Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Учет основных средств

  • 👀 218 просмотров
  • 📌 171 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Учет основных средств» doc
ТЕМА. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ОС) 1. Понятие и оценка ОС Нормативное регулирование: 1. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом МФ РФ 30.03.01 № 26н). 2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ 13.10.03 № 91н). Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. ОС стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в МПЗ (согласно НК РФ с01.01.2016 стоимостной лимит признания основных средств 100 000 руб.). Единицей учета ОС является инвентарный объект. Объект ОС, находящийся в собственности 2 или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе ОС соразмерно ее доле в общей собственности. Категории оценки ОС: 1. Первоначальная стоимость (ПС) - ОС принимаются к БУ по ПС. ПС признается: 1.1. При приобретении за плату сумма фактических затрат1 на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС: - оплата по договору поставщику; - по договору за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; - подрядчику за работы по договору строительного подряда; - за информационные, консультационные услуги; - регистрационные сборы и государственные пошлины (при приобретении объекта), невозмещаемые налоги; - таможенные пошлины и сборы; - вознаграждения посредникам; - проценты по заемным средствам, начисленные до принятия объекта к БУ, если они привлечены для приобретения или создания этого ОС (ПБУ 15/08); - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Не включаются общехозяйственные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением или созданием этого объекта. 1.2. Согласованная учредителями оценка - по ОС, внесенным в качестве вклада в уставный капитал. 1.3. Текущая рыночная стоимость на дату принятия объекта к учету (по Д сч. 08) – по ОС, полученным по договору дарения (безвозмездно). 1.4. Стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче – по ОС, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами (по договору мены). Независимо от источника приобретения в ПС ОС включаются фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное к использованию. 2. Восстановительная стоимость (ВС) - изменение ПС, в которой они приняты к БУ, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. 3. Остаточная стоимость – ПС или ВС за минусом сумм накопленной амортизации, отражается в балансе. 2. Учет наличия и движения ОС Операции движения ОС (поступления, внутреннего перемещения, выбытия) оформляются типовыми формами первичной учетной документации (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата от 21.01.03 г. № 7 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ «ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ). С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Первичные формы учета ОС (унифицированные): 1. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. № ОС-1), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. № ОС-1а), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. № ОС-1б) используются для оформления приемки поступивших ОС (от других организаций за плату, безвозмездно, внесенных учредителями в счет вкладов в УК, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление): ввода в эксплуатацию, внутреннего перемещения, передачи со склада (из запаса), выбытия при продаже, передаче и т.д. Акт выписывается в 1 экземпляре при приемке (и выбытии) объекта с приложением всей технической документации (подписывается всеми членами приемочной комиссии, передается в бухгалтерию и утверждается руководителем). На основании акта и технической документации в бухгалтерии на объект заводится инвентарная карточка. При внутреннем перемещении акт составляется в 2 экземплярах (1 – с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, 2 – структурному подразделению сдатчику). В акте указывают наименование объекта, год постройки или выпуска, краткую характеристику, ПС, инвентарный №, место использования. 2. Накладная на внутреннее перемещение объектов ОС (ф. № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов ОС внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б). 3. Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3) – оформление приемки-сдачи ОС из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителями принимающего и выполнившего работы по ремонту подразделения. При выполнении работ сторонней организацией акт выписывается в 2 экземплярах. Акт сдается в бухгалтерию, в технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения. Акт подписывается главным бухгалтером, утверждается руководителем. В акте указывают изменения в технических характеристиках объекта, в ПС (стоимость выполненных работ по договору и фактическая. 4. Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4), Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4б) – оформление полного и частичного списания ОС с указанием технического состояния, причины списания, ПС, суммы амортизации, затрат на списание, стоимости материальных ценностей, результата от списания. Составляется в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запчастей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материалов отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием ОС, и о поступлении материальных ценностей от списания». 5. Инвентарная карточка учета объекта ОС (ф. № ОС-6), Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (ф. № ОС-6а), Инвентарная книга учета объектов основных средств (ф. № ОС-6б) применяются для пообъектного учета ОС. Это основной регистр аналитического учета ОС. Заполняется в 1 экземпляре на основании первичных документов о поступлении, выбытии, ремонте ОС. На лицевой стороне – наименование, инвентарный №, год выпуска (постройки), дата и № акта о приемке, местонахождение, ПС, норма АО, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), внутреннее перемещение и причина выбытия. На оборотной стороне – сведения о датах и затратах по достройке, реконструкции и модернизации, ремонте. ИК составляются в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый инвентарный №. В бухгалтерии ИК формируются в картотеку, в которой они разделены по видам. 6. Акт о приеме (поступлении) оборудования (ф. № ОС-14) – 2 экземпляра, составляется при проведении монтажных работ подрядным способом. 7. Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (ф. № ОС-15) – 2 экземпляра для передающей и принимающей стороны. 8. Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16) – подписывается заказчиком, подрядчиком и изготовителем оборудования. Синтетический учет наличия и движения ОС Синтетический учет наличия и движения ОС, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «ОС» (активный); 02 «Амортизация ОС» (пассивный); 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Счет 01 «ОС» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности ОС, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Корреспонденция счетов по учету ОС Содержание операции Документы Корреспонденция счетов Д К ПОСТУПЛЕНИЕ ОС Покупка (приобретение) 1. Акцептованы счета поставщиков за приобретенные ОС Товаросопроводительные документы поставщика 08.1-2, 08.4 60 2. Расходы по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию Акт об оказании услуг (выполнении работ) 08.4 60 3. «Входной» НДС по приобретенным ОС, расходам по доведению до пригодного к использованию состояния Счет-фактура 19.1 60 4. Списан «входной» НДС (если объект принят к БУ, имеется счет-фактура, не противоречит условиям ст.170) Запись в книге покупок, справка-расчет 68 19.1 5. %% по заемным средствам, полученным для приобретения объекта Договор займа (кредита), справка-расчет 08.4 66, 67 6*. Начислено ОНО (т.к. в БУ %% включаются в стоимость объекта и списываются на расходы по мере начисления амортизации; в НУ – включаются в расходы периода в пределах, установленных ст.269 НК РФ); рассчитывается от суммы %%, признаваемых в НУ (ст.269) Справка-расчет 68 77 6. Объект введен в эксплуатацию (после ввода объекта, со следующего месяца одновременно с началом амортизации признается амортизационная премия) Акт приема-передачи (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарная карточка (ОС-6) 01 08.1-2, 08.4 Создание ОС хозяйственным способом (выполнение строительно-монтажных работ собственными силами) 1. Строительство ОС хозяйственным способом Первичные документы (требования-накладные, ведомости учета амортизации и т.д.) 08.3 02, 05, 10, 25, 70, 69; 23… 2. Начислен к уплате в бюджет НДС по СМР, выполненным собственными силами Счет-фактура, запись в книге продаж 19.1 68 3. 4. НДС принят к вычету Счет-фактура, запись в книге покупок 68 19.1 5. Объект введен в эксплуатацию Акт (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентар.карточка (ОС-6) 01 08.3 Создание ОС подрядным способом 1. СМР выполнены подрядчиком Справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), журнал учета выполненных работ (КС-6) 08.3 60 2. «Входной» НДС по работам подрядчика Счет-фактура 19.1 60 3. Списан «входной» НДС Запись в книге покупок, справка-расчет 68 19.1 6. Объект введен в эксплуатацию Акт (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентар.карточка (ОС-6) 01 08.3 Безвозмездное получение 1. Приняты безвозмездно поступившие ОС (по мере начисления амортизации: Д 25, 26 … К 02, стоимость списывается: Д 98.2 К 91 – обе проводки ежемесячно на сумму амортизации) Товаросопроводительные документы поставщика (без НДС по рыночной стоимости) 08.4 «Приобретение объектов ОС» 98.2 «Безвозмездные поступления» 2. Начислен ОНА (стоимость безвозмездно полученного имущества признается внереализационным доходом – п. 8 ст. 250, налоговая база по налогу на прибыль больше финансового результата на стоимость ОС, в аналитическом учете – ВВР, в синтетическом ОНА) Расчет бухгалтерии 09 68 3. Расходы по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию Акт приемки работ (услуг) 08.4 60 4. «Входной» НДС Счет-фактура 19.1 60 5. «Входной» НДС по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию, списан к возмещению из бюджета (условия зачета: объекты приняты к бухгалтерскому учету, объекты используются в деятельности, облагаемой НДС, получен счет-фактура поставщика) Запись в книге покупок 68 19.1 6. Оплачена задолженность по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию Банковская выписка, РКО 60 50.1 , 51 7. Объект введен в эксплуатацию Акт приема-передачи (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарная карточка (ОС-6) 01.1 08.4 8. Начислена амортизация по объекту (с 1-го числа следующего месяца) Расчет бухгалтерии 20… 02 9. Признание доходов будущих периодов Расчет бухгалтерии 98.2 91.1 10. Списание части ОНА Расчет бухгалтерии 68 09 Получение объекта в качестве вклада в УК 1. Поступление объекта Товаросопроводительные документы, акт оценки объекта 08.4 75.1 2. Выделен НДС 19.1 83 3. НДС к вычету Запись в книге покупок, справка-расчет 68 19.1 4. Объект введен в эксплуатацию Акт (ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), инвентарная карточка (ОС-6) 01 08.4 Покупка ОС стоимостью до 40 тыс. руб. 1. Приобретение объекта… Товаросопров. документы 08.4, 19.1 60 2. Объект учтен в составе инвентаря 10.9 08.4 3. Стоимость объекта списана на затраты Справка-расчет 20… 10.9 ВЫБЫТИЕ ОС Продажа, в т.ч. по предоплате 1. ОС передано покупателю по продажной стоимости Счет-фактура, акт (ОС-1) 62.1 91.1 2. Списана ПС объекта Расчет бухгалтерии, инвентарная карточка 01.2 01.1 3. Списана сумма амортизации 02 01.2 4. Списана ОС объекта Расчет бухгалтерии 91.1 01.2 5. Начислен НДС по реализации Счет-фактура, запись в книге продаж 91.2 68 Безвозмездная передача 1. Списана ПС объекта Расчет бухгалтерии, инвентарная карточка 01.2 01.1 2. Списана сумма амортизации 02 01.2 3. Списана ОС объекта Расчет бухгалтерии 91.1 01.2 4. Начислен НДС по реализации (пп.1 п.1 ст.146 стоимость безвозмездно переданного имущества признается реализацией) Счет-фактура, запись в книге продаж 91.2 68 Передача учредителем в качестве вклада в УК 1. Начислена задолженность по вкладу в уставный капитал (по остаточной стоимости) Учредительные документы, расчет бухгалтерии 58 76 2. Списана ПС объекта Расчет бухгалтерии, инвентарная карточка 01.2 01.1 3. Списана сумма амортизации 02 01.2 4. Списана ОС объекта Расчет бухгалтерии 76 01.2 5. Восстановлен НДС к уплате в бюджет (от остаточной стоимости) ИЛИ Д 19 К 68; Д 91.2 К 19 Расчет бухгалтерии, счет-фактура (по покупке) 91.2 68 6. Списано на доходы превышение согласованной стоимости над остаточной Учредительные документы, расчет бухгалтерии 58 91.1 7. Списано на расходы превышение остаточной стоимости ОС над согласованной суммой Учредительные документы, расчет бухгалтерии 91.2 58 Списание при ЧО 1. Списана ПС объекта Акт инвентаризации, справка-расчет, инвентарная карточка, налоговый регистр 01.2 01.1 2. Списана сумма амортизации Справка-расчет, инвентарная карточка, налоговый регистр 02 01.2 3. Списана ОС объекта Справка-расчет, акт на списание (ОС-4) 94 01.2 4. Убыток списывается на прочие расходы (одновременно с оп.3) Справка-расчет 91.2 94 5. Приняты МПЗ в результате списания ОС Приходный ордер (М-4) или акт (М-35) 10 91.2 6. Начислено страховое возмещение Справка-расчет, акт страхового случая 76.1 91.1 7. Получено страховое возмещение Договор добровольного страхования, выписка с р/с 51 76.1 8. Списание недосписанной суммы расходов на страхование Справка-расчет 20 97 Ликвидация при моральном или физическом износе 1. Списана ПС объекта Приказ руководителя, инвентарная карточка, регистр налогового учета 01.2 01.1 2. Списана сумма амортизации Справка-расчет, инвентарная карточка, регистр налогового учета 02 01.2 3. Списана ОС объекта Справка-расчет, акт на списание (ОС-4) 91.1 01.2 4. Восстановлен НДС к уплате в бюджет (если он был зачтен при покупке объекта) от ОС без учета переоценки (признается расходом в целях н/о прибыли – ст.264 НК) Справка-расчет, счет-фактура 91.2 68 5. Расходы по ликвидации, выполненные собственными силами Первичные документы, справка-расчет 91.2 70, 69 6. Списаны использованные при ликвидации материалы Лимитно-заборные карты (М-8), требование-нак-ладная (М-11), карточка учета материалов (М-17) 91.2 10 7. Восстановлен НДС к уплате в бюджет от стоимости использованных материалов Справка-расчет, счет-фактура 91.2 68 8. Расходы по ликвидации выполнены подрядной организацией Договор, акт сдачи-приемки работ (выполнения услуг) 91.2 60 9. НДС по счету подрядчика Счет-фактура 19 60 10. Списание НДС по счету подрядчика (п.2 ст.171, однако если полученные от ликвидации материалы будут реализованы, то НДС может быть принят к зачету) Справка-расчет, счет-фактура 91.2 19 11. Приняты МПЗ в результате списания ОС Приходный ордер (М-4) или акт (М-35) 10 91.1 Повреждение или порча ОС – на виновное лицо или прочие расходы 1. Списана ПС объекта Приказ руководителя о списании, инвентарная карточка, налоговый регистр 01.2 01.1 2. Списана сумма амортизации Справка-расчет, инвентарная карточка, налоговый регистр 02 01.2 3. Списана ОС объекта Справка-расчет, акт на списание (ОС-4) 94 01.2 4. Восстановлен НДС к уплате в бюджет от остаточной стоимости объекта Справка-расчет, счет-фактура 94 68 5. Расходы по ликвидации ОС (собственными силами) Первичные документы, справка-расчет 94 70, 69 6. Списаны использованные при ликвидации материалы Лимитно-заборные карты (М-8), требование-нак-ладная (М-11), карточка учета материалов (М-17) 94 10 7. Восстановлен НДС к уплате в бюджет от стоимости использованных материалов Справка-расчет, счет-фактура 94 68 8. Расходы по ликвидации выполнены подрядной организацией (стоимость в т.ч. с НДС) Договор, акт сдачи-приемки работ (выполнения услуг) 94 60 9. Списание недостачи на убытки при отсутствии виновного (Д 94) Акт инвентаризации, приказ руководителя о списании, справка-расчет 91.2 94 10. Сумма недостачи (Д 94) списана на виновное лицо Справка-расчет, распоряжение руководителя о взыскании 73.2 94 11. Превышение рыночной цены недостачи над стоимостью, сформированной на счете 94 (ст.246 ТК РФ) 73.2 98.4 12. Долг виновного уменьшен на стоимость материалов, полученных при списании ОС ИЛИ Д 10 К 91.1, если виновного нет Приходный ордер (М-4) или акт (М-35) 10 73.2 13. Погашение долга виновным (общий размер удержаний при каждой выплате ЗП не должен превышать 20 % ЗП работника; при удержании по нескольким исполнительным документам – 50 %) ПКО (КО-1), первичные документы по учету ЗП 50.1, 70 73.2 14. Признание доходов (пропорционально погашению) Справка-расчет 98.4 91.1 Объектом н/о налогом на имущество с 01.01.2004 г. является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве ОС (п. 1 ст.374 НК РФ). Доходные вложения в материальные ценности относятся к ОС с 01.01.2006 г. (п. 5 ПБУ 6/01). Для учета выбытия ОС к счету 01 может открываться субсчет «Выбытие ОС». В Д субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в К сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91. По окончании отчетного периода определяют разность между дебетовым и кредитовым оборотом счета 91. Превышение дебетового оборота показывает убытки предприятия и списывается: Д 99 К 91; превышение кредитового оборота – прибыль, списывается: Д 91 К 99. 3. Учет амортизации основных средств В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (если иное не установлено Положением). Амортизация начисляется по ОС, находящимся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договора аренды (арендатор начисляет амортизацию по арендованным ОС как по собственным). Объектами начисления амортизации являются ОС, учитываемые на счетах 01, 03 (для организаций-лизингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем балансе), 08 (по эксплуатируемым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки; при оформлении их актами объекты включаются в состав ОС). В течение срока полезного использования объекта ОС начисление АО не приостанавливается, кроме следующих случаев: 1) проведение работ по восстановлению объекта ОС, продолжительностью более 12 мес.; 2) перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 мес. Амортизация не начисляется: 1) По используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. 2) По ОС некоммерческих организаций начисляется износ на забалансовом счете 010 «Износ ОС» по установленным нормам АО линейным способом (ежемесячно). 3) Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.). По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Объекты ОС стоимостью в пределах лимита, установленного учетной политикой, но не более 40 000 руб. за единицу, могут учитываться в составе МПЗ. Норма АО устанавливается исходя из срока полезного использования объекта. Срок полезного использования объекта устанавливается при его принятии к учету. При отсутствии срока полезного использования в технических условиях эксплуатации объекта или неустановлении в централизованном порядке организация определяет его самостоятельно на основе (следующих положений): • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью; • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных ремонтов; • нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды). В случае улучшения нормативных показателей функционирования объекта (в результате реконструкции, модернизации) организация пересматривает срок полезного использования. Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта или его списания со счетов БУ (в связи с прекращением права собственности или иного вещного права). Способы начисления амортизации: 1. Линейный способ. 2. Способ уменьшаемого остатка. 3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. 4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Годовая сумма АО определяется (в зависимости от способа): • при линейном способе – на основе первоначальной или восстановительной (текущей) стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта; • при способе уменьшаемого остатка – на основе ОС объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (не выше 3, установленного организацией); • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – на основе ПС объекта ОС и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта; • при способе списания стоимости пропорционально объему продукции – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения ПС объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта ОС. В течение отчетного года АО по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. В сезонных производствах годовая сумма АО по ОС начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. АО по объекту ОС начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в т.ч. упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может: 1) начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией; 2) начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учёту. Выбранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов используется в течение всего срока их полезного применения. Способы уменьшаемого остатка и по сумме чисел лет полезного использования являются способами ускоренной амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Расчет сумм амортизации оформляется специальной разработочной таблицей «Расчет амортизации ОС» (при ж-о форме БУ) или машинограммой аналогичного содержания. Эти регистры являются основанием для отражения амортизации на счетах БУ (в ж-о № 10, 10/1, ведомостях № 12, 13, 15). Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Для учета АО используется пассивный, регулирующий счет 02 «Амортизация ОС», который предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации ОС. Корреспонденция счетов по начислению амортизации ОС Содержание операции Корреспонденция счетов Д К 1. Начислена амортизация по собственным ОС производственного назначения, используемым в основном и вспомогательном производствах 23, 25, 26, 97 02 2. Начислена амортизация по ОС малых предприятий 20 02 3. Начислена амортизация по ОС, используемым в строительных работах (кроме строительных организаций) 08 02 4. Начислена амортизация по ОС, обслуживающим процесс реализации продукции или используемым в торговле 44 02 5. Начислена амортизация по ОС, сданным в текущую аренду, ОС непроизводственного назначения 91.2 02 6. Списание суммы амортизации по выбывшим объектам ОС 02 01 Амортизация по полностью амортизированным ОС не начисляется. При поступлении в организацию ОС, ранее бывших в эксплуатации, срок их полезного использования у нового собственника определяется вычитанием из начального срока использования (т.е. для новых объектов) срока их фактического использования у прежних собственников. При поступлении ОС, по которым срок их службы истек, получатель устанавливает новый срок эксплуатации самостоятельно. Аналитический учет по счету 02 ведется по видам и отдельным инвентарным объектам ОС. 5. Учет затрат на ремонт, реконструкцию и модернизацию ОС Восстановление объектов ОС осуществляется в результате ремонта, реконструкции и модернизации. Ремонты могут осуществляться хозяйственным и подрядным способом. Независимо от вида ремонтных работ затраты на их осуществление списываются на издержки производства или обращения. На каждый ремонтируемый объект составляется ведомость дефектов, где указываются работы, сроки начала и окончания ремонта, заменяемые детали, нормы времени на работы, сметную стоимость ремонта (по статьям). На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, заключается договор. Приемка законченного ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Приемка отремонтированного объекта оформляется актом по форме № ОС-3, который служит основанием для списания фактической с/с капитального ремонта. В инвентарной карточке делается отметка о произведенных работах. Фактические расходы по ремонту ОС могут прямо относится на счета издержек производства и обращения с К соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (10, 70 …) по элементам затрат. Корреспонденция счетов по ремонту ОС Содержание операции Корреспонденция счетов Д К 1. Хозяйственный способ 1.1. Отпущены материалы на ремонтные работы 23, 25, 26, 44 10 1.2. Отпущены материалы на ремонтные работы на МП 20 10 1.3. Начислена оплата труда по ремонтным работам 20, 23, 25, 26, 44 70 1.4. Начислены отчисления в государственные внебюджетные фонды 20, 23, 25, 26, 44 69 1.5. Отражены расходы по ремонту ОС, выполненному ремонтным цехом 23 10, 23, 25, 26, 70, 69, 76, 97 1.6. Списаны затраты ремонтного цеха по выполненным ремонтным работам 20, 25, 26, 44 23 2. Подрядный способ 2.1. Акцептован счет подрядчика за выполненные ремонтные работы 20, 23, 25, 26, 44 60, 76 2.2. Начислен НДС по счету подрядчика 19 60, 76 Учет затрат по реконструкции и модернизации ведется в составе вложений во внеоборотные активы (счет 08). Эти работы увеличивают стоимость ОС, т.к. повышают нормативные показатели эксплуатации объекта: мощность, качество применения, срок службы и т.д. Затраты по реконструкции и модернизации собираются по Д счета 08: 1. Хозяйственный способ: Д 08 К 02, 10, 70, 69, 25; 23… 2. Подрядный способ: Д 08 К 60, 76… (Д 19-1 К 60, 76…). Приемка оформляется актом ОС-3, на основании которого затраты списываются Д 01 К 08. По завершении достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации затраты могут учитываться одним из 2 способов: a. отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта (включены на оборотную сторону его инвентарной карточки); b. учитываются на счете 01 обособленно (на отдельной инвентарной карточке как отдельный инвентарный объект). 6. Инвентаризация ОС Достоверность данных текущего БУ и отчетности по ОС обеспечивается проведением инвентаризации. В соответствии с ФЗ «О БУ», Положением по ведению БУ и БО в РФ количество инвентаризаций ОС в отчетном году, их даты и охват определяются самой организацией. Инвентаризация ОС должна осуществляться не реже 1 раза в 3 года, библиотечных фондов – не реже 1 раза в 5 лет. Исключение составляют случаи обязательной инвентаризации. До начала инвентаризации ОС необходимо (рекомендуется) проверить: • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов и прочей технической документации; • наличие документов на ОС, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При инвентаризации ОС комиссия производит их осмотр и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные №№, основные технические и эксплуатационные показатели. Отражение в учете результатов инвентаризации ОС. Содержание операции Кор-ция счетов Д К 1. Излишки ОС (приходуются по рыночной стоимости с учетом степени износа) 01 91.1 2. Недостача ОС (списывается по ОС) 94 01 3. Списание суммы амортизации по недостающим ОС 02 01 4. Отнесение недостачи по рыночным ценам на виновных или материально ответственных лиц (на дату ущерба) 73 94, 91 5. Списание недостач на прочие расходы организации при отсутствии виновников или отказе суда во взыскании убытков, при чрезвычайных событиях 91.2 99 94 91.9
«Учет основных средств» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot