Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Учет наличия и движения активов

  • 👀 345 просмотров
  • 📌 317 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Учет наличия и движения активов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Учет наличия и движения активов» docx
УЧЕТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ АКТИВОВ 1. Сущность, значение и состав внеоборотных активов 2. Поступление объектов основных средств и нематериальных активов 3. Амортизация объектов внеоборотных активов 4. Восстановление объектов внеоборотных активов 5. Выбытие внеоборотных активов 6. Задачи учета запасов и их оценка 7. Первичный учет запасов 8. Учет запасов на счетах бухгалтерского учета 9. Учет движения материалов 1. Сущность, значение и состав внеоборотных активов Внеоборотные активы в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель деятельности предприятия. Внеоборотные активы представляют собой активы, которые используются в производстве или управлении более одного цикла и переносят свою стоимость на готовую продукцию постепенно, путем начисления амортизации. Внеоборотные активы включают следующие основные виды имущества: • нематериальные активы, • основные средства, • доходные вложения в материальные ценности, • финансовые вложения, • отложенные налоговые активы, • прочие внеоборотные активы. Основные средства — это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 мес.) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях. Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий: 1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; 2. объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.); 3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта; 4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; 5. общая сумма, по которой объект отражен в бухгалтерском учете, должна быть больше 40000 руб. Классификация основных средств необходима для обеспечения единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Нематериальные активы – это объекты, которые не имеют физических свойств, но включаются в активы компании. НМА – это приобретенные или созданные компанией объекты интеллектуальной собственности, которые используют в деятельности компании или для ее управления свыше 12 месяцев  Нематериальные активы представляют собой часть имущества организации, которая удовлетворяет одновременно следующим условиям: 1. объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации); 2. организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом); 3. возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; 4. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 5. организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 6. фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; 7. отсутствие у объекта материально-вещественной формы. К нематериальным активам относятся произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Нематериальными активами не являются расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала  организации, их квалификация и способность к труду. Целью бухгалтерского учета внеоборотных активов является достоверное отражение информации о данных активах в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Единицей бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология). Для обобщения информации о внеоборотных активов предназначен раздел 1 плана счетов бухгалтерского учета. Аналитический учет по указанным счетам должен вестись по группам и отдельным инвентарным объектам основных средств и нематериальных активов. Он призван обеспечить возможность получения данных об их наличии и перемещении имущества, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.). 2. Поступление объектов основных средств и нематериальных активов Все поступившие объекты основных средств и нематериальных активов должны быть приняты к учету. Указанные объекты могут поступать в организацию различными способами: 1. приобретение за плату; 2. внесение учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; 3. получение по договору дарения и иных случаях безвозмездного поступления; 4. получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами; 5. изготовление организацией; Объекты основных средств и нематериальных активов принимаются к учету по первоначальной стоимости, процесс формирования которой зависит от канала поступления объекта. Задание. Заполнить таблицу. Канал поступления Затраты, формирующие первоначальную стоимость объекта внеоборотных активов Приобретение за плату Внесение учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал Получение по договору дарения и иных случаях безвозмездного поступления Получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами Изготовление организацией Первоначальная стоимость объектов внеоборотных активов представляет собой фактические затраты организации, понесенные при приобретении или создании инвентарного объекта. В первоначальную стоимость инвентарных объектов внеоборотных активов не включаются суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактические затраты на приобретение объектов основных средств согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций подлежат отражению на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Объект основных средств или нематериальных активов может быть изготовлен своими силами либо заказано его изготовление у другой организации. Если организация выполняет работы но созданию объекта внеоборотных активов самостоятельно, она использует хозяйственный способ. При привлечении в этот процесс сторонней организации организация использует подрядный способ создания активов. Получении основных средств или нематериальных активов безвозмездно в соответствии с Гражданским кодексом РФ возможно только по договору дарения, при исполнении которого даритель не претендует на получение экономической выгоды ни в данный момент, ни в будущем. Безвозмездно компания может получить имущество: 1. от учредителя (компании или гражданина); 2. от некоммерческой организации; 3. от гражданина. В этом случае заключают договор дарения: • в письменной форме, если даритель — организация и сумма сделки больше 3000 руб.; • в письменной или устной форме, если даритель — гражданин или сумма сделки меньше 3000 руб. Согласно пп. 4 п.1 ст. 575 ГК РФ, запрещено дарение между двумя организациями, ведущими коммерческую деятельность. Исключение – недорогие подарки стоимостью до 3 000 руб.: их дарить можно. Доход от безвозмездного получения объекта будет признаваться по мере начисления амортизации. Первичные документы но учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7: • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (Унифицированная форма № ОС-1); • акт о приеме-передаче здания (сооружения) (Унифицированная форма № ОС-1а); • акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (Унифицированная форма № ОС-16); • накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС-2); • акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС-3); • акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (Унифицированная форма № ОС-4); • акт о списании автотранспортных средств (Унифицированная форма № ОС-4а); • акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (Унифицированная форма № ОС-46); • инвентарная карточка учета объекта основных средств (Унифицированная форма № ОС-6); • инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС-ба); • инвентарная книга учета объектов основных средств (Унифицированная форма № ОС-66); • акт о приеме (поступлении) оборудования (Унифицированная форма № ОС-14); • акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (Унифицированная форма № ОС-15); • акт о выявленных дефектах оборудования (Унифицированная форма № ОС-16). К первичным документам по учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а, относится Карточка учета нематериальных активов (Типовая межотраслевая форма № НМА-1). 3. Амортизация объектов внеоборотных активов Основные средства и нематериальные активы организации в процессе эксплуатации переносят свою стоимость на готовую продукцию путем начисления амортизации. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» амортизация объектов основных средств начисляется одним из следующих способов: • линейный способ; • способ уменьшаемого остатка; • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Согласно ПБУ 14 «Учет нематериальных активов» амортизация объектов нематериальных активов может начисляться одним из следующих способов: • линейный способ; • способ уменьшаемого остатка; • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии его к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования при его отсутствии в технических условиях и т.п. производится исходя из: • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения; • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных всех видов ремонта; • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды). Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта внеоборотных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Норма амортизации определяется в процентах; при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта внеоборотных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости основного средства и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока его службы; при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной или восстановительной стоимости внеоборотного актива и предполагаемого объема продукций (работ) за весь срок его полезного использования. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств и нематериальных активов начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по объекту внеоборотных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств или нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета. Начисление амортизации может приостанавливаться в следующих случаях: 1. при консервации более трех месяцев; 2. при ремонте или реконструкции более года. Амортизация не начисляется по тем основным средствам, потребительские свойства которых с течением времени не меняются: • земельные участки; • объекты природопользования (водные объекты, недра, другие природные ресурсы); • объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Для обобщения информации о суммах начисленной амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств», а по объектам нематериальных активов – счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Аналитический учет по счетам 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» ведется по отдельным инвентарным объектам внеоборотных активов. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации объектов, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности. Начислена амортизация основных средств (нематериальных активов), используемых в производстве Дт 20, 23, 29 Кт 02 (05) Начислена амортизация основных средств (нематериальных активов) общепроизводственного (общехозяйственного) назначения Дт 25 (26) Кт 02 (05) 4. Восстановление объектов внеоборотных активов Содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. Затраты на содержание объекта внеоборотных активов (технический осмотр, ремонт) включаются в затраты на обслуживание и управление производственного процесса. Восстановление внеоборотных активов может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на модернизацию и реконструкцию внеоборотных активов относятся к капитальным, а затраты на все виды ремонта к текущим расходам. Затраты на восстановление основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В зависимости от объема и характера проводимых работ ремонт объектов основных средств подразделяется на текущий, средний и капитальный ремонт. К работам по текущему и среднему ремонту объектов внеоборотных активов относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. К работам по капитальному ремонту оборудования и транспортных средств относятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. К работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относятся смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. Исключение составляет полная замена основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, опоры мостов и т.п.). Передача объекта основных средств в ремонт оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Для организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам, как правило, помечаются как «Основные средства в ремонте». Приемка объектов основных средств после окончания капитального ремонта производится по акту о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3). Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. Ремонт объектов внеоборотных активов может производиться силами самой организации (хозяйственным способом) и/или силами сторонних организаций (подрядным способом). Затраты на ремонт внеоборотных активов могут отражаться в бухгалтерском учете разными способами. Организация может выбрать и закрепить его в учетной политике один из следующих способов учета затрат на ремонт внеоборотных активов: 1. фактические затраты на ремонт списываются па затраты текущего отчетного периода; 2. фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва расходов на ремонт основных средств; 3. неравномерно производимые фактические затраты на ремонт предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на затраты. Реконструкция объектов внеоборотных активов представляет собой переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. Работы по реконструкции внеоборотных активов осуществляются по специальному проекту в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Работы по модернизации, а также достройке и дооборудованию направлены на изменение технологического или служебного назначения основного средства. Они наделяют объект новыми качествами, например, способностью к работе с повышенными нагрузками. Хозяйственный способ Отражены затраты на проведение реконструкции Дт 08 Кт 10, 70, 69, 02. Увеличена первоначальная стоимость ОС, НМА в связи с его реконструкцией Дт 01 Кт 08 Подрядный метод Отражены затраты на проведение реконструкции сторонней организацией Дт 08 Кт 76 Отражен НДС Дт 19 Кт 76 Увеличена первоначальная стоимость ОС, НМА в связи с его реконструкцией Дт 01 Кт 08. Для целей бухгалтерского учета последующая оценка основных средств, т.е. изменение первоначальной стоимости основных средств, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. 5. Выбытие внеоборотных активов Основной задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия основных средств. В бухгалтерском учете организации выбытие объекта внеоборотных активов признается на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Объекты основных средств могут выбывать в результате: • продажи; • прекращения использования в случае морального и физического износа; • передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд; • безвозмездной передачи; • обмена на иное имущество (бартер); • списание по причине недостач, порчи, стихийных бедствий, аварий; • в иных случаях. Доходы и расходы от выбытия объекта внеоборотных активов подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Реализация внеоборотных активов осуществляется в основном по договорам купли-продажи. Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в организациях создаются специальные комиссии. Как правило, в состав данных комиссий входят должностные лица организации, в том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит: • осмотр объекта, подлежащего списанию; • установление причин списания объекта; • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта; • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта; • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса; • составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленных актов делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации. При отражении выбытия объектов внеоборотных активов на счетах бухгалтерского учета необходимо списать данные активы с бухгалтерского баланса. Остаточная стоимость выбывающего объекта должна быть сформирована на субсчете «Выбытие основных средств», открытому к счету 01 «Основные средства». В дебет указанного субсчета должна быть списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит — сумма начисленной амортизации за период эксплуатации объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета по учету выбытия основных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Стоимость основного средства, выбывающего в результате продажи, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Организация может продавать объект, право собственности на который подлежит государственной регистрации. При этом списать его с бухгалтерского учета можно только в момент фактического выбытия, независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Однако, если момент списания с бухгалтерского учета объекта, права собственности на который подлежат государственной регистрации, не совпадает с моментом признания доходов и расходов от его реализации, то в бухгалтерском учете на дату подписания акта приема-передачи можно сделать записи в дебете счета 45 «Товары отгруженные», субсчет «Переданные объекты недвижимости» и кредите счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбывшие основные средства». Списана первоначальная стоимость: – основного средства – Дт 01 «Основные средства», субсчет «Выбывшие основные средства» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства организации» – нематериального актива – Дт 04 «Нематериальные активы», субсчет «Выбывшие нематериальные активы» Кт 04 «Нематериальные активы», субсчет «Нематериальные активы организации» Списана сумма амортизации, начисленная по: – основному средству – Дт 02 «Амортизация основных средств» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Выбывшие основные средства» – нематериальному активу – Дт 05 «Амортизация нематериальных активов» Кт 04 «Нематериальные активы», субсчет «Выбывшие нематериальные активы» Списана остаточная стоимость: – основного средства – Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Выбывшие основные средства» – нематериального актива – Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кт 04 «Нематериальные активы», субсчет «Выбывшие нематериальные активы» Все детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта внеоборотных активов, пригодные для ремонта других объектов, а также прочие материалы должны быть приняты к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов внеоборотных активов. Так, если при разборке склада готовой продукции из указанного выше примера будут выявлены материалы, пригодные для дальнейшего использования, их необходимо отразить следующей бухгалтерской проводкой: ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». 6. Задачи учета запасов и их оценка Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев (ФСБУ 5/2019). Запасами, в частности, являются: а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг; б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами; в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации; г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации; д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи; е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе - незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции; ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации; з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации. Запасы признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий: а) затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана); б) определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина. Основные задачи бухгалтерского учета запасов: • контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки; • правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей; • выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; • расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса; • систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация; • своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками. Материально-производственные запасы и готовая продукция учитываются в бухучете в натуральном и денежном выражении. Единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно в зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования. Единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Задание. Заполнить таблицу. Канал поступления Затраты, формирующие фактическую себестоимость запасов Приобретение за плату Получение по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами Получение по договору дарения и иных случаях безвозмездного поступления Остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов Изготовление организацией (незавершенное производство и готовой продукции) Основная часть запасов используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.  В соответствии с ФСБУ 5/2019 при отпуске запасов в производство отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, списании запасов, себестоимость запасов рассчитывается одним из следующих способов: • по себестоимости каждой единицы; • по средней себестоимости; • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО). 7. Первичный учет запасов Учет производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе. Поступление материалов на склад предприятия оформляется приходным ордером (форма М-4), в котором отражается наименование материала, поступившее количество, условная цена, цена приобретения. Он составляется материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад в одном экземпляре, а затем передается в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами. При наличии расхождений между фактическим количеством и данными, указанными в счете поставщика, составляется Акт о приемке материалов (форма М-7). Акт является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику, отправителю. Акт составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика. Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.  В случаях доставки материалов собственным автотранспортом основанием для их оприходования является товарно-транспортная накладная. Возврат материальных ценностей из производства на склад как неиспользованных оформляется Накладной на внутреннее перемещение (формы М-13 и М-14). Отпуск материальных ценностей на производство продукции, работ, услуг осуществляется на основании лимитно-заборных карт (форма М-8) и требований накладных (форма М-11). В лимитно-заборных картах (форма М-8) указывается: • наименование материалов, подлежащих отпуску; • лимит отпуска; • фактический отпуск в счет установленного лимита; • дата отпуска; • остаток неиспользованного лимита. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах: первый – подразделению, использующему материал, второй – складу. При отпуске материалов со склада представитель подразделения расписывается в экземпляре лимитно-заборной карты склада, а кладовщик – в экземпляре лимитно-заборной карты подразделения. Требование — накладная (форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.  Реализация материальных ценностей оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15). По окончании месяца документы, оформляющие движение материалов, сдаются в бухгалтерию для счетной проверки и обработки. Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.  Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.  В случаях отсутствия типовых документов предприятию предоставлено право самостоятельно разрабатывать приходно-расходные документы с сохранением в них обязательных реквизитов. 8. Учет запасов на счетах бухгалтерского учета Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета: 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами; 1. «Сырье и материалы». 2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали». 3. «Топливо». 4. «Тара и тарные материалы». 5. «Запасные части». 6. «Прочие материалы». 7. «Материалы, переданные в переработку на сторону». 8. «Строительные материалы». 9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». 10. «Специальная оснастка и спецодежда на складе». 11. «Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации». 11 «Животные на выращивании и откорме»; 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; 41 «Товары»; 43 «Готовая продукция». Забалансовые счета: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в переработку»; 004 «Товары, принятые на комиссию». По дебету счетов отражается поступление ценностей, по кредиту – их расходование. Учет ведется по видам продукции и МПЗ 9. Учет движения материалов Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов. Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете может осуществляться двумя способами (способ должен быть указан в учетной политике организации): • либо на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»); • либо на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При организации учета материально-производственных запасов без использования счетов 15, 16 на счете 10 при поступлении запасов должна быть отражена их фактическая себестоимость. Транспортно-заготовительные расходы в этом случае могут быть включены в фактическую себестоимость либо отражены на отдельном субсчете к счету 10. Оприходование материалов отражают записью по дебету счета 10 и кредиту соответствующих счетов (60, 20, 23, 71 и т.д.). Дт 10 Кт 60 – поступили материалы от поставщика по фактической стоимости. Дт 19 Кт 60 – отражен НДС по поступившим МПЗ. Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражают записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» по учетным ценам. Дт 15 Кт 60 – поступили материалы от поставщика по фактической стоимости. Дт 10 Кт 15 приняты к учету материалы по учетной стоимости. Дт 19 Кт 60 – отражен НДС по поступившим МПЗ. В качестве учетной цены могут быть применены: • стоимость приобретения (сумма, подлежащая уплате поставщику); • фактическая себестоимость предыдущего периода; • планово-расчетная цена организации. При учете материалов по учетным ценам разницу между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) отражают на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей учитывают по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др. Дт 20, 23, 25, 26 Кт 10 – отпущены материалы в производство. Реализация материалов на сторону оформляется приказом, накладной и счетом-фактурой. При этом на основании первичных документов делаются следующие записи: Дт 91-2 Кт 10 – списана фактическая себестоимость реализованных материалов Дт 62 Кт 91-1 –предъявлен счет покупателю (отражена выручка) Дт 91-3 Кт 68 – отражена сумма НДС, причитающегося бюджету. Безвозмездная передача материалов оформляется актом. Материалы списываются в оценке по фактической себестоимости. При этом делаются записи: Дт 91-2 Кт 10 – отражена фактическая себестоимость материалов, переданных безвозмездно. Дт 91-3 Кт 68 – отражен НДС, причитающийся бюджету (Безвозмездная передача материала облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст. 146 НК РФ, так как в этом случае имеет место передача права собственности на товары, выполненные работы и оказанные услуги).
«Учет наличия и движения активов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 400 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot