Управление текущими денежными расчетами
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. Управление текущими денежными расчетами
Все операции, осуществляемые на предприятии (расчеты с наемным персоналом, контрагентами, бюджетом, собственниками) выражаются и измеряются денежными единицами. Существуют различные способы расчетов, в том числе: предоплата, продажа за наличный расчет, продажа с отсрочкой платежа, продажа в рассрочку, продажа со скидкой и др.
Предоплата (advance) – это полная или частичная оплата покупателем товара до его передачи продавцом в срок, установленный договором. Предоплата может осуществляться в виде аванса и в виде задатка. На сумму предоплаты могут начисляться проценты.
Аванс – это сумма , уплачиваемая в счет денежного обязательства вперед и не носящая обеспечительного характера.
Задаток – это денежная сумма, выплачиваемая одной из сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в обеспечения его исполнения. Такие взаимоотношения оформляются в письменном виде как соглашение о задатке. В противном случае речь идет об авансе, который выполняет лишь платежную функцию и не носит обеспечительного характера, как задаток.
Оплата за наличный расчет (salt for cash) означает обмен продаваемого товара на наличные деньги. Для продавца наиболее выгодный вариант оплаты, так как он немедленно может использовать деньги в финансово - хозяйственной деятельности.
Продажа с отсрочкой платежа, или продажа в кредит (sale on credit) – это реализация товара с условием оплаты через определенное время, указанное в договоре. Товар при этом считается находящимся в залоге у продавца. Для продавца это наиболее невыгодная форма расчетов, но именно она является наиболее распространенной.
Продажа в рассрочку (hire purchase sale) – это продажа товара в кредит с условием оплаты его серией платежей в соответствии с графиком, указанном в договоре купли – продажи.
Продажа со скидками (cash discounts, trade discounts) означает уменьшение отпускной цены при отклонении от стандартных условий купли - продажи. Например, при быстрой оплате (cash discounts) или приобретении большой партии товара, превышающей определенный минимум (trade discounts).
В соответствии со ст. 140 ГК РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
В настоящее время применение наличной формы расчетов ограничено. Без каких-либо ограничений могут производить расчеты только физические лица и по операциям не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Безналичные расчеты – это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленным по единым стандартам и правилам.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это оформленное расчетным документом распоряжение владельца счета обслуживающему банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств. В настоящее время это основная форма расчетов.
Рис. 6.1. Расчеты платежными поручениями
Такая операция может быть произведена при наличии правильно указанных реквизитов получателя денежных средств и наличия на счете плательщика необходимой суммы денежных средств. При выполнении этих условий банк в день принятия платежного поручения от клиента списывает денежные средства с его расчетного счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.
Расчеты платежными поручениями могут осуществляться в документарной форме и в электронном виде (система клиент – банк).
Расчеты аккредитивами. Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (эмитентом) по поручению плательщика, произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такой платеж.
Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю соблюдения условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. После того как поставщик убедился, что средства для оплаты товара депонированы, он производит поставку товара. Затем, когда в банк будут предоставлены документы, которые свидетельствуют о том, что условия договора выполнены и поставка произведена, аккредитив раскрывается, и денежные средства списываются в пользу поставщика. Документы пересылаются банку – эмитенту и затем передаются покупателю.
Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные преимущества, так как предоставляет дополнительные гарантии и поставщику и покупателю.
В практике используются различные виды аккредитивов.
При депонированном или покрытом аккредитиве банк плательщика переводит денежные средства на специальный счет в банке поставщика. Такая схема применяется, если между банками нет корреспондентских отношений. При наличии корреспондентских отношений денежные средства могут не перечисляться в банк поставщика, а храниться на специальном счете банка – эмитента. Такой аккредитив называется непокрытым или гарантированным. Отзывной аккредитив может быть в одностороннем порядке изменен банком – эмитентом, а безотзывной может быть изменен только при согласии поставщика. При периодических поставках или выполнении работ по этапам применяется возобновляемый или револьверный аккредитив.
Расчеты чеками. Чеком является ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Чеки подразделяют на денежные и расчетные. Денежные чеки предназначены для выплаты чекодержателю наличных денег, а расчетные используются для расчетов между юридическими лицами.
Расчетные чеки бывают депонированными и гарантированными. При оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно должен перечислить на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что является гарантией платежа по чеку.
Гарантированная чековая книжка не требует предварительного депонирования денежных средств. Покрытием чека выступают денежные средства, находящиеся на расчетном счете чекодателя или кредитные средства, которые предоставляет банк (овердрафт).
Расчеты по инкассо и платежными требованиями. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению платежа от плательщика на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем денежных средств, на основании предоставленного ему права. Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом и без акцепта, когда такое право представлено получателю средств законом.
Платежное требование используется в коммерческом обороте и представляет собой документ, который содержит требование кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с акцептом и без акцепта плательщика. Во втором случае, это может осуществляться только тогда, когда такая возможность расчетов указана в основном договоре между сторонами и содержится в договоре банковского счета плательщика и обслуживающего его банка.
Расчетные операции обслуживают денежные потоки, которые формируются на предприятии. Можно выделить четыре категории лиц, с которыми предприятие устанавливает отношения, опосредованные денежными потоками:
1) собственники;
2) контрагенты по текущим операциям;
3) бюджет;
4) контрагенты по долгосрочным проектам инвестирования и финансирования.
Собственниками могут быть учредители – лица, которые принимали непосредственное участие в создании предприятия и наделили его стартовым капиталом. Участники – это лица, которые приобрели на рынке, уже после учреждения предприятия и формирования первоначального уставного капитала, акции или доли при дополнительных эмиссиях или после приобретения их на вторичном рынке. Приток средств на предприятие осуществляется только при учреждении предприятия и при дополнительных эмиссиях. Отток возможен в том случае, если акционеры (участники) примут решение о выплате дивидендов.
В ходе текущей деятельности предприятию противопоставляются дебиторы, которые временно пользуются средствами предприятия, и кредиторы, средствами которых временно пользуется предприятие.
В общей совокупности кредиторов отдельно следует рассматривать бюджет, так как оттоки денежных средств с предприятия в этом случае инициируются в соответствии налоговым законодательством.
Приток денежных средств происходит также в результате операции финансирования, которая предполагает получение единовременного притока с последующим, распределенным во времени оттоком денежных средств. Напротив, при операции инвестирования, происходит единовременный отток с последующим, распределенным во времени притоком денежных средств.
, (6.1)
где: CF1- приток денежных средств от инвесторов (собственников и лендеров); CF2- отток денежных средств в виде возврата их лендерам; CF3 – отток денежных средств в виде оплаты стоимости материальных и трудовых ресурсов для осуществления производственного процесса; CF4 – приток денежных средств в результате продажи готовой продукции; CF5 – отток денежных средств в результате выплаты налогов.
Приведенные притоки и оттоки денежных средств имеют дискретные распределения с различающимися характеристиками, т.е. в каждый конкретный момент времени притоки и оттоки необязательно согласуются друг с другом. Здесь нужно выделить два аспекта: долгосрочный и краткосрочный. В первом случае речь идет об оценке денежных потоков для реализации стратегически важных решений по привлечению денежных средств и их возврату. Во втором случае – о текущей деятельности. Оценка успешности и результативности операций с денежными потоками осуществляется с помощью специальных индикаторов – прибыли и рентабельности. Денежные потоки являются также важнейшим элементом моделей оценки фирмы, ее активов и обязательств.
Литература:
1. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 480 с.
2. Финансовый менеджмент: учебник/ кол. Авторов: под ред. проф. Е.И. Шохина.- 2-е изд. Стер.-М.: КНОРУС, 2010.- 480с.
3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – ЭКСМО, 2010.