Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ №5
УРОК ИСТОРИИ
К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ
Баблумова Марина Евгеньевна
ЛЕКЦИЯ №5
УРОК ИСТОРИИ
В специальной (коррекционной) школе используются различные
формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии,
дополнительные занятия, консультации, домашняя работа
учащихся.
Эффективность обучения учащихся с нарушением интеллекта
достигается лишь при умелом использовании всех форм его
организации.
Проблемой урока истории занимались многие специалисты: в
методике преподавания истории в общеобразовательной школе –
А.А. Вагин, М.В. Нечкина, в методике преподавания истории в
специальной (коррекционной) школе– Ю.Ф. Кузнецов, В.А.
Лапшин.
УРОК ИСТОРИИ
Урок, будучи ведущей формой организации учебной деятельности
в специальной (коррекционной) школе, является и основной
формой обучения истории. Он позволяет наиболее полно
реализовать образовательно-воспитательные и коррекционноразвивающие задачи курса истории, использовать различные
средства и методы обучения, выбрать их оптимальное сочетание
при изучении тех или иных тем программы, осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся,
реализовать такие дидактические принципы как научность,
систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность
их усвоения, наглядность в обучении.
УРОК ИСТОРИИ
Учащиеся 7–9 классов специальной (коррекционной) школы на
уроках знакомятся с историей Родины с древнейших времен до
наших дней, получают представления об исторических событиях и
явлениях, происходивших в разные эпохи и на разной территории.
Задачи урока истории не исчерпываются сообщением нового
материала. Учитель организует проверку и закрепление
исторических знаний учащихся, осмысливание нового материала
путем его разбора и обобщения, применение прежних знаний
школьниками для усвоения новых знаний.
УРОК ИСТОРИИ
Усвоение логически завершенной части содержания курса
истории, рассчитанной на урок, осуществляется в процессе
взаимосвязи деятельности учителя и учащихся, направленной на
их обучение, воспитание и развитие.
Результативность урока достигается, прежде всего, знаниями,
умениями и личными качествами учителя истории, который
рационально отбирает главный учебный материал на урок,
определяет средства и методы его изучения, организует
целесообразную деятельность, отвечающую особенностям
содержания курса и уровню развития учащихся специальной
(коррекционной) школы, их познавательным возможностям.
УРОК ИСТОРИИ
На качество уроков истории влияют и другие факторы, например,
такие, как дисциплина учащихся, продуманная организация их
работы на всех этапах урока, наличие необходимого оборудования
в кабинете. Учитель всегда должен помнить о трудностях, которые
испытывают учащиеся специальной (коррекционной) школы при
усвоении исторического материала, и стараться облегчить этот
процесс.
Например, даты и ход событий лучше усваиваются, если на доске
учитель оставит их календарь, а ученики затем «перенесут» его в
свои тетради, записанные на доске или на карточках новые
термины и имена исторических деятелей помогут учащимся
запомнить их правильное произношение и написание,
использовать в своих ответах на последующих уроках.
УРОК ИСТОРИИ
Урок истории, как и весь процесс обучения в
общеобразовательной и специальной (коррекционной) школе,
постоянно совершенствуется. Это связано с изменением стратегии
обучения, гуманизацией процесса обучения, созданием
компьютерных программ обучения разным предметам, в том числе
и обучения истории.
УРОК ИСТОРИИ
Учитель истории специальной (коррекционной) школы всегда
стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный
понятиями, фактами, биографиями исторических деятелей,
причинно-следственными связями исторический материал до
сознания учащихся с нарушением интеллекта, показать развитие
человеческого общества в пространственном и временном аспекте.
«Особая сложность, – по мнению В.А. Лапшина, – состоит в том,
что необходимо показать учащимся исторический процесс, а не
отдельные случайно и произвольно подобранные эпизоды».
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
Современный урок истории в специальной (коррекционной) школе
должен соответствовать ряду требований:
1. Научность содерж ания , т. е. достоверность исторических
фактов и их правильное объяснение, их связь с жизнью. Изучая
на уроках материал по истории Родины с древнейших времен до
современности, учащиеся получают представления об
исторических событиях и явлениях на протяжении различных
эпох. Эпизодический характер курса не означает упрощенчества и
вульгаризации в освещении событий, оценочные суждения даются
с позиций общечеловеческих ценностей и историзма. Научный
подход требует использования исторических источников,
исторической терминологии, но без превышения сложности
материала для учащихся с нарушением интеллекта.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
2. Чет кое планирование цели , образоват ельны х ,
воспит ат ельны х и коррекционно -развивающих задач
урока и их комплексное решение с учет ом особенност ей
класса.
Постановка задач зависит, прежде всего, от темы и содержания
урока, и вся методика его проведения должна быть подчинена
реализации задач.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
3. Связь каж дого урока с предшест вующими и
последующими. Каждый урок истории является определенным
звеном в общей системе уроков по теме и в целом курсе. На уроке
выявляются из ранее пройденного материала предпосылки,
причины, вызвавшие те явления, о которых пойдет речь, и
осуществляется подготовка к восприятию следствий,
произошедших из-за событий, с которыми учащиеся знакомятся
на данном уроке. От реализации этого требования зависит
правильное определение задач урока, система формируемых
исторических знаний, умений и навыков, выбор типа урока, а
также осуществление внутрикурсовых и межпредметных связей в
процессе обучения истории.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
4. Целесообразны й вы бор мет одических приемов ,
средст в и мет одов обучения. Многообразие задач, решаемых
на уроке, определяет и многообразие методов, приемов, средств
обучения, подбираемых учителем с учетом познавательных
возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы,
сформированных знаний, умений и навыков, имеющейся
материальной базы и т. п. Например, на уроке по теме «Жизнь и
труд древних славян» ведущим методом изложения нового
материала будет яркий, эмоциональный повествовательноописательный рассказ учителя, опирающийся на картину
«Славянский поселок», а на уроке по теме «Причины распада
Киевской Руси» целесообразно использовать объяснение учителя,
опирающееся на карту «Русь в XIII (13) в.» и раскрывающее
причинно-следственные связи в изучаемом процессе.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
5. Сочет ание коллект ивной , групповой и
индивидуальной работ ы учащихся. От удачного сочетания
этих форм работы зависит успех урока. Учитель истории должен
учитывать как общие закономерности психического развития
школьников с нарушением интеллекта, так и особенности их
индивидуально-типологические особенности.
Индивидуальный подход помогает развивать те стороны
деятельности каждого ученика, которые позволят ему более
активно участвовать в общей фронтальной работе на уроке.
Осуществляется он на всех этапах урока. При проверке домашнего
задания, актуализации ранее пройденного материала опрос
слабых учащихся может проводиться по аналогии со средними
или сильными, также возможно использование карточек с
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
6. Организационная чет кост ь урока, т. е. единство всех его
элементов, правильный выбор учителем типа, структуры и
методики проведения урока. При всем многообразии задач урок
истории представляет собой внутреннее единство и
законченность.
Каждый урок имеет свою тему, которая раскрывается по плану
(расчленяется на вопросы). Тема и план сообщаются учащимся и
записываются на доске, это помогает поддерживать их внимание
на протяжении изложения нового материала учителем, следить за
последовательностью событий.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
Урок истории представляет собой законченное целое не только по
содержанию, но и по характеру работы: все умения и навыки
учащихся должны быть отработаны непосредственно на уроке.
Независимо от типа урока истории, каждый из них состоит из
трех частей: подготовительной, основной и заключительной,
непрерывно связанных между собой.
Организационная четкость зависит также от готовности к уроку
как самого учителя, так и класса в целом.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
7. Создание эмоциональной , т ворческой ат мосф еры на
уроке , развит ие познават ельны х инт ересов учащихся. О
ряде исторических фактов учащиеся специальной
(коррекционной) школы имеют представления, накопленные в
пропедевтический период. Поэтому после сообщения учителем
темы урока они показывают, что знают об этом и хотят
рассказать.
Учитель должен поощрять высказывания учащихся и сам должен
интересно излагать новый материал, создавая конкретные и
красочные образы вместо употребления безликих слов;
поддерживать положительный настрой класса и заинтересованное
отношение школьников к новой теме, желание больше узнать и
дополнительно почитать об изучаемых событиях и исторических
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
8. Связь мат ериала урока с краеведением. Изучаемые на
уроках исторические события часто тесным образом связаны с
событиями местной истории как частью общей истории страны.
На конкретных примерах родной истории учащимся специальной
(коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать
общеисторический материал, порой представляющийся им пустой
абстракцией.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
Пути введения краеведческого материала в уроки истории могут
быть следующими:
§ краеведческий материал может иллюстрировать, конкретизировать,
дополнять общеисторический на любом уроке по разным программным темам
(например, на уроке «Нападение фашистской Германии на СССР», учитель
рассказывает учащимся о первых военных днях в своем городе, крае)
§ краеведческий материал может вводиться в повторительно-обобщающий
урок при завершении изучения каждой программной темы (например, в
повторительно-обобщительный урок по теме «История нашей страны древнего
периода» можно ввести краеведческий материал о жизни, труде и борьбе
предков, живших в древности на территории края). Этот материал
сравнивается с тем, что проходили на уроках по теме, делаются общие выводы
и обобщения;
§ необходимо сочетание уроков истории с внеклассной краеведческой
работой, углубляющей и расширяющей знания учащихся. Результаты
внеклассной работы обязательно должны использоваться в учебном процессе
(например, после прослушанной экскурсии ученики выполняют рисунки,
составляют фотоальбом, пишут сочинения, все эти материалы могут быть
использованы на последующих уроках при закреплении знаний по теме).
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОКУ ИСТОРИИ
9. Результ ат ивност ь урока, т. е. успешное осуществление его
основных задач: формирование исторических знаний, умений и
навыков, воспитание и развитие учащихся специальной
(коррекционной) школы. Результативность – это и эффективность
урока, методики его проведения, и перспективы дальнейшего его
совершенствования.
СТРУКТУРА УРОКА ИСТОРИИ
Под структурой урока понимается сочетание на уроке тех или иных
звеньев процесса обучения, которые реализуются через те или иные
формы учебной деятельности.
Структура урока истории может и должна быть разнообразной.
«Структура урока хороша в том случае, если учитывает
закономерности обучения, условия педагогического процесса в
данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический
замысел учителя», – отмечено в «Методике обучения истории в
средней школе» .
Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее
соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает
влияние на эффективность обучения.
СТРУКТУРА УРОКА ИСТОРИИ
Каждый урок истории имеет свою структуру. Традиционные его
звенья (элементы): проверка знаний предыдущего учебного
материала, логически связанного с содержанием данного урока;
переход к новому материалу; изучение нового материала,
закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на
многих уроках почти все реализуются.
Бывают необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена
процесса обучения так же, как и уроки, в структуре которых
отсутствуют некоторые звенья.
СТРУКТУРА УРОКА ИСТОРИИ
Структурные элементы урока подвижны: проверка знаний (опрос
учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в
процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке.
Однако в условиях специальной (коррекционной) школы необходимо
проверять знания учащихся до объяснения нового исторического
материала, т, к. содержание каждого последующего урока лучше
усваивается учениками с нарушением интеллекта при отчетливом
понимании предыдущего материала.
Поэтому почти все уроки истории в специальной (коррекционной)
школе вида целесообразно начинать с опроса.
СТРУКТУРА УРОКА ИСТОРИИ
Независимо от типа урока и особенностей его организации
(обычный урок в классе, урок–экскурсия, урок-игра), различают
три основные части урока:
1.
подготовительная часть может состоять из организационного
момента, проверки домашнего задания, предварительной беседы,
подводящей к новой теме на основе связи нового материала с
пройденным;
2.
основная часть включает сообщение темы, изложение нового
материала учителем или чтение учебника, разбор материала, его
закрепление и выработку необходимых умений и навыков учащихся;
3.
заключительная (оценочная) часть позволяет сделать вывод о
проделанной работе на уроке, дать подробный инструктаж по
выполнению домашнего задания, оценить деятельность учащихся и
СТРУКТУРА УРОКА ИСТОРИИ
Такова структура урока истории, имеющего все звенья процесса
обучения. В основе данной структуры лежат усвоения исторических
знаний учащимися как общеобразовательной, так и специальной
(коррекционной) школ:
а) восприятие материала;
б) его осмысление;
в) закрепление;
г) применение сформированных знаний, умений и навыков.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
В школьном курсе истории нет двух уроков одинаковых по
содержанию, так же многообразна их структура и методика
проведения. Но есть группы уроков, схожих по тематике, учебнообразовательным задачам, способам сообщения знаний, формам
работы с учащимися.
В этом единстве проявляются общие закономерности процесса
обучения. Наличие такого рода общих черт, существенного
сходства позволяет говорить о типах уроков истории.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся как
общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школы. В
дидактике и частных методиках существуют разные подходы к
типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса
обучения, по деятельности учащихся и др.
В методике преподавания истории наиболее распространена
классификация по звеньям процесса обучения:
1.
урок, содержащий все звенья – комбинированный урок;
2.
урок изучения нового материала;
3.
повторительно-обобщающий урок;
4.
урок проверки и учета знаний.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Не все типы уроков истории, используемые в общеобразовательной
школе, найдут свое применение в специальной (коррекционной)
школе. Так, например, для учащихся с нарушением интеллекта
недоступны такие уроки, как учебная лекция, уроки семинарского
типа, уроки обсуждения нового материала, подготовленного
самостоятельно дома по учебнику.
Выбирая тип урока, учитель истории специальной (коррекционной)
школы должен руководствоваться, прежде всего, содержанием
материала, который предстоит изучить, его объемом,
особенностями класса.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
1. Комбинированны й урок – самый распространенный тип
урока истории в специальной (коррекционной) школе. Он
позволяет решить несколько дидактических задач: объяснение
нового материала, его закрепление, повторение ранее
пройденного, контроль и учет знаний, умении и навыков
учащихся.
2. На каждую часть урока отводится приблизительно равное время
– 10–15 минут, что позволяет осуществлять разную
деятельность на протяжении всего урока. Этот тип урока
наиболее гибкий и эффективный в обучении учащихся с
нарушением интеллекта.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Проверка знаний на комбинированном уроке может осуществляться
как в начале урока, так и после изучения нового мате риала. В
специальной (коррекционной) школе более эффекта вен первый
вариант: благодаря опросу устанавливается четка; картина глубины
и прочности знаний учащихся по содержании пройденного
материала, связанного с данным уроком.
Такая связь обеспечивает понимание школьниками развития
исторических событий, причинно-следственных связей между ни
ми. В процессе опроса осуществляется контроль за знаниям] и
умениями, происходит их дальнейшее развитие.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Формы и методы проверки домашнего задания разнообразны. На
уроках истории в специальной (коррекционной школе чаще
встречается сочетание фронтальной беседы с развернутыми
индивидуальными ответами учащихся на вопросы. Реже
используется письменный, программированный опрос, носящий
дифференцированный характер и не требующий затраты большого
времени. Для письменной работы учащимся могут быть предложены
вопросы и задания, требующие объяснения событий и их значения,
расшифровка: фраз и выражений учебника.
Все домашние задания, выполняемые в тетрадях, на карточках,
контурных картах, проверяются и оцениваются учителе»
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Изучение нового материала – это главный элемент учебного
процесса, в ходе которого не только формируются новы знания, но
и на их основе осуществляется воспитание учащихся, развитие их
мышления, умений работать с исторически материалом.
В практике преподавания истории в специально (коррекционной)
школе встречаются недостатки в организации изучения нового
материала: неспособность учителя стимулировать познавательную
деятельность учащихся, когда ученик остаются пассивными на
уроке; однообразие методики изучения нового материала (краткий
пересказ учителем текста параграфа или попытка проведения
беседы при отсутствии необходимых знаний учащихся).
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Учитель должен конкретизировать и дополнять материал учебника,
использовать при объяснении новой темы технические средства,
наглядные пособия, организовывать самостоятельное решение
учащимися познавательных задач, доступных проблемных заданий;
приучать школьников к использованию разнообразных источников
исторических знаний, например, исторического документа.
Изложение материала учителем должно носить характер
рассуждения, что будет стимулировать мыслительную
деятельность учащихся. Он должен не только излагать новые
факты, но сравнивать их с прежними, раскрывать причинноследственные связи, показывать историческое значение событий.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Закрепление изученного материала – это вторичное
восприятие и дальнейшее осмысление пройденного. Основная цель
закрепления – помочь учащимся достаточно прочно усвоить факты,
даты, имена, исторические понятия и предупредить пробелы в
усвоении знаний, теснее связывать новый материал с ранее
усвоенным.
Виды закрепления должны быть разнообразными: воспроизведение
отдельных фактов, необходимых для выводов; составление плана
рассказа; заполнение сравнительной таблицы; работа с
исторической картой; фронтальная беседа по изученному
материалу и т. п.
ТИПЫ УРОКОВ ИСТОРИИ
Разъяснение домашнего задания. Функции домашнего задания
– дальнейшее более прочное закрепление пройденного материала,
применение знаний, развитие умений и навыков самостоятельной
работы. Домашнее задание по истории в специальной
(коррекционной) школе может носить разнообразный характер, но в
первую очередь должно ориентировать учащихся на работу с
учебником .
Домашнее задание должно учитывать познавательные возможности
учащихся специальной (коррекционной) школы, поэтому оно может
быть как общим для всех, так и носить индивидуальный характер,
особенно в тех случаях, когда выходит за рамки учебника. На
последующем уроке домашнее задание обязательно проверяется,
оцениваются знания и умения учащихся.
Типы уроков ист ории
Урок сообщения новы х знаний (урок первоначального изучения нового
материала). В чистом виде такие уроки истории редко встречаются в
специальной (коррекционной) школе. Основная дидактическая задача урока –
вооружить учащихся новыми знаниями, организовать восприятие и
осмысление нового материала. Проверка знаний не осуществляется или
проводится ограниченно (нет отдельного этапа урока по проверке знаний),
это дает возможность увеличить объем нового материала, разделить его на
части и объяснить отдельно каждую часть, не снижая внимания и
предупреждая утомление учащихся. Как правило, такие уроки проводятся в
начале темы, когда материал предыдущей темы был систематизирован и
обобщен на повторительно-обобщающем уроке. Например, уроком
сообщения новых знаний могут начинаться такие темы, как «СССР в 20-е –
30-е годы», «Великая Отечественная война Советского Союза» и т. п.
Постепенное (поэтапное, по частям) усвоение знаний предотвращает
пробелы, ученики могут самостоятельно выполнять задания по учебнику,
остается время на выработку умений и навыков (например, умения
сравнивать исторические события, понятия, находить причины
происходивших событий и т. п.).
Типы уроков ист ории
Повторительно-обобщаю щий урок. Такие уроки могут проводиться после
изучения каждой темы программы. Они позволяют решить несколько
дидактических задач: обобщить факты, необходимые для понимания
важности исторического явления, проверить знания учащихся; ликвидировать
пробелы в их знаниях; развивать мышление (умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи).
Таким образом, повторительно-обобщающий урок имеет четкую
коррекционную направленность.
Отмечаются трудности проведения повторительно-обобщающих уроков в
специальной (коррекционной) школе, связанные с ограниченными
познавательными возможностями учащихся с нарушением интеллекта
(слабая память, неумение выделять главное, следить за развитием явления,
сделать выводы).
Типы уроков ист ории
Поэтому такие уроки должны быть тщательно подготовлены. Учитель
планирует задачи урока, отбирает материал (содержательный и наглядный)
для их решения, продумывает вопросы и задания (с опорой на странички для
повторения темы в учебнике), вводит игровой материал. На повторительнообобщающий урок выносятся самые главные вопросы пройденной темы.
Большое место отводится наглядности, но ее использование отличается от
использования на обычных уроках. На повторительно-обобщающем уроке не
ведется детальное изучение объектов с опорой на наглядность, а нагляднообразная опора помогает подвести к выводам учащихся. Работа с
наглядностью носит другой характер: идет сравнение картин, рисунков, уже
использовавшихся на уроках по теме, для выявления общего и отличного в
событиях и явлениях и доказательства произошедших изменений.
Типы уроков ист ории
Взяв за основу для подготовки повторительно-обобщающего урока вопросы и
задания для повторения темы в учебнике, учитель продумывает
дополнительные вопросы, чтобы вовлечь в беседу всех учащихся, ведет
мысль учащихся от конкретных фактов к обобщениям. Некоторые вопросы
опускаются, другие – упрощаются и разбиваются на ряд более мелких, что
оправдано в условиях специального обучения.
На повторительно-обобщающих уроках обязательно должна быть
предусмотрена работа с картой, хронологической таблицей или «лентой
времени». Это позволит и уточнить историко-пространственные и историковременные представления учащихся с нарушением интеллекта. Для
закрепления исторических понятий целесообразно использовать игровые
формы и методы: викторины, решение кроссвордов, чайнвордов,
разгадывание ребусов.
Типы уроков ист ории
Кроме рассмотренных трех основных типов уроков в практике
преподавания истории в специальной (коррекционной) школе
встречаются и такие, как вводный урок к теме или курсу, цель
которого – развивать интерес к изучаемому материалу, предмету,
а также формировать необходимые умения и навыки учащихся.
Заключительный урок (по небольшой теме), на котором
повторяется материал нескольких уроков, дается новый материал
и подводится общий итог (например, по теме «Отечественная
война 1812 года»). Урок контроля и учета знаний (в рамках
большой темы для предупреждения и устранения пробелов
знаний) и др.
Типы уроков ист ории
Таким образом, «каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи
изучения истории как учебного предмета, но в то же время способствует и
наиболее интенсивному решению той или иной стороны процесса обучения,
открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему,
насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию
за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов
урока, в других – отдается предпочтение тому типу урока, объем и характер
учебной информации которого позволяет учителю организовать
самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Учитель истории в специальной (коррекционной) школе должен рационально
применять различные типы уроков в конкретных условиях обучения.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Повышение эффективности урока истории как в общеобразовательной, так и
в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от четкого
определения цели и задач урока, продуманной подготовки к нему учителя.
Подготовка учителя к уроку истории складывается из трех связанных между
собой этапов.
I этап – подготовка к проведению всего курса истории. Начинается
этот этап с анализа учителем программы по истории для специальной
(коррекционной) школы, где сжато сформулированы цель и задачи истории
как учебного предмета, раскрыто его содержание, представлен перечень
знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся за три года
обучения, отмечены некоторые особенности преподавания истории
учащимся с нарушением интеллекта.
Учитель истории анализирует также программы по другим учебным
предметам, чтобы выяснить объем знаний и умений учащихся, полученных в
пропедевтический период, установить межпредметные связи.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Учитель должен хорошо знать все компоненты содержания учебника истории,
сопоставить его с программой, установить степень соответствия между ними,
глубину и характер изложения в учебнике отдельных вопросов.
На этом же этапе осуществляется подготовка учителя к преподаванию
истории, включающаяся в себя изучение исторической литературы, новых
исследований в науке, подбор дополнительной литературы к урокам,
проверку обеспеченности исторической литературой школьной библиотеки,
составление списков литературы для внеклассного чтения.
Методическая подготовка учителя должна быть направлена на чтение
методической литературы, статей в журналах «Дефектология» и
«Преподавание истории в школе», освещающих как общие проблемы, так и
частные вопросы методики преподавания истории в общеобразовательной и
специальной (коррекционной) школах.
Учитель должен также оборудовать кабинет истории, оснастить его
необходимыми пособиями; техническими средствами обучения; создать и
регулярно пополнять учебный фонд (тематические папки с материалами к
урокам, картотеку, фильмотеку, игровой материал и т. п.).
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Реализуя требования программы о необходимости сочетания
общеисторического и краеведческого материала на уроках,
проведении краеведческой работы с учащимися, учитель прежде
всего пополняет собственные краеведческие знания, изучает
историко-краеведческие памятники, знакомится с музейными
экспонатами, чтобы в процессе обучения истории планировать
учебные экскурсии и разнообразные виды внеклассной
краеведческой работы с учениками.
Учитель истории постоянно должен анализировать и
совершенствовать свой педагогический опыт, наблюдая за
процессом собственного труда, изучая опыт работы других
учителей как в общеобразовательных, так и в специальных
(коррекционных) школах.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
II этап – составление тематического планирования (разработка системы уроков по
теме). Это подготовка к изучению темы в целом. В планировании содержание исторического
материала разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом
уроке по данной теме. Учитель определяет образовательно-воспитательные и коррекционноразвивающие задачи, рассматривает их как часть общих задач курса.
Исходя из содержания программы и учебника он намечает систему работы над
формированием основных понятий. «Это необходимо сделать в процессе подготовки к теме
в целом, потому что многие исторические понятия формируются не на одном, а на
протяжении нескольких уроков», – считает Ю.Ф. Кузнецов .
Он также отмечает, что «ориентируясь на материал, который предстоит изучить, учитель
намечает учебно-познавательные умения и навыки. Целенаправленное обучение владению
учебными умениями и навыками повышает самостоятельность, осмысленность изучаемого.
На уроках истории надо учить школьников ориентироваться во времени и пространстве,
развивать умение сравнивать, обобщать, конкретизировать материал, делать выводы,
выделять существенные признаки понятий, указывать причины и следствия, составлять
связный рассказ».
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Разбирая материал по урокам, учитель исходит из примерного
количества часов, отведенного программой на изучение темы.
Желательно так распределить время, чтобы было возможно
провести урок, построенный на краеведческом материале,
соответствующем изучаемой эпохе, а также завершить изучение
темы повторительно-обобщающим уроком. Тематический план
должен включать в себя уроки разных типов.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Темы уроков в тематическом плане, как правило, соответствуют
формулировкам программы. Исходя из возможностей учащихся
специальной (коррекционной) школы учитель отводит на изучение
каждой из них 1–2 часа. В процессе разбивки материала по
урокам учитель намечает содержание и место повторения
основных вопросов, необходимых для усвоения нового
материала. Несмотря на трудности актуализации знаний учащихся
с нарушением интеллекта в повторение приходится включать
материал не предыдущего, а целого ряда уроков, отдаленных по
времени изучения от новой темы. Например, на уроке по теме
«Кровавое воскресенье» в повторение следует включить вопросы,
которые помогут вспомнить причины возникновения, формы,
этапы борьбы трудящихся с угнетателями, характерные
особенности этой борьбы.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Намечая методы и приемы ведения урока, учитель отбирает
наиболее эффективные для данного материала и класса способы
и средства обучения истории. Такая предварительная работа
позволит добиться разнообразия в методике обучения на разных
уроках, включать учащихся в разнообразные виды учебной
деятельности.
Большое значение для глубокого осмысления изучаемого
материала придается планированию внеклассной работы по
истории, которая должна быть связана с учебными занятиями и
проводиться в разнообразных формах и видах (например, чтение
доступной для учащихся исторической литературы, экскурсии,
просмотр кинофильмов и диафильмов, подготовка и проведение
праздников, посвященных историческим датам).
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
III этап – разработка конспекта урока. Разработка конспекта (или
развернутого плана) определенного урока является продолжением работы
над системой уроков по теме в целом. При подготовке к уроку необходимо
учитывать, как прошло предыдущее занятие, насколько действенными
оказались приемы обучения, как учащиеся усвоили материал, что не успели
сделать на уроке. Учет всех этих обстоятельств накладывает отпечаток на
содержание и методическое построение данного урока.
Подготовка учителя к очередному уроку включает следующие звенья:
1.
Изучение фактического материала и методических рекомендаций.
Проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению,
учитель обращается к дополнительной литературе и методическим
пособиям. При работе с исторической и методической литературой отбирает
факты, имеющие воспитательное значение или помогающие
конкретизировать понятия, продумывает их связь с материалом учебника,
намечает, к каким выводам подведет школьников и как это сделает.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
2.
Определение цели и задач урока. Это наиболее трудный и важный
момент подготовки, вызывающий особое затруднение у начинающих
учителей. Учитель формулирует основную содержательную идею урока,
которую должны усвоить ученики. Цель не сводится к передаче содержания,
она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся и
реализуется в процессе решения конкретных задач.
Отличительной особенностью урока в специальной (коррекционной) школе
является, прежде всего, его коррекционная направленность.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока здесь несут
коррекционную нагрузку, поэтому можно говорить о коррекционнообразовательных, коррекционно-воспитательных и коррекционноразвивающих задачах урока истории.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Типичной ошибкой в постановке задач является слишком общая
их формулировка, поэтому Ю.Ф. Кузнецов, например, предлагает
конкретизировать задачи урока, отказавшись от таких общих
формулировок, как «Воспитание любви к Родине», «Трудовое
воспитание» или «Развитие мышления». Конкретные задачи урока
истории сформулированы следующим образом: «Вызвать чувство
восхищения трудовым подвигом строителей Магнитки»,
«Развивать умение выделять главную мысль в прочитанном
абзаце», «Развивать умение выделять и объяснять причины и
следствия при помощи составления причинной цепочки» и т. п.
Грамотная постановка задач облегчит работу учителя по их
реализации в ходе урока.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
3.
Определение типа урока. Тип урока определяется местом
данного урока в теме, курсе, намеченными задачами, которые
должны быть решены в ходе урока. При определении типа урока
надо ориентироваться на программу.
4.
Отбор необходимого оборудования урока, методических
средств и приемов, соответствующих содержанию учебного
материала и уровню развития учащихся специальной
(коррекционной) школы, их познавательным возможностям.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Разработка хода урока. При разработке хода урока учитель должен
исходить из требований к каждому его этапу: организации начала урока,
повторению изученного материала, подготовке к изучению нового материала,
его изучению, закреплению, подведению итогов урока. Каждый из этих
структурных элементов имеет свои задачи, отличается содержанием и
характером деятельности учащихся.
Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием
ее времени. Нерациональная трата учебного времени на уроке истории в
специальной (коррекционной) школе чаще всего происходит при опросе из-за
неумения учащихся выполнять задания или отвечать на вопрос. Иногда
вместо того, чтобы помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием,
показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и
непонятной для ученика формулировке. Четко по времени должна
планироваться демонстрация наглядных средств через ТСО, строго
учитываться их обучающая эффективность.
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
В плане урока должна отмечаться обратная связь от учащихся к учителю в
виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале
урока, общего вывода из содержания урока и т. п.
Определяя домашнее задание по истории в специальной (коррекционной)
школе, учитель не только должен указать номер параграфа, но обязательно
разъяснить ученикам, на что в содержании учебника и иллюстративном
материале надо обратить внимание, на какие вопросы подготовить ответы,
какую литературу можно дополнительно почитать по теме урока и т. д.
Один из опытных учителей по поводу плана урока писал: «Немало
затруднений у начинающего учителя вызывает планирование и организация
урока. Как лучше составить план – коротко, развернуть или написать весь
текст учительского рассказа? Логика подсказывает, что чем опытнее учитель,
тем короче может быть план его урока. Однако должен признать: у меня так
не получается, всегда предпочитаю не только продумывать, но и
фиксировать все до деталей».
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
В ходе урока по возможности должна обеспечиваться активная познавательная
деятельность школьников с нарушением интеллекта при полном контакте с ними учителя. К
этому должен стремиться учитель специальной (коррекционной) школы, готовя каждый
очередной урок.
В практике преподавания может быть использована следующая схема составления
конспекта урока истории:
§ Тема урока.
§ Цель урока.
§ Образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока.
§ Оборудование урока (наглядность, ТСО, дидактический материал, исторические игры и
т.п.).
§ Дополнительная литература (историческая, краеведческая, методическая) к уроку.
§ Тип урока.
§ Организационная структура урока (с указанием времени на каждую ее часть).
§ Ход урока (деятельность учителя и деятельность учащихся на каждом его этапе).
Подгот овка учит еля к уроку ист ории
Урок истории любого типа характеризуется вариативностью методики его
проведения. Так, урок сообщения нового материала может проходить
методом рассказа с применением диапозитивов, музыкальных произведений
(например, урок по теме «Культура России во второй половине XIX в.»);
изложение учителя может сочетаться с сообщениями отдельных учащихся
(например, урок по теме «А.В. Суворов – выдающийся полководец»); он
может проходить и как урок-экскурсия (например, урок по теме «Первые
постройки Санкт-Петербурга»).
На уроках любого типа применяются различные приемы не только изложения
нового материала, но и его закрепления, а также проверки знаний и умений
учащихся с нарушением интеллекта, используются разнообразные средства
обучения, помогающие им лучше усвоить исторический материал.
КАБИНЕТ ИСТОРИИ
Эффективность преподавания во многом зависит не только от
содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним
из важнейших факторов совершенствования учебновоспитательного процесса является кабинетная система.
Несмотря на элементарный характер курса истории в специальной
(коррекционной) школе и его отличие от курса истории в
общеобразовательной школе, учителю, преподающему этот
предмет, ничуть не легче готовить и проводить свои уроки.
Чтобы дети усвоили учебный материал, каждый урок в специальной
(коррекционной) школе должен быть тщательно продуман и
оснащен, обеспечивая по возможности активную познавательную
деятельность школьников на всех этапах обучения.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Учебная деятельность, как специально организованный процесс,
предполагает систему проверочных педагогических действий по
изучению результативности усвоения знаний. Проверка знаний –
важная часть коррекционной работы. Особенности познавательной
деятельности умственно отсталых школьников, особенно
недоразвитие произвольного запоминания и воспроизведения,
определяют необходимость систематизированной проверки
знаний по истории, при этом такая форма контроля учебных
умений выполняет несколько функций: обучающую,
коррекционную, контрольную.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Учитель, как правило, начинает урок с опроса по материалам
(теме) предшествующего урока, иногда не задумываясь над тем,
какую функцию выполняют его вопросы, на что они направлены:
на припоминание сведений, на подготовку к изучению нового
материала или на собственную осведомлённость относительно
добросовестности учащихся по подготовке домашнего задания?
Нередко бывает и так, что из урока в урок повторяются одни и те
же формулировки в устных опросах: Что мы изучали на прошлом
уроке? Какие события происходили? Когда происходили эти
события? Где происходили?
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Проверка знаний у умственно отсталых учащихся требует
специальной подготовки, определения целей и смысловой
нагрузки, а также форм и способов проведения. Процесс
проверки должен соответствовать определённым требованиям и
условиям. К ним относятся: мотивация опроса, его смысловая
направленность, дифференциация форм и видов проверки с
учётом различий в учебной деятельности, охват всех групп
учащихся, связь проверки действий (приёмов, заданий) с
предшествующим, текущим, последующим учебным материалом,
систематичность контроля и проверки, их место в структуре
урока, критерии оценки знаний, роль отметки в регуляции
(стимулировании) познавательной и учебной деятельности
учащихся.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Если учитель организует проверку знаний в начале урока, то целесообразно
подготовить к ней учащихся. Умственно отсталые дети не могут спонтанно
отвечать на серию устных вопросов учителя, поэтому, предлагая вопросы
учащимся, их следует отсылать за ответами к плану, опорным словам и
понятиям, к карте, рабочей тетради, фрагментам текста из учебника и др. В
любом случае проверка не должна превращаться в допрос, она требует
включения элементов повторения, поэтому ему следует отвести
определённое количество времени (3–5 минут), так как дети самостоятельно
не могут мысленно планировать ход и последовательность воспроизводимого
материала. При устном опросе недоразвитие речи учащихся приводит к
частым повторам одних и тех же слов, длительным паузам,
неоформленности всего речевого высказывания, что в целом снижает
качество воспроизведения, хотя смысл вопросов и содержание учебного
материала учащимся известно и они его помнят, но представить его в речи, в
ответе на вопрос, затрудняются.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Приёмы повторения при проверке знаний особенно важны в 6–7
классах, когда знания по истории еще недостаточно
систематизированы, но в старших классах учащихся следует
постепенно переводить на самостоятельные формы реализации
знаний. При проверке знаний на основе устного опроса важна не
только точность, краткость, ясность вопросов учителя, но и их
видоизменение (модификация) относительно одного и того же
выясняемого у учащихся факта (явления, события). Это позволяет
преодолевать образование интертных стереотипов, характерных
для мышления умственно отсталых детей. Одни и те же словесные
формулировки зачастую приводят к трафаретным (заученным)
ответам, тавтологии вопроса в качестве ответа («их называли
славянами, потому что они были славяне»).
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
В качестве примера проверки знаний приведем фрагмент по теме
«Восточные славяне».
Цель: выявить устойчивость представлений о названии племенных
союзов, умение ориентироваться по карте, использование
обобщающего названия «славяне» относительно истории прошлого
и настоящего времени.
1.
Прочит айте на карт е названия племён, расселявшихся
в древние времена по берегам Дуная, Днепра, Припяти, Двины…
2.
Покаж ит е на карт е мест а расселений полян, древлян,
полчан, дреговичей (последовательно, по выбору учителя, с
дополнительными уточняющими вопросами о названиях племен:
Почему эти племена назывались полянами?)
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
3.Какое общее название получили эти племена в истории?
(Под каким общим названием вошли эти племена в историю?)
4. Какие народы от носят ся к славянам в наст оящее
время ? (Каким общим названием по сходст ву язы ка
мож но объединит ь русских, белорусов, украинцев,
поляков, болгар …; Кто является предками русских, белорусов,
украинцев, чехов, сербов?)
5.Расскажите ист орию происхож дения слова «славяне ».
Начните так: «Историки думают, что …» (версии о
происхождении слова).
6.Вспомнит е известные вам слова с корнем «слав». Что они
обозначают (варианты ответов, их обобщение и выводы)?
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Такая форма устного опроса, как видно из примера, является
повторением и переходом к изучению нового материала. Если
между ними нет связи, то теряется смысл проверки знаний,
нарушается целостность структуры урока. Иногда проверка
знаний может осуществляться в конце урока, если она предваряет
выполнение контрольных самостоятельных заданий дома или
выступает как подготовительный этап перед началом изучения
новой темы (раздела).
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Помимо устных видов проверки знаний, на уроках истории широко
используются письменные и практические. Из-за трудоёмкости они
занимают больше времени, а с учётом замедленного темпа деятельности
умственно отсталых школьников следует предусмотреть
дифференцированные варианты заданий. В качестве письменных заданий
можно предложить составление календаря изученных событий, описать и
указать на карте место события, назвать участников (конкретные имена), на
линии времени отметить периодизацию события (начало, середина, конец
века), выписать новые слова и понятия, дать им объяснение; с помощью
опорных слов, понятий и дат описать эпизод, фрагмент события и др.
К практическим видам проверки можно отнести работу с картой, картиной,
иллюстрацией учебника, рисование по словесному описанию, по
представлению, а также предложить дополнить схему, прикрепить значки,
символы на контурную карту, начертить и подписать объекты на карте и др.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Проверка знаний осуществляется фронтально, по группам или
индивидуально. В ходе занятия эти способы могут сочетаться:
определённые группы учащихся получают самостоятельные
индивидуальные или подгрупповые задания, а какая-то часть
учащихся работает под руководством учителя. Все учащиеся
должны уметь работать как в группе, так и индивидуально.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
В качестве основных критериев оценки знаний на уроках истории
выступают следующие умения учащихся:
●
воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его
причины;
●
оперировать образами, датами, владеть элементарными
картографическими сведениями;
●
устанавливать хронологию событий;
●
уметь оценивать тот или иной факт с точки зрения его
значимости для опыта людей;
●
уметь выражать свои суждения о действиях, поступках
участников исторических событий.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Выше неоднократно указывалось на индивидуальные различия
учебных возможностей учащихся, поэтому учебная отметка в
специальной школе не отражает качества знаний, она в большей
мере направлена на стимулирование деятельности учащихся.
Выставляя ту или иную отметку по итогам проверки, необходимо
привлекать самого учащегося к анализу его ответов и допущенных
ошибок с целью предупреждения их повторов, а также для
развития самооценки, повышения её адекватности и критичности.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Учителю следует контролировать и пояснять свои действия по
оценке (отметке) знаний у учащегося. Иногда учителя обращаются
к учащимся с предложением оценить ответ того или иного
ученика. Таким приёмом следует пользоваться очень осторожно,
особенно в младших подростковых группах, где дети, не умея
адекватно «оценивать» ответы своих товарищей, но желая
«угодить» учителю, неосознанно эмоционально травмируют
своего сверстника. Такие примеры групповых обсуждений могут
привести к негативизму, отказу отвечать на вопросы учителя,
страху перед публичной презентацией знаний.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Более правильный путь – создание групп взаимопомощи,
коллективных форм выполнения проверочных заданий, когда
отметка равноправно распределяется на всех участников. В случае
выбора индивидуальной отметки следует исходить из
потенциальных возможностей учащихся, стимуляции их учебной
деятельности с учётом требований со стороны учителя. В любом
случае отметка должна быть позитивной, стимулирующей и
воспитывающей желание учиться, сотрудничать с учителем и со
сверстниками.