Управление стрессом; стресс, дистресс, стрессоустойчивость
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1.3 УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЛИЧНОСТНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Вопросы:
1. Понятие стресс, дистресс, стрессоустойчивость
2. Технологии формирования стрессоустойчивости
1. Понятия стресс, дистресс, стрессоустойчивость
Современная жизнь человека наполнена многочисленными стрессами. Стресс
сопровождает нас практически во всех сферах нашей жизнедеятельности: на работе, в семье
и т.д. По данным Минздрава РФ, 78% населения России живет сегодня в состоянии
затяжного психоэмоционального стресса 1.
Термин «стресс» был введен в медицину, биологию и психологию Гансом Селье в
1936 г. 2 Г. Селье показал независимость процесса приспособления организма человека от
характера воздействия или экстремальности: воздействующие факторы могут быть самыми
различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека
однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию3.
Рисунок 4 – Стадии стресса по Г. Селье
1
Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики // Российское
предпринимательство. 2012. № 20. [Электронный ресурс]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/7731(дата
обращения: 27.09.2019)
2
Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан.
гос. технол.ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. С. 6
3
Там же.
1
В современных словарях понятие «стресс» трактуется как состояние напряжения,
возникающее у человека под влиянием сильных воздействий (стрессоров); неспецифическая
(общая) защитная физиологическая реакция организма 4.
Психологический стресс как особая совокупность психических состояний является
своеобразной формой реакции на чрезвычайные раздражители, сила которой зависит от
специфики отражения человеком экстремального фактора или ситуации 5. Одной из таких
групп состояний является группа эмоциональных состояний процесса психологической
дезадаптации или по-другому – дистресс. Трансформация стресса в дистресс происходит
при чрезмерно интенсивном и опасном воздействии факторов среды и условий
жизнедеятельности, при которых быстро, во многих случаях необратимо истощаются
функциональные ресурсы организма или нарушается деятельность механизмов психической
регуляции, возникают соматические реакции 6. Когда ведем речь не о состоянии стресса, а о
том, насколько тот или иной человек подвержен стрессу, то мы имеем ввиду такое понятие
как
стрессоустойчивость.
характеристика,
воздействию
Стрессоустойчивость
определяющая
или
совладать
способность
со
многими
–
человека
это
системная
динамическая
противостоять
стрессорному
стрессогенными
ситуациями,
активно
преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества
выполняемой деятельности 7.
Модель стресса, представленная на рисунке 5, позволяет проанализировать различные
факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной
реакции.
Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов,
которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении.
Традиционными
показателями
стрессоустойчивости
человека
на
социально-
психологическом уровне являются следующие:
1. Сохранение способности к социальной адаптации;
2. Сохранение значимых межличностных связей;
3. Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;
4. Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности;
5. Сохранение здоровья 8.
4
Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М.А. Одинцова,
Издательство Юрайт, 2019. С. 9
5
Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ.
гос. технол.ун-т. Казань: КНИТУ, 2012. С. 11
6
Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М.А. Одинцова,
Издательство Юрайт, 2019. С. 16
7
Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е.
Издательство Юрайт, 2019. С. 248
8
Там же. С. 250
2
Н.Л. Захарова. М.:
и науки РФ, Казан.
Н.Л. Захарова. М.:
Водопьянова. М.. :
Реальное окружение
Социальное: работа, семья, друзья
Физическое: шум, климатические
условия, загрязнение
Реальное окружение
Социальное: работа, семья, друзья
Физическое: шум, климатические
условия, загрязнение
Первичная
познавательная
оценка
Проявление стресса
Физиологическое,
психологическое,
поведенческое
Психологическое окружение
Восприятие и отношение к:
условиям работы, взаимодействию с
сотрудниками, нерабочим факторам
Вторичная
познавательная
оценка
Защитная реакция
Информационная защита, ответная
реакция, сдерживающие действия,
психологическая реакция
Рисунок 5 – Модель стресса
В психологии принято различать такой вид стресса как профессиональный.
Профессиональный
стресс
—
многообразный
феномен,
выражающийся
в
психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности
человека 9 . По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка
человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных
обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на
службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности
или отсутствии карьерных перспектив, однако, профессиональный стресс возникает и у
сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают,
что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее
10
.
Диагностика стресса в организации проявляется в выявлении основных факторов
стресса, влияющих на организационное поведение сотрудников.
В качестве причин организационного стресса могут выступать:
нарушение чувства комфорта и безопасности труда;
дефицит времени для завершения плановых заданий;
трудные и ранее незнакомые производственные задачи;
чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи;
конфликты
с
вышестоящим
руководителями,
с
подчиненными,
потеря
руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив;
9
Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога / О.В. Чурсинова //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. vol. 2-1.
10
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.
3
длительная работы без отдыха, переутомление;
несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика,
лишение вознаграждения 11.
В качестве методики организационной диагностики стресса могут выступать
следующие:
шкала
организационного
стресса
(Маклин),
экспресс-диагностика
стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И. Ладанов, В. Уразаева), анкета
«Пространство организационных проблем» (В. Снетков).
2. Технологии формирования стрессоустойчивости
Психологическую устойчивость личности можно определить как подвижное
равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие
внешним и внутренним факторам и как целенаправленное нарушение этого равновесия в
соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой12.
Под механизмом психологической устойчивости следует понимать способность
определять конструктивную стратегию преодоления противоречий трудной жизненной
ситуации, создавая (порождая) новый способ решения проблемы 13.
Существуют различные подходы к определению основных стратегий формирования
психологической устойчивости человека в сложных жизненных ситуация, в том числе –
ситуациях стресса.
С точки зрения функциональной теории индивидуального сознания можно выделить
три типа стратегий:
1) ригидная – выражается в постоянной предрасположенности индивида отвечать на
события строго определенным образом, подготовленным предыдущим опытом;
2) «полевое поведение» - приемы и способы преодоления, подсказанные и
навязываемые самой ситуацией;
3) конструктивная стратегия – преодоление ситуации посредством использования
наиболее адекватной их имеющихся схем реагирования либо создание новой 14.
Теория ситуационализма предлагает следующую классификацию поведения:
1) защитное поведение и его стратегии;
11
Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Водопьянова. М.. :
Издательство Юрайт, 2019. С. 51, 52
12
Крупник Е. П. Психологическая устойчивость личности в трудных жизненных ситуациях / Е. П. Крупник, Н.
В. Кисельникова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ун-т. Москва : Издательство Московского
психолого-социального университета, 2014. С. 33
13
Там же. С. 34
14
Там же.
4
2) «полевое поведение» и его способы и приемы;
3) стратегии конструктивного преодоления противоречий в нормальных, трудных,
критических, конфликтных ситуациях и ситуациях неопределенности15.
Безусловно наибольшего внимания заслуживает конструктивная стратегия поскольку
представляет собой поиск наилучшего варианта схемы поведения, соотносящегося с
ситуацией.
Технологии по профилактике эмоционального выгорания.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и
представляет
собой
переживаний,
связанных
взаимодействиями,
многомерный
с
продолжительными
отличающимися
когнитивной сложностью
16
конструкт,
высокой
набор
и
негативных
психологических
интенсивными
межличностными
эмоциональной
насыщенностью
или
. Таким образом организм реагирует на продолжительные
стрессы межличностного общения.
Главная причина «выгорания персонала» - психологическое, душевное переутомление
от профессионально вынужденного общения 17.
Процесс
выгорания
может
быть
охарактеризован
через
три
фазы
его
последовательного «развертывания»:
1. «Уплощение эмоций». При использовании методики разработанной К. Маслач
было выявлено, что эта фаза характеризуется следующими моментами: а) именно с
гиперэмоционального сопереживания с пациентом, клиентом начинается дисквалификация
персонала; б) невольно манифестированное «сверхсочувствие» вскоре сменяется приступами
равнодушия к пациентам. в) у такого первоначально отличного профессионала, если он
продолжает напряженно работать с людьми, безэмоциональность равнодушие ко всему
становятся
навязчиво-болезненной
чертой
характера.
Таким
образом
происходит
«уплощение» эмоций – исчезают острота чувств и сладость переживаний.
2. «Конфронтация с клиентом». Этот компонент выгорания характеризуется
следующими чертами: а) с течением времени возникает стойкое переживание обиды на
несправедливость. В дальнейшем профессионал может начать уклоняться от работы,
игнорировать клиентов; б) продолжение работы с людьми формирует чувство стойкой
неприязни к клиентам; в) происходит выплеск озлобленности.
15
Там же.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. / Н.Е. Водопьянова,
Е.С. Старченкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 24
17
Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в
правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 41
16
5
3. «Потеря ценностных ориентаций». Этот компонент выгорания характеризуется
следующими чертами: а) при общении с клиентами и сослуживцами возникает навязчивое
недоверие к их высказываниям; б) появляется навязчивая критичность; в) завершением этой
фазы «выгорания» становится утрата представлений о ценностях жизни 18.
В качестве основной меры, позволяющей избежать «выгорания» можно назвать такую
как изменение эмоционального поведения в профессионально трудных ситуациях.
Например, в качестве такого поведения выступает «удачное» поведение (копинг) –
реалистическое, гибкое, большей частью осознаваемое, включающее в себя произвольность,
самоконтроль и активность
19
. В.В. Бойко сформулировал правила эмоционального
поведения, для того чтобы избежать эмоционального выгорания:
1. Проявлять заботу о привлекательности своего внешнего облика, который отражает
состояние психического здоровья — интеллектуального, эмоционального, нравственного и
волевого. Способность вызывать доверие у тех, с кем приходится работать, — предмет
особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Располагающий к себе
внешний имидж экономит энергетические затраты при установлении контакта с
реципиентами (учениками, клиентами, пациентами, деловыми партнерами).
2. Преодолевать двойственность и неопределенность выражения (экспрессии) эмоций
при общении с реципиентами. «Профессионал в сфере человеческих отношений должен
выработать
такую
экспрессию,
которая
была
бы
достаточно
информативной
и
коммуникабельной для партнеров и в то же время экономичной».
В. В. Бойко рекомендует вырабатывать такие привычки: стремиться к тому, чтобы
общение было наполнено живыми и искренними эмоциями, отказаться от «мимических
масок», скрывающих истинное отношение к происходящему, не демонстрировать
безучастность и холодность в общении, сделать так, чтобы голос не был невыразительным,
избавляться от состояния эмоционального диссонанса и др.
З. Не перегружать эмоции энергией и смыслом: устранять из своего репертуара
утрированные эмоции, возникающие в общении с трудными (неприятными) людьми;
снижать накал своих эмоций, переходя к более умеренным вариантам их проявления;
преобразовывать перегруженные энергией и смыслом эмоции в более позитивную и
конструктивную форму.
4. Проявлять экспрессию в коммуникабельной форме, располагающей к доверию и
эффективному
взаимодействию
с
деловыми
18
партнерами
(коллегами,
пациентами,
Там же. С. 42
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. / Н.Е. Водопьянова,
Е.С. Старченкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 256
19
6
клиентами). В. В. Бойко предлагает посмотреть со стороны на свои эмоциональные
стереотипы (свою обычную экспрессию), самокритично оценить их и всеми доступными
средствами устранить изъяны. Те, кто не хочет подвергнуться «выгоранию» в ежедневном
общении, должны позаботиться о своей «коммуникабельной» экспрессии.
5.Устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с
другими людьми: не «рекламировать» свои несчастья, не «застревать на проблемах и плохих
предчувствиях, не переносить свое плохое настроение на других, не «переигрывать роли»,
афишируя свои комплексы, не «одевать маски», не эксплуатировать других для решения
собственных проблем и др.
6. Отслеживать смысловое содержание передаваемых эмоций.
7. Экономно расходовать эмоционально - энергетические ресурсы. Для этого
необходимы интеллектуальный и волевой контроль за «включением» эмоций, нейтрализация
отрицательного влияния многих внешних событий благодаря рационализации и позитивному
мышлению 20.
Также можно использовать техники нейролингвистического программирования
(НЛП): технику рефрейминга (переформулирования) проблем, технику расширения «карты»
проблемы.
Актуализация потребности в саморазвитии
Концептуальные основы психологии саморазвития личности были заложены в
работах в 20-60-х гг. прошлого столетия. В публикациях этого времени практически
отсутствует само понятие «саморазвитие». Однако складывается представление о личности
как об активном начале, субъекте развития, которое, как правило, выражается термином
«самодвижение» 21.
По мнению М.А. Щукиной развитие личности осуществляется в двух пространствах:
в пространстве культуры и пространстве цивилизации: пространство цивилизации порождает
технологический подход к саморазвитию как к средству, призванному обеспечить
наилучшее приспособление и потребление, а в пространстве культуры формируется заказ на
исследование саморазвития как ценности22.
Саморазвитие личности в условиях современного общества, следует рассмотреть как
дилемму движения личности по заданному социумом пути ипопытку выстраивания
собственной траектории жизненного пути. Безусловно на этапе первичной социализации
скорее нужно говорить о неком сценарном процессе развития личности (прежде всего,
20
Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: методическое пособие. СПб.: Речь, 1997.
Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной
психологии // Вестник СпбГУ. 2009. Сер.12. Вып.1.Ч.1. С.154
22
Там же. С. 156-158
21
7
закладываемом родителями). Вместе с тем, при определенных условиях начинают
функционировать процессы самотрансценденции, самодетерминации, личность начинает
выступать фактором общественного развития, т.е. способна осуществлять осознанное и
целенаправленное саморазвитие 23 . Однако, факт возможности построения самого себя не
всегда означает, что любой человек воспользуется этим, для этого необходима внутренняя
ответственность и потребность в ее актуализации.
В качестве фактора, препятствующего или способствующего становлению и развитию
личностного
саморазвития
можно
назвать:
фактор
социального
окружения,
социокультурного контекста, определяющего становление личности на этапе ранней
социализации 24.
Во взрослом возрасте к наиболее важным характеристикам саморазвивающейся
личности необходимо отнести следующие:
1. Субъектная
активность
личности
(локус
контроля,
индивидуальная
мера
ответственности, целеполагание и т.д.);
2. Специфика
ценностно-смысловой
сферы
личности,
ее
направленность
на
саморазвитие, представления личности о собственном развитии;
3. Рефлексивная активность личности (рефлексивность, критичность мышления и его
креативность, осмысленность жизни)
4. Самооценка, самоотношение (уверенность в себе, социальная смелость и т.д.);
5. Автономность (ответственность, саморегуляция, суверенность);
6. Открытость новому опыту (толерантность к неопределенности, способность
личности к децентрации, вероятностное видение и т.д.);
7. Особенности реагирования на сложные ситуации, общие адаптивные возможности
личности (уровень тревожности, уровень адаптивности, социальная и творческая активность
и т.д.);
8. Самодетерминированность личности (спонтанность, креативность, ощущение себя
свободным, психолингвистические индикаторы, такие как преобладание в речи глаголов
«хочу» над «должен») 25.
Технологии работы с прокрастинацией
Термин «прокрастинация» (анг. procrastination) обозначает откладывание намеченных
действий, даже если данное обстоятельство будет иметь негативный эффект для личности 26.
23
Фризен М.А. Саморазвитие личности: осмысление, проектирование, экзистенциальная ответственность / М.
А. Фризен ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Камчат. гос. ун-т им. В. Беринга. - ПетропавловскКамчатский : КамГУ, 2014. С. 13
24
Там же. С. 21
25
Там же. С. 49-50
8
Сократ
и
Аристотель
назвали
такое
поведение
akrasia,
а
русское
слово
«прокрастинация» происходит от латинского procrastinate, что означает отложить на завтра
27
. В качестве иллюстрации «прокрастинации» может подойти вот такая карта (см. Рисунок
6)
Рисунок 6 – «Карта прокрастинации»
Б.Г. Ананьев характеризует «прокрастинатора» как личность, склонную некритично
выстраивать
временные
перспективы,
следовательно,
включающуюся
в
ситуацию
прокрастинации, то есть иррационального откладывания реализации желаемых целей на
неопределенный период 28.
Всех прокрастинаторов условно можно разделить на две подгруппы – активных и
пассивных прокрастинаторов:
26
Лученкова М.А. От прокрастинации к реализации жизненных целей / М. А. Лученкова. Саратов : Саратовский
источник, 2016. С. 6
27
Ленгольд К. Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией. М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2019. С. 69
28
Лученкова М.А. От прокрастинации к реализации жизненных целей / М. А. Лученкова. Саратов : Саратовский
источник, 2016. С.11
9
1. Активные прокрастинаторы не переживают диффузной тревоги при разрешении
сложных
задач, им свойственно нежелание/неготовность получить
неполноценный
результат, который ими субъективно оценивается как слабый;
2. Пассивные прокрастинаторы (с общей высокой личностной и ситуативной
тревожностью и мотивационной недостаточностью), подразделяются еще на две группы –
испытывающие
трудности
принятия
испытывающие
трудности
выбора
возможной
и
фиксации
неудачи
(общая
желаемых
тревожность)
целей,
и
потребностей
(мотивационная недостаточность) 29.
Негативные стороны прокрастинации заключаются во внесении в жизнь человека
беспорядка и возрастания возможности дисгармоничного развития личности, следовательно,
отсутствия возможности полноценно реализовать свой потенциал.
Для психологической коррекции прокрастинации необходимо предварительно
провести диагностику степени выраженности прокрастинации. Здесь могут использоваться
следующие методики: шкала общей прокрастинации К. Лэй; опросник Тукмена для
диагностики уровня прокрастинации; шкала прокрастинации У. МакКоуна и Дж. Джонсона;
опросник прокрастинации Л. Манна. Далее возможно проведение психологического
тренинга «Преодолении прокрастинации». Заключительный этап может заключать в себе
коррекционную работу в трех направлениях: работа по направлению повышения самооценки
(упражнения «Грани моего «Я», «Ступеньки», «Если бы, то я стал бы» и т.п.; полный SWOTанализ слабых и сильных сторон личности сотрудника), повышения уровня саморегуляции
(упражнения «Парное рисование» «Дело зовет», «Внутренние помощники» и т.п.) и
повышении мотивации к достижению поставленных целей (арт-коучинговые техники:
«Ресурсы осознаем – себя к цели приближаем», «Пути-дороги», «Формула Бэкхарда», «Силаслабость перфекционизма», «Поверь в себя» и т.п.) 30.
В качестве общих рекомендаций по преодолению прокрастинации могут выступать
следующие:
1) заняться предподготовкой, чтобы задача могла быть выполнена гораздо проще31;
2) создать продуктивное пространство, в котором легче делать правильный выбор32;
4) разбить одну большую задачу на несколько маленьких, поочередно их выполняя;
29
Там же. С. 13
Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога / О.В. Чурсинова //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019.vol. 2-1. С. 51-52
31
Ленгольд К. Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией. М.: Манн, Иванов
и Фербер, 2019. С. 82
32
Там же.
30
10
3) преодолеть критический момент начала. На старте, если мы можем увидеть, что в
задаче меньше факторов, вызывающих прокрастинацию, чем предполагалось изначально, мы
проводим ее подсознательную переоценку 33.
4) еще одним достаточно эффективным методом преодоления прокрастинации
является фрирайтинг, представляющий собой процедуру свободного записывания, без
редактуры и оценки всех мыслей, которые есть в голове 34.
Таким образом, повышение стрессоустойчивости предполагает развитие навыков,
связанных с самооценкой, планированием деятельности, постановкой целей и задач,
правильным распределением времени (тайм-менеджмент) и т.п., в целом повышающих
психологическую устойчивость личности к неблагоприятным внешним воздействиям. Важно
научиться видеть в ситуации не проблемы, а благоприятные возможности.
Вопросы для самопроверки
1. Какие стадии стресса выделены Г. Селье?
2. Какие показатели на социально-психологическом уровне входят в понятие
стрессоустойчивости?
3. Перечислите причины организационного стресса?
4. Назовите методики, которые позволяют диагностировать организационный
стресс?
5. Охарактеризуйте фазы развертывания «синдрома выгорания»?
6. Дайте определение понятию «прокрастинация»?
7. Какие группы прокрастинаторов можно выделить?
8. Перечислите факторы, способствующие личностному саморазвитию.
33
Бейли К. Победить прокрастинацию / Harvardbusinessreview. 18 октября 2017. [Электронный ресурс]. URL:
https://hbr-russia.ru/karera/upravlenie-vremenem/p23411(дата обращения: 28.09.2019)
34
Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога / О.В. Чурсинова //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019.- vol. 2-1. С. 52
11