Творческое самовыражение. Феномен самовыражения личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
конспект лекции
«Творческое самовыражение»
для проведения занятий студентам психологам
План
Введение
3
1. Феномен самовыражения личности
4
2. Творчество человека как социальный опыт развития человека
6
3. Развитие и формы проявления творческого самовыражения
8
Заключение
14
Список рекомендуемой литературы
16
Введение
У каждого человека свой способ самовыражения. Тяга к прекрасному, духовному и культурному не позволяет нам скатываться по лестнице эволюции. Людям свойственно проявлять свою индивидуальность, и те, кто нашел для себя такой способ, может считать себя счастливым.
Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, которая является основным видом деятельности актера, художника, музыканта, певца, танцора.
Благодаря творческому процессу у человека есть возможность перейти от известного к неизвестному, к новому. Поисковая деятельность человека направлена на решение необычных задач, например, отступление от алгоритма и нетривиальное решение. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия, тем гибче, самостоятельнее поисковая деятельность человека. Так, сценарист закончил свою работу над новым фильмом. По его сценарию снимут премьеру.
Для того, чтобы творческая фантазия стала продуктивно, для этого должен быть определенный запас информации, которую важно анализировать. Так, доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает, что развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов.
1. Феномен самовыражения личности
Психолого-педагогические аспекты феномена самовыражения личности изучались С. С. Брикуновым, А. С. Косоговым, А. Ф. Лобовым, Н. Г. Чаниловым и др. Обобщённо самовыражение понимается как сущностная потребность каждого человека, определяющая фактор его становления; процесс и результат его ответственного самоопределения, самополагания и самоутверждения.
Самовыражение является процессом творческим, т. к. обеспечивает человеку проявление и развертывание своей индивидуальности, при этом человек выступает автором и выразителем собственной жизни во всей её полноте. Как писал Сергей Островой:
Из всех примеров самовыраженья.
Предпочитаю искренность движенья.
Движенье сердца. И движенье мысли.
В психологии проблема самовыражения личности изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определённого впечатления о себе в глазах окружающих.
Потребность в самораскрытии заложена природой. присуща людям, начиная с дошкольного возраста, что обусловлено стремлением ребёнка к самостоятельности и желанием участвовать в жизни взрослых. Самораскрытие это осознание себя, своих талантов и положительных сторон с последующим применением полученной информации. Стремление к самораскрытию заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.
Любой человек, выходя за пределы своего семейного мира, активно взаимодействует с другими людьми, заявляя о себе как субъекте социальных отношений, проявляя свою самобытность и индивидуальность. Поэтому для каждого человека важно взаимодействие в различных видах деятельности, что помогает ему сформировать определённый опыт самопрезентации и выбирать социально приемлемые и конструктивные тактики самопредъявления. Цели самовыражения должны быть доведены до сознания других людей.
Самовыражение является личностно значимым процессом предъявления человеком себя как активного субъекта взаимодействия, наделённого неповторимой индивидуальностью, творческими способностями, своим мировосприятием и мироотношением.
2. Творчество человека как социальный опыт развития человека
Особое место в структуре личностного опыта самореализации, самопрезентации, самораскрытия занимает опыт творческого самовыражения. Творчеству уделяется огромное внимание философов, психологов, педагогов и других исследователей, которые изучают: творческое мышление, творческие способности личности (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Л. Б. Ермолаева-Томина, Ю. Н. Кулюткин, М. Р. Гинзбург); уровни, стадии творческого процесса (Р. Вудвортс, A. M. Матюшкин, О. К. Тихомиров, Я. А. Пономарев); методы исследования творчества (Е. Е. Туник, А. Н. Воронин, Ю. С. Иванов); психологическая структура творческой деятельности (Я. А. Пономарев, Т. Рибо, П. В. Симонов, O. K. Тихомиров и др.); критерии диагностики творческого мышления (Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, O. K. Тихомиров, Е. П. Торренс); условия формирования творческой деятельности (Л. М. Аболин, A. M. Матюшкин, Д. Б. Эльконин, А. З. Рахимов, Е. Л. Яковлева).
Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.) полагали, что основу творчества человека образует потребность в самоактуализации, самореализации своего «Я». В этом смысле творческое самовыражения необходимо для психологически здорового осознания себя и мира. В процессе творческого самовыражения проявляется индивидуальная сущность человека, её непохожесть и своеобразие.
Д. Б. Эльконин определял творчество как созидание нового, под которым могут одновременно подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого человека, независимо от возраста (Л. A. Венгер, H. A. Ветлугина, Л. C. Выготский, A. B. Запорожец, В. С. Кузин, B. C. Мухина, H. H. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.).
Д. А. Леонтьев считал, что в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы, а экзистенциальные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. Эту точку зрения разделяют Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.
3.Развитие и формы проявления творческого самовыражения
Специфика самовыражения человека заключается в том, что оно выступает своеобразным способом интеграции личности в социальное пространство. Тем самым, в соответствии с законами диалектики движущими силами самовыражения человека в поведении и деятельности являются два противоположных процесса - идентификация и индивидуализация.
Основу идентификации составляет проекция (наложение) субъектом собственных свойств, состояний, потребностей, смыслов и ценностей на нормативные. Результатом идентификации человеком себя с окружающим миром является умение соотнести свои и общественные ценности, нормы и способы деятельности и образовать на основе установленного соответствия/несоответствия новые уникальные для личности структуры, которые позднее проявятся в актах самовыражения.
Тенденция к выделению себя из социума связана со стремлением личности ощутить свою особость, неповторимость. Выражение собственного «Я» осуществляется в процессе расширения спектра предпочтительных видов деятельности и партнёров для их осуществления, когда личность попадает в ситуацию выбора и оказывается в состоянии реализовать этот выбор. Новые требования приводят к возникновению многовариантного комплекса возможностей вероятностного развития личности. Поэтому в ситуации выбора для человека наступает момент разворачивания своей самости, обособления себя от окружающего мира в форме творческого самовыражения, реализуемого как процесс, состояние и результат жизнедеятельности.
Выделение себя из социума и идентификация с окружающим миром для человека – это двуединый процесс, лежащий в основе сохранения самобытности, неповторимости, уникальности личности, средство развития творческой индивидуальности, с одной стороны, и формирующий механизм «встраивания» себя в социокультурное пространство - с другой.
Способность к творческому самовыражению изначально развивается в детском возрасте в процессе творческой деятельности и позволяет творчески себя выражать.
Каждый человек от природы способен претворить в жизнь всё, что в нём заложено на уровне задатков, проявить свои внутренние резервы. Во многом именно самореализация определяет, как человек проживет свои дни, достигнет ли он успеха, придет ли к стабильности и оптимальному положению в социуме. Она позволяет выразить себя и полностью раскрыть любые, даже самые неочевидные таланты человека.
Многие ученые-психологи (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) исследовали понятие «творческое самовыражение» в рамках гуманистической теории, рассматривающей идеи признания самоценности человеческой личности, уникальности и потенциальных возможностей человека, высшей точкой проявления которых является самоактуализация.
Психолого-гуманистический аспект становления и развития личности в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. П. Буевой, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова рассматривает личность как непрерывно развивающийся в соответствии с источником, ресурсами и основным содержанием, заложенным во внутреннем потенциале, индивид.
Тем самым, ценность основных идей гуманистической психологии в контексте исследования творческого самовыражения личности заключается в том, что они дают основания утверждать, что стремление человека реализовать заложенные в нём творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимость его в глазах других людей.
Самовыражение личности есть явление многозначное, отражающее одновременно и определённое состояние человека и его процессуальные характеристики.
Творческое самовыражение - это, прежде всего самопознание как «самооткровение самому себе» в контексте познаваемой культуры, оно возможно в диалогическом общении с миром.
В связи с этим представляет ценность утверждение Д. А. Леонтьева о том, что творчество есть универсальная натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям.
Ю. А. Грибов полагает, что творческое самовыражение – это способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т. д.) и самого себя в этом мире.
Исследование феномена творческого самовыражения позволяет утверждать, что люди существенно различаются по тем средствам, которые они для этого используют.
При этом выделяют основные характеристики, которые важны для описания индивидуальной стратегии творческого самовыражения личности. К их числу относятся:
степень осознанности и целенаправленности творческого акта;
естественность или искусственность создаваемого образа;
активность (мотивированность) творческого самовыражения личности в деятельности;
широта самовыражения личности;
вариативность презентируемых образов;
нормативность или окультуренность самовыражения личности.
Выделенные индивидуальные особенности творческого самовыражения личности постепенно формируются в процессе возрастного развития человека. Способы творческого самовыражения позволяют прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации осуществления творческой деятельности. Особенно важно учитывать новообразования критического возраста, которые в высшей степени свое образны и специфичны, их главное отличие от новообразований стабильных периодов заключается в том, что они имеют переходный характер.
Творческое самовыражение является результатом проявления человеком творческой активности, связанной с созданием продуктов творческой деятельности и индивидуально-личностным самоизменением.
Остановимся на трёх аспектах творческого самовыражения:
индивидуально-личностном,
процессуально-деятельностном,
результативном.
Так, индивидуально-личностный аспект рассмотрения творческого самовыражения предполагает определение психологических характеристик человека в рамках возраста и особенностей его личностного (возрастного) развития, которые в совокупности определяют готовность к творческому самовыражению.
Понимание готовности имеет несколько смысловых оттенков:
1) вооруженность знаниями, умениями и навыками;
2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий;
3) согласие, решимость совершать какое-либо действие.
Термин «готовность» понимается по-разному.
Я. Л. Коломинский - определённый уровень развития личности, предполагающий сформированность целостной системы ценностных ориентаций, когнитивных, эмоционально-волевых и операционно-поведенческих качеств.
Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе как психическое состояние, установку на активное действие.
М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин как личностное качество, психическое образование, обеспечивающее эффективность деятельности.
На основании вышепредставленных точек зрения определим, что готовность к творческому самовыражению в изобразительной деятельности - это мотивированное стремление человека проявлять свои инициативы и творческие способности в процессе создания продуктов творчества посредством индивидуального дополнения и/или преобразования усвоенных техник выполнения определенных видов деятельности.
Предпосылки готовности человека к творческому самовыражению последовательно возникают на протяжении всей его жизни, но особенно ярко проявляются в детстве.
Процессуально-деятельностный аспект рассмотрения творческого самовыражения предполагает выявление вариантов, форм, способов творческого самовыражения человека в творческой деятельности.
Творческое самовыражение как процесс может отличаться своими характеристиками с точки зрения динамичности, осознанности и мотивированности.
Динамические характеристики творческого самовыражения определяются мерой интенсивности его созидательной деятельности, продолжительностью участия в ней.
Осознанность процесса творческого самовыражения будет выражаться в понимании и принятии цели деятельности, формы выражения её конечного результата - продукта творчества.
Мотивированность процесса творческого самовыражения в изобразительной деятельности определяется мерой «включённости» в неё, т. е. проявлением индивидуальной активности не только в выполнении заданной педагогом задачи, но и в стремлении проявить свои индивидуально-личностные характеристики, самость. Здесь можно говорить о проявлении индивидуальных творческих инициатив и стремлении к созидательной оригинальной изобразительной деятельности.
Результативный аспект рассмотрения творческого самовыражения проявляется в наличии способности выражать субъективное отношение к действительности, использовать оригинальные формы самораскрытия и самопрезентации посредством создания новых материальных и духовных ценностей.
Для того, чтобы активизировать творческое самовыражение необходимо учитывать интереснейший опыт исследователей.
Так, А. Строунинг для снятия психологической инерции предлагал использовать «мозговой штурм», позволяющий корректировать высказанные идеи, анализируя их.
Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы прошлого века разработал метод синетики, что в переводе с греческого языка означает «объединение разнородных элементов». Если в процессе общения и на занятиях целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот.
Заключение
Тем самым, обобщая вышесказанное определим творческое самовыражение как экзистенциальный процесс, связанный с самопредъявлением, самопрезентацией себя миру. В связи с этим самовыражение личности в процессе творческой деятельности может пониматься как субъективное отношение к действительности, выраженное в оригинальных формах самораскрытия и самопрезентации посредством создания новых материальных и духовных ценностей. Так, пирамида Абрахаама Маслоу демонстрирует нам определенную иерархию «нужностей». На первом месте всегда находятся базовые и физические потребности. Но чем выше - тем более высокоинтеллектуальной и духовной становится пирамида. Наша задача удовлетворить эти потребности для наиболее объемного развития личности. Для одних людей выражение себя - это карьера, для других - рукоделие или творчество, а третьи зависимы от усовершенствования внешности.
Таким образом, процесс диалектического общения с миром представляет собой целостную, многоуровневую систему представлений и отношений человека к миру, людям и себе.
А. С. Обухов полагает, что развивающийся у личности образ мира первичен по отношению к переживанию, отношению к себе и миру, является его базой, основой, тогда как С. Д. Смирнов отмечает, что эмоциональное чувство мира является базой, первичным компонентом, на который наслаивается осознание мира, как более зрелый и значимый компонент сознания. С. Л. Рубинштей, Б. Г. Ананьев рассматривают образ мира как построение своего жизненного пути личности, как развитие её «Я».
Развитие образа мира формируется через отношение к самому себе, первые попытки рефлексии своей жизни, характерные для данной возрастной группы.
Таким образом, структурно-содержательный анализ творческого самовыражение человека позволяет утверждать, что:
- в любом возрасте у человека открыты возможности для освоения стратегии и тактики творческого самовыражения, т. к. в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, могут способствовать осуществлению творческой деятельности;
- движущими силами творческого самовыражения в поведении и деятельности человека являются два противоположных процесса – идентификация как интеграция личности в социальное пространство и индивидуализация как обособление, проявление личностью своей неповторимости и уникальности;
- многозначность феномена творческого самовыражения предполагает выделение и содержательную характеристику трёх его аспектов: индивидуально-личностного, процессуально-деятельностного, результативного.
Список рекомендуемой литературы
1. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 57–62.
2. Леонтьев Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: материалы Чтений памяти Л. В. Выготского: Четвёртая междунар. конф. М.: РГГУ, 2004. С. 214–223.
3. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 440 с.
4. Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство: материалы науч.-практ. конф. 20–21 февраля 2002 года. СарИПКиПРО.