Требования к структуре бизнес-плана
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Требования к структуре бизнес-плана
Характеристика
Описание характеристики (требования)
1. Количество разделов
Должно быть таким, сколько необходимо и достаточно для достижения целей и задач бизнес-плана, раскрытия специфики той отрасли и сферы бизнеса, которым он посвящен
2. Ключевые
разделы
В любом бизнес-плане так или иначе должны быть представлены ключевые вопросы, раскрывающие: цели бизнес-плана и его бизнес-идею; анализ рынка; продукты и услуги; операционную деятельность компании; маркетинг; финансы и риски
3. Четкость
структуры
Лаконичная и ясная структура разделов должна помочь читающему в условиях дефицита времени быстро сориентироваться и легко найти интересующую его информацию
4. Логичность структуры
Определенная последовательность согласованных между собой разделов должна раскрывать основную концепцию и логику бизнес-плана
Примерное оглавление бизнес-плана
1. Резюме/Краткое содержание
2. Описание бизнеса
2.1. Общее описание компании
2.2. Анализ отрасли
2.3. Цели компании
3. Продукты и услуги
4. Анализ рынка
4.1. Общее описание рынка
4.2. Определение спроса на продукты (услуги)
4.3. Анализ конкурентов
5. План маркетинга
5.1. План продаж
5.2. Стратегия маркетинга
6. План производства
6.1. Описание месторасположения
6.2. Производственный процесс и его обеспечение
6.3. Инвестиционные затраты
6.4. Производственные затрат
6.5. Операционные конкурентные преимущества
7. Организационный план
7.1. Организационная структура управления
7.2. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы
7.3. Кадровая политики и развитие персонала
7.4. Календарный план работ по реализации проекта
8. Финансовый план
8.1. Базовые предположения
8.2. План прибылей и убытков
8.3. План денежных потоков
8.4. Прогнозный баланс
8.5. Инвестиционные план и финансирование проекта
1. Анализ и оценка риска
9.1. Виды рисков
9.2. Анализ рисков
10. Приложение
Структура резюме
Ключевые вопросы
Комментарии
1.
Наименование проекта
2.
Инициатор проекта
Краткие сведения об инициаторе проекта: организационно-правовая форма предприятия; юридический и фактический адрес; контактные линии: телефон/факс, е-таН и др.
3.
Местонахождение проекта:
4.
Организационно-правовая форма реализации проекта
5.
Сущность проекта
5.1. Цели
5.2. Пути их достижения
5.3. Бизнес-идея
5.4. Тип проекта
Указываются:
• основные цели проекта (объем производства и реализации продукции/услуг);
• планируемая доля рынка сбыта и пути достижения прибыли;
• описание бизнес-идеи;
• тип проекта
6.
Результаты проекта
Приводятся основные показатели проекта:
• объем производства и реализации продукции;
• планируемая доля рынка сбыта;
• выручка от реализации продукции, чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др.
7.
Общая сумма инвестиций
Указывается общая сумма инвестиций в проект (в том числе на внеоборотные активы и оборотные средства)
8.
Оценки эффективности
проекта:
8.1. Период окупаемости
8.2. Используемая ставка
дисконтирования
8.3. Чистый дисконтированный доход
8.4. Внутренняя норма доходности проекта
Приводятся показатели по проекту:
• период окупаемости;
• используемая ставка дисконтирования;
• чистый дисконтированный доход (за 3 года);
• внутренняя норма доходности проекта (за 3 года)
9.
Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта
Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта (в том числе в %)
10.
Необходимое финансирование
по проекту:
10.1. Сумма инвестиционного
кредита
10.2. Процентная ставка
10.3. Срок и график кредитования
10.4. Срок возврата заемных
средств
10.5. Гарантии по возврату
кредита
Указываются:
• необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в том числе в % ) ;
• процентная ставка;
• срок и график предоставления кредита;
• срок возврата суммы и проценты за кредит;
• гарантии возврата кредита (залог, поручительство)
11.
Сроки осуществления проекта
Указывается дата начала проекта, период планирования,
дата актуальности данных по проекту
Пример резюме бизнес-плана
Проект: строительство нового кирпичного завода.
Планируемая мощность завода: 75 млн шт. в год, из них:
• 60 млн шт. — лицевого пустотелого;
• 15 млн шт. — лицевого полнотелого.
Актуальность данных: июль 2003 г.
Дата начала выпуска продукции: декабрь 2004 г. – планируемая , 2005 г. – расчетная.
Период планирования: 7 лет; 2003 – 2009 гг. включительно.
Объем первоначальных инвестиций по проекту (без НДС): €22 572 тыс.
Объем кредита (без НДС): €26 ООО тыс.
Объем выручки за планируемый период (без НДС): €99 794 тыс.
Балансовая прибыль за период: €16 987 тыс.
Чистая прибыль за период: €12 910 тыс.
Сумма накопленной амортизации: €22 572 тыс.
Резерв дополнительной экономии: €2177 тыс.
Дополнительная прибыль по кирпичному блоку при открытии нового завода: €6661 тыс.
Общая рентабельность проекта (рассчитано как отношение чистой прибыли за планируемый период реализации проекта (7 лет) к общему объему выручки за планируемый период): 13%.
Срок окупаемости проекта: 2008 г.
Чистая дисконтированная текущая стоимость: €5458 тыс.
Ставка дисконтирования: 14%.
Пример РЕЗЮМЕ
Инициатор проекта:Ф,И,О,
Код ОКВЭД 56.10: «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».
Организационно – правовая форма: ИП
Форма собственности: частная собственность.
Юридический адрес: город Санкт – Петербург, Малоохтинский проспект, дом 64, корпус 1.
Суть проекта: покупка «еды на колесах» — альтернатива перекусу в кафе, кафетерии или столовой для тех, кто желает поесть, не тратя время. Вкусные бутерброды, пирожные, салаты и «горячее» можно взять на обед в офис, в авто, на пикник или насытиться, не отходя от фуд-трака.
Целевая аудитория: основными клиентами такого вида бизнеса являются гуляющие парочки, семейные пары с детьми, сотрудники ближайших учреждений и, конечно, подростки.
Вид налогообложения: ЕНВД.
Стоимость реализации проекта: 3.270.000 млн. рублей.
Источники инвестиций: банк «Тинькофф», личный доход.
Срок окупаемости: 8 месяцев – 1 год.
Структура подраздела «Краткое содержание»
Ключевые вопросы
Комментарии
1.
Цель проекта и бизнес-плана
2.
Характеристика компании и ее бизнеса
Краткий обзор:
• предлагаемые продукты (услуги) по удовлетворению потребностей целевого рынка;
• ключевые компетенции компании;
• исследования и разработки в области продуктов или услуг (основные этапы, продолжающиеся усилия в настоящее время)
3.
Анализ рынка
Краткий обзор:
• характеристик целевого рынка;
• конкурентов;
• удовлетворяемых потребностей целевого рынка
4.
Маркетинг
Краткий обзор:
• стратегия маркетинга;
• стратегия сбыта;
• ключевые факторы успеха
5.
Производство
Краткий обзор:
• местоположение;
• производственный процесс;
• производственные потребности и затраты на производство;
• объекты инвестирования
6.
Организация управления и персонал
Краткий обзор:
• владельцы и ключевые менеджеры компании (их компетенция и профессионализм);
• ключевой персонал
7.
Риски и финансовые результаты проекта
Краткий обзор:
• необходимый объем финансирования;
• условия и сроки возврата заемных средств;
• оценка эффективности проекта;
• финансовое резюме (в том числе временной аспект);
• риски проекта
Структура подраздела «Общее описание компании»
Ключевые вопросы
Комментарии
1. Предыстория бизнеса компании
1.1.
Основные данные о компании
Указываются:
• полное наименование;
• организационно-правовая форма;
• форма собственности
• структура собственности;
• месторасположение и юридический адрес компании;
• почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт;
• профиль и основные виды деятельности компании;
• характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение)
1.2.
История создания компании
Указываются:
• дата основания;
• основные этапы;
• имеющиеся достижения за последний период и их значение для бизнеса;
• стадия развития бизнеса в настоящий момент
1.3.
Текущая организация бизнеса
Описываются:
• состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале;
• размер уставного капитала компании
1.4.
Краткая характеристика инфраструктуры бизнеса
Указываются:
• основные здания и помещения;
• производственные мощности;
• активы компании
2. Отличительные компетенции компании
2.1.
Основные факторы, которые приведут компанию к успеху
В числе потенциальных отличительных компетенций могут быть:
• способы удовлетворения потребностей основных потребителей (ноу-хау);
• эффективные системы сбыта продуктов/услуг;
• персонал;
• географическое месторасположение и др.
Пример. «Общее описание компании»
«Группа ЛСР» начала активно присутствовать на рынке производства и реализации кирпича в 1997 г., после вхождения в ее состав ОАО «Ленстройкерамика».
В 1999 г. в состав «Группы ЛСР» вошло одно из крупнейших в регионе предприятий — производитель керамических стеновых материалов ЗАО «Керамика». С этого момента роль «Группы ЛСР» на рынке усилилась, так как она стала контролировать 53% рынка производства и рынка потребления кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Важнейшим фактором, обеспечивающим устойчивые позиции на рынке для «Группы ЛСР», является то, что она располагает собственной сырьевой базой. ОАО «Ленстройкерамика» обладает правами на эксплуатацию карьера уникального Чекаловского месторождения голубых кембрийских глин – одного из крупнейших в мире.
С 2002 г. в составе кирпичного блока выделилось предприятие ЗАО «Керамика», которое объединило сбытовые и маркетинговые направления двух предприятий.
На сегодняшний день кирпичное производство является неотъемлемой частью блока производства строительных материалов «Группы ЛСР» , составляя ее основу. Общий объем реализации двух заводов составляет около 173,7 млн шт. усл. кирпича в год, или около 1 млрд руб. в год.
Структура подраздела «Анализ отрасли»
Ключевые вопросы
Комментарии
1.
Общее описание отрасли и ее размеры
Определяются:
- динамика объемов продаж в отрасли (за последние 5 лет) и другие отраслевые характеристики;
- тенденции роста и развития отрасли (с учетом стадии жизненного цикла отрасли)
2.
Наиболее крупные предприятия отрасли
Указываются:
- общее количество предприятий отрасли;
- перечень ведущих из них;
- доля сбыта ведущих предприятий;
- количество фирм, появившихся за последние 3 года
3.
Региональная структура производства
Описывается:
- общая характеристика региона;
- распределение предприятий по регионам и областям
4.
Развитие экспорта и импорта продукции (услуг)
Даются:
- объемы экспорта и импорта;
- перечень экспортируеых/импортируемых изделий;
- куда экспортируется/откуда импортируется продукция;
- оценка перспектив развития экспорта/импорта (в отрасли и для региона)
5.
Основные характеристики предприятий отрасли - потенциальных конкурентов
Указываются:
- номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции;
- рынки, на которых они работают, и их доли на этих рынках;
- конкурентоспособность их продукции;
- ценовая политика и политика в области сбыта;
- состояние производственной базы;
- рентабельность производства (средняя по отрасли и на лучших предприятиях)
6.
Целевые программы развития отрасли (федеральные, отраслевые) или региона
Описываются:
- основные задачи и приоритеты развития;
- выделяемые финансовые ресурсы;
- предоставляемые льготы (по налогообложению и др.)
7.
Ключевые факторы успеха
Указываются ключевые факторы успеха в данной отрасли:
- бренд;
- технология, научно-исследовательские разработки или др.
8.
Необходимое юридическое обеспечение выбранного вида бизнеса
Указываются:
- необходимые лицензии и разрешения на ведение бизнеса;
- затраты на их получение;
- перечень контролирующих органов
9.
Налоговое окружение бизнеса
Существующее налоговое окружение бизнеса компании: основные виды налогов
Ключевые факторы успеха в некоторых отраслях
Отрасль
Ключевые факторы успеха
Производство потребительских товаров
Управление брендом
Высшие учебные заведения
Высококачественные научно-исследовательские работы
Благотворительная организация
Привлечение финансовых средств и PR
Молочная промышленность
Доступ к каналам распределения
Страхование
Доступ к финансированию
Тяжелая индустрия
Капитал
Разработка программного обеспечения
Умение разрабатывать/проектировать
компьютерные программы
Туризм
Умение удовлетворять клиентов
Анализ отрасли (пример)
Рынок рукоделия трудно поддается статистике, так как единой системы контроля продаж работ ручных работ не существует, многие используют
• интернет-сервисы для размещения объявлений о товарах (Авито, Юла и т. д.),
• интеграции с популярными социальными сетями для продажи и распространения товаров (Вконтакте, Инстаграмм и т. п.)
• продажи на ярмарках и фестивалях
• реализацию через магазины и знакомых
Однако по оценкам экспертов, например, в России его можно приблизительно считать равным сумме в 40-60 млрд рублей. Причем, темпы роста за последние 8 лет в размере 20% тоже говорят в пользу того, что рынок рукоделия не только жив, но и имеет неплохие перспективы в будущем.
Пример Описание рынка
По данным Росстата объем только парикмахерских услуг в России за 2018 год составил более 106 миллиардов рублей. Индекс физического объема оказываемых услуг несколько снизился (менее чем на процент к 2017 году), а цены повысились примерно на 5%. Согласно данным Росстата, общее количество парикмахерских и косметических салонов составляет около 90 тысяч единиц, из них в сельской местности расположено порядка 10 тысяч. Среднее количество кресел на парикмахерскую составляет около 3 единиц.
На 10 тысяч населения в России приходится порядка 18 кресел (в сельских территориях - 5 кресел), что показывает, что потенциал роста рынка еще достаточно велик. Впрочем, методика оценка показателей Росстата вызывает много вопросов, поэтому эти данные периодически уточняются.
Бурный рост рынка, по мнению экспертов, рынок салонов красоты испытывал до 2016 года. Рост превышал 10-15%. Существенное сокращение реальных доходов граждан РФ, прошедшее в 2015-2016 году, наряду с ростом стоимости косметических услуг, вызванных ростом стоимости косметического оборудования и косметических средств, повлияло на резкое сокращение рынка. Впрочем, после 2016 года рост рынка возобновился.
По мнению компании NeoAnalytics, которое они выразили в отчете «Российский рынок салонов красоты и парикмахерских: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.», финансовые трудности ежегодно вынуждают закрываться 20-25% работающих в стране салонов красоты и парикмахерских. Однако, отрицательной динамики рынок не ощущает, так как на смену ушедшим игрокам быстро приходят новые.
Пример. Бизнес-план: подраздел «Цели компании»
Согласно утвержденному «Видению развития Группы ЛСР», цель промышленно-строительной «Группы ЛСР» — стать «лучшей строительной группой России» на всех рынках, где она присутствует. Для этого «Группа ЛСР» стремится «к лидерству в области качества по всей производимой продукции».
В настоящий момент перед кирпичным блоком ставятся следующие цели, которые вытекают из общих целей «Группы ЛСР» и принципов действия на рынке:
• быть лучшими на рынке кирпича, т, е. получить лидерство по уровню качества и широте ассортимента выпускаемой продукции;
• сохранить лидирующие позиции на рынке кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по размеру занимаемой доли (не менее 52%);
• обеспечить выход на новые географические рынки в рамках концепции «Лучшая строительная группа России».
Главное достоинство стратегии «Развитие продукта» - расширение возможностей «Группы ЛСР» по созданию необходимых лидирующих позиций в строительной отрасли. Строительство нового завода позволит в будущем выбирать различные стратегии развития кирпичного направления, блока строительных материалов и «Группы ЛСР» в целом.
С нашей точки зрения, стратегия «Развитие продукта», нацеленная на целостную долгосрочную устойчивость «Группы ЛСР», соответствует как целям акционеров и руководства «Группы ЛСР», так и мировым тенденциям и приоритетам интересов потребителей. Поэтому далее мы рассматриваем только варианты, соответствующие стратегии «Развитие продукта», т. е. варианты строительства нового завода.
Описание продукции (услуги)
Ключевые вопросы
Комментарии
1.
Наименование продукции (услуг)
Указывается наименование продукции, например в соответствии с ГОСТом
2.
Назначение продукта (услуги)
Указываются:
• удовлетворяемые потребности;
• область применения продукта
3.
Основные характеристики продукта (услуги)
Дается физическое описание и ключевые характеристики продукции (технические, эстетические и др.). Здесь можно сослаться на соответствие требованиям ГОСТов или ТУ, отметить имеющиеся сертификаты качества и другие свидетельства, характеризующие продукцию
4.
Потребительские свойства продукта (услуги)
Указываются конкретные выгоды (преимущества), получаемые потребителем от использования продукта (услуги). Приводятся
показатели: качества, надежности, безопасности эксплуатации, простота обслуживания и ремонта, др. Отмечается, в чем состоит инновационность и уникальность продукции
5.
Основные конкурентные преимущества продукции (услуги)
Указываются конкурентные преимущества продукции в сравнении с имеющимися на рынке аналогами и образцами, а именно:
• продукцией ближайших конкурентов;
• лучшими отечественными и зарубежными образцами
6.
Основные потребители
и направление использования продукции
Указывается, используется продукция для конечного потребления или для дальнейшей переработки
7.
Ассортимент и структура выпуска продукции (услуги)
Указываются планируемый ассортимент и структура выпуска продукции (в натуральных и стоимостных показателях)
8.
Юридическая защищенность продукции (услуги)
Указывается наличие защищенности продукта в целом или его отдельных элементов (патентом, торговой маркой, правом на изготовление копий)
9.
Дополнительные сервисные услуги
Дается краткая характеристика: условий поставки, дополнительных сервисных услуг потребителям