Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Удельная раздробленность на Руси (XII – XIII ВВ.)

  • 👀 839 просмотров
  • 📌 756 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Удельная раздробленность на Руси (XII – XIII ВВ.)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Удельная раздробленность на Руси (XII – XIII ВВ.)» pdf
ЛЕКЦИЯ № 3 РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII – XIII ВВ.). 1. Удельная раздробленность на Руси К середине XI в., в годы правления Ярослава Мудрого, Древнерусское государство достигло своего расцвета. Но после смерти князя в 1054 г. начался процесс распада Киевской Руси на отдельные самостоятельные государства-княжества. В 1097 г. в городе Любече собрался общерусский княжеский съезд, принявший историческое решение – «пусть каждый держит свою отчину». На деле это означало закрепление сложившегося порядка разделения Русского государства на отдельные княжества. Решение князей не прекратило усобицы. Вскоре их внимание переключилось на внутриполитические распри. Последней попыткой сохранить единство Руси стало призвание киевлянами на престол Владимира Мономаха в 1113 г. В этом году в Киеве восстал народ, потребовавший у бояр наведения порядка и возрождения сильной княжеской власти. Выбор пал на внука Ярослава Мудрого Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который был еще и внуком императора Византии Константина Мономаха по матери. Князь Владимир за 12 лет своего правления возродил единство и международный авторитет Киевской Руси. Его политику и дела успешно продолжил его сын Мстислав Владимирович (11251132 гг.). Однако после его смерти Русь необратимо вступила в полосу государственной раздробленности, ставшей закономерным этапом развития всех крупных европейских государств. 1132 г. – год смерти князя Мстислава считается началом дробления Древнерусского государства. Политическое дробление государства имело ряд объективных причин: основой феодальной раздробленности являлось господство натурального хозяйства, которое полностью удовлетворяло хозяйственные нужды того времени при почти полном отсутствии прочных экономических связей в государстве. К этому времени начала приходить в упадок некогда могущественная Византийская империя. Постепенно она перестала быть мировым торговым центром, а, следовательно, терял свое значение торговый путь «из варяг в греки» – связующее торговое звено древней Руси; 1 другой главной причиной раздробленности была неотрегулированность порядка княжеского престолонаследования и, как следствие, ставшие постоянными политические распри внутри династии Рюриковичей. Как было сказано выше, в древней Руси существовали два типа престолонаследования: патриархальный и наследственный, что не способствовало единению государства; раздробленности способствовал и рост военной силы удельных князей. Начали появляться крупные боярские землевладения. Феодалы приобретали такое экономическое и политическое могущество, что Киевский князь уже не мог ими править. Удельные князья поощряли стремление своих крупных феодалов создавать местные аппараты управления; еще одной причиной являлся рост и усиление городов, становившихся крупными центрами политической, хозяйственной и культурной жизни; - на распад государства повлияла также относительная безопасность Руси от внешней угрозы в течение XI - начала XII вв. Несколько поколений княжеских элит выросли в этих условиях и перестали видеть в государстве гарантию своего выживания. Простая мысль, хорошо понятная их предкам, создавшим централизованное государство в обстановке непрерывных войн с кочевниками, ушла у князей на второй план. Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Укреплялись города – центры возникших удельных княжеств, продолжала развиваться торговля. Однако непрекращающиеся княжеские усобицы ослабляли обороноспособность страны. Последствия раздробленности не заставили себя ждать. Во второй половине XII в. половцы резко усилили натиск на Русь. Прежде всего, от их набегов страдала Киевская земля. Междоусобицы, набеги кочевников разорили Киев, быстро привели его к упадку. Люди стали покидать родную землю и переселяться на север. Падение Киева проходило на фоне образования нескольких крупных княжеств. Если в XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, то уже в начале XIII в. их стало около 50-и. Наиболее крупными среди них были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская боярская республика. - Владимиро-Суздальское княжество поначалу называлось РостовоСуздальским (по названию главных городов – Ростова и Суздаля). Его владения охватывали всю Северо-Восточную Русь: от таежных лесов Севера, низовьев Северной Двины и побережья Белого моря до границ половецкой степи на юге; от Волги на востоке до смоленских и новгородских земель на западе и северо-западе Руси. Сюда на княжение Владимир Мономах и послал одного из своих младших сыновей Юрия Владимировича (1125-1157 гг.). Очень скоро ростово-суздальский князь заявил свои претензии на первенство в общерусских делах. В середине XII в. усилиями Юрия Владимировича, прозванного за неуемную жажду власти и захват чужих земель Долгоруким, Ростово-Суздальское княжество превратилось в сильное и независимое. С его именем связано и основание в 1147 г. Москвы. Кроме будущей столицы России, Юрий Долгорукий основал города Дмитров, Звенигород и другие. Своей столицей он сделал Суздаль. В 1150-е годы Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре, по преданию, был отравлен в Киеве боярами в 1157 г. На престол в Ростово-Суздальском княжестве сел сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич (1157-1174 гг.). Свою резиденцию он перенес из боярских Ростова и Суздаля в новый город Владимир, недалеко от которого, в селе Боголюбово, построил белокаменный дворец, за что и получил прозвище Боголюбский. С этого времени княжество стало называться ВладимироСуздальским. Андрей Боголюбский вместе с половцами в 1169 г. подверг Киев страшному трехдневному погрому, а потом объявил столицей нового великого княжества свой стольный город Владимир. В борьбе против бояр Андрей Боголюбский опирался на городские сословия. Но эта борьба привела его к смерти в результате боярского заговора в 1174 г. На короткий срок бояре посадили на владимирский престол своего ставленника, но скоро третий сын Юрия Долгорукова Всеволод Юрьевич, поддержанный городами княжества, разгромил мятежных бояр и сел на владимирский престол (1176-1212 гг.). Всеволод III, прозванный «Большое Гнездо» за многочисленное потомство (восемь сыновей, восемь внуков, не считая дочерей), в борьбе с боярством все больше стал опираться на крепнущее с каждым годом новое сословие (отроки, мечники, меньшая дружина, вирники, гриди), оформившееся впоследствии как дворянство. Социальной основой этих людей стала служба князю за землю и другие пожалования. 3 Князь Всеволод возложил на этих людей, по существу, всю основную государственную службу: военную, судопроизводство, сбор податей и налогов, посольские дела, управление княжеским хозяйством. Тем самым он начал закладывать новую систему централизации власти в условиях удельной Руси. Тяжело заболев в 1212 г., Всеволод Большое Гнездо завещал престол старшему сыну Константину, сидевшему наместником отца в Ростове. Константин захотел перенести столицу в Ростов, что полностью разрушило бы всю политическую систему княжества. Тогда умирающий Всеволод с помощью церкви передал престол второму сыну Юрию с условием остаться во Владимире и отсюда править всей Северо-Восточной Русью. Этот поступок означал, что воля великого князя становилась сильнее традиций «старины». СевероВосточная Русь сделала еще один шаг на пути к централизации власти, но последовавшее вскоре татаро-монгольское нашествие нарушило естественный ход политической жизни Руси. Особый уклад политической жизни сложился в Новгородской боярской республике. В 1136 г. новгородцы восстали против киевского князянаместника. Высшим законодательным органом стало вече – собрание всех полноправных граждан. На нем избирались высшие должностные лица города: посадник (глава судебной и исполнительной власти), тысяцкий (глава ополчения) и епископ (затем архиепископ). Епископ распоряжался казной, контролировал внешние сношения Новгорода. Очень быстро Новгород стал крупнейшим городом Европы. Через него проходили важнейшие торговые пути в Волжскую Булгарию, Причерноморье, Прибалтику и Скандинавию. Он монополизировал торговлю на Руси «мягким золотом» – пушниной. Хотя новгородская политическая система и была весьма демократичной для своего времени, но личная свобода прямо пропорционально зависела от материального положения человека. Поэтому подлинными хозяевами города и окружающих земель являлись несколько боярских кланов. Князья за весь республиканский период Новгорода (с 1136 г. по 1478 г.) приглашались на древнерусских условиях: их главные задачи сводились к отражению внешней угрозы и организации захватнических походов. В целом новгородцы сумели создать вечевое народовластие, которое стало реальной альтернативой повсеместно царившему деспотизму и бесправию. Таким образом, с середины XII в. на Руси складывается, по выражению В.О. Ключевского, «удельный порядок». Однако политическая раздробленность и связанное с этим значительное ослабление государства не означали разрыва связей между русскими землями. Оставались едиными культура, язык и религия. На Руси действовали правовые нормы «Русской Правды» и «Устава Владимира Всеволодовича» (Владимира Мономаха). Однако, по оценкам Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева, этот период был ознаменован «скудными делами славы и богатым ничтожными распрями». 2. Монгольское нашествие на Русь В начале XIII в. в Центральной Азии образовалось мощное единое монгольское государство, во главе которого встал Тэмучин. В 1206 г. на курултае (съезде племенных вождей) ему был присвоен титул Чингисхана (великий хан). Чингисхан вошел в историю как один из самых жестоких и коварных вождей. Подчинив себе железной рукой все монгольские племена, он создал армию, построенную по десятичной системе: в основе был шумен (тьма) – 10 тыс. воинов, который делился на тысячи, затем сотни и десятки. Десяток по смыслу совпадал с понятием айла (семья). Иерархия и дисциплина в армии были строжайшие. Если во время битвы с поля боя бежал хотя бы один воин, казнили весь десяток, в котором он служил. В результате монголы создали одну из крупнейших в мировой истории военных империй. К 1213 г. они покорили Северный Китай и захватили Пекин. Китай с его древней цивилизацией стал для монголов тем же, чем для варварских племен Римская империя. Чингисхан поставил на службу монгольскому государству весь огромный потенциал Китая. Он перенял опыт управления государством китайских чиновников, ввел уйгурскую письменность, привлек военных специалистов. Теперь монгольская армия была сильна не только своей могучей мобильной конницей, но и китайскими стенобитными и метательными машинами, оснащенными снарядами с горючей смесью на основе нефти. После завоевания северного Китая (окончательно Китай был завоеван в 1279 г.) монголы обратили свои взоры на запад. В 1219-1220 гг. они захватили Среднюю Азию: пали Бухара, Самарканд. Могущественный Хорезм продержался чуть дольше, но тоже был покорен. Следующими стали народы 5 Закавказья. Быстро покончив с ними, монголы вторглись в Крым и Приазовье. Перед ними теперь расстилались половецкие и южнорусские степи. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям, однако те не восприняли угрозу всерьез, приняв монгольскую армию за очередную орду кочевников. И только некоторые князья решили помочь половцам. В битве на реке Калка 31 мая 1223 г. полководцы Чингисхана Джебе и Субэде разгромили объединенное войско русских и половцев. Даже здесь, на поле брани, проявилось нежелание русских князей действовать совместно. В результате погибли шесть русских князей, а из простых воинов домой вернулся только каждый десятый. После одержанной победы монгольская армия двинулась на северо-восток в сторону Волжской Булгарии и в 1225 г. вернулась домой. Она тоже понесла очень большие потери в южнорусских степях. Теперь под властью Чингисхана оказалась исполинская империя от Тихого океана до Закавказья и половецких степей. Она была поделена на улусы (отдельные части), крупнейшим из которых стал улус Джучи (старшего сына Чингисхана). В него вошли Западная Сибирь, Приуралье, Поволжье, часть Средней Азии, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских кочевых народов. Западная часть улуса стала юртом сына Джучи Батыя. Чингисхан умер в 1227 г. В этом же году не стало и его старшего сына Джучи. Новым великим ханом монгольской империи стал третий сын Чингисхана Угэдэй. Западный улус империи возглавил молодой и энергичный Батый. Решающим для Руси стал курултай монгольских ханов в 1235 г., на котором было принято решение идти на Русь, манящую монголов своими богатствами. В 1237 г. монгольская армия Батыя в составе 14 туменов вторглась в Северо-Восточную Русь. Одно за другим русские княжества, несмотря на отчаянное сопротивление, терпели поражения. Весенняя распутица и бездорожье заставили Батыя отказаться от завоевания Новгорода и в 1238 г. он отвел свои войска в приволжские степи. Отдохнув и набравшись сил, монголы в 1239 г. предприняли второй поход на Русь. На этот раз целью Батыя стали южные русские княжества. Все они также разделили участь северных соотечественников. А осенью 1240 г. пал Киев. Город был опустошен и разграблен. Вся Русь лежала в развалинах. Монголо-татарского шествия сумели избежать только Полоцкое и Смоленское княжества. И хотя Новгород также не был завоеван, он был вынужден признать власть Батыя. После покорения Руси Батый присоединил русские земли к своему улусу и назвал его Золотой Ордой. Своей столицей он сделал город Сарай (дворец), основав его в низовьях Волги. На долгие годы история Руси переплелась с историей Золотой Орды. Монгольское нашествие нанесло жестокую травму русскому народу. Были уничтожены процветающие города Руси: Рязань, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Киев. Всего было разорено 49 городов, из которых 15 стали затем селами, а 14 так и не смогли заново восстановиться. Более двух третей всего населения погибло или было обращено в рабство. Многие земли пришли в запустение, полностью или частично были утрачены уникальные ремесла. Ордынское нашествие затормозило экономическое и политическое развитие Руси, ослабило связи со странами Западной Европы и определило отставание от них. Так описывали последствия прихода монгольских завоевателей русские летописцы и большинство историков. И наше сознание легко воспринимает эти факты, потому что жестокое обращение с покоренными народами было обычным явлением всего средневекового периода. Феодальные «разборки» в Западной Европе ничем не отличались по жестокости от поведения монголов на Руси. Но были и другие оценки происходящих событий. Так, С.М. Соловьев четко разграничил период опустошения русских земель монголами и последующий длительный период, когда они, живя в Орде, заботились только о сборе дани. Н.М. Карамзин и В.О. Ключевский считали, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русских земель и созданию единого государства. Иначе, по их мнению, князья разнесли бы Русь своими усобицами в клочья на мелкие уделы. Русские князья были вынуждены признать верховную власть монгольских ханов. Особенно сильной была зависимость от Орды СевероВосточной Руси. Князья, претендовавшие на великое Владимирское княжение, означавшее верховенство среди всех князей Северо-востока, должны были в Сарае получать ханский ярлык (грамоту). Ханы умело использовали соперничество русских князей и регулярно вмешивались в 7 междоусобные распри, поддерживая одних и устраняя неугодных. Ярлык был средством и увеличения дани, которую с покоренной Руси первоначально собирали ханские наместники – баскаки. Чрезвычайно важную роль в годы ордынской зависимости играла православная церковь. Монголы были очень терпимы к существованию в их государстве различных церковных конфессий. Поэтому они не препятствовали учреждению в 1261 г. в Сарае епархии русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедническую деятельность распространять духовное и культурное влияние Руси в Орде. В 1279 г. русский митрополит получил ханскую охранную грамоту, закреплявшую неприкосновенность православной веры, храмов, церковного имущества и освобождавшую православную церковь от выплаты дани. Это в дальнейшем было использовано московскими князьями для накапливания сил и ведения освободительной борьбы. Деятельность русских священников в Орде не прошла даром. Когда в 1313 г. новый хан Узбек под страхом смерти стал вводить мусульманство, на Русь двинулся поток православных ордынцев. В большинстве своем они поступали на военную службу к московским князьям, положив начало целому ряду таких знаменитых русских фамилий, как Аксаковы, Ахматовы, Батурины, Бердяевы, Булгаковы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Рахманиновы, Татищевы, Шереметьевы Юсуповы и многие другие. В конце XIII в. Орда передала сбор дани московскому князю Ивану Калите, проводившему, как и его великий предок Александр Невский, политику «смиренной мудрости» и постепенного накапливания силы. Перелом наступил в 1380 г., когда на Куликовом поле объединенное московское войско одержало победу над ордынским темником Мамаем. Русь крепла, а Орда стала терять былую мощь. В конце XIV в. она неизбежно вошла в полосу собственных междоусобиц. Феодальная борьба привела к распаду уже монгольского государства на несколько частей: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайскую Орду. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство постепенно стало переходить к Руси. Безусловно, Русь испытала мощное влияние материальной и духовной культуры Орды, прежде всего в укоренении в русском языке специфичной тюркской лексики. Потеря независимости и многолетняя необходимость платить дань явились тяжелым моральным грузом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства и укрепления национального самосознания. Монгольское нашествие совпало со временем, когда страны Западной Европы успешно и всесторонне развивались. России, по словам Н.М. Карамзина, было не до просвещения. Она напрягала все силы единственно для того, чтобы не исчезнуть с арены мирового процесса. Монгольский период для России стал тем «Рубиконом», перейдя который она окончательно отошла от Запада, выбрав собственный путь развития. 3. Борьба Северо-Западной Руси против Тевтонского и Ливонского орденов В то время, когда Русь еще не оправилась от ужаса Батыева вторжения, с запада пришла новая, не менее страшная угроза. Шведские, датские и немецкие рыцари-крестоносцы с благословения Ватикана начали наступление на Прибалтику и север Руси с целью обращения народов в католичество. Победа крестоносцев таила н себе еще большую угрозу, чем монголы. Тевтонцы поголовно уничтожали сорбов, пруссов, ливов. В 1224 г. они вырезали русское население города Юрьева. Католические фанатики ставили перед собой только одну цель – разгром православия. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез не угрожали. Таким же образом дело обстояло и с территориальными завоеваниями. Монголы после завоевания русских земель ушли обратно к себе в степь, а до Полоцка, Смоленска и Новгорода вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: немецкие и датские рыцари наступали на Псков и Новгород, шведы высадились в устье Невы, а польские и венгерские католики старались захватить Галицию и Волынь. Новгородский военачальник князь Александр хорошо понимал, что устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта Русь не сможет. Ему предстояло сделать выбор между Востоком и Западом. Князь выбрал суть русской государственности и культуры – православие. Поэтому, заручившись поддержкой монголов и застраховав тылы, он сосредоточил свои силы на отпоре тевтонцам. 9 В 1240 г. Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера, получившего благословение на крестовый поход от папы римского. После этой победы двадцатилетний князь был удостоен народного звания Александр Невский. В этом же году немецкие и датские рыцари Ливонского ордена захватили русские города Изборск, Псков и Копорье. В 1241 г. Александр Невский стремительным ударом освободил Копорье и вернулся в Новгород, где провел зиму, дожидаясь подкрепления из Владимира. В марте 1242 г. объединенное войско Александра Невского освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением Ливонских рыцарей. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязания на русские земли. Папа за признание католичества обещал Александру помощь Ливонского ордена в борьбе с монголами, но князь остался верен православию. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, защитил исконно русские земли для накопления жизненных сил в борьбе с монголами и сохранил для Руси самое ценное ее наследие - православные культурные традиции. Русская церковь объявила Александра Невского святым за его подвижничество в деле защиты родной земли и православной веры. 4. Юго-Западная Русь и Великое княжество Литовское Монгольское нашествие предопределило разные судьбы русских земель. В отличие от северо-восточных княжеств, юго-западные русские земли испытали менее продолжительное господство ордынцев. Сильный Галицко-Волынский князь Даниил в течение нескольких лет после разорения своих земель Батыем сохранял независимость от Золотой Орды. Но в 1250 г. ордынские ханы потребовали у него уступить город Галич. Даниил покорился, но испытал страшное унижение. Сразу после этого он обратился к римскому папе за поддержкой в обмен на то, что не будет препятствовать распространению католичества. Папа в 1253 г. призвал христиан Богемии, Моравии, Сербии, Померании и Прибалтики к крестовому походу против Золотой Орды. На следующий год папские посланники передали Даниилу от имени папы королевскую корону. Крестовый поход не состоялся, но укрепление связей с католической Европой, с одной стороны, и катастрофические последствия монгольского нашествия, с другой, привели к тому, что ослабевшая Юго-Западная Русь в 1240-е гг., годы правления великого князя литовского Миндовга (12??-1263 гг.), начала попадать под его власть. При следующих великих литовских князьях, Гедимине и Ольгерде, территориальные приобретения Литвы продолжились. В ее состав вошли Полоцкое, Витебское, Минское княжества, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленского княжества. В 1362 г. Литва присоединила и Киевское княжество. Образовалось мощное балтославянское государство: от Балтийского до Черного моря, в котором девять десятых всего населения считали себя русскими. Основой нового государства была не военная сила, а стремление русских получить защиту от монголов. В новом государстве русская культура имела преобладающее влияние. Князь Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах и, хотя большинство населения говорило на наречиях, положивших начало украинскому и белорусскому языкам, при дворе и в официальных документах использовался русский. Русская знать составляла основу войска, руководила посольствами, управляла литовскими городами. В XIV-XV вв. Литовская Русь поддерживала достаточно тесные связи с Русью Московской и Новгородской. Южнорусская культура, испытывая сильное западное влияние и частично обретя новые черты, тем не менее, не утратила общность с культурой Москвы и Новгорода. Этому способствовало и то, что обрусевшие Гедимин, Ольгерд и их ближайшие родственники были православными. Не удивительно, что в Литве многие русские земли увидели тогда силу, способную возродить российское государство. Совместное проживание литовцев и русских помогало противостоять как агрессии немецких рыцарей, так и натиску Орды. Этот процесс резко изменился, когда в 1386 г. новый литовский князь Ягайло женился на наследнице польского престола принцессе Ядвиге и заключил с Польшей государственно-религиозный союз (Кревскую унию). Согласно ему Ягайло был избран польским королем под именем Владислава. С этого момента культурная ориентация литовской аристократии изменилась с русской на польскую, а права и привилегии русской аристократии были 11 резко снижены. Началось новое католическое наступление на юго-западные земли Руси. Упразднялись крупные княжества в Полоцке, Витебске, Киеве. Появились наместничества. В католичество перешла часть западнорусской знати, по большинство русских сохранили верность православию. Постепенно началась национально-религиозная вражда, которой не было до восьмидесятых годов XIV в. Она переросла в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого русского государства. Эти настроения многократно усиливал процесс формирования централизованного государства на северо-востоке Руси.
«Удельная раздробленность на Руси (XII – XIII ВВ.)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot