Урок гимнастики в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта
Кафедра теории и методики гимнастики
Л Е К Ц И Я № 2 (2 сем.)
УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ
Автор: доцент Кашеваров Б.П.
Санкт-Петербург
2008
ПЛАН
1. Задачи и содержание обучения гимнастике
2.Урок – основная форма организации занятий по гимнастике в школе:
а) построение и типы уроков в школе
б) структура построения урока по гимнастике
в) методика проведения урока
3. Плотность и регулирование нагрузки на уроке гимнастики
4. Музыкальное сопровождение урока гимнастики
5. Литература
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИКЕ
Гимнастика один из основных разделов школьной программы по физической культуре. В У-УШ классах занятия гимнастикой, как и другие разделы программы, должны обеспечить решение основных задач физического воспитания учащихся, а именно:
1) содействовать правильному физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию детей;
2) обучать учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
3) развивать необходимые двигательные и волевые качества (быстроту, ловкость, выносливость, смелость, настойчивость).
Одновременно в процессе занятий гимнастикой должны решаться задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания (2).
Новые требования, стоящие перед российской школой - теснее связать физическое воспитание с политехническим обучением, подготовить подрастающее поколение к высокопроизводительному труду в условиях современной техники – на первый план выдвигаются задачи научить занимающихся управлять своими движениями в пространстве и во времени с тем, что в любых, даже самых трудных условиях, они сознательно и самостоятельно умели анализировать свои движения и легко овладевали новыми двигательными навыками и умениями, в связи с чем увеличивается функциональная возможность организма занимающихся (16).
Следует различать общие и частные задачи, стоящие перед гимнастикой. Первые – преимущественно оздоровительные и воспитательные – они проходят красной нитью через все годы обучения в школе, уточняясь лишь в
В зависимости от возраста занимающихся, вторые – образовательные, обеспечивающие преемственность в обучении, решаются в более короткие сроки, на протяжении одного-двух или серии уроков.
Объем знаний, умений и навыков по годам обучения изложен в программе. Однако необходимо помнить, что качество, эффективность обучения и воспитания определяются в первую очередь не самими упражнениями, а методикой их применения, непосредственной организацией учебно-воспитательной работы. Следовательно, если учитель творчески подходит к изучению программы, планирует, организует и проводит уроки гимнастики, руководствуясь поставленными задачами и учитывая возрастные особенности учащихся, то обучение будет проходить успешно (10, 6).
В программе по классам указаны только некоторые частные задачи обучения двигательным умениям и навыкам. При этом имеется в виду, что широкий круг воспитательных и образовательных задач должен решаться параллельно из урока в урок. Так, в У классе наряду с обучением техники «опорного прыжка» можно работать над развитием «прыгучести», воспитанием смелости, настойчивости, привитием навыков поведения в коллективе, взаимопомощи и т.д. Программа содержит следующие средства гимнастики: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, танцевальные, акробатические, прыжки опорные, лазание, равновесие, висы и упоры. Значение и преимущественная направленность отдельных видов упражнений различны, что дает возможность определить их сравнительную ценность для решения тех или задач физического воспитания. Если расположить средства гимнастики в порядке значимости, то для школьников У-УШ классов на первый план могут быть поставлены общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения и прыжки. Все эти упражнения полезны для развития форм и функций организма, доступны и интересны учащимся, не требуют громоздкого оборудования, позволяют обеспечить высокую плотность занятий и оптимальную нагрузку. Далее следуют прикладные упражнения, упражнения на снарядах в висах и упорах, равновесия, танцевальные упражнения и строевые. В каждой группе можно определить упражнения, которые являются действительно ценными и необходимыми для образования, воспитания и оздоровления учащихся (17, 15).
Во всех классах независимо от возраста учащихся большое место должны занять упражнения с предметами – гимнастическими палками, обручами, мечами, скакалками, которые могут использоваться не только в виде отягощений, но и как предметы, которые нужно ловко передавать, ловить, бросать и т.д.
Также не следует увлекаться упражнениями в висе и в упоре на спортивных снарядах, они вытесняют другие, не менее полезные упражнения, делают роки малопродуктивными, неинтересными. Достаточно научить школьника размахиванию в висе и упоре, дать основы техники выполнения довольно ограниченного круга упражнений в соскоках и подъемах, чтобы решить главную задачу: научить учащихся управлять весом и инерцией собственного тела и хорошо ориентироваться в пространстве (4).
Существует ряд полезных и нужных упражнений, которые следует включать в урок гимнастики. К ним относятся: поднимание груза, коллективное передвижение и переноска тяжелых предметов. Передача различных предметов в цепи и т.д. Даже подготовка учениками мест занятий должна преследовать цели как трудового, так и физического воспитания. Основные и частные задачи физического воспитания осуществляются на уроке (12).
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПО ГИМНАСТИКЕ
Урок - обязательная форма занятий для всех учеников школы. На уроке физкультуры учащиеся получают систематические знания, умения и навыки в движениях, всестороннее физическое развитие и оздоровительно-гигиенические навыки.
Содержание учебной работы по предмету определяется Государственной программой, которая построена на основе Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».
В программе по физической культуре и спорту учащиеся средней школы получают определенный объем знаний, умений и навыков для каждого класса в основных видах движений (9).
Все занятия гимнастикой нужно строить и проверять по определенному плану. Такой план (типовой) предусматривает наиболее целесообразное и последовательное решение задач физического воспитания. Поурочные занятия гимнастикой в практике принято называть типовой структурой урока. Типовая структура разработана в соответствии с особенностями гимнастики, с ее строгой регламентацией учебного процесса и с возможностями относительно точного учета влияния упражнений на организм. Однако не следует пользоваться им, как шаблоном. Основываясь на ней, преподаватель должен творчески подходить к составлению частных вариантов урока для каждого вида гимнастики, отдельных периодов занятий и коллективов занимающихся (7).
ПОСТРОЕНИЕ И ТИПЫ УРОКА В ШКОЛЕ
В школьных уроках, во время учебной работы по физической культуре, нарду с привитием знаний, умений и навыков, разрешаются воспитательные, оздоровительные и санитарно-гигиенические задач.
Оздоровительные задачи урока разрешаются подбором упражнений, их дозировкой и проведением, обеспечивающие разностороннее воздействие на организм учеников и положительное влияние этих занятий на их здоровье и физическое развитие.
Образовательная сторона урока обеспечивается правильно поставленными задачами обучения и методики преподавания, направленные на активное и прочное усвоение программного материала учащимися и овладения ими необходимых знаний, умений, навыков.
Воспитательный характер обучения выражается в воспитании у учащихся патриотизма, сознательного отношения к труду и общественной собственности, коллективизма.
Уровень качества урока зависит от того, как он будет построен. Под построением урока понимается:
А) четкое определение задач урока, вытекающих из задач четверти или системы уроков;
Б) подбор и сочетание упражнений, разрешающих задачи урока;
В) выбор методических приемов обучения и организации занимающихся (13, 17).
В соответствии с этим перед уроком физкультуры ставятся специальные требования, которые необходимо соблюдать каждому учителю при построении урока, а именно:
1. Подбирать и проводить упражнения и игры, содействующие всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся, формированию у них правильной осанки.
2. Разрешать на каждом уроке конкретные педагогические задачи, всегда иметь в виду преемственность между уроками, учет пройденного, усвоенного, подлежащего изучению материала. Вместе с тем отдельный урок должен представлять собой законченное целое и разрешать поставленные перед ним задачи.
3. Подбирать учебный материал соответственно составу занимающихся, их физической подготовки, развития, состояния здоровья и интересу.
4. Рационально использовать места для занятий, имеющийся инвентарь и оборудование.
5. Менять сочетание упражнений в уроке и даже подбор упражнений, учитывая климатические и атмосферные условия, место урока в расписании для школы.
6. Проведение каждого урока должно быть направлено на воспитание высоких моральных и волевых качеств учащихся (2, 9).
В школе имеют место вводные, учетные уроки, уроки изучения нового материала, повторения пройденного и смешанные уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года в начале четверти, а также при переходе к изучению нового раздела программы. На вводных уроках производится беседа, в которой ученики знакомятся с содержанием, направлением работы на учебный год, на четверть.
Перед учениками ставится ряд задач, конкретных требований, которые необходимо выполнять для обеспечения хорошей постановки учебной работы.
Учетные уроки проводятся после прохождения определенного учебного материала с целью подведения итогов усвоения пройденного, они имеют место на протяжении всей четверти.
Учетные уроки строятся в зависимости от того вида движений, которые подлежат учету.
Уроки изучения нового материала отличаются тем, что на них основное внимание уделяется виду движений, впервые предлагаемых ученикам, на изучение вида уделяется 20-25 минут времени урока, остальное время идет на повторение пройденного (17, 20).
Уроки повторения являются уроками закрепления пройденного материала и совершенствование его. Отшлифовывается техника движений, предъявляются требования к четкости, силе и красоте выполнения. По существу на уроке повторения продолжается обучение, знания и умения учащихся углубляются и закрепляются, совершенствуются навыки.
Смешанные уроки представляют собой количество уроков в школе, на которых часть материала является новой, а часть повторение пройденного.
В зависимости от условий проведения уроки могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. Учебные и тренировочные уроки в чистом виде встречаются довольно редко.
Уроки различаются по строению, содержанию, организации, методике проведения и т.д. Но, несмотря на различия, они все имеют принципиально общие положения.
На учебном уроке общая плотность урока, в идеале должна приближаться к 100%.
На тренировочном уроке должна быть выше моторная плотность урока. В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока.
В учебно-тренировочном уроке соотношение общей и моторной плотности уравновешены (17).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Уроки гимнастики строятся преимущественно с использованием таких видов, как равновесие, лазание, прыжки, акробатические упражнения и т.д. В урок включаются 3-4 вида основных движений. Например: лазание, опорный прыжок, акробатика. В настоящее время в практику работы прочно вошли 2 приема ведения урока:
• фронтальный
• групповой
Фронтальный способ заключается в том, что учитель с начала до конца ведет сам при одновременном участии всего класса. Фронтальный прием ведения урока обеспечивает последовательность проведения упражнений, одинаковой дозировкой, так как все учащиеся выполняют упражнения одновременно.
Групповой способ отмечается тем, что обучение основным движениям производится по отделениям под руководством помощников преподавателя, получивших предварительную подготовку (9, 17).
Урок состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Задачи подготовительной части урока: организация занимающихся, установление рабочего контакта между преподавателем и классом, организация внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся, подготовка их организма к предстоящей работе.
Средства: строевые и порядковые упражнения, бег, прыжки, ходьба, упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, подвижные игры, преодоление препятствий, специальные комплексы упражнений. Задачи вводной части урока почти не меняются в уроках для группы различной подготовленности и в различных периодах тренировочного цикла. Продолжительность подготовительной части урока 10-15 минут.
Основная часть урока служит для формирования жизненно-необходимых и специально-гимнастических знаний, умений и навыков, совершенствование двигательных, моральных и волевых качеств.
Задачи: изучение основных гимнастических упражнений, упражнений спортивно-прикладного характера, а также подготовительных и вспомогательных упражнений, необходимых для овладения основными. Обучение правильному применению освоенных знаний, умений и навыков в различных изменяющихся условиях, в обстановке спортивной деятельности,. Специальной тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование моральных и волевых качеств, активность, настойчивость, смелость, решительность, чувство товарищества, коллективизма, воспитание и совершенствование моральных и волевых качеств, активность, настойчивость, смелость, решительность, чувство товарищества, коллективизма, воспитание и совершенствование координации движений, силы, ловкости, пластичности движений.
Средства: прикладные упражнения, подвижные игры, бег на скорость и на выносливость, упражнения тренировочного характера для совершенствования гибкости и силы, упражнения из гимнастического многоборья, упражнения на снарядах. Акробатика, опорный прыжок.
Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке 45 мин. основная часть 20-25 мин., а в 90 мин. 50-55 мин.
Основная часть всегда изменяется по содержанию продолжительности и интенсивности проведения в зависимости от условий и особенностей коллектива занимающихся.
Назначение заключительной части урока завершение учебной работы занимающихся.
Задачи: постепенное снижение нагрузки на организм, подведение итогов урока, переключение занимающихся на отдых или другую последующую деятельность.
Средства: строевые и порядковые упражнения на расслабление, различные формы фигурной маршировки, танцевальные шаги, упражнения для поддержания правильной осанки. Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части и колеблется от 8-10 минут.
Цель вводной части урока – организовать группу обеспечить физиологическую подготовку занимающихся к предстоящей учебной работе. Такая подготовка заключается в разогревании организма и в оптимальном возбуждении центральной нервной системы. Эта задача разрешается при помощи общей разминки. Она представляет собой специально подобранный комплекс упражнений, исполняемых всеми одновременно или индивидуально. В последнем случае упражнения комплекса подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика (1.
Организация группы сводится к построению занимающихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между преподавателем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на уроке надо максимально упростить, лучше всего поручить старосте группы или очередному дежурному (11).
Рапорт отдается устно. Для того, чтобы всем учащимся было интересно, на уроке применяют организацию учащихся по отделениям. Отделения организуются на основе физических данных, подготовки и состояния здоровья. В каждом отделении выбираются капитаны, которые являются помощниками преподавателя. Большую помощь преподавателю оказывает физорг. В его обязанности входят:
• добиться выполнения всех требований дежурного;
• контролировать работу дежурных;
• следить за порядком подготовки к урокам;
• отвечать за явку класса на место занятий и опоздания;
• вместе с преподавателем добиваться установленной формы организации для всего класса.
Кроме того, физорг ведет работу во внеурочное время, организует и проводит по указанию учителя дополнительные занятия по играм, гимнастике (2, 13).
Урок подготовительной части должен быть таким, чтобы в течение всего урока в целом, способствовал бодрому эмоциональному состоянию занимающихся, что также способствует необходимому воздействию центральной нервной системы.
Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь занимающихся от всего, что имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящую работы, что достигается интересом и сознательным отношением занимающихся к учебной деятельности умелым руководством преподавателя. Иногда нужны специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть) (7).
Ранее, с помощью коротких распоряжений преподаватель проводит намеченные планом упражнения, при проведении общей разминки, если она выполняется учащимися в общем строю, следует пользоваться командами и распоряжениями, отчасти показом, по возможности не прибегая к описанию упражнений, чтобы увеличить плотность урока. Упражнения, применяемые в первой части урока, не должны быть сложными. Хорошо, если они известны учащимся и не требуют особого объяснения и длительного изучения (18).
Подготовка организации занимающихся к основной части урока, активизация их деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной, оживление общего обмена веществ и разогревание мышц, имеют единственное значение не только в первой части урока, но и урока в целом.
Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности занимающихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения вводной части урока может меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки занимающихся и задач урока, но нужно придерживаться, как методическое правило из основных принципов тренировки. При подборе упражнений придерживаться дидактических принципов (3).
Основная часть урока. В этой части урока решается одно из важнейших задач гимнастики – формирование навыков. В различных условиях. Для разных групп и периодов обучения, содержание ее различно. В нее входят изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие силы, выносливости, ловкости. Основная часть урока должна быть построена так, чтобы одновременно с всесторонним овладением своим двигательным аппаратом, координацией движений, формированием и совершенствованием двигательных навыков занимающихся непрерывно совершенствоваться в ловкости, гибкости, силе, выносливости, быстроте, смелости, решительности, самообладании, настойчивости. Подбирая упражнения для основной части урока, следует учитывать, какую они дают нагрузку, желательно чередовать упражнения, дающие различную нагрузку (метание, равновесие, бег). Надо примерно знать, сколько может сделать ученик подходов к снаряду, но это зависит от подготовленности группы и от количества занимающихся в отделении. Опорные прыжки лучше давать всем подгруппам одновременно, если есть снаряды. При воспитании быстроты, ловкости и точности реакции необходимо использовать различные звуковые и зрительные сигналы. Преподавателю нужно уметь регулировать свой голос во время подачи команд, чтобы учащиеся не привыкали к одному голосу, иначе они не будут выполнять распоряжений, но и однообразный голос утомляет учеников, важно при этом предупреждать возможность травмы, ответственность за которые несет преподаватель.
В основной части урока вводные упражнения на равновесие с одной стороны заключаются в систематическое совершенствование чувства равновесия, с другой – специальных умений и навыков, позволяющих регулировать равновесие своего тела и обучение приемам страховки. Но и другие упражнения, как бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, способствуют совершенствованию равновесия. Все средства основной части урока являются тренировкой для сердечно-сосудистой и двигательной систем (13, 17).
Средств очень много, только нужно правильно ими пользоваться. Не рекомендуется на уроках преследовать выполнение частных задач, нужно преследовать воспитательные, гигиенические задачи. Основная часть урока разрешает следующие задачи:
1) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
2) развитие качеств – силы, выносливости, ловкости, гибкости, ритмичности, решительности, смелости;
3) закрепление приобретенных умений и навыков в измененных условиях и более сложной обстановке.
Заключительная часть урока проводится с целью завершения работы учащихся, приведения их организма в относительно спокойное состояние.
Задача заключительной части – снижение нагрузки, подведение итогов урока и ориентировка занимающихся на последующую деятельность. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние занимающихся. В конце урока подвести итоги в виде разговора. Разбор урока обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения занимающихся, выведения и постановки задач на будущее. Главное, в конце урока организовать уход из зала в строю. В конце урока даются задания на дом (2, 9).
ПЛОТНОСТЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ УРОКА
ПО ГИМНАСТИКЕ
Вопрос повышения плотности урока гимнастики является одним из самых важных.
Хронометраж позволил становить, что наибольшая плотность урока, а следовательно и нагрузка, наблюдается преимущественно при фронтальной работе, т.. когда занимающиеся выполняют работу одновременно, чаще это бывает в начале урока. Плотность основной части урока, снижается, как правило до минимума. Так, время, потраченное непосредственно на выполнение упражнения в основной части, составляет около 8% по отношению к времени всей части. Моторная плотность урока в целом не превышает 20%. Это очень мало. Безусловно, плотность урока гимнастики и отдельных его частей зависит от содержания планируемого учебного материала, организации занимающихся, методики использования гимнастического оборудования, способа проведения упражнений (11).
Опыт показывает, что при правильной организации учебного процесса моторная плотность урока гимнастики может увеличиться до 30% и более, а моторная плотность его основной части может до 20-25%, т.е. повышена в 2-3 раза по сравнению с существующей. Само разнообразие упражнений, проводимых в процессе урока может обеспечить чередование работы различных групп мышц, что дает возможность значительно повысить дозировку упражнений. Вместе с тем присущая уроку высокая подвижность нервных процессов является причиной быстрой врабатываемости и восстановления организма после физической нагрузки. Поэтому перерыв между подходами может быть относительно кратким. Успешность формирования двигательных навыков и развития физических качеств зависит не только от многократного повторения. Но и от определенной частоты их выполнения на уроке. Причем необходимое количество повторений обусловлено при прочих равных данных сложности упражнений. Практикой и специальными исследованиями показано, что наибольшее число повторений должно быть на первом этапе разучивания движений. По мере его закрепления количество повторений может постепенно снижаться и в дальнейшем, когда навык, хорошо закрепленный, следует лишь периодически возвращаться к данному упражнению, чтобы добиться более высокого уровня в выполнении упражнений. Путем правильной организации учащихся и рационального использования оборудования, можно добиться необходимого количества повторений на уроке изученного материала. Например, для успешного овладения элементами акробатики, оптимальной частотой повторения на уроке, будет в среднем 6-9 подходов, причем при выполнении более трудных элементов, таких, как стойка на голове и на руках, следует ограничить в 5-6 подходов (6, 19).
При разучивании техники лазания по канату подходов должно быть не менее 3-4 девочек и 4-6 для мальчиков.
В опорных прыжках допускается 1—12 подходов для всех видов разучивания.
В процессе урока необходимо следить за длительностью интервалов между повторениями было бы в пределах допускаемых норм, основанных на физиологическом принципе, оптимальная длительность интервалов, как показали специальные исследования составляет в среднем 1,5 мин при повторении опорных прыжков, акробатических упражнений, кратковременных висов и упоров и других даже интенсивных, но непродолжительных упражнений 2-2,5 мин при повторении более длинных комбинаций на снарядах, лазания по канату и других упражнений характерны интенсивность и относительность, продолжительность мышечного усилия (14).
Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.). Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:
1. Изменение содержания упражнений путем:
– изменчивость исходного положения;
• применения отягощений;
• использования сопротивлений или помощи товарища;
• выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;
• использования других мер, изменяющих трудность упражнения.
2. Изменение числа повторений упражнения
2. Изменение способа проведения упражнений путем:
• изменения темпа выполнения;
• применения поточных способов;
• выполнения упражнений в группах.
При определении следует руководствоваться принципами постепенного повышения нагрузки и разностороннего воздействия на организм.
Учитывая единство и взаимосвязь физиологических и психических процессов следует принимать во внимание эмоциональное состояние детей. Интерес к урокам гимнастики вызывает у школьников положительные эмоции и обеспечивают спех и способность повышения работоспособности (23).
Признаки, характеризующие примерную нагрузку, превышающую оптимальные нормы – побледнение лица, дрожание конечностей, расстройство координации движений. Эти явления служат началом к снижению нагрузки или прекращения работы данным учеником. Необходимо учесть, что с У класса становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д. (5, 8).
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УРОКА ГИМНАСТИКИ
Музыкальное сопровождение ряда гимнастических упражнений – ходьбы, бега, подскоков, танцевальных шагов – повышает у учащихся интерес к занятиям, содействует выработке ритма и выразительности движений, умения владеть своим телом. Наиболее желательно применять такие музыкальные инструменты, как баян, пианино, рояль, а при неимении инструментов – магнитофон.
Подбор музыкальных произведений должен быть тесно связан с характером выполнения упражнений, оказывать влияние на эстетическое воспитание у учащихся, развивая у них вкус, умение понимать ритм, темп и мелодию.
На уроке не следует злоупотреблять музыкальными сопровождениями, например: делать повороты, упражнения на снарядах, ряд строевых упражнений.
Учителю надо уметь сочетать команды и подсчет с музыкой. Для этого следует до урока подобрать соответствующее музыкальное произведение.
В тех случаях, когда учитель сам не умеет играть, он может привлечь для этой цели учеников или родителей учащихся.
С ним надо заранее договориться о мелодии, ритме, темпе для сопровождения (22).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: плотность урока, физическая нагрузка, приемы регулирования физической нагрузки.