Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Учебно-исследовательская деятельность студента СПО
В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей, развития творческой личности будущего специалиста. Одним из путей такого развития является учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа. Специалист, владеющий исследовательскими знаниями, умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные задачи, будет в полной мере соответствовать требованиям современного общества.
Учебно-исследовательская деятельность на данный момент является составляющей образовательного процесса учреждений СПО и включена в учебный план в форме защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.
Одним из определяющих факторов в подготовке специалиста, обладающего способностью творчески осуществлять функции своей деятельности, является учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, в процессе которой осваиваются не только навыки исследовательской, экспериментальной деятельности, но и формируется личность будущего специалиста, творческого, саморазвивающегося, инициативного, этим определяется цель образования — формирование творческой инициативной личности в процессе обучения в образовательном профессиональном учреждении. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
выявить возможности развития активности, креативного потенциала студентов в учебном процессе;
формировать интересы, склонности к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследовательского труда;
обучить студентов методике проведения собственных учебных или научных исследований, творчески мыслить и использовать результаты исследования на практике;
способствовать профессиональной и социальной адаптации.
При организации и проведении научно-исследовательской деятельности определяются основополагающие принципы исследования:
единство и активное взаимодействие научно-исследовательской, инновационнно-проектной и образовательной деятельности;
направленность на социальное и духовное развитие личности;
концентрация усилий и ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных направлениях;
поддержка и развитие научного творчества студентов;
поддержка ярких творческих индивидуальностей, способных обеспечить высокий уровень проводимых исследований;
доведение результатов исследований и проектов до применения в практической деятельности, используя при этом издательскую деятельность и возможности сети Интернет;
ориентация творческих коллективов (групп) на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и творческой деятельности.
Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребованной педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
– во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); – организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
– актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
– усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
– изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив обучающихся» в сторону сотрудничества.
Исследовательские знания как компонент содержания обучения включают понятие о способах и приёмах работы с информацией, являются результатом познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов обучения, воспитания и развития. Исследовательские умения - способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление (создание, открытие и т.п.) объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. В ходе овладения исследовательскими знаниями, умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности. Исследовательская работа студентов (обучающихся) может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы работы определяются в соответствии с уровнем подготовки.
Эффективная организация исследовательской работы студентов (обучающихся) осуществляется по двум уровням: Учебно-исследовательская работа (УИР), которая предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИР), систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИР — самостоятельное выполнение научно-практического задания под руководством научного руководителя). УИР предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (семинарах, лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании, производственной практике и др.).
Научно-исследовательская работа (во внеучебное время): (НИР) – это работа студентов в научных кружках и семинарах, инновационных работах, участие студентов в международных исследованиях, в конкурсах на получение грантов, работа в научно-исследовательских подразделениях и т. п. Руководство деятельностью студентов осуществляется научными руководителями темы. Участие в научно-исследовательской работе помогает студентам постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в научно-производственных коллективах. Содержание исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство педагогической практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ.
В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся пользоваться оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.
Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения студентами логикой научного поиска. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания. В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения. Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения. Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:
учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям;
ведущая роль педагога сохраняется, но у студентов должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно;
избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;
проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности; выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов — отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие.
Основными формами представления учебно-исследовательской работы являются:
выпускная квалификационная работа;
курсовая работа;
учебно-исследовательский проект;
доклад;
сообщение по теме;
дневник наблюдений;
алгоритм решения конкретной задачи;
конструкция дидактического средства;
аннотированный библиографический список;
терминологический словарь;
реферат;
аннотация;
план решения проблемы (простой или сложный).
Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой студентов осуществляют преподаватели, для которых этот вид работы является обязательным.
Научно-исследовательская деятельность преподавателей включает:
Основными формами представления научно-исследовательской работы являются:
исследовательский проект;
научный отчёт;
программа;
словарь;
справочное издание;
доклад;
статья;
выступление;
тезисы докладов.
Рассмотрим организацию основных форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов более подробно.
Рефераты. Основная задача — сформировать у студентов навыки творческой работы с современной отечественной и зарубежной научной и научно-периодической литературой. Результаты реферирования заслушиваются на семинаре, кружке, на студенческих конференциях. Составление рефератов (аналитических обзоров) можно практиковать при изучении общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин. Аналитический обзор является составной частью учебных заданий. Работе по реферированию должны предшествовать чтение курса лекций по основам информации, библиографии и т. д., а также практические занятия по методике реферирования.
Исследовательские работы. Отличительная особенность исследовательской работы состоит в том, что в результате выполнения этой работы студент приобретает (закрепляет) умение и навыки проведения отдельных этапов научного исследования. Исследовательские лабораторные работы могут быть поставлены по специальным, общенаучным и общетехническим дисциплинам.
Курсовые, дипломные проекты (работы), содержащие элементы исследования. К курсовым и дипломным проектам (работам), носящим исследовательский характер, могут быть отнесены проекты (работы), предусматривающие выполнение, по крайней мере, одного из перечисленных пунктов: вариантное проектирование (сопоставление различных вариантов с целью нахождения оптимального решения); теоретическое исследование; экспериментальное исследование; составление программ, реализующих различные модели, выполнение расчётов на ПК и т. д.; аналитический обзор с включением самостоятельных переводов научной литературы; иные формы работы в зависимости от специфики подготовки специалистов.
Научные кружки и семинары, конференции. Научные кружки, семинары конференции организуются для студентов в целях обсуждения результатов их самостоятельной и научной работы. Целью научного семинара являются привлечение студентов к углублённому изучению дисциплин учебной программы, теоретических основ профилирующих курсов, ознакомление студентов с современными достижениями науки и техники, расширение их научного кругозора.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Понимание (осознание) студентом значимости выполняемой работы. Важно психологически настроить студента, показать ему, как социально необходима выполняемая им работа. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в практической деятельности, лекционном курсе, методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, и качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке: студент, получив задание для дипломной (квалификационной) работы на первом курсе обучения, может (при поддержке и контроле преподавателя) выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного, социально-экономического и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную (дипломную) работу.
2. Обучение студентов методам, приемам исследовательской работы.
3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, в творческих и профессиональных конкурсах, в научно-исследовательских или прикладных работах и т.д.
4. Факторы контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, нестандартные экзаменационные процедуры). При определенных условиях они могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
5. Раскрытие потенциала креативности студентов, их общественной активности, самодеятельности, ответственности.
6. Личность преподавателя, ибо он должен быть примером для студента и как профессионал, и как творческая личность, определяя перспективы его дальнейшего внутреннего роста и развития.
7. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности.