Управление риском социокультурного проекта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА
Понятие риска социокультурного проекта
Под риском понимается вероятность наступления нежелательного явления, способного нанести материальный, административный или финансовый ущерб реализации проекта. Возникновение риска связано с ситуацией неопределенности. Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются определенными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации1. При реализации социокультурных проектов неопределенность может быть связана как с собственно с человеческой деятельностью (невозможность точного предсказания поведения людей), так и с социальными факторами в широком смысле (экономические, политические, социокультурные спонтанные изменения).
Риски социокультурного проекта, прежде всего, связаны с его тремя ограничениями. Следовательно, управление рисками социокультурного проекта - это управление его основными ограничениями.
Схема 1.
Тройное ограничение социокультурного проекта и его риски2
Риски могут быть классифицированы по источникам возникновения. Обобщенная классификация рисков по версии РМВОК представлена на схеме 1.
Схема 1.
Классификация рисков на основе PMBOK3
Схема 2.
Иерархическая структура рисков (RBS)4
Схема 3.
Пример иерархической структуры рисков по источникам из возникновения5
Виды риска социокультурного проекта и их анализ и оценка
Для определения видов риска социокультурного проекта можно использовать метод PESTEL. Расшифровка этого названия следующая:
• Political – Политические риски
• Economic- Экономические риски
• Social- Социокультурные риски
• Technological- Технологические риски
• Environmental- Экологические риски
• Legal- Законодательные, правовые риски.
Каждый риск может быть индексно оценен с точки зрения вероятности и значимости. Произведение этих двух величин дает суммарный индекс риска.
Выделим наиболее часто встречающиеся риски.
Финансовые риски – это вероятность финансового ущерба для реализуемого проекта. На схеме 4 представлены разновидности финансового риска.
Схема 4.
Разновидности финансовых рисков
Кредитный риск связан с опасностью невозврата кредита заемщиком, а также процентов, на которые рассчитывал кредитор.
Процентный риск обусловлен возможными финансовыми потерями в результате превышения процентных ставок по привлеченным кредитам над процентными ставками по предоставленным кредитам.
Валютный риск трактуется как возможность финансовых потерь в результате резкого изменения курса валют. Вероятность такого риска возрастает, если финансовые операции привязаны к валюте, курс которой может сильно колебаться.
Значимость каждого риска оценивается по шкале от 0 до 1, вероятность риска – по шкале от 1 до 10. При оценке риска выставляется значимость каждого риска и его вероятность. Затем индексы перемножаются и в графе «Итоговая величина» ставится результат.
Таблица 1.
Перечень и значимость финансовых рисков проекта
Финансовые риски
Значимость риска
(от 0 до 1)
Вероятность
(от 1 до 10)
Итоговая величина
Кредитный риск – финансовые потери по причине невозврата кредита заемщиком, а также процентов, на которые рассчитывал кредитор.
Процентный риск – финансовые потери в результате превышения процентных ставок по привлеченным кредитам над процентными ставками по предоставленным кредитам.
Валютный риск – финансовые потери в результате резкого изменения курса валют.
Итого:
3
30
90
В приведенной матрице максимальное значение итоговой величины всех рисков составляет 30 ((1 х 10) х 3 = 90).
Полученные результаты оцениваются по следующей шкале:
Таблица 2.
Диапазон качественной интерпретации индекса финансового риска
Значение индекса
Качественная оценка
Интерпретация
0 – 9
Высокий риск
Реализация проекта может подвергнуться серьезной опасности. Финансовые, материальные, творческие и др. вложения в проект не окупятся.
10 – 19
Средний риск
Реализация проекта связана с высокими опасностями
20 – 30
Низкий риск
Благоприятная финансовая среда
В международных социокультурных проектах следует учитывать межстрановые риски. Они оцениваются по методике BERI (Business Environmental Risk – индекс риска деловой среды).
Таблица 3.
Оценка межстрановых рисков по методике BERI
№
Показатели риска деловой среды
Вес
Страна 1
Страна 2
Страна 3
Оценка
ВО
Оценка
ВО
Оценка
ВО
1.
Политическая стабильность
3
2.
Доступность долгосрочных кредитов
2
3.
Доступность краткосрочных кредитов
2
4.
Темпы экономического роста
2
5.
Стоимость рабочей силы
2
6.
Опасность национализации
1,5
7.
Осуществимость контрактов
1,5
8.
Отношение к иностранным инвестициям
1,5
9.
Профессиональная подготовка экспертов
1,5
10.
Состояние платежного баланса
1,5
11.
Уровень инфляции
1,5
12.
Взаимодействие власти, бизнеса и общества
1
13.
Развитие инфраструктуры связи
1
14.
Степень бюрократизации предпринимательства
1
15.
Конвертируемость валюты
2
Итого
25
В приведенной матрице оценка определяется по шкале от 0 (очень плохо) до 4 (очень хорошо). Затем вес (значимость) каждого показателя риска деловой среды умножается на установленную оценку, а результат заносится в графу ВО («взвешенные» оценки). Затем полученные результаты суммируются и полученные результаты оцениваются по следующей шкале:
Таблица 4.
Диапазон качественной интерпретации индекса странового риска по модели BERI6
Значение индекса
Качественная оценка
Интерпретация
0 – 39
Очень высокий риск
Страны с неприемлемыми коммерческими условиями для зарубежных инвесторов
40 – 54
Высокий риск
Страны с высоким уровнем риска для деятельности зарубежных инвесторов
55 – 69
Средний риск
Страны с некоторыми трудностями в текущих коммерческих расчетах
70 – 100
Низкий риск
Стабильная благоприятная инвестиционная среда
В социокультурном проектировании следует учитывать социокультурные риски – вероятность социокультурного ущерба для реализуемого проекта. На схеме 5 представлены разновидности социокультурных рисков.
Схема 5.
Разновидности социокультурных рисков
Ценностный риск – это соотношение ценностей социокультурного проекта и ценностей стейкхолдеров. В том случае, если эти ценности носят конфликтный характер, возникает опасность административного давления на проект, противостояния определенных сообществ, действий против проекта, носящих вандальный характер и т.п. В качестве примеров приведем несколько случаев:
Случай 1. «В конце февраля 2015 года против постановщика оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича возбудили административное дело об осквернении религиозных символов: новосибирского митрополита вслед за рядом верующих возмутил образ Христа в постановке и провокационный постер, появляющийся на сцене. Суд не нашел состава правонарушения в действиях Кулябина и Мездрича, но прокуратура обжаловала это решение. Епархия же потребовала снять оперу с репертуара и возбудить уголовное дело, а Минкульт начал проверку финансирования «Тангейзера». 29 марта Мездрича уволили, а новый директор театра Владимир Кехман вскоре снял «Тангейзер» с репертуара, а прокуратура отозвала жалобу на решение суда. Ситуация с «Тангейзером» стала поводом для дискуссий о том, где кончается свобода творчества и начинается оскорбление чувств верующих»7.
Случай 2. «Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных»8.
Случай 3. Летом 2021 г. в Москве была выставлена временная скульптура Ура Фишера «Большая глина» (Рис. 1). Эта скульптура вызвала острую дискуссию из-за своей неоднозначности.
Рисунок 1.
«Большая глина» У. Фишера
Случай 4. Изображение (граффити) Д. Хармса на стене дома, в котором он жил (Рис. 2) стало одновременно и местной достопримечательностью, и предметом конфликта власти и общественности9.
Рисунок 2.
Конфликтный риск – это опасность возникновения конфликтов, связанных с реализацией и осуществлением проекта. Поскольку проект может быть связан с определенными группами (мигранты, беженцы, женщины, лица с ограниченными возможностями, этнические меньшинства и т.п.) у этих групп могут быть социальные антогонисты. Социокультурный проект может стать поводом перехода межгруппового конфликта в открытую стадию.
Социальный риск – это опасность ущерба для реализации проекта по причине низкой платежеспособности целевых групп или их слабой мотивированности в предлагаемых услугах.
Таблица 5.
Перечень и значимость социокультурных рисков проекта
Социокультурные риски
Значимость риска
(от 0 до 1)
Вероятность
(от 1 до 10)
Итоговая величина
Ценностный риск – это опасность конфликта ценностей реализаторов проекта с ценностями других стейкхолдеров
Конфликтный риски – опасность провоцирования культурного конфликта между разными группами
Социальный риск – это опасность ущерба для реализации проекта по причине низкой платежеспособности целевых групп или их слабой мотивированности в предлагаемых услугах
Итого:
3
30
90
В приведенной матрице максимальное значение итоговой величины всех рисков составляет 90 ((3 х 10) х 3 = 900).
Полученные результаты оцениваются по следующей шкале:
Таблица 6.
Диапазон качественной интерпретации индекса социокультурного риска
Значение индекса
Качественная оценка
Интерпретация
0 – 9
Высокий риск
Реализация проекта может подвергнуться серьезной опасности, существует сильная угроза срыва проекта
10 – 19
Средний риск
Реализация проекта связана с высокими опасностями
20 – 30
Низкий риск
Благоприятная социокультурная среда
С помощью ситуационного анализа определяются цели, аудитория и результаты проектной деятельности. В зависимости от характера взаимодействия ситуация может определяться как стабильная (основанная на сотрудничестве), конфликтная (основанная на столкновении и противоборстве), кризисная (связанная с исчерпанием ресурсов развития).
Ситуационный анализ включает в себя:
• анализ организации (ее целей, структуры, корпоративной культуры);
• анализ окружающей среды и характера взаимодействия с нею (сообщества, целевые группы, конкуренты);
• характер взаимодействия с окружающей средой (стабильный, конфликтный, кризисный) и необходимость его сохранения или изменения.
Для оценки риска используется методика ALARP («настолько низкий, насколько это практически возможно»). Ее использование представлено в матрице рисков (Таблица 7).
Таблица 7.
Матрица рисков (по модели ALARP)
Вероятность ущерба
Последствия
Незначительный
Значительный
Существенный
Критический
Частое
Допустимый
Нежелательный
Недопустимый
Недопустимый
Вероятное
Допустимый
Нежелательный
Нежелательный
Недопустимый
Случайное
Допустимый
Допустимый
Нежелательный
Недопустимый
Редкое
Не принимаемый в расчет
Допустимый
Нежелательный
Нежелательный
Крайне редкое
Не принимаемый в расчет
Допустимый
Допустимый
Нежелательный
Маловероятное
Не принимаемый в расчет
Не принимаемый в расчет
Допустимый
Нежелательный
Возможна оценка риска по качественной, балльной и количественной шкале.
В таблице 8 представлена качественная шкала
Таблица 8.
Качественная шкала10
Вероятность
Высокая
Средняя
Низкая
Слабое
Среднее
Высокое
Влияние
В таблице 9 представлена балльная шкала
Таблица 9.
Балльная шкала11
Вероятность
5
5
10
15
20
25
4
4
8
12
16
20
3
3
6
9
12
15
2
2
4
6
8
10
1
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Влияние
В таблице 10 представлена количественная шкала
Таблица 10.
Количественная шкала12
Вероятность
0,8
0,4
0,2
0,1
0,05
1 млн. руб.
1-5 млн. руб.
6-20 млн. руб.
21-100 млн. руб.
101 млн. руб.
Влияние
Наиболее вероятные и наиболее тяжелые по последствиям риски обозначены красным цветом, риски умеренного характера – желтым, а риски наименее вероятные и с наименьшей силой влияния – зеленым.
Если вероятность рисков оценить по шкале от 3 до 5 и по такой же шале влияние, то можно построить карту рисков. В качестве образца ниже приводится карта глобальных рисков международного экономического форума 2021 г.
Схема 6.
Карта глобальных рисков13
Каждый риск обозначается символом (точка, ромбик, квадратик) определенного цвета. В примечаниях дается расшифровка каждого цветного символа.
Между рисками может быть определенная связь. Один риск может быть фактором другого риска или ряда рисков. Это отражено на схеме 7.
Схема 7.
Глобальная сеть рисков14
Активно используется метод SWOT анализа. S – сильные стороны позиционирования, W – слабые стороны, O – возможности, T – угрозы.
Ниже приводится матрица SWOT анализа и образец ее применения
Таблица 11.
Матрица SWOT анализа15
Сильные стороны
Возможности
Внутренние факторы, которые могут помочь в конкурентной борьбе (например, более высокое относительно конкурентов качество товара, выгодные цены, принципиально лучший уровень обслуживания)
Внешние факторы, помогающие реализовать сильные стороны товара или компании (например, выгодный валютный курс, проблемы, возникшие у конкурентов, введение налоговых льгот)
Слабые стороны
Угрозы
Внутренние факторы, ослабляющие организацию по отношению к конкурентам (например, ограниченный рекламный бюджет или малые размеры организации)
Внешние факторы, способные помешать реализации сильных сторон (например, снижение конкурентом цен, выход на рынок новых сильных соперников, налоговые или правовые ограничения)
Таблица 12.
Образец использования SWOT анализа
по отношению к муниципальному музею памяти воинов –
интернационалистов «Шурави»16
Сильные стороны
Слабые стороны
• положительная репутация музея в культурно-просветительской среде;
• слаженная работа руководства, контроль персонала;
• высокий уровень культуры общения с посетителями и владения навыками коммуникации;
• эксклюзивные выставочные коллекции, которые продолжают пополняться;
• координация между учреждениями культуры. Партнёрство с такими организациями как: Культурный центр «Солдаты России»; Музей ВДВ «Крылатая гвардия»; Рег. Центр патриотического воспитания; Общероссийская общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана»;
• стабильная финансовая поддержка от партнёров: управление культуры Администрации Екатеринбурга; УРГПУ;
• следование новым тенденциям. Внедрение новых для музея платформ при продвижении (охват социальных сетей):
• группа «Вконтакте» - https://vk.com/public173867889
• группа в «Одноклассники» - https://ok.ru/group/55289619611756
• отсутствует собственное здание (расположен в здании УРГПУ);
• недостаточное финансирование от государства;
• слабая материально-техническая база: музей обладает лишь стандартным компьютерным оборудованием и возможностью выхода в интернет;
• низкая узнаваемость музея и его профиля (узкая направленность темы);
• музей охватывает деликатную и социально-значимую тему, которая не позволяет «громко» заявить о себе на крупных площадках;
• у музея нет своих банковских счетов (взаиморасчеты проводятся через единые бухгалтерии муниципалитетов);
• отсутствие специалистов отвечающих за продвижение музейного комплекса. SMM и привлечение спонсоров осуществляется самостоятельно директором и собственными силами сотрудников музея
Возможности
Угрозы
• укрепление партнёрских связей и формирование новых союзов на уровне города, а так же Свердловской области и страны. Возможно так же формирование международных союзов;
• увеличение индивидуального туристского потока;
• привлечение интереса у новых для музея инвесторов.
• повышение квалификации сотрудников;
• получение собственного здания;
• отсутствие конкурентов из-за узкого профиля; приобретение новых, уникальных в своём роде экспонатов.
• идет процесс утраты интересов у населения к музеям в качестве проведения досуга;
• низкая платежеспособность части туристской аудитории;
• традиционный консерватизм музейных работников;
• утрата или порча экспонатов, представляющих интерес в качестве объектов показа.
Для ситуационного анализа можно использовать следующую матрицу:
Таблица 13.
Матрица для ситуационного анализа
№
Участники взаимодействия
(стейкхолдеры)
Цели деятельности
Способы деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
Таблица 14.
Влияние шкалы оценки риска на основные цели проекта17
Уровень
Влияние на цели проекта
Сроки
Стоимость
Качество
Очень высокий
Более 3 месяцев
Более 1,5 млн. руб.
Результат проекта полностью не соответствует предъявляемым требованиям
Высокий
1-3 месяца
0,5-1,5 млн. руб.
Результат проекта требует существенной доработки
Средний
10-30 дней
150 -500 тыс. руб.
Затронуты основные качественные характеристики проекта
Низкий
3-10 дней
50-150 тыс. руб.
Затронуты втростепенные качественные характеристики проекта
Очень низкий
1-3 дня
10-50 тыс. руб.
Незначительное влияние на результат проекта
Существует определенная последовательность анализа и оценки рисков. Она представлена на схеме 8.
Схема 8.
Этапы анализа и оценки риска
Схема 9.
Методы и инструменты идентификации рисков
Согласно стандарту проектного управления Project Management Body of Knowledge (PMBoK), для анализа информации о риске следует использовать следующие инструменты:
• построение иерархической структуры рисков (Risk Breakdown Structure, RBS) или «дерева рисков»;
• ранжирование рисков на основе интегральной оценки ключевых рисков;
• создания матрицы вероятности наступления рисков и их последствий18.
На схеме 10 представлен образец иерархической структуры рисков социокультурного проекта.
Схема 10.
Иерархическая структура негативных рисков социокультурного проекта
Образец определения ключевых идентификаторов риска (КИР) представлен на схеме 11
.
Схема 11.
Образец КИР арт-галереи
Для построения системы КИР рекомендуется использовать ряд шагов (подход COSCO), включающих в себя определение:
• целевых показателей;
• мер, необходимых для достижения целевых показателей;
• введение ключевых показателей эффективности (КПЭ) для оценки достижения целевых показателей;
• драйверов риска.
Можно использовать следующую матрицу для построения КИР проекта (таблица 15).
Таблица 15.
Матрица для построения КИР социокультурного проекта19
№
Наименование шага
Характеристика шага
1.
Определение значимости проекта
Проект относится к значимым, если соответствует одному из критериев:
• включен в перечень приоритетных проектов предприятия;
• относится к категории проектов с высоким бюджетом;
• привлечено льготное финансирование (например, финансирование фонда развития промышленности);
• обладает технической новизной (отсутствие компетенций рабочей группы по строительству объектов или закупаемому в рамках проекта оборудованию)
2.
Идентификация рисков
Формирование реестра возможных рисков проекта с использованием доступных источников информации (мнение экспертов, база накопленного опыта, внешние ресурсы)
3.
Оценка рисков проекта
Осуществление качественной оценки рисков проекта, составление перечня рисков в разрезе зон (красная, желтая, зеленая). Для рисков красной зоны следует разрабатывать и реализовывать мероприятия по снижению. Для рисков желтой зоны целесообразно формировать систему КИР
4.
Определение перечня возможных индикаторов рисков
Выполнение шага необходимо для формирования полного перечня индикаторов рисков желтой зоны проекта. Рациональные к применению инструменты и методы зависят от значимости проекта
5.
Оценка релевантности20 КИР
Выполнение шага требуется для исключения из дальнейшего анализа:
• КИР, не имеющих или имеющих слабую связь с риском;
• сильно коррелирующих КИР.
Целесообразные к применению инструменты и методы зависят от значимости проекта и доступности ретроспективных данных по изменению КИР
6.
Формирование системы КИР
КИР, включаемые в систему, должны быть релевантными, измеримыми, простыми для мониторинга. Количество используемых индикаторов должно быть достаточным. Помимо определения КИР, необходимо определить порядок их мониторинга
7.
Мониторинг и совершенствование системы КИР
Целесообразность данного шага заключается в анализе релевантности, достаточности, простоты мониторинга КИР, а также совершенствовании порядка мониторинга индикаторов
Таблица 16.
Подход к определению КИР факторов риска21
№
Наименование шага
Описание шага
(для проектов высокой значимости)
Описание шага
(для прочих проектов)
Ожидаемый результат
1.
Определение перечня возможных КИР
Инструменты:
• мозговой штурм/метод SWFT;
• структурированное интервью/анкетирование;
• анализ документации, в том числе иерархических структуры работ проекта, результатов планирования (предпроектной проработки);
• контрольные списки (типовой перечень факторов риска и соответствующих КИР), перечни-подсказки (PESTLE, SPECTRUM,TECOP)
Инструменты:
• контрольные списки (типовой перечень факторов риска и соответствующих КИР);
• перечни-подсказки (PESTLE, SPECTRUM,
TECOP)
• мозговой штурм
Перечень возможных КИР
2.
Определение релевантности КИР
Инструменты и методы:
Имеются ретроспективные данные или известна зависимость изменения индикаторов и капитальных затрат проектов:
• корреляционно-регрессивный анализ;
• анализ чувствительности;
• эскспертные оценки специалистов
Инструменты:
• экспертные оценки специалистов
Перечень релеваниных КИР
3.
Формирование системы КИР
Основные принципы отбора КИР для формирования системы:
• релевантность: индикаторы должны иметь логическую/корреляционную связь
• измеримость: индикаторы должны иметь количественное измерение и быть проверяемыми
• простота мониторинга
• достаточность: исключение взаимозаменяемых и коррелирующих индикаторов
Основные принципы системы:
• релевантность: индикаторы должны иметь логическую связь
• измеримость: индикаторы должны иметь количественное измерение и быть проверяемыми
• простота мониторинга
• достаточность: исключение взаимозаменяемых и коррелирующих индикаторов
Перечень КИР
Также для оценки риска и построения системы КИР используется метод SWIFT (Structured what-if technique) – «что, если?». Этот метод сводится к обсуждению командой возможных сценариев развития событий. Модератор задает вопрос, в котором содержится подсказка «что произойдет, если?», подсказка «что случится, если?», подсказка «возможно ли?». Подсказка может относиться к процессу осуществления проекта, действиям стейкхолдеров, возникновению конфликтных ситуаций и т.п. Такие подсказки должны быть составлены модератором заранее и предлагаться для решения команде постепенно. Их цель инициировать обсуждение возможных рисков и способов управления ими. При обсуждении учитываются:
• возможные негативные сценарии развития событий;
• прошлый опыт и прецеденты;
• возможные меры и действия по парированию рисков;
• оценить эффективность предложенных мер управления риском
• возможные ограничения.
Управление социокультурными проектами в условиях неопределенности
Основной целью управления рисками проекта выступает снижение вероятности и самого воздействия на цели социокультурного проекта неблагоприятных событий, снижение неопределенности. На схеме 12 представлена структура управления рисками.
Схема 12.
Структура управления рисками22
Методы управления риском подробно изложены в таблице 17.
Таблица 17.
Методы управления риском и способы его минимизации23
Стратегия управления риском
Методы управления риском
Способы снижения риска
Содержание основных способов снижения риска
Минимизация потерь
Предупреждение
(избежание) риска
Стратегическое планирование
Предугадывание «узких» мест в производственном цикле
• Прогнозирование ослабления позиции компании в определенном сегменте рынка
• Заблаговременная идентификация факторов риска и разработка комплекса компенсирующих мероприятий
• Планирование использования и подключения резервов
Прогнозирование внешней обстановки
Оценка состояния среды хозяйствования компании
• Прогнозирование действий конкурентов
• Прогнозирование изменений в сегментах рынка
Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды
Проведение прогнозно-аналитических исследований
• Информатизация компании
Предотвращение убытков
Установка систем оповещения
Активный целенаправленный маркетинг
Анализ поведения конкурентов
• Выработка стратегии конкурентной борьбы
• Активная рекламная кампания
Формирование спроса на продукцию
Уклонение
Отказ от ненадежных партнеров
Отказ от заключения договоров с не желательными поставщиками и покупателями
Отказ от инновационных и иных рискованных проектов
Неучастие в проектах сомнительного (негарантированного) содержания.
Отказ от осуществления финансовых операций
Отказ от вложения свободных денежных средств и пр.
Отказ от использования в большом объеме заемного капитала и пр.
Осуществление деятельности компании в основном за счет средств собственного капитала
Локализация
Создание венчурных предприятий
Создание дочернего предприятия с целью выделения и локализации риска и дальнейшим использованием результатов его деятельности материнской компанией
Создание специальных структур компании для выполнения рискованных проектов
Ведение рискованных проектов отдельным структурным подразделением компании, представительством и пр.
Диссипация (снижение)
Диверсификация
Диверсификация предпринимательской деятельности
• Диверсификация портфеля ценных бумаг
• Диверсификация программы инвестирования
• Диверсификация кредитного портфеля
• Диверсификация финансового рынка, рынка сбыта и пр.
Интеграция
Вертикальная интеграция (объединение предприятий одного подчинения или отрасли для проведения согласованной политики хозяйствования)
Горизонтальная интеграция (по последовательности технологических циклов, операции снабжения и сбыта)
Распределение риска во времени
Возможное распределение риска по этапам реализации или стратегического решения
Возмещение потерь
Создание системы резервов
Резервный фонд
Создание внутри компании резервных фондов денежных средств, запасов сырья и материалов, формирование планов использования резервов в кризисных ситуациях
Целевой фонд
Резервные суммы в системе бюджетов
Запасы ресурсов
Нераспределенный остаток прибыли
Страхование
Страхование хозяйственных рисков
Передача ответственности за риск с момента возникновения страхуемого события страховщику, обязанному оплатить причиненный ущерб
Страхование имущественных рисков
Страхование инвестиций
Страхование финансовых рисков
Поиск гарантов
Заключение договоров поручительства и предоставления гарантии
Заключение договоров с крупными кредитными организациями, страховыми обществами, фондами и пр.
Распределение ответственности между контрагентами
Заключение договоров между контрагентами с условием распределения риска
Внесение соответствующих пунктов и оговорок в заключаемые договора
Передача риска
Заключение договоров между контрагентами с условием распределения риска
Передача риска третьим лицам на основании заключенных договоров (аренды, факторинга, купли-продажи и пр.)
Передача рисков поставщикам
Можно выделить следующие способы реагирования на риски социокультурного проекта (см. схему 13).
Схема 13.
Способы реагирования на риски
Мониторинг и оценивание риска – прогнозирование и определение рисков. Сам мониторинг представляет собой постоянное отслеживание и оценку возможных рисков. Этот процесс осуществляется на всех стадиях проекта. При этом разрабатывается план реакции на риск. В том случае, если такого плана не существует, используют метод обхода риска, т.е. незапланированное реагирование на фактор риска.
Схема 14.
Мониторинг и оценивание риска социокультурного проекта
Уклонение от риска – принятие мер, способствующих минимизации рисков социокультурного проекта. К таким мерам могут быть отнесены: отказ от ненадежных партнеров или поиск гарантов сделки.
Схема 15.
Уклонение от риска
Передача риска – это перекладывание риска на другую сторону в обмен на вознаграждение. Примером может быть страхование, в котором ответственность перекладывается на страховщика за выплачиваемое вознаграждение. Другим способом передачи риска выступает заключение контракта о риске с поставщиком с указанием фиксированной цены. Выделяют строительные контракты, контракты аренды имущества, контракты на хранение и перевозку грузов, контракты снабжения, контракт-поручительство. Структура передачи риска приведена на схеме 15.
Схема 15.
Передача риска
Выбор сферы – предполагает перемещение проекта из одной сферы (области) в другую (где риски меньше). В случае невозможности перемещения социокультурного проекта из одной сферы в другую можно попробовать изменить цели проекта, его структуру, процесс его осуществления. Основные компоненты выбора сферы представлены на схеме 16.
Схема 16.
Выбор сферы
Набор персонала – подбор в команду авторитетных лиц, имеющих обширные связи, с помощью которых можно нейтрализовать риски.
Анализ внешней среды – речь идет о привлечении экспертов для анализа внешней среды. В случае неблагоприятных прогнозов к проекту подключаются специалисты по связям с общественностью и маркетингу. Первые обеспечивают устойчивую коммуникацию между проектом и стейкхолдерами, подают проект в выгодном свете. Вторые способствуют продвижению проекта на рынке, его рекламе.
Принятие риска – означает, что в социокультурный проект не вносятся изменения, поскольку издержки на любые изменения более затратны, чем стоимость преодоления последствий риска.
Амортизация – представляет собой комплекс мер, по снижению рисков. Так, например, создаются запасы, резервы материально-технических ресурсов, которые могут быть использованы в случае возникновения нежелательного события.
Снижение – это набор действий, который уменьшает уровень и размер риска до приемлемого. Снижать риск можно заключением дублирующих договоров, привлечением дополнительного персонала, поиском дополнительных финансовых средств. Отрицательной чертой этого способа выступает его высокая затратность.
Бюджетирование – означает, что в бюджет проекта закладываются средства для финансирования мер по нейтрализации рисков. В бюджете может быть отдельная строка расходов – «на непредвиденные обстоятельства».
Рекомендуется составлять план управления рисками, который должен в себя включать:
• Анализ стейкхолдеров проекта и их интересов;
• Целевые и пороговые показатели риска, шкалы значимости и вероятности различных видов риска;
• Методология управления рисками (подходы и инструменты управления);
• Сроки, периодичность и продолжительность мероприятий по управлению рисками;
• Порядок и форма отчетности по управлению рисками, набор шаблонов для оценки и управления рисками (например, RBS).