Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управленческий труд и его специфика

  • 👀 615 просмотров
  • 📌 591 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управленческий труд и его специфика» docx
Лекция 6 1. Управленческий труд и его специфика 6. Управленческий труд и его специфика 6.1. Профессионально-личностная модель менеджера Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. Управленческий персонал – категория работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого – постановка целей, разработка способов и приёмов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников. Выполняя эти обязанности, современный менеджер выступает в нескольких ролях. Во-первых, это управляющий, наделённый властью, руководящий коллективом людей. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчинённых. В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнёрами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвёртых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло. В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях.   Перечень качеств, которыми должен обладать современный руководитель, включает: 1. Оперативность и гибкость в работе. 2. Высокие нравственные качества. 3. Забота о повседневных нуждах работников, их здоровье и работоспособности. 4. Единство слова и дела. 5. Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчинённых. 6. Компетентность в избранной сфере бизнеса. 7. Стремление к наиболее рациональному распределению функций между собой и сотрудниками. 8. Справедливость во взаимоотношениях с подчинёнными, умение завоёвывать их доверие. 9. Глубокое знание человеческой психологии, способов контактирования с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом. 10. Умение стратегически мыслить, предугадывать тенденции развития рынка. 11. Постоянное обновление собственных знаний. 12. Объективная оценка результатов своей и сотрудников деятельности. 13. Создание в коллективе благоприятного психологического климата. 14. Изобретательность и способность к инновациям. 15. Способность управлять собой (беречь здоровье, не поддаваться стрессам). 16. Чёткие личные цели. 17. Постоянный личный рост (самоменеджмент).   Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для других людей. Т. Питерс,  Р. Уотермен     Профессионально-личностная модель менеджера представлена на рисунке и прикреплена отдельным файлом (рисунок 6.1)     6.2.  Разделение управленческого труда Все занятые на предприятии работники подразделяются по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Руководители (менеджеры) – это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Например, директор, управляющие, заведующие, председатели, мастера, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный электрик, главный редактор, а также их заместители. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами. Это могут быть: администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспектора, экономисты, механики, ревизоры, социологи, юрисконсульты и др. Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяйственное обслуживание. Ими являются: агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари, статистки, стенографистки и т.д. К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д.   Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определённых видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Выделяют три основных вида разделения труда менеджеров (рисунок 6.2 – прикреплен отдельным файлом).  Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и др. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Вертикальное разделение труда построено на выделении трёх уровней управления: – низового (к этому уровню относятся менеджеры, имеющие в своём подчинении работников преимущественно исполнительского труда; они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки); - среднего (включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований; сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятиями, его филиалов и отделений и руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов); – высшего (это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, её функциональным и производственно-хозяйственным комплексами). Горизонтальное разделение труда – это разделение управленческого труда по функциям. Профессиональное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ.   6.3. Стили управления Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений, систему сложившихся отношений между руководителем и коллективом. Стиль руководства – явление строго индивидуальное, т.к. он определяется специфическими характеристиками личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера. Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер: – управлять (руководитель даёт точные указания подчинённым и добросовестно следит за выполнением его заданий); – направлять (менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу); – поддерживать (менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений); – делегировать полномочия (менеджер передаёт часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели развития организации). Выделяют три классических стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Для авторитарного стиля характерны: – централизация власти в руках одного руководителя; – минимум контактов с коллективом; – единоличное принятие руководителем всевозможных решений; – ориентация руководителя на собственные цели и интересы; – неприятие неформальных отношений с подчинёнными. Такой менеджер категоричен, часто резок с людьми, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Это авторитет, который обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям. Этот стиль руководства не стимулирует проявления инициативы у подчинённых, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. В современной интерпретации этот стиль имеет и сильные стороны: – он эффективен в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня сотрудников; – делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение. Либеральный стиль управления (пассивный) противоположен авторитарному: – любое решение согласовывается с коллективом; – руководитель идёт на постоянные уступки малым группам, неформальным лидерам; – абсолютная свобода исполнителей; – демонстрируется не управление руководителем коллектива, а наоборот. – в качестве средств воздействия на коллектив основное место занимают уговоры и просьбы, мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет; – менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчинённых. Положительные стороны такого стиля управления: – возможность индивидуального и коллективного творчества; – такой руководитель с подчинёнными обычно вежлив. Менеджер, использующий демократический стиль: – стремится как можно больше вопросов решать коллегиально; – в процессе принятия решения выясняет с работниками вопросы стратегии и тактики; – формирует мнение коллектива на основании собственного мнения или мнения большинства; – информирует подчинённых о положении дел в организации; – часть управленческих функций делегирует другим специалистам; – требователен, но справедлив; – правильно реагирует на критику. Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Нелинейность развития социальных событий, особенно на среднесрочный и долгосрочный периоды, требуют от руководителя адекватной оценки ситуации, творческого анализа объективных ограничений, прогнозирования последствий принятия решений. Иначе говоря, современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки вкупе с сознательным использованием сильных сторон личности управленца. Такой подход обозначается как индивидуально-ситуативный стиль управления.
«Управленческий труд и его специфика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 67 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot