Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
План:
1.Этапы формирования системы управления ФКиС.
2.Государственные органы управления ФКиС.
3. Управление в общественных организациях физкультурно-спортивной
направленности.
Литература
1.Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации
и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный
ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям
«Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и
спорт»/ Алексеев С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИДАНА, 2014.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21000
2..Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
: учеб. пособие / А.В. Починкин .— М. : Советский спорт, 2013 .-263 с.
Режим доступа: http://rucont.ru/efd/280564
3.Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта:
учеб.пособие.: 2-е изд., доп. и исправ./С.С.Филиппов.-М.: Советский спорт,
2015.-240 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69804#authors
1.Этапы формирования системы управления ФКиС
Физическая культура является открытой социальной системой, ее
связывают множественные нити с другими отраслями народного хозяйства
как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления,
образования, здравоохранения и т.д.). Это влияние носит обоюдный
характер.
Динамичность системы физической культуры состоит в ее постоянном
развитии и обновлении:
- появляются новые виды спорта;
- совершенствуются методики физической культуры и спорта;
- разрабатываются новые модели спортивного инвентаря, тренажеров,
спортивных сооружений и т.д.;
- растут количественные и качественные показатели развития сферы
физической культуры (изменяется количество занимающихся различными
видами спорта, разрабатываются новые нормативы физической
подготовленности, растет спортивное мастерство спортсменов и т.д.);
- стремительно развиваются профессиональные виды спорта;
- быстро растет число коммерческих физкультурно-спортивных
организаций (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), увеличивается
количество и разнообразие предоставляемых ими физкультурнооздоровительных услуг населению;
- совершенствуется нормативно-правовая база отрасли.
Важной особенностью управления физической культурой в стране
является как сложившаяся система в целом, так и специфика управления
объектами на всех уровнях (региональном, муниципальном, отдельной
организации), что позволяет охватить все основные стороны многогранной
деятельности в сфере физической культуры.
Новый импульс в развитии физической культуры и спорта как
самостоятельной отрасли, бесспорно, дают подготовка и проведение
крупнейших международных спортивных соревнований, которые уже
прошли и еще пройдут в Российской Федерации:
-XXVII Всемирная летняя универсиада (Казань, 2013 год);
-Чемпионат мира по легкой атлетике (Москва, 2013 год);
-Олимпийские зимние игры (Сочи, 2014 год);
-Чемпионат мира по футболу (города России, 2018 год);
-XXIX Всемирная зимняя универсиада (Красноярск, 2019 год) и другие.
Рассмотрение
системы
физкультурно-спортивной
деятельности
представляет интерес для менеджмента в области физической культуры
прежде всего потому, что дает систематизированное представление о тех
объектах управления, где осуществляется физкультурно-спортивная
деятельность, а также для более ясного видения общей характеристики
органов управления физической культурой в стране.
Подходы к определению этапов формирования системы управления
ФКиС:
I.С точки зрения характера управленческих решений:
-начальный
-советский
-современный (постсоциалистический).
II.С точки зрения обеспеченности нормативно-правовой базы развития
физической культуры и спорта:
1.Начальный этап (18-19 вв.):
- развитие ФКиС в армии и Министерстве народного просвещения
зарождение
первых
организаций
физкультурно-спортивной
направленности.
2.Второй этап (с нач.20 в. до 1917 г.):
самостоятельное развитие управления сферой физической культуры и
спорта
законодательно закреплены вопросы физического воспитания
подрастающего поколения
создан первый в истории России орган государственного управления
физической культурой, заложивший организационные основы системы.
3-й этап (1917-1923 гг.):
-военно-прикладная направленность ФКиС
-создание органов управления в рамках других управленческих структур
4-й этап (1923-1950 гг.):
-повышение роли государственного управления развитием ФКиС в
стране
-формирование нового отраслевого органа управления – советов
физической культуры, как государственных органов управления и контроля в
области ФКиСот федерального до регионального уровня, имеющих жесткую
командно-административную структуру
-сформировалась система добровольных спортивных обществ
ведомственного характера.
5 этап (1950-1990 гг.):
-развитие массового физкультурного движения, спорта высших
достижений
-выход спорта высших достижений на международную арену
-индустриализация спорта
-создание ведомства по строительству спортсооружений
-создание системы: научно-методического обеспечения физической
культуры, массового спорта и спорта высших достижений, подготовки
спортивного резерва и кадров, врачебного контроля.
6-й этап (с 90-х годов по настоящее время):
- внедрение территориально-ведомственного принципа организации и
управления ФКиС в стране;
- изменение роли региональных и местных органов власти в развитии
физической культуры и спорта;
- совершенствование и укрепление нормативно-правовой и
законодательной базы в области ФКиС в РФ и ее субъектах;
Начало 21 века характеризуется следующими изменениями:
1.Отход
от
административно-командных
методов
управления
экономикой и социальной сферой страны и переход к рыночным отношениям.
2.Признание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг
товаром.
3.Изменение отношения государства, его федеральных, региональных
местных органов власти к роли и значимости ФКиС в жизни общества и
формирования здорового образа жизни человека.
4. Сокращение выделяемых на развитие ФКиС средств из бюджетов
разных уровней и поиск внебюджетных источников финансирования.
5.Отток большого количества высококвалифицированных спортсменов и
тренеров из России в зарубежные клубы.
6. Развитие отдельных видов спорта в России на профессиональной
основе.
7.Формирование нормативно-правовой и законодательной базы развития
ФКиС на федеральном, региональном и местном уровнях.
8. Кризисное положение в демографической ситуации в России.
2.Государственные органы управления ФКиС
Субъектами физической культуры и спорта являются юридические лица
различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также
физические лица - граждане, занимающиеся физической культурой,
спортсмены и т.д. Многообразие субъектов физической культуры находит
свое отражение в существовании различных органов управления
рассматриваемым видом деятельности. Управление физической культурой
определяется как целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе
объективных закономерностей ее социально-экономического развития
деятельность,
направленная
на
обеспечение
эффективного
функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах
физического совершенствования людей.
Характеристика управления сферой физической культуры и спорта
может быть дана с различных точек зрения.
Во-первых, наличие в Российской Федерации законодательных и
исполнительных органов власти.
Во-вторых, территориально-административное деление, принятое в
Российской Федерации, предполагает различные уровни органов управления:
- федеральный;
- субъектов Федерации (региональный);
- местное самоуправление (муниципальный).
В-третьих, объем и характер компетенций (полномочий), которым
наделен орган управления:
-органы управления общей компетенции;
-органы управления специальной компетенции;
-органы управления ведомственной (отраслевой) компетенции;
-органы управления местной компетенции;
-органы управления физкультурно-спортивной организации.
Органы власти и органов управления общей компетенции призваны
решать общие вопросы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса
страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам
общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти
и государственного управления - Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная дума;
Правительство Российской Федерации.
Рассмотрим роль органов власти и управления общей компетенции в
развитии сферы физической культуры и спорта.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по
наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта.
Например, Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по
развитию физической культуры и спорта»; Указ Президента РФ от 30.07.2010
№ 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр)
школьников».
В целях координации деятельности всех органов управления сферой
физической культуры и спорта, эффективной реализации государственной
политики в этой области в 2002 г. был создан Совет при Президенте
Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (Указ
Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895).
В структуру Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации входит Комитет по социальной политике. В настоящее время
первым заместителем председателя Комитета является известный спортсмен
и политик В.А. Фетисов.
В структуру Государственной думы входит Комитет по физической
культуре, спорту и делам молодежи.
Основным содержанием деятельности Совета Федерации и
Государственной думы в области физической культуры и спорта является
формирование законодательства о физической культуре и спорте. В
частности, обе палаты обсуждали проект Федерального закона «О
физической культуре и спорте в Российской федерации» от 4 декабря 2007 г.
№ 329-ФЗ. Ежегодно в палатах проходит утверждение бюджета страны, в
том числе расходов на физическую культуру и спорт. На заседаниях
профильных Комитетов проходят слушания наиболее актуальных вопросов
развития физической культуры и спорта.
Правительство Российской Федерации прикладывает значительные
усилия по совершенствованию практики государственного управления
физической культурой и спортом в стране. Так, в 2006 г. Правительство
утвердило Федеральную целевую программу «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Цель этого
документа - создать условия для укрепления здоровья различных групп
населения страны на основе развития современной инфраструктуры спорта,
популяризации занятий физическими упражнениями, развития массового
спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.
Важное значение для сферы физической культуры и спорта имеет
утвержденная Правительством в 2009 г. «Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В 2014
г. Правительство РФ своим распоряжением от 02.01.2014 г. № 2-р утвердило
Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а 15.04.2014
г. Постановлением Правительства РФ № 302 была утверждена
государственная программа Российской Федерации «Развитие физической
культуры и спорта» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2014 г.
№ 821).
Еще один пример управления физической культурой в стране связан с
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 «О
Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. Постановления
Правительства РФ от 18.07.2013 № 603).
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической
культуры и спорта является совещательным органом при Президенте
Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия
между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурноспортивными объединениями и организациями, другими организациями при
рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта
высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и
Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по
различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, а также Положением.
Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом
Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
а) в области физической культуры и спорта, спорта высших
достижений:
-подготовка предложений по определению приоритетных направлений
государственной политики в области физической культуры и спорта,
включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по их реализации;
-рассмотрение общественно значимых проектов в области физической
культуры и спорта;
-проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и
подготовка соответствующих предложений;
-анализ положения дел в сфере физической культуры и спорта в России
и за рубежом;
-рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших
достижений и подготовка предложений по созданию благоприятных условий
для его развития;
-рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских
спортсменов для участия в международных спортивных соревнованиях, а
также оценка эффективности мер, направленных на обеспечение
необходимого уровня подготовки российских спортсменов;
-подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,
иным программным документам и выступлениям Президента Российской
Федерации, затрагивающим вопросы физической культуры и спорта, а также
анализ хода реализации соответствующих решений;
- обсуждение
по
предложению
Президента
Российской
Фе
дерации
иных
вопросов,
относящихся
к
сфере
физической
культуры и спорта;
б) в области подготовки и проведения международных спортивных
соревнований:
-рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой и проведением
международных спортивных соревнований, и выработка соответствующих
предложений;
-проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, планов,
программ и иных документов, касающихся подготовки и проведения
международных спортивных соревнований, выработка по ним предложений,
содержащих, в частности, рекомендации по определению способов, форм и
этапов реализации соответствующих мероприятий;
-анализ хода реализации планов, программ и отдельных мероприятий,
касающихся подготовки и проведения международных спортивных
соревнований, и выработка соответствующих предложений;
-обеспечение взаимодействия между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, организационными комитетами и иными
организациями, участвующими в подготовке и проведении международных
спортивных соревнований.
Для более эффективного управления различными направлениями
развития сферы физической культуры и спорта Совет при Президенте
Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта
образовал несколько Межведомственных комиссий и групп:
-Межведомственная комиссия по развитию физической культуры,
массового спорта и традиционных видов физической активности;
-Межведомственная комиссия по развитию спорта высших достижений;
-Межведомственная комиссия по развитию адаптивной физической
культуры и спорта;
-Межведомственная комиссия по организации и проведению на
территории
Российской
Федерации
международных
спортивных
соревнований, согласованию перспективных заявок Межведомственная
контрольная комиссия;
-Рабочая группа по безопасности;
-Консультативно-аналитическая рабочая группа;
-Рабочая группа по развитию спортивной медицины.
Федеральным органом исполнительной власти в области физической
культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации.
Этот орган управления физической культурой и спортом является органом
управления специальной компетенции. В решении вопросов развития данной
сферы Министерство наделено специальными полномочиями. Они изложены
в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», где указано, что федеральный орган исполнительной власти в
области физической культуры и спорта:
1) осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием,
осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления
обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них
изменений;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством
осуществления органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об
устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к
ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по
осуществлению переданных полномочий;
3) в случае необходимости осуществляет подготовку предложений об
изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство
Российской Федерации для принятия соответствующих решений;
4) устанавливает периодичность, содержание и формы представления
отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае
необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
В Положении о Министерстве спорта РФ, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №
607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. Постановления
Правительства РФ от 18.07.2013 г. № 603) указывается, что:
Минспорт России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг
(включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению
государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Министерство спорта Российской Федерации руководствуется в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою
деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Министерство возглавляет министр, который на эту должность
назначается Президентом страны по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации. Согласно Положения о Министерстве
спорта РФ, министр имеет пять заместителей, назначаемых Правительством
страны. В структуре министерства десять департаментов:
-Департамент координации подготовки к чемпионату мира по футболу;
-Департамент управления делами и контроля;
-Департамент бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной
деятельности;
-Департамент организации бюджетного процесса;
-Департамент инвестиционного развития и управления государственным
имуществом;
-Правовой департамент;
-Департамент науки и образования;
-Департамент развития физической культуры и массового спорта;
-Департамент развития зимних видов спорта и международного
сотрудничества;
-Департамент развития летних видов спорта.
Важное место в системе государственного управления физической
культурой и спортом отводится региональным органам управления. В
России, которая является Федеративным государством, законодательно
разграничены предметы ведения и полномочий между Российской
Федерацией и ее субъектами. Такое положение закреплено в Конституции
РФ (ст. 71-73). Данные нормы распространяются и на отношения в области
физической культурой и спорта.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической
культуры и спорта закреплены в ст. 8 Федерального закона «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации». В частности, к этим
полномочиям относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической
культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и
реализация государственных региональных программ развития физической
культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической
культуры и спорта;
2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм
поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской
Федерации;
3) организация
и
проведение
региональных
официальных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий;
4) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных
сборных команд субъектов Российской Федерации;
5) участие в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных
команд Российской Федерации;
6) участие в проведении государственной политики в области
физической культуры и спорта;
7) участие
в
организации
и
проведении
межрегиональных,
всероссийских и международных спортивных соревнований и учебнотренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской
Федерации, проводимых на территориях субъектов Российской Федерации;
8) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта,
осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской
Федерации;
9) оказание содействия развитию детско-юношеского спорта, школьного
спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений
и профессионального спорта;
10) участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта
и здорового образа жизни.
В целях реализации наделенных полномочий в области физической
культуры и спорта субъекты Российской Федерации принимают законы и
подзаконные акты в данной области (например, «Закон города Москвы о
физической культуре и спорте», 1996; закон «Об основах политики СанктПетербурга в области физической культуры и спорта», 2009 г.; закон
Республики Татарстан «О физической культуре и спорте», 2008 г.).
В практической реализации приведенных полномочий субъектов
Российской Федерации непосредственное участие принимают региональные
органы государственного управления в области физической культуры и
спорта - областные, краевые, республиканские, городов Москвы, СанктПетербурга и Севастополя; комитеты (министерства, департаменты и др.) по
физической культуре и спорту. Цели и задачи этих органов специальной
компетенции отражены в соответствующих положениях об этих органах
управления.
Органы государственного отраслевого управления осуществляют
деятельность по развитию физической культуры и спорта как в рамках своих
отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов. К этим органам
государственного управления относятся:
-Министерство образования и науки РФ;
-Министерство здравоохранения РФ;
-Министерство обороны РФ;
-Министерство внутренних дел РФ;
-Министерство культуры РФ;
-Министерство по чрезвычайным ситуациям;
-Федеральная служба безопасности РФ;
-Федеральная служба охраны РФ.
Управленческая деятельность органов отраслевого управления по
развитию физической культуры и спорта в подведомственных организациях
и учреждениях осуществляется в следующих направлениях:
-правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов,
обеспечивающих правовое регулирование отношений в области физической
культуры и спорта в данных отраслях);
-программно-нормативное обеспечение (разработка программ по
физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных
организаций и учреждений, контроль за их выполнением);
-организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий согласно
отраслевых календарных планов названных мероприятий, например,
чемпионаты Вооруженных сил, спартакиады учащейся молодежи и т.д.);
-ресурсное обеспечение (кадровое - подготовка и переподготовка
кадров по физическому воспитанию и физической подготовке; финансовое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
материально-техническое - строительство спортивных сооружений,
оснащение спортивным оборудованием и инвентарем подведомственных
организаций и учреждений).
6. Управление в общественных организациях физкультурноспортивной направленности
В нашей стране исторически сложилась система физической культуры,
которая представляет собой совокупность государственных и общественных
организаций, осуществляющих деятельность в целях физического
воспитания населения и развития спорта в стране.
В соответствии с Законом «О физической культуре и спорте в
Российской
Федерации»
общественные
физкультурно-спортивные
организации участвуют в организации работы по развитию физической
культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для
охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в
спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц,
обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для
тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении
высоких спортивных результатов.
Физкультурно-спортивные
организации
могут
быть
членами
международных спортивных объединений, приобретать права и нести
обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных
объединений, если такие права и обязанности не противоречат
законодательству Российской Федерации.
В настоящее время в стране действуют физкультурно-спортивные
объединения, к которым относятся:
-физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов;
-физкультурно-спортивные общества органов государственной власти;
-федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том
числе их структурные подразделения профессионального спорта).
Порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации
определяется Федеральным законом «Об общественных объединениях» с
учетом особенностей, предусмотренных законом «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации».Основные задачи, функции, структура,
вопросы членства, избрания органов управления, хозяйственной
деятельности, финансирования, социальной защиты спортсменов и
работников физической культуры и спорта, учреждение своей символики
предусматриваются уставами физкультурно-спортивных объединений.
Одним из крупнейших общественных организаций является
Олимпийский комитет России (ОКР), который создан в целях всемерного
развития и укрепления олимпийского движения в стране и в мире;
содействия физическому и духовному воспитанию народов России
средствами физической культуры и спорта; содействия в развитии массового
спорта и спорта высших достижений во всех регионах России; укрепления
позиций и повышения престижа российского спорта на международной
арене.
Олимпийский комитет России является общероссийским союзом
физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и
российских юридических лиц. ОКР представляет собой самостоятельное,
добровольное, неправительственное, самоуправляемое, некоммерческое
объединение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,
признанное Международным олимпийским комитетом (МОК). ОКР
осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предусмотренной
настоящим Уставом, на всей территории Российской Федерации
Среди субъектов физической культуры и спорта в нашей стране
заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов
общественных организаций физкультурно-спортивной направленности. В
Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается
следующее понятие: спортивная федерация - общественная организация,
которая создана на основе членства и целями которой являются развитие
одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также
проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов
спортивных сборных команд.
В отечественном законодательстве по физической культуре и спорту
определено, что по одному виду спорта на территории Российской
Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской
спортивной федерации только одна общественная организация.
Особенности правового положения общероссийской спортивной
федерации изложены в уставе этой организации. Общие требования к уставу
общественных организаций физкультурно-спортивной направленности
закреплены в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Для решения задач, стоящих перед общероссийской спортивной
федерацией, разрабатывается соответствующая организационная структура
управления. Федеральным законом о физической культуре и спорте спортивным федерациям предоставлено право:
1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта
чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать
положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом
чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также
делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде
некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям
право на проведение таких соревнований;
2) обладать всеми правами на использование символики спортивных
сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением
государственной символики Российской Федерации;
3) осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по
соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;
4) отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей
по соответствующим видам спорта на присвоение международными
спортивными организациями званий и квалификаций;
5) разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными
спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также
утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе
спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической
культуры и спорта;
6) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных
команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для
участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для
участия в этих соревнованиях;
7) устанавливать ограничения на участие во всероссийских
официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта
спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды
Российской Федерации в соответствии с нормами международных
спортивных организаций, проводящих соответствующие международные
соревнования;
8) принимать участие в формировании Единого календарного плана
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий;
9) организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и
международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим
видам спорта;
10)вносить предложения о включении спортивных дисциплин во
Всероссийский реестр видов спорта;
11)вступать в международные спортивные организации, приобретать
права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных
спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат
законодательству Российской Федерации;
12)получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для
развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных
законодательством Российской Федерации источников;
13)осуществлять иные права в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Перечисленные права вправе осуществлять только общероссийские
спортивные федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Иные физкультурно-спортивные организации, созданные в виде
некоммерческих организаций, могут осуществлять проведение по
соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в
случае делегирования общероссийскими спортивными федерациями этим
организациям права на проведение данных спортивных соревнований.
Общероссийские спортивные федерации обязаны:
1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и
спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской
Федерации;
2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской
Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных
официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в
международных официальных спортивных мероприятиях;
3) участвовать
в
реализации
Единого
календарного
плана
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий;
4) разрабатывать в установленном порядке требования и нормы
соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую
всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования
к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных
судей;
5) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной
власти в области физической культуры и спорта программы развития
соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;
6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а
также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и
насилия в спорте;
7) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством
Российской Федерации и со своими уставами.
Среди этих организаций следует назвать Физкультурно-спортивное
общество профсоюзов «Россия», Центральный спортивный клуб Армии
(ЦСКА), «Юность России», «Российский студенческий спортивный союз»,
«Динамо» и другие.
Например, в настоящее время «Динамо» это:
-89 региональных организаций;
-13 организаций в составе силовых ведомств;
-1,3 млн членов Общества;
-16 стран-участниц динамовского международного движения;
-более 25 тыс. сотрудников органов безопасности и правопорядка,
ежегодно участвующих в соревнованиях и чемпионатах по служебноприкладным видам спорта;
-70 видов спорта, которые культивирует Общество, из которых 44 олимпийские;
-1810 спортивных секций;
-79 детско-юношеских спортивных школ;
-более 117 тыс. подростков, занимающихся в динамовских клубах;
-более 230 000 тыс. детей, занимающихся в динамовских спортивных
секциях на бесплатной основе;
-более 36 тыс. воспитанников детских домов и интернатов, охваченных
проектом «"Динамо" - детям-сиротам»;
-ежегодное проведение более 100 масштабных спортивных
соревнований российского и международного уровня;
-треть спортсменов в составе сборных команд России - динамовцы,
выступающие на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх;
-высококвалифицированный руководящий и тренерский состав.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Дайте общую характеристику управления физической культурой в
стране.
2.Какие органы управления входят в группу общей компетенции, а какие
- специальной компетенции?
3.Назовите основные направления деятельности федеральных
государственных органов управления физической культурой.
4.Назовите основные направления деятельности региональных
государственных органов управления физической культурой.
5.Какие министерства и ведомства участвуют в управлении физической
культурой? Назовите решаемые ими задачи.
6.Назовите основные направления деятельности общественных
организаций физкультурно-спортивной направленности.