Конспект лекции по дисциплине «Управление качеством на основе стандартов ИСО», doc

Файл загружается
Благодарим за ожидание, осталось немного.
Конспект лекции по дисциплине «Управление качеством на основе стандартов ИСО», текстовый формат
Лекция 1.4 Тема Управление качеством на основе стандартов ИСО Цели: сформировать общее представление о стандартах ИСО серии 9000, рассмотреть принципы менеджмента качества План: 1 Концепция стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г. 2. Принципы менеджмента качества. 1 Концепция стандартов ИСО серии 9000 в редакции 2000 г. При разработке стандартов ИСО серии 9000:2000 одна из преследуемых (но далеко не главных) целей состояла в упрощении структуры стандартов для более удобного их применения на предприятиях. В результате, вместо 20 имевшихся ранее стандартов, серия ИСО 9000:2000 стала содержать четыре стандарта. Международная организация по стандартизации установила официальный порядок перехода на новую версию стандартов. Дата введения в действие стандартов ИСО серии 9000:2000 - 15 декабря 2000 г. Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества: ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества; ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей; ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон; ИСО 19011:2002 «Аудит систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды» содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Необходимо отметить сущностные отличия новой редакции. Выделяются четыре из них. Первое. В редакции 2000 г. существенно изменился подход к определению качества, подчеркнут его вероятностный характер. Второе. Стандарты ИСО в редакции 2000 г. ориентируют предприятия на результат. Одним из главных требований к СМК является процессный подход, предусматривающий обязательные идентификацию, оценку и улучшение результатов, как на промежуточных этапах, так и на предприятии в целом. Третье. Четко разделена мотивация предприятий при внедрении стандартов 2000 г. Два мотива - «мотивация заинтересованным лицом» и «мотивация руководством». Четвертое. В основу СМК положена не ее структура, а принципы менеджмента качества. 2. Принципы менеджмента качества. Новая версия стандарта базируется на восьми фундаментальных принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (ТQМ – Тоtal Quality Management). Все содержание стандартов построено на основе этих принципов, которые призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха. Ориентация на потребителя. «Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания». Применение принципа требует: - осознание всех потребностей и ожиданий потребителя, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д.; - сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон; - доведения запросов и ожиданий потребителей до сведения всего персонала; - измерения удовлетворенности потребителей и проведение корректирующих мероприятий; - управления взаимодействия с потребителем. Лидерство руководителя. «Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации». Применение принципа требует: - демонстрации приверженности к качеству собственным примером; - понимания и реагирования на внешние изменения; - ориентации на потребности всех заинтересованных сторон; - прогноза будущего своего предприятия; - создание атмосферы доверия и работы без страха; - обеспечение персонала необходимыми ресурсами и свободой действий; - признания и поощрения личного вклада каждого; - поддержки открытых и честных взаимоотношений; - обучения и постоянного совершенствования кадров (в первую очередь – управленческих). Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений. Вовлечение работников. «Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности». Применение принципа требует: - инициативы и ответственности персонала в решении проблем; - активного поиска возможностей совершенствования; - передачи опыта и знаний в коллективе; - ориентации на создание дополнительных ценностей для потребителей; - получение удовлетворения от работы. Таким образом, достигается понимание работниками организации своей роли и вклада в достижение общекорпоративных целей. Процессный подход. «Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом». Применение принципа включает: - разработку процесса, достижение желаемого результата; - идентификацию начала процессов и определение методов оценки их результатов; - определение взаимодействий процессов; - установление четких прав, полномочий и ответственности при управлении процессами; - выявление потребностей поставщиков и потребителей процессов; - охват всех составляющих процесса при его проектировании. Системный подход к менеджменту. «Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют повышению результативности и эффективности организации при достижении ее целей». Применение принципа требует: - системного анализа управления организацией с точки зрения эффективности процесса, достижения целей и внутренних возможностей организации; - понимания взаимозависимости процессов в системе; - постоянного улучшения системы через анализ и оценку. Системный подход даёт возможность сосредоточиться на ключевых с точки зрения реализации стратегии процессах, способствуя тем самым повышению результативности и эффективности организации. Принцип системного подхода тесно связан с процессным подходом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку. Постоянное улучшение. «Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель». В настоящее время необходимость постоянного улучшения признана важным средством достижения и сохранения организацией конкурентоспособности. Улучшение должно быть заложено в структуру и характер организации в целом, постоянное улучшение должно стать целью каждого в отдельности и организации в целом. Применение принципа требует: - разработки концепций постоянного улучшения продукции и системы в целом; - периодической оценки процесса, выявление возможности дальнейшего улучшения; - постоянного повышения эффективности всех составляющих процессов; - знания каждым работником методов и средств постоянного улучшения; - определение критериев и целей улучшения. Принятие решений на основе фактов. «Эффективные решения основываются на анализе данных и информации». Применение принципа требует: - сбора и анализа данных и информации, относящихся к задаче; - доказательство достоверности и точности данных и информации; - использования статистических методов анализа данных и информации; - принятия решений на основе анализа фактов, опыта и деловой интуиции. Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных и последующий их анализ предполагают владение знаниями и применением статистических методов. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. «Организация и ее поставщики взаимозависимы, поэтому отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности». Применение принципа требует: - отбора основных поставщиков; - организации четких и открытых связей; - понимание обеими сторонами потребностей потребителя; - обмена информацией и перспективными планами. Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализация принципа требует выбора и ранжирования поставщиков с целью идентификации основных поставщиков и поощрения наиболее надежных из них. Кроме этого практическая реализация принципа требует от организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее. Совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.