Учет денежных средств
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 14. Учет денежных средств
1. Учет кассовых операций и денежных документов
Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных
документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах,
чековых книжках и т. п. Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе
установлен указаниями Центрального банка РФ от от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об
осуществлении наличных расчетов». и от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения
кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых
операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
В соответствии с этими документами организации независимо от организационноправовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в
учреждениях банков.
Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями,
как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных
расчетов, устанавливаемые Центральным банком РФ в соответствии с законодательством РФ.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и
вести кассовую книгу по установленной форме. Если у организации нет возможности
предоставить для кассы специально оборудованное помещение, то для хранения денежных
средств необходим сейф
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную
материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.
Руководителем организации исходя среднедневного поступления наличных денег за
проданные товары (работы, услуги)по согласованию с банком устанавливает лимит остатка
неличных денег..
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх
установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы,
стипендий), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные
1
выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения организацией в
эти дни кассовых операций.
Кассовые операции ведутся в кассе кассиром ( или иным работником, определенным
руководителем). Кассовые операции оформляются кассовыми документами: приходными
кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами (выдача заработной платы,
стипендий и т.д. осуществляется по расчетно-платежным ведомостям).
Кассовые документы оформляются: главным бухгалтером; бухгалтером или иным
должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе,
или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены
договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета; руководителем (при
отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их
отсутствии - руководителем), а также кассиром.
Поступающие в кассу наличные деньги, и выдаваемые из кассы наличные деньги
организация о учитывает в кассовой книге.
Записи в кассовой книге
осуществляются кассиром по каждому приходному
кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на
полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге , с данными
кассовых документов, выводит в кассовой книге
сумму остатка наличных денег и
проставляет подпись.
Записи в кассовой книге
сверяются с данными кассовых документов главным
бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом,
проводившим указанную сверку.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели,
указанные в чеке.
2
Контроль за ведением кассовой книги
осуществляет главный бухгалтер (при его
отсутствии - руководитель).
Кассовые документы и кассовая книга могут оформляться на бумажном носителе или
в электронном виде.
Документы на бумажном носителе оформляются от руки или с применением
технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный
компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства), и подписываются
собственноручными подписями. В документы, оформленные на бумажном носителе, за
исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату
исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в
которые внесены исправления.
Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с
учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь
информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными
подписями.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров
производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в
кассе.
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете
50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит —
выбытие денежных средств из кассы.
Денежные средства в кассу организации могут поступать:
• с расчетного счета организации;
• от покупателей и заказчиков;
• возврат неиспользованных сумм подотчетными лицами;
• погашение суммы ссуды, выданным сотрудникам организации;
3
• возмещение причиненного материального ущерба;
• полученные займы (кредиты) по договорам с юридическими и физическими лицами.
Основными направлениями выбытия денежных средств являются:
• сдача остатка денежных средств сверх установленного лимита в банк с зачислением
на расчетный счет;
• оплата за поступившие материальные ценности, оказанные услуги и выполненные
работы;
• выдача под отчет на командировочные и хозяйственные расходы;
• выплата заработной платы и депонированных сумм;
• выплата пособий социального характера;
• выплата материального поощрения и материальной помощи;
• выдача ссуд и займов.
Учет денежных средств в кассе ведется на активном счете 50 «Касса».
Дебет
Счет 50 «Касса»
Кредит
Поступление денег в
Корреспондирующий Выдача денег из кассы Корреспондирующий
кассу
счет
счет
Сальдо – остаток денег
на начало периода
На оплату
За реализованные
производственных,
основные средства
хозяйственных расходов
91, 62
20,26
С расчетного счета
51
За реализованную
продукцию
90, 62
Аванс от покупателя,
заказчика
От подотчетных лиц
остаток
неиспользованного
аванса
62
На расчетный счет
51
Работникам заработная
плата
70
Подотчетным лицам
аванс и возмещение
перерасхода средств
71
71
От учредителей вклад в
4
уставный капитал
75
От дебиторов в
погашение
задолженности
76
Сальдо – остаток денег
на конец периода
-
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. Если
организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса»
открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной
валюты.
На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных
средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных
пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т. п. Этот
субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе
организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной
пошлины и другие денежные документы.
При осуществлении расчетов в иностранной валюте открывается субсчет «Валютная
касса»
В настоящее время установлен предельный размер наличных расчетов по одному
договору между юридическими лицами – 100000 рублей. Организации не имеют права
расходовать наличные деньги за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или)
оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением
5
следующих целей:
выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального
характера;
выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования
физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального
предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
выдачи наличных денег работникам под отчет;
возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары,
невыполненные работы, не оказанные услуги.
2. Учет операций по расчетным счетам
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для
хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и
кассовых операций.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины,
склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного
счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства
расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими
возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам
производственных
и
научно-производственных
объединений;
другим
хозрасчетным
подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по
месту нахождения их филиалов и др.
Порядок открытия расчетного счета. Для открытия расчетного счета организация
должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
6
•
заявление на открытие счета установленного образца;
•
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и
свидетельства о регистрации;
•
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
•
действующая выписка из ЕГРЮЛ (при наличии);
•
банковская карточка с образцами подписей и оттиска печати. Оформляется в
соответствии с требованиями инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года № 28-И
«Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»;
•
документы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера. В
случае если банковская карточка содержит подписи иных лиц, необходимо представить
документы, подтверждающие их полномочия;
•
документы, удостоверяющие личность руководителя и иных лиц, указанных в
карточке, с образцами подписей и оттиска печати;
•
лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
•
информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата с указанием
действующих статистических кодов организации (ОКПО, ОКВЭД и т. д.);
•
документы, подтверждающие местонахождение организации (договор аренды,
свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение и т. д.).
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке
ставится подпись только руководителя организации.
Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое
обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы – стоимость
банковских услуг. При недостаточности денежных средств на счете списание денежных
средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским
кодексом РФ (ст. 855).
Прием и выдача наличных денег или безналичные перечисления оформляются
денежно-расчетными документами установленной формы:
7
·
платежные поручения
·
платежные требования-поручения
·
расчеты по инкассо
·
аккредитивы
·
чеки
·
объявление на взнос наличными
Платежное поручение – это поручение банку о перечислении определенной суммы
со счета предприятия на счет получателя средств (поставщика). Платежное поручение
составляется на бумажном носителе или в электронном виде. Платежное поручение на
бумажном носителе составляется в 2-3 экземплярах, первый (мемориальный) экземпляр
оформляется подписями предприятия (в соответствии с карточкой) и оттиском его печати.
Платежное поручение в электронном виде заверяется электронной подписью.
Платежное требование-поручение – это требование поставщика к покупателю и
поручение покупателя своему банку - оплатить стоимость поставленной продукции (работ,
услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик
направляет
требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.
Расчеты по инкассо - это требование о бесспорном списании денежных средств
(ИФНС, социальные фонды и т.п.)
Аккредитив – это поручение банка, обслуживающего предприятие иногороднему
предприятию, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за
отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на
открытие аккредитива.
Чек (денежный) - это поручение баку о выдаче со счета предприятия указанной в
чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и
выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на
расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает вносящему лицу
квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Подчистки и исправления в расчетных документах не допускаются.
Для учета операций по расчетному счету применяется активный счет 51 «Расчетный
счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту – их
списание (перечисление, снятие). Дебетовое сальдо по счету 51 на каждую дату должно
соответствовать остатку денег на расчетном счете (по выписке банка).
Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки банка.
Выписка - это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка
8
содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по
расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия банк
считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому
остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного
счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо
учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного
счета, а списание – по кредиту.
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51
«Расчетный счет».
Дебет
Поступление
денежных средств
Сальдо – остаток
денежных средств на
начало периода
Из кассы предприятия
Счет 51 «Расчетный счет»
Корреспондирующий Списание денежных
счет
средств
-
50
От покупателей за
продукцию (работы,
услуги)
62-1
От покупателей
(заказчиков) аванс
62-2
Возврат излишне
перечисленных
средств: налоги
Корреспондирующий
счет
В кассу предприятия
50
На открытие
аккредитива
55
В оплату
задолженности
поставщикам
Поставщикам и
подрядчикам аванс
68
Кредит
60-1
60-2
Бюджету
68
Социальным фондам
69
От разных дебиторов
76
Учредителям
75
От арендатора
арендная плата
91
Кредиторам
76
От банка кредит
66,67
Банку возврат кредита
66,67
Сальдо – остаток
денежных средств на
конец периода
При осуществлении операций в иностранной валюте открывается счет 52 «Валютные
счета»
3. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в
9
отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных
документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств
целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55
могут быть открыты следующие субсчета:
• 1 «Аккредитивы»;
• 2 «Чековые книжки»;
• и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется ЦБ РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и
кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам» и других счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того
счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52,
66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждому выставленному аккредитиву.
На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых
книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и
других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со
счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов
(согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к
оплате), остаются на счете 55-2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета
55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52,66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств
целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений
от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых
и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации и
выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение
указанных средств.
10
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и
движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
4. Учет переводов в пути
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность в течение рабочего дня в
обслуживающий их банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят
подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций сберегательные кассы или кассы
почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделения связи.
В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным
организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитывают
на активном синтетическом счете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия денежных средств на
учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные
документы.
Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам
или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 «Касса».
С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 «Расчетные счета» (согласно
выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).
11