Учет денежных средств и расчетов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ
1. Понятие денежных средств и расчетных операций, задачи их учета
2. Нормативное регулирование учета денежных средств и расчетных операций
3. Учет денежных средств в кассе
4. Инвентаризация кассы и учет ее результатов
5. Учет денежных средств на расчетных счетах
6. Сущность расчетных операций.
7. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
8. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
9. Учет расчетов по налогам и сборам.
10. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
11. Расчеты с подотчетными лицами.
12. Учет расчетов с учредителями.
1. Понятие денежных средств и расчетных операций, задачи их учета
Деньги и денежные средства – это самый высоколиквидный актив, требующий глубокого и тщательного учета.
Основными задачами учета денежных средств являются:
1. полная и своевременная регистрация операций, связанных с движением денежных средств в кассе и на счетах в банках;
2. контроль над наличием денежных средств, их сохранностью и целевым использованием;
3. полное, своевременное и правильное отражение в учетных регистрах текущих операций по поступлению и выбытию денежных средств;
4. контроль над соблюдением расчетно-платежной дисциплины;
5. правильное и своевременное проведение инвентаризации кассовой наличности, операций по счетам в банках и отражение ее результатов в учете.
Под расчетными операциями понимаются расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. При осуществлении расчетных операций с контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами образуются дебиторская и кредиторская задолженности.
Основные задачи учета расчетных операций:
• контроль за соблюдением установленных правил расчетных взаимоотношений;
• правильное документальное оформление операций;
• контроль своевременности платежей и недопущение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
• периодическая сверка расчетов.
Для ведения наличных расчетов в штате каждого предприятия предусмотрена должность кассира, который несет материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. После издания приказа о назначении на работу кассира, руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», вслед за тем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора. В случае необходимости временной замены кассира, исполнение его обязанностей возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия. Договор о материальной ответственности с ним заключается в обычном порядке.
Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. Всю полноту ответственности за создание условий сохранности денег в организации, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк, несет руководитель (директор) предприятия.
Безналичные денежные расчеты осуществляются через банковские учреждения. Формы безналичных расчетов определены законодательно и правилами обслуживающего банка.
2. Нормативное регулирование учета денежных средств и расчетных операций
Гражданский кодекс Российской Федерации части I-II (установлены нормы и правила расчетов между юридическими лицами, порядок списания денежных средств с расчетного счета, порядок и условия использования чеков в платежном обороте);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (статьей 15.1. установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей);
Налоговый кодекс (рассматривает сроки и способы уплаты налогов, уплата которых осуществляется с расчетного счета организации);
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, определяет правовые основы бухгалтерского учета в целом и учета операций с денежными средствами, содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров);
Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (устанавливает ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты с населением, предусмотрены правила использования ККТ, требования к ККТ, постановки на учет, порядок ведения документооборота при использовании ККТ);
Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (рассматривает принципы валютного регулирования и валютного контроля; репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации);
Приказ Минфина № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению отчета о движении денежных средств).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (рассматривает порядок учета иностранной валюты, порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли; учета курсовых разниц; учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации; порядок формирования учетной и отчетной информации);
Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011) (установлены правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94 н. (инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств);
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (применяется в части, касающейся организации порядка приема денежной наличности и ее выдачи, порядком оформления кассовых документов; порядком хранения денег, установлением контроля за соблюдением кассовой дисциплины);
Указание Банка России от 9 декабря 2019 г. N 5348-У «О правилах наличных расчетов» (определяет, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одному договору могут проводиться в размере, не превышающим 100 000 рублей; юридические лица могут использовать наличные деньги, поступившие в кассу, при необходимых расчетах с физическими лицами).
3. Учет денежных средств в кассе
Основанием для отражения в бухгалтерском учете (учетных регистрах) движения наличных денежных средств служат первичные документы.
«Приходный кассовый ордер» – применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации (далее ПКО);
«Расходный кассовый ордер» – применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации (далее РКО);
«Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» – применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов;
«Кассовая книга» – применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе;
«Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств» – применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.
Оформленные первичные кассовые документы заполняются четко и ясно чернилами или шариковой ручкой или заполняются на компьютере. Исправления в кассовых документах не допускаются. Если в кассовом документе кассир допустил ошибку, то ошибочный документ аннулируется и выписывается новый. В первичных кассовых документах заполняются все реквизиты (дата, наименование организации, регистрационный номер, и т.д.).
Прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления. Выдача их на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещена. Денежные средства выдаются только лицу, указанному в ордере. В случае его отсутствия допускается выдача денег по нотариальной доверенности, которая прилагается к ордеру или ведомости.
До передачи в кассу кассовые ордера должны быть зарегистрированы в журнале регистрации приходных и расходных ордеров, который служит для присвоения порядкового номера ордеру. Если ордера выписываются в бухгалтерской программе, то такой журнал не требуется, так как формируется автоматически.
На основании первичных документов заполняется Кассовая книга.
Кассовая книга – это регистр аналитического учета. В каждой организации за календарный год ведется только одна кассовая книга. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. На последнем листе кассовой книги делается запись: «В настоящей книге прошнуровано и пронумеровано … листов». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Лист кассовой книги состоит их двух одинаковых частей: основной и отрывной. Основная часть остается в книге, а отрывная вместе с первичным документом передается в бухгалтерию и служит отчетом кассира. Запись в книге ведут через копировальную бумагу (в условиях ручной формы обработки документов). Номер страницы и отрывной части должен совпадать.
В организации существует понятие – кассовая дисциплина. В это понятие входят: обеспечение условий транспортировки и хранения денежных средств, целевое использование сумм, полученных в банке, соблюдение лимитов хранения денег в кассе и расчетов наличными средствами между юридическими лицами.
Денежные средства в кассе хранятся в пределах лимита. Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Определение лимита остатка наличных денег регламентирует Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Нарушения кассовой дисциплины влекут за собой штрафные санкции. Эти санкции предусмотрены статьями «Кодекса РФ об административных нарушениях».
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации предусмотрен активный счет 50 «Касса».
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации» – учитывается движение наличных денежных средств в кассе организации;
50-2 «Операционная касса» – учитываются наличие и движение денежных средств в операционных кассах, которые установлены обособленно от основной кассы компании, например кассах магазинов, товарных контор, кассах отделений связи и т.п.;
50-3 «Денежные документы» – учитываются находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки; марки государственной пошлины, оплаченные авиа- и ж/д билеты, путевки на лечение и отдых работников, талоны на нефтепродукты, и т.д.;
50-4 «Валютная касса» – субсчет предназначен для выполнения условий действующего законодательства РФ об обособленном учете взаиморасчетов в иностранной валюте. Наличная иностранная валюта может быть использована только для оплаты командировочных расходов работников, отправляющихся за рубеж.
По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе может осуществляться в различных регистрах в зависимости от формы учет, применяемой в организации.
Таблица 1. – Типовые бухгалтерские записи по счету 50 «Касса»
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
С расчетного, валютного счета получены наличные деньги в кассу
50-1
50-4
51
52
В кассу поступили денежные средства от покупателей
50-1
62, 76
В кассу внесены денежные средства в счет вклада учредителя
50-1
75
В кассу поступила выручка от продажи готовой продукции
50-1
90
В кассу возвращены неизрасходованные суммы подотчетным лицом
50-1
71
В кассу внесены денежные средства в счет возмещения материального ущерба
50-1
73-2
В результате инвентаризации в кассе выявлен излишек денежных средств
50-1
91
Получены в кассу организации наличные денежные средства безвозмездно
50-1
98-2
Из кассы внесены деньги на расчетный, валютный счет
51
52
50-1
50-4
Выдана заработная плата работникам из кассы
70
50-1
Выданы из кассы подотчетные суммы
71
50-1
Из кассы оплачена задолженность поставщикам
60, 76
50-1
В результате инвентаризации в кассе выявлена недостача денежных средств
94
50-1
С расчетного счета оплачена задолженность по краткосрочному/долгосрочному кредиту
66, 67
50-1
Приобретены денежные документы
50-3
60
Списаны использованные денежные документы
20, 23, 25, 26, 29
50-3
Отражена положительная курсовая разница по остатку иностранной валюты в кассе
50
91-1
Отражена отрицательная курсовая разница по остатку иностранной валюты в кассе
91-2
50
4. Инвентаризация кассы и учет ее результатов
Порядок проведения инвентаризации кассы на территории России установлен Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Цель проведения инвентаризации кассы – проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.
Существует два вида инвентаризаций кассы – плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.
Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.
Обязательно проведение инвентаризации кассы:
• при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
• при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
• при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
• при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:
• для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
• выявления причины возникшей ошибки в учете;
• по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п.
В состав инвентаризационной комиссии включаются:
• представители администрации организации;
• работники бухгалтерской службы;
• представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
• сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).
Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.
Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы.
Возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.
Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.
Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.
При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй – материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий – в бухгалтерию.
В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.
Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены.
В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:
Дебет 50 Дебет 91-1 –выявлена сумма излишка в кассе;
Дебет 94 Дебет 50 –выявлена сумма недостачи в кассе;
Дебет 73 Кредит 94 – Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
Дебет 91-2 Кредит 94 – Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в кассе за счет прочих расходов организации.
5. Учет денежных средств на расчетных счетах
При осуществлении безналичных расчетов самым простым и распространенным является открытие в банке расчетного счета. Каждое юридическое лицо может открыть в учреждениях банка расчетный счет (счета). Порядок открытия и закрытия банковских и других счетов устанавливает Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Любое юридическое лицо имеет право открывать неограниченное количество расчетных счетов в разных банках на территории РФ.
Все операции по счету производятся по письменному распоряжению владельца счета, либо с его согласия (за исключением платежей, взыскиваемых в бесспорном порядке).
Очередность списания денежных средств со счета регулируется ст. 855 ГК РФ:
1) при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
2) при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Для оформления операций по зачислению и списанию денежных средств со счетов применяются типовые первичные документы: платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение.
Для размещения наличных денежных средств на счете организации в банке используется – объявление на взнос наличными. Документ состоит из трех частей: объявления, квитанции и ордера. После приема денег кассовый работник банка сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. Если суммы соответствуют друг другу, то кассовый работник банка подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление кассовый работник банка оставляет у себя, ордер передает соответствующему бухгалтерскому работнику банка.
Для получения предприятием денежных средств из банка используется денежный чек. Чтобы иметь возможность выписать чек и, соответственно, получить наличные денежные средства в банке, необходимо предварительно получить в банке чековую книжку, которая выдается по письменному заявлению соответствующего должностного лица организации. Чековые книжки бывают на 50, 100 листов. Чеки представляют собой бланк строгой отчетности. При выдаче чековой книжки, банк проставляет на каждом чеке номер счета и наименование организации. Книжка хранится у кассира или у главного бухгалтера. Деньги по чеку может получить лицо, которое вписано в бланк чека, с указание его паспортных данных. Заполненный чек подписывают уполномоченные лица, и ставиться оттиск печати организации.
Если чек испорчен, он перечеркивается и остается в чековой книжке.
Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете организации периодически получают из банка выписки из расчетных счетов.
Выписка банка – это финансовый документ, который выдается клиенту. Он отражает движение денежных средств на расчетном счете. Является копией записей на расчетном счету в банке. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
В выписке указывается: номер расчетного счета клиента; дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующей выписки); номера документов, на основании которых зачислены или списаны денежные средства; ИНН контрагента и его наименование, краткое содержание назначения платежа; суммы по дебету и кредиту; остаток наличия средств на дату выписки.
Выписка с приложением оправдательных документов передается предприятию ежедневно или в другие установленные сроки.
Остатки средств на расчетном счете на определенную дату, зачисление средств на расчетный счет владельца банк отражает по кредиту расчетного счета в выписке банка, а все суммы списаний, т.е. уменьшение своего долга перед владельцем счета, банк отражает в выписке по дебету лицевого (расчетного) счета.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации предусмотрен активный счет 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.
К счету 51 «Расчетные счета» не предусмотрены субсчета, однако, организации, имеющие несколько расчетных счетов, каждому из них могут присвоить субсчет.
Таблица 2. – Типовые бухгалтерские записи по счету 51 «Расчетные счета»
Содержание хозяйственной операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
С расчетного счета получены наличные деньги в кассу
50-1
51
На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей
51
62, 76
На расчетный счет внесены денежные средства в счет вклада учредителей в уставный капитал
51
75
Получены на расчетный счет денежные средства с других расчетных счетов организации для хранения и проведения безналичных расчетов предприятия
51
51
Получены (начислены) на расчетный счет суммы страхового возмещения по страховым случаям от страховых организаций
51
76-1
Начислены проценты за пользование денежными средствами организации (если это предусмотрено договором банковского счета)
51
91-1
Получены на расчетный счет организации денежные средства безвозмездно
51
98-2
Перечислены на расчетные счета денежные средства, полученные организацией в качестве средств целевого финансирования (если они не подлежат обособленному хранению)
51
86
Из кассы внесены деньги на расчетный счет
51
50-1
С расчетного счета переведена заработная плата работникам организации
70
51
С расчетного счета перечислены подотчетному лицу на карточку денежные средства
71
51
С расчетного счета оплачена задолженность поставщикам
60, 76
51
С расчетного счета оплачена задолженность по краткосрочному/долгосрочному кредиту
66, 67
51
С расчетного счета оплачена задолженность по налогам и сборам
68
51
С расчетного счета оплачена задолженность по страховым платежам
69
51
С расчетного счета списаны суммы за расчетно-кассовое обслуживание счета
91-2
51
6. Сущность расчетных операций.
Все счета по учету расчетов объединены в плане счетов в раздел VI «Расчеты».
В процессе учета расчетных операций необходимо отражать два момента:
а) начисление задолженности, т.е. предъявление счета к оплате, при этом на активных счетах увеличивается дебиторская задолженность, на пассивных счетах увеличивается кредиторская задолженность;
б) погашение задолженности (оплата, перечисление денежных средств), в этом случае уменьшается дебиторская или кредиторская задолженность.
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации, называют дебиторами.
Различают следующие виды дебиторской задолженности:
• задолженность покупателей за проданную им продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
• задолженность поставщиков по авансам, выданным им в счет предстоящей поставки материальных ценностей;
• задолженность бюджета по авансовым платежам налогов;
• задолженность работников организации по выданным им подотчетным суммам денежных средств;
• задолженность работников организации по возмещению материального ущерба и др.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам которые называются кредиторами.
Различают следующие виды кредиторской задолженности:
• задолженность поставщикам за полученные от них материальные ценности;
• задолженность покупателям по авансам, полученным от них в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг);
• задолженность бюджету по начисленным налогам;
• задолженность работникам организации по начисленной заработной плате и др.
В зависимости от срока погашения различают краткосрочную и долгосрочную дебиторскую и кредиторскую задолженность. Задолженность является краткосрочной, если срок ее погашения составляет не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочной, если срок ее погашения свыше 12 месяцев после отчетной даты.
Просроченная задолженность может быть взыскана с должника в судебном порядке. По истечению срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя и проводками Дт 91,63 Кт 62, 76.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности в учете делают запись Дт 50, 51, 52 Кт 91. Одновременно на указанные суммы кредитуют счет 007.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется проводками Дт 60, 76 Кт 91.
7. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Организации ведут учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за полученные в собственность товарно-материальные ценности, принятые к оплате услуги и работы. Счет 60 является балансовым, активно-пассивным.
Сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» может быть дебетовым в случае предоплаты поставщикам. В балансе сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» показывается в развернутом виде.
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты субсчета: «Расчеты по авансам выданным», «Расчеты по векселям выданным» и др. Количество субсчетов, их названия организация должна определить самостоятельно и закрепить это в учетной политике.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а в части расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.
Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, к которым относится и договор поставки. В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у организации при расчетах с поставщиками и подрядчиками может образовываться как кредиторская, так и дебиторская задолженность.
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуги др.). Операции по дебету счета отражаются на основании данных платежных документов: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей выданных.
Акцептованы (приняты к оплате) счета поставщиков за поступившие и оприходованные материалы – Дт 10, 15 Кт 60;
Акцептованы (приняты к оплате) счета подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для основного производства – Дт 20 Кт 60;
Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям (работам, услугам) – Дт 19 Кт 60;
При нарушении качества и количества поставленной продукции и составлении соответствующих актов, выставляется претензия поставщикам – Дт 76-2 «Расчеты по претензиям» Кт 60;
Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками – Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55;
Перечислена предоплата (аванс) поставщикам и подрядчикам – Дт 60. субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кт 51, 52, 55;
При выполнении поставки по авансовым платежам производится зачет ранее выданного аванса – Дт 60 Кт Дт 60. субсчет «Расчеты по авансам выданным»
8. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками обусловлены исполнением обязательств организации по продаже им продукции (работ, услуг) и иного имущества. Для учета расчетов с ними применяется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 является балансовым, активно-пассивным. К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета «Расчеты по авансам полученным», «Расчеты по векселям полученным» и др. Количество субсчетов, их названия организация должна определить самостоятельно и закрепить это в учетной политике.
Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Обязательства по продаже продукции (работ, услуг) и иного имущества возникают у организации, как правило, в связи с договорами, заключенными с покупателями и заказчиками. В связи с несовпадением моментов исполнения сторонами договора своих обязательств в зависимости от условий договора у организации при расчетах с покупателями и заказчиками может образовываться как дебиторская, так и кредиторская задолженность.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец получает право требования на платеж.
Кредиторская задолженность перед покупателями и заказчиками является следствием оплаты продукции (работ, услуг) покупателями и заказчиками до того как продавец исполнит свои обязательства по договору.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям или заказчикам счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. Аналитический учет авансов полученных ведется по каждому кредитору с указанием суммы, сроков возникновения и погашения кредиторской задолженности.
Основанием для начисления дебиторской задолженности покупателей (дебетовые обороты) служат платежные документы, представленные предприятием за проданные активы (имущество). При отгрузке продукции покупателям основными первичными документами являются следующие расчетные документы (счета, счет-фактура, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ и т.д.). Формы расчетов определяются участниками сделки и регламентируются договором.
Отражена задолженность покупателей, исходя из цены, установленной договором, включая НДС (отражена выручка от реализации продукции) – Дт 62 Кт 90-1;
Оплачена задолженность покупателей и заказчиков после перехода к ним права собственности на отгруженную продукцию (работы, услуги) – Дт 50, 51, 52, 55 Кт 62;
Получена от покупателей предоплата (авансы) предстоящей поставки продукции (работ, услуг) – Дт 51, 52, 55 Кт 62 субсчет 4 «Расчеты по авансам полученным»;
При отгрузке продукции (работ, услуг) зачтен ранее полученный аванс – Дт 62 субсчет 4 «Расчеты по авансам полученным» Кт 62.
9. Учет расчетов по налогам и сборам.
Все предприятия независимо от форм собственности и вида деятельности участвуют в пополнении государственного бюджета путем уплаты налогов. Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет плательщиками.
В РФ все налоги подразделяются на три группы:
• Федеральные налоги (налог на прибыль, на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и другие).
• Налоги субъектов Федерации (региональные) (налог на имущество и другие).
• Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц и другие).
Основным законодательным актом, регулирующим расчеты по налогам и сборам является Налоговый кодекс РФ часть 1 часть 2 и комментарии к нему.
Для учета налогов и сборов предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К счету 68 открываются субсчета по видам налогов и сборов, их количество зависит от количества налогов, уплачиваемых организацией.
Начисление налога отражается по кредиту счета, в корреспонденции со счетами на которые относится соответствующий налог. По дебету счета отражается перечисление налогов в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Начисление налогов и сборов осуществляется в специализированных формах расчетных ведомостей, налоговых деклараций. К учету суммы начисленных налогов, сборов и взносов принимаются на основании бухгалтерских справок, составленных на основании расчетных ведомостей и налоговых деклараций.
Отражен НДС по приобретенным ценностям – Дт 19 Кт 60.
Зачтен НДС по приобретенным ценностям – Дт 68 Кт 19.
Начислен НДС по реализованной продукции – Дт 90-3 Кт 68
Начислен налог на прибыль – Дт 99 Кт 68
Отражено удержание НДФЛ при выплате заработной платы – Дт 70 Кт 68.
10. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Для учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению предназначен одноименный счет 69. Он кредитуется на суммы отчислений, подлежащие перечислению в бюджет. При этом суммы, начисленные за счет предприятия, подлежат включению в затраты производства, расходы на продажу – дебетуются соответствующие счета. На суммы же отчислений из заработной платы работников дебетуется счет 70. По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные с расчетного счета, суммы, выплачиваемые за счет этих отчислений, выплачиваемые пособия за счет фондов.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию»
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»
69-11 «Расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний»
Начислена оплата труда персоналу организации – Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 70
Начислено страховые взносы – Дт 20, 23, 25, 26, 29 Кт 69-1, 69-2,69-3,69-11
Начислено пособие по временной нетрудоспособности – Дт 69-1 Кт 70
11. Расчеты с подотчетными лицами.
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным в подотчет на административно-хозяйственные нужды, командировочные расходы, представительские расходы предназначен активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с кредита счетов учета денежных средств отражаются выданные в подотчет денежные суммы, а по кредиту суммы утвержденных расходов, которые списываются на счета учета затрат, приобретения ценностей и других счетов в зависимости от характера произведенных расходов. Аналитический учет ведут по каждой выданной подотчетной сумме.
Подотчетным лицом – признаются работники организации, которым выданы из кассы наличные деньги, в качестве аванса на командировочные расходы или хозяйственные нужды с условием представления отчета об их использовании.
Выдавая деньги в подотчет необходимо руководствоваться
Выданы в подотчет денежные средства – Дт 71 Кт 50
Оприходованы ТМЦ приобретенные через подотчетное лицо – Дт 07,08,10,11,15,41 Кт 71
Учтен НДС по приобретенным ценностям Дт 19 Кт 71
Списаны командировочные расходы работников на себестоимость продукции (работ, услуг)
в пределах норм Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 71
сверх норм Дт 91-2 Кт 71
Неиспользованные денежные средства возвращены подотчетным лицом Дт 50 Кт 71.
12. Учет расчетов с учредителями.
Для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, а также по выплате доходов (дивидендов) предназначен активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями». К счету 75 «Расчеты с учредителями» открываются следующие субсчета:
75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал.
75-2 «Расчеты по выплате доходов».
По дебету счета 75-1 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с Кт 80 «Уставный капитал» - отражается общая сумма задолженности учредителей по оплате вкладов в уставный капитал организации. По Кт 75-1 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с Дт 50,51,52,55,08,07,10,41,15 материальных ценностей отражается погашение этой задолженности при фактическом поступлении вкладов от учредителей.
Уставный капитал, указанный в учредительских документах, к моменту регистрации общества должен быть оплачен не менее чем на 50%. Оставшаяся часть уставного капитала вносится в течение 3-х месяцев с момента регистрации общества. Если учредители (собственники) вносят вклад в уставный капитал имуществом, то необходима независимая экспертная оценка данного имущества
На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями по выплате им дивидендов. Начисление доходов от участия в организации отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль непокрытый убыток» Кт 75-2. Если собственник (учредитель) является работником организации, то делается запись: Дт 84 Кт 70. Выплачивая дивиденды учредителям, организация должна удерживать сумму налога на доходы и перечислить сумму налога в бюджет (налоговый агент).