Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие риск.
Понятие «риск» имеет древнюю этимологию. Первые попытки
осмысления понятия риск относятся к 13 веку при попытках расчетов
азартных игр. В 16 веке были предприняты первые попытки разработке
статистических принципов теории вероятности (Кардано «Книга о случайных
играх»).17 век Блез Паскаль и Пьер Ферма разработали теорию вероятности,
расширившие возможности оценки величины риска.
Второй период в развитии научного знания о риске – начало 18 века.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (обосновал закон больших чисел, основные
процедуры статистики), Якоб Бернулли – полезность риска, на которой в
значительной мере построена теория портфельных инвестиций. Разработки в
области предпринимательского риска.
Третий период развитии теории риска –1900-1960г.г..Риск становится
привычным понятием. И. Шумперт «Теории экономического развития»
(1912г.) новый подход к оценке роли предпринимателей, осуществляющих
инновационную деятельность в условиях риска.
Ф. Найт «Риск,
неопределённость и прибыль» (1921г.) – отделение факторов риска от
факторов производства.
Четвертый период развития теории риска с 1960г. По настоящее время.
Д.Канеман и Э.Тверски исследовали поведение людей в условиях риска и
неопределённости и разработали теорию перспективы. А.П. Альгин (1989г.)
риск с позиции качественной оценки, альтернативность в выборе вариантов
решений. А. П. Альгин (1989), рассматривает содержательно и функционально
риск в трёх различных, но взаимосвязанных аспектах. Во-первых, поскольку
риск развивался и формировался в качестве одного из способов, позволяющим
людям взаимодействовать с вероятностными условиями действительности,
постольку он представляет собой социальное явление, регулирующее
общественные отношения между социальными субъектами. В связи с этим
внедрение в практику способствует выборке и развитию навыков эффективно
действовать
в
противоречивом
мире,
функционирующем
на
основе
вероятностных законов. Во-вторых, риск появляется в управленческой
деятельности в условиях неопределённости. Здесь риск предстаёт в виде
совокупности вероятных положительных последствий, которые могут
наступить
при
реализации
конкретных
решений.
В-третьих,
риск
рассматривается как особый тип активного отношения субъекта к себе и к
деятельности. В теории педагогического риска он связан с моделированием «Я
- концепции».
В современных условиях идет интенсивное развитие теории риска и
расширение применения риск-менеджмента во всех сферах производства.
Целью
управления
рисками
является
придание
максимальной
устойчивости всем видам деятельности организации.
Процесс управления рисками должен сопровождать управляющие
решения на всех уровнях менеджмента организации, следовательно,
управление рисками необходимо интегрировать в менеджмент бизнес
процессов или составных частей (этапов). В прикладном аспекте у процесса
риск-менеджмента есть ряд практических сфер применения, среди которых
стратегическое,
качества,
операционное,
социальные
информационная
аспекты
безопасность;
бюджетное
планирование;
взаимодействия
управление
с
менеджмент
общественностью;
проектами;
управление
персоналом; корпоративное управление.
Педагогическая рискология – наука молодая, – тем не менее, существует
уже несколько подходов к определению педагогических рисков (Абрамова
И.Г., Татарникова А.Г., Чечель И.Д. и др.).
Педагогический риск –вероятностную неудачу в деятельности учителя
по выбору и применению способов достижения педагогической цели.
Окружающая нас действительность в принципе носит вероятностный
характер, поэтому «риск
– неизбежный
спутник любого
решения,
принимаемого человеком» (В.А. Абчук). Педагогическая деятельность носит
творческий характер и предполагает постоянный выбор из вариантов, то есть
объективно сопряжена с риском.
Выделяют педагогические риски:
- стратегических риск, который характеризует педагогический
коллектив учителей как собрание единомышленников, способных достойно
включиться в реформы системы образования. В такой школе учитель жестко
регламентирован стратегией (миссия, статус, традиции, концепция школы) и
свободен
в
выборе
тактических
решений,
отражающих
его
творческую индивидуальность и самостоятельность;
- риск рассогласования,
- физический риск.
- личностный риск.
- диспозиционный риск,
- риск несоответствия,
- риск бездействия ,
- технологический риск.
Выделение
рискологических
факторов
разного
уровня
и
информированность учителя о рисках позволит не только правильно
организовать исследовательскую деятельность, но и разработать комплекс
мероприятий
по
выявлению, оценке, профилактике
и
минимизации
предпринимаемых рисков, снабдить исследователя достоверными сведениями
о возможных негативных аспектах воплощения дела, заранее предусмотреть и
внести в исследовательский проект превентивные защитные меры. В этом
случае полезно заимствование опыта непедагогической сферы, таких как
экономика, менеджмент и другие науки, где это часто происходит в рамках
антирисковой
программы,
(программы
антирисковых
мероприятий).
Антирисковая программа включает в себя 3 основных этапа (анализ рисков,
построение
антирисковой
программы,
воплощение
антирисковых
мероприятий), они в целом не противоречат принципам педагогического
прогнозирования.
Стандарты риск-менеджмента
В настоящее время в риск-менеджменте наиболее распространены
стандарты FERMA и COSO ERM, ISO 31000:2009 (ГОСТ Р ИСО 31000-2010
Менеджмент риска. Принципы и руководство).
FERMA (Federation of European Risk Management Association) —
Европейская Федерация Ассоциаций риск-менеджмента. В 2002 году был
опубликован «Стандарт по управлению рисками» (Risk Managment Standart).
COSO ERM, ERM COSO (Enterprise Risk Management — Integrated
Framework Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission)
— принципы риск-менеджмента, разработанные Комитетом спонсорских
организаций
Комиссии
Тредвея
совместно
с
компанией
PricewaterhouseCoopers.
ISO
31000:2009
стандартизации.
разработан
Международной
организацией
по