Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Уровни работы по развитию речи учащихся

  • 👀 932 просмотра
  • 📌 892 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Уровни работы по развитию речи учащихся
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Уровни работы по развитию речи учащихся» docx
УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 1. Уровень произносительный Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено; но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. Трудности в произношении звуков [р] – [л], [с] – [ш], [ц] – [ч], [й], [ф] и некоторых других бывают у отдельных детей и могут быть устранены. Причины трудностей могут быть диалектными, просторечными и физиологическими. В последнем случае требуется вмешательство логопеда. Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями – фонетическими и логическими, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Кроме того, многим детям необходима помощь в преодолении психологического барьера, медленных реакций в диалоге, пассивности, застенчивости. Силу голоса и дыхание развивают упражнениями в громкой речи и постепенным увеличением отрезков предложений, произносимых одним вдохом: 5 слов, 7 слов, 8 слов, 10 слов (взрослый – до 35 слов). Постоянно проводится работа над дикцией, т. е. четким, понятным и в то же время нормативным артикулированием звуков – порознь и в словах. Используются упражнения «тише – громче», «быстрее – медленнее». Все это – основы выразительности, основы владения устной речью. Выразительность и правильная передача смысла достигаются с помощью логических ударений, которые выделяют более сильным звучанием главную смысловую нагрузку в предложении. Например, дай мне эту книгу, дай мне эту книгу. Велика роль пауз в выразительности речи. Паузы бывают: 1. смысловые, короткие (между словами) 2. продолжительные – между синтагмами и предложениями; 3. ритмические в конце стихотворных строк 4. психологические, нужные для того, чтобы подготовить внимание слушателя к чему-то особенно важному. Работа над устной речью учащихся, над ее произносительной стороной должна иметь место на каждом уроке грамматики и чтения. Ударение в слове (слоговое, фонетическое) усваивается запоминанием, в процессе чтения и разговора, ибо правилами оно не регулируется; выверяется по словарям ударений. Орфоэпическая норма усваивается учащимися также практически, причем в методике орфоэпии выделяются три линии: а) борьба с так называемым «орфографическим» произношением, которое формируется у детей; б) изучение трудных случаев типа [што], [канэ́шнъ], [jэво́], проверка по орфоэпическому словарю; в) основные знаки транскрипции; она помогает и в фонетическом анализе, и в выработке правильного произношения. Направления работы на произносительном уровне. Произносительная работа учащихся планируется по направлениям: 1. техника речи, 2. орфоэпия, 3. интонации. ТЕХНИКА РЕЧИ. Подразумевается правильность дыхания, четкая дикция. Следует различать дыхание: 1. физиологическое 2. Речевое. В жизни дыхание является непроизвольным; оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, которые разделяет краткая остановка. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание – процесс управляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточно быстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания для удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного и естественного произнесения группы слов. Не менее важной задачей в работе над техникой речи является совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в воспитании у младших школьников чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированные артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Однако следует учитывать недостатки функционирования речевой базы младших школьников. Основные направления: 1) проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта; 2) организация упражнений для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте). В период обучения грамоте дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изучаемыми звуком и буквой. В школьной практике для совершенствования дикции учащихся традиционно используется скороговорка, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость. Учителю следует избегать механической работы с чистоговоркой, когда основной задачей являются многократность и скорость произнесения. Приёмы работы над скороговоркой: 1) медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем; 2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом; 3) повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем; 4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение; 5) прохлопывание ритма; 6) прочитывание хоровое, логически выделяя ударные слова (их подчеркнуть) 7) прочитывание рядами; 8) индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами; 9) анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач. ОРФОЭПИЯ. Вторым направлением работы по развитию речи на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребенка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. С приходом ребенка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причем важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Однако в действие вступает новое существенное обстоятельство – процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под значительным воздействием написания, которое является источником наиболее типичных, общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок. Например, в словах что, чтобы учащиеся произносят [чт] вместо [шт]. Подобные ошибки вызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова и распространены не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Основу орфоэпического минимума составляют: • правила произношения сочетания чт в местоимении что и его производных; • сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и пр.); • сочетания щн в существительном помощник; • окончания ого/его (зимнего) и слова сегодня; • слов иноязычного происхождения типа почтальон, район; • сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий; • твердых и мягких согласных перед е в заимствованных словах. Предметом усвоения становятся слова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ. Подобную работу следует вести и на уроках чтения, и на уроках русского языка, однако особое значение она имеет в период обучения грамоте. Интонационная работа включается в структуру обычных уроков обучения грамоте и опирается на учебный материал (текстовый и иллюстративный) букваря. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошо понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации как явления сложного входят такие элементы: – мелодика (повышение и понижение тона); – интенсивность (силовой или динамический компонент); – темп или длительность; – пауза; – особый тембр как средство выражения эмоций. При работе над интонацией нужно организовать работу: 1. по накоплению словаря эмоциональных состояний; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление). 2. в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Целесообразно избрать путь «от диалога – к монологу», т. е. начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи. 2.Уровень лексический (словарная работа). Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед стоят две задачи: а) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; б) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т. е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. По результатам обследований, 7-летний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5– 3 тысяч слов до 7–8 тысяч; соответственно 11-летний школьник имеет в своем словаре от 7–8 до 10–15 тысяч слов (в отдельных случаях – больше). Приемы объяснения значений слов подразделяются: а) на самостоятельные, т. е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике; б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; помощь учителя в поиске слова в словарях. В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: – работа с синонимами; – с омонимами (термин вводить необязательно); – с антонимами, с паронимами; – со словами иноязычного происхождения; – с устаревшими словами и историзмами; – с многозначными словами; – со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; – с новообразованными словами; – с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; – с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение; – составление тематических групп слов. Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся: а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность; б) семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т. п.; в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы; составление синонимических рядов, замена слова синонимом; г) введение новых слов в текст, в свою речь, т. е. их активизация; Не следует забывать, что речь имеет несколько видов; следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения: – составление предложения – толкование нового слова, его запись; - подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений; – составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом; – составление предложений с изучаемыми словами; – словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; – орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование; – перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; 3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Необходимо уметь быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте. Это достигается упражнениями, тренировкой, т. е. построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. Виды речевых упражнений со словосочетаниями: – постановка вопросов к подчиненным словам, установление связей; – схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т. е. моделирование; – составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации; – выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; – исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учащимися класса, например, исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»; – редактирование собственного текста (или подготовленного учителем). Ребенок постепенно овладевает механизмом развертывания речевых конструкций. Виды упражнений с предложениями подразделяются на: 1. аналитические (разбор предложений) 2. синтетические – их построение, конструирование. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: 1. «по образцу»: а) чтение и запись образцов, анализ их смысла, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтение: паузы, интонации; б) заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ; в) составление предложений по вопросам как простейший прием, так как вопрос подсказывает структуру ответа (I класс): Что дети собирали в лесу в осенний пасмурный денек? – Однажды в осенний пасмурный денек дети собирали в лесу грибы. Что добавлено в ответе? Во-первых, однажды, это придает речи характер повествования; во-вторых, существенно изменен порядок слов; в-третьих, изменена интонация; г) составление предложений, аналогичных данному. Образцы могут быть с заданием, например, дети составляют предложение с однородными членами, с использованием эпитетов. 2. Конструктивные упражнения: в отличие от работ «по образцу», они опираются, полностью или частично, на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений. а) восстановление деформированного текста: даны слова вразброс – по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение. Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме (синем, а, хлещут, море, волны); в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме; б) деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; в) ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения: Птицы возвращаются. – Какие? – Перелетные птицы возвращаются. – Откуда? – Из южных стран. – Может быть, еще что-либо добавите? – И поправляют свои прошлогодние гнезда; возможно и «обратное» упражнение – сокращение предложения до возможного предела; г) упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста; д) соединение двух-трех простых предложений в одно; е) построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами; ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла, например: В марте с крыш капает, весна приближается, детские варианты: Уже закапало с крыш, значит, скоро весна – Март уже наступил, а с крыши не капает. В чем дело? Март пришел, вот и капель – течет с огромных сосулек... 3. коммуникативно-творческие. Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям. а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон; б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы; в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия. В упражнениях творческого типа возможны и даже желательны элементы соревнования. Кто лучше, полнее, ярче скажет? Учитель не должен удовлетворяться примитивом. Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а, скорее, фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений и сообщений тина доклада, реферата. 4.Уровень текста Под связанной речью подразумевают монологическую речь. Формы: • Пересказ • Изложение – воспроизведение прочитанного текста в устной или письменной форме • Рассказ • Сочинение Классификация ученических работ на уровне текста или (традиционно) сочинений основывается на следующих критериях: 1 Источники материала: непосредственные (жизненный опыт, наблюдения, исследования и пр.) и опосредованные (книги и вообще печатное слово, картины, театр, учебный процесс и т. п.). 2 Степень самостоятельности учащихся: выбор темы (выбирает тему учитель или ученик индивидуально; организация накопления материала – коллективная или индивидуальная; то же в отношении плана, языковой подготовки, составления текста, его редактирования – все это делается в коллективном труде или индивидуально). 3 Организация подготовки и выполнения: классная работа или домашняя, подготовка, рассредоточенная на какую длительность по времени, будет ли записываться или учитель ограничится лишь устным исполнением и пр. 4 Тип речи (текста): описание, повествование, смешанный тип, с преобладанием одного из трех. 5 Тематика: природа, растения, животные; наша Родина, ее города, села, горы, моря; школа, семья, товарищи; литература и искусства; труд, профессии, производство; нравственность – добро, поступки детей, взрослых; наука, знания, открытия, космос; история; народы мира; деловой мир. 6 Стили: устно-разговорный или письменно-книжный, «деловой», научный, художественный, образный. 7 Жанр: рассказ, басня, очерк, путевые заметки, пейзаж, статья, письмо, пьеса, сценарий (экранизация), отзыв, деловые бумаги н др. Планируя развитие речи учащихся, учитель использует все разнообразие упражнений и создает систему своей работы, обладающую пятью признаками: – в плане на длительный срок проставляются все (по возможности) виды работ учащихся в соответствии с данной классификацией, разнообразная тематика, разные стили и жанры; – соблюдается постепенное нарастание трудности работ – и в целом, и по отдельным типам; – создается непрерывность речевых упражнений: 2–3 раза в месяц – крупные письменные изложения и сочинения с разбором и редактированием текста и так называемые сочинения малых форм (микросочинения), пересказы, развернутые ответы и пр. – почти ежеурочно; – в каждой новой работе предусматривается какая-то новая доза знаний и умений: умение строить вступление или заключение; делить текст на абзацы; устранять неоправданные повторы; усложнять синтаксические структуры; использовать художественные средства и т. п.; – система речевых упражнений связывается с внеклассной работой, (газетой, школьным театром, библиотекой, экскурсиями, кружками, олимпиадами, конкурсами); в какой-то мере эта система становится межпредметной, поскольку доклады, сочинения, дневники, ораторские выступления имеют место не только на уроках русского языка (чтения, риторики), но и на уроках природоведения, изобразительного искусства, музыки, истории. Умения для развития речи учащихся: – умения, связанные с темой; – умение подчинить свое сочинение определенной идее; – умение собирать и систематизировать материал; – умение располагать материал, составлять план сочинения, строить его композицию; – умение проводить языковую подготовку; – умение строить текст и передавать его устно и письменно; – умение редактировать, анализировать свой текст и подходить к нему оценочно. – умение уместно начать и удачно завершить, придерживаться плана, не пропустить чего-либо важного, использовать подготовленное и в содержании, и в лексике; – «технические» умения; рассчитать время, чтобы успеть все сделать и в то же время не скомкать задуманное; – в устной речи владеть темпом, громкостью, интонационной выразительностью, на письме – соблюдать поля, симметрию заглавия, строку, требования каллиграфии. И очень важно по ходу письма находить и проверять орфограммы. Пересказы и изложения. Общее Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. При обучении пересказу и изложению применяются: 1. Воспроизведение прочитанного по вопросам 2. Связанный пересказ прочитанного 3. Подбор и озаглавливание текста 4. Составление плана текста 5. Творческие работы по прочитанному Приёмы при подготовке к пересказу, изложению: – уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т. п.; – определение цели работы; – беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей; – выразительное перечитывание образца; – логическое и композиционное расчленение рассказа – составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей; – предварительный пересказ фрагментов; – анализ «чернового» пересказа и его критика; – исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма наложения. Типичные недостатки пересказа устного и письменного: – неумение начать; – подробное начало и скомканное окончание; – пропуск чего-то важного; – обеднение языка – допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко). С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника; с другой – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи. ПЕРЕСКАЗ Виды пересказов: 1. Подробный 2. Выборочный 3. Краткий /сжатый 4. С перестройкой текста или творческим дополнением 5. Изменение лица пересказчика 6. Устное рисование. Требования к пересказу: 1. Должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец 2. В пересказе ученик должен использовать лексику и синтаксические конструкции образца 3. Должен сохраняться стиль образца 4. Соблюдаться последовательность, причинно- следственные зависимости и основные факты ИЗЛОЖЕНИЕ Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение – пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как правило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним. Требования к текстам: 1. Высокохудожественный, отражают нравственные поступки, доступные, обороты речи, не требующие сложного и длительного объяснения 2. Не сложный по композиции 3. Мало действующих лиц Этапы урока изложения. 1 класс. • чтение текста учащимися (2 раза) • беседа по содержанию (вопросы должны исключать повтор предложения из образца) • словарная работа • объяснение значений новых, трудных слов • сжатый пересказ по плану, запись на доске • орфографическая подготовка: запись трудных слов и словосочетаний • пересказ текста 2-3 учениками • письмо • самопроверка 2 класс. • Вводится повествование и описание текста 3 и 4 классы. • Чтение текста 1 раз • Коллективное составление плана • Орфографическая подготовка • 2-3 ученика пересказывают • Письмо • Самопроверка Нормы изложений: 1 класс. 30-40 слов по вопросов или данному учителем план 2-3 пунктов 2 класс. 40-60 слов по плану, составленным коллективно из 5-6 пунктов 3-4 класс. Сжатые. 70-90 слов. План составляется самостоятельно. Методика изложений отдельных видов 1. Простейший вид пересказа – близкий к тексту образца. В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения. К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2–3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам. Наоборот, удачные исправления поощряются. Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такой пересказ, такое изложение, которые опираются не на серию вопросов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план. 2. Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: – расскажите, как медведица купала медвежат; – опишите картину лесной поляны; – сделайте пересказ по одному из пунктов плана; – перескажите по иллюстрации к рассказу; –опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе. 3. Сжатое изложение. Это логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. В идеальном варианте сжатое изложение – это не отдельные фразы из полного текста, кое-как связанные между собой, а новый рассказ, заново самостоятельно построенный, целостный, лаконичный, ясный. 4. Творческие пересказы и изложения Такое название получили пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это: • изменение лица рассказчика, • введение в рассказ словесных картин –так называемое словесное рисование, • воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; • драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Традиционные пересказы по вопросам, рассказывание своего текста перед письмом – все это снижает уровень творчества детей. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром. УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ Работа над сочинениями начинается в 1 классе, когда дети составляют устные рассказы, небольшие по объёму. Коллективная работа. Индивидуальное творчество в 1 классе вводится как небольшие зарисовки. Отдельные уроки не выделяются. Упражнения в 1 классе: • составление предложений, объединённых одной темой • восстановление деформированного текста • составление текста по сюжетным картинкам • устные рассказы по прочитанному 2 класс. Сочинения более самостоятельные. Больше времени на подготовку. Основная часть отводится составлению устных рассказов, где ребенок учится говорить. Учатся пользоваться планом, точно употреблять слова. По картинке ребенок сам придумывает сюжет и учится составлять план и озаглавливать. 3 класс. Переходим к полноценному написанию сочинения. Самое важное правильно составить тему сочинения, от этого зависит содержание. Тема должна быть узкой и четкой, предмет или явление должно быть хорошо знакомо ребенку. Заглавие должно быть простым и ограничивать тему сочинения. Тема объявляется за несколько дней до сочинения. Важно, чтобы дети могли осмыслить и обдумать ее перед написанием. План работы над сочинением: 1. Сообщение темы и обсуждение ее. (Это функция учителя, но он делает все, чтобы дети выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогулок, экскурсий, игр, из чтения произведений литературы. Учитель может предложить список тем – дети выберут либо общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Бывают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день каникул», «Моя семья», «Моя любимая книга». Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее. Темы бывают широкие, обобщенные и узкие.) 2. Беседа с целью упорядочения материала. (Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы). 3. Составление плана 4. Речевая подготовка (она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Важно, что проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность) 5. Орфографическая подготовка 6. Написание сочинения (Письменные сочинения учащихся проводятся продолжительностью в 1–1,5 часа 6–10 раз в год, в соответствии с требованиями системы. Учитель, в свою очередь, должен время от времени проходить вдоль рядов парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно на этапе завершения и редактирования.). 7. Самопроверка (В круг умений редактирования входит: во-первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего-то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во- вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений, связывание их между собой; в-третьих, выверка орфографии и пунктуации). Проверка сочинений должна составлять не более 2 дней. Критерии оценки: 1. Раскрытие темы 2. План 3. Последовательность 4. Наличие вывода 5. Размер: 1 класс- 3 предложения, 3-4 класс- 1,5 страницы. 6. Лексика (правильность употребления) 7. Синтаксис (размер предложений, построение) 8. Орфография 9. Пунктуация 10. Внешнее оформление После урока анализа сочинений, если написано плохо, дома можно переписать. Сочинение пишется в отдельной тетрадке. Исправленный вариант пишется следом за первым вариантом. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ Разнообразие детских творческих работ настолько велико, что все охватить невозможно. Рассмотрим некоторые из них. Сочинения-миниатюры Тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т. п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии. Сочинения малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ. Описание картины Сочинения по картинам имеют свою типологию: а) описание картины; б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; в) сочинение по серии из 2–5 картин, выполняющих роль картинного плана; г) сочинение о художнике и об истории создания картины; д) сочинение по портрету. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют: – тему картины (что на ней изображено); – ее композицию – расположение главного и деталей; – действие, сюжет картины; – впечатление от нее. Сочинения на литературные темы Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале: а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях – рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале; б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например «Весна в русской поэзии», «Стихи о России»; в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А. С. Пушкина», «Дети в творчестве Н. A. Некрасова»; г) рассказ о героях произведений литературы характеристике: «Обезьяна в баснях И. А. Крылова». Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками. Но, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10–15% объема сочинения. Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами: • описания одного предмета; • сравнительные описания; • рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда; • своеобразные отчеты о проделанной работе и рассуждения – «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда»; • описания трудового процесса, напоминающие инструкцию. Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, об использовании этого дерева для пользы людей. Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу, например, в зимнем серебре, в инее. Литературное творчество школьников Изучение языка и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов. Сочинение загадки: • Разобрать, что такое загадка (маленький секрет, который нужно разгадать) • Например, ёжик. Рассмотреть картинку или фото. • Выделить существенные признаки (форма, цвет, ножки, мордочка, спинка) • Разобрать повадки (сворачивается в клубочек, следовательно, недотрога). • Подобрать сравнения (клубок с иголками), слова, которые обозначают действия ежа (прячется, свернулся, шуршит). • Придумываем рифмы (комок- клубок, елки- иголки, бежит- шуршит) • Описать внешний вид, повадки, чем питается. • Сравнить с кем- нибудь. Бегут по дорожке Иголки да ножки. Сочинение стихотворений. • Найдите рифмы в тексте • Выбираем 3 строчки и просим придумать 4. • Даем 2 строчки и просим дополнить. Шла лесной тропинкой Бабушка с корзинкой … • Дети говорят любое слово, к нему 4 рифмующихся слова придумываем и добавляем слова для текста. Сочинение сказки Сочиняют всем классом, а потом записывают. • Чем сказка отличается от рассказа • Если главный герой тучка, то обсуждаем как родилась • Почему тучка отправилась в путешествие • Какие были приключения • Чем закончились её приключения • Составляем план: рождение, приключения, возвращение • Выписываем на доску опорные слова. Сочинение рассказа на одну букву. Сани слетели сверху. Серёжа скатился со скалы…
«Уровни работы по развитию речи учащихся» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot