Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Трудности восприятия шрифтовой и изобразительной наглядности младшими школьниками с нарушением зрения

  • 👀 443 просмотра
  • 📌 412 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Трудности восприятия шрифтовой и изобразительной наглядности младшими школьниками с нарушением зрения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Трудности восприятия шрифтовой и изобразительной наглядности младшими школьниками с нарушением зрения» docx
Лекция 8 (практическая) Лекция 8. Трудности восприятия шрифтовой и изобразительной наглядности младшими школьниками с нарушением зрения  Потемкина А.В. Восприятие шрифтовой наглядности слабовидящими младшими школьниками. //Инклюзия и особый ребенок: система ценностей. Материалы ХХ международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». – СПб., изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013 – с. 261- 265   Печатный шрифт является одним из видов изобразительной наглядности и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Шрифт широко используется в учебниках, художественной и научной литературе, в схемах, таблицах, плакатах. Разнообразные виды работы с текстами способствуют развитию умственной деятельности, формированию конкретных представлений  обогащению чувственного опыта. Посредством оптимального использования изобразительной шрифтовой наглядности осуществляется коррекция зрительных функций: совершенствуется прослеживающая способность глаза, цветоразличение, формируются приемы зрительного восприятия.   Поэтому педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, необходимо использовать шрифтовую наглядность с учетом зрительных возможностей данной категории детей. Как известно, слабовидение сопровождается не только понижением остроты зрения, но и клиническими формами нарушения зрения. В этом состоит причина индивидуального восприятия текстов печатных изданий детьми со зрительной депривацией. Отсюда возникает проблема индивидуального подхода к подбору шрифтовой наглядности для слабовидящих детей. Психологи утверждают, что человеческий глаз воспринимает не отдельные буквы, а группы букв или слов. Это свойство глаза охватывать группы букв, их форму, а также определенную длину строк, является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение. Поэтому, помимо рисунка шрифта, не менее важно выбрать его размер, расстояние между буквами, строчками, длину строк и расположение текста на листе. Одним из важнейших параметров шрифта является его размер, или кегль. Кегль – это высота шрифта, учитывающая высоту буквы и заплечики, измеряемая в пунктах (1 пункт = 0,376 мм). Заплечики – это наследие металлических литер и традиционного кассового набора. Они представляют собой части литер, которые располагаются выше и ниже выносных элементов букв для того, чтобы обеспечить минимальный пробел между строчками.   Рисунок 1. Для того, чтобы вычислить высоту прописных букв шрифта, необходимо выполнить следующие подсчеты.  Например, высота прописной буквы 16 кегля равна 6 мм (16 х 0, 376 мм = 6, 016 мм). К шрифтам, используемым в учебниках, предъявляются особые требования, одним из которых является удобочитаемость. Удобочитаемость оказывает на восприятие шрифтовой наглядности непосредственное влияние. Она зависит от следующих компонентов: Начертание букв. Шрифт по рисунку должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных элементов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутри буквенными просветами. Курсив затрудняет чтение. Шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Размер букв. Крупные буквы читаются лучше. Длина строки. Узкие колонки воспринимаются лучше широких. Контрастность букв. Четкий контраст читается лучше. Расстояние между строками должно соответствовать размеру от 1 до 2 кеглей. Цветовое решение фона и текста. К хорошим сочетаниям относится: черные буквы на белом фоне;      черные буквы на желтом фоне;      синие буквы на белом фоне;                                                                   зеленые буквы на белом фоне.       К удовлетворительным сочетаниям относятся:                                                                   красные буквы на белом фоне;                                                                   красные буквы на желтом фоне;                                                                   белые буквы на черном фоне.       К плохим сочетаниям относятся:                                                                   зеленые буквы на красном фоне;                                                                   оранжевые буквы на черном фоне;                                                                   оранжевые буквы на белом фоне. Первые исследования в области восприятия слабовидящими печатных шрифтов были проведены Ю.Д. Жаринцевой в 1933 году. Целью стало выявление возможности прочтения слабовидящими детьми букваря, предназначенного для учащихся массовой школы. Результаты исследования показали, что многие слабовидящие школьники читают на очень близком расстоянии. Исследование распознаваемости слабовидящими наиболее распространенных шрифтов было проведено В.И. Зыковой в 1937-1939 г. г. Ею исследовались шесть наиболее распространенных русских типографских шрифтов различных размеров, буквы которых воспринимались с наибольшей скоростью и наименьшей ошибочностью. В результате экспериментов было установлено, что лучшими шрифтами для восприятия слабовидящими оказались «зацессион» (разновидность брускового шрифта) и «латинский полужирный». Учебники для слабовидящих учащихся начальных классов было решено печатать латинским полужирным шрифтом. Величина строчных букв 3 мм, высота больших букв – 6 мм. Расстояние между буквами 1/3 ширины средних букв (например, н,и,п). Расстояние между словами 6 мм, между строками – 6 мм. В современных условиях обучения большими возможностями обладает компьютер. Поэтому для изучения использования оптимального шрифта в процессе чтения слабовидящими младшими школьниками нами были задействованы 20 компьютерных шрифтов различных рисунков и размеров. Каждому шрифту соответствовал свой текст. Критериями оценки стали: время чтения текста, расстояние текста от глаз, самостоятельность прочтения всего текста. По результатам исследования были получены следующие данные. Латинские шрифты. 1. В соответствие с критериями оценки наиболее высокие показатели выявлены при чтении текстов, выполненных латинским шрифтом Times New Roman 20, 24 и 18 кеглей. 2. Наиболее низкие показатели получены при чтении того же шрифта, но 14 и 16 кегля. 3. Учащиеся испытывали значительные трудности при прочтении текста, выполненного курсивом, а также прямым шрифтом с подчеркиванием (шрифт Times New Roman, 16 кегль). Брусковые шрифты. 1. Также высокие показатели выявлены при чтении текстов, выполненных брусковым шрифтом 16 кегля (шрифты Arial Black, Century Gothic, Lucida Console, Impact).  Наилучшие результаты были показаны при прочтении текстов, написанных широкими буквами. 2. Наиболее низкие показатели получены при чтении шрифта Impact, выполненного 14 и 18 кеглем (жирные шрифты). 3. Наибольшие трудности у слабовидящих младших школьников проявились при прочтении текстов, выполненных курсивом (шрифты Impact и Lucida Console, 16 кегль), а также прямым шрифтом с подчеркиванием (шрифт Impact, 16 кегль). Проведенная работа показала индивидуальный характер восприятия шрифтовой наглядности слабовидящими младшими школьниками, что подтверждает необходимость учета их зрительных возможностей. Более комфортно учащиеся воспринимают шрифты, не содержащие дополнительных элементов (засечки, разная толщина элементов буквы).  К ним относятся брусковые шрифты. Латинские же шрифты, имеющие в основе своей засечки, хорошо прочитываются только с увеличением номера кегля. Кроме того, значительным препятствие является использование курсива и подчеркивания слов и предложений. Подобные элементы создают дополнительно зашумленный фон, нагрузку на глаза, что приводит к увеличению времени восприятия, трудностям прочтения и понимания текстов, снижению познавательной активности детей.   Тупоногов Б.К. Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект// ж.«Дефектология», №5. – Москва, Институт коррекционной педагогики РАО1998 - стр. 58-62. «Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека». Л.С. Выготский Специальная школа для слепых и слабовидящих детей, классы компенсирующего обучения, УВК для детей с нарушением зрения в условиях перестройки и реформирования всего общеобразовательного процесса признаны решать ряд специфических проблем по совершенствованию коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития детей, вызванных потерей или нарушением зрения. Современная общая и коррекционная педагогика в центр внимания ставит не условного «среднего» ученика, а личность ребенка со всем многообразием ее свойств и качеств, с учетом особенностей развития и познавательной деятельности учащихся. Только такой центризм позволит эффективно решать задачу всего процесса, образования: всестороннего, гармоничного развития личности школьника. Чтобы, эффективно организовать и целенаправленно провести коррекционно-педагогическую работу, тифлопедагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого школьника, диагноз заболевания и вытекающие из этих данных эргономические и гигиенические рекомендации. Если ребенок неполностью слепой, то учитель обязан знать его зрительные возможности. Только такой квалифицированный подход поможет правильно и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке. Индивидуальная и дифференцированная работа со слепыми и слабовидящими учащимися невозможна без учета их зрительных и тактильных возможностей; и что задача сегодняшнего дня состоит не только в сохранении неполноценного зрения школьников, но и в его развитии. Необходимо научить ребенка правильно использовать сохранные функции зрительного анализатора, компенсирующие возможности других сенсорных систем, определить пути совершенствования этой деятельности п ходе учебно-воспитательного процесса. В школьную практику уже давно вошло требование иметь постоянно под рукой офтальмологические и другие гигиенические рекомендации для оперативного контроля и управления ходом учебного процесса, со стороны тифлопедагога, для качественной реализации на уроке требований специальной педагогики. Однако в большинстве школ (специальные классы, УВК), для слепых и слабовидящих в этих рекомендациях не содержатся все необходимые сведения об учащихся, которые требуются учителю для проведения эффективной коррекционно-педагогической работы на уроке. На каждого ученика составляется подборка данных со следующими показателями: 1) диагноз заболевания органа зрения; 2) возраст ребенка, в котором утрачено или нарушено зрение; 3) нарушенные зрительные функции; 4) педагогическая коррекция; 5) рекомендованные приборы, улучшающие зрение; 6) номер парты (рабочего стола), се место в классе (в кабинете); 7) режим зрительной и тактильной работы; 8) режим физических нагрузок; 9) сроки лечения, время повторной явки к врачу. Обычно перечисленные данные оформляются в виде таблицы, которая заполняется и вклеивается в классный журнал, перечисленные показатели входят в название граф данной таблицы. В графе «Диагноз заболевания органа зрения» указываются все сведения, связанные с патологией зрительного анализатора. Кроме того, сюда вносятся данные о сопутствующих заболеваниях и сочетанных дефектах. Надо отметить, что работоспособность органа зрения определяется не только его заболеванием, но и общим состоянием ребенка, а именно наличием других дефектов в его органах и функциональных системах, ослаблением организма в результате перенесенных заболеваний. Очень часто отмечаются случаи сочетанных дефектов у слепых и слабовидящих школьников, т.е. наряду с нарушениями органа зрения констатируются отклонения в развитии слуха, интеллекта, опорно-двигательной системы и др. Все эти сведения помогут учителю организовать индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, определить время и порядок смены видов деятельности на уроке, создать эргономически правильные условия для учебно-познавательной деятельности ребенка и тем самым повысить эффективность работоспособности школьников. Педагог специальной школы обязан знать время и возраст потери или частичной утраты зрения ребенком. Эти данные необходимы для правильного формирования предметно-образного мышления слепых и слабовидящих учащихся. Если, например, ребенок потерял зрение в возрасте 5-6 лет, то у него в определенной степени сформировался и сохраняется надолго (иногда пожизненно) солидный запас зрительных образов, на который может опереться тифлопедагог в учебной работе и соответственно строить методику преподавания и индивидуальный подход к ребенку. Если же зрение школьник потерял в возрасте 1-2 лет, то мы не вправе рассчитывать на сохранный арсенал зрительной памяти. В большинстве специальных школ в форму офтальмологических рекомендаций вносят лишь данные по одной ведущей зрительной функции – остроте центрального зрения и, притом, на лучше видящий глаз. Действительно, этот показатель один из важнейших, но учитель должен знать остроту зрения отдельно и на левый, и на правый глаз. Но, кроме этого, при оценке зрительных возможностей школьника необходимо учитывать его поле зрения, периферическое зрение, цветоощущение, световую чувствительность, бинокулярность, глубинное зрение, состояние прослеживающих функций глаза и т.д. Только учет всего комплекса функциональных нарушений даст возможность учителю объективно оценить зрительный потенциал частично видящих и слабовидящих учащихся, особенности их восприятия объектов и процессов. В большинстве случаев учителя при разработке наглядного и раздаточного дидактического материала опираются на данные об остроте зрения учащихся, и усилия педагогов в основном направлены на увеличение изображений, текстового материала, на снятие второстепенных нагрузок в изображениях, на внесение цветоконтрастных характеристик. Но если у ученика сужено поле зрения, притом значительно (вплоть до трубчатого), то все усилия педагогов по созданию подобного оригинального пособия сводятся на нет. Такому ученику не требуется значительное увеличение изображений, более того, оно мешает при обследовании и изучении изображенного объекта или процесса. Желательно дозированное изображение изучаемого материала уложить в ограниченные рамки поля зрения и правильно организовать методику обследования (поэтапно и последовательно, с выходом на целостность восприятия). При сильно суженном поле зрения у слабовидящих школьников затруднены процессы овладения техникой чтения, они, как правило, отстают в приобретении навыков быстрого чтения, так как не видят полностью строку. Если у ученика анизометропия (неодинаковая рефракция обоих глаз), то хуже видящий глаз не упражняется в, работе и со временем может перестать функционировать вследствие бездействия. Со стороны учителя необходим контроль, распределение зрительной нагрузки, подбор упражнений для амблиопичного глаза, разработка методических приемов коррекции, на период окклюзии. Зная остроту зрения школьников, учителя не всегда представляют себе пороговые величины их зрительной чувствительности, что сказывается на величине изображений, отдельных деталей иллюстративно-графических; пособий и, соответственно, на различительных возможностях частично видящих и слабовидящих учащихся. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П.Жохов и др.): при остроте зрения 0,01 – 0,03 – 15 мм; при остроте зрения 0,04 – 0,08 – 5 мм; при остроте зрения 0,09 – 0,2 – 3 мм. При дефектном зрении у учащихся очень часто отмечаются нарушения в световосприятии. По данным Л.П. Григорьевой (1983 г.), у 26% слабовидящих отмечается глубокая патология цветного зрения, у 30% (преимущественно у мальчиков) – патология цветоразличения, у 44% сохранена способность воспринимать и различать цвета, но снижена чувствительность к основным цветам – синему, зеленому, красному. В графе «Педагогическая коррекция» тифлопедагого записывает данные своих наблюдений по педагогической коррекции, исходя из клинической картины состояния органа зрения ребенка и различных структурно- функциональных нарушений в его организме. В случае нарушения цветоразличения педагог обращает внимание на на обязательное контрасное изображение объектов и процессов в раздаточном дидактическом материале, особенно на контрастную деталировку сигнальных признаков объектов, их органов и особенностей строения. Для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60-100%) при цветонасыщенности от 0,7 до 1,0. Проблемы цветоразличения очень важны и для слепых учащихся. Исследованиями доказано, что с помощью осязания можно различать цвета: природа этого феномена не выявлена. Во всяком случае слепые школьники значительно легче ориентируются в окрашенных рельефных пособиях (карты, рисунки, схемы), и эту способность можно усиливать с помощью целенаправленной коррекционной работы (В.Д. Мизрахи, Харьковская школа для слепых детей). Для лучшего цветоразличения и ориентировки в изобразительных пособиях используется цветорельефная унификация, которая позволяет обозначать строго определенным цветом и рельефом существенные признаки изучаемых объектов и процессов. Такую модификацию в большинстве случаев может сделать сам тифлопедагог. Аномалии цветоразличений зависят от характера заболеваний, особенно это сказывается при атрофии зрительного нерва и поражениях сетчатки глаза (А.И. Каплан, В.А. Феоктистова). Если у ученика затруднена фиксация взгляда, то он обязательно должен пользоваться при письме и чтении коррекционной следящей линейкой. В случае, если слепой ученик плохо читает рельефный текст грифелем, не вынимая лист бумаги из брайлевского прибора, то в графу заносится соответствующая запись, которая нацеливает педагога на разработку соответствующих упражнений для формирования необходимого навыка чтения у ученика и его контрольных функций в этом направлении. Такая коррекционная работа способствует развитию скорости и технике письма и чтения по Брайлю. В графе «Офтальмологические рекомендации» должны быть указана приемы и способы коррекции, отражена динамика отработки необходимых приемов, умений и навыков у ученика, направленных на дальнейшее развитие коррекционно-компенсаторного процесса. Далее указываются приборы оптической коррекции, рекомендованные врачом-офтальмологом.Вносятся данный о правилах пользования оптичекой аппаратурой. Указываеься тип очков (для постоянного ношения, для дали, очки пользования для близи, очки, рекомендованные для занятий физкультуруй и трудом (защитные очки или обысные оптические), телескопические очки). Если ученику показано использование лупы, то также указывается тип лупы (ручная, предметная, накладная, штативная, стационарная, стереоскопическая) и обязательно ее кратность. В этой же графе запиваются названия тех тифлоприборов, которые помогают детям с нарушением зрения в учебно-познавательном процессе («Фотофон», для определения аналитических показателей процессов и объектов, «Фоноскоп» для ориентировки в пространстве, «Луч-С» для просмотра схем, диаграмм, прибор «Книга» для увеличения текста, телевизионная приставка, фонофильмы и др.) Если указываются средства подсвечивания, то необходимо отмечать и уровень освещенности. Обычно на поверхности стола слабовидящего ученика освещенность должна составлять 50 лк, при проведении лабораторного практикума – 1000 – 1500 лк. За каждым учеником в классе (в кабинете) закрепляется строго определенное место. Это распределение основывается на показателях зрительной патологии и зависит от расположения рабочего места школьника по отношению к источнику света. Многие частично видящие и слабовидящие дети, с дефектами радужной оболочки и некоторыми видами атрофии зрительного нерва являются фотофобами, т.е. испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного или электрического света на поверхность рабочего места. Таким детям для работы необходим рассеянный свет и невысокая освещённость (250лк), поэтому для них подбирается парта или рабочий стол вдали от окна или источника электрического света. Режим зрительной работы ученика определяется школьным врачом-офтальмологом, что указывается в предложенной форме для должного контроля со стороны учителя (воспитателя). Использование неполноценного зрения должно регулироваться в двух аспектах: продолжительность и отдых. Для слабовидящих школьников зрительная нагрузка на уроке не должна составлять более 15-20 минут без перерыва. Отдых между периодами работы должен составлять не менее 5 мин. Если учебная работа связана с подсчетом мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разноудаленных объектов, то учитель может сократить рекомендованное рабочее время. Режим тактильной нагрузки для слепых учащихся определяет сам тифлопедагог, наблюдая за работой школьников с брайлевским текстом, рельефно-графическими пособиями. Этот режим зависит от овладения учениками умениями и навыками письма и чтения по системе Брайля. Технические показатели во многом определяют темповые нагрузки на уроке и продолжительность упражнений по письму и чтению; особенно это касается таких предметов, как русский (родной) язык и математика. Продолжительность осязательного восприятия текста и рельефных пособий во многом зависит от развития тактильной чувствительности, от деятельности тангорецепторов. Время непрерывного письма и чтения не должно быть более 10 мин. Тифлопедагогу следует учитывать, что слепой ученик, для того, чтобы нанести одну точку (прокол) при письме по Брайлю, затрачивает усилие от 400 до 1200 г (в зависимости от плотности бумаги, конфигурации и остроты грифеля. Ученическое сочинение, выполненное по системе Брайля, на 5 листах требует от ученика усилий порядка 3,5 т. В связи с этим при проведении большого объема письменных работ на уроке необходимо предусматривать чередование письменных и устных упражнений, введение тактильных, суставно-мышечных гимнастик. Большую помощь в развитии тактильной чувствительности и в овладении техникой письма и чтения оказывают проводимые в специальных школах брайлевские конкурсы. Для тифлопедагога очень важно иметь данные о физических нагрузках для учащихся. Под особый контроль берутся школьники, страдающие глаукомой, и в первую очередь те, у кого диагностирована такая ее разновидность, как гидрофтальм. Учащихся с таким заболеванием всегда легко отличить: у них сильно увеличены размеры глазного яблока («бычий глаз»), и если эти учащиеся не будут соблюдать режим физических нагрузок, то это может привести к резкому повышению внутриглазного давления, характерному изменению в тканях глаза и даже к разрыву склеры. Ограничение физических нагрузок необходимо также тем учащимся, у которых зафиксированы такие патологические состояния органа зрения, как микрофтальм, отслойка сетчатки, некоторые виды атрофии зрительного нерва и заболевания хрусталика. Всем этим ученикам запрещается подъем тяжестей, резкие наклоны головы и туловища. Особенно это следует учитывать на уроках труда и физкультуры. Данные о сроках лечения, о времени визита к врачу учителю надо знать для контроля. В ряде случаев учеников следует отпускать с уроков для профилактического лечения. Иногда дети забывают о времени и о необходимости появления у врача, и учитель обязан им это напомнить и проследить выполнение требований офтальмолога. Знание характера и сроков профилактического лечения ребенка позволяет учителя и воспитателю определить для него специфику учебной работы на данный период. Так, например, после закапывания ребенку в глаз препарата белладонны, он не в состоянии выполнять зрительную работу. На этот период ему следует подобрать смысловые задания, прослушивание учебных фономатериалов на уроке или самоподготовке. Таким образом, знание и учет офтальмогигиенических рекомендаций помогут тифлопедагогу грамотно и целенаправленно построить учебную деятельность школьника, организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом принципа индивидуального и дифференцированного подхода к ученику со зрительной депривацией.     Литература 1. Григорьева А.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. М.: Педагогика, 1983. 2. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И.. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М.: ВОС, 1989. 3. Каплан А.И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей. М.: Просвещение, 1965.     Требование к наглядному и печатному материалу.   Тоннельное поле зрения – не большой объект для рассматривания, изображение настолько мелкое, насколько позволяет острота зрения. Давать время на рассматривание. Картинки не должны быть основным источником информации. В некоторых случаях при очень ограниченном поле зрения может сохраняться высокая (вплоть до 1) острота зрения. В целом, потеря периферического зрения (с нормальной или пониженной остротой зрения) является наиболее стрессовым и утомительным нарушением зрения. Характерны необычные движения или позы головы, способствующие сканированию. Использование телескопических приборов весьма ограничено из-за сужения полей зрения. При рассматривании с доски ученика размещать на максимальном расстоянии. При разговоре с человеком, у которого тоннельное зрение старайтесь стоять на значительном, комфортном для человека расстоянии так концентрация внимания на объекте, расположенном слишком близко может вызвать дискомфортные ощущения, головокружение и тошноту.   Центральная скотома – изображение должно быть крупным ярким и контрастным, не нагроможденным. При чтении используется рельефно-точечный шрифт Л. Брайля. Зрительная работа вблизи (как например, чтение и письмо) вызывает затруднения. В целом, могут хорошо передвигаться, используя периферическое зрение. Увеличение обычно помогает. Возможны особые нужды в отношении освещения, включая потребность к более яркому освещению и направленному свету при выполнении зрительной работы вблизи. Поощряйте использование оптических приборов в классе.   Снижение остроты зрения - Позволять ученику не только приближаться или приближать объект для выполнения работы вблизи, но и облегчить решение задач, связанных со смотрением вдаль, посадив ученика как можно ближе к доске и т.п.: Продумайте, как посадить ученика в зависимости от расположения окон и верхнего освещения в классе. Использование «чёрной рамочки» для чтения может оказаться полезным. Использовать линованную бумагу, жирные ручки или фломастеры. Избегать ксерокопий и печатных материалов плохого качества.   Выпадение квадранта поля зрения (гемианопсия, периферические скотомы) - Обучите техникам сканирования, используя зрение с лучше видящей стороны. Стоит рассмотреть вопрос об обучении передвижению с использованием призматических линз. Выпадение правого квадранта поля зрения может затруднить чтение, поскольку препятствует естественным сканирующим движениям глаз (следованию за неподвижным объектом), используемым при чтении слева направо. Рисунки для рассматривания подбираются индивидуально (в зависимости от сужения поля зрения и остроты зрения), изображение не зашумленное, контрастное.   Рассеянные скотомы - Для оптимального использования остаточного зрения используется эксцентрический взгляд. Оптические приборы могут быть или не быть полезными в зависимости от расположения и обширности скотом. Возможно изменение расположения скотом изо дня в день, (например, если они являются результатом гифем (кровоизлияний в переднюю камеру глаза). В зависимости от расположения и величины скотом, вызываемые ими сложности, будут того же характера, что и при нарушении центрального или периферического зрения. Ученику может быть трудней адаптироваться к разрозненным скотомам, чем к потере центрального или периферического зрения, поскольку труднее определить, где располагается участок наилучшего и оптимального для функционального использования остаточного зрения. Шрифт для чтения должен быть крупным и контрастным. Рисунки крупные, яркие, контрастные, не зашумлённые.   Размещение в классе учеников с различными нарушениями зрения Поддержанию зрительной работоспособности, профилактике зрительного утомления способствует и правильное рассаживание детей при фронтальных формах работы, например, задание на списывание с доски. Важно учитывать нарушение зрения ученика. Если тоннельное сужение полей зрения: располагать максимально от доски в классе (при условии достаточной остроты зрения). При на рушении остроты зрения ученика располагать на максимально близком расстоянии от доски. При выпадении квадранта поля зрения – располагать на боковых рядах лучше видящим глазом к доске (Если скотома слева, ученика разместить на левом ряду, это касается и наличии у ребенка окклюзии на одном из глаз). При амблиопии детей рассаживают так, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом ребенка с окклюзией. С центральной скотомой – любой ряд, за исключением центрального. Также следует учитывать наличие светобоязни. Ученика со светобоязнью следует сажать на дальний ряд от окна.
«Трудности восприятия шрифтовой и изобразительной наглядности младшими школьниками с нарушением зрения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot