Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
1. УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Профессионал – это специалист:
• овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности;
• сознательно изменяющий и развивающий себя в труде;
• вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию;
• нашедший свое индивидуальное предназначение;
• стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности;
• повышающий престиж своей профессии в обществе.
Человек становится профессионалом не сразу. А.К. Маркова разграничивает уровни профессионализма.
1. Допрофессионализм. На этом уровне человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами профессии. Этот этап обычно проходит каждый человек, но некоторые люди могут задерживаться на нем длительное время.
2. Профессионализм. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней высоких результатов, а также осознавать себя в профессии и развивать себя средствами профессии.
3. Суперпрофессионализм. На этом уровне человек выходит за пределы профессии и обогащает ее своим личным вкладом. Этот уровень профессионализма наиболее существенно влияет на прогресс общества. Суперпрофессионалы опережают свое время, поэтому часто им приходится преодолевать сопротивление общества.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На этом уровне человек внешне активно трудится, но при этом наблюдаются определенные деформации в становлении профессионала: либо человек допускает брак в работе; либо отдает всю жизнь работе и при этом искажает и свое профессиональное, и личностное развитие; либо преследует только цели личного преуспевания.
5. Послепрофессионализм. Это уровень людей пенсионного возраста. Каждый проживает его с разной степенью достоинства. Человек может быть экспрофессионалом, а может – советчиком, наставником, помогающим другим стать профессионалами.
R. Havighurst предлагает свое видение этапов профессионального пути.
1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими родственниками, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.
2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники начинают организовывать свое время и усилия по выполнению домашних заданий, работы по дому и т.д.
3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать.
4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет).
5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.
6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).
Понятно, что эта классификация достаточно условна. В нашем быстро меняющемся обществе люди могут менять работу много раз, пока не сделают окончательный выбор; или могут на пике профессиональной карьеры сменить место работы или даже профессию.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Становление человека как профессионала опирается на его общее психическое развитие. В раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности (к познанию, к мышлению, к общению, к труду и т.д.), в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и т.д.), в юношеском возрасте складываются общие профессиональные способности (к разным типам профессий), в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности.
Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. В сегодняшнем обществе становлению профессионала наиболее способствуют такие черты личности как:
• следование профессиональной этике;
• индивидуальная социальная и экономическая ответственность;
• внутренний локус контроля;
• помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность, способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;
• внутренняя диалогичность личности;
• адекватная самооценка;
• готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д.
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Психологическое становление профессионала – это динамический процесс, имеющий несколько уровней.
Внутри уровня профессионализма выделяется этап адаптации человека к профессии, во время которого происходит первичное усвоение норм, приемов, техник. Этот этап начинается в процессе профориентации, продолжается в ходе профессионального обучения, в основном завершаясь в первые 1–2 года трудовой деятельности1. Отметим, что период адаптации может растянуться на долгие годы и проходить болезненно. Этот этап наиболее важен для становления профессионала.
Когда молодые медсестры начинают работать, обстановка на работе может вызвать потрясение. Поведение коллег и пациентов не соответствует ожиданию «новичка». Потрясение может привести к состоянию фрустрации, продолжающемуся до тех пор, пока не удастся приспособиться к ситуации. Неспособность адаптироваться может помешать последующему становлению профессионала. Но хороший наставник поможет преодолеть трудности адаптационного периода
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
Адаптационный период молодого специалиста зависит также от профессиональной общности, членом которой он становится. Профессиональная общность – это социальная общность, которая организована для эффективного достижения единых профессиональных задач.
На взаимодействие людей в общности существенно влияет профессиональная среда. Профессиональная среда – это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими участниками сторон труда) условий труда.
Специфика труда сестринского персонала состоит в том, что это совместный организованный труд. Медицинская сестра, работая в профессиональной среде, не должен забывать, что она – член бригады. Основной цели профессиональной деятельности – обеспечение и поддержание оптимальной жизнедеятельности пациента – нельзя достичь в одиночку. Сестринский персонал – это «соединительная ткань» медицинских организаций.
Социальная подсистема создается самими участниками профессиональной общности, в том числе и молодыми специалистами. С первых дней работы они должны чувствовать ответственность за состояние профессиональной среды.
Важным компонентом социальной подсистемы является психологический климат коллектива. Психологический климат – это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива. Согласно одной точке зрения, климат в коллективе определяется типом кооперативных взаимоотношений членов профессиональной общности; согласно другой – личностными отношениями одного человека к другому.
Существуют психологические характеристики целостной профессиональной общности, которые надо учитывать каждому и вновь включаемому, и уже включенному в нее человеку. Это:
совместимость – оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности;
сплоченность – согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений;
срабатываемость – способность к согласованным действиям в процессе совместного труда;
стабильность – противоположность текучести кадров;
соревновательность – ревность, рвение, усердие;
организованность – способность коллектива самостоятельно создать организацию в ситуации неопределенности.