Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Виды интерфейсов. Понятие
программного интерфейса,
его назначение. Интерфейс
пользователя.
ОС как система интерфейс между
программным и аппаратным
• Интерфейс – это внешняя оболочка приложения
вместе с программами управления доступом и
другими скрытыми от пользователя механизмами
управления, дающая возможность работать с
документами, данными и другой информацией,
хранящейся в компьютере или за его пределами.
• Главная цель любого приложения – обеспечить
максимальное удобство и эффективность работы с
информацией: документами, базами данных,
графикой или изображениями. Поэтому интерфейс
является самой важной частью любого приложения.
• В компьютерной системе два участника – программное и
аппаратное обеспечение. Программное обеспечение – это все
программы, установленные на компьютере, а аппаратное
обеспечение – узлы и оборудование, которые находятся внутри
системного блока или подключены снаружи.
• Взаимосвязь между участниками компьютерной системы
называют интерфейсом. Взаимодействие между различными
узлами – это аппаратный интерфейс, взаимодействие между
программами – программный интерфейс, а взаимодействие
между аппаратурой и программами – аппаратно-программный
интерфейс.
• В компьютере аппаратный интерфейс обеспечивают
изготовители оборудования. Они следят за тем, чтобы все узлы
имели одинаковые разъемы и работали с одинаковыми
напряжениями. Согласование между программным и
аппаратным обеспечением выполняет операционная система.
Примеры интерф ейсов
• Программны й интерф ейс — функциональность,
которую некоторый программный компонент
предоставляет другим программным компонентам.
Можно различать два вида такой функциональности:
• та, что используется при создании прикладных
программ — интерфейсом программирования
приложений
• та, что используется при создании системных
компонентов и может называться интерфейсом
программирования компонентов операционной системы
или интерфейсом системного программирования (SPI,
англ. system programming interface).
Средст ва интерф ейса
•ввод
информации/команд
пользователем
в
устройству
•вывод информации
из
устройства
к
пользователю
интерф ейс пользователя,
по
́ льзовательский интерф ейс (UI —user
interface)
• разновидность интерфейсов, в котором одна сторона
представлена человеком (пользователем), другая —
машиной/устройством.
• Представляет собой совокупность средств и методов,
при помощи которых пользователь взаимодействует с
различными, чаще всего сложными, машинами,
устройствами и аппаратурой
Ориент ированност ь на
человека
• Интерфейс является ориентированным на
человека, если он отвечает нуждам человека и
учитывает его слабости.
– Машинная часть интерфейса — часть интерфейса,
реализованная в машине (аппаратно-программной ее части) с
использованием возможностей вычислительной техники.
– Человеческая часть интерфейса — это часть
интерфейса, реализуемая человеком с учетом его
возможностей, слабостей, привычек, способности к
обучению и других факторов.
Командны й
интерф ейс
Взаимодействие
человека
с
компьютером
осуществляется путем подачи компьютеру
команд, которые он выполняет и выдает результат
пользователю.
• Командны й интерф ейс, при котором
взаимодействие человека с компьютером
осуществляется путем подачи компьютеру
команд, которые он выполняет и выдает
результат пользователю. Командный
интерфейс может быть реализован в виде
пакетной технологии и технологии
командной строки. В настоящее время
пакетная технология практически не
используется, а технология командной
строки можно встретить в виде резервного
способа общения человека с компьютером.
Граф ический интерф ейс
ООМУ (окно, образ, меню, указатель)
WIMP (window, image, menu, pointer) интерф ейс
Характерная
черта
этого
интерфейса
–
диалог
пользователя с компьютером
ведется с помощью окон,
графических образов меню,
курсора и других элементов.
Идея граф ического
интерф ейса
• Идея
графического
интерфейса зародилась в
середине 70-х годов в
исследовательском центре
фирмы Xerox Palo Alto
Research Center (PARC).
• Предпосылкой графического интерфейса явилось:
– уменьшение времени реакции компьютера на
команду,
– увеличение объема оперативной памяти,
– развитие элементной базы, технических
характеристик ЭВМ и в частности мониторов.
Простой графический интерфейс
На первом этапе очень походил на технологию командной строки со
следующими отличиями:
•при отображении символов с целью повышения выразительности
изображения допускалось выделение части символов цветом, инверсным
изображением, подчеркиванием и мерцанием;
•курсор мог быть представлен некоторой областью, выделенной цветом
и охватывающей несколько символов и даже часть экрана;
•реакция на нажатие любой клавиши во многом стало зависеть от того,
в какой части находится курсор.
•кроме часто используемых клавиш управлением курсором стали
использоваться манипуляторы типа мыши, трекбола и т.п., которые
позволяли быстро выделять нужную область экрана и перемещать курсор;
•широкое использование цветных мониторов.
Полный WIMP-интерфейс
Второй
этап
развития
графического
интерфейса,
характеризуется следующими особенностями:
который
•вся работа с программами, файлами и документами происходит в
окнах;
•программы, файлы, документы, устройства и другие объекты
представляются в виде значков (иконок), которые при открытии
превращаются в окна;
•все действия с объектами осуществляются с помощью меню,
которое становится основным элементом управления;
•манипулятор выступает в качестве главного средства управления.
РОЯЗ (речь, образ, язы к, знания)
SILK (speech, image, language, knowledge) – интерф ейс
• Интерфейс наиболее приближен к
обычной человеческой форме общения.
• Компьютер находит для себя команды,
анализируя человеческую речь и находя в
ней ключевые фразы.
• Результаты выполнения команд он также
преобразует в понятную человеку форму.
Биомет рическая технология
(« Мимический интерф ейс» )
• Возникла в конце 90-х годов и в настоящее время
находится в стадии разработки.
• Для
управления
компьютером
используется
выражение лица, направление взгляда, размер зрачка
и другие признаки человека.
• Для идентификации пользователя используется
рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки
пальцев и другая уникальная информация, которая
считывается с цифровой камеры, а затем с помощью
программы
распознавания
образов
из
этого
изображения выделяются команды.
Семант ический
(общест венны й) интерф ейс
• Возник еще в конце
70-х годов 20 века, с
развитием
искусственного
интеллекта.
• Может не являться
самостоятельным
видом
интерфейса,
так как он включает в
себя и интерфейс
командной строки, и
графический,
и
речевой,
и
Взаимодейст вие интерф ейсов
пользователя их технологий и
операционны х систем
Самостоятельна
работа
Заполнить таблицу «Эволюция дизайна
интерфейсов операционных систем».
Домашняя работа
Подготовить доклады:
1. Дуглас Энгельбарт (создатель
графического интерфейса)
2. Семантический
(общественный) интерфейс
3. Мимический интерфейс