Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«Вашингтонский консенсус» – свод
правил экономической политики
трансформации
Лекция 3
«Вашингтонский консенсус» – первое
руководство для реформаторов
Сформулирован английским экономистом Джоном Уильямсоном в
1989 г. как свод правил экономической политики для стран
Латинской Америки. Документ имел целью обозначить отход этих
стран от дирижистской модели экономического развития 19601970-х гг.
Ситуация в Латинской Америке. Снижение ВВП, высокие
дефициты государственных бюджетов, ограничение импорта и
слабая ориентация на экспорт. Заимствования – долги, выплаты
по ним, инфляция, нестабильность цен, утрата системой
ценообразования своей основной функции.
10 базовы х принципов
экономической политики
Макроэкономическая политика и внешнеэкономические связи:
- фискальная дисциплина (бюджетный дефицит должен быть достаточно
мал, чтобы для его финансирования не следовало прибегать к
инфляционному налогу)
- финансовая либерализация (процентные ставки должны
устанавливаться рынком)
- конкурентный обменный курс (необходим единый обменный курс хотя
бы для внешнеторговых сделок, поддерживаемый на уровне, достаточном
для стимулирования быстрого роста нетрадиционного экспорта)
- либерализация притока прямых иностранных инвестиций
(отменить барьеры для входа иностранных фирм на рынок, иностранные
и отечественные фирмы должны конкурировать на одинаковых условиях)
10 базовы х принципов
экономической политики
Микроэкономическая
- Дерегулирование
политика
(правительства должны отменить
нормы, препятствующие созданию новых фирм или
ограничивающие конкуренцию)
- Либерализация торговли (количественные торговые
ограничения следует быстро заменить тарифами, а
тарифы должны постепенно снижаться до тех пор, пока не
будет установлен единый тариф порядка 10%)
10 базовы х принципов
экономической политики
Институты и политика распределения
- Переориентация государственны х расходов на сферы ,
обещаю щие вы сокую экономическую отдачу и позволяющие
улучшить распределение доходов (медицинская помощь,
начальное образование, инфраструктура)
- Налоговая реформа, расширяющая налоговую базу и
уменьшаю щая предельны е налоговы е ставки.
- Приватизация (гос.предприятия следует приватизировать)
- Гарантирование прав собственности (судебная система
должна обеспечить сохранность прав собственности без
чрезмерных затрат и сделать услуги по обеспечению прав
собственности доступными для неформального сектора).
Что из этого следует?
Уильямсон, 1989 г. : «Экономическую политику, к
которой Вашингтон подталкивает остальной мир,
можно суммировать так: благоразумная
макроэкономическая политика, ориентация на
открытую экономику и капитализм свободного
рынка».
Три версии Вашингтонского
консенсуса
Свод правил экономической политики.
Сама экономическая политика, которую Вашингтон проводил
на практике в отношении остальных стран мира. Эти правила
достаточно точно выразили умонастроения влиятельных
чиновников американской администрации и международных
организаций, для которых они служили орудием политики.
Неолиберальный (неоконсервативный) манифест,
обобщающий принципы экономической политики американских
и британских неоконсерваторов времен Рейгана и Тэтчер.
Из требований вырисовываются блоки
трансформации
Макроэкономическая стабилизация
Либерализация экономической деятельности, прежде всего цен
и торговли. Рыночное саморегулирование предпочтительнее
регулирующей роли государства. Открытая экономика
предпочтительнее экономики, защищенной от международной
конкуренции.
Приватизация. Частная собственность при прочих равных
условиях, предпочтительнее государственной.
Следовательно, переход от дирижизма к открытой рыночной
экономике должен состоять в устранении всех препятствий на
пути свободной конкуренции путем либерализации,
приватизации, финансовой стабилизации. Все остальные
вопросы – структуры, организации, стимулирования и т.д. –
рынок решит сам, «рынок все расставит по своим местам».
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СТАБИЛИЗАЦИЯ
Элементы макроэкономической стабильности
1.
2.
3.
4.
5.
Контроль над инфляцией.
Сокращение размеров государственного сектора
Сокращение бюджетного дефицита
Управление дефицитом текущего платежного
баланса.
Стабилизация производства и содействие
экономическому росту.
1. Контроль над инфляцией
Является наиболее важным элементом стабилизационных
мероприятий, предлагаемых в рамках Вашингтонского
консенсуса. Аргументы в пользу активных предупредительных
мер по борьбе с инфляцией основываются на трех предпосылках:
Высокие издержки инфляции*
Если инфляция начинает расти, она легко выходит из-под
контроля
Цена снижения инфляции очень высока.
2. Управление бюджетным дефицитом
Устойчивый высокий бюджетный дефицит отрицательно сказывается на
экономическом росте.
Все три метода финансирования дефицита имеют свои недостатки:
- внутренние заимствования способствуют повышению процентных
ставок;
- внешние заимствования не слишком надежны;
- денежная эмиссия приводит к инфляции.
Нет простой формулы определения оптимального дефицита. Он зависит
от различных обстоятельств:
- фазы экономического цикла
- перспектив будущего роста
- направлений правительственных расходов
- развития финансовых рынков
- уровня национальных накоплений и инвестиций.
3. Оптимальный уровень дефицита текущего
платежного баланса
Абстрактно определить невозможно; зависит от конкретных
обстоятельств и особенно от направлений использования
финансовых ресурсов
Большое значение имеет форма финансирования дефицита.
Желательны ПИИ (капитал, знания, стабильность; опасны
краткосрочные заимствования и движение портфельных
инвестиций).
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КОНКУРЕНЦИЯ
Предпосы лки для возникновения системы
конкурентного ры ночного равновесия
Наличие многих конкурирующих продавцов и покупателей
Возможность свободного передвижения ресурсов между
отраслями и регионами
Сопоставимая с мировым уровнем эффективность
производства и качество продукции.
При наличии этих предпосылок либерализация цен,
внутренней и внешней хозяйственной деятельности (т.е.
либерализация) ведет к ожидаемому положительному
эффекту – перераспределению ресурсов из
неэффективных сфер применения в эффективные и
осуществлению экономического кругооборота на
качественно новом уровне.
ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ
Вашингтонский консенсус о роли государства
1.
2.
3.
4.
5.
Масштабы государства должны быть минимальными, а его вмешательство в
экономику – предельно ограниченным.
Аргументы в защиту тезиса:
Государственное вмешательство препятствует эффективному действию
механизма свободной конкуренции и порождает социальный паразитизм.
Само государство есть прежде всего организация «рентоориентированных»
чиновников, которые преследуют свои эгоистические цели, а не цели
общественного благосостояния.
Большинство тех функций, которые выполняет государство, гораздо лучше и
дешевле могут выполнять частные фирмы, предоставляющие соответствующие
услуги.
В переходных экономиках, где требуется устранить старые институты и создать
новые, роль государства целесообразно ограничить главным образом тем, что оно
устраняет все законодательные и административные препоны для свободного
действия рыночных сил и создает законодательную базу для процессов свободной
самоорганизации рыночных институтов (фирм, банков, бирж, фондов и т.п.).
Чиновникам нельзя доверять организационные задачи.
ВК и приватизация
Считалось, что приватизация позволяет:
- повысить экономическую эффективность
- сократить бюджетный дефицит
(если появятся права собственности, поведение собственников,
стремящихся максимизировать прибыль, сведет на нет
непроизводительные расходы и неэффективность; продажа
предприятий принесет дополнительные поступления в бюджет).
Государство должно сосредоточить свои ограниченные ресурсы
в тех областях, в которые не идет и, скорее всего, не пойдет
частный предприниматель.
Три версии Вашингтонского
консенсуса
Свод правил экономической политики.
Сама экономическая политика, которую Вашингтон
проводил на практике в отношении остальных стран мира.
Неолиберальный (неоконсервативный) манифест,
обобщающий принципы экономической политики
американских и британских неоконсерваторов времен
Рейгана и Тэтчер.
В апреле 2009 г. тогдашний британский премьер и хозяин
очередной встречи «двадцатки» Гордон Браун заявил о
кончине Вашингтонского консенсуса.
На чем зиждился успех Вашингтонского
консенсуса?
На простоте - несколько экономических показателей (инфляция,
рост денежной массы, процентные ставки, бюджетный и
торговый дефициты) служат базой для набора политических
рекомендаций.
Подход с позиций Вашингтонского консенсуса создает большие
удобства для выработки политических рекомендаций. Он
сосредоточивается на первоочередных вопросах, устанавливает
легко копируемые процедуры, которые могут быть использованы
крупными организациями вне зависимости от точки зрения
конкретных специалистов.
ВК ограничивается лишь формулированием предпосылок
развития, но не предлагает ответов на все важные вопросы,
возникающие в его процессе.
Какие внешние факторы способствовали
победе «Вашингтонского консенсуса?
«Всемирный кризис чрезмерного огосударствления хозяйства», причинами
которого стали:
изменения материально-технической базы хозяйства и изменения характера
и направления научно-технического прогресса.
сдвиг в системе человеческих ценностей и приоритетов: от государства к
личности и семье, от стабильности к свободе, от равенства к развитию, от
единообразия к плюрализму и т.д.
сдвиг в уровне и структуре потребностей, в самом образе жизни, к которому
стремится большинство либо значительная часть населения.
Разветвленный государственный контроль повсюду из опоры развития
экономики превратился в его оковы.
Получили распространение новые экономические концепции рыночного
саморегулирования (монетаризм, теория предложения).
Развал СССР и, как следствие, формирование однополярного американского
мироустройства.
«Ни
одна страна до сих пор не имела опыта
навигации в таком марше, который проходят
ныне страны недавнего социалистического
лагеря… Даже если мерить масштабом
предстоящих ста лет, этот великий переход
еще долго будет в центре экономического
внимания»
Д.К.Гэлбрейт
Методологические постулаты, на
которых зиждился Вашингтонский
консенсус
Рынок - это «равновесная» система свободной конкуренции
индивидов, каждый из которых рационально максимизирует свое
благосостояние.
Допущения
Свободный «вход-выход» на всех рынках;
Равный доступ к экономической информации;
Рациональное экономическое поведение всех субъектов;
Отсутствие монопольных сил;
Отсутствие стихийных бедствий (погода, физическая среда, климат и
т.п.);
Полное использование людских и иных ресурсов .
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Ситуация на момент начала
преобразований
Социалистическая экономика советского образца базировалась на
идее координации всех хозяйственных решений из единого центра и
опиралась исключительно на государственное управление и принуждение,
не допуская самостоятельной деятельности экономических субъектов в
собственных интересах.
• В последние годы существования социалистической экономики контроль
государства над текущей хозяйственной деятельностью предприятий был
существенно ослаблен. Ослабление государственного контроля над
экономикой, не компенсированное дисциплиной рынка, стало
приводить к дестабилизации народного хозяйства. Путей ее
преодоления было два: либо вернуть государству прежние властные
функции, либо довести до конца начатые половинчатые преобразования.
Для движения вспять у государства к концу 1980-х годов уже не было ни
экономических возможностей, ни политических ресурсов, ни
общественной поддержки.
• Государство как инициатор преобразований versus революция.
•
ПРАКТИКА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процедура демонтажа административнокомандной системы сводилась к двум
основны м мероприятиям
1. Упразднение системы государственного директивного планирования,
что означало перенос центра тяжести процесса принятия хозяйственных
решений на уровень хозяйственных субъектов, и системы
централизованного распределения материально-технических ресурсов,
которую стал заменять формирующийся рынок средств производства.
2. Либерализация хозяйственной (производственной и коммерческой)
деятельности, заключавшаяся в снятии с нее большинства
государственных запретов и ограничений.
Снятие ограничений на
предпринимательство
Для его развития в большинстве стран были созданы
необходимые условия:
- конституционно закреплен приоритет частной
собственности (лишь в бывших республиках СФРЮ было
провозглашено равенство всех форм собственности),
- установлен режим наибольшего благоприятствования,
- введен заявительный порядок регистрации
собственного дела (за исключение особых сфер
деятельности)
Либерализация цен
Представляла собой их вывод из режима централизованного
назначения специальными административными органами и
предоставление производителям, продавцам и посредникам
права устанавливать цены самостоятельно, под
непосредственным воздействием спроса и предложения.
В ходе ее проведения в странах ЦВЕ, с учетом мер,
осуществленных рядом государств на предтрансформационном
этапе (Венгрия, Польша, Югославия), к началу 90-х гг. было
«отпущено» от 80 до 95% цен. Одновременно правительства
отказались от обязательства возмещать хозяйственным
субъектам убытки в случае превышения затрат над продажными
ценами на продукцию.
ОПАСНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В
НЕФОРМИРОВАННОЙ СРЕДЕ.
Что оставила в наследие
плановая экономика?
.
Производственный монополизм
Структурные дисбалансы
Тяжелые препоны для мобильности ресурсов в
виде узкой специализации оборудования,
технологий, кадров, отсутствия условий для
перемещения и переподготовки рабочей силы.
В результате действия этих факторов
формирование постлиберализационной
кризисной спирали в России
Крайне неравномерный рост цен вел к устойчивому изменению
всей системы относительны х цен в пользу отраслей,
вы пускаю щих дефицитную продукцию , и предприятиймонополистов; результатами стала потеря оборотного
капитала и фактическое разорение большинства
остальны х предприятий и целы х отраслей;
Такой результат породил сокращение совокупного спроса на
продукцию , в том числе и в дефицитны х и
монополизированны х производствах, которы е стремились
компенсировать сокращение вы пуска дополнительны м
взвинчиванием цен; большинство предприятий прекращало
– полностью или частично – платежи по поставка,
склады валась полукриминальная система «взаимного
кредитования» в форме «неплатежей» предприятий и
банков по своим обязательства;
Основны е элементы постлиберализационной
кризисной спирали в России
В систему «неплатежей» вы нуждено бы ло вклю читься и
само правительство, которое, не получая от предприятий
предусмотренных в бюджете налоговых поступлений, частично
приостанавливало свои платежи за уже поставленную ему
продукцию и выплату жалованья занятым в «бюджетной сфере»;
Под угрозой полного экономического краха
правительство вы нуждено бы ло отказаться от
«жесткой кредитно-финансовой политики», при которой
расходы бюджета должны соответствовать его доходам, а
увеличение (или сокращение) кредитов должно соответствовать
увеличению (или сокращению) выпуска товаров и услуг;
правительство перешло к кредитной и финансовой
поддержке предприятий за счет ничем не обеспеченной
кредитно-денежной эмиссии, развязы вая тем самы м
галопирую щую инфляцию ;
Основны е элементы постлиберализационной
кризисной спирали в России
Инфляционная поддержка предприятий и бюджетной сферы
помогли затормозить падение совокупного спроса и
производства, однако она не избавила экономику от действия
тех факторов, которые породили кризис; поэтому свертывание
производства в большинстве отраслей продолжилось.
Либерализация внешнеэкономических связей позволлила
конкурентоспособны м предприятиям стабилизовать
свое положение за счет экспорта – это преимущественно
производство сырья, топлива, полуфабрикатов; одновременно
импорт готовы х товаров потребительского и
производственного назначения вы теснял внутреннее
производство, ускоряя его сверты вание.
Политика валютного курса, роль МВФ в поддержании высокого
курса рубля.
Бы ла ли альтернатива?
Создание конкуретной среды путем реорганизации
предприятий-монополистов, поддержки, мелкого и среднего
предпринимательства, поощрения иностранных вложений в
строительство новых предприятий;
Преодоление дефицитности и завышенности цен на ресурсы
путем поддержки внедрения ресурсосберегающих технологий;
Защита сбережений населения и льготные условия для
инвестиций в модернизацию производства, замещающего
импорт;
Жесткий контроль за экспортом национального капитала и
импортом готовой продукции;
Подчинение мер по изменению форм собственности –
приватизации, коммерциализации, национализации – общей
задаче формирования национального конкурентного рынка;
Бы ла ли альтернатива?
Создание цивилизованного рынка труда,
включающего системы подготовки и
переподготовки рабочей силы, обеспечения ее
мобильности;
Приведение в действие эффективной системы
социального партнерства на общенациональном,
отраслевом, региональном и локальном уровнях.
Права хозяйствую щих субъ ектов
самостоятельно принимать решения,
касаю щиеся всех аспектов их деятельности
определять объем производства и номенклатуру выпускаемой
продукции,
выбирать поставщиков и партнеров, организовывать сбыт,
подбирать кадры и устанавливать размеры оплаты труда.
С либерализацей заработной платы тарифная система
оплаты труда с назначаемыми правительством ставками
сохранила обязательный характер только для отраслей,
финансируемых из государственного бюджета. В
негосударственном секторе предприятиям было вменено в
обязанность лишь соблюдать ее законодательно установленный
гарантированный минимальный размер.
Либерализация
внешнеэкономических связей
предполагала
Отмену государственной монополии внешней торговли и предоставлении хозяйственным
субъектам (как государственным предприятиям, так и частным фирмам и смешанным
обществам) права самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять на нем
экспортные и импортные операции.
Порядок получения разрешений на ведение внешнеторговой деятельности максимально
упрощен, а в ряде стран (например, Венгрия, Польша) сразу введен регистрационный
режим для основания внешнеторговых фирм.
В результате число участников внешнеэкономической деятельности резко возросло: в
конце 80-х годов их было несколько десятков, а к середине 90-х годов счет во всех странах
стал идти на тысячи, хотя у многих из них для успешного ведения внешнеэкономической
деятельности не было ни достаточных капиталов, ни опыта работы.
Масштабы либерализации
внешнеэкономической
деятельности
Степень либерализации экспорта и импорта уже на
начальном этапе реформ оказалась в странах ЦВЕ весьма
высокой (было единовременно либерализовано до 90%
импорта и 70% экспорта). Управление
внешнеэкономическими связями стало осуществляться
преимущественно с помощью косвенных методов –
таможенных пошлин, квот и т.п.
Валю тная либерализация
Реализация предоставленного предприятиям права
ведения внешнеэкономической деятельности требовала
создания механизма, обеспечивающего доступ импортеров
к иностранной валюте. Для этого была проведена
либерализация валютных режимов, которая заключалась
во введении обратимости национальных валют и отмене
валютных ограничений (включая разрешение покупать и
продавать валюту).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
Среднегодовы е темпы прироста
потребительских цен в ЦВЕ( в
%)
1990
Болгария
Венгрия
Македония1)
Польша
Румыния
Словакия
Словения
Хорватия1)
Чехия
Югославия1)
24
29
608
586
1989 г.- 640
5
10
552
610
10
580
1991
339
32
…
60
1992
79
22
1927
44
1993
72,8
22,5
349,8
35,3
1995
62,1
28,2
15,9
27,8
1997
1082,3
18,3
4,4
14,9
1999
0,3
10,0
-1,1
7,3
2000
9,9
9,8
10,5
10,1
…
58
247
…
52
…
199
….
93
…
…
…
256,1
23,2
32,9
1517,5
20,8
11651012
32,3
9,9
13,5
2,0
9,1
78,6
154,8
6,1
8,4
3,6
8,5
21,6
45,8
10,6
6,1
4,2
2,1
44,9
45,7
12,0
8,9
6,2
4,0
85,7
Динамика совокупного ВВП
стран ЦВЕ, 1989-1993 гг.
Трансформационны й спад
ВВП
уменьшился на 20%
Сокращение промышленного
производства на 40%. Особенно
пострадала тяжелая промышленность,
составлявшая в большинстве стран
основу экономики.
На дореформенный уровень смогли выйти
лишь к концу 1990-х гг.
Ухудшение положения в социальной сфере. ВВП
в расчете на душу населения по ППС (ты с.долл. )
1990
Болгария
Венгрия
Македония
Польша
Румыния
Словакия
Словения
Хорватия
Чехия
1993
5,2
7,6
3,9
4,8
5,7
7,9
10,7
6,3
10,6
1999
4,8
8,0
3,8
5,4
5,2
6,8
10,7
4,7
10,6
5,2
11,2
4,5
8,8
5,9
10,7
15,6
7,1
13,0
Повсеместно стала расти
безработица
Ее уровень по отношению к экономически активному
населению, составлявший в регионе в 1989 г. лишь 1,5–2%,
в 1994 г. превысил 10%. В дальнейшем рост продолжился
и в 2000 г. уровень безработицы уже варьировался от 9% в
Венгрии и Чехии до 18% в Словакии и Болгарии и 22-32% в
бывших республиках СФРЮ (Хорватии, Югославии и
Македонии). При этом, по оценкам специалистов,
действительная численность безработных во всех странах
ЦВЕ значительно больше официальной.