Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управленческий анализ

  • 👀 835 просмотров
  • 📌 809 загрузок
  • 🏢️ Финансовый университет при правительстве РФ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управленческий анализ» pdf
Финансовый Университет при Правительстве РФ Департамент учета, анализа и аудита Управленческий анализ Гавель Ольга Юрьевна, PhD, доцент Департамента учета, анализа и аудита [email protected] [email protected] Управленческий анализ Никифорова, Н.А. Управленческий анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Никифорова, В.Н.Тафинцева; Финуниверситет.– М.: Юрайт, 2016 - 468 с. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ: учеб. пособие – М: Изд. «Омега-Л», 2011. - 399 с. Литература Управленческий анализ 1. 1. 1. 2. 1. 3. 1. 4. Тема 1. Теоретические основы управленческого анализа Сущность управленческого анализа: цель, задачи, объекты анализа Управленческий анализ – основа процесса управления: его особенности, принципы организации, этапы проведения Информационная база управленческого анализа Система показателей управленческого анализа Управленческий анализ Тема 1. Теоретические основы управленческого анализа 1.1. Сущность управленческого анализа: цель, задачи, объекты, субъекты, методы Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, с целью повышения эффективности управления всеми видами деятельности организации, стратегического и тактического прогнозирования Управленческий анализ принятие оптимальных управленческих решений выбор вариантов развития определение стратегических приоритетов 1. Сущность управленческого анализа: цель, задачи, объекты, субъекты, методы Цель управленческого анализа – предоставление необходимой информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для целостного понимания и оценки деятельности организации, определение наиболее эффективных путей достижения стратегических целей развития, выявление имеющихся проблем и недостатков, обоснование мер по улучшению этой деятельности на основе оптимизации всех ее сторон с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды ведения бизнеса Управленческий анализ 1 2 3 Система целей управленческого анализа • аналитическое обоснование вариантов функционирования организации для повышения эффективности бизнеса за счет максимальной отдачи имеющихся ресурсов • обеспечение внутренних пользователей информацией для планирования, контроля, принятия управленческих решений • детализация результатов деятельности организации относительно ее отдельных подразделений, направлений бизнеса, вплоть до рабочих мест специалистов Аналитическая задача - конкретизация целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа Основные задачи управленческого анализа 1. обоснование стратегии развития предприятия, его бизнес-планов и инвестиционно-инновационных проектов 2. оценка хода реализации стратегии, планов и проектов, подведение итогов их выполнения 3. оценка экономического потенциала предприятия, его обеспеченности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также эффективности их использования 4. анализ формирования, состояния и использования интеллектуального капитала предприятия 5. анализ рыночного положения компании и ее маркетинговой политики (оценка конкурентоспособности продукции, емкости рынка, политики ценообразования) 6. анализ производственно–сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности 7 Основные задачи управленческого анализа 7. анализ доходов от продаж и прочих доходов 8. анализ расходов организации и себестоимости ее продукции 9. разработка стратегии управления затратами по отклонениям, по центрам затрат, ответственности 10. анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли 11. анализ финансовых результатов деятельности и рентабельности 12. выявление и измерение резервов возможного увеличения прибыли и роста рентабельности предприятия 13.аналитическое обоснование мероприятий по мобилизации выявленных резервов и оценка реальности их реализации 8 Основные задачи управленческого анализа 14. анализ социальных и экологических аспектов деятельности предприятия, обеспечивающих перспективную устойчивость его развития 15. комплексная оценка эффективности и стоимости бизнеса 16. аналитическое обоснование направлений инновационного развития предприятия 17. прогнозирование и оценка вариантов будущего развития предприятия 9 Объекты управленческого анализа ресурсы, процессы и результаты хозяйственной деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой) определяются его задачами производство и реализация продукции использование производственных и финансовых ресурсов себестоимость система аналитической финансовоэкономической информации финансовое состояние финансовые результаты и проч. 10 Управленческий анализ Управленческий анализ выявляет  место предприятия на рынке данного товара  организационно-технических возможности , конкурентоспособность продукции, емкость рынка  ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов  возможные результаты производства и реализации продукции и пути их оптимизации  пути расширения ассортимента и качества продукции  пути разработки стратегии управления затратами и ценообразования  взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства Управленческий анализ Управленческий анализ выявляет  пути совершенствование управления существующей системы • что мешает добиться эффективного размещения ценностей • нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления • нет ли конфликта прав • существуют ли механизмы координации и их гибкость • эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность • существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации правомочий у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления • адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и компетенциям персонала 1.2. Управленческий анализ – основа процесса управления РЫНОЧНОЕ ОКРУЖЕНИЕ У п р а в л я ю щ а я с и с т е м а совокупность органов, средств, инструментов и методов управления Анализ Целеположение и Планирование Анализ Анализ Учет и Мониторинг Организация и .Мотивация Контроль и Координация Анализ Ресурсы управляемая система (объекты: техническое оснащение производства, производство продукции (работ, услуг), сбыт, организация труда, внешние связи, финансы, социальные условия, природопользование и т.д.) Товары 13 Функции процесса управления Планирование Организация Мотивация аналитическое обоснование взаимосвязей индикаторов состояния и развития бизнеса, установление логической пространственно-временной соподчиненности целей, определение условий их достижения, разработка эффективных механизмов формирования ресурсов и их конверсии в результаты, предусмотренные стратегией предприятия реализация планируемых мероприятий в конкретных условиях внешней и внутренней среды на основе рационализации структуры и форм использования ресурсов разработка эффективной системы вознаграждений, учитывающей потребности персонала и направленной на достижение поставленных организацией целей 14 Функции процесса управления Учет сбор, систематизация и обобщение данных, необходимых для управления и контроля, обеспечения обратной связи управляющей и управляемой подсистем Мониторинг процесс наблюдения за ходом реализации плановых заданий и оценки существенности отклонений состояния внешней и внутренней среды ведения бизнеса Контроль и координация оценка последствий выявляемых отклонений для реализации программ, выработка корректирующих воздействий для достижения целей АНАЛИЗ количественная и качественная оценка прогнозных и фактических изменений, происходящих в организации, на основе которых вырабатываются варианты управленческих решений 15 Виды управленческого анализа исходя из временного аспекта Предварительный Текущий •Применяется на этапе разработки управленческого решения (обоснование этапов достижения целей, регламентов и инструментов управления экономическим ростом) •Применяется в ходе выполнения управленческого решения (мониторинг этапов достижения целей) Последующий • Подведение итогов выполненного текущего анализа и выработки тактического управленческого решения Перспективный • Прогнозный анализ перспектив развития предприятия в соответствии со стратегическими целями (цели и механизмы развития) 16 Принципы управленческого анализа 1. Плановость 2. Государствен- ный подход 3. Научный характер планомерная организация анализа и распределение обязанностей по его выполнению за конкретными лицами, обеспечение контроля за его проведением при оценке результатов деятельности учитывается их соответствие законодательству, государственной экономической, экологической и социальной политике учет требований экономических законов и использование научно обоснованных методов и приемов экономических исследований 17 Принципы управленческого анализа 4. Целенаправ- ленность 5. Комплексность 6. Системность исследование деятельности экономического субъекта и тенденций его развития связано с целевыми задачами; позволяет выделить границы объекта анализа, обеспечить адресность, контроль и конкретность выводов необходимость анализа всех ключевых элементов деятельности; изучение всех причинно-следственных связей отдельных элементов экономической системы; оценка всех основных групп факторов, оказывающих воздействие на эффективность управления каждый изучаемый объект - сложная динамичная система, состоящая из элементов, связанных между собой и с внешней средой; изучение каждого объекта с учетом связей всех элементов; ориентация на логические причинно-следственные взаимосвязи при моделировании взаимосвязей 18 Принципы управленческого анализа 7. Объективность использование достоверной информации, показателей, характеризующих объект исследования и отражающих объективную реальность; привлечение квалифицированных аналитиков; выбор базы сравнения (использование сравнимой и совместимой информации), преемственность в методологии проведения 8. Своевременность непрерывность, регулярность наблюдения; четкое проведение анализа с принятием своевременных управленческих решений, активно воздействующих на ход событий 9. Эффективность 10. Количественная определенность затраты на проведение анализа должны окупаться повышением результативности и экономичности ведения бизнеса, ростом его конкурентоспособности и рыночной стоимости выражения параметров, условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения, степени неопределённости и риска, связи между компонентами системы 19 Принципы управленческого анализа 11. Учет специфики организации 12. Оптимальность и выделение ведущего звена • финансово-хозяйственная деятельность организации предопределяется спецификой экономической деятельности организация, ее географическим регионом • необходим при отборе наиболее приемлемых и оптимальных вариантов управленческих решений. Сам выбор решения зависит от принципа выделения ведущего звена. Ведущее звено предполагает постановку целей и способы их достижения. 20 4.Единство состава и методики исчисления показателей 1.Единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОПОСТАВИМОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА 3.Сопоставимость исходных условий хозяйственной деятельности 2.Единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели 21 Приведение к единому базису Способы приведения показателей в сопоставимый вид Использование относительных и средних величин Использование поправочных коэффициентов Использование методов пересчета 22 Базовые этапы управленческого анализа • Определение целей и задач анализа 1 • Качественная оценка достоверности и полноты используемой информации 2 3 4 5 6 7 • Формирование систем показателей по направлениям анализа, идентификация формы и тесноты связей показателей, оценка тенденций их изменения •Выявление «узких мест», потенциальных возможностей и связанных с их реализацией рисков, прогнозирование тенденций и динамики изменений •Выработка системы рекомендаций: поиск альтернативных вариантов действий , выбор оптимального решения •Реализация выбранного варианта управленческого решения, оценка, при необходимости, корректировка хода его реализации •Комплексная оценка эффективности принимаемых решений 23 1.3. Информационное обеспечение экономического анализа ИСТОЧНИКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПЛАНОВЫЕ УЧЕТНЫЕ ВНЕУЧЕТНЫЕ Текущие и перспективные планы (бизнеспланы, сметы, бюджеты) Нормативная документация Технологически е карты Проектные задания Первичные учетные документы Регистры бухгалтерского учета Бухгалтерская и статистическая отчетность и приложения Управленческая отчетность по сегментам бизнеса Официальные документы (законы, нормативные акты, договоры) Техническая/технологическая документация Внутренние регламенты Решения собраний учредителей, материалы оперативных совещаний Данные о клиентской базе Отчеты служб внутреннего контроля и аудита Информация государственных статистических органов, консалтинговых и аналитических агентств, национальных банков, СМИ, биржевые сводки и т.п 24 Особенности управленческого анализа регламентированные и нерегламентированные источники информации, включая закрытые для внешних пользователей привлечение максимально возможного круга показателей комплексность интеграция учета, анализа, планирования, принятия решений максимальная закрытость результатов отсутствие внешней регламентации ориентация на цели бизнеса доминирующий вид анализа – оперативный 25 ЕДИНСТВО ОБЪЕКТИВНОСТЬ объективное отражение исследуемых процессы и явления АНАЛИТИЧНОСТЬ комплексный охват направлений исследований с необходимой степенью детализации в каждый нужный момент времен отсутствие противоречий и дублирования источников информации Требования к системе информационного обеспечения ОПЕРАТИВНОСТЬ обеспечение поступления в нужный момент времени РАЦИОНАЛЬНОСТЬ оптимальность затрат на сбор, хранение и обработку данных 26 ВЗАИМНАЯ УВЯЗКА ЗАДАЧ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов ПОЛНОТА, ДОСТОВЕРНОСТЬ, СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ДАННЫХ, позволяющая формировать данные в рабочие массивы под регламентированные задачи и функционировать в режиме информационно-справочного обслуживания Требования, предъявляемые к ОРГАНИЗАЦИИ системы информационного обеспечения СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И КОМПЬЮТЕРА В ДИАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ 27 IT продукты и принятие управленческих решений системы, реализующие ограниченное число определенных бизнеспроцессов организации (для малых предприятий) системы, настраиваемые под требования бизнеса и обеспечивающие планирование и управление всеми ресурсами организации, позволяющие осуществлять моделирование существующих бизнес-процессов (ERP-системы) системы на уровне отдельных модулей, позволяющих вести учет и анализ по нескольким направлениям: финансы, логистика, персонал, сбыт (для малых и средних предприятий) системы, связывающие воедино все функции управления, осуществляющие управление в режиме нужного времени, предполагающие интеллектуальную обработку данных о динамике изменений бизнес-процессов, их устойчивых цепочек, экономической среды и интересов ключевых стейкхолдеров (BI, BPM-системы) Функциональность систем ERP-класса Производство Финансы Логистика Кадры Маркетинг и реклама Проекты Отчётность Классификация современных информационных систем Локальные системы Автоматизация процессов бюджетирования для компаний со стандартным набором бизнеспроцессов (жесткая система бюджетного планирования) Ограниченное число рабочих мест ИнфоБухгалтер, БЭСТ, Инфософт Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Возможность Возможность создания учета специфики хранилищ данных с бизнесдифференциированпроцессов. ным доступом к Невозможность информации на разных дифференциров уровнях организаций анного доступа рабочих мест, учет пользователей к специфики бизнеса информационн Отсутствие ым базам возможностей Наличие создания и нескольких планирования и рабочих мест контроля цепочек стоимости за 1С: пределами компании Предприятие, БЭСТ-ПРО, Галактика, Парус ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы, Microsoft Business Solution, Hyperion Pillar Крупные интегрированные системы Гибкая система автоматизации как оперативно-тактического, так и стратегического управления, учитывающая организационнопроизводственную специфику компании. Возможность организации контроля по цепочке создания стоимости за пределами компании, дифференциация режимов доступа к базе данных, Эффективная система защиты информации SAP, Oracle Application, Baan, Hyperion Planning Информационная поддержка принятия решений  первичная обработка и анализ исходной ситуации  помощь ЛПР при анализе объективной составляющей понимание и оценка сложившейся ситуации и ограничений, накладываемых внешней средой  выявление предпочтений ЛПР - выявление и ранжирование приоритетов, учёт неопределённости в оценках ЛПР и формирование его предпочтений  генерацию возможных решений - формирование списка альтернатив  оценка возможных альтернатив, исходя из предпочтений ЛПР и ограничений, накладываемых внешней средой  анализ последствий принимаемых решений - выбор лучшего, с точки зрения ЛПР, варианта 1.5. Система показателей управленческого анализа Система показателей управленческого анализа должна: отражать реальные финансово-хозяйственные процессы быть достаточной для формирования достоверной объективной оценки содержать обобщающие и частные показатели, характеризующие отраслевую и организационноуправленческую специфику организации содержать как результативные, так и частные показатели производственных факторов, позволяющие разрабатывать различные сценарии и стратегии развития бизнеса СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Характеризует определенный экономический объект Совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отражающих состояние и развитие экономического объекта Принципы формирования системы показателей Комплексный подход к формированию системы показателей о ресурсах, бизнес-процессах и результатах деятельности: отражение всех сторон изучаемого объекта или явления Обеспечение отражения логических причинно-следственных взаимосвязей изучаемых процессов и явлений: логическое развертывание одних показателей из других Охват всех существенных сторон для характеристики изучаемого процесса или явления ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Отсутствие дублирования и противоречивости с точки зрения экономического содержания Взаимное дополнение и незначительная корреляция между собой (наличие обобщающих и частных и показателей различной степени интеграции) Возможность принятия на основе мониторинга управленческих решений (оценки текущего состояния предприятия и перспектив развития) Возможность декомпозиции (агрегирования)с учетом информационных потребностей управления 34 Требования к показателям системы Существенность показателей для характеристики бизнес-процесса или их группы, и их прямое отношение к виду функциональной деятельности компании Измеримость – иметь количественное (в натуральном или стоимостном выражении) или качественное измерение Отсутствие дублирования и противоречивости с точки зрения экономического содержания Возможность принятия на основе их мониторинга управленческих решений (т.е. задачей является не описание бизнес-процесса, а характеристика его результата) Персонификация ответственности менеджмента за формирование плановых и отчетных значений, связь с конкретным бизнес-процессом (или группой бизнес-процессов) Низкий уровень субъективности оценки и регламентированные на уровне компании алгоритмы расчета Регулярность формирования и мониторинга, возможность задания целевых и (или) «пороговых» значений показателя Агрегируемость (декомпозиция) – показатели должны быть взаимоувязаны по уровням управления компании Планируемость в принципе - причины отклонения от плана могут быть проанализированы и объяснены, а их последствия оценены с позиций реализации стратегии компании Характеристика показателей управленческого анализа СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ общие специфические СТЕПЕНЬ СИНТЕЗА обобщающие частные вспомогательные СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ нормативные плановые СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ абсолютные количественные относительные качественные ИССДЕДОВАНИЕ ПРИЧИННОСЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ результативные факторные учетные отчетные аналитические 36 Характеристика показателей управленческого анализа Показатели внешней среды деятельности компании Показатели организационно-правовой формы и технико-организационного уровня Показатели финансовой деятельности Показатели использования основных средств Показатели операционной деятельности Показатели использования материальных ресурсов Показатели использования труда Показатели инвестиционной деятельности Показатели использования интеллектуального капитала Показатели производства и продаж Показатели расходов и себестоимости продукции Показатели деловой активности Показатели финансовой результативности Показатели финансового состояния Обобщающие показатели комплексной оценки деятельности компании 37 Литература 1. 2. 3. 4. 5. Никифорова, Н.А. Управленческий анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А.Никифорова, В.Н.Тафинцева; Финуниверситет. – М.: Юрайт, 2016 - 468 с. – То же [Электронный ресурс] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М.А. Вахрушина; М - во образ. и науки РФ. - М.: Национальное образование, 2011, 2012 [2013]. – 672 с. Горелик О.М. Управленческий учет и анализ [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.М. Горелик, Л.А. Парамонова, Э.Ш. Низамова. — Москва: КноРус, 2016. – 252 с. Бариленко В.И. Аналитическое обоснование конкурентоспособных бизнес-моделей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И.Бариленко, В.В.Бердников, О.Ю. Гавель, Ч.В. Керимова, под. ред. В.И. Бариленко. – М.: Русайнс, 2017. – 308 с. Мельник М.В., Бердников В.В. Анализ и контроль в коммерческой организации: учебник / Мельник М.В., Бердников В.В. – М.: Эксмо, 2011- 560с. 38
«Управленческий анализ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot