Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 4
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ
План
1 Понятие «мышление».
2 Уровни абстрактного мышления: рассудок и разум.
3 Понятие «формы мышления».
4 Элементарные формы рационального мышления.
5 Сложные формы рационального мышления.
1 Понятие «мышление».
Научная деятельность основывается на способности человека к
абстрактному мышлению.
Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного
отражения закономерных связей действительности и их выражение в системе
абстракций (понятий, законов, категорий и др.).
Мышление не является природным свойством человека, а представляет
собой функцию социального субъекта.
2 Уровни абстрактного мышления
Традиционно выделяют два уровня мышления:
1) разум;
2) рассудок.
Рассудок – уровень мышления, на котором оперирование абстракциями
происходит в пределах заданной схемы. Это способность четко и
последовательно
рассуждать,
правильно
формулировать
мысли,
систематизировать факты.
Разум – высший уровень рационального познания, для которого
характерно
творческое
оперирование
абстракциями
и
сознательное
исследование их природы. Для разума характерно выявление причин и
движущих сил изучаемых явлений, объединение отдельных фрагментов в
целостное представление.
Процесс развития мышления включает взаимопереход рассудка и
разума.
Переход рассудка в разум проявляется при выдвижении новых,
неординарных идей, в процессе выхода за пределы сложившейся системы
знаний. Переход разума в рассудок связан с процедурой перевода и
формализации тех знаний, которые прошли апробацию и подтверждаются
практикой.
3 Понятие «формы мышления».
Формы мышления – это способы отражения действительности
посредством абстракций.
В научной деятельности выделяют элементарные и сложные формы
мышления.
К
элементарным
формам
относятся
понятия,
суждения
и
умозаключения, на основании которых строятся более сложные формы –
проблемы, гипотезы, теории и др.
4 Элементарные формы мышления
Понятие – форма выражения мышления, отражающая общие, существенные признаки явлений одного рода.
Это признак или свойство, зафиксированное в виде определения.
Понятие выражает такие признаки явления (необходимые и достаточные),
которые позволяют отличать данное явление от любого другого.
Суждение – форма мышления, отражающая любые свойства и
признаки явления.
Суждения могут быть истинными или ложными.
Понятия
и
суждения
выступают
элементами
при
построении
умозаключений.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее
установленного знания (одного или нескольких суждений) выводится новое
знание (также в виде суждения).
Научные умозаключения в зависимости от направления движения
мысли бывают индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (от
общего к частному).
5 Сложные формы рационального мышления
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которого
является то, что необходимо познать. Это знание о незнании.
Данная форма теоретического познания предполагает два вида
процессов: формулирование проблемы и еѐ решение. Умение логично и
четко определить проблему – необходимая предпосылка еѐ успешного
решения.
Научные проблемы могут возникать в следующих ситуациях:
наличия противоречий между теорией и практикой;
наличия противоречий внутри отдельной теории;
наличия противоречий между двумя или несколькими теориями;
в случае несоответствия предмета и метода исследования;
в случае исследования сложных, развивающихся объектов.
Необходимо отметить, что помимо теоретических проблем существуют
практические проблемы, и, кроме того, научные проблемы необходимо
отличать от ненаучных.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение,
значение которого необходимо доказать.
Гипотетическое знание носит вероятностный характер, требует
проверки и обоснования. В ходе доказательства одни гипотезы становятся
истинными
теориями,
другие
–
уточняются,
видоизменяются
и
конкретизируются, третьи – отбрасываются, превращаясь в заблуждения.
Гипотеза как форма теоретического знания должна удовлетворять
следующим условиям:
должна соответствовать установленным в науке законам;
должна быть согласована с фактами, на основании которых и для
объяснения которых она выдвинута;
не должна содержать противоречий, запрещенных законами
формальной логики;
должна быть приложима к более широкому классу исследуемых
объектов, чем те, для объяснения которых она выдвинута;
должна
допускать
возможность
еѐ
подтверждения
или
опровержения;
формулировка гипотезы должна быть корректной, не допускать
произвольных, субъективистских допущений.
Гипотеза возникает одновременно с оригинальной идеей исследования
и еѐ выражает. Выделяют различные виды и типы гипотез: дедуктивные,
индуктивные, описательные, объяснительные, гипотезы теоретического
характера и др.
Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение
закономерных и существенных связей между элементами определенной
области действительности.
В узком смысле «теория» – совокупность научных положений о какихлибо явлениях; система взглядов по какому-либо вопросу.
Выделяют следующие основные элементы теории:
1)
исходные основания (фундаментальные понятия, принципы,
законы, аксиомы и т.д.);
2)
идеализированный объект (абстрактная модель существенных
свойств и связей изучаемого явления);
3)
логика теории (совокупность правил и способов доказательств,
применяемых при получении знаний);
4)
философские установки и ценностные ориентиры;
5)
совокупность законов и утверждений, выводимых в качестве
следствий из данной теории.