Виды адаптивной физической культуры
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Каждый вид адаптивной физической культуры — адаптивное физическое
воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая
реабилитация имеет свои характерные формы организации занятий, но все их
можно свести к двум основным типам: урочные формы занятий и формы
занятий неурочного типа.
Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры
является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.
При этом урок характеризуется следующими признаками:
- это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную
направленность, содержание,
- время и место такого занятия предопределяются программой, планом и
расписанием;
- ведущей фигурой в уроке выступает педагог-специалист, который
направляет деятельность занимающихся на решение поставленных задач;
- контингент занимающихся на уроке, как правило, постоянен и однороден.
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки могут иметь
различную направленность:
•
уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования
специальных знаний, обучения разнообразным двигательным действиям;
•
уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для
коррекции имеющихся нарушений и развития физических качеств и способностей с
помощью физических упражнений;
•
уроки оздоровительной направленности, предназначенные для устранения
нарушений осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, а также
общего оздоровительного воздействия на организм занимающихся;
•
уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и
компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях,
травмах и т.п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей
с ДЦП);
•
уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования
физической, технической, тактической, психической, теоретической подготовки в
избранном виде спорта;
•
уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного
досуга, отдыха, игровой деятельности.
Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную
направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, воспитания,
коррекции, компенсации и профилактики, т.е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с
ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.
Характерной чертой урочных занятий в АФК является их структура,
состоящая из 4-х частей.
1. Вводная часть, основной задачей которой является проверка готовности
занимающихся к занятию.
2. Подготовительная часть традиционно начинается вводным ритуалом
(построение группы, приветствие, сообщение задач занятия).
Наиболее значительную долю времени в подготовительной части занимает
разминка, основная задача которой подготовить организм занимающихся к
нагрузке в основной части урока. Для этого проводят общую и специальную
разминку.
Общая разминка представляет собой неспецифичный раздел разминки, цель
которого – постепенно активизировать функции мышечной, сердечно-сосудистой
и др. систем организма, участвующих в двигательной активности. В качестве
средств общей разминки используются хорошо изученные упражнения,
поддающиеся строгой дозировке.
Специальная разминка позволяет обеспечить специфическое воздействие на
те системы организма, к которым в процессе основной части занятия будут
предъявляться повышенные требования.
Кроме того, специальная разминка позволяет настроить ЦНС занимающихся
на выполнение технически сложных двигательных действий.
Средствами специальной разминки служат те из подготовительных
упражнений, которые максимально точно воссоздают координационные и другие
особенности предстоящих основных упражнений (например, пробные старты и
ускорения на отрезках дистанции перед преодолением ее целиком).
3. Основная часть, где решаются основные педагогические задачи,
поставленные на данное занятие: обучение технике двигательных действий,
воспитание физических качеств, коррекция и компенсация имеющихся
нарушений и т.д.
При этом если в занятии ставятся различные задачи, связанные с обучением
технике двигательных действий и воспитанием физических качеств, то
необходимо их правильно распределить в рамках основной части занятия.
4. Заключительная часть. Основными задачами этой части занятия
являются:
- приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние,
- содействие развертыванию восстановительных процессов.
Содержание заключительной части занятия в основном составляют
спокойные игры, игры на внимание, дыхательные и релаксационные упражнения.
Важной составляющей заключительной части является подведение итогов
занятия с акцентированием внимания на успехах каждого занимающегося и
сообщение домашних заданий для самоподготовки.
Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, местом
проведения занятий, количеством участников, их возрастом.
Занятия могут включать лиц с разными двигательными нарушениями и
проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями,
добровольными помощниками.
Их главная цель — удовлетворение потребности занимающихся в
двигательной активности, игрой деятельности, общении, самореализации.
К неурочным формам занятий относятся:
- Физкультпаузы и физкультминутки на общеобразовательных уроках;
- Утренняя гигиеническая гимнастика;
- Организованные подвижные игры на переменах и после окончания уроков;
- «Спортивный час» после уроков в школе;
- Массовые физкультурно-спортивные мероприятия;
- Физкультурно-спортивные праздники;
- Соревнования;
- Самостоятельные занятия АФК.
В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные
формы занятий распределяются следующим образом:
I. Адаптивное физическое воспитание — самый организованный и
регламентированный вид АФК — является обязательной дисциплиной во всех 8
видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Здесь
преобладают урочные формы занятий.
Физическое воспитание осуществляется в следующих формах:
- уроки физической культуры;
- уроки ритмики (в младших классах);
II. Адаптивная двигательная рекреация осуществляется в процессе
внеурочных, внеклассных и внешкольных занятий.
Внеурочные рекреативные занятия могут проводиться в двух вариантах:
занятия в режиме дня и внеклассные занятия.
В режиме дня они представлены в виде:
-утренней гимнастики (до уроков);
-физкультминуток на общеобразовательных уроках (для снятия и
профилактики умственного утомления);
-организованных игр на переменах;
-спортивного часа (после уроков).
Внеклассные занятий имеют следующие формы:
- рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической
подготовки, группах подвижных и спортивных игр), организованных на
добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями
учреждения и интересами учащихся;
- физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования
типа «Веселые старты»;
- интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;
- прогулки и экскурсии;
- дни здоровья.
Внешкольные занятия АДР имеют следующие формы:
- занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
- занятия и игры в семье;
- занятия в реабилитационных центрах;
- занятия в семейно-оздоровительных клубах.
III. В адаптивном спорте представлены как урочные, так и неурочные
формы занятий:
- тренировочные занятия (урочная форма);
- Соревнования (неурочная форма).
И те и другие формы занятий реализуются как внеклассные занятия в
секциях по избранному виду спорта для детей школьного возраста, в спортивных
и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях
инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального
олимпийского, паралимпийского движения, всероссийского движения глухих.
IV. Физическая реабилитация для детей с ограниченными возможностями
реализуется в двух формах:
- уроки ЛФК в школе;
- занятия ЛФК в лечебных учреждениях.
Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в
стационарах,
поликлиниках,
реабилитационных
центрах,
санаториях,
профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самостоятельно.