Турбинное оборудование ГЭС.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8. Турбинное оборудование ГЭС.
Гидротурбина, гидравлическая турбина, водяная турбина, ротационный двигатель,
преобразующий механическую энергию воды (её энергию положения, давления и скоростную) в
энергию вращающегося вала. По принципу действия Гидротурбины делятся на активные и
реактивные. Основным рабочим органом Гидротурбины, в котором происходит преобразование
энергии, является рабочее колесо. Вода подводится к рабочему колесу в активных Гидротурбинах
через сопла, в реактивных — через направляющий аппарат. В активной Гидротурбине (рис. 1)
вода перед рабочим колесом и за ним имеет давление, равное атмосферному.
В реактивной Гидротурбине (рис. 2) давление, воды перед рабочим колесом больше
атмосферного, а за ним может быть как больше, так и меньше атмосферного давления.
Первая реактивная Гидротурбина была изобретена в 1827 французским инженером Бенуа
Фурнероном; эта Гидротурбина имела на рабочем колесе мощность 6 л. с., но из-за плохих
энергетических свойств подобные гидротурбины уже не применяются. В 1855 американский
инженер Джеймс Френсис изобрёл радиально-осевое рабочее колесо Гидротурбины с
неповоротными лопастями, а в 1887 немецкий инженер Финк предложил направляющий аппарат с
поворотными лопатками (Радиально-осевая гидротурбина.). В 1889 американский инженер Лестер
1
Аллан Пелтон запатентовал активную — ковшовую гидротурбину, в 1920 австрийский инженер
Виктор Каплан получил патент на поворотнолопастную гидротурбину. Радиально-осевые,
поворотнолопастные и ковшовые турбины сейчас широко применяются для выработки
электрической энергии
Рассмотрим каждый из типов турбины отдельно:
Активные турбины:
В качестве представителя класса активных гидротурбин рассмотрим здесь наиболее
распространенную ковшовую турбину с основными элементами конструкции (рис.5.1). Главными
составными частями ковшовой турбины являются рабочее колесо, сопло и игла с регулирующим
механизмом.
Рис. 5.1. Ковшовая турбина: а - схема установки турбины; б - общий вид рабочего колеса
Вода из верхнего бьефа подводится трубопроводом к рабочему колесу, выполненному в
виде диска и закрепленному на валу турбины. Колесо вращается в воздухе. По окружности колеса
равномерно расположены ковшеобразные лопасти (ковши). Чтобы максимально преобразовать
кинетическую энергию воды в механическую энергию вращения рабочего колеса, ковши
выполняют эллиптической формы. На эллиптических частях ковша вода меняет свое направление
на 180º и сходит с них с очень малой скоростью.
Формирование струи, придание ей необходимой скорости и преобразование энергии
подводимой трубопроводом воды в кинетическую производится с помощью сопла 1, в котором
помещается игла 2 для регулирования расхода и мощности турбины. При перемещении иглы
изменяется выходное сечение струи и тем самым ее расход. Скорость перемещения иглы
ограничена из-за опасности возникновения гидравлического удара. Для исключения появления
гидравлического удара закрытие иглы идет медленно, в течение 20-40 с. В случае необходимости
быстрого снижения мощности используется отклонитель струи, который за 2-3 с отводит струю от
лопаток.
У ковшовых турбин лопасти рабочего колеса испытывают переменную нагрузку. В связи с
этим возникают усталостные явления в металле, приводящие к расслаблению крепления. В
настоящее время стали применять цельнолитые и сварнолитые рабочие колеса с повышенной
надежностью.
Конструктивно ковшовые турбины могут различаться по расположению вала
(вертикальные и горизонтальные), по числу сопел и рабочих колес на одном валу.
Ковшовые турбины, диаметр рабочего колеса которых достигает 7,5 м, используются в
диапазоне напоров 300-2000 м при расходах порядка 100 м3/с и имеют мощность до 200 МВт.
КПД таких турбин составляет 88-91 %.
Скорость потока воды из форсунок зависит от напора и может достигать значительных
величин, порядка 500—600 км/ч. Скорость вращения турбины также весьма велика, до 3000
об/мин.
2
Крупнейшие в мире ковшовые турбины установлены на швейцарской ГЭС Bieudron, их
мощность составляет 423 МВт. Эта же ГЭС является мировым рекордсменом по напору на
гидроагрегатах, составляющему 1 869 м.
Реактивные турбины
Реактивные гидротурбины получили на ГЭС наибольшее распространение вследствие ряда
достоинств. Они имеют высокий КПД, обладают относительно большим числом оборотов, могут
использоваться для широкой шкалы напоров и мощностей, их конструкция хорошо компонуется
со зданием ГЭС.
Конструкция реактивной гидротурбины (рис. 5.2) включает в себя: турбинную
(спиральную) камеру 1, статор 2, направляющий аппарат 3, рабочее колесо 4 и отсасывающую
трубу 5. Характерные особенности каждой из систем реактивных турбин заключаются, в
основном, в особенностях конструкции их рабочих колес.
Рис. 5.2. Схема реактивной гидротурбины
Спиральная камера. Вода из верхнего бьефа поступает в турбинную камеру по
трубопроводу. В ней происходит формирование осесимметричного потока воды, который затем
проходит через направляющий аппарат турбины. При такой форме потока обеспечивается его
равномерное распределение по окружности рабочего колеса и более эффективный отбор
мощности. Вода, поступающая на рабочее колесо с любого направления, имеет равную скорость и
начальную вихревую закрутку. Чаще всего турбинная камера выполняется в виде спирали и имеет
название спиральной камеры. На ГЭС с напором, превышающим 50-60 м, применяются стальные
спиральные камеры гидротурбины круглого сечения (см рисунок), охватывающие статор почти
полностью («полная спираль»). На ГЭС с меньшим напором Спиральные камеры изготовляются
из железобетона, угол охвата составляет около 225°, сечение имеет вид тавра. Спиральная камера
гидротурбины в отличие от других турбинных камер (например, открытых) позволяют вынести
значительную часть механизмов гидротурбины в сухое помещение, что улучшает условия
эксплуатации турбины.
Рис. 5.3. Статор турбины: 1, 2 - верхнее и нижнее кольца статора; 3 - колонны
Статор турбины (рис. 5.3) служит для передачи нагрузки от вращающихся частей агрегата,
осевого усилия воды и конструкций здания электростанции над спиралью на фундамент ГЭС.
Обычно статор выполняется в виде двух колец специальной формы, между которыми установлены
3
металлические колонны. Число колонн, их расположение и форма определяются условиями
необходимой прочности и обтекания
Рис. 5.4. Направляющий аппарат: 1 - регулирующее кольцо; 2, 5 - верхнее и нижнее кольца
направляющего аппарата; 3 - рычаги; 4 - серьги; 6 - лопатки
Направляющий аппарат служит для подвода воды к рабочему колесу, регулирования
расхода в соответствии с необходимой для генератора мощностью, закрытия доступа воды к
рабочему колесу турбины при ее остановке и создания определенного направления (закрутки)
потока. Конструкция направляющего аппарата (рис 5.4) состоит, в основном, из двух опорных
колец и подвижных лопаток обтекаемой формы, размещенных между этими кольцами. Лопатки с
помощью регулирующего кольца могут одновременно поворачиваться вокруг собственных осей
на определенный угол, образуя одинаковые просветы величиной а0, называемые открытием
направляющего аппарата. Число подвижных лопаток зависит от размеров турбины и колеблется от
12 до 32.
На рабочем колесе происходит непосредственное преобразование энергии движущейся
воды в механическую энергию вращения колеса. Для реактивных турбин характерны следующие
признаки:
1) рабочее колесо располагается полностью в воде. Поток воды отдает энергию
одновременно всем лопастям рабочего колеса;
2) перед рабочим колесом только часть энергии воды находится в кинетической форме.
Остальная же часть энергии - в потенциальной форме, соответствующей, в основном, разности
давлений до и после колеса.
Избыточное давление и разность уровней потока на входе и выходе из рабочего колеса
приводят к увеличению его относительной скорости и тем самым к созданию реактивного
давления потока на лопасти турбины. Изменение направления потока за счет кривизны лопастей
приводит к возникновению активного давления потока;
4
3) действие потока на лопасти рабочего колеса складывается из реактивного воздействия,
возникающего из-за увеличения относительной скорости, и активного давления, возникающего изза изменения направления потока.
Рассмотрим конструктивные особенности рабочих колес реактивных турбин различных
систем.
Для конструкции радиально-осевых турбин (РО) (рис. 5.5) характерно то, что вода при
входе на рабочее колесо движется в радиальной плоскости, а после рабочего колеса - в осевом
направлении. Рабочее колесо состоит из 9-21 лопастей сложной пространственной формы,
неподвижно соединенных с верхним и нижним ободами. Радиально-осевые турбины используются при напорах от 30 до 600 м .
Рис. 5.6. Рабочие колеса осевых турбин: а Радиально-освевой; б - пропеллерной; в - поворотнолопастной; г – двухперовой; д - диагональной турбины
Радиально-осевые турбины (РО) (за рубежом их называют турбинами Френсиса)
характерны тем, что вода при входе на рабочее колесо движется в радиальной плоскости, а после
рабочего колеса - в осевом направлении, и используются в довольно широком диапазоне напоров
от 30 - 40м до 500 - 550м. Такой большой диапазон обеспечивается конструктивными
изменениями рабочего колеса и всей турбинной установки.
Рабочее колесо радиально-осевой турбины состоит из ряда лопастей 2 сложной
пространственной формы, равномерно распределенных по окружностям ступицы 1 (верхний
обод) и нижнего обода 3 (рис. 8.6. а и 8.7.). Все три части объединены между собой и
представляют одну жесткую конструкцию. Число лопастей может колебаться от 9 для
низконапорных до 21 для высоконапорных турбин. (За диаметр рабочего колеса принимается
максимальный диаметр по входным кромкам лопастей D1).
Пропеллерные турбины (ПР). Рабочее колесо такой турбины располагается в камере ниже
направляющего аппарата. Поэтому между направляющим аппаратом и рабочим колесом
осуществляется нерабочий поворот потока. На лопасти рабочего колеса поток поступает только в
осевом направлении, из-за чего такие турбины называются осевыми.
Число лопастей зависит от напора и может колебаться от трех до восьми (растет с
увеличением напора). Лопасти закреплены на втулке под постоянным углом ф = -10°; -5°; 0°; +5°;
+10°; +15°; +20°, отсчитываемым от некоторого среднего положения (ф= 0)
Основным достоинством пропеллерных турбин является простота конструкции и
сравнительно высокий КПД. Однако турбины имеют существенный недостаток, заключающийся в
том, что с изменением нагрузки резко изменяется и КПД. Зона высоких значений КПД
наблюдается только в узком диапазоне изменения мощности. Этот недостаток существенно
снижает эффективность пропеллерных турбин при использовании их в системах с дефицитом
5
энергии. Однако это несущественно, если основным назначением ГЭС является работа в пиковой
части графика нагрузки, т.е. при малом числе часов использования установленной мощности ГЭС.
Иногда на крупных ГЭС пропеллерные турбины устанавливаются совместно с радиально-осевыми
или поворотно-лопастными, которые имеют более растянутый диапазон максимального значения
КПД.
Поворотно-лопастные турбины (ПЛ). По конструктивному выполнению поворотнолопастные турбины (за рубежом их называют турбины Каплана) отличаются от пропеллерных
только тем, что у них лопасти рабочего колеса в процессе работы могут поворачиваться вокруг
своих осей, перпендикулярных оси вала (рис. 5.6.,в).
Мощность, отдаваемая рабочим колесом такой турбины, и его КПД, при постоянном
напоре, зависят как от открытия лопаток направляющего аппарата, так и от угла поворота
лопастей по отношению к втулке. Изменяя угол установки лопастей при различных открытиях
направляющего аппарата, а, следовательно, при различной мощности, можно найти такое
положение лопастей, при котором КПД турбины будет иметь наибольшее значение.
Конструктивно поворотно-лопастные турбины выполняются таким образом, что лопасти рабочего
колеса на ходу турбины могут автоматически поворачиваться на некоторый (оптимальный) угол ф
(отсюда название поворотно-лопастные) одновременно с изменением открытия направляющего
аппарата. Такое двойное регулирование дает очень большие преимущества, так как обеспечивает
автоматическое поддержание высокого значения КПД в широком диапазоне изменения
мощности.
Поворотно-лопастные турбины используются в диапазоне напоров от 3 - 5 до 35 -45м. В
последнее время, стремясь использовать некоторые преимущества этих турбин перед радиальноосевыми предпринимаются успешные попытки применять их на напоры до 70 - 75м. Наиболее
мощная поворотно-лопастная турбина (178МВт) изготовлена в бывшем СССР и установлена на
ГЭС Джердан на Дунае.
Двухперовая турбина. Увеличение числа лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной
турбины по мере повышения используемого напора приводит к возрастанию относительного
диаметра втулки (dвт / D1) и последующему ухудшению энергетических качеств турбины. Для
смягчения этого недостатка применяются спаренные (двухперовые) рабочие лопасти, имеющие
общий фланец и общую цапфу, что позволяет повысить пропускаемый турбиной расход.
Двухперовые турбины не имеют широкого распространения.
Диагональные турбины (ПЛ - Д). Появление этих турбин обусловлено теми же причинами,
что и двухперовых, т.е. стремлением обеспечить возможность работы осевых турбин двойного
регулирования в области напоров, используемых радиально-осевыми турбинами.
Отличие диагональных турбин от поворотно-лопастных заключается в конструкции
рабочего колеса, которая представляет собой конусообразную втулку с расположенными на ней
под некоторым углом к оси вращения колеса лопастями (число их доходит до 14), могущими
поворачиваться вокруг своих осей (рис. 5.6.д). При этом втулка рабочего колеса, несмотря на свои
относительно большие размеры по сравнению с втулкой у поворотно-лопастных турбин не
создает стеснения потока. Благодаря этому за рабочим колесом нет участка с резким расширением
сечения, как в осевых турбинах, что в сочетании с другими особенностями диагональных турбин
обеспечило им более высокие энергетические и кавитационные качества. Максимальное значение
КПД диагональной турбины на 1,5 - 2,5% выше, чем осевой. Вместе с тем они сложнее по
конструкции, чем осевые и радиально-осевые.
Диагональные турбины не имеют широкого распространения в России, они установлены
лишь на Бухтарминской и Зейской ГЭС мощностью 75 и 200МВт, соответственно. Однако, как
показывают исследования, они могут оказаться весьма эффективными в диапазоне напоров от 35 40м до 150 - 200м и особенно при больших колебаниях нагрузки.
Отсасывающая труба предназначена для отвода воды из рабочего колеса турбины в нижний
бьеф, а также для повышения КПД гидротурбины за счет более полного использования энергии
водного потока. Для турбин кинетическая энергия потока за рабочим колесом составляет от 1,5 до
50 % ее входной величины. При отсутствии отсасывающей трубы эта энергия теряется и общий
КПД турбины, особенно быстроходной, мал.
6
7