Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методы обучения истории

  • 👀 545 просмотров
  • 📌 521 загрузка
  • 🏢️ МПГУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методы обучения истории» ppt
ЛЕКЦИЯ №4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Баблумова Марина Евгеньевна ЛЕКЦИЯ №4 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Но как руководить обучением, какими методами и приемами можно достичь поставленных целей? «Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей. Методы обучения истории различаются по источникам знаний и степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Всякий метод обучения предполагает определенную, осознанную цель, систему действий, направленных на ее достижение, определенные средства и намеченный результат», – сказано в «Методике преподавания истории в средней школе». МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Изучение учениками курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности учащихся. Особенно сложно это сделать в условиях специальной (коррекционной) школы, где сообщение исторических сведений учителем невозможно без стимуляции мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Выбор методов обучения должен осуществляться с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности. В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т. д. Но ни один метод обучения не является универсальным. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Наиболее распространенной классификацией методов обучения истории остается классификация по источникам приобретения знаний, предложенная М.С. Васильевой и А.А. Вагиным . А.А. Вагин писал: «Повседневная практика работы учителя знает лишь... три пути познания – познание исторических явлений путем восприятия живого слова учителя, познание путем восприятия наглядного материала и путем чтения» . МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Эти источники необходимо использовать для эффективного решения задач при формировании знаний учащихся, их воспитания на историческом материале, выработки общеучебных и специфических для предмета разнообразных умений, например, таких, как овладение приемами сравнения исторических событий, явлений, применения знаний и умений в практической деятельности. Учащихся специальной (коррекционной) школы также необходимо активнее привлекать к работе с различными источниками знаний, помогать им выработать самостоятельность мышления. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Предложенная А.А. Вагиным классификация включает следующие методы обучения истории: § Методы устного сообщения исторического материала. § Методы наглядного обучения истории. § Методы работы с текстом. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Возникает вопрос: почему в предложенной классификации отсутствуют практические методы? Практический метод – это умение применять знания. Каждый из методов обучения истории предполагает и практический метод. Он сопровождает все остальные методы. Так, например, слушая изложение материала учителем ученики могут составить план его рассказа; читая текст учебника, они заполняют сравнительную таблицу или «ленту времени» новыми датами и т. д. Таковы основные методы обучения истории, среди которых особо важное место занимают методы устного сообщения знаний. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Живое слово учителя в процессе обучения истории играет ведущую роль: устное изложение не только является источником познания, но и сопутствует использованию других источников; с помощью устного слова осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся. Слово учителя на уроках истории выполняет следующие функции: 1. информационную (воссоздает целостные картины прошлого и современности); 2. логическую («ведет» учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса); 3. воспитательную (побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства и нравственные качества учащихся, расширяет их интересы). Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Перечисленные функции тесно связаны между собой. Яркое и убедительное слово учителя, воздействуя на ум и чувства учеников, надолго сохраняется в памяти и способствует прочности исторических знаний. В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта роль устного слова неизмеримо возрастает. Изложение учителя, его логика, умение экономично и точно распоряжаться своими словами являются примером для подростков, своего рода стереотипом, на основе которого формируются речь и мышление учащихся специальной (коррекционной) школы. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала К методам устного изложения в обучении истории, широко применяемым как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе, относятся: повествование, описание, объяснение, беседа. Рассмотрим каждый из них отдельно. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала 1. Повествование в преподавание истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях. «Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях народных масс и исторических деятелей. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии», – сказано в «Методике преподавания истории в средней школе». Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Как показывает опыт преподавания, рассказ на уроке истории в специальной (коррекционной) школе надо строить исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Но | при этом не следует забывать, что учебник дает только краткое конкретное изложение, и задача учителя заключается в том, чтобы дать более яркую, полную картину исторических событий, упомянутых в учебнике, помочь ученикам с нарушением интеллекта легче и глубже осознать и усвоить учебный материал. Для этого учителю требуется предварительная работа с учебником: просмотреть его текст, обдумать, какие дополнения в.него внести, что нуждается в объяснении, чем проиллюстрировать свой рассказ. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Основные методические требования, предъявляемые к рассказу учителя на уроках истории должны быть следующими: § рассказ должен содержать научные факты, оценки и обобщения, материал следует отбирать с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся; введение новых исторических терминов и понятий необходимо сопровождать пояснением, сравнивая их с уже изученными. В рассказе должна соблюдаться хронологическая последовательность, события раскрываются в динамике исторического развития. Таким образом, рассказ должен сочетать научность и доступность в изложении исторического материала; Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала § рассказ должен быть эмоциональным, т. к. сухой, монотонный монолог учителя превращается в простую информацию об историческом событии, что снижает интерес учащихся и не будит их мысль. Путями достижения большей эмоциональности изложения может быть: использование принципа нарастания действия; введение в рассказ прямой речи героев; включение описания природы, на фоне которой развернулось действие, или типичной обстановки, внешнего вида людей, орудий труда, вооружения и т. п.; § речь учителя должна быть громкая, четкая, правильная; рассказ должен вестись в нормальном темпе, с остановками и выделением голосом наиболее важных и драматических мест; § по времени рассказ не должен быть длительным, он должен быть рассчитан на 10–15 минут. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала 2. Описание – это последовательное изложение признаков или особенностей исторического явления, его существенных черт, состояния, внешнего вида. В отличие от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся. На уроках истории, как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школе описание является распространенным методом устного изложения. Описываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий и т. п. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Разновидность описания – характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. Характеристика может быть краткой и развернутой. В изложение материала она вводится с целью конкретизации, информации, обобщения, формирования отношения учащихся к изучаемому явлению. Так, например, дается характеристика исторического деятеля, эпохи, экономического положения страны и т. п. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция и т. д. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий. Доходчивость характеристик исторических лиц повышается, если они сопровождаются демонстрацией их портретов. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала В характеристике желательно отразить черты характера и личностные качества выдающегося полководца, например, таким образом: § великий полководец, не проигравший ни одного сражения; § образованный человек, знавший 8 языков, математику, историю, военное дело; § человек целеустремленный и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость; § человек скромный в привычках и потребностях, довольствовавшийся малым в военных походах; § отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их; § был человеком с чувством собственного достоинства, не зависимым и гордым, за что его не любили цари. § Следует помнить, что составленная с опорой на портрет характеристика исторического героя обладает большим коррекционно-воспитательным потенциалом в условиях специальной (коррекционной) школы. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала 3. Объяснение (разъяснение) – это, как пишет А.А. Вагин, «раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности причинных связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий, исторических терминов». На уроках истории объяснение используется как самостоятельный метод и в сочетании с рассказом учителя выступает в качестве приема. Объяснения используются и в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке или объясняет домашнее задание. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала 4. Беседа является устным методом обучения в форме диалога. На уроках истории беседа не может служить методом сообщения новых знаний. Но ее роль в обучении велика, беседа, считают методисты: «Предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке» . На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, т. к. обратная связь, установленная во время беседы с учащимися, позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Беседа, благодаря присущей ей форме диалога, дает возможность вовлечь учащихся в коллективную умственную работу, всегда служит одним из примеров мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Наконец, в ходе беседы учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач. С этих позиций, беседа – незаменимый метод обучения истории учащихся с нарушением интеллекта. Построение беседы, сопровождающей все этапы урока, является трудной методической задачей. Очень тщательно надо продумывать последовательность и формулировки вопросов, причем не только главных, но и дополнительных. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы на уроке. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Требования к вопросам беседы в специальной школе следующие: 1. Вопросы должны быть доступными, т. е. такими, на которые учащиеся могут ответить на основании имеющихся у них знаний, а не путем случайной догадки. (Нельзя задавать вопросы такого типа: «Кто, когда, и куда повел народ? », подразумевая ответ: «Поп Гапон 9 января 1905 года призвал народ отправиться к Зимнему дворцу»). Если речь идет о знаниях, полученных ранее, необходимо предварительно задать дополнительный вопрос, заставляющий учащихся вспомнить давно изученные факты; 2. Вопросы должны быть точными и определенными. Объем и содержание их должны быть строго очерчены. Например, вместо вопроса: «Что вы знаете об Октябрьской революции?» следует спросить: «Как партия руководила подготовкой восстания? », « Какие силы участвовали в штурме Зимнего дворца? »; 3. Вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений. Например, в беседе о партизанской войне 1812 г. едва ли целесообразно ставить вопрос: «Сколько гусаров и сколько казаков было первоначально в отряде Дениса Давыдова? ». А вот вопросы о роли крестьян в партизанском движении, о значении партизанской войны в разгроме наполеоновских войск направят учащихся на анализ существенных сторон этого явления и на его оценку; Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала 4. Вопрос должен быть дидактически прост, логически однороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов (т. е. вопросов, заключающих в себе несколько задач, требующих два или три ответа). Исключение составляют вопросы по типу: «Когда и где произошло событие?»; 5. Нецелесообразно ставить альтернативные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или «нет», однако нельзя вообще отказаться от постановки таких вопросов, они часто необходимы как очередное логическое звено в цепи беседы. Например: «Можно ли говорить об изменении в положении крестьян после отмены крепостного права?» – «Да». – «Что же изменилось? »; Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Однако, удачной формулировкой вопросов не заканчивается подготовка учителя к проведению беседы. Важно продумать связь между вопросами, придав обсуждению идейную направленность и целеустремленность, т. е. наметить общий замысел беседы. Этот замысел получит воплощение в конспекте урока в виде системы вопросов, имеющих целью вести учащихся ко все более глубокому раскрытию существа изучаемых явлений. Разумеется, в процессе живой беседы могут возникнуть вопросы, не предусмотренные планом, и ход обсуждения может несколько уклониться от намеченного учителем, однако план беседы, не связывая учителя, помогает ему руководить беседой, придав обсуждению четкость и последовательность. Учитель в ходе беседы играет активную роль. Он не только ставит вопросы, но и направляет ответы учащихся, будит мысль, подводит итог обсуждения. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала В практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются следующие виды бесед: Вводная беседа. Проводится обычно в начале урока, имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных на предыдущем уроке или ряде предшествующих уроков; б) систематизации и обобщения этих знаний; в) мобилизации и систематизации знаний учащихся, полученных самостоятельно (на основе жизненного опыта, чтения литературы, газет и т. д.). Мобилизация знаний, необходимых для успешного усвоения материала урока, осуществляется не только на вводной беседе, но продолжается в ходе изложения нового материала путем постановки вопросов. Изложение ведется на основе ранее полученных знаний. Например, урок по теме «Непокоренный Ленинград» целесообразно начать с вводной беседы, т. к. для участия в ней у учащихся 9 класса знаний достаточно. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Контрольная беседа. Имеет целью проверку степени понимания излагаемого материала, проверку знаний, результатов выполнения самостоятельной работы. Контрольная беседа представляет собой один из методов проведения текущего опроса по материалу предыдущего урока в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения знаний учащимися. В результате такого опроса могут быть выставлены оценки. Путем сочетания проверочной беседы с индивидуальным вызовом учащихся могут быть проведены специальные уроки опроса. Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или заключительной части урока вводится элемент беседы с постановкой диагностических вопросов, имеющих целью выявить степень понимания учащимися излагаемого или изложенного материала. Они особенно необходимы при изучении сложных вопросов курса истории. Примерами контрольной беседы могут служить беседы по таким темам: «Крепостные крестьяне», «Стройки первых пятилеток», «Выдающиеся сражения Великой Отечественной войны» и т. п. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Обобщающая беседа. Это особый вид беседы на уроках истории. Ее цель – осмысление изложенного или изученного исторического материала, углубление и расширение исторических знаний. Путем беседы может быть проведено обсуждение с учащимися изложенных учителем исторических фактов, их сравнение и противопоставление, оценка их исторического значения, выявление причинно-следственных связей и т. д. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Аналитическая обобщающая беседа может выступать в качестве: а) методического приема в ходе изложения нового материала учителем, когда он попутно ставит перед учащимися вопросы, требующие осмысления, разбора, оценки излагаемого факта, т. е. включает элементы беседы в свой рассказ, объяснение. Так, изложив суть отмены крепостного права, учитель ставит вопрос: «Может ли это улучшить положение крестьян? Почему? » Выяснив, учитель продолжает рассказ; б) одного из методов осмысления материала, изложенного на уроке. В этом случае беседу проводят вслед за изложением материала. Так, рассказав о нашествии монголо-татар на Русь, учитель проведет беседу о причинах поражения Руси в этой героической борьбе; в) основного метода проведения урока. Методом повторительнообобщающей беседы проводятся специальные уроки по теме, разделу, а также уроки, посвященные разбору исторических документов. Мет оды уст ного сообщения ист орического мат ериала Заклю чительная беседа. Проводится в конце урока, в конце темы и имеет ряд задач: обобщение, систематизацию и подведение итогов по материалу, изученному на уроке (по теме), проверку степени понимания и усвоения материала, его закрепление. Одной из задач заключительной беседы может быть подведение учащихся к содержанию следующего урока (темы). Так, заключительный урок по теме «Первая русская революция» лучше всего провести методом развернутой беседы по разбору фактического материала, изложенного на уроках, а также разобрать вопросы о причинах поражения первой русской революции, ее уроках и значении. По ходу беседы можно делать записи (в свободной форме или в таблице). Таким образом, вопросы представляют собой последовательную постановку познавательных задач, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, поиск ответов, их оформление в речи. В этом большое коррекционное значение беседы, широко применяемой на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Таковы методы устного изложения исторического материала Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Письменные источники являются основными источниками в том случае, когда учащиеся работают над книгой, документом или газетой. В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова. Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу, в котором начинается изучение истории, уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.). Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Учебник считается одним из средств активизации познавательной сферы учащихся. Некоторые возможности реализации коррекционнодидактических функций учебной книги в специальной (коррекционной) школе показаны в исследованиях B.C. Ликого, B.C. Луценко, Т.И. Пороцкой и др. Авторы подчеркивают необходимость формирования у учеников умений работы с книгой. Тем не менее далеко не на всех уроках учителями уделяется должное внимание такой работе. Т.Н. Федорова считает, что в целях преодоления недостатков учителям рекомендуется специально планировать обучение школьников с нарушением интеллекта приемам работы с учебником. Она пишет: «На уроках необходимо обращать внимание не только на работу с текстом учебной книги, но и ее оглавлением, вопросами и заданиями, иллюстрациями, дополнительной литературой».Эти рекомендации могут найти применение и при обучении истории в специальной (коррекционной) школе. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Основным печатным источником, с которым учащимся с нарушением интеллекта приходится работать на протяжении четырех лет, являются учебник «Мир Истории» и учебники по «Истории Отечества». Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую-нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, при чтении в лицах, для подтверждения какого-либо пункта плана урока. Нельзя только все уроки истории сводить к чтению и пересказу текстов учебной книги. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) На одном из вводных уроков к курсу истории учитель должен познакомить школьников с учебником и научить работе с ним. Важно, чтобы ученики не только читали текст параграфа по изучаемой теме, но и использовали весь методический аппарат учебника: оглавление, наглядность, дополнительные тексты, вопросы и задания, исторический словарик. Приучая учащихся с первых уроков истории пользоваться учебником для получения знаний о прошлой и настоящей жизни людей, надо тщательно следить, чтобы ученик мог прочесть исторический текст с полным пониманием каждой мысли, каждого выражения. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Кроме основного текста в учебной книге есть вспомогательный текст: подзаголовки, вопросы и задания к рассказам и для повторения темы, подписи под рисунками. Все эти тексты, выделенные особым шрифтом, требуют специального изучения учителем во время подготовки к уроку, они могут быть использованы для специальных заданий учащимся в ходе классной работы и для домашней работы. Если учащиеся (особенно в начале изучения курса истории) не могут самостоятельно выполнить подобные задания, следует вместе с ними прочитать вопрос, найти в тексте фразу, где есть ответ, пересказать его, рассмотреть рисунок и т. д. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Словарная работа с опорой на учебник занимает большое место на уроке истории. Не только учитель объясняет новые терминыпонятия, трудные слова и выражения, но и предлагает подобного рода задания учащимся для самостоятельной работы. Отсутствие запаса исторических терминов, затрудненность речевого выражения впечатлений требуют от детей внимательного чтения каждого нового слова, составления фраз с включением новых терминов. Словарная работа помогает добиться отчетливости представлений, является основой для коррекции речи. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Особое внимание следует обратить на подписи к иллюстрациям. Их следует использовать для объяснения иллюстраций, порой труднодоступных для самостоятельной работы школьников с нарушением интеллекта. В ходе урока под руководством учителя и после его объяснения учащиеся могут установить связь между текстом и изображением. На вводных уроках к новой теме всегда стоит обращаться к оглавлению. Прочтя заглавие раздела, например, «Наши предки в далеком прошлом», и перелистывая страницы, будем пояснять: в рассказах от 5 до 11 мы узнает о жизни и занятиях наших предков с VIII по XII вв. (показываем на «ленте времени»). Возможно обращение к оглавлению и на текущих уроках и особенно на повторительно-обобщающих, чтобы уточнить хронологические рамки, основные отличия или черты эпохи. Мет оды работ ы с печат ны м т екст ом (письменны ми ист очниками ) Наибольшее внимание в процессе уделяется текущим событиям в стране, которые еще не успели получить освещения в учебнике. Учеников специальной (коррекционной) школы необходимо знакомить с тем, что сейчас происходит в нашей стране и мире, учить находить информацию и анализировать ее самостоятельно. Работа учащихся специальной (коррекционной) школы с информационными источниками может быть организована учителем истории следующим образом: § чтение на уроке заметок и статей, подобранных учителем, коллективное их обсуждение и оценка учащимися событий, деятелей, выражение своего отношения к ним; § самостоятельный подбор материала учениками; подготовка сообщений на основе прочитанного. Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов из сети интернет будет способствовать социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Мет оды наглядного обучения ист ории Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. В общей и специальной методической литературе неоднократно отмечалось значение образного преподавания истории, т. к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно. Вопросы использования наглядных средств в обучении истории в общеобразовательной школе рассматривались в работах А. А. Вагина, В.Г. Карцова, Д.Н. Никифорова и др.; этим же вопросам применительно к специальной (коррекционной) школе уделяли внимание О.Г. Зорина, Б.П. Пузанов, Ж.И. Шиф, И.Б. Шулятикова. Мет оды наглядного обучения ист ории Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) школе, значение которого не снижается при изучении курса истории в старших классах. Б.П. Пузанов отмечал: «Роль наглядности при изучении исторического и обществоведческого материала трудно переоценить, учитывая особенности познавательной деятельности умственно отсталого ученика и специфику исторических и обществоведческих знаний: довольно высокий уровень абстракции большинства исторических и обществоведческих понятий, отсутствие в окружающей действительности аналогов большинства исторических понятий, невозможность опоры на личный опыт учащихся при формировании большинства исторических и обществоведческих понятий» Мет оды наглядного обучения ист ории Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) школы не устраняется полностью. В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения широко применяются, наряду со словесными. Тем самым учитель вносит в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания. Мет оды наглядного обучения ист ории Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге), памятные места исторических событий (Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, Красная Пресня в Москве); орудия труда, предметы быта, транспортные средства, оружие, произведения искусства и т. п. Мет оды наглядного обучения ист ории Преодолению этих недостатков во многом способствует использование в обучении предметной, изобразительной и условно-графической наглядности. Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге), памятные места исторических событий (Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, Красная Пресня в Москве); орудия труда, предметы быта, транспортные средства, оружие, произведения искусства и т. п. Мет оды наглядного обучения ист ории Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место, их роль особенно возрастает в условиях специальной (коррекционной) школы. Как отмечал Б.П. Пузанов: «Орудия труда различных эпох, внешний вид людей, их жилищ – все это учитель описывает с помощью показа изображений этих предметов. Сколько бы мы ни говорили о гончарном круге, умственно отсталые не будут представлять себе это средневековое орудие труда, пока не увидят его изображение на картине или в виде простейшей модели, или макета» . Мет оды наглядного обучения ист ории Предъявляемая на уроках истории наглядность должна соответствовать следующим требованиям: § доступность сюжета; § достоверность содержания; § достаточный формат для фронтальной работы; § красочность и яркость изображения; § соответствие содержанию изучаемого материала; § аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий; § дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен; § время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему). Мет оды наглядного обучения ист ории Иллюстрации учебника органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Учитель должен продумать задания с применением иллюстраций при работе школьников с учебником на уроке и дома. Обязательное требование в работе с иллюстрациями – соотнесение их с текстом учебника. Учитель может предложить учащимся задание: определить, что изображено на иллюстрации, найти описание в тексте и сравнить с изображением; найти, что новое можно узнать из иллюстрации. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа. Мет оды наглядного обучения ист ории Среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герое. К учебным картинам относятся наглядные пособия, специально созданные художниками к определенным темам школьного курса истории. Эти картины соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции. На уроках истории могут использоваться и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определенного жанра. Такие картины учитель специальной (коррекционной) школы тщательно отбирает, хотя часть из них входят в серию учебных картин. Мет оды наглядного обучения ист ории Исторические картины, используемые в школе, различаются характером сюжета. А. А. Вагин выделяет четыре группы исторических картин. 1. Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905 года»). 2. Типологические картины отражают явления, типичные для определенной исторической эпохи, многократно повторяющиеся («Полюдье», «Партизаны»). 3. Исторические пейзажи – это изображения древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей (« Софийский собор в Киеве », « Кремль при Дмитрии Донском »). 4. Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей («Царь Иван Грозный», «Петр Великий»). При обучении учащихся специальной (коррекционной) школы наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествовательным или описательным рассказом, беседой). На уроке используется, как правило, одна картина, реже – две, если они помогают лучше познать событие, явление, показав его с разных сторон. Мет оды наглядного обучения ист ории При подготовке к уроку учитель, прежде всего, учитывает роль исторической картины в объяснении темы урока. В зависимости от этого выбираются и методы работы с ней. Событийная картина чаще всего используется учителем как основа для построения яркого сюжетного, повествовательного рассказа, который сможет более глубоко раскрыть драматизм и динамику изображенного события. Замена рассказа беседой по событийной картине снижает эмоциональный тонус урока, его образовательный и воспитательный эффект. Иногда содержание картины вообще невозможно раскрыть методом беседы, т. к. для этого учащиеся должны обладать определенным запасом исторических знаний. Мет оды наглядного обучения ист ории Приведем пример работы с событийной картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» (художник А. Кившенко) на уроке по теме «Освобождение от иноземного ига» в 7 классе специальной (коррекционной) школы: 1. Подготовка учащихся к восприятию картины осуществляется в ходе рассказа учителя: «Московское государство росло и крепло, но все еще зависело от Орды. Решив положить этому конец князь Иван III отказался платить дань. Тогда ордынский хан отправил в Москву своих послов. Без приключений добрались они до Москвы, но тут началось для них неожиданное». Мет оды наглядного обучения ист ории 2. Демонстрация картины и продолжение рассказа учителя: «Всегда с почтением встречали ханских послов, торжественно принимали их в Грановитой палате Кремля. Но, как гласит легенда, на этот раз вместо того, чтобы опустившись на колени, принять от них ханскую грамоту (басму), московский князь Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Этот момент и изобразил художник А. Кившенко на своей картине, которую так и назвал «Иван III топчет ханскую грамоту». Кинулись, было, послы к князю, да только стража не подпустила их. А князь продолжал гордо стоять в окружении бояр, не проявляя ни тени страха перед врагами». (Во время своего рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.) А.Д. Кившенко «Иван III топчет ханскую грамоту». Мет оды наглядного обучения ист ории Обобщающая работа по картине: «О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? – Сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго. Одного из послов Иван III велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца». § Как понимать эти слова князя? § Посмотрите на картину и скажите, какие ее детали говорят о том, что нет больше страха и покорности перед Ордой? Мет оды наглядного обучения ист ории Типологические картины дают богатый материал для развернутой беседы с учащимися, помогающей им самостоятельно извлекать знания (возможен рассказ или описание учителя с опорой на картину). Так, например, по картине «Полюдье» учащиеся, руководствуясь вопросами учителя, выясняют: кто собирал дань; в какое время года князь выезжал за данью; чем еще он занимался во время объезда подвластного населения; чем платили дань; куда и на чем ее увозили; зачем при сборе дани князю нужна была дружина. Таким образом, используя сюжетную (событийную или типологическую) картину на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить к картине как к источнику исторических знаний. Мет оды наглядного обучения ист ории Рекомендации по использованию картин не только на текущих уроках истории в специальной (коррекционной) школе, но и при повторении всего пройденного материала по теме, в конце четверти и в конце учебного года даны в работе И.Б. Шулятиковой. Она считает, что демонстрация почти всех картин по каждой теме программы помогает учащимся при повторении и закреплении материала; им нравится узнавать тех исторических лиц, жизнь и деятельность которых они изучали. Картины помогают вспомнить пройденное, и учащиеся испытывают уверенность в своих силах. В таком подходе заключается коррекционная направленность процесса обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Мет оды наглядного обучения ист ории Исторический портрет занимает большое место в средствах наглядности. Он необходим при изучении историко-биографических сведений. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передает особенности эпохи (через костюм, прическу, обстановку и т. п.). Портреты делятся на сюжетные (портрет включен в сюжетную или бытовую композицию, например, «Переход русских войск через Альпы»), групповые (позволяют раскрыть социальные отношения, классовую принадлежность, например, «Военный совет в Филях») и индивидуальные, или героические (изображен один герой, передан не только его внешний облик, но и внутренний мир, например, портрет М.И. Кутузова). Приемами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица, обращение к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. Мет оды наглядного обучения ист ории Итак, различным видам исторических картин, используемых на уроках, соответствует и многообразие приемов работы с ними. Не только учитель строит свое преподавание с опорой на исторические картины, но, применяя их, он старается активизировать познавательные процессы учащихся. Мет оды наглядного обучения ист ории Приемы работы с условно -граф ической наглядностью . В «Методике преподавания истории в средней школе» отмечается, что «условно-графические пособия создают у школьников символические образы, отражая количественные и качественные стороны исторического процесса, существенные признаки общественных явлений, тенденции их развития, играют существенную роль в установлении причинноследственных связей и понятий». К условно-графическим пособиям относятся графики, диаграммы. В силу присущих им специфических особенностей эти пособия редко используются на уроках истории в специальной (коррекционной) школе, и в основном в 9 классе. Учащиеся с нарушением интеллекта не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально-экономическими процессами. Упрощенные варианты такой наглядности привлекаются иногда для иллюстрации отдельных положений изучаемого материала. Мет оды наглядного обучения ист ории Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, схемами, планами, диаграммами и графиками. При использовании условнографической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе возникают сложности, связанные с тем, что конкретность мышления учащихся с нарушением интеллекта не всегда позволяет им правильно переработать информацию, представленную в условной форме, и использовать ее как источник исторических знаний. Мет оды наглядного обучения ист ории В обучении истории как в общеобразовательной, так и в специальной (коррекционной) школах широко применяется схематический рисунок (схема сражения, политического устройства, экономических связей и т. д.). Наряду со схемами учебника привлекаются и подготовленные заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске непосредственно на уроке. Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала. В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника. Таким образом, рисование на классной доске является одним из методов коррекции, т. к. привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории. Мет оды наглядного обучения ист ории Схематические рисунки могут сопровождать и устные ответы учащихся на уроках, облегчая воспроизведение знаний. Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации, изданные типографским способом или самодельные. Их применение «оживляет» схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся. Примерами удачного сочетания рисунка на доске и аппликаций могут служить рисунки к урокам по темам: «В славянском поселке» (план поселка), «Крепостные крестьяне» (рисунок поместья) и т. д. К схематическим наглядным пособиям относятся карты, карты-схемы, планы местности и т. д. В основном они используются для формирования пространственных представлений, но другая их функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности. Например, карта «Рост территории государства в древности» показывает динамику этого процесса. Мет оды наглядного обучения ист ории Схема используется реже, чем историческая карта, но работать по ней легче, т. к. схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений. Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое. Мет оды наглядного обучения ист ории Схемы бывают статические и динамические. На статической схеме обозначены все объекты и направления действий (начало и конец события), поэтому учащимся специальной (коррекционной) школы воспринимать такую схему сложно. На динамической схеме дан лишь контур местности, по мере рассказа учителя появляются необходимые объекты (полки воюющих сторон), а затем в виде стрелочек «изображается ход самого сражения». Названия полков связано с их пространственным расположением (например, передовой полк, большой полк, полки левой и правой руки, резервный и засадный полки). Одновременно с отработкой терминологии идет работа по развитию пространственных представлений, и позволяет это сделать динамическая схема. К составлению такой схемы привлекаются вслед за учителем и сами ученики, сопровождая свои действия комментариями. Мет оды наглядного обучения ист ории Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, на которой развернулось действие схемы. Например, на уроке по теме «Куликовская битва» учитель в ходе своего рассказа показывает на карте путь русского войска и место битвы, затем появляется схема, опираясь на которую продолжается рассказ о самом сражении. Разновидностью схемы является меловой или маркерный рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы, помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку. Мет оды наглядного обучения ист ории Демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения (ТСО) находит широкое применение на уроках истории, но при обучении учащихся с нарушением интеллекта методика работы меняется. Учитель подбирает наглядные пособия на весь учебный год, распределяет их по классам и темам. Мет оды наглядного обучения ист ории Особенно осторожно к использованию кинофильмов должен подходить учитель истории специальной (коррекционной) школы, учитывая своеобразие программы по предмету и особенности познавательной деятельности своих учеников. В условиях специального обучения не проводятся отдельные киноуроки, целесообразно включать фрагменты учебного кино в текущие уроки. Методика демонстрации кинофрагмента может быть представлена следующим образом: 1. предварительный просмотр кинофильма учителем, отбор фрагмента (части), нужного для предстоящего урока; 2. подготовка вопросов для учащихся, на которые они должны ответить после просмотра кинофрагмента (запись на доске, в тетрадях); 3. вступительное слово учителя, нацеливающее на просмотр, краткое изложение содержания кинофрагмента; 4. демонстрация кинофильма (по ходу просмотра возможны комментарии, фиксирующие внимание учащихся на главном); 5. беседа после просмотра по вопросам, данным предварительно; 6. обобщение содержания кинофрагмента; 7. включение материала кинофильма в домашнее задание (ответы на вопросы, составление рассказа, сочинение, выполнение рисунков и т. п.). Мет оды наглядного обучения ист ории Таким образом, при грамотном подходе к отбору многообразных методов обучения истории, их комплексном использовании с учетом специфики контингента учащихся специальных (коррекционных) школ возможно добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.
«Методы обучения истории» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) М.Е. Баблумова
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot