Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция на тему: «Творческое самовыражение человека», предназначенная для студентов, обучающихся по направлению клиническая психология
Цель лекции: разобрать представление о творческом самовыражении человека.
Ход лекции:
1. Уважаемые студенты, целью сегодняшней лекции знакомство с понятием «творческое самовыражение» человека. Поэтому будут даны подходы к интерпретации понятия, определены функции творческого самовыражения. Ваша задача – в конце лекции письменно коротко, в нескольких предложениях, определить, что есть творческое самовыражение человека (Данный вопрос побуждает воспринимать содержание лекции, чтобы дать ответ на вопрос).
2. Выступление лектора:
Анализ работ отечественных исследователей показывает, что у них различных подходы к определению понятия. Так, И.П. Шкуратова понимает под самовыражением совокупность вербальных и невербальных актов, с помощью которых человек передаёт информацию о себе другим [8]. Е.В. Зинченко утверждает: «Самовыражение – совокупность всех внешних проявлений субъекта, направленных на адекватную реализацию его идеального мира» [2, с. 12]. По Альбухановой-Славской, «самовыражение – способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач» [1, с. 53]. Близко данному определению следующее, принадлежащее А.Ф. Яфальян, утверждающей, что самовыражением можно назвать поведенческие проявления, которые личность выказывает интуитивно [9]. Т.В. Летягова, Н.Н. Романова и А.В. Филиппов утверждают: «Самовыражение – желание и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки и др., отреагирование их вовне» [7]. Е.А. Омельченко определяет существенные признаки самовыражения:
«1) самовыражению присуще стремление личности выразить свое внутреннее «я» вовне;
2) самовыражение состоит из поведенческих актов, основанных на внутренней активности, в которых передается другим людям значимая для того, кто себя выражает информация;
3) самовыражение – способ, позволяющий человеку реализоваться, т. е. проявить свои способности, воплотить в жизнь задуманное» [5, с. 17]. Кроме того, Е.А. Омельченко утверждает, что процесс самовыражения реализуется в определённом временном промежутке и пространстве. В возможности творческого самовыражения значимую роль играет способность личности к самоорганизации. Из совокупности результатов самовыражения, особенностей деятельности, реализуемой на основе самоорганизации, складывается устойчивое новообразование, которое исследователь называет культурой самовыражения. Нереализованное самовыражение может привести человека к глубокой депрессии.
С соавторами, Э.П. Дадаевой, С.А. Прохоровой, Е.А. Омельченко исследует творческое самовыражение и культуру самовыражения с позиции субъектов педагогического процесса [6]. Исследователи утверждают, что, с точки зрения гуманистической психологии, природа человека требует движения в направлении личностного роста и творчества. С.Н. Капустин понимает данное новообразование как «упорядоченной особым образом совокупности целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке» [3, с. 9].
Современными исследователями названы функции самовыражения. Адаптивная функция проявляется в том, что самовыражение, направленное на выполнение социальных ролей, позволяет человеку включиться в сложную социальную систему. Коммуникативная функция является исходной, так как информация адресована окружающим. Идентификационная функция заключается в том, что самовыражение личности отражает принадлежность самой личности к определённой социальной группе или психологическому типу. Поэтому аудитория распознаёт личность как представителя определённой социальной категории. Функция регуляции межличностных отношений основана на том, что в процессе самовыражения личность вступает в определённые отношения. Выстраивая эти отношения, человек использует самовыражение как определённый знак в отношениях, позицию или дистанцирование. Преобразовательная функция состоит в том, что полученная при самовыражении информация может преобразовать тех, кому она адресована. Выполняя функцию саморегуляции, самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ее поведения. В процессе творческого самовыражения человек сбрасывает эмоциональное напряжение. Функция самовоплощения позволяет личности выразить себя, так как она создаёт образ себя с помощью письменных текстов, портретов, фото -, аудио- и видеоматериалов, общения в Сети и т.д.
Н.Т. Оганесян считает творческое самовыражение естественной потребностью человека [4]. Автор подчёркивает, что в изменчивом мире творческое поведение даёт возможность адаптироваться к меняющимся реалиям.
- Уважаемые студенты, вернёмся к нашему вопросу: «Что есть творческое самовыражение?»
Примерный ответ:
Анализ работ показывает, что понятие «творческое самовыражение» исследуется во многих гуманитарных науках. На сегодняшний день способность к творческому самовыражению значима, так как от человека часто требуется способность самостоятельно принимать решение.
В некоторых определениях обращается внимание лишь на внешние проявления индивидуальности, однако во многих работах подчёркнуто, что творческое самовыражение реализуется в деятельности, которая способствует реализации способностей, целевых ориентаций человека и т.д. В процессе самовыражения человеку необходимо проявить самоорганизацию, нереализованное же самовыражение может привести к тяжелейшей депрессии. Реализация же самовыражения выполняет множество функций.
- Уважаемые слушатели, можете ли вы привести примеры творческой самореализации? Фактический вопрос, обращённый к студентам, позволяет применить полученные знания в процессе подбора соответствующего примера. Лектор дополнит ответы иллюстративной информацией:
М.А. Булгаков жил и творил в начале ХХ века, названного О.Э. Мандельштамом «Век мой, зверь мой». Обо всём, что происходило в стране, которая рушилась на глазах поколения, писал Булгаков. Когда писатель создавал свои произведения, он общался с помощью них с теми, кто его окружал, в особенности с интеллигенцией, которая, с его точки зрения, более, чем кто-либо иной, ответственна за происходящее. Его «закатный роман» «Мастер и Маргарита» звучит предостережением современникам и потомкам, которые должны понимать, как страшна безграничная власть человека над другим человеком. Написанный почти век назад роман звучит по-прежнему современно: «…квартирный вопрос только испортил их», «Свежесть бывает только одна – первая!...» и т.д.
Великому писателю с помощью литературного творчества удалось передать своё видение мира, который ему довелось посетить в период слома. Творчество талантливого писателя до сих пор привлекает к себе внимание читающих и думающих людей, поэтому, отрывая книгу М.А. Булгакова, они вступают в диалог с их творцом – мыслителем, любителем классической музыки, человеком, любящим жизнь во всей её полноте. Его книги учат жить достойно, как бы сложно это ни было иногда.
- Уважаемые студенты, как вы считаете, какую роль играет формирование творческого самовыражения у личности в деятельности клинического психолога? Позиционный вопрос предполагает ответ, выражающий личностное отношение к проблеме будущего специалиста, и в то же время подводит итог лекции.
Примерный ответ:
Клинический психолог оказывает помощь людям, нуждающимся в ней. Ему необходимо оказывать психологическую помощь. Как можно понять из содержания лекции, творческое самовыражение значимо в жизни человека. Формируя же культуру творческого самовыражения человека, нуждающегося в психологической помощи, специалист способен оказать ему реальную помощь.
Библиография
1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегии жизни/К.А. Альбуханова-Славская М.: Мысль – 1991 – 158 с.
2. Зинченко Е.В. Самораскрытие и его обусловленность социально-
психологическими и личностными факторами автореф. дисс… канд. псих. наук [Текст]/Зинченко Елена Валерьяновна – Ростов-на-Дону – 2000 – 23 с.
3. Капустин С.Н. Развитие личностной самоорганизации у курсантов
высших военно-инженерных учебных заведений: автореф. дисс… канд. псих. наук [Текст]/Капустин Сергей Николаевич – М. – 2005 - 156 с.
4. Оганесян Н.Т. Самоактуализация личности посредством поэтического
творчества в режиме творческих поэтических мастерских [Текст]/Н.Т. Оганесян//Психологическая наука и образование – 2011 - №3 (https://psyjournals.ru/files/47083/psyedu_ru_2011_3_Oaganesyan.pdf). Проверено 5.09.2020
5. Омельченко Е. А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография [Текст]/Е.А. Омельченко – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013 – 152 с.
6. Омельченко Е. А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография [Текст]/Е.А. Омельченко, Э.П. Дадаева, С.А. Прохорова – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ» - 2015 – 172 с.
7. Филиппов А.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь [Текст]/А.В. Филиппов, Н.Н. Романова, Т.В. Летягова – М.: Флинта – 2011 – 424 с.
8. Шкуратова И.П. Мотивация самовыражения в межличностном общении [Текст]/И.П. Шкуратова//Психологический вестник – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ – 1998 – 315-323 с.
9. Яфальян А.Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей [Текст]/А.Ф. Яфальян – М.: Феникс – 2011 – 350 с.
Библиография для преподавателя
1. Колычев Н.М. Лекция о лекции: уч. пособие: 3-е изд., испр. и доп.//Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин, Е.В. Сосновская – М.: Директ-Медиа – 2014 – 102 с.
2. Методические рекомендации по подготовке и проведению лекционных занятий по дисциплинам, закреплённым за кафедрой «Атимонопольное регулирование» (https://mgou.ru/wp-content/uploads/2018/05/Metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke-i-provedeniyu-lektsij-po-distsiplinam-zakreplennym-za-kaf-AR.pdf). Проверено – 5.09. 2020