Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление технологиями

  • ⌛ 2012 год
  • 👀 526 просмотров
  • 📌 452 загрузки
  • 🏢️ ОмГУПС (ОмИИТ)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление технологиями» doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ОмГУПС (ОмИИТ)) УТВЕРЖДАЮ Директор(декан) института(факультета) ___________________________________ (подпись, И.О.Фамилия) «_____»______________ 201 г. Кафедра Менеджмент, маркетинг и коммерция Автор доцент, к. экон. наук Легчилина Елена Юрьевна Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление технологиями Направление:__ Менеджмент организации Рассмотрено на заседании методической комиссии института (факультета) Протокол №________ «____» _______________ 201___ г Председатель МК _______________ (подпись, И.О.Ф.) Утверждено на заседании кафедры Протокол №_______ «___» _____________ 201__ г. Зав. кафедрой ___________________ (подпись, И.О.Ф.) Омск 2012 г. Автор-составитель: Легчилина Е.Ю., доцент, к. экон. наук. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление технологиями» составлен в соответствии с требованиями (федерального) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по направлению подготовки «Менеджмент» По профилю «Логистика» Учебная дисциплина «Управление технологиями» относится к «Профессиональному циклу» циклу, вариативной части, код цикла - Б3.В.ДВ.8.2 и является дисциплиной по выбору По профилю «Менеджмент организации» Учебная дисциплина «Управление технологиями» относится к «Профессиональному циклу» циклу, вариативной части, код цикла - Б3.В.ДВ.5 и также является дисциплиной по выбору _____________________________________ (подпись автора и дата составления) Методические рекомендации для преподавателя 1. Методический комментарий по дисциплине Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности студентов по достижению целей обучения. При изучении теоретической части предмета используется объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации. Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а студенты ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации осуществляется с помощью устного слова (лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, диаграммы, кино и диафильмы). Лекция, представляющая собой монологический способ изложения теоретического материала, предусматривает: точную и четкую формулировку сути излагаемой проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненную логику изложения. К лекции предъявляются определенные требования: на первой лекции следует назвать количество часов, которое отводится в целом на дисциплину, в том числе, на лекции и практические занятия; сказать о форме итогового контроля, об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов; проинформировать о консультациях, об учебниках, их наличии в библиотеке университета, о методике чтения лекций; изложение материала должно происходить по предложенному студентам плану, акцентируя при этом окончание одного и начало изложения следующего вопроса; началу темы лекции должно предшествовать введение в тему, а ее окончание должно сопровождаться главными выводами; этого же принципа следует придерживаться и при рассмотрении вопросов темы; необходимо выделять голосом то, что студенты должны записать, произносить с расстановкой и таким темпом, чтобы они успели записать с четким произношением окончаний; изложение материала должно быть четким, логичным, аргументированным; использовать для привлечения внимания риторические вопросы, «разряжающие» фразы типа: «Особенно хочу подчеркнуть следующее...», «Необходимо обратить внимание…»; создавать «паузы отдыха» - приводить примеры, исторические справки, разъяснения отдельных ситуаций. К числу базовых положений, на которых строится изучаемый на лекциях теоретический материал, относится понимание управления технологиями в качестве: 1. Современной концепции управления производством, используемой для минимизации времени производства продукта (услуги) при заданном качестве. 2. Практического и прикладного применения микро­экономической теории, ориентирующей на принятие управленческих решений с учётом внутренних (про­изводство, издержки, прибыль и др.) и внешних факторов (потребительский спрос, поведение конку­рентов, состояние рынка и др.), а также области знаний на стыке социологии, психологии, информатики, ста­тистики, управленческого учёта и др. 3. Важнейшей функции, координирую­щей усилия производства на развитии технологии для достижения общих корпоратив­ных стратегических и оперативных целей организации. 4. Деятельности, обеспечивающей преобразование сырья или ресурсов в конечную продукцию и деятельности исполнителя и как способ ее организации и воспроизводства, т. е. совокупность знаний, умений и навыков. Технология, представляет собой: форму взаимодействия между наукой и практикой; базовый элемент организации как социотехнической системы, образующийся на стыке ее составляющих: «вещной» (машины, механизмы, оборудование, инструмент) и социальной (люди, социальные группы); сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях; использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере 5. Постоянно развивающейся практики управления технологиями, основанной на гибком соче­тании положений современ­ного отечественного и зарубежного опыта, и реальных условий деятельности российских компаний. 6. Научной дисциплины, рассматривающей управление технологиями как философию предпринимательства, как общую методологию и конкретные методы действий любой производственно-коммерческой деятельности в различ­ных сферах экономики и отраслях промышленности, ориентированной на развитие, организации. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Студенты при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя студенты при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Ведущее место занимает проблемная лекция, предполагающая двухстороннюю мыслительную деятельность – преподавателя и студентов. При этом искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца. Структура главной части проблемной лекции следующая: – формулирование проблемы; – поиск ее решения; – доказательство правильности решения; – указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях. В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит студентов думать - видеть проблему самостоятельно и находить способы ее решения. Для значительной активизации учебного процесса и роста его эффективности при изучении практической части предмета применяются методы активного обучения - дискуссии, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), групповое обсуждение проблем способов, методов управления технологическими процессами и технологиями под руководством преподавателя (метод случаев, активного диалога, круглого стола; организационно-деятельностная игра), которые основываются на активном включении в соответствующее действие и формируют у обучаемых не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Данные формы организации учебного процесса способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому) усвоению учебных проблем, активному взаимодействию студентов и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. При этом деятельность студентов носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Для использования активных методов обучения обязателен соответствующий методический инструментарий: сценарий проведения практических занятий, а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы студентов. Сценарий занятия – это комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем. Он представляет собой схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности студентов с указанием времени, методологических способов и средств исполнения. В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает: – целевые установки студентам на самостоятельную работу; – методические рекомендации; – основную литературу, необходимую для подготовки; – проблемные задачи и задания; – вопросы для самоконтроля студентов. Организация проблемного обучения на семинаре требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию. Правильный выбор формы проведения семинара способствует реализации этой цели. Наиболее часто применяются следующие формы семинарских занятий: вопросно-ответный; развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия; устные доклады с последующим обсуждением; обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами; семинар-диспут; комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления и др. Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара. Дискуссия – коллективное мышление, и одним из условий ее успешного проведения является хорошая подготовка к ней всех студентов, которым заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения и поиска наиболее приемлемых решений. Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать студентов своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой. Дискуссии, как правило, должна предшествовать интеллектуальная разминка, целевое назначение которой: приведение в состояние «боевой готовности» наличных знаний студентов; интеллектуальный настрой на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач; оперативный контроль уровня подготовленности студентов к данному занятию. Основу интеллектуальной разминки составляют группы вопросов: 1. Вопросы по понятийному аппарату темы. 2. Вопросы по ориентировке в рекомендованным к изучению литературным источникам. 3. Вопросы на знание проблем и противоречий изучаемой темы. 4. Вопросы на понимание существа данных проблем и противоречий. 5. Вопросы, раскрывающие отношение студентов к этим проблемам и противоречиям. Разминка проводится, как правило, в течение 10–15 минут путем постановки вопросов, требующих минимального времени для ответа на них. Вопросы адресуются каждому студенту в индивидуальном порядке. В ходе разминки преподаватель может задать 10–15 вопросов. При проведении дискуссии преподавателю необходимо: внимательно следить и управлять ходом обсуждения вопросов и совместного поиска ответов на них; направлять студентов на то, чтобы они научно раскрывали свои тезисы, логически и последовательно обосновывали свои доказательства; поощрять участников, активно и заинтересованно обсуждавших поставленные проблемы; следить, чтобы план семинара не был перегружен второстепенными вопросами. Одним из вариантов работы преподавателя может быть следующий: 1. Уточнение исходных данных, необходимых для разработки учебно-методических материалов к занятию. 2. Изучение теоретических положений и рекомендаций по применению приемов и методов проблемного обучения на занятии. 3. Выяснение готовности студентов к работе на данном занятии с элементами проблемности. 4. Формулирование учебной цели занятия. 5. Разработка вопросов для создания проблемных ситуаций на занятиях. 6. Формулирование учебных проблем. 7. Определение организации процесса разрешения учебных проблем. 8. Оказание помощи студентам в разрешении проблем. 9. Разработка плана обсуждения разрешаемых проблем. 10. Подведение итогов работы студентов над разрешением учебных проблем и постановка задач для самостоятельной работы. Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения проблемных ситуаций. Метод анализа конкретных ситуаций входит в систему активных методов обучения и является одним из наиболее доступных и сравнительно простых в организации учебного занятия. Приобщение студентов к анализу конкретных ситуаций должно осуществляться поэтапно, по нарастающей сложности от темы к теме. Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы: I этап: введение в изучаемую проблему. Введение должно ориентировать студентов на предмет предстоящего разговора, нацеливать их не на перечисление, а, напротив, на вдумчивый поиск, анализ и т. д. II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов. Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, подученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными (но в пределах одной и той же темы) или же одинаковыми для всех подгрупп. Возможно, и первоначальное знакомство с ситуацией непосредственно в ходе семинарского занятия. III этап: групповая работа над ситуацией. Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания. IV этап: групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия; каждая последующая подгруппа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации. Как показывает опыт, целесообразно подводить итоги дискуссии и давать оценку результатов анализа после завершения обсуждения каждого блока вопросов. Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп. Проведение групповой дискуссии требует, как от преподавателей, так и от студентов тщательной предварительной подготовки, которая занимает примерно в 2–3 раза больше времени, чем проведение самого занятия. Но это наблюдается, как правило, при проведении первых занятий таким методом. В последующем студенты с большим вниманием и интересом относятся к подготовке и принимают непосредственное активное участие в проведении групповых занятий. V этап: итоговая беседа. Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех групп. Метод случаев предназначен для формирования у студентов умения применять на практике полученные ранее знания и закрепить основные понятия по предмету. Занятие делится на 6 фаз, не считая вступительной части. 1-я фаза – передача и изучение студентами информации, касающейся данного случая. Информация дается посредством печатного текста, который преподаватель раздает и, определив время для его изучения, следит за тем, чтобы студенты изучили его самостоятельно. 2-я фаза – имеет целью формирование у студентов умения определять, какой информации недостает. Это определяется открытым обменом мнениями. 3-я фаза – нахождение главных и второстепенных проблем проводится методом свободной дискуссии. В результате дискуссии должно сложиться общее мнение о том, какая проблема является главной. 4-я фаза – выделение существенных обстоятельств, необходимых для решения главной проблемы. Результатом явится составленная модель задания. 5-я фаза – принятие общего критерия выбора решения и его оценки. Проводится методом свободной дискуссии. 6-я фаза – принятие решений по главным и второстепенным проблемам. Метод активного диалога предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения. Наиболее целесообразна следующая методика проведения семинара этим методом. Подготовительный этап. В период подготовки (за 7–10 дней до семинара) во время самостоятельной работы определяются докладчик, содокладчик и определяются руководители инициативных групп по каждому вопросу. Каждый руководитель заранее готовит выступление на 5–7 минут, раскрывающее актуальность и значение рассматриваемого вопроса, основные его проблемы. Определяется состав экспертной группы в составе двух человек для учета выступлений и выставления индивидуальных оценок. В этот период назначается также студент, который будет вести семинар. В его обязанности входит: соблюдение регламента времени, отводимого на каждый вопрос; руководство обсуждением вопроса (кому предоставить слово для отчета, обеспечение порядка и дисциплины при обсуждении вопроса); оказание помощи каждой группе, отвечающей на допросы, и др. Основной этап. Проведение семинара начинается вступительным словом преподавателя. После этого желательно заслушать и обсудить доклад, а также заслушать оппонента. Затем преподаватель определяет состав инициативной группы по первому вопросу. После определения состава группы он вместе с ведущим семинара занимает свое место за двумя столами лицом ко всей аудитории. Ведущий предоставляет слово для 6–7 минутного выступления руководителю группы, а затем вопросы по сути первого вопроса семинара, а инициативная группа отвечает на них. Эта часть семинара является наиболее важной. Каждый участник не только задает вопросы, но и выдвигает свои гипотезы, спорит, доказывает свою правоту, неоднократно обращается к записям лекций и учебных пособий для уточнения своих знаний и нахождения более убедительных и точных аргументов. Таким образом, главным и основным требованием к организации работы на таком семинаре является следующее: студенты должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими. Говоря о методике постановки вопросов и ответов на них, необходимо отметить, что задающий вопрос может обращаться не ко всем, а к конкретному человеку в инициативной группе. Если этого нет, то ведущий регулирует равномерное распределение вопросов между членами группы. По истечении времени, отведенного на вопрос, ведущий предоставляет слово преподавателю, который делает заключение по вопросу (раскрывает, что составляет суть данного вопроса, указывает, на что обратить особое внимание, дает ответы на вопросы, не получившие должного освещения, и т. д.). Затем таким же образом обсуждаются все последующие вопросы семинара. Заключительный этап: подводятся итоги семинара; заслушивается выступление экспертной группы и руководителя семинара с оценкой работы каждого обучаемого; проводится анкетирование студентов; ставятся задачи на самостоятельную работу. Необходимо отметить, что проведение семинара методом активного диалога требует определенной подготовительной работы и постоянного совершенствования методики. Проведение семинара данным методом позволяет достичь цель только при условии комплексного использования различных элементов методов активного обучения. Метод «круглого стола» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара. Целевое назначение метода состоит в: обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу; системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы. Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются: соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга; введение в практику принципа «свободного микрофона»; создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»; наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости). Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие: Вариант «А»: – краткое вводное слово ведущего; – заслушивание кратких вводных сообщений участников «КС»; – постановка перед участниками «КС» вопросов, поступивших из аудитории; – развертывание дискуссии; – выработка согласованных позиций по предмету обсуждения. Вариант «Б»: блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы; уточнение порядка и характера работы; ответы по существу поставленных вопросов; заслушивание мнения выступающих из аудитории; нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения. Вариант «В»: показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.); представление участников «КС», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации; подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории; дискуссирование; нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции. В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «КС» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них. В заключение подводится итог работы «КС», высказываются пожелания его участникам и присутствующим. Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость учебной группы, у преподавателя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность студентов. Организационно-деятельностная игра в отличие от деловых игр, основная задача которых сводится к овладению заданными функциями ролевого поведения, имеет целью – решение проблемной задачи теоретического уровня и развитие рефлексивного компонента творческого мышления. Данный метод предполагает следующую методику проведения занятия. При этом может быть использовано несколько вариантов в его осуществлении: I вариант. На занятии преподаватель разбивает группу на подгруппы. Ставит каждой из них определенную проблему, выносимую на семинарское занятие. После чего дает 15–20 минут для выработки ответа на поставленную проблему. Во время разрешения данного вопроса студентам не запрещается переговариваться в целях общего поиска ответа на поставленный вопрос. После истечения установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем. Поочередно выступают представители от каждой подгруппы. Причем вначале обсуждается вопрос, который готовила первая подгруппа. После выступления основного докладчика выступают и представители этой и других подгрупп с уточнениями и дополняющими ответами. В конце обсуждения дает разъяснения преподаватель, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить внимание. Только после того, когда решены все задачи, следует перейти к обсуждению второй проблемы и т. д. II вариант. Не привязываясь к разработанному плану проведения семинарского занятия, преподаватель на самостоятельной подготовке предлагает каждому студенту выбрать проблему, которую он бы хотел рассмотреть. На обдумывание проблемы предоставляется 15–20 минут, она излагается письменно и передается преподавателю. Собрав информацию, преподаватель отбирает из нее наиболее содержательные и емкие проблемы по данной теме и отдает по 2–3 проблемы каждой подгруппе для подготовки ответа. На семинарском занятии он организует обсуждение данных по проблеме по уже изложенной выше методике. Таким образом, умелое применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов. 2.Конспект лекций дисциплины «Управление технологиями» (модуль 1 «Технологии и экономика». Промежуточная аттестация - зачет ) Тема « Технология» 1. Общее описание сферы управления «Технологии» 2. Сущность понятие «технологии» 3. Технология управления 4. Классификация технологий 1.Общее описание сферы управления «Технологии» Под сферой управления «Технологии» понимается группа методов управления, используемых для минимизации времени производства продукта при заданном качестве. Основной задачей применения методов управления в этой сфере является, при заданном уровне качества, уменьшение интервала времени t t t0 k , проходящий от момента времени 0 t поступления ресурсов от поставщиков в компанию до момента времени k t предоставления компанией своей продукции или услуг потребителям (рис. 1). 2. Сущность понятия «ТЕХНОЛОГИЯ» Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. Технология — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. В конце 18 в. в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология». Иоганн Беккман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология», которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Технология - способ преобразования ресурсов в процессе изготовления продукции предприятием. Т. включает методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Технология по методологии ООН это: - либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology); - либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology). Технологический процесс - совокупность технологических операций. Инфраструктура организации - совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации. Производственная среда - совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы). Конфигурация - функциональные и физические характеристики установленные в технических документах и реализованные в ней. Проверка конфигурации - экспертиза, проводимая для того чтобы определить, объект конфигурации. Объект конфигурации - совокупность аппаратного оборудования, программного обеспечения, перерабатываемых материалов, услуг или любых их отдельных частей, которая предназначена для управления конфигурацией и рассматривается как нечто единое в процессе управления конфигурацией. Управление конфигурацией - техническая и организационная деятельность, включающая в себя: идентификацию конфигурации контроль за конфигурацией; представление отчетности о статусе конфигурации; проверку конфигурации. Сопряжение - физическое или функциональное взаимодействие на границе между объектами конфигурации. Технология — четвертая важная внутренняя переменная — имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья — будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги. Люис Дейвис, писавший о проектировании работ, предлагает сходное широкое описание: «Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях». Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование» Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий. Основные формы передачи технологий. Передача технологий на коммерческой основе осущёствляется в следующих основных формах: • патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента; • лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах; • ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность; • инжиниринг — предоставление технологических знаний, не обходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания. К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т. д. Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами. Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания. Развивающиеся страны начали предлагать передовую технологию лишь с 70-х гг. в основном в виде сублицензий, при этом они, как правило, импортируют новейшие технологии. Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией - основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами. В 3. Технология управления Технологией называется любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов. Поскольку предметом и соответственно исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений. Технология управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Отсюда вытекает основное назначение технологии управления — установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления. Технологию управления определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств. Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата. Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность. Разработка технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Четкое функционирование органа управления требует расчленения процесса управления на операции, а эффективная организация управления - надлежащего комбинирования операций. Каждую операцию необходимо увязать с предыдущими операциями данного цикла процесса управления. Выполнение операции должно быть увязано с выполнением других операций. Понятие «технология управления» тесно связано с процессом алгоритмизации операций в рамках тех или иных функций управляющей системы. В роли алгоритма (процедуры) процесса управления выступает предписание, определяющее содержание и последовательность действий в каком-либо информационном или организационном процессе. Его алгоритм представляет собой правила последовательного осуществления определенных, связанных друг с другом операций, на которые этот процесс может быть разложен, и которые должны быть реализованы для достижения желаемой цели. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Схематически технология управления может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры. 1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты. 2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации. 3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр. Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Тем не менее, описать алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения информационных преобразований и организационных взаимодействий, составляющих процесс управления, весьма сложно, и сформулировать однозначно не удается. В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия. Наиболее разработанным и простым является традиционный, классический функциональный подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса по выполнению определенных функций. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию рациональных процедур и способов работы с информацией в процессе реализации функций управления. Суть функционального подхода заключается в том, что на каждом иерархическом уровне систем управления выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функций, для каждого из которых строится определенный набор процедур. В дальнейшем выделяются подфункции и соответствующие им блоки процедур, детализируемые до уровня операции; определяются виды документов, необходимые технические средства и пр. Такой подход к технологизации процессов управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д. Наиболее подходящим в условиях меняющейся внешней среды является ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает: • диагноз проблемы и определение путей ее разрешения; • выявление факторов, влияющих на решение; • выработку и оценку альтернатив; • разработку тактики реализации намеченных путей развития. И, наконец, подход к управлению с точки зрения принятия решений позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа: 1. выработка целей и стратегии развития предприятия; 2. формирование технологии принятия и реализации управленческих решений. Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде. К критериям эффективности технологии управления относятся: • простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции); • гибкость (адаптация к изменяющимся условиям); • надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма); • экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной); • удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать). Особое место в технологии управления сегодня занимают техника управления. Техника управления это совокупность материальных средств(оргтехника, средства связи, вычислительная техника и т.д.), позволяющих снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысит качество принимаемых решений. Умственные возможности отдельного индивидуума имеют предел, использование оперативной и долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения управленческих проблем. Развитие средств автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии. Технология. Традиционно один из главных источников проблем в проектах — это использование неподходящих или непроверенных технологий. Все менеджеры проектов должны признать, что использование непроверенных технологий в проектах резко увеличивает вероятность возникновения проблем, задержек или чрезмерных перерасходов. (Следовательно, финансисты из частного сектора крайне осторожны в отношении выделения фондов на проекты, в основе которых лежит непроверенная технология.) Одно из правил должно состоять в независимой разработке новых технологий, проведении исследований и разработок из аналогичных проектов, чтобы избежать всех издержек, связанных с использованием непроверенных технологий в производственных проектах. Предварительное тестирование технологий посредством исследования прототипа или моделирования стало очень привычной проектной практикой. Работа с прототипами сейчас рутинно используется в проектах информационных систем, а также при производстве и разработке типовых и новых продуктов. Соответствующая проверка и иногда утверждение технологии, как в программных продуктах, делается третьей стороной, и, следовательно, работы, именуемые независимым обоснованием и проверкой (IV&V), должны планироваться с самого начала. Хотя такие оценки традиционно применяются в процессе реализации проекта, их нужно осуществлять и на протяжении всего проекта. Независимые оценки дизайна, например, — это очень ценные средства улучшения дизайна при минимальных затратах. Эффективные собрания, посвященные обзору дизайнов, несомненно, лежат в центре правильно продуманного и целесообразно управляемого проекта. Именно через шлюзы (контрольные точки, или вехи) должен проходить проект, чтобы проверить, соответствует ли дизайн запланированному бюджету и добавляет ли он оптимальную ценность, а также был ли график сведен к коммерчески реалистичным позициям и привязан к соответствующим целевым датам. При завершении каждого обзора дизайн должен быть зафиксирован; изменение в дизайне должно разрешаться только в самых крайних случаях, при полной оценке воздействия предложенного изменения, и предпочтительней — при наличии очень веской причины. Признание будущих инноваций и воздействие, которое они окажут на проект, — еще один критический аспект эффективного управления дизайном; выполнение этого иногда формально называется предпланированным улучшением продукта проекта (ПУП). Руководство может идентифицировать, например, что новая версия компонента в дизайне продукта будет доступна только через несколько месяцев. Решение о том, как и когда следует внедрять данную технологию, нуждается в тщательном обдумывании не только с технической точки зрения, но и в смысле маркетинга, ценообразования, управления цепочкой поставок и других параметров. Работа с данной проблемой в портфеле будущих проектов — важный вопрос в современном производственном менеджменте, область, которая в недавнее время получила повышенное внимание в исследованиях разработок продуктов.5 В. 4. Классификация технологий КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВУДВОРД . Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд — британской исследовательницы управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все технологии производственных фирм можно разделить на три категории. 1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом. Большие компьютеры «Аи Би Эм», коммерческие «Боинги» или военные реактивные самолеты, уникальное медицинское оборудование или космические корабли — все эти виды изделий производятся индивидуально, точно так же, как и продукция, изготовляемая по индивидуальным заказам, например, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда. 2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства. 3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТОМПСОНУ Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал для классификации технологий систему, отличающуюся, но не противоречащую предыдущей . По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории. 1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности. Например, нельзя установить двигатель до того, как будет собрана рама. 2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и которые хотят, чтобы им позвонили. Бюро по трудоустройству связывает продавцов и покупателей рабочей силы. 3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером такой технологии можно считать монтаж фильма. Категории, предложенные Томпсоном, не так уж сильно расходятся с категориями Вудворд. Многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства. Интенсивные технологии эквивалентны индивидуальным технологиям. Их целью является достижение максимальной гибкости производства. Описывая больницу как пример интенсивной технологии, Томпсон утверждает: «В любой момент может произойти экстренный прием больного, что потребует его размещения, обеспечения пищей, рентгеноскопии, лабораторных обследований, бытовых услуг, трудотерапии, предоставления социальных услуг, а также духовной поддержки или религиозных обрядов. Что именно и когда может понадобиться, можно будет понять только после определения состояния больного» . Посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Ими, в основном, пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация, но выпуск продукции не может быть полностью стандартизован. Посреднические технологии позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временную связь. Например, некоторые вкладчики банков хотят иметь свободный и постоянный доступ к своим вкладам, в то время как другие, желая иметь более высокий процент, готовы ждать. Банк справляется со всем этим разнообразием, предлагая своим клиентам большое число счетов, каждый со специфическими характеристиками, предоставляемыми через кредитные карточки, то же относится и к займам, которые могут быть краткосрочными, или же долгосрочными, предоставляемыми через закладные. Различия в терминологии объясняются в основном областью специализации авторов. Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий Томпсона же интересовала более широкая схема, охватывающая все виды организаций. В результате, промышленные предприятия лучше всего описаны категориями Вудворд, а категории Томпсона, как представляется, лучше всего подходят для технологий, относящихся к другим областям. Завершая рассмотрение данной темы, отметим, что никакой тип технологий не может считаться «лучшим», каждый имеет свои преимущества, и лучшим образом соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Наглядным примером может стать производство автомобилей «Феррари» по индивидуальным заказам. Эта гоночная машина в механическом отношении превосходит все типы автомобилей массового производства. Однако, технология индивидуального обслуживания при изготовлении «Феррари», позволяющая этим автомобилям бороться за Гран При Ман, вовсе не исключает наличия определенных преимуществ машин массового производства. К тому же последние стоят гораздо дешевле и вполне приспособлены для среднего водителя на средних дорогах. Таким образом, технология массового производства оказывается выше технологии индивидуального обслуживания, когда речь идет о производстве недорогих машин, которые бы удовлетворяли потребности многих людей. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной. В данной книге мы много говорим об организациях, которые что-то выполняют, о руководстве, которое что-то делает. Но при этом очень важно помнить, что и организация, и руководители, и подчиненные ничто иное, как группы людей. Когда закрывается завод, принимает решение конкретный человек, а вовсе не абстрактное руководство. Когда выпускается продукция низкого качества, виноваты не «рабочие», а несколько конкретных людей, которые недостаточно мотивированы или не обучены. Если руководство — отдельные менеджеры — не признают, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления, включая и ситуационный подход (пример 3.2). Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно. Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды ( 3.7.). Наиболее важные из этих характеристик описаны в следующем разделе. Нет в мире двух людей, у которых было бы одинаковое сочетание характеристик. Следовательно, число потенциальных конкретных характеристик практически бесконечно, и вероятность, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации, практически равна нулю. Тема «Этапы управления технологиями» К успеху на рынке с управлением технологией: чтобы ваша инновация стала абсолютным успехом! Методами управления технологией технологические инновации при минимизации финансового и временного сопротивления превращаются в успех. С помощью последовательного использования возможностей переноса технологии и покупки технологии, Know-how и достижений фиксированная стоимость может быть снижена, как и время до вступления на рынок, и таким образом будут значительно сокращены риски при внедрении инноваций. Успешные технологические инновации теперь можно рассчитывать и планировать. Также малые и средние предприятия могут достичь ощутимых преимуществ в конкуренции, целенаправленно используя методы управления технологией и перенос технологии. Это функционирует, однако, только в случае, если инновация - не единственное, что есть у инженеров и техников, и если она понимается и внедряется как дополнительная задача компании с ответственностью управления высшего звена. Учимся у спорта! Каждому знаком принцип: " чем ближе к цели, тем проще ее достичь!". И это не требует больших затрат и высокой квотой попадания. Старая прописная истина, которая бесконечно правильна и в современном управлении инновацией и технологией. Однако кажется, что именно в управлении инновацией и технологией многие фирмы не обращают должного внимания на эту мудрость, слишком далеко отходят от желаемой цели и таким образом достигают ее только с большими издержками и риском. Часто это случается, когда уже слишком поздно! Это так называемый синдром "изобретено-не-здесь", который всегда приводит к тому, что снова и снова изобретают велосипед. Ведь постоянно огромное количество денег без необходимости инвестируется в технологию, которая состоит вне предприятия и могла бы быть получена при меньших затратах. Последствия - инвестиции не вкладываются в новые продукты и службы, так как необходимые затраты считаются слишком высокими. Так теряется огромный экономический потенциал. Ключевая мысль современного управления технологиями состоит в том, чтобы в начале инновационного проекта предпринять все необходимые меры предосторожности и как можно ближе находиться к цели, чтобы достичь ее с минимальными издержками. Для каждого успешного спортсмена это само собой разумеется. Используя перенос технологии извне, компания оказывается в максимально близкой к цели позиции! Чем в большей степени возможности переноса технологии оцениваются и используются, тем короче путь к желаемой инновационной цели. Представленная здесь концепция управления технологией подразделяет инновационный проект на четыре независимых шага: Первый шаг - так называемый трэкинг технологии (отслеживание, обнаружение технологий). На этом этапе выясняется, насколько возможности уже существующей технологии могут быть использованы вне компании. За трэкингом технологии следуют другие шаги: адаптация технологии, перенос/ интеграция технологии и поддержка технологии. шаги ведут к успеху инновации: Трэкинг технологии Первый шаг процесса управления технологией - так называемый трэкинг. С помощью изучения положения техники, нахождения и оценки современных технологий, достижений и тенденций вне компании, а также подбора подходящего потенциального партнера должны быть найдены самые лучшие начальные пункты для процесса инновации. Приоритетная цель здесь - по возможности так выбрать начальный шаг, чтобы риск и "удаленность" от цели были как можно меньше. Этот шаг очень требователен и предполагает творческий подход. Четко структурированный и прозрачный подход ведет, по опыту, к успеху и дает, к тому же, дополнительную информацию о современном положении компании среди конкурентов. Как правило, существуют различные возможности, со своими достоинствами и недостатками, которые необходимо оценить и составить свою точку зрения. Адаптация технологии Второй шаг процесса управления технологией - так называемая адаптация технологии. Этот шаг начинается только тогда, когда в рамках первого шага принято решение по поводу инновационного проекта и по поводу "трэкинг-партнера". Проект процесса адаптации может проводиться внутри или вне компании, в зависимости от мощности имеющихся Know-how в компании и у внешнего трэкинг-партнера. В фокусе второго шага - ранняя интеграция "ведущего пользователя" как подготовка маркетинга технологии и дальнейшего подготовка продукта / службы к продаже. Перед тем, как начинается процесс адаптации, управление "в месте среза" должно быть согласовано и зафиксирован между технологией, продуктом, клиентами, рынком и спросом. Перенос технологии / интеграция Третий шаг процесса управления технологией - так называемый перенос технологии и интеграция. К нему можно обратиться только тогда, когда Шаг 2 считается законченным и менеджмент принимает решение о переходе к третьему шагу. В ходе третьего шага "перенос и интеграция технологии" второго шага "готовая технология" перетекает в процесс развития продукта. Условием здесь является строго проведенное и гарантированное "управление в разрезе" между требованиями технологиями, продуктами, клиентами, рынком и сбытом, которые были запушены во втором шаге. Поддержка технологии Четвертый и последний шаг процесса управления технологией - так называемая поддержка технологии. Он проводится одновременно с третьим шагом или вводится позже. Опыт показывает, что несмотря на строгое управление 1-3 шага и гарантии "готовой технологии" снова и снова вызывают вопросы и проблемы, которые могут быть решены в ходе процесса развития продукта. С помощью поддержки технологии должна быть получена гарантия, что процесс развития продукта согласован со временем выхода на рынок. По опыту, четвертый шаг часто недооценивается, что в дальнейшем приводит к лишним тратам и задержкам и отдаляет время выхода на рынок. Преимущества процесса управления технологией состоят в значительном сокращении издержек с одной стороны и сокращении инновационного цикла с другой стороны. Даже компании без собственных технологических ресурсов имеют возможность укрепить свою уверенность в будущем с помощью технологической инновации. Дальнейшие преимущества состоят в четкости цели инновационного процесса на основе "управления в разрезе" на момент начала проекта по отношению к клиентам/ рынку, сбыту, продуктам и технологией. В дальнейшем, с помощью как можно более раннего вступления "ведущих клиентов" внутри процесса управления технологией первый шаг - маркетинг технологии или подготовка технологии к продаже, приводится в действие. Тема «Методы управления технологиями» Технология - способ преобразования ресурсов в процессе изготовления продукции предприятием. Т. включает методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Технология по методологии ООН это: - либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг (dissembled technology); - либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами (embodied technology). Технологический процесс - совокупность технологических операций. Инфраструктура организации - совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации. Производственная среда - совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы). Конфигурация - функциональные и физические характеристики установленные в технических документах и реализованные в ней. Проверка конфигурации - экспертиза, проводимая для того чтобы определить, объект конфигурации. Объект конфигурации - совокупность аппаратного оборудования, программного обеспечения, перерабатываемых материалов, услуг или любых их отдельных частей, которая предназначена для управления конфигурацией и рассматривается как нечто единое в процессе управления конфигурацией. Управление конфигурацией - техническая и организационная деятельность, включающая в себя: идентификацию конфигурации контроль за конфигурацией; представление отчетности о статусе конфигурации; проверку конфигурации. Сопряжение - физическое или функциональное взаимодействие на границе между объектами конфигурации. Цели и задачи применения методов управления технологиями Методы управления технологиями направлены на управление производством и обслуживанием продукта на протяжении всего жизненного цикла продукции. В соответствии с ИСО 9001:2000, организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать там, где это применимо: а) наличие информации, описывающей характеристики продукции; б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости; в) применение подходящего оборудования; г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов; д) проведение мониторинга и измерений; е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции. Валидация процессов производства и обслуживания. Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов. Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там, где это применимо: а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов; б) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала; в) применение конкретных методов и процедур; г) требования к записям; д) повторную валидацию. Идентификация и прослеживаемость. Если это возможно и целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла. Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений. Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять обеспечивающей реализацию данной цели идентификацией продукции и регистрировать ее. В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством, с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигурации отражены в ИСО 10007. Собственность потребителей. Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. Сохранение соответствия продукции. Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это сохранение должно включать идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться и к составным частям продукции MES-системы. Системы оперативного управления производством MES - автоматизированная система управления и оптимизации производственной деятельности, которая в режиме реального времени инициирует, отслеживает, оптимизирует и документирует производственные процессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции. Функции MES-систем Используя данные уровней планирования и контроля, MES системы управляют текущей производственной деятельностью в соответствии с поступающими заказами, требованиями конструкторской и технологической документации, актуальным состоянием оборудования, преследуя при этом цели максимальной эффективности и минимальной стоимости выполнения производственных процессов. Функции, выполняемые MES-системами, могут быть интегрированы с другими системами управления предприятием, такими как Планирование Цепочек Поставок (SCM), Продажи и Управления сервисом (SSM), Планирования Ресурсов Предприятия (ERP), Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), что обеспечит своевременное и всеобъемлющее наблюдение за критическими производственными процессами. Классификация методов управления в сфере управления «Технологии» К сфере «Технологии» относятся методы, которые по своей направленности ориентированы на: 1. Поставщиков. 2. Потребителей. 3. Производство. 4. Коммуникации внутри и вне компании. 1 Методы работы с поставщиками В соответствии с ИСО 9001:2000, организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии. Информация по закупкам. Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо: а) требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования; б) требования к квалификации персонала; в) требования к системе менеджмента качества. Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику. Верификация закупленной продукции. Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам. 2 Методы работы с потребителями Пример: - Модель Кано (Япония, 70-е гг. XX в.) помогающая выявить приоритетные потребности потребителя продукции. - методы оценки удовлетворенности потребителей - опрос потребителей (в том числе путем анкетирования), мониторинг договоров, мониторинг рекламаций, наблюдения: - RFM-анализ (Recency Frequecy Monetary) – основан на выборке информации из CRM-систем и ее дальнейшем статистическом анализе; (См. ВКСП.180020-01 30 3 -03 Управление маркетингом) 3. Методы организации технологии производства - параллельная инженерная разработка, синхронное проектирование (simultaneous engineering) (США, 80-е г. XX в.), комплексная разработка продукции и процессов; - группа методов, обеспечивающих комплексную параллельную разработку продукции; - бережливое производство, (Производственная система Toyota, Лин (Lean Production), Экономное производство, Тайити Оно, Япония, 1978 г.) – методы, направленные на уменьшение всех возможных издержек увеличение производительности. Все усилия направлены на борьбу с потерями во всех их направлениях: излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения, учитывая при этом удобство и безопасность выполнения операций для персонала. Основная задача – уменьшить время между заказом клиента и отгрузкой товара. Бизнес-процессы должны строиться таким образом, чтобы требовать меньше людских ресурсов, капитальных вложений, места для производства, материалов и времени на всех стадиях.
«Управление технологиями» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot