логические и практические задания. Лекция, проводимая с использованием техники обратной связи: для ее проведения необходимы специально оборудованные классы, где у каждого студента будет свой компьютер, связанный с компьютером преподавателя. Так преподаватель получает ответы от всей группы слушателей на поставленные им вопросы. Визуальная лекция показывается учащимся. Основной метод обучения при этом - демонстрация наглядности. Кино-, теле- и видеофрагменты, слайды, блоки информации на дисках комментируются лектором. 4. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ Методика разработки лекции включает: анализ действующей учебной программы, изучение научной или учебной литературы, логическое структурирование учебного материала, построение структурно-логических схем, подбор литературы, изучение информационного фонда наглядных пособий. Подготовка лекции – процесс отбора и структурирования учебного материала, распределение его по времени, выстраивание логики лекции, выделение наиболее важных моментов всего учебного материала, выбор методов обучения. Главная задача- правильная постановка проблемы. В хорошей лекции есть твердый стержень, главная линия мысли. Умение найти основную мысль имеет решающее значение. Работа над темой зависит во многом от ее уровня сложности, опыта лектора, особенностей аудиторией, для которой она адресована. Подготовка преподавателя представляет собой определенный алгоритм, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация. При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. В соответствии с учебной программой и тематическим планом преподаватель определяет тему, ставит цель лекции. Тема лекции формулируется кратко и направлена на определенную деятельность (анализ, конструирование, моделирование, исследование, расчет, решение, классификация, раскрытие сущности и т.п.). цель лекции формируется в соответствии с конкретными знаниями и умениями, которые необходимо сформировать у учащихся. На данном этапе нельзя забывать про мотивацию, т.е. учащемуся нужно знать, где и как он сможет применить знания в будущем. После формулировки темы, постановки цели лекции преподаватель переходит к определению содержания обучения, т.е. он осуществляет отбор учебного материала, анализирует и структурирует его. Информационными источниками выступают учебники, учебные, методические и наглядные пособия, научная литература и т.д. Структурирование материалов предполагает выделение на основе логического содержания обучения элементов информации (понятий, формул, правил, определений, законов, схем, примеров и др.), установление логических связей между ними и последовательности их изложения на занятии. Структурные элементы и связи между ними можно представить в форме графовых моделей и структурных формул учебного материала. В рамках данного этапа работы преподаватель выделяет узловые вопросы темы, которые могут стать проблемными. После определения содержания материала преподаватель приступает к выстраиванию методики изложения, т.е. выбираются методы и приемы обучения, наглядные пособия, определяются способы решения проблемных вопросов. Для подготовки к проблемному изложению материала преподаватель совершает следующие действия: - разрабатывает задачи и проблемы, способы их постановки. Источниками таких задач являются: практические (производственные и т.п.), профессиональные задачи; история науки; различные теоретические подходы к решению одной и той же проблемы; личный теоретический, экспериментальный опыт преподавателя. - разрабатываются подпроблемы, которые составляют частичные задачи и последовательно решаются в ходе лекции; - определяются системы новых понятий, терминов, символов, необходимых для решения проблемы; - подготовка демонстрационного материала и определение способов его применения на занятии; - подбор примеров, которые иллюстрируют теоретические положения или демонстрацию частных случаев проявления изучаемых законов, явлений, процессов. 5. СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ Вхождение России в европейское образовательное пространство привело к изменениям в подходах и технологиях обучения, методах, приемах, формах, средствах обучения. Новое нельзя получить старыми методами. Психологи говорят «Если ты сделаешь то, что делал всегда, ты получишь то, что получал всегда, если хочешь получить что-нибудь новое - сделай что-то другое». Состоятся ли ожидаемые перемены зависит не только от нашего желания, нас ожидает время, когда работать по-старому будет просто невозможно (изменения в учебных планах, когда во главу угла будут поставлены специальные профессиональные компетенции; увеличение доли СРС; переход преподавательской деятельности на консультационную, изменения в получении, хранении и переработке информации. Преподаватель вуза уже сегодня должен готовить себя - морально, психологически, методически. Поэтому основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. Исходя из вышеназванных требований каждая лекция в вузе должна: - соответствовать программным требованиям, быть информативной, содержательной в научном плане; - выходить за рамки учебника; - учить умению мыслить; - иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов; - иметь твердый теоретический стержень, освещать важную проблему; - быть связанной с предыдущим изученным материалом; - быть доказательной и аргументированной, содержать примеры, факты; - быть проблемной, раскрывать возникающие противоречия и указывать пути их решения, ставить перед слушателями вопросы, требующие размышления; - обладать силой логической аргументации, вызывать у учащихся определенный интерес, давать направления для самостоятельной работы; - соответствовать современному уровню развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы; - отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений); - быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов; - излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; - быть по возможности яркой и убедительной, доступной для восприятия данной аудиторией.[5] Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала студентами, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения. 6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ Чтобы проанализировать качество лекции, нужно дать оценку её содержания, методического чтения, организации лекции, руководства работой студентов лектора, результативности лекции. Можно выделить следующие критерии оценки лекции: 1) Критерий оценки содержания: определяется соотношение соответствия темы лекции учебному плану, научность, точность, сочетание теоретического материала с примерами из практики, реализация межпредметных связей, разъяснение особо сложных вопросов. 2) Критерий оценки методики чтения лекции: обоснованность форм и методов изложения материала, структурированность содержания лекции, рациональность сочетания методических приемов традиционной и новых форм обучения, ясность и доступность материала, использование методов активизации мышления студентов, использование наглядных пособий, раздаточного материала, технических возможностей для обучения; 3) Критерии оценки руководства работой студентов в рамках практических занятий: контроль текущего выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам их выполнения, помощь студентам в выполнении заданий, применение приемов активизации внимания студентов, дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, подготовка рекомендаций по улучшению показателей работы студентов; 4) Критерии оценки педагогических качеств преподавателя: знание дисциплины, профессиональная компетентность, умении работать с аудиторией, способности заинтересовать аудиторию, наладить с ней контакты, манера поведения, умение держаться перед аудиторией, культура речи; 5) Критерии оценки результативности лабораторного (практического) занятия: степень реализации цели и задачи работ, степень сформированности знаний и умений у студента, оказание воспитательного воздействия на студента, информационно-познавательная ценность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современном вузе лекция остается главной формой обучения. Есть много активно внедряемых видов лекций, которые нацелены на трансляцию разных видов знаний. Данные лекции направлены на практическое внедрение в производственный процесс достижений современной науки, техники, передового опыта, осуществление воспитательной работы среди людей. Лектор должен не просто знать свой предмет, но и быть политиком, педагогом, психологом, мастером слова. На мой взгляд, лекция – неотъемлемая и важная часть обучения, которая обеспечивает непроизвольное запоминание, дает сжатые, точные и запоминающиеся формулировки, вызывая у студентов размышления, направляя его на самостоятельные мысли, побуждая к действию. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции [Текст]: Учебное пособие - 4-е изд., испр. и доп./ Н.М. Колычев и др. - Омск: ГП Омская областная типография, 2015. - 152 с.: ил 2. Леонтьев А.А. Лекция как общение [Текст]: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с 3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. -- 432 с. 4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 1995. -- 271 с. 5. Шарипов Ф.В. Педагогика высшей школы [Текст]: Учебное пособие / Ф.В. Шарипов - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 326 с. 6. Никитин О.Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук / О.Д. Никитин -- М., 2009. -- 23 с.  7. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - с. 127-133. 8. Рыскулова М.Н. Университетская лекция: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - № 12, с. 143-146 9. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -- 2009. -- №9.
«Виды лекции и их структура» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot