Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Вводная
Вопрос трудоустройства молодых специалистов является крайне актуальным и связан с фактической возможностью или невозможностью реализации права на труд. Рынок труда молодых специалистов представляет собой особый социально-демографический сегмент российской экономики, который подчиняется собственным закономерностям. Трудности, которые встречают на пути к трудоустройству выпускники, обусловлены их неустойчивостью, отсутствием практических навыков, производственного стажа и опыта работы, а как вывод, относительно низким профессиональным статусом. «Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска».
Алгоритм трудоустройства молодых специалистов носит многопроблемный характер. Региональная принадлежность является одной из таких проблем: молодёжи из провинции трудоустроиться сложнее ввиду отсутствия собственного жилья в городском секторе. «И городской, и сельской молодежи приходится в процессе трудоустройства преодолевать «конфликт» между накопленным теоретическим потенциалом и практическими производственными требованиями, а также мотивационный «конфликт»: девальвация трудовых ценностей ослабляет стремление молодых людей трудиться на благо общества, а не исключительно ради собственного блага». Нежелание работодателя брать молодых специалистов без опыта работы обусловлено затратой временных и финансовых ресурсов на их обучение, в чём работодатель не заинтересован.
«В справочной литературе «молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 %»». Нижние возрастные рамки – 14-16 лет, охватывают школьные годы, в связи, с чем нас интересует послевузовская молодёжь, молодёжь, обучающаяся на старших курсах вузов, и возраст исследуемой нами молодёжи будет варьироваться от 23-28 лет.
Молодёжь – социальная категория, отличающаяся возрастными характеристиками, социальным статусом и положением в обществе, которая, к сожалению, часто выпадает из поля зрения работодателей на рынке труда и становится не конкурентоспособной.
Выпускники с высшим профессиональным образованием, ровно, как и молодые люди без него, имеют одинаковые риски быть нетрудоустроенным. Здесь мы сталкиваемся с основными проблемами: высокая конкуренция рабочей силы среди соискателей, несоответствие профиля желаемой вакансии, наименьшая заработная плата заработная плата по отношению к более старшим коллегам. «Большинство молодых людей 17-19 лет последнюю зарплату на основной работе получили в размере 10-15 тыс. рублей (21 %) и 15-20 тыс. рублей (21 %), в то время как в возрасте 20-22 лет большинство респондентов заработали за последний месяц 15-20 тыс. рублей (18 %). В более старшем возрасте преобладает группа работников с зарплатой 25-30 тыс. рублей».
Выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, как показывают опросы работодателей, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности».
По результатам исследования, проведённого Третьяковой О.В, Попоковой А.А. и Калининой А.В. работодатели утверждают, что выпускникам вузов при устройстве на работу не хватает навыков делового общения, знаний по ведению документооборота, самодисциплинирования и самоорганизации, что будет препятствовать ведению должностных обязанностей. Однако, работодатели отмечают и некоторые плюсы молодых потенциальных кадров – способность к обучению, высокая мобильность, свежий ум, профессиональные знания.
Выпускник, достигнув заветной цели, и получив столь желанный диплом о высшем образовании, обретает новую цель – найти работу, удовлетворяющую морально и материально. И тут же сталкивается с рядом трудностей: квалификация/профиль не отвечает потребностям рынка труда, высокая конкуренция рабочей силы среди соискателей, что сподвигает изучать карьерные стратегии и планировать своё будущее ещё со школьной скамьи. Но поскольку мало кто забегает на много лет вперед, планируя и прогнозируя своё трудовое будущее, мы имеет то, что имеем – молодой специалист не может найти работу – куда хочет, не берут, а куда берут – не хочет. Поэтому очень важным моментом является разработка индивидуальной карьерной стратегии, профессионального ориентирования ещё на довузовском этапе.
Потенциальный работодатель желает видеть в качестве своего сотрудника специалиста не только молодого, перспективного и с дипломом на руках, но ещё и с приличным опытом работы, которого у только выпустившихся ребят нет. Как пишет Боткова В.К в своём исследовании, трудности профессионального становления связаны в первую очередь с высокой конкуренцией на рынке труда и с нехваткой трудового стажа.
Мир меняется, и время не стоит на месте, система ценностей и приоритетов претерпевает трансформацию, карьера, самореализация, высокий заработок становятся главенствующими на сегодняшний день. Профессиональный успех и достижение целей зависит от грамотно сформулированных карьерных стратегий, в отсутствии которых будущее становится неясным, размытым, что кидает судьбу на волю обстоятельств.
Кто из нас, так или иначе, не сталкивался с проблемой трудоустройства после окончания училища, техникума, вуза или колледжа? В наши дни вопрос стоит трудоустройства выпускников стоит остро. Первичный опыт трудовой практики по плановому распределению, который активно применялся в советские годы, сводил к минимуму сложности выхода на рынок труда молодых специалистов. Сегодняшней молодежи после окончания учебных заведений, действительно приходится приложить немало усилий, чтобы трудоустроиться. Мониторинг вакансий от потенциальных работодателей показывает, что в качестве своих сотрудников они хотят видеть: молодых (до 30 лет), коммуникабельных, стрессоустойчивых кадров, с опытом работы от 5 лет, и с минимальными требованиями по зарплате. На молодёжном рынке труда складывается тупиковая ситуация - чтобы устроиться на работу нужен опыт, а чтобы набраться опыта необходимо устроиться на работу.
Центр Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома «Superjob» провёл опрос, который показал, что в целом только 50% выпускников российских вузов работают по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Некоторые из них стремятся получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности.
Проблема трудоустройства молодежи очень остра и актуальна, ибо именно она будет формировать ситуацию на рынке труда в будущем, это своего рода фундамент, который требует тщательного изучения, требует принятия мер, направленных на урегулировании ситуации. Молодые специалисты нуждаются в установлении дополнительных гарантий реализации права на труд.
Многие российские исследователи изучали проблему трудоустройства молодёжи, молодых специалистов, а именно: Н. В. Рехтина и Г. А. Краснова изучали проблему трудоустройства молодых специалистов в России, проводили социологические исследования на данную тему. Современное состояние рынка труда молодёжи в России исследовала Ромашева Л.О. - российский социолог, специалист в области социологии экономики, социологии молодежи. Тему безработицы выпускников вузов в своих научных статьях освещала Волонина Н. А. Исследование проблем занятости и безработицы молодёжи на региональном рынке проводили: Ванкевич Е. В., Зайцева О.В., Коробова Е.Н. Манокин Н.А. (кандидат культурологии) изучал роль социальных связей при трудоустройстве. Поиск работы молодыми специалистами: проблемы их решения осветили в своих научных трудах Медведева И.В., Баркова В.В. Магера И.В. В журнале Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы эксперты уделяют внимание проблемам молодёжной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.
«В современной науке изучению процессов стратегического и тактического карьерного планирования посвящено много исследований, так как успешная карьерная деятельность - базовая потребность современного человека, а способность её формировать - жизненно необходимый навык. В социологии понятие «карьера» рассматривают: З. А. Авдошина, Е. Б. Биликтуева, Е. Б. Задорожникова, А. С. Мельник, Э. В. Каграмян, А. И. Кравченко, Е. В. Ковалевская, Е. В. Охотский, Г. А. Чередниченко и другие». Специфику карьерных ориентаций молодёжи исследовала Терновская О.П. Практика трудоустройства выпускников в рамках целевых программ существует, и, на мой взгляд, необходимо на законодательном уровне проработать этот вопрос. Как говорится: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Такое решение, безусловно, имеет и минусы (не выбираешь место работы – работа выбирает тебя, удалённость от постоянного места жительства, не высокая з/п) и плюсы (гарантированное рабочее место, опыт, новые знакомства, перспектива карьерного роста и т.д.), но, на мой взгляд, плюсов всё же больше. Тенденция молодёжи (и не только) ехать на постоянное место жительства поближе к столице оборачивается неравномерным народонаселением территорий. В то время, когда в Москве переизбыток рабочей силы, в регионах, особенно в отдалённых – нехватка трудовых ресурсов. Принятие закона «О первом рабочем месте» позволит урегулировать проблему равномерного распределения трудовых и человеческих ресурсов.