Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема № 6: «Управление государственными финансами»
4. Доходы и расходы бюджета. Налоговые и неналоговые доходы.
Федеральный бюджет – основополагающее звено всей финансово-бюджетной системы государства. Структура федерального бюджета представлена доходной и расходной частями. Для финансовой стабильности, социальной обеспеченности задач государства и принятия эффективных управленческих решений большое значение имеет состав и структура доходной и расходной частей бюджета, а также направления и тенденции их изменений [1].
Доходная часть формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.
К налоговым относятся:
• Налоги и сборы федерального уровня;
• Таможенные сборы и платежи;
• Государственные пошлины.
К неналоговым поступлениям относят:
• Доходы от использования и продажи личного имущества;
• Часть от прибыли предприятий унитарной формы.
Структура доходной части федерального бюджета определяется потребностью государства в финансовых средствах, а также его возможностями по рациональному и эффективному использованию этих средств. Кроме того, влияние оказывает и проводимая экономическая политика в конкретный временной период.
Расходная часть федерального бюджета определяется основными функциями, возложенными на государство законодательно. В первоочередном порядке, конечно, финансируется общественный сектор (расходы на оборону, правопорядок, искусство, культура, здравоохранение и т.д.).
Принято подразделять расходы бюджета на текущие и капитальные. К первым относят расходы на обеспечение функционирования органов гос. власти, бюджетных учреждений, оказание помощи нижестоящим бюджетам и отдельным отраслям экономики. Капитальные расходы представляют собой траты на внедрение инноваций, расходы на инвестиции, на воспроизводство производственных мощностей экономики [2].
6. Налоговая система. Функции налогового регулирования.
Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Налоговую систему можно определить совокупность налогов и методов их взимания, то есть, как целостное единство четырёх её элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находиться друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, т. е. объективные закономерности движения налоговых отношений.
1) Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.
2) Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
3) Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики. Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.
4) Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной подфункции, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система [3].
7. Регулирующие функции Центрального банка. Денежная эмиссия.
Центральный банк (англ. central bank) — организация, отвечающая за денежно-кредитную политику и обеспечение работы платёжной системы, а также в ряде случаев за регулирование и надзор в финансовом секторе в национальной экономике или группе стран. Центральный банк является одной из форм денежных властей.
При решении своих задач центральный банк выполняет три основные функции, см. схему.
Более подробно рассмотрим регулирующую функцию центрального банка.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это осуществляется с помощью сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики и политики минимальных резервов, а также открытого рынка и валютной политики.
В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России:
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
• разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику;
• выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также организует систему их рефинансирования.
В функции регулирования просматривается назначение банка, который призван регулировать денежный оборот. Банк как единственный эмиссионный центр выступает организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае, если им кратковременно необходимы дополнительные денежные средства.
Эмиссия банкнот. Эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций ЦБ. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными осуществляли эмиссию банкнот, то в процессе централизации эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным. В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Манжула Т.Ю. Роль Государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/61ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Вострикова, Л. Г. Финансовое право / Л.Г. Вострикова. - М.: Юстицинформ, 2017. - 180 c.
3. Налоговое право: учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016 – 528 с.
4. Галанов В.А. Деятельность Центрального Банка России: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015 – 378 с.