Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление интеллектуальной собственностью в системе инновационного менеджмента

  • 👀 709 просмотров
  • 📌 672 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Управление интеллектуальной собственностью в системе инновационного менеджмента
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление интеллектуальной собственностью в системе инновационного менеджмента» docx
ЛЕКЦИЯ 1. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях (Руководство Осло, рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям). Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (Федеральный закон от 03.09.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями на 26 июля 2019 года). Типы инноваций 1) По сфере применения: - технологические инновации, которые представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Технологическими инновациями могут быть, как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций. - процессные инновации, есть внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта. Сюда входят значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. - организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. - маркетинговые инновации – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж. - продуктовая инновация, есть внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования. Сюда включаются значительные усовершенствования в технических характеристиках, компонентах и материалах, во встроенном программном обеспечении, в степени дружественности по отношению к пользователю или в других функциональных характеристиках. 2) По сфере распространения: - мировая инновация - национальная - региональная - локальная - точечная 3) По степени новизны: - базисные (радикальные) - инновации основаны на совершенно новых технологиях. Они меняют состояние рынка; становятся фундаментом (базисом) для развития связанных с ними сфер человеческой деятельности. - улучшающие инновации направлены на совершенствование и развитие систем (объектов, явлений) в известном направлении. Улучшающие инновации в основном способствуют диффузии, растворению базовых инноваций. - псевдоинновации (наиболее распространенные) - позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций. Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности (Федеральный закон от 03.09.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями на 26 июля 2019 года). К субъектам инновационной деятельности относят: - физические лица (авторы, правообладатели результата интеллектуальной деятельности); - организации всех форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность (внедрение, реализации инноваций); - органы государственной власти (например, Министерство экономического развития РФ, департамент экономического развития Воронежской области и др.); - высшие учебные заведения; - научные организации; - финансовые институты (например, ВЭБ-Инновации); - венчурные фонды (например, РВК); - институты развития инноваций (например, Фонд Сколково, Фонд содействия инновациям, Роснано и др.); Понимание сущности инновационной деятельности невозможно без определения жизненного цикла инновации (ЖЦИ). Полный жизненный цикл инноваций представляет собой последовательность следующих стадий: 1) Фундаментальные исследования (ФИ) – направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственная цель – описание, объяснение и предсказание в процессах и явлениях действительности, составляющих предмет изучения на основе открываемых законов. 2) Прикладные исследования (ПИ) – направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. 3) Опытно-конструкторские работы (ОКР) – предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель, проводятся ее испытания. Результатом этого проекта служит полный комплекс документов, необходимый для принятия решения о начале подготовки промышленного производства. 4) Техническое освоение – предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции. В результате освоения производства выбираются сырье и материалы для промышленного производства продукта, выстраиваются производственный и вспомогательные процессы. Результатом является пробная партия изделий. 5) Производство – на этой стадии осуществляется собственно производство продукта. Также могут проводиться производственные исследования, целью которых является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой продукции, а также усовершенствование технологий и организации производственного процесса, снижению затрат на производство продукции. 6) Реализация / потребление – с точки зрения предприятия на данной стадии осуществляется комплекс мероприятий по доведению нового продукта до конечного потребителя. С точки зрения рынка на данной стадии производится потребление продукта в той сфере деятельности, на удовлетворение потребности которой направлена инновация. 7) Диффузия (распространение) инноваций – процесс распространения и многократного повторения инновации в других объектах и сферах деятельности, отличных от сферы первоначального внедрения. Результаты инновационной деятельности, полученные на стадиях НИОКР обладают степенью новизны и могут определяться как объекты интеллектуальной собственности (ОИС), права на которые охраняются законодательством. С экономической точки зрения ОИС нужно рассматривать как актив, который должен приносить доход. Согласно п.1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ под интеллектуальной собственностью (ИС) понимаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. В ГК РФ закреплены права на ИС, которые относятся непосредственно к информации. Право собственности заключается в том, чтобы владеть, пользоваться и распоряжаться. Управление интеллектуальной собственностью – деятельность организационного, координирующего, аналитического характера, осуществляемая в рамках инновационной деятельности. ЛЕКЦИЯ 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. Интеллектуальная собственность относится к объектам гражданских прав и представляет собой охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Состав интеллектуальной собственности определен в ст.1225 ч.IV ГК РФ: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Интеллектуальные права включают исключительные права, являющимися имущественным правом, а также личные неимущественные права. Исключительное право предполагает, что автор может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Обобщённая классификация объектов интеллектуальной собственности представлена ниже: Объекты интеллектуальной собственности объекты авторского права объекты смежных прав патентные права права на селекционные достижения право на топологии интегральных микросхем право на секреты производства (ноу-хау) средства индивидуализации право на технологию 1. Объекты авторских прав. Согласно ст. 1259 ч. IV ГК РФ объектами авторских прав являются произведение науки, литературы и искусств: • литературные произведения; • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; • хореографические произведения и пантомимы; • музыкальные произведения с текстом или без текста; • аудиовизуальные произведения; • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; К объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, базы данных, производные произведения. Не являются объектами авторских прав: • официальные документы государственных органов и органов муниципальных образований; • государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований; • произведения народного творчества; • сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение. Использованием произведения считается: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи; 3) публичный показ произведения; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир; 8) сообщение по кабелю; 9) перевод или другая переработка произведения. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права: • латинскую букву «С» в окружности; • имя или наименование правообладателя; • год первого опубликования произведения. Срок действия исключительного авторского права на произведение: • действует в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти автора; • на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия – в течение 70 лет после его правомерного обнародования; • на произведение, обнародованное после смерти автора, - в течение 70 лет после обнародования произведения; • на произведение, созданное в соавторстве, - в течение 70 лет после смерти последнего соавтора. 2. Объекты смежных прав. Смежными (с авторскими) правами признаются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфире или по радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров; 2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания 4) базы данных; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Исключительное право на исполнение, действует в течение всей жизни исполнителя или не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено исполнение. Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, и считая с 1 января года, следующего за годом ее создания, при этом срок действия исключительных прав возобновляются при каждом обновлении базы данных. 3. Объекты патентного права. Согласно ст. 1345 ч. IV ГК РФ интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Условия полезной модели — новизна и промышленная применимость. В качестве промышленного образца охраняются художественно-конструкторские решения промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющие его внешний вид. Условия патентоспособности промышленного образца – новизна и оригинальность. Не могут быть объектами патентных прав: 1) способы клонирования человека и его клон; 2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; 3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; 4) результаты интеллектуальной деятельности, если они противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. Исключительное право на изобретение признается и охраняется при условии их государственной регистрации, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Срок действия патента исчисляется со дня подачи заявки на выдачу патента и составляет: • 20 лет — для изобретений; • 10 лет — для полезных моделей; • 5 лет — для промышленных образцов с возможностью неоднократного продления на пять лет (но не более 25 лет с даты подачи заявки). 4. Права на селекционные достижения. Согласно ст. 1345 ч; IV ГК РФ объектам интеллектуальных прав-на селекционные достижения являются сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным требованиям к таким селекционным достижениям. Критериями охраноспособности селекционного достижения являются новизна, отличимость (от общеизвестных), однородность (по признакам) и стабильность (сохранение свойств при размножении). Срок действия исключительного права на селекционное достижение и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений и составляет тридцать лет. На сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород. Право патента составляет 35 лет. 5. Право на топологии интегральных микросхем. Согласно ст. 1345 ч. IV ГК РФ топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними (рис. 1.5). Рис. 1 Топология интегральной микросхемы Правообладатель вносит в Реестр топологий интегральных микросхем, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Исключительное право на топологию действует в течение 10 лет. 6. Право на секрет производства. Согласно ст. 1465 ч. IV ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности: • которые имеют потенциальную или действительную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам; • к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании; • в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. 7. Права на средства индивидуализации. К средствам индивидуализации относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. На товарный знак, т.е. на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения данного товарного знака. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз. Наименованием места происхождения товара, по которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержание современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Срок действия правовой охраны наименования места происхождения товара аналогичен товарному знаку. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникают и действует независимо от исключительного права на фирменные наименования. Отличия товарного знака от коммерческого обозначения представлены ниже. Основные характеристики коммерческого обозначения Основные характеристики товарного знака (знака обслуживания) Служит для индивидуализации юридического лица организации или индивидуального предпринимателя Служит для индивидуализации товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не предприятий и организаций Не подлежит государственной регистрации Подлежит государственной регистрации с выдачей свидетельства Может быть только одно в организации Количество не лимитируется Должно непрерывно использоваться с временным разрывом не более одного года Правовая охрана прекращается, если не использовался непрерывно более трех лет 8. Право на технологию. Согласно ст. 1542 ч. IV ГК РФ единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфера (единая технология). В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил ГК РФ, в том числе технические данные, другая информация. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии на основании договоров. ЛЕКЦИЯ 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Правовую охрану объектов интеллектуальной собственности обеспечивает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Роспатент находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Подведомственные Роспатенту государственного учреждения: • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности»; • агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; • «Российская государственная академия интеллектуальной собственности». Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности являются: • правовая защита интересов государства в процессе; • контроль и надзор в сфере правовой охраны; • контроль и надзор в установленной сфере деятельности; • оказание государственных услуг в сфере правовой охраны; Большая часть государственных услуг Роспатента связана с выдачей охранных документов. Охранный документ — это документ, предоставляемый правообладателю по его просьбе (заявке, ходатайству и др.) Роспатентом и удостоверяющий приоритет, авторство, право его владельцев в течение определенного срока использовать предмет своего патента, свидетельства, включая право отстранять (исключать) третьих лиц от любой формы использования запатентованного объекта без согласия (разрешения) патентовладельца (правообладателя). Виды охранных документов на рис 1.6. ис. 1.6. Виды охранных документов Выдача действующих охранных документов осуществляется в четыре основных этапа: 1) подача заявки; 2) проведение формальной экспертизы заявки; 3) проведение экспертизы заявки по существу; 4) государственная регистрация и выдача патента (свидетельства) или отказ в выдаче патента (свидетельства). Более детально данные этапы расписаны в соответствующих административных регламентах, учрежденных Роспатентом. 1) прием и регистрацию заявки; 2) проверку уплаты пошлины и формальную экспертизу заявки; 3) проведение информационного поиска по заявке по ходатайству заявителя или третьих лиц, предоставление сведений о его результатах; 4) рассмотрение ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу; 5) экспертизу заявки по существу; 6) публикацию сведений о заявке в официальном бюллетене Роспатента; 7) публикацию отчета об информационном поиске; 8) рассмотрение ходатайств заявлений, поданных заявителем по собственной инициативе; 9) государственную регистрацию изобретения в Государственном реестре, публикацию сведений о выдаче патента; 10) выдачу дубликата патента. Предоставление государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче соответствующих свидетельств включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрацию заявки; 2) публикацию в официальном бюллетене Роспатента (далее – официальный бюллетень) сведений о поданных заявках; 3) проверку уплаты пошлин и формальную экспертизу заявки; 4) экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака; 5) рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе; 6) регистрацию товарного знака в Государственном реестре, публикацию сведений о государственной регистрации товарного знака и выдачу свидетельства на товарный знак; 7) выдачу дубликата свидетельства на товарный знак. Действие охранных документов может быть прекращено в случае официального признания их недействительными, по ходатайству правообладателя или неуплаты в установленный срок пошлин за поддержание охранных документов в силе. Законодательство предоставляет правообладателю возможность осуществить отчуждение своего исключительного права, или частично передать его третьим лицам, или разрешить использовать объект ИС посредством заключения соответствующего гражданско-правового договора. К таким договорам относятся: 1) договор об отчуждении исключительного права (договор об уступке); 2) лицензионный договор (соглашение). По договору об уступке происходит продажа всех исключительных прав на объект ИС и приобретение этих прав другим лицом, которое становится новым правообладателем по договору. Приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. Договор требует государственной регистрации. Лицензионное соглашение — это соглашение о приобретении прав на использование объекта ИС, заключенное между лицензиаром (владельцем исключительных прав) и лицензиатом (получателем прав в отношении объекта лицензионного соглашения). Обязательным элементом лицензионного договора является территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Срок, на который заключается лицензионный договор не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается. Цена лицензии — выплаты лицензиата лицензиату, осуществляемые в виде разового фиксированного платежа, периодического платежа или комбинированным способом. Существует три вида цены лицензии. 1. Паушальный платеж выплачивается вне зависимости от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции единовременно в момент начала коммерческой реализации или в рассрочку. 2. Роялти — периодические отчисления по фиксированной ставке от объема реализуемой по лицензии продукции. В этом случае расчет платежей идет по реальной прибыли, что выгодно и лицензиару, и лицензиату. Платежи могут быть в форме отчислений от объема продаж, налогооблагаемого дохода, чистой были, цены единицы продукции и др. 3. Комбинированные платежи — часть (25% расчетной цены лицензии) в форме паушального платежа, остальное — по роялти. Такой способ расчетов избавляет от необходимости нести большие расходы в случае неудачного освоения объекта лицензии. Виды лицензий по объему передаваемых прав 1. Лицензия неисключительная (простая) – с сохранением за лицензиаром права на использование и права выдачи лицензии другим лицам. 2. Лицензия исключительная – договор, предусматривающий передачу лицензиату прав на использование ОИС с сохранением за лицензиаром права на использование, но без сохранения права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использования, установленным в договоре. 3. Лицензия полная – договор, предусматривающий передачу лицензиату прав на использование ОИС без сохранения за лицензиаром права на использование и права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использования, установленным в договоре. 4. Лицензия перекрестная (кросс-лицензия) – правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями. 5. Сублицензия – разновидность простых и исключительных лицензий, отличающаяся от последних тем, что заключает их контрагент лицензиата, купивший первоначальную лицензию. По условиям и объему передаваемых прав сублицензия полностью зависит от первоначально заключенного лицензионного договора. 6. Открытая лицензия – патентообладатель может подать в Роспатент заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности (открытая лицензия). Виды лицензий по предмету договора 1. Патентная лицензия - предоставляет лицензиату право на использование изобретения, изготовление на его основе продукта, продажу продукта. Договор недействителен без регистрации. 2. Беспатентная лицензия - договор о передаче ноу-хау (коммерческой тайны). Обязательным условием такого договора является обоюдное обеспечение конфиденциальности в отношении ноу-хау. Договор не требует регистрации 3. Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) предполагает, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства(ноу-хау). Разновидностями франчайзинга являются прямой франчайзинг (простая лицензия) и мастер франшиза (исключительная лицензия). 4. Авторский лицензионный договор – договор о передаче авторских прав. Наиболее распространенной формой передачи авторских прав является издательский договор (договор о публикации) – лицензия, выдаваемая издателю владельцем авторского права. 5. Договор залога прав на объект интеллектуальной собственности – сделка по передаче исключительных прав от правообладателя(залогодателю) до момента исполнения первым определенного обстоятельства. Невозможно заложить право на использование наименования места происхождения товаров, фирменное наименование, право авторства на изобретение и другие непередаваемые права. Договор залога прав на объекты ИС, которые подлежат государственной регистрации (объекты промышленной собственности), также подлежит обязательной государственной регистрации. ЛЕКЦИЯ 4. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. Понятие «нематериальные активы» широко используется различными профессиональными сообществами в сфере управления, бухгалтерского и налогового учета, оценочной деятельности. 1. С позиции менеджмента НМА входят в состав интеллектуального капитала компании, который включает в себя организационный капитал, человеческий и рыночный капитал. Оценки и идентификация НМА требуются при разработке концепций управления интеллектуальным капиталом компании в целях повышения ее капитализации, стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности и т. п. При этом под НМА в широком смысле понимаются специфические активы, для которых характерно: • отсутствие осязаемой формы; • долгосрочность использования; • способность приносить доход. 2. Для целей бухгалтерского учета понятие «нематериальные активы» раскрывается через конкретный перечень единовременно выполняемых условий, установленных Положением по бухгалтерскому учеты 14/2007 «Учет нематериальных активов». Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий: • объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности объект предназначен для использования в производстве продукции. • организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (организация имеет надлежащие оформленные документы – патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации); • возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; • организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев; • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; • отсутствие у объекта материально-вещественной формы; В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация (гудвилл), возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Нематериальными активами не являются: • расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду. Кроме того, ПБУ 14/2007 не применяется в отношении: • не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; • не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; • материальных носителей (вещей), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; • финансовых вложений; В Международных стандартах финансовой отчетности (далее — МСФО) порядок учета нематериальных активов определяет стандарт МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» В соответствии с ПБУ 14/2007 одно из критериев отнесения объекта к нематериальным активам — присутствие у организации документов, оформленных должным образом и предоставляющих ей право распоряжаться активом (исключительное право). Данное условие ограничивает возможность учета в качестве нематериальных активов не исключительных прав. 3. С позиции налогового законодательства согласно п. 3 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемых в производстве продукции (выполнение работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени. Таким образом, в целом трактовка сущности условий признания НМА в бухгалтерском и налогом учете совпадают, единственное исключение — нормы налогового кодекса не предусматривают контроля над использованием актива. 4. С позиции оценочной деятельности под нематериальными активами согласно Федеральному стандарту оценки № 11 (далее — ФСО № 11), утвержденному приказом Минэкономразвития России № 385 от 22.06.2015, понимаются активы, которые не имеют материально-вещественной формы, проявляют себя своим экономическими свойствами, дают выгоды их собственнику (правообладателю) и генерируют для него доходы (выгоды), в том числе: • исключение права на интеллектуальную собственность, а также иные права (право следования, право доступа и др.); • права, составляющие содержание договорных обязательств (договоров, соглашений); • деловая репутация. Необходимо различать понимание деловой репутации бухгалтерами и оценщиками. Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации компании определяется расчетным путем ка разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении компании как имущественного комплекса и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату ее покупки. Таким образом, гудвилл — это: • нематериальный актив; • присутствует только при наличии избыточной прибыли; • не может быть отделен от компании, т.е. Продан отдельно от нее. Гудвилл возникает, когда доход компании на активы (или на собственный капитал) выше среднеотраслевого показателя, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость чистых активов. Фактически — это количественное выражение конкурентных преимуществ, связанных с наличием у компании постоянной клиентуры, высококвалифицированного менеджмента, хорошо поставленной системы сбыта, выгодного географического расположения и т.д. В общем виде, классификация НМА представлена ниже. ЛЕКЦИЯ 5. РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ЦЕЛИ ОЦЕНКИ, ВИДЫ И ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Субъектами рынка интеллектуальной собственности являются: правообладатели, пользователи (потребители), организации, по коллективному управлению интеллектуальными правами (например, Российское авторское общество). Особым субъектом рынка интеллектуальной собственности служит государство, которое одновременно регулирует описываемый рынок. Объектами рынка являются права на интеллектуальную собственность, причем эти права имеют как территориальный, так и временный характер и должны быть действительными, т.е. владелец прав может их реализовать, не нарушая прав третьих лиц. Чаще всего оценка производится: • в связи с куплей-продажей прав на отдельные нематериальные активы; • предстоящим заключением лицензионного договора и необходимостью обосновать расчет платежей за использование ИС; • приватизацией организации или приватизацией объектов научно-технической сферы (в случае, когда требуется переоформление авторских свидетельств, принадлежащих государству, на патенты, принадлежащие конкретному физическому или юридическому лицу); • ликвидацией, банкротством организации. Цели оценки можно разбить на три большие группы. Корпоративные трансакции (слияния и поглощения, расширение бизнеса, разработка инвестиционных проектов) Купля-продажа интеллектуальных прав (патентов лицензий) Принудительное лицензирование и возмещение ущерба от нарушения интеллектуальных прав Рис. Группы целей оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности В каждом случае оценка интеллектуальной собственности – это процесс определения стоимости объема прав на конкретные результаты интеллектуальной деятельности, владение которыми обеспечивает их владельцу определенную выгоду. Однако виды стоимости могут быть различны. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Данный вид стоимости в такой формулировке без каких-либо оговорок применим к объектам интеллектуальной собственности, продаваемым отдельно от организации-правообладателя. Инвестиционная стоимость — это стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. Понятие «инвестиционная стоимость» применимо к правам ИС в случае их внесения в качестве вклада в собственный (уставный) капитал вновь создаваемого бизнеса или в качестве бизнесобразующей технологии при разработке инвестиционных проектов. Поскольку нематериальные активы обладают ограниченной ликвидностью (возможностью быстрой продажи по рыночной стоимости), то они редко используются в качестве залога. Оценка НМА для залога осуществляется на базе рыночной стоимости. Необходимо различать залоговую стоимость НМА и размер кредита, ссужаемого под залог нематериального актива. Оценка залоговой стоимости НМА производится исходя из параметров рынка нематериальных активов (в том числе ставки дохода данного рынка), тогда как размер кредита под залог рассматриваемого НМА определяется исходя из параметров финансового рынка. Первоначальная стоимость – это стоимость нематериального актива, по которой он изначально учитывается на балансе организации. Эта стоимость слагается из затрат на создание (или приобретение) актива и его доведение до практического использования в организации. Состав затрат зависит от канала поступления НМА на баланс организации (табл. 2) Таблица 2 Определение первоначальной стоимости нематериальных активов Канал поступления нематериальных активов Что включает в себя первоначальная стоимость нематериальных активов Приобретение за плату у других Организаций и физических лиц Стоимость самого нематериального актива, включая паушальный платеж* Услуги сторонних организаций, связанные с приобретением и оценкой объектов нематериальных активов Таможенные платежи, регистрационные сборы, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с приобретением или получением прав на объекты нематериальных активов Налоги и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением Приобретение в обмен на другое имущество Стоимость передаваемого имущества, по которой оно было отражено в учете, если иное не предусмотрено законодательством Безвозмездное получение от других организаций и физических лиц Рыночная стоимость. В случае невозможности оценки по рыночной стоимости стоимость определяется по соглашению сторон, но не ниже балансовой стоимости, по которой данный НМА числился у передающей стороны Создание самой организации Сумма фактических расходов на создание НМА которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и др. Внесение учредителями в счет их вклада в уставный фонд организации Сумма денежной оценки, согласованной учредителями(участниками) на день подписания договора о создании организации и (или) утверждения устава Сумма экспертной оценки в случаях, установленных законодательством При постановке НМА на баланс организации по первоначальной стоимости единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и т.п., предназначенная для выполнения определенных самостоятельных функций. Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, по которой они принимались к бухгалтерскому учету не подлежит изменению. Исключение — переоценка и обесценение объектов. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта НМА приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования нужно ежегодно проверять на предмет его реалистичности, а именно: сможет ли компания, как рассчитывала, в течение ранее определенного срока использовать актив. Нематериальный актив с неопределенных сроков полезного использования не амортизируется. По таким активам ежегодно организация должна подтверждать, что продолжают иметь место факторы, мешающие надежному установлению срока полезного использования по этому объекту. Стоимость нематериального актива, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки меньший типичного срока экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. Таким образом, ликвидационная стоимость, отличающаяся от нулевой, подразумевает, что организация ожидает продать нематериальный актив до конца срока его полезной службы. При определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности следует учитывать следующие факторы: • объем и полнота продаваемых и передаваемых прав; • уровень правовой охраны; • возможности несанкционированного использования; • уровень готовности к коммерческому использованию; • возможные отрасли использования; • риски освоения и использования объекта интеллектуальной собственности и различных отраслях. ЛЕКЦИЯ 6. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Процесс оценки стоимости любых объектов, в том числе объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов организации, регламентирован и согласно ФСО №1 включает следующие этапы: 1) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку; 2) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки; 3) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов; 4) согласование (в случае необходимости) результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки; 5) составление отчета об оценке. Общими требованиями к информации для оценки стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности являются требования полноты и достоверности. Информация считается полной, если использование дополни - тельной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, a также к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация является достоверной, если она соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследованных оценшиком при проведении оценки и определении итоговой величины стои- мости объекта оцсики, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованиые решения. С точки зрения временного характера используемая в процессе оценки информация подразделяется на фактическую и прогнозную. К фактическим данным могут быть отнесены: • финансовая отчетность предприятий; • данные управленческого учета; • затраты на создание актива; • фактические цены, сложившиеся на рынке по идентичным или сопоставимым активам; Примерами прогнозных исходных данных могут служить: • расчетные или прогнозируемые данные по финансовым результатам; • расчетные затраты на создание аналогичного актива; • прогнозы по показателям рынка: цена, спрос, предложение; • прогнозы макроэкономических показателей — инфляция, курсы валют, инвестиционный и потребительский спрос; Считается, что фактически данным следует доверять в большей степени, чем прогнозным. Всю используемую информацию в процессе оценки объектов собственности можно поделить на внутреннюю и внешнюю по отношению к объекту оценки. К внутренней информации относятся те данные, факты и характеристики, которые оценщик получит от собственника объекта оценки, а также при его непосредственном осмотре. Внешнюю информацию оценщик получает из доступных источников, как открытых, так и коммерческих. Он самостоятельно определяет, какими источниками необходимо ограничиться и каким доверять в большей степени. Общий список запрашиваемой информации при оценке может включать следующие материалы. 1. Запрос на предоставление предварительной информации. 2. Копии всех текущих патентов и патентных заявок. 3. Подробный перечень всех технических чертежей, проектов и спецификаций. 4. Подробный перечень всех клиентов, входящий в текущий список клиентов. 5. Копии всех открытых контрактов с заказчиками или клиентами. 6. Краткий обзор всех текущих предложений, сделанных клиентами, а также не подтвержденных ими ценовых предложений. 7. Подробный перечень текущего портфеля подтвержденных заказов и заказ-нарядов клиентов на закупку. 8. Подробное описание и перечень всех собственных библиотек, включая документацию, характеризующую закупленные материалы, а также документацию, разработанную внутри компании. 9. Подробный перечень всего закупленного и разработанного собственными силами компьютерного программного обеспечения собственными силами компьютерного программного обеспечения. 10. Подробный перечень всех закупленных из внешних источников учебных пособий, включая руководства, курсы, рабочие тетради, фильмы, кассеты и т.д. 11. Подробный перечень разработанных внешними сторонами или закупленных из внешних источников рекламных маркетинговых материалов, включая рекламные буклеты стенды. 12. Обобщенный перечень всех текущих товарных знаков, фирменных наименований и регистрационных свидетельств. 13. Перечень текущих лицензий, прав, контактов, или соглашений, позволяющий компании использовать изделия, процессы, технологии, наименовании торговых марок, регистрационные свидетельства и т.д. принадлежащие другой стороне. 14. Краткий обзор всех договоров аренды. Внутренние источники данных при оценке нематериальных актов. Оценщику понадобятся данные об организационной структуре компании, ее истории, характеристики области деятельности, выпускаемой продукции или оказываемых услугах, характеристики организационной структуры управления и ключевого персонала, данные о поставщиках и клиентах компании, портфель заказов и другие договорные обязательства, бизнес-планы развития и бюджеты организации. Оценщик должен получить информацию для определения эффективности использования нематериального актива, включая прошлые периоды деятельности организации, а также перспективы использования оцениваемого актива. При этом необходимо получить данные о затратах и доходах, связанных с нематериальным актом или объектом ИС. Важным показателем при оценке стоимости нематериального актива является его срок полезного использования. Следующий массив информации — это сделки с участием нематериальных активов с учетом их характеристик с точки зрения рыночного характера, условий платежей, выполнения контрактных обязательств. Опираться на условия и характер исключительно прошлых сделок при формировании заключительного суждения о стоимости не материального актива не следует. Таким образом, внутреннюю информацию при оценке стоимости нематериальных активов можно разделить на информацию исторического характера (сделки по активам, совершенные в прошлых периодах), текущие контракты по предоставлению лицензий и т.п., характеризующие использование нематериальных активов, а также планы на их будущее использование. Внешние источники данных при оценке стоимости нематериальных активов Их можно структурировать следующим образом: информация макроэкономического характера — показатели и тенденции развития экономики страны, социальная и политическая обстановка, демографические данные, инфляция и т.д.; • отраслевая информация — тенденции и особенности развития отрасли, к которой относится оцениваемый актив; • рыночная информация — данные о спросе, предложении, ценах сделок на аналогичные активы, лицензии, ставки роялти; • данные, характеризующие научно-технический прогресс — тенденции развития технологии, техники, товаров-заменителей в сегменте, к которому относится оцениваемый актив. Источники для получения обозначенного массива внешних данных могут быть подразделены на следующие группы: • научные и юридические издания; • отраслевые издания; • новостные ресурсы; • судебные дела; • изданные книги (монографии и другие научные работы); • сайты информационных и рейтинговых агентств, министерств и ведомств; корпораций, специализированных служб и институтов. ЛЕКЦИЯ 7. ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Основными подходами, используемыми при проведении оценки стоимости НМА и ОИС, являются доходный, затратный и сравнительный. Выбор того, или иного подхода зависит от ряда факторов: - возможности применения каждого из подходов; - цели и задачи оценки; - предполагаемое использование результатов оценки; - допущения; - полнота и достоверность исходно информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком. Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости НМА и ОИС, основанных на определении ожидаемых доходов от их использования. Данный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые НМА способен приносить, а также связанные с ним расходы. Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости НМА и ОИС, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения оцениваемого НМА и ОИС с учетом всех видов устареваний. Затратами на воспроизводство являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании НМА материалов и технологий. Затратами на замещение являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки. Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости НМА и ОИС, основанных на сравнении оцениваемого НМА с объектами-аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом признается объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В пределах каждого выбранного подхода оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы. Методом является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость НМА и ОИС в рамках одного из подходов к оценке. При выборе метола учитываются: - цели и задачи оценки; - способ использования результатов оценки; - объем и достоверность доступной для использования того или иного метода рыночной информации. При использовании рыночной информации и корректном применении подходов к оценке, как правило, получается рыночный результат. Это означает, что результаты расчетов, полученные различными подходами, должны совпадать между собой. Но это только теоретически возможно, а на практике эти результаты отличаются друг от друга. В связи с этим итоговая величина стоимости объекта оценки определяется путем обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Оценщик также обосновывает и аргументирует целесообразность использования методов, а также весов, приписанных различным методам, из которых он исходит при определении согласованной величины стоимости. Для методов доходного подхода погрешности, главным образом, могут возникать при прогнозировании объема продаж, при оценке рисков, определении доли оцениваемого НМА (ИС) в формировании общих финансовых результатов бизнеса и др. В методах затратного подхода основные источники внесения погрешностей в расчет стоимости вызваны не совсем точным определением стоимости всех израсходованных материалов, операционных расходов и трудозатрат, связанных с поисковыми и патентными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, неабсолютно точным определением сумм амортизации и коэффициентов инфляции для приведения этих затрат к текущей стоимости. При сравнительном подходе погрешности могут возникнуть в основном из-за не совсем точного определения аналитических величин различия в характеристиках оцениваемого актива и его аналога. При согласовании результатов, полученных различными подходами (методами), может быть использован метод расчета средневзвешенной величины (суть – результаты расчета, полученные каким-то методом, может быть придан больший / меньший вес по сравнению с другими методами). В частности, чем мене точно и менее обоснованно рассчитывается каким-то методом стоимость ИС, тем при прочих равных условиях меньший весокой коэффициент назначается этому варианту стоимости. V= Где – весовые коэффициенты результатов доходного, затратного, сравнительного подходов () Где – величина стоимости, полученная с применением доходного, затратного, сравнительного подходов. Весовые коэффициенты определяются методом анализа иерархий Томаса Саати. Первым этапом применения метода является структурирование проблемы расчета стоимости в виде иерархии или сети. После иерархического воспроизведения проблемы устанавливаются приоритеты критериев. Система парных сравнений приводит к результату, который представляет собой обратную симметричную матрицу. Составляющей матрицы является интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента иерархии j, которая определяется экспертно по шкале интенсивности: 1 – равная важность; 3 – умеренное превосходство одного над другим; 5 – существенное превосходство одного над другим; 7 – значительное превосходство одного над другим; 9 – тотальное превосходство одного над другим. 2,4,6,8 – соответствующие промежуточные значения. Если при сравнении одного фактора i с другим фактором j получено a(i,j)=b, то при сравнении второго фактора с первым получается a(i,j)=1/b. Сравнение элементов a и b проводится по следующим критериям: - какой из элементов важнее или имеет большее воздействие; - какой из элементов более вероятен. ЛЕКЦИЯ 8. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. Доходный подход предусматривает дисконтирование денежных потоков (будущих экономических выгод), генерируемых объектом оценки, или капитализацию годового чистого дохода (выгода, эффект) от объекта оценки, включая доходы от возможного возмездного предоставления другим лицам доступа к экономическим выгодам от использования объекта оценки. Доходный подход предусматривает установление стоимости НМА путем расчета приведенной к текущему моменту (дате оценки) стоимости ожидаемых выгод (эффектов) от использования НМА в хозяйственной деятельности или в коммерческом обороте. Для всесторонней оценки стоимости НМА необходимо провести эффекторный анализ используемых НМА и выделить эффект, генерируемые оцениваемым НМА. Именно они являются источниками экономических выгод или доходов, на базе которых рассчитывается стоимость НМА. Ожидаемые экономические выгоды могут базироваться на учете реального экономического эффекта от производства и реализации лицензионной продукции (продукции, произведенной с использованием оцениваемого ОИС) или на искусственном выделении его из общего денежного потока. Реальный экономический эффект от использования ИС может быть достигнут за счет следующих эффекторов: 1) получения реальных платежей от предоставления лицензий на право использования ОИС; 2) преимущества в прибыли на основе условно-постоянных затрат производства и реализации лицензионной продукции; 3) выигрыша в себестоимости на основе условно-переменных затрат производства и реализации лицензионной продукции; 4) преимущества в объеме реализации лицензионной продукции; 5) снижения эксплуатационных затрат лицензионной продукции. Разновидностями методов искусственного выделения эффекта от лицензионной продукции являются методы: 1) освобождения от роялти; 2) выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата. При применении доходного подхода учитываются следующие положения: - оценщик определяет будущие денежные потоки, формируемые из экономической выгоды, генерируемой объектом оценки; - оценщик определяет период, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды; - оценщик определяет ставку дисконтирования, которая рассчитывается одним из следующих методов: • на основе анализа рыночных показателей, отражающих доходность аналогичных объекты оценки, объектов; • на основе средневзвешенной стоимости капитала организации, использующей объект оценки; • кумулятивным способом, основанным на определении безрисковой ставки ставки использования денежных средств, ожидаемого уровня инфляции и размера премиальной надбавки за риски, связанные с инвестированием в объект оценки. - ставка капитализации может использоваться при применении оценочных коэффициентов, таких как мультипликаторы «цена (прибыль)», или при корректировке ставки дисконтирования в целях отражения любого будущего роста денежного потока от использования объекта оценки в постпрогнозный период; - оценщик определяет любые доступные для правообладателя объекта оценки налоговые выгоды и преимущества, включая эффект от амортизации. Методы расчета стоимости НМА доходным подходом ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОДЫ ПРЯМОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ И ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ. Метод прямой капитализации предполагает, что в будущем все доходы предприятия от реализации продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА, будут иметь постоянную величину (одинаковую в любом периоде) либо изменяться с постоянным темпом роста при конечном количестве периодов. При оценке рыночной стоимости НМА методов прямой капитализации доходов выполняются следующие расчетные процедуры: 1) Выявляются эффекторы, которыми могут быть: • доходы от поступления реальных платежей от предоставления другим лицам лицензии на использование НМА; • прирост прибыли (рентабельности) от производства и реализации продукции, изготовленной с использованием НМА; • снижение себестоимости продукции, изготовленной с использованием НМА, за счет экономии труда, материалов, расходов на энергоресурсы, сроков изготовления; • прирост объема продаж продукции за счет использования НМА; • снижение эксплуатационных затрат при использовании продукции, произведенной на основе НМА; • другие доходы от использования НМА в хозяйственной деятельности предприятия. 2) Определяется размер чистого доходы, приносимого НМА. 3) Рассчитывается ставка капитализации чистого дохода, приносимого НМА. 4) Определяется рыночная стоимость НМА как частное от деления чистого дохода на ставку капитализации. Ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости. Ставка капитализации может быть определена одним из следующих способов: 1. Общая ставка капитализации (К) определяется как частное от деления суммарной чистой прибыли (ЧП) после налогообложения плюс начисленный процент (А – амортизационные расходы и расходы на выплату процентов) на совокупную цену акционерного капитала (СК) плюс долгосрочный долг (Дд): 2. Наиболее корректным является расчет ставки капитализации с применением метода Инвуда, т.к. НМА привлекательны для инвестора только в том случае, если они способствуют возврату инвестиций по ставке не ниже безрисковой. Метод Инвуда используется, если сумма возврата капитала реинвестируется по ставке доходности инвестиций. В этом случае норма возврата как составная часть коэффициента капитализации равна фактору фонда возмещения (SFF) при той же ставке процента, что и по инвестициям: С учетом изложенного, ставка капитализации может быть рассчитана по формуле: Таким образом, рыночная стоимость НМА определяется по формуле: К – ставка капитализации; d – ставка дисконтирования; SFF – фактор фонда возмещения; С – стоимость НМА; Э – годовой размер чистой прибыль (эффект), генерируемой оцениваемым НМА. Метод дисконтирования денежных потоков основан на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный НМА сумму, большую, чем текущая стоимость ожидаемых экономических выгод от его использования. Оценка рыночной стоимости НМА методом дисконтирования денежных потоков проводится следующим образом: 1) Определяется параметр эффекта от использования НМА, позволяющий выделить долю оцениваемого НМА из общего денежного поступления; 2) Определяется прогнозный период; 3) Оцениваются по годам прогнозируемого периода денежные поступления от реализации продукции, произведенной с использованием НМА; 4) Рассчитывается величина дохода, приходящегося на долю оцениваемого НМА; 5) Рассчитываются расходы по обеспечению действенности правовой охраны; 6) Определяются расходы по налогу на прибыль; 7) Определяется период дисконтирования; 8) Определяется ставка дисконтирования; 9) Определяется фактор текущей стоимости; 10) Определяется текущая стоимость рассчитанных чистых прибылей, генерируемых НМА; 11) Определяется стоимость эффекта от НМА; 12) Определяется доля правообладателя в прибыли; 13) Определяется выгода от амортизации в зависимости от объема оцениваемых прав на ОИС; 14) Рассчитывается рыночная стоимость НМА как сумма эффекта от использования НМА для правообладателя и выгода от амортизации оцениваемого НМА. Ставка дисконтирования – это ставка в процентах, используемая для пересчета будущих потоков доходов от использования объекта оценки в единую величину текущей стоимости на дату проведения оценки. В экономическом смысле – это требуемая инвесторами ставка доходности на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Реальный эффект от использования НМА определяется в порядке, представленном в описании метода прямой капитализации, с той лишь разницей, что эффект от использования ОИС определяется за каждый год прогнозируемого периода использования НМА, включая выгоды от амортизации: Эn – эффект, генерируемый оцениваемым НМА в n-м году; T – период использования НМА, в течение которого он способен генерить экономический эффект (выгоды); d – ставка дисконтирования; ВА – выгода от амортизации оцениваемого НМА НП – ставка налога на прибыль Выгода от амортизации оцениваемого НМА возникает не во всех случаях. В соответствии с действующими нормативами бухгалтерского учета НМА, предоставленные правообладателем в пользование (при сохранении исключительных прав на РИД или СИ), не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя (лицензиара). Начисление амортизации по НМА, предоставленным в пользование, производится правообладателем. Если же предприятия приобретает право на ОИС по исключительной лицензии или по договору отчуждения исключительного права, то в этом случае эти права принимаются у него на балансе в качестве НМА, в связи с чем у предприятия появляются возможность увеличить свои активы, а также впоследствии списывать затраты на приобретенный НМА в себестоимость выпускаемой продукции путем начисления амортизации. Таким образом, у предприятия-лицензиата возникают дополнительные выгоды от использования НМА в виде экономии в налогах на прибыль за счет амортизации первоначальной (фактической) стоимости приобретенного права на НМА. ЛЕКЦИЯ 10. МЕТОДЫ ИСКУССТВЕННОГО ВЫДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТА. Метод определения доли лицензиара в прибыли лицензиата В основе метода определения доли лицензиара в прибыли лицензиата лежит концепция, согласно которой вначале находится ожидаемая лицензиатом дополнительная прибыль от использования объекта ОИС за весь срок его использования, а затем она распределяется между лицензиатом и лицензиаром. Таким образом, определению подлежит размер гипотетического лицензионного платежа, который рассчитывается путем умножения годовой чистой прибыли, полученной от реализации продукции, произведенной с применением оцениваемого ОИС на долю лицензиара. При оценке рыночной стоимости исключительного права на ОИС с использованием данного метода проводятся следующие процедуры: 1) Определяется срок действия лицензионного соглашения; 2) Определяется доля лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата 3) Рассчитываются возможные лицензионные выплаты путем расчета доли лицензиара в дополнительной прибыли лицензиата от производства и реализации лицензионной продукции 4) Выявляются расходы, связанные с организационно-правовым обеспечением выполнения условий лицензионного соглашения; 5) Рассчитываются потоки чистых лицензионных платежей путем вычитания всех расходов 6) Определяется рыночная стоимость исключительного права на ОИС. Модель расчета расчета стоимости НМА C – стоимость НМА; Дпр – дополнительная прибыль, полученная лицензиатом от использования НМА в i-ом году; ∆лр – доля лицензиара в прибыли лицензиата (значение на нормативном уровне не регламентировано, устанавливается по соглашению сторон); Зi – расходы лицензиара в i-м году по обеспечению действенности правовой охраны оцениваемого НМА; d – ставка дисконтирования; НП – ставка налога на прибыль; n – эффективный срок использования НМА. Методы освобождения от роялти Применительно к НМА роялти означает согласованную в лицензионном договоре, периодически осуществляемую выплату лицензиару денежных сумм в размерах, зависящих от результатов, которые получает лицензиат при использовании конкретного НМА. Метод, основанный на платежах роялти, реализуется в двух аспектах: 1) Метод, позволяющий оценивать потенциальный поток платежей роялти, которые пользователь ОИС должен был уплатить за его использование; 2) Метод, который дает возможность количественно выразить эффект освобождения от гипотетического роялти. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 1) Определяется полезный срок использования оцениваемых прав на НМА; 2) Составляется прогноз объема продукции, производимой с использованием НМА. 3) Определяется ставка роялти; 4) Рассчитываются возможные выплаты по роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозируемого объема производства; 5) Выявляются расходы, связанные с организационно-правовым обеспечением выполнения условий лицензионного соглашения; 6) Рассчитываются расходы по налогу на прибыль; 7) Рассчитываются расходы по налогу на прибыль; 8) Рассчитываются потоки чистых выплат по роялти; 9) Определяются ставка и период дисконтирования; 10) Определяется рыночная стоимость. Модель расчета расчета стоимости НМА С – стоимость НМА – объем продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА в n-м году; – ставка роялти в n-м году; Зi – расходы лицензиара в i-м году по обеспечению действенности правовой охраны оцениваемого НМА; T – эффективный срок использования НМА; d – ставка дисконтирования; ВА – выгода от амортизации оцениваемого НМА НП – ставка налога на прибыль Определение величины расчетной ставки роялти на базе дополнительной прибыли, генерируемой НМА, и доли правообладателя в дополнительной прибыли от НМА. R – расчетная ставка роялти; ∆ - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата; ∆П – дополнительная прибыль; Ц – цена реализации лицензионной продукции. Определение величины расчетной ставки роялти на базе рентабельности (Ре) продаж лицензионной продукции. R – расчетная ставка роялти; ∆ - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата; Ре – рентабельность промышленного производства и реализации лицензионной продукции по лицензии, определяемая как отношение величины прибыли лицензиата к цене реализации продукции по лицензии. . ЛЕКЦИЯ 10. МЕТОДЫ УЧЕТА РЕАЛЬНОГО ЭФФЕКТА. Все методы расчета стоимости исключительного права на РИД и СИ основаны на определении ожидаемой дополнительной прибыли от их использования при производстве товаров и услуг, а также распределении этой прибыли между лицензиатом и правообладателем РИД или СИ. Метод расчета реальных лицензионных платежей Этим методом рассчитывается стоимость НМА и ИС, когда правообладатель сам не использует свой запатентованный объект в собственном производстве для производства товаров и услуг, а передает это право другим лицам на лицензионных условиях. Расчетное значение стоимости прав использования ИС в данном случае будет зависеть от объема передаваемых прав, сроков и размера лицензионных платежей, а также процентной ставки, отражающей доходность объектов инвестирования, сопоставимых по уровню риска с оцениваемым ОИС. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 1) Определяется параметр эффекта от использования НМА как реальные лицензионные платежи. 2) Определяется прогнозный период использования оцениваемых прав на НМА; 3) Оцениваются по годам прогнозируемого периода будущие денежные поступления (лицензионные платежи) как доход правообладателя ОИС от предоставления права его использования; 4) Выявляются расходы, связанные с организационно-правовым обеспечением выполнения условий лицензионного соглашения; 5) Рассчитываются расходы по налогу на прибыль; 6) Определяется денежный поток как чистая прибыль от использования НМА; 7) Определяются ставка и период дисконтирования; 8) Определяется фактор текущей стоимости; 9) Определяется текущая стоимость рассчитанных чистых прибылей от использования НМА; 10) Определяется стоимость эффекта как сумма текущих стоимостей рассчитанных чистых прибылей от использования НМА; 11) Определяется рыночная стоимость. Модель расчета расчета стоимости НМА С – стоимость НМА РМn – лицензионные поступления; Зi – расходы лицензиара в i-м году по обеспечению действенности правовой охраны оцениваемого НМА; T – эффективный срок использования НМА; d – ставка дисконтирования; НП – ставка налога на прибыль Метод преимущества в объеме реализации Этот метод применяется в случаях, когда использование оцениваемого НМА обеспечивает больше объема продаж продукции по сравнению с тем, когда продукция реализуется без использования НМА. Такие случаи возможны, если: - увеличивается объем выпуска продукции за счет усовершенствования технологии при тех же затратах на их производство; - реализуется продукция, маркируемая раскрученным товарным знаком; - благодаря использованию НМА обеспечивается высокое качество или у продукта появляются новые потребительские свойства при тех же показателях цены. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 1) Проводится сопоставительный анализ объема реализации продукции продукции, произведенной с использованием НМА, по сравнению с объемом реализации без его использования; 2) Определяется размер прибыли, полученной от преимущества в объеме реализации лицензионной продукции; 3) Определяется прогнозный период использования оцениваемых прав на НМА; 4) Определяются ставка и период дисконтирования; 5) Определяется рыночная стоимость НМА как результат капитализации доходов. Модель расчета расчета стоимости НМА ∆лр - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата Эn - эффект от использования оцениваемого НМА в n-м году Зn - расходы по НМА в n-м году НП - ставка налога на прибыль d - ставка дисконтирования Эn=∆Вn= Nn-Nд-Сдв ∆Вn - дополнительная прибыль, полученная лицензиатом от роста объема продаж продукции с использованием оцениваемого НМА в n-м году Nn - объем продукции, реализованный с использованием НМА в n-м году Nд - объем продукции, реализованный до использования НМА в n-м году Сдв - затраты, связанные с реализацией дополнительного объема продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА Метод выигрыша в эксплуатационных затратах В отдельных случаях использование НМА позволяет сэкономить на расходах, осуществляемых в процессе эксплуатации продукции, изготовленной с его использованием. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 1) Проводится сопоставительный анализ затрат на эксплуатацию продукции, произведенной с использованием НМА, по сравнению с эксплуатационными затратами продукции, произведенной без его использования. 2) Определяется размер экономии на эксплуатационных затратах 3) Определяется объем продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА; 4) Определяется денежный поток как общая экономия на эксплуатационных затратах по всему объему продукции; 5) Определяется прогнозный период использования оцениваемых прав на НМА; 6) Определяются ставка и период дисконтирования; 7) Определяется рыночная стоимость НМА как результат капитализации доходов. Модель расчета расчета стоимости НМА   ∆лр - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата Эn - эффект от использования оцениваемого НМА в n-м году Зn - расходы по НМА в n-м году НП - ставка налога на прибыль d - ставка дисконтирования Эn= Nn (Эд-Эni) Nn - количество эксплуатируемой в n-м году продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА Эд - эксплуатационные затраты в расчете на единицу продукции, произведенной без использования оцениваемого НМА Эni - эксплуатационные затраты в n-м году в расчете на единицу продукции, произведенной с использованием оцениваемого НМА Метод выигрыша в себестоимости Выигрыш в себестоимости может быть создан системой экономии рабочей силы, материалов, энергоресурсов, времени на изготовление или сборку продукции. Применение этого метода подразумевает нахождение величины выигрыша в себестоимости за период, как правило, не превышающий оставшийся срок действия охранного документа. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 8) Проводится сопоставительный анализ себестоимости продукции, произведенной с использованием НМА, по сравнению с себестоимостью аналогичной продукции, произведенной без его использования. 9) Определяется размер экономии в себестоимости 10) Определяется прогнозный период использования оцениваемых прав на НМА; 11) Определяются ставка и период дисконтирования; 12) Определяется рыночная стоимость НМА как результат капитализации доходов. Модель расчета расчета стоимости НМА ∆лр - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата Эn - эффект от использования оцениваемого НМА в n-м году Зn - расходы по НМА в n-м году НП - ставка налога на прибыль d - ставка дисконтирования Эn=∆Сn= Nn*(Сд-Сп) ∆Сn - выигрыш в себестоимости производства продукции, полученный лицензиатом от использования оцениваемого НМА в n-м году Nn - объем произведенной продукции с использованием НМА в n-м году Сд - себестоимость продукции до использования оцениваемого НМА Сп - себестоимость продукции после использования оцениваемого НМА Метод преимущества в прибыли Этот метод является полезным в том случае, когда есть возможность с достаточной степенью точности определить преимущество в прибыли, созданное оцениваемым НМА. Под преимуществом в прибыли понимается обусловленная НМА дополнительная чистая прибыль, которую получает предприятие, реализующее соответствующую продукцию, по сравнению с предприятием, производящим аналогичную продукцию, но не обладающими таким НМА. При отсутствии подобной информации по аналогичным предприятиям, такое сравнение можно осуществить в рамках одного предприятия, сопоставляя производство продукции до и после использования НМА. При оценке стоимости НМА с использованием данного метода выполняются следующие процедуры: 1) Проводится сопоставительный анализ прибыли от реализации продукции, произведенной с использованием НМА, по сравнению аналогичной продукцией, произведенной без его использования. 2) Определяется дополнительная прибыль 3) Определяется прогнозный период использования оцениваемых прав на НМА; 4) Определяются ставка и период дисконтирования; 5) Определяется рыночная стоимость НМА как результат капитализации доходов. Модель расчета расчета стоимости НМА   ∆лр - доля правообладателя в валовой прибыли лицензиата Эn - эффект от использования оцениваемого НМА в n-м году Зn - расходы по НМА в n-м году НП - ставка налога на прибыль d - ставка дисконтирования Эn=∆Dn= Nn*[(Цп-Сп) - (Цд-Сд)] ∆Dn- дополнительная прибыль, полученная лицензиатом от использования оцениваемого НМА в n-м году Nn - объем произведенной продукции с использованием НМА в n-м году Цп,Сп - цена и себестоимость продукции после использования оцениваемого НМА Цд, Сд - цена и себестоимость продукции до использования оцениваемого НМА ЛЕКЦИЯ 11. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости исключительного права на ОИС, основанных на определении затрат, необходимых для воссоздания (приобретения, воспроизводства, замещения) объекта оценки с учетом всех видов устареваний. Такой подход чаще всего применяется в отношении ОИС, которые создаются самими правообладателями. Эти ОИС – часть нематериальных активов предприятия, которые оцениваются на основе фактически произведенных расходов на их создание, включая расходы по доведению данных объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими затратами являются: 1) Расходы на НИОКТР 2) Патентные пошлины 3) Расходы на изготовление лабораторных, опытных и полупромышленных образцов продукции на основе созданного РИД; 4) Расходы на проведение испытаний 5) Расходы на постановку продукции в производство 6) Расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций 7) Иные расходы, непосредственно связанные с НМА ЛЕКЦИЯ 12. МЕТОД НАЧАЛЬНЫХ ЗАТРАТ (СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ) Метод базируется на определении стоимости оцениваемого объекта на основе документально подтверждаемых сведений о фактических расходах, сохранившихся в бухгалтерии. Процедура определения стоимости НМА: 1) Проанализировать полученную информацию и выделить суммы, которые действительно пошли на разработку ОИС; 2) Провести корректировку стоимости ввиду разницы во времени вложения средств на создание новых объектов, т.е. провести индексацию. Cв стоимость воссоздания (приобретения, воспроизводства) оцениваемого НМА Зkt произведенные в t-м году расходы по к-й статье калькуляции затрат на НИОКТР, в процессе которых создан ОИС К общее количество статей расходов на НИОКТР Kиt коэффициент индексации, учитывающий изменение индексов цен t-го года к текущей дате (дате оценки) t начальный год расчетного периода (дата начала НИОКТР) T конечный год расчетного периода (дата окончания НИОКТР) Ky коэффициент, учитывающий все виды (функциональные и экономические) устаревания ОИС Пр прибыль разработчика ОИС Ky коэффициент функционального устаревания Kэу коэффициент экономического устаревания ЛЕКЦИЯ 13. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО В основе метода лежит отождествление стоимости НМА с затратами на его воссоздание с учетом разумной величины прибыли. Процедура определения стоимости НМА: Cв стоимость воссоздания (приобретения, воспроизводства) оцениваемого НМА Зkt произведенные в t-м году расходы по к-й статье калькуляции затрат на НИОКТР, в процессе которых создан ОИС К общее количество статей расходов на НИОКТР Kиt коэффициент индексации, учитывающий изменение индексов цен t-го года к текущей дате (дате оценки) t начальный год расчетного периода (дата начала НИОКТР) T конечный год расчетного периода (дата окончания НИОКТР) Ky коэффициент, учитывающий все виды (функциональные и экономические) устаревания ОИС Пр прибыль разработчика ОИС Ky коэффициент функционального устаревания Kэу коэффициент экономического устаревания ЛЕКЦИЯ 14. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗАТРАТ НА ЗАМЕЩЕНИЕ При определении стоимости затрат на замещение делается акцент на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, т.е. оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. Процедура определения стоимости НМА: Cв стоимость воссоздания (приобретения, воспроизводства) оцениваемого НМА Зkt произведенные в t-м году расходы по к-й статье калькуляции затрат на НИОКТР, в процессе которых создан ОИС К общее количество статей расходов на НИОКТР Kиt коэффициент индексации, учитывающий изменение индексов цен t-го года к текущей дате (дате оценки) t начальный год расчетного периода (дата начала НИОКТР) T конечный год расчетного периода (дата окончания НИОКТР) Ky коэффициент, учитывающий все виды (функциональные и экономические) устаревания ОИС Пр прибыль разработчика ОИС Ky коэффициент функционального устаревания Kэу коэффициент экономического устаревания ЛЕКЦИЯ 15. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ Сравнительный подход представляет собой совокупность методов, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Объектом-аналогом оценки для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Условиями применимости сравнительного подхода к оценке НМА являются: - существование достаточно большого количества фактов продажи объектов аналогичного назначения и (или) сравнимой полезности на рынке; - доступность информации о ценах и действительных условиях сделки; - наличие аналитической информации о влиянии отличительных особенностей и характеристик объектов. Источниками информации о ценах на объекты-аналоги могут являться: 1) Данные о стандартных условиях лицензионных сделок по использованию их продуктов или технологий (стоимость франшизы, ставки роялти и др.); 2) Инициативные обзоры о ценах сделок с НМА – проводятся крупными фирмами (McGavock, Degnan); 3) Таблицы экспертных суждений – сведения, публикуемые экспертами на основе собственного опыта; 4) Судебные дела в отношении НМА 5) Прейскуранты – таблицы цен. Определение рыночной стоимости НМА с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры: 1) Определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами; 2) Определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого НМА; 3) Определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого НМА; 4) Корректировка по каждому из элементов сравнения цен на каждого аналога, сглаживающих их отличия от оцениваемого НМА; 5) Расчет рыночной стоимости НМА путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов. В рамках сравнительного подхода для оценки стоимости НМА, как правило, применяются следующие методы: - метод сделок, который имеет две модификации: метод стоимости приобретения (предполагается, что НМА приобретается по цене, которая отражает его рыночную стоимость); метод на основе сравнения продаж (внесение поправок в цены продаж объектов – аналогов НМА); - метод качественного анализа, который применяется, когда нет точных данных о характеристиках выбранных аналогов и невозможно количественно измерить влияние этих характеристик на цену НМА методом парных сравнений; - метод параметрической оценки, который заключается в обработке статистической информации по ранее совершенным сделкам, построении на его основе и последующем использовании зависимости оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности от различного рода параметров.
«Управление интеллектуальной собственностью в системе инновационного менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot