Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и содержание арт-терапии

  • 👀 366 просмотров
  • 📌 302 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и содержание арт-терапии» doc
Арт-терапия — терапия изобразительным творчеством, в пер­вую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосома­тическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обу­ чении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не толь ко отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических фун­кций. Для арттерапии подходят все виды художественных материа­лов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор худо­ жественных материалов. Arttherapy - от art - искусство,  therapy - терапия Термин появился в начале 1940-х годов. Не путать с: другой термин: creative therapy - исцеление творчеством; авторский метод М.Е.Бурно - ТТС - терапия творческим самовыражением.   «Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс». (К.Роджерс) Здесь ключевое слово - ЧАСТИЧНО. Творчество - еще не терапия в полном смысле, хотя, безусловно, любое творческое занятие терапевтично. Что касается психотерапии, то это почти всегда творческий процесс, т.к. психотерапевт строит общение с каждым клиентом индивидуально.   1) В большинстве источников (см. список ниже) под творческой терапией (creative therapy) подразумевается: - танцевальная терапия, - библиотерапия, - драматерапия, - музыкотерапия, - ландшефтотерапия, - этнотерапия.   2) Под арт-терапией (arttherapy) исторически подразумевалось использование в терапевтических целях именно искусств визуального ряда, таких как: - рисунок, - живопись, - лепка, - пластика, - грим и боди-арт.   Сейчас идет тенденция к тому, чтобы под термином «арт-терапия» подразумевать (1) и (2).Кроме того, под определение арт-терапии в последнее время всё чаще попадают и просто коллективные творческие занятия (например, с детьми), без включения психотерапии как таковой. Необходимо помнить, что даже в случае такого, «облегченного» варианта арт-терапии, нужно соблюдать ряд правил, следить за экологией процесса, чтобы не навредить.   В арт-терапии используются готовые изображения и другие произведения (репродукции картин, открытки, фильмы, музыка). Это позволяет снять страх перед выполнением рисунка самому («А вдруг не получится? А вдруг будет некрасиво? Ничего не приходит в голову. Не умею рисовать.»И т.д.) Также используются самостоятельно созданные рисунки, коллажи, стихи, сказки и др. произведения. Плюс такой методики - самовыражение, свобода творчества. В обоих случаях арт-терапия хорошо справляется с задачей отреагирования эмоций. Большинство арт-терапевтов сочетают в работе обе техники.   Чем хороша арт-терапия, почему её в последнее время всё чаще используют?   1. Существует прямая связь между творчеством и удовольствием. Творчество можно рассматривать как сублимацию (Зигмунд Фрейд). Сублимация - зрелая психическая защита. Развиваем творческую способность - укрепляем защиту, развиваем разнообразие зрелых защит. О защитах: работы Нэнси МакВильямс, Анны Фрейд. 2. Творчество является природной особенностью человека, которая обслуживает инстинкт самосохранения (Влечение (к) Жизни). Кроме того, творчество это всегда игра. Игра воображения. Игра - одна из самых первых и основных способностей человека. В игре малыш учится, развивается, познает мир. Обращение таким способом с собой и с миром для человека естественно. 3. Занимаясь творчеством, мы обращаемся к детству. Можем отреагировать те эмоции, которые с нами с самых ранних лет жизни, когда мы еще не умели говорить. 4. Творчество можно использовать в работе с детьми и с другими пациентами, минуя слово. В случаях, когда словом не выразить чувства и т.д. 5. Творчество - язык общения с Бессознательным. Для современного европейского человека (психически относительно здорового) это полезный опыт, т.к. в течение жизни мы укрепляем свое сознание и зачастую теряем связь с Бессознательным (Бсз). Творчество помогает восстановить эту связь, что может помочь лучше понять себя, культуру, в которой живешь и общаешься. 6. Творчество всегда метафорично. Идет работа на уровне символа. Это может даже не осознаваться, но всё равно работать. Часто в арт-терапии результат достигается раньше, чем он осознаётся. 7. Творчество позволяет зафиксировать опыт. В психоанализе слова не фиксируются, не запоминаются. Глядя на рисунок, пациент и в другой раз вспомнит все эмоции ,которые испытывал, когда создавал его. Таким образом, к этому опыту можно обращаться и прорабатывать его. 8. С точки зрения Юнга, творчество - продукт Коллективного Бессознательного (К.Бсз). Занимаясь творчеством, мы взаимодействуем со средой. 9. По мнению специалистов, рисование участвует в согласо­вании межполушарных взаимоотношений, в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, свя­занное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие   Основные этапы арт-терапии Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ ким процессом — непосредственное переживание. Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на­правленный на достижение интенционального видения. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы Тексты инструкций к упражнениям: • «Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цве­ток. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и за­ тем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него». • «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представлен­ ных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется». • «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что застав­ляет тебя быть сердитым». • «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чув­ствовать». • «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)». • «Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. На­ рисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым». • «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую оче­редь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон». • «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить». • «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким обра­зом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, ког­да ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество». • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печаль­ные, сердитые, испуганные и т. д.». • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несча­ стье; доверие — подозрение; отдельно — вместе». • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?» Работая с детьми, можно также произносить слова и предла­ гать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достоприме­чательности. Можно также комбинировать рисование с сочине­нием литературных произведений, стихов. Психологическое влияние художественных материалов 1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Не­ которые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению. 2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чув­ствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. 3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по­ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. 4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих худо­жественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа, раскрашивание готовых рисунков «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе. 5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изу­чении чувств или реакций. 6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пас­телей или красок — с безоценочной реакцией на конечный про­дукт — могут стать целительными сами по себе. 7.Если присутствует агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.  Задание на 2 ленту: Составить в тетради таблицу «Развитие навыков рисования и лепки в дошкольном и школьном возрасте» Принести к следующему занятию кисточки, карандаши, фломастеры, краски (у кого, что есть)
«Понятие и содержание арт-терапии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot