Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема. Учет расчетных операций
1.
Понятие дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – это денежное выражение обязательств других лиц
перед предприятием, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или
действующих законодательных актов.
Различают следующие виды дебиторской задолженности:
1. Краткосрочная задолженность.
2. Долгосрочная задолженность.
3. Нормальная задолженность.
4. Просроченная (неоправданная) задолженность:
– сомнительная;
– безнадежная.
5. Задолженность с истекшим сроком исковой давности.
6. Задолженность с неистекшим сроком исковой давности.
Краткосрочная дебиторская задолженность – та, срок обращения которой составляет
не более 12 месяцев после отчетной даты.
Долгосрочная дебиторская задолженность – задолженность, срок обращения которой
составляет более 12 месяцев после отчетной даты.
В зависимости от характера задолженности в хозяйственной практике условно
различают «нормальную» и просроченную (неоправданную) задолженность.
«Нормальная» задолженность возникает вследствие особенностей используемой
системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой
денежные средства не сразу поступают на счета предприятий-поставщиков товаров
(работ, услуг). К такой категории задолженности относят: задолженность покупателей,
сроки погашения которой не наступили, задолженность, возникающую при выдаче
денежных средств «под отчет» на различные нужды, при предъявлении претензий
покупателями и т.п.
Неоправданная (экономически неприемлемая) задолженность связана с
нарушением платежной дисциплины покупателями и заказчиками, которые не оплатили в
срок поставленную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Задолженность может возникнуть и по другим причинам. Это может быть, когда
подотчетные лица своевременно не отчитались за выданные им денежные средства, и пр.
Другого рода причины ее возникновения связаны с неудовлетворительной деятельностью
предприятия: с выявленными хищениями товарно-материальных ценностей и денежных
средств, с растратами и недостачами.
Сомнительным
долгом
признается
любая
задолженность
перед
налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ,
оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные
договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность
переходит в категорию безнадежной задолженности (нереальной ко взысканию).
В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации
безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед
налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те
долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство
прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта
государственного органа или ликвидации организации-должника.
В целях учета следует разделять дебиторскую задолженность, по которой истек срок
исковой давности, и долг, по которому этот срок еще не истек. В последнем случае все
достаточно просто: долг продолжает числиться в учете и по результатам отчетного
периода находит свое отражение в активе баланса. И так продолжается до тех самых пор,
пока контрагент не погасит свою задолженность, либо до тех пор, пока долг не перейдет в
категорию безнадежных долгов, то есть долгов, нереальных для взыскания. Чтобы не
пропустить процесс перехода задолженности в безнадежную, бухгалтеру периодически
нужно проводить инвентаризацию расчетов.
Понятие срока исковой давности дано в гл. 12 ГК РФ:
исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право
которого нарушено;
общий срок исковой давности равен трем годам;
течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать
о нарушении своего права;
этот срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;
течение срока исковой давности может быть прервано предъявлением иска в
установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий,
свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности
начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Таким
образом, списывая безнадежную задолженность по истечении срока исковой давности,
бухгалтер должен проверить, не было ли писем от дебитора с признанием претензий либо
актов сверки с ним в период течения срока исковой давности, то есть не прерывался ли
этот срок.
В случае прерывания срока исковой давности вследствие предъявления иска в
установленном порядке в отношении задолженности, присужденной к взысканию на
основании решения суда, течение нового срока исковой давности начинается с даты
вынесения судом решения о взыскании долга.
К действиям, которые могут свидетельствовать о признании долга в целях перерыва
течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, могут относиться:
признание претензии;
частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга
и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного
долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из
различных оснований;
уплата процентов по основному долгу;
изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник
признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора
(например, об отсрочке или рассрочке платежа);
акцепт инкассового поручения.
Дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, может образоваться
вследствие:
ликвидации должника;
банкротства должника;
истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны
должника;
наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два
варианта:
во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации
банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая
дебиторская задолженность признается нереальной ко взысканию и соответственно
подлежит списанию на финансовые результаты;
во-вторых,
если
вместо
ликвидации
банка
предусматривается
его
реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать
восстановления банком платежеспособности;
невозможности взыскания судебным приставом-исполнителем по решению суда
суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного
управления) Момент возникновения дебиторской задолженности определяется условиями
заключенных договоров и связан со временем реализации товаров (работ, услуг).
После того, как право собственности на товары переходит к контрагенту или
переданы результаты работ, выполнены услуги, у партнеров возникает обязанность
встречных действий, встречные поставки. Нарушение сроков приводит к возникновению
дебиторской задолженности. Таким образом, дебиторская задолженность в учете
возникает:
– при переходе права собственности на товары;
– при передаче результатов работ, оказании услуг.
Следовательно, дебиторская задолженность в общем случае отражается в учете:
– после оформления документов на отгрузку товаров;
– после подписания акта выполнения работ (услуг).
Если в договоре поставки установлен особый момент перехода права собственности
на продукцию, то организации могут определять в учете дебиторскую задолженность (и
выручку) на момент исполнения особых условий перехода права собственности. Такой
датой может быть день поступления денег в оплату отгруженной продукции или день
зачета взаимных требований
В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:
1) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (организацией выдан аванс в счет
поставки товара);
2) 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (поставка товаров, работ, услуг в счет
последующей оплаты);
3) 68 "Расчеты по налогам и сборам" (переплата в бюджет налогов, сборов);
4) 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (переплата при расчетах
по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому
страхованию работников организации);
5) 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (при удержании с работника в пользу
организации определенных сумм);
6) 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (подотчетное лицо не возвратило выданные
ему денежные средства);
7) 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (возникновение задолженности
работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и тому
подобное);
8) 75 "Расчеты с учредителями" (возникновение задолженности учредителей по
вкладам в уставный, складочный капитал);
9) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в случае наличия
задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в
пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам).
Существует два варианта учета дебиторской задолженности.
Первый вариант – задолженность учитывается на дату отгрузки продукции и
предъявления расчетных документов покупателю к оплате. В этом случае дебиторская
задолженность оценивается в размере выручки – договорной стоимости отгруженной
продукции.
Если организация отгрузила покупателю товары, то после перехода к нему права
собственности в учете следует сделать следующую запись:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка от продаж» – отражена задолженность
покупателя за отгруженную продукцию.
Задолженность отражается независимо от того, были ли получены деньги за
проданные товары (работы, услуги) или нет.
Второй вариант – дебиторская задолженность учитывается на дату выполнения
определенных условий, установленных договором (например, доставки до указанного
места, оплаты и т.д.). В этом случае дебиторская задолженность до выполнения условий
договора оценивается по фактической себестоимости отгруженной продукции. После
выполнения условий договора дебиторская задолженность оценивается в размере
стоимости отгруженной продукции.
При отгрузке покупателю товаров по договору с особым переходом права
собственности делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет 45 Кредит 41 – отгружены товары по договору с особым переходом права
собственности.
Задолженность покупателя по договору с особым переходом права собственности
отражается только после оплаты товаров:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет «Выручка от продаж» – отражены выручка от продажи
товаров (готовой продукции) и дебиторская задолженность покупателя.
Дебет 51 Кредит 62 – поступили деньги от покупателя .
Одновременно за балансом учитывается сумма списанной задолженности.
Дебет
007
–
Учтена
за
балансом
сумма
списанной
дебиторской
задолженности
В противном случае – суммы задолженности приравниваются к внереализационным
расходам налогоплательщика как убыток, полученный налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). То есть по истечении срока исковой
давности либо в случае ликвидации должника налогоплательщик вправе списать сумму
дебиторской задолженности и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.
Дебет 91-2 Кредит 62 – списана на убытки сумма дебиторской
задолженности (с НДС);
Дебет
007
–
учтена
за
балансом
сумма
списанной
дебиторской
задолженности.
При этом в составе внереализационных расходов признается вся сумма дебиторской
задолженности с учетом НДС. Убытки от списания указанной задолженности уменьшают
налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором истек срок исковой
давности.
В случае превышения суммы списываемых безнадежных долгов над суммой
созданного резерва согласно п. 5 ст. 266 НК РФ разница подлежит включению в состав
внереализационных расходов При поступлении от покупателя суммы ранее списанной
задолженности сумма задолженности списывается с забалансового учета и отражается в
составе прочих доходов. При этом в бухгалтерском учете появятся записи:
Дебет 50 (51)Кредит 91-1 – отражена в составе прочих доходов сумма
списанного долга, возвращенного должником;
Кредит
007
–
списана
с
забалансового
счета
сумма
возвращенного долга;
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ организация может создавать резервы сомнительных долгов по
расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги
с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительный долг – это дебиторская задолженность по поставленным товарам (работам,
услугам), которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена
гарантиями (залогом, поручительством или банковской гарантией) (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Не учитываются при создании резерва:
долги поставщиков, связанные с поставкой товаров (работ, услуг) или с возвратом
аванса;
долги контрагентов по оплате переданных имущественных прав (например, по
аренде имущества) и по уплате договорных санкций;
долги заемщиков (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 03-0306/2/150);
долги, возникшие при передаче права требования (Определение КС РФ от 19
ноября 2015 г. № 2554-О).
Если у компании по отношению к ее должнику есть встречное обязательство
(кредиторская задолженность), сомнительным долгом должна считаться та часть
дебиторской задолженности, которая превышает сумму кредиторской задолженности. Это
новшество введено в абзац 1 статьи 266 Налогового кодекса Федеральным законом от 30
ноября 2016 г. № 401-ФЗ. То есть при формировании резерва по сомнительным долгам
встречные обязательства "сворачиваются", если ваш долг перед контрагентом превышает
его долг перед вами
Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам в соответствии с
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций используется счет 63 «Резервы по
сомнительным долгам». На сумму создаваемых резервов производится следующая
бухгалтерская запись:
Дебет 91-2 Кредит 63 – отражена сумма созданного резерва по сомнительным
долгам.
При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией
сомнительными, в бухгалтерском учете делается следующая запись:
Дебет 63 Кредит 62, 76 и т.д. – списана сумма невостребованного долга.
В случае если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва
сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то
неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на
конец отчетного года к финансовым результатам. В бухгалтерском учете это отразится
следующей записью:
Дебет 63 Кредит 91-1 «Прочие доходы» – учтена сумма неиспользованного резерва.
2. Понятие кредиторской задолженности
Под кредиторской задолженностью понимают задолженность по принятым
обязательствам.
Кредиторскую задолженность принято разделять на текущую и просроченную.
Текущей называется кредиторская задолженность по обязательствам, сроки погашения
которой не истекли (по условиям соответствующего договора или срокам исковой
давности).
Просроченной признается задолженность, не погашенная в течение установленных
договором сроков. Если предельные сроки определены договором, то задолженность
становится просроченной по истечении указанного периода. Если же такие сроки в
договоре не указаны, законодательно задолженность может быть признана просроченной
только по истечении сроков исковой давности (в общем случае – три года с момента
возникновения на основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ).
Необходимо иметь в виду следующее: статья 205 Гражданского кодекса РФ
допускает возможность восстановления пропущенного срока исковой давности в
исключительных случаях и в судебном порядке. Причины несвоевременного погашения
кредиторской задолженности могут быть различными: недостаток средств для оплаты
покупателем или заказчиком, непредъявление соответствующих требований кредитором и
т. д.
К участнику договора (учреждению) также могут быть применены финансовые
санкции, предусмотренные договором или непосредственно законодательством.
Для ситуаций, связанных с невозможностью покупателя или заказчика своевременно
погасить кредиторскую задолженность, применяется понятие «задолженность, не
востребованная кредиторами».
В соответствии с пунктом 78 Положения по ведению бухгалтерского учета суммы
кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются с
баланса на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и
приказа или распоряжения руководителя организации.
Инвентаризацию имущества и обязательств организации проводят для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Расчеты с
кредиторами должны подвергаться этой процедуре ежегодно.
По результатам проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия
определяет суммы кредиторской задолженности, по которым сроки исковой давности
истекли.
Такие суммы представляют собой внереализационный доход и подлежат включению
в доход организации в той сумме, в которой эта задолженность была отражена в
бухгалтерском учете (пункты 8 и 10.4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы
организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России № 32н).
Суммы кредиторской задолженности признаются в бухгалтерском учете в том
отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (п. 16 ПБУ 9/99). Указанные
суммы отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с
теми счетами, на которых числится кредиторская задолженность.
В бухгалтерском учете кредиторская задолженность отражается по кредиту счетов:
1) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
2) 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (авансы полученные);
3) 68 "Расчеты по налогам и сборам" ;
4) 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
5) 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
6) 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (организация должна вернуть подотчетному
лицу переплату);
8) 75 "Расчеты с учредителями" (возникновение задолженности перед учредителями
по доходам и дивидендам;
9) 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности
составляется бухгалтерская справка-расчет.
В бухгалтерском учете делаем следующие проводки:
Дебет счета учета расчетов (60, 62, 70, 71, 73, 76) Кредит счета 91.1 «Прочие
доходы» – списана в состав прочих доходов кредиторская задолженность с истекшим
сроком исковой давности.
В том случае, когда списанию подлежит задолженность за полученные товары,
оказанные услуги или выполненные работы, возникает вопрос: как поступить с суммой
НДС, предъявленной поставщиком? Сумма налога числится по дебету счета 19 «Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Этот налог следует включать в
состав прочих внереализационных расходов.
Дебет 91 кредит 19
Кредиторская задолженность также может образоваться, если организацией был
получен аванс, а поставка товаров под него не производилась. Списание такой
задолженности осуществляется в сумме, в которой она отражена в учете на дату списания,
то есть за минусом НДС, начисленного с полученного аванса (п. 10.4 ПБУ 9/99). НДС,
исчисленный и уплаченный с аванса, вычету не подлежит, поскольку вычет возможен
только в случае реализации товаров либо возврата аванса (п. 5 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК).
3.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие
ТМЦ, а также выполняющие разные работы и оказывающие различные услуги.
В учете организации –покупателя отражение факта покупки товара ( имущества)
предполагает следующие действия:
Определение момента оприходования товара и постановка его на учет;
Оценку стоимости приобретенного товара;
Отражение возникновения права собственности;
Фиксирование факта погашения задолженности перед поставщиком.
Для обобщения информации о расчетах используется счет 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками». По его кредиту отражают возникновение обязательств
по оплате ТМЦ, выполненных работ, оказанных услуг.
Основанием для принятия на учет КЗ являются расчетные документы: счета, счетафактуры, транспортные накладные, приходные ордера, акты приемки работ и т.д.
Порядок отражения на счетах операций по получению покупателем ценностей
зависит от установленного перехода права собственности. Если условие перехода
специально не оговаривается, то сторонами по умолчанию принимается общее правило
перехода – передача товара продавцом покупателю. В этом случае составляется запись:
ДЕБЕТ 07,08,10,15,41КРЕДИТ 60
Одновременно делается запись на сумму НДС, подлежащую уплате поставщику:
ДЕБЕТ 19КРЕДИТ 60
В случае если сторонами договора купли –продажи определен особые условия
перехода права собственности, то порядок учета определяется условиями договора. До
момента получения права собственности покупатель учитывает ценности по дебету
забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». После перехода
права собственности счет 002 кредитуется и ценности принимаются на баланс.
На счете 60 задолженность отражается в пределах акцепта. Акцепт-согласие на
оплату. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за
газ, воду, энергию, канализацию, телефон, почтово-телеграфные услуги.
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при
приемке на склад товаров обнаружилась их недостача или при проверке счетов-фактур
обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки,
делают следующую запись:
ДЕБЕТ 76 -2 «Расчеты по претензиям» КРЕДИТ 60 – на величину претензий
При поступлении товаров, на которые не получены расчетные документы
поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товары как
оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщика и не
числится ли стоимость поступивших товаров как дебиторская задолженность.
За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуют на стоимость поступивших
ценностей по ценам, предусмотренным в договоре. После получения документов их
учетная цена корректируется.
ДЕБЕТ 10,15КРЕДИТ 60
Дебетуют счет 60 согласно выпискам из банка и другим документам на суммы
исполнения обязательств, включая авансы, в корреспонденции со счетами учета денежных
средств, источников финансирования, расчетов.
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50,51,52,55
ДЕБЕТ 60КРЕДИТ 66 – Оплата за счет ссуды банка
Предварительная оплата (аванс) отражается:
Дебет 60 «Авансы выданные» Кредит 51
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 «авансы выданные» - зачет аванса
В настоящее время между предприятиями распространена такая форма неденежных
расчетов, как зачет взаимных обязательств. У организаций образуются взаимные
кредиторская и дебиторская задолженности. При проведении взаимозачета между двумя
организациями погашаются обязательства по двум самостоятельным договорам. В этих
договорах могут быть разные суммы, условия оплаты и сроки выполнения обязательств.
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 –взаимозачет
Расчеты с использованием векселей
Вексель - документ (ценная бумага), составленный по установленной законом форме
и содержащий безусловное денежное обязательство.
Вексель является универсальным средством при расчетах. Он используется в качестве
обеспечения исполнения обязательств по договору займа, как средство платежа (при
расчетах между предприятиями за поставку товаров, работ, услуг) или финансовое
вложение.
Вексель может быть беспроцентным, без дисконта и выступать как средство платежа
при расчетах за поставленные товары (работы, услуги). В этом случае у организации,
которая приобретает такой вексель, отсутствует доход по ценной бумаге и используются
счета расчетов 60, 62, 76.
Вексель принимается к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений (счет
58 "Финансовые вложения"), если операции с векселями принесут в будущем доход в виде
процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (разница между ценой продажи
(погашения) и покупной стоимостью). При их учете необходимо руководствоваться ПБУ
19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 №
126н).
Рассмотрим пример, в котором организация выдает поставщику за полученные
товары собственный простой беспроцентный вексель со сроком погашения через три
месяца.
4.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Учет расчетов с покупателями ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками». Здесь учитываются расчеты по предъявленным покупателям и принятым к
оплате платежным документам за отгруженные товары, расчеты по длительным
хозяйственным связям, задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченную
векселями, а также по полученным авансам и предоплатам.
Аналитический учет ведется по каждому покупателю и по каждому предъявленному
счету. Построение аналитического счета должно обеспечивать возможность получения
информации:
по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
по неоплаченным в срок расчетным документам;
авансам полученным;
векселям, срок оплаты по которым не наступил;
векселям, дисконтрированным ( учтенным) в банке;
векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Счет 62 дебетуют на суммы, причитающиеся с покупателей, на которые
предъявлены расчетные документы. Кредитуют на суммы поступивших платежей (
включа авансы полученные).
Счет 62 открывают субсчета:
1.
62-1 «Расчеты в порядке инкассо»
2.
62-2 «Расчеты плановыми платежами»
3.
62-3 «Векселя полученные»
4.
62-4 «Расчеты по авансам полученным»
На счете 62-1 отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам
за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. При этом
поставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которые
предъявляются в обслуживающий банк. Последний обязан востребовать платеж с
покупателя или заказчика. Технология расчета зависит от условий, предусмотренных в
договоре: без акцепта ( согласия) покупателя либо с предварительным его акцептом.
Безакцептное списание денежных средств со счетов плательщика может
применяться на основании законодательства в случаях, предусмотренных договором, и
при определенных банком условий.
В платежном требовании получатель проставляет «Без акцепта» со ссылкой на
документ, на основании которого взыскивается платеж.
При расчетах за продукцию с предварительным акцептом покупателю
предоставляется право в течение срока, предусмотренного договором ( он должен быть не
менее 5 рабочих дней), оформить полный или частичный отказ от акцепта платежных
требований, т.е. от их оплаты. Ответственность за необоснованный отказ несет
плательщик. Если в установленный срок плательщик не сделал заявления об отказе от
акцепта, то платежные требования считаются акцептованными. На следующий рабочий
день платежное требование оплачивается банком при наличии на счетах денежных
средств. При их отсутствии или недостаточности платежное требование помещают в
картотеку «Платежные документы, не оплаченные в срок». Наличие такой картотеки
свидетельствует о неудовлетворительной на определенную дату платежеспособности
плательщика.
Субсчет 62-2 предназначен для учета расчетов при наличие длительных или
постоянных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не
означает завершения сделки
Субсчет 62-3 используют для учета задолженности по расчетам с покупателями,
обеспеченной полученными векселями.
Субсчет 62-4 ( пассивный) необходим в тех случаях, когда поставщик зачисляет на
банковский счет денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты
предстоящей отгрузки ТМЦ или выполнения работ.
Поступление денежных средств от покупателя может осуществляться в порядке
предоплаты (частичной или полной). Условия оплаты, как правило, оговариваются в
договоре, заключенном между поставщиком и покупателем.
Предоплата, поступившая от покупателя, регистрируется по кредиту счета 62.02
"Расчеты по авансам полученным". В момент отгрузки товаров (выполнения работ, услуг)
выполняется зачет ранее полученной суммы предоплаты (Дт 62.02 Кт 62.01).
В целях исчисления суммы НДС при получении оплаты в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав
необходимо выставить покупателю счет-фактуру и начислить НДС по ставке 10/110 или
18/118 в зависимости от вида товара (абз. 2 п. 1 ст. 168 НК РФ). Сделать это необходимо
не позднее пяти календарных дней со дня поступления аванса (абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Счет-фактура на авансовый НДС регистрируется в журнале учета полученных и
выставленных счетов-фактур и в книге продаж.
В момент отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) покупателю выставляется
счет-фактура "на отгрузку" и выполняется начисление НДС, а ранее начисленный
авансовый НДС принимается к вычету.
Суммы, полученные предприятием авансом отражаются на счете 62 обособленно в
виде кредиторской задолженности: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
Одновременно производится начисление НДС с суммы полученного аванса:
ДЕБЕТ 62-4КРЕДИТ 68
При последующей отгрузке продукции сумма начисленного НДС сторнируется
ДЕБЕТ 62-4КРЕДИТ 68 –сторно, а затем отражаются все операции, связанные с
реализацией продукции в общеустановленном порядке и использованием счета 90
«Продажи».
Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам: ДЕБЕТ
62 -4 КРЕДИТ 62
Общие правила учета расчетов с покупателями и заказчиками:
1.
Счет 62 дебетуется одновременно кредитованием счетов 90 и 91 на суммы
отгруженной продукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг
на дату признания доходов ( принцип начисления).
2.
Счет 62 следует кредитовать в корреспонденции со счетами,
предназначенными для учета денежных счетов, расчетов или дебиторской задолженности
( при расчетах неденежными средствами).
3.
Положительные суммовые разницы увеличивают долг покупателя и сумму
продаж: ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90; отрицательные требуют сторнировочной записи ДЕБЕТ
62 КРЕДИТ 90 сторно
4.
положительные курсовые разницы увеличивают расходы: ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 91; отрицательные-расходы: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 62
5.
дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет
резерва, а при его недостаточности или отсутствии- за счет финансовых результатов:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62, ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 62
6.
на сумму возврата бракованной продукции корректируется методом красной
сторно выручка от реализации и НДС, подлежащей уплате в бюджет
7.
возврат покупателям излишне полученных сумм по причине брака
продукции или поставки товаров сверх заказов отражают по дебету счетов 50,51,52,55 и
кредитованием счета 62
8.
отражение разницы между номиналом векселя и величиной долга
покупателя: ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
Оплата продукции осуществляется следующим образом:
Поступление наличными и по перечислению, 50,51,52
62
векселям и авансов
Уменьшение задолженности в счет договора мены
60
62
Зачет в погашение долга пред поставщиком передачей 60
62
векселей
5.
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
Все расчеты с персоналом, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с
подотчетными лицами и депонентами, учитывают на счете 73 «Расчеты с персоналом по
прочим операциям».К счету могут быть открыты следующие субсчета:
73-1 «Расчеты по предоставленным займам»
73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Другие
На субсчете 73-1 отражают расчеты с работниками по предоставленным им займам (
на строительство, приобретение садовых домиков, обзаведение домашним хозяйством и
др.) С этой целью работнику выдаются деньги из кассы или путем перечисления на его
счет; кроме того сотруднику за счет выданного кредита могут быть по его просьбе
оплачены выставленные на его имя счета ( при их целевом назначении, совпадающим с
целью кредита).
Отношения организации и работников по договорам займа регулируются главой 42
ГКРФ. Общие условия займа организация определяет самостоятельно. К наиболее
распространенным относятся следующие:
Ограниченность права руководителя предоставлять заем работнику в размере,
превышающем установленную величину, которая может определяться как
часть чистой прибыли и т.д. Однако при согласии собственника займ может
быть увеличен;
Предельный срок;
Ограниченность круга лиц, способных претендовать на займ.
При предоставлении работнику займа на льготных условиях он может получить доход в
виде материальной выгоды от экономии на процентах.
Сумма материальной выгоды рассчитывается:
Как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами,
исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленных по
условиям договора ( если заем выдан в валюте);
Как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами,
исчисленной в размере ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ над суммой процентов,
исчисленных по условиям договора ( если заем выдан в рублях).
Материальная выгода облагается налогом в 35%.
На субсчете 73-2 учитывают расчеты по возмещению материального ущерба,
причиненного работником в результате недостач и хищений денежных и материальных
ценностей, а также других видов ущерба. Ущерб может по решению предприятия
возмещаться по рыночным ценам.
По дебету счета отражается возникновение задолженности со стороны работника.
По кредиту фиксируется погашение задолженности.
При отказе судом во взыскании по иску, предъявленному сотруднику предприятия,
счет 73 корреспондируется со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на
суммы списанных недостач.
Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности, то эту
сумму нужно перевести на счет 76, т.к. счет 73 предназначен только для расчетов с
работниками предприятия.
Основные проводки:
Выдан займ работнику
73
50,51
Займ погашен работником
50,51
73
Займ удержан из заработной платы работника
70
73
Отражена задолженность работника после его увольнения
76
73
Отражена сумма недостачи
94
41,10,50
Отражена сумма ущерба, подлежащая взысканию с работника – в 73
94
фактическом размере
Отражена сумма ущерба, подлежащая взысканию с работника – в 73
98
кратном размере
Списана часть суммы ущерба в состав прочих доходов
98
91
Отражена сумма производственного брака, отнесенная на виновных 73
28
лиц
Отражена сумма ущерба, возмещенная работником
50,51,70
73
Отражена сумма задолженности, во взыскании которой отказано 94
73
судом
6.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам.
Предприятие участвует в расчетах с разными организациями по расчетам
некоммерческого характера ( учебными заведениями, научными организациями и т.д.), с
транспортными организациями за услуги, оплачиваемыми чеками; производит выплату
сумм, удержанных из заработной платы работников в пользу разных организаций;
выплату своевременно неполученной заработной платы и др. Соответствующие расчеты
ведут на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», по которому могут
быть открыты субсчета в зависимости от назначения расчетов.
По дебету счета отражается возникновение дебиторской и погашение кредиторской
задолженности. По кредиту счета учитывается возникновение кредиторской и погашение
дебиторской задолженности. Дебетовое сальдо по счету показывает задолженность
юридических и физических лиц предприятию, а кредитовое -задолженность предприятия
этим лицам.
Основные субсчета:
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
76-2 «Расчеты по претензиям»
76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»
76-4 «Расчеты по депонированным суммам»
На субсчете 76-1 организация – страхователь учитывает расчеты по страхованию
имущества персонала организации ( кроме расчетов по ЕСН), в которой организация
выступает страхователем. Исчисленные суммы страховых платежей отражают :ДЕБЕТ
20,23,25,26 КРЕДИТ 76-1.Перечисление сумм страховых платежей страховым
организациям записывают: ДЕБЕТ 76-1 КРЕДИТ 51
В дебет счета списывают потери по страховым случаям: ДЕБЕТ 76-1 КРЕДИТ
01,10,41…
По дебету отражают сумму страхового возмещения, причитающуюся по договору
страхования работнику организации: ДЕБЕТ 76-1 КРЕДИТ 73
Суммы страховых возмещений, полученных предприятием от страховых
организаций в соответствии с договором страхования, отражают: ДЕБЕТ 51,52КРЕДИТ 76
Не компенсируемые страховые возмещениями потери от страховых случаев
списывают на убытки: ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 76-1
На субсчете 76-2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам,
подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и
признанным штрафам, пеням, неустойкам.
По дебету счета отражают суммы предъявленных претензий: ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ
60
При обнаружении недостачи по принимаемым ТМЦ, когда завышение цен либо
арифметические ошибки обнаружились после того, как записи по счетам учета ценностей
были совершены, счет 76-2 дебетуется в корреспонденции со счетами учета
соответствующих ценностей: ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 41,43
Также по дебету фиксируют претензии к учреждениям банков по суммам, ошибочно
списанным со счетов: ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51,52,66
Претензии по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков,
покупателей и др. за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных
плательщиками или присужденных судом, отражают: ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91
Кредитуют счет на суммы поступивших платежей со счетами учета денежных
средств.
На субсчете 76-3 отражают расчеты по дивидендам и доходам в пользу других
организаций. Подлежащие получению доходы отражаются по дебету счета: ДЕБЕТ 76-3
КРЕДИТ 91.
Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов
учета активов и кредиту счета 76-3: ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-3
Субсчет 76-4 отражает начисленные, но не выплаченные в срок ( из-за неявки
получателей) суммы заработной платы.
Депонированные суммы отражаются: ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76-4.При выплате этих
сумм делается запись по дебету счета 76-4 и кредиту денежных счетов.
Невостребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет
и выдаются по первому требованию работника в течение этого периода.
По истечение срока исковой давности невостребованные суммы списываются на
доходы организации: ДЕБЕТ 76-4 КРЕДИТ 91
7.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетное лицо - это лицо, которое получает денежные средства под отчет для
оплаты товаров (работ, услуг) в интересах организации, где оно является официальным
работником.
Расчеты с работниками по суммам, выданным под отчет учитывают на счете 71
«Расчеты с подотчетными лицами».
Дебетовое сальдо показывает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию,
кредитовое сальдо-сумму задолженности предприятия подотчетным лицам.
Выдача наличных денежных средств под отчет регулируется Порядком ведения
кассовых операций в РФ.
Целесообразность, сроки и размеры, на которые выдаются средства под отчет
определяется руководителем предприятия.
Для получения наличных денежных средств под отчет работнику необходимо
написать заявление в произвольной форме. На данном заявлении руководитель
юридического лица собственноручно утверждает сумму и срок, на который выдаются
наличные деньги. В качестве подтверждения согласия с содержанием документа,
руководитель визирует и датирует его. Выдача денежных средств под отчет проводится
при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее
полученной под отчет сумме денег.
На основании заявления подотчетного лица оформляется расходный кассовый ордер
При этом передача выданных под отчет денег одним работником другому
запрещается.
Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу
организации по приходному кассовому ордеру, перерасход компенсируется, и деньги
выдаются подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
После того, как работник выполнил поручение организации, он обязан
предоставить авансовый отчет в течение трех рабочих дней после истечения срока, на
который выданы наличные денежные средства под отчет, или со дня выхода на работу.
Организация вправе разработать самостоятельно форму авансового отчета, которая
должна содержать обязательные реквизиты.
К авансовому отчету работник обязан приложить документы, подтверждающие
произведенные расходы.
Подотчетные суммы выдаются:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50;возвращаются: ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71
Расходы, произведенные из подотчетных сумм, отражают:
ДЕБЕТ 10,26,44КРЕДИТ 71
В случае непредставления отчета и невозвращения в кассу неизрасходованных сумм
в установленные сроки бухгалтер имеет право удержать из начисленной заработной платы
данную задолженность.
Суммы, невозвращенные в срок, отражаются:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 71
В дальнейшем эти суммы списываются:
ДЕБЕТ70,73КРЕДИТ 94
Данные суммы облагаются подоходным налогом:
ДЕБЕТ 70КРЕДИТ 68
Средства подотчетному лицу могут выданы также на командировку.
При направлении сотрудника в командировку работодатель должен подготовить
следующие документы:
приказ о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или Т-9а);
служебное задание (форма № Т-10а);
командировочное удостоверение (форма № Т-10).
Командировочные расходы подразделяются на следующие виды:
расходы на проезд;
расходы по найму жилого помещения;
суточные;
иные расходы.
По возвращении из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней
отчитаться по командировочным расходам. К авансовому отчету прилагаются следующие
документы: командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения,
документы, подтверждающие фактические расходы по проезду (включая страховой взнос
на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по
оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных
принадлежностей), а также иные расходы, связанные с командировкой, и отчет о
выполненной работе в командировке.
Налоговым кодексом установлены предельные нормативы суточных, которые не
нужно включать в доход командированного работника и облагать НДФЛ. А именно: до
700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской
Федерации и до 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
7.Учет расчетов с учредителями
Чистая прибыль, полученная организацией, может быть выплачена акционерам
(учредителям) или участникам.
Владельцам акций акционерных обществ (акционерам) выплачиваются дивиденды, а
участникам обществ с ограниченной ответственностью – доходы от участия в уставном
капитале.
В бухгалтерском учете выплаты дивидендов и доходов от участия в уставном
капитале отражаются одинаково.
Дивиденд – часть чистой прибыли, полученной обществом за текущий или
прошедший год, распределяемая между акционерами и приходящаяся на одну акцию.
Акционерное общество вправе принимать решение о выплате дивидендов четыре раза в
год Размер дивидендов устанавливается исходя из суммы прибыли, направляемой на
выплату доходов.
При этом размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного
советом директоров.
Прибыль распределяется между акционерами пропорционально числу и виду
принадлежащих им акций (обыкновенные или привилегированные).
Размер дивиденда по привилегированным акциям указывается в уставе организации
в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости акций.
Сумму дивиденда по обыкновенным акциям можно определить так:
Общества с ограниченной ответственностью не выплачивают дивиденды, а
распределяют полученную прибыль среди участников.
Прибыль может распределяться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Решение
о распределении прибыли принимается общим собранием участников общества.
Решение о распределении прибыли, принятое участниками, оформляется
протоколом общего собрания. Чистая прибыль, предназначенная для выплаты доходов
участникам (учредителям), распределяется в порядке, предусмотренном уставом
организации. Как правило, прибыль делится пропорционально долям участников в
уставном капитале. Дивиденды акционеров и доходы от участия в уставном капитале
общества с ограниченной ответственностью облагают налогами одинаково.
Порядок налогообложения дивидендов (доходов участников) зависит от того, в
какой форме они выплачены:
в денежной форме;
в натуральной форме.
Если дивиденды (доходы) выплачивают в денежной форме, они облагаются только
налогом на доходы физических лиц. Организация, выплачивающая дивиденды (доходы),
выступает в роли налогового агента.
Это означает, что организация должна удержать налог из суммы выплачиваемых
дивидендов и перечислить его в бюджет.
Налог на доходы физических лиц с сумм выплаченных дивидендов (доходов)
удерживают по ставке (ст. 224 НК РФ):
13% – при выплате доходов лицам, которые являются налоговыми резидентами
Российской Федерации;
15% – при выплате доходов лицам, которые не являются налоговыми резидентами
Российской Федерации.
Если дивиденды (доходы) выплачиваются в натуральной форме (например, готовой
продукцией или товарами), они также облагаются налогом на доходы физических лиц.
Выручка от передачи акционерам (участникам) имущества в счет выплаты
дивидендов (доходов) облагается НДС (если этим налогом облагается имущество,
переданное в счет выплаты дивидендов).
Доход, полученный от передачи имущества в счет выплаты дивидендов (доходов),
облагается налогом на прибыль в общем порядке.
Если в результате передачи имущества возник убыток, то он уменьшает
налогооблагаемую прибыль организации (ст. 268 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц, НДС и налог на прибыль исчисляются исходя из
той стоимости имущества, по которой оно передается акционерам (участникам).
Для учета расчетов с участниками или акционерами организации по выплате
дивидендов(доходов) к счету 75 откройте субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов».
Для расчетов с участниками или акционерами, которые являются работниками
организации, используйте счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
На основании решения о распределении доходов вы должны сделать проводки:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75-2
– начислены дивиденды (доходы) учредителям, не являющимся работниками
организации;
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 70
– начислены дивиденды (доходы) учредителям – работникам организации.
При удержании налога на доходы физических лиц в учете вы должны сделать
проводки:
ДЕБЕТ 75-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных учредителям, не являющимся
работниками организации;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных учредителям – работникам
организации.
8.Учет расчетов по налогам и сборам
Понятие налога и сбора отражено в первой части НК РФ. Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений ( лицензий).
Для учета применяется активно –пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Увеличение задолженности перед бюджетом будет отражаться по кредиту счета,
уменьшение по дебету. Кредитовое сальдо показывает сумму имеющихся долгов по
налогам и сборам. Дебетовое сальдо будет отражать факт наличия переплаты по расчетам
с бюджетом.
Виды налогов.
Налог на прибыль взимается с полученных доходов организаций, уменьшенных на
величину произведенных расходов. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
регулирует глава 25 НК РФ.
Налог на прибыль уплачивают организации, работающие на общеустановленной
системе налогообложения.
К доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся:
1. Доходы от реализации продукции, работ, услуг и имущественных прав, т.е.
доходы от реализации
2. Внереализационные доходы
Доходы в целях исчисления налога на прибыль уменьшаются не на все расходы, а
только на величину обоснованных и документально подтвержденных затрат.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты,
оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,
либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого они произведены, и
документами, косвенно подтверждающими расходы.
Ставка налога -20%. Соответственно, налог на прибыль будет исчислен с разницы
между суммой полученного дохода и расходами, представляющей собой
налогооблагаемую прибыль.
Налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом. Если по итогам предыдущего
отчетного периода была получена прибыль, а затем нарастающим итогом убыток или
сумма налога уменьшилась, то полученная разница отражается в виде суммы, подлежащей
возмещению из бюджета.
Отчетным периодом признается 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев календарного
года.
Налоговым периодом признается календарный год.
Дебет 99 Кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль» -начисление налога
Дебет 68 «Расчеты»Кредит 51 –уплата налога
НДФЛ
Дебет 70Кредит 68 «Расчеты по НДФЛ»
Дебет 68 «Расчеты» Кредит 51
Единый налог
Применяется при применении УСН и уплате ЕНВД. На УСН можно перейти
добровольно. При УСН объектом налогообложения могут быть доходы и доходы,
уменьшенные на величину расходов. Особенностью является то, что принимаются не все
расходы, а только те, которые перечислены в закрытом перечне в статье 346.16 НК РФ.
Единый налог исчисляется нарастающим итогом аналогично налогу на прибыль.
Единый налог на объекте налогообложения доходы, уменьшенные на расходы,
определяется ( Д-Р) х 15%. Единый налог на объекте налогообложения доходы,
определяется Д х 6%.
Отчетным периодом признается 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев календарного
года.
Налоговым периодом признается календарный год.
Единый налог, исчисляемый при ЕНВД, отличается от единого налога при УСН
Отличие в том, что ЕНВД взимается не с фактического, а с возможного дохода за минусом
потенциально необходимых затрат.
ЕНВД не является добровольным режимом НО. Если плательщик осуществляет те
виды деятельности, которые перечислены в ст. 346.26 НК РФ, тио он должен платить
ЕНВД. Исчисление налога осуществляется исходя из базовой доходности данного вида
деятельности, коэффициентов, используемых в расчетах, частных количественных
показателей. Налоговый период – квартал. Ставка ЕНВД 15% от величины вмененного
дохода.
Дебет 99Кредит 68 «Расчеты по ЕНВД»
Дебет 68Кредит 51
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между
стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на
издержки производства и обращения.
Ставка налога 10 и 18% в зависимости от вида реализуемой продукции. Когда
ценности поступают на предприятие с указанием наличия в цене суммы НДС, сумма НДС,
содержащаяся в цене, определяется: сумма с НДС : 118 х 18%.
Для учета сумм «входного» НДС, т.е. НДС, уплаченного поставщикам, используется
активный счет 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Дебет 19Кредит 60 –отражен НДС по приобретенным ценностям.
Дебет 62Кредит 90 – осуществлена реализация товара
Дебет 90Кредит 68 «Расчеты по НДС»
Дебет 68»Расчеты по НДС» Кредит 19-вычет по НДС
В бюджет необходимо уплатить лишь разницу между суммой начисленного НДС от
реализации продукции и суммой НДС, уплаченного поставщику.
Разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 68 «Расчеты по НДС» и
составит сумму налога по НДС, которую нужно уплатить в бюджет.
Для отнесения сумм НДС на вычет должны выполняться следующие условия:
1.
Товары, работы, услуги должны быть приобретены для
производственных целей или для перепродажи;
2.
Должен быть счет-фактура;
3.
Приобретенное используется для операций по производству и
реализации товаров, подлежащих обложению НДС.
Эти условия должны выполняться одновременно.
Если организация не является плательщиком НДС, то суммы НДС, уплаченные
поставщику, относятся на увеличение стоимости приобретенных ТМЦ и из бюджета не
возмещаются.
Налог на имущество
Облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве
объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бу.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения. Для расчета берется остаточная стоимость.
Отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года.
Налоговым периодом признается календарный год. Рассчитывается нарастающим
итогом.
Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого периода в размере ¼
произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества,
определенной за отчетный период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между
суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленных в течение налогового периода. Налоговые ставки устанавливаются
субъектами РФ и не могут быть больше 2,2%.
Дебет 91 Кредит 68 «Расчеты по налогу на имущество»