Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к личности и профессиональной компетентности педагога
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №2
Тема «Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к личности и профессиональной компетентности педагога»
Список вопросов:
1. Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт»: ФГОС второго локоления (школа), ФГОС ВО 3+ (вуз).
2. Цели ФГОС.
3. Структура ФГОС и реализация ФГОС в образовательном процессе.
4. Поколения государственных образовательных стандартов.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования - бакалавриат, направление подготовки - 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки):
• область применения;
• характеристика направления подготовки;
• характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших
• программу бакалавриата;
• требования к результатам освоения программы бакалавриата;
• требования к структуре программы бакалавриата.
6. Понятия «компетенция» и «компетентность».
Примечание:
Стандарт ФГОС ВО – 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) можно скачать:
• по ссылке на сайте ФГОС: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94
• на сайте АмГПГУ: главная – общая информация – сведения об образовательной организации – ообразовательные стандарты – стандарты ФГОС ВО – 44.03.05. «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)
Библиографический список:
1. Орлов А.А., Агафонов А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб- методич.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А.Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб-методич.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьева и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие / В.А. Мижериков. - М., 2002.
4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н.Никитина, Н.В. Кислинская,- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
2.Цели ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
• единство образовательного пространства Российской Федерации;
• преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
• духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
• разработки примерных основных образовательных программ;
• разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
• организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
• разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
• осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
• проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
• построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
• организации деятельности работы методических служб;
• аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
• организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
3. Структура ФГОС
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
• требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году[4].
Реализация ФГОС в образовательном процессе
Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[5].
4. Поколения государственных образовательных стандартов
Стандарты общего образования:
• стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами)[6];
• стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий[7].
Стандарты высшего профессионального образования:
• стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
• стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами)[4], ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
• стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года)[8], согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
• структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
• общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
• общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
• академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
• общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
• порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
• правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования[9].
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом[10], а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования[11].
6. Понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – это способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы (→ характеризует уровень овладения языком), и составляющий содержательный компонент обучения.
Компетентность – это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции, т.е. это свойство, базирующееся на компетенции.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».
А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.
Отличия компетенции от компетентности
Отличия, согласно А.В. Хуторскому, здесь такие:
Под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.
Компетентность – это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.
Толкование В.Д. Шадрикова Немного другое видение предлагает этот ученый:
Так, В.Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.
Компетентность – это особенность субъекта деятельности. Благодаря ней личность может решать определённый спектр задач.