Управление развитием школы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции
Тема 1 Управление – основные характеристики. (см. презентацию)
Управление развитием школы.
Любое ОУ представляет собой открытую сложно организованную систему, включающую взрослых и детей, их совместную деятельность и общение, среду. Находясь в постоянном активном взаимодействии с окружающей внешней средой школы испытывает на себе ее влияние. Это стимулирует ее к изменениям как к ответным реакциям на внешнее воздействие. При этом школа может вести себя:
1.пассивно приспособительно – пытается уследить за изменением среды, соответствовать ее требованиям, адаптироваться к ней;
2.активно приспособительно – стремится анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на происходящие в ней изменения
3.активно преобразующе – влиять на среду, выступая одновременно, как система адаптированная и как адаптирующая.
В любом случае, реагируя на изменение среды, школа развивается, что требует выстраивания определенной стратегии управления этим развитием.
Управление развитием школы – это целенаправленный процесс, призванный обеспечить наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования за счет освоения новшеств и как следствие этого - получения новых результатов образования.
Новшество – это новое средства, метод, методика, технология и т.д.
Инновация – это процесс освоения (внедрения) новшеств.
Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В процессе управления развитием школы реализуются основные функции управления.
Переводу школы из режима функционирования в режим развития способствует инновационная деятельность коллектива.
Условия перевода:
1.наличие концепции и программы развития школы
2.проведение в школе инновационной, опытно-экспериментальной работы
3.наличия сплоченного по общности целей коллектива
4.организация системы самоуправления
5.наличие системы эффективной научно-методической деятельности
6.наличие достаточной материально-технической базы
7.набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса
8.комплекс действия руководителя школы по ее подготовке к работе в режиме развития:
-изучение образовательных потребностей детей и родителей
-изучение возможностей педагогического коллектива к работе в инновационном режиме
-определение на перспективу типа школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности
-выбор системы обучения, воспитания, развития на каждой ступени
-выбор и структурирование режима работы школы
-определение приоритетных направлений развития и создание условий для их реализации.
Концепция – это система инновационных идей, проектов, реализация которых может способствовать развитию ОУ.
Требования к развивающейся школе:
1.возможность реализации учащимися своего права на образование, в соответствии со своими потребностями и способностями
2.эффективный профессионально-личностный рост педагогов
3.обеспечение руководителем ОУ условий для успешной деятельности учителя и ученика
4.работа коллектива в творческом режиме
5.отношение партнерства с внешними организациями
6.отношение сотрудничества, уважения, атмосферы успешности
Концепция развития школы должна отражать направленность управления развитием на обеспечение:
1.адекватного понимания потребностей и возможностей развития школы
2.постановки реалистичных идей и выработки перспектив
3.выбора реальных и эффективных способов их достижения
4.заинтересованности коллектива в достижении целей развития
5.надежность и контроль за ходом инновационной деятельности
Этапы разработки концепции:
1.Диагностика и анализ исходной ситуации
2.Выбор и формулировка основных идей развития школы. Разработка теоретических подходов ее реализации
3.Разработка моделей, программы развития школы
4.Разработка путей реализации созданной программы.
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация, и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то в настоящее время целесообразно перевести все процессы в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов, систематического, планомерного, сознательного и целенаправленного взаимодействия субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательной организации.
Основными приоритетами деятельности современной школы являются: формирование у школьников ключевых компетентностей; формирование физически здоровой личности, приобщение обучающихся к ведению здорового образа жизни; усиление воспитательного потенциала школы; укрепление материально-технической базы школы; повышение качества образования.
Для достижения этих задач определяются различные этапы управленческой деятельности. Важную роль играют мониторинг, диагностика, коррекция. Одним из основных этапов педагогического мониторинга является анализ качества образования современных школьников по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива.
Это обусловлено необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования. Реформирование и перестройка деятельности современной школы в настоящее время дает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.
Стратегическая задача — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Это реализуется, созданием модели управления качеством образования в школе, включающей: внедрение в образовательный процесс современных, передовых технологий; создание творческого, высокопрофессионального коллектива учителей, принимающих идеи управления качеством образования; сочетание администрирования, программно-целевого управления с самоуправлением, элементами рефлексивного управления; эффективное использование и управления всеми видами ресурсов, включая кадровые, информационные, мотивационные, программно-методические, нормативно-правовые, организационные, материально-технические и финансовые.
Рассмотренные возможности повышения эффективности деятельности администрации школы по управлению учебно-воспитательным процессом в условиях гуманизации и демократизации деятельности педагогического коллектива, разумеется, не исчерпывают всех проблем современной общеобразовательной школы. Перспективно, например, использование технических средств для получения информации о состоянии педагогического процесса. В конкретных условиях администрация школы сможет найти и другие средства организации, способы повышения управляемости своей школы. Управляемость школы предполагает:
1. Возможность и умение администрации школы достаточно быстро и периодично получать показатели, объективно характеризующие работу школы, дающие возможность своевременно обнаружить отклонение от принятых норм. Эта возможность может быть реализована через периодическую проверку знаний учащихся, уровня их воспитанности, через наблюдение уроков, внеучебных занятий, посредством графика успеваемости и т. п.
2. Возможность максимального использования этих показателей администрацией школы, своевременной их оценки (переработки) и принятия решений о возможном изменении режима работы. Это предполагает наличие у руководителя школы достаточно высокой педагогической квалификации, знания современных достижений педагогической науки и практики, а также требований окружающей жизни.
3. Достаточная деловая квалификация учительского коллектива, способность педагогов с учетом условий критически оценить и изменить содержание и методы своей работы. Это условие производное, так как восприимчивость педагогов к указаниям администрации пропорциональна ценности и объективной необходимости этих указаний и воспитывается стилем работы директора школы.
4. Способность школьного коллектива к самоорганизации, к самостоятельному урегулированию конфликтов, к устранению отрицательных отклонений в процессе работы без вмешательства администрации. Этот своеобразный автоматизм, очевидно, может быть достигнут лишь в резульзтате длительного четкого управления школой со стороны директора.
Как было сказано выше, одним из важных условий повышения качества образования в современной школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Это может быть реализовано, если методическая работа обеспечивает целенаправленное, непрерывное, личностно-ориентированное повышение профессиональных компетентностей учителя и содействовать его переводу на саморегулируемый процесс. Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения. Администрация школы должна создавать условия профессионального роста педагогических кадров, так как развитие школы невозможно без личностного и профессионального развития его персонала. Ни для кого не секрет, что в современном обществе изменился социальный состав родителей и контингент учащихся, изменился заказ родителей. При этом педагоги почувствовали необходимость в прохождении профессиональной переподготовки, овладении новыми педтехнологиями и информационными в том числе; изучении психологии, современных воспитательных программ; поиска новых форм работы с родителями; развития дополнительного образования, сохранения и укрепления здоровья детей. Но как показывает практика, достичь этого бывает достаточно сложно.
Пути решения данной проблемы в школах мы видим:
1. В овладении педагогами личностно-ориентированными технологиями, методом проектов через посещение курсов, через семинары, творческие отчеты, через участие в творческой деятельности по плану самообразования в соответствии с единой методической темой.
2. в изучении педагогами современных воспитательных программ через посещение курсов, семинаров, через участие в творческой деятельности.
3. в прохождении педагогами плановых курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
4. в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для этого продолжать работу по овладению здоровьесберегающими технологиями.
5. в развитии дополнительного образования через организацию новых курсов, кружков, через систему внеурочной деятельности, через элективные курсы.
6. в применении новых форм работы с родителями, в совершенствовании психолого-педагогического просвещения родителей и т.д.
Решение данных задач определяет требования к учебно-воспитательному процессу, в рамках которого осуществляется обучение и воспитание учащихся. Администрация школы проводит мониторинг, координирует и регулирует образовательно-воспитательный процесс и усилия учителей, обеспечивая их соответствующей информацией и создавая условия для эффективного обучения и воспитания учащихся и профессионального роста самого учителя.
В условиях происходящих преобразований характер процесса управления обучением, воспитанием и развитием личности стал ориентироваться на конечные результаты, что предполагает поиск путей обновления принципов, методов, содержания управления.
Мы придерживаемся подхода, в котором управление школой рассматривается как взаимодействие администрации, трудового коллектива, учащихся, родителей, общественности, различных организаций и ведомств по реализации познавательных, воспитательных целей и целей развития учащихся на основе решения кадровых, материально-финансовых, организационных, педагогических и других задач. Решая эти задачи, по сути, мы создаем условия для организации учебно-воспитательного процесса. Решение каждой из перечисленных задач осуществляется на основе: анализа; принятия управленческого решения; целеполагания; планирования и прогнозирования; организации исполнения; контроля; руководства.
Учебно-воспитательный процесс не всегда осуществляется по заранее намеченному плану. Иногда возникают непредвиденные обстоятельства, и именно педагогический контроль позволяет своевременно устранить появляющиеся трудности в ходе учебно-воспитательной деятельности, выявить причины несвоевременного выполнения учебных и воспитательных программ.
— Как организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в различных школах с учетом специфики каждой?
— Как объективно оценить вклад педагогического коллектива в подготовку учащихся?
— Возможен ли объективный контроль за интеллектуальным развитием учащихся?
— Как сохранить преемственность обучения в средней общеобразовательной школе, среднем специальном и высшем учебном заведении?
В решении этих и многих других вопросов большую роль призван сыграть управленческий контроль, являющийся составной частью учебно-воспитательного процесса и существенно влияющий на его результативность.
Роль управленческой деятельности очень высока. Она обеспечивает нормальный процесс развития человека – как полноценной личности. Сущность комплексного управления подготовкой учащихся заключается в единстве решения задач совершенствования учебно-воспитательного, учебно-познавательного процесса, научно-исследовательской работы и ученического самоуправления.
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Кто такой современный руководитель? Какими качествами он должен обладать? Какими знаниями: быть юристом, экономистом, строителем, сантехником, электриком или педагогом?
Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности, фактически определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллектива.
Тема 2. Этапы управленческой деятельности