Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
5. Требования к лекции
5. Понятие, содержание и требования видов занятий
5.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией презентации, слайдов и фильмов.
Лекция должна отвечать следующим требованиям:
• иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;
• иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;
• иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
• быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;
• быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;
• обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;
• быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;
• быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.
Структура лекции включает элементы:
- организационный момент;
- вступление (вводная часть);
- основная часть (раскрытие основных вопросов);
- заключительная часть.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;
• формулировка цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.
Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
1. Критерии оценки содержания лекции:
• соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;
• соответствие содержания лекции теме;
• научность, соответствие современному уровню развития науки;
• точность используемой научной терминологии;
• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;
• реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).
2. Критерии оценки методики чтения лекции:
• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
• рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);
• логичность, доказательность и аргументированность изложения;
• ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;
• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
• использование методов активизации мышления студентов;
• использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
• использование записей на доске, наглядных пособий;
• использование раздаточного материала на лекции;
• использование технических средств обучения.
3. Критерии оценки организации лекции:
• соответствие лекции учебному расписанию;
• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
• четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
• посещаемость лекции студентами;
• дисциплина на лекции;
• рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);
• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;
• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);
• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
• знание предмета;
• убежденность;
• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
• культура речи;
• речевые данные, дикция;
• внешний вид;
• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности лекции:
• степень реализации плана лекции (полная, частичная);
• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;
• информационно-познавательная ценность лекции;
• воспитательное воздействие лекции.
Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками + рекомендуемая литература).