Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства

  • ⌛ 2008 год
  • 👀 9385 просмотров
  • 📌 9339 загрузок
  • 🏢️ ТулГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства» pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Конспект лекций по дисциплине "Транспортные и погрузочноразгрузочные средства" для студентов специальности 190701 – Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), очно-заочной формы обучения Тула 2008 Оглавление Лекция №1 "Общие сведения об автомобильном транспорте. Классификация ПРМ" ......................................................................................................................... 3 1.1. Общие сведения об автомобильном транспорте ...................................... 3 1.2. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств, используемых на автомобильном транспорте ................................................ 6 Лекция №2. “Правила ЕЭК ООН, относящиеся к грузовым автомобилям” ........ 9 2.1. Правила ЕЭК ООН, относящиеся к грузовым автомобилям................... 9 Лекция №3 "Основные эксплуатационные свойства транспортных средств" ... 13 3.1. Общая характеристика, удельные приведенные затраты, трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость перевозок ...................... 13 3.2. Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использования габаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова ...................................................................... 15 Лекция №4 "Понятие эффективности транспортных средств" ............................... 17 4.1. Парк грузовых автомобилей, основные показатели и измерители работы ............................................................................................................. 17 4.2. Использование грузоподъемности, пробег, коэффициент использования пробега, длина ездки ............................................................. 19 Лекция №5 "Понятие эффективности транспортных средств" (продолжение) ..... 22 5.1. Простой под погрузкой-разгрузкой и скоростные характеристики грузового подвижного состава....................................................................... 22 5.2. Производительность грузового автомобиля .......................................... 24 5.3. Производительность тягача со сменными прицепами .......................... 25 Лекция № 6 «Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства» ................... 27 6.1. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства, не имеющие силовых агрегатов .......................................................................................... 27 6.2. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем ....... 28 6.3. Универсальные погрузочно-разгрузочные машины .............................. 29 Лекция №7 "Грузозахватные устройства" ............................................................ 31 7.1. Классификация захватов ......................................................................... 31 7.2. Клещевые захваты ................................................................................... 32 7.3. Фрикционно-зажимные захваты ............................................................. 33 7.4. Подъёмные электромагниты ................................................................... 36 7.5. Вакуумные захваты.................................................................................. 37 Лекция №8 "Производительность ПРМ и У" ....................................................... 39 8.1. Техническая производительность ........................................................... 39 8.2. Эксплуатационная производительность ................................................. 41 8.3. Фактическая производительность .......................................................... 42 Лекция №9 " Автомобили-самопогрузчики " ....................................................... 42 9.1. Автомобили-самопогрузчики.................................................................. 42 9.2. Основные типы и модели автомобилей-самопогрузчиков .................... 43 9.3. Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами ............................. 45 2 ЛЕКЦИЯ №1 "ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРМ" План 1.1. Общие сведения об автомобильном транспорте 1.2. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств, используемых на автомобильном транспорте 1.1. Общие сведения об автомобильном транспорте Автомобильный транспорт является неотъемлемой составной частью транспортной системы страны, в которую также входят железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный транспорт. Для удовлетворения потребностей потребителей транспортных услуг в перевозках грузов, необходимо решение задачи, направленной на совершенствование перевозочного процесса и снижения транспортных издержек, а так же дальнейшее развитие прогрессивных способов организации перевозок и механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), вследствие чего резко сокращаются непроизводительные простои автотранспортных средств (АТС). Ликвидация тяжелого ручного труда на ПРР и значительные сокращения простоев а/м под погрузкой и разгрузкой позволяет сократить затраты и повысить производительность АТС. Указанного можно достичь путем прогрессивных технологий перевозок, в том числе контейнерного и пакетного способов перевозок, широкого использования автомобилейсамопогрузчиков и специализированных автомобилей. В рамках данной дисциплины из всего автотранспорта рассматривается только грузовой. Рассмотрим классификацию грузового автомобильного транспорта. Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом: I. По типу кузова: 1. закрытый тип; 2. контейнер; 3. тентованный; 4. рефрижератор (изотермический кузов); 5. изотермический фургон; 6. микроавтобус; 7. открытый тип; 8. бортовой; 9. самосвал; 10. конт. площадка; 11. кран; 12. автотранспортер; 3 13. цистерна; 14. лесовоз; 15. седельный тягач. II. По группам: 1 группа – бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения); 2 группа – специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами); 3. группа - ( условно) автомобили-цистерны. Ш. По количеству осей: 1. двухосные; 2. трехосные; 4. четырехосные; 5. пятиосные и более. IV. По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось): 1. до 6 т включительно; 2. свыше 6 т до 10 т включительно. V. По колесной формуле: 1. 4х2; 2. 4х4; 3. 6х4; 4. 6х6. VI. По составу: 1. одиночное транспортное средство; 2. автопоезд в составе: 2.1. автомобиль-прицеп; 2.2. автомобиль-полуприцеп. VII. По типу двигателя: 1. бензиновые; 2. дизельные. VIII. По грузоподъемности: 1. малой; 2. средней; 3. большой; 4. от 1,5 до 16 тонн; 5. свыше 16 тонн. Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных 4 назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д. Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС): Таблица 1.1. Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава по отраслевой нормали ОН 025 270-66 Полная масса, т до 1,2 1,2 до 2,0 2,0 до 8,0 8,0 до 14,0 14,0 до 20,0 20,0 до 40,0 свыше 40,0 Эксплуатационное назначение автомобиля Бортовые Тягачи Самосвалы Цистерны Фургоны Специальные 13 14 15 16 17 19 23 24 25 26 27 29 33 34 35 36 37 39 43 44 45 46 47 49 53 54 55 56 57 59 63 64 65 66 67 69 73 74 75 76 77 79 Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены. 1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе: 2-я цифра обозначает тип АТС: 3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап; 4 - седельный тягач; 5 - самосвал; 6 - цистерна; 7 - фургон; 8 - резервная цифра; 9 - специальное автотранспортное средство. 3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели; 5-я цифра - модификация автомобиля; 6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата; 6 - экспортное исполнение для умеренного климата; 7 - экспортное исполнение для тропического климата. Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение заводаизготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода - изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. 5 В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС: Таблица 1.2. Международная классификация грузовых АТС Категория АТС N1 Тип АТС АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов N2 Полная масса, т До 3,5 Свыше 3,5 до 12,0 N3 -»- 01 02 АТС без водителя -»- 03 -»- 04 -»- Свыше 12,0 До 0,75 Свыше 0,75 до 3,5 Свыше 3,5 до 10,0 Свыше 10,0 Примечания Грузовые автомобили, специальные автомобили Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили -»Прицепы и полуприцепы -»-»-»- 1.2. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств, используемых на автомобильном транспорте Для погрузки и выгрузки грузов из автомобилей применяют различные по своим и эксплуатационным характеристикам погрузочно-разгрузочные машины и устройства (ПРМ и У). ПРМ по техническим признакам делятся на две основные группы: 1. машины с рабочим органом периодического, прерывного или циклического действия; 2. и машины с рабочим органом непрерывного действия. Машины с рабочим органом периодического действия выполняют комплекс операций, связанных с погрузкой и разгрузкой грузов, по циклу, когда рабочий орган действует периодически, т.е. перемещается с грузом от места его загрузки до места разгрузки и затем снова возвращается для захвата груза. К этой группе относятся: автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики, одноковшовые погрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, автомобилеразгрузчики. К машинам непрерывного действия относятся: ленточные, пластинчатые, скребковые конвейеры, многоковшовые погрузчики, 6 элеваторы. Характерной особенностью их является перемещение грузов непрерывным потоком по установленному направлению. По эксплуатационным признакам ПРМ делят в зависимости от группы или категории груза, направлений перемещения его и наличия ходового оборудования. В зависимости от указанного ПРМ разделяют на следующие виды: 1. для штучных грузов (автокраны, автопогрузчики, тельферы); 2. для навалочных грузов (экскаваторы, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, снегопогрузчики); 3. для порошкообразных грузов (пневмоперегружатели); 4. для зерновых грузов (зернопогрузчики). Некоторые машины являются универсальными и применяются для различных видов груза: штучных или навалочных (автопогрузчики, автокраны). В них применяют сменные грузозахватные приспособления (вилы, стрелу, ковш, грейфер). По направлению перемещения груза машины и устройства разделяют на 4 группы: 1. для горизонтального перемещения груза (механические лопаты); 2. для вертикального перемещения груза (бункеры); 3. для наклонного перемещения груза (зернопогрузчики, транспортеры, многоковшовые погрузчики); 4. для вертикального и горизонтального (комбинированного) перемещения груза (краны, автопогрузчики, электропогрузчики). В зависимости от наличия ходового оборудования все устройства делят на 2 группы: стационарные и передвижные. К первым относят машины, не имеющие устройств для передвижения на объектах работ (стационарные автомобилеразгрузчики, бункеры). Используют их постоянно при устойчивом объеме работ. Передвижные машины имеют устройство для передвижения или ходовое оборудование и могут перемещаться за счет собственного источника силовой энергии (двигатели внутреннего сгорания, электродвигателя). Некоторые из них отличаются высокой мобильностью (автокраны, автопогрузчики) и могут применяться для обслуживания различных объектов в пределах смены. Передвижные машины, как козловые и портальные краны, относят к категории машин с ограниченной зоной перемещения. Стационарные и передвижные машины ПРМ могут быть разделены на: 1. универсальные - для различных групп грузов (краны, автопогрузчики, электропогрузчики); 2. специальные - только для определенной категории грузов (свеклопогрузчики, зернопогрузчики). Основными параметрами ПРМиУ являются: производительность, высота погрузки, мощность двигателя, скорость движения рабочего органа, габаритные размеры в рабочем и транспортном положении, масса. Для некоторых машин и устройств, например с рабочим органом 7 непрерывного действия, кроме отмеченных, важными параметрами являются размеры грузонесущего органа (ширина и высота скребка, объем и кол-во ковшей, диаметр шнека и его угловая частота вращения). Важнейшим параметром у машин с рабочим органом прерывного действия является грузоподъемность, т.е. наибольшая масса груза, которая может быть поднята машиной при сохранении запаса устойчивости и прочности. Эти машины характеризуются так же скоростью подъема и опускания груза, скоростью горизонтального перемещения рабочего органа или всей машины с грузом или без него. У ПРМ с рабочим органом, выполненным в виде поворотной консоли (стреловые краны, некоторые одноковшовые погрузчики, экскаваторы), основными параметрами являются: вылет стрелы, длина стрелы, высота подъема и угол поворота стрелы. Вылет стрелы определяется расстоянием от оси вращения кранового оборудования до вертикальной оси, проходящей через точку подвеса груза. Длина стрелы определяется расстоянием между центрами оси пяты стрелы и оси концевого блока. У вилочных авто - и электропогрузчиков учитываются такие параметры как максимально допустимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъемности погрузчика и минимальный радиус поворота погрузчика. Первый параметр характеризует возможности подъема груза машиной с конкретными габаритными размерами и массой, второй - определяет ее маневренность и потребные размеры участков для разворота. У одноковшовых погрузчиков важнейшим параметром является объем ковша. Самоходные машины дополнительно характеризуются скоростью передвижения. Бункера оцениваются внутренним объемом или вместимостью и размером выгрузочного отверстия. Для зерно - и свеклопогрузчиков устанавливают ширину захвата груза. При выборе ПРМ важнейшими показателями являются: 1. энергоемкость машины, выражаемая удельным расходом энергии, затрачиваемой на переработку единицы груза; 2. металлоемкость или материалоемкость машины, характеризуемая массой металла или материала на ее изготовление; 3. трудоемкость или кол-во человеко-часов, затрачиваемых на переработку 1т или 1м3 груза этой машиной. 8 ЛЕКЦИЯ №2. “ПРАВИЛА ЕЭК ООН, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ” План 2.1. Правила ЕЭК ООН, относящиеся к грузовым автомобилям 2.1. Правила ЕЭК ООН, относящиеся к грузовым автомобилям "Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. Правила, относящиеся к грузовым автомобилям входя в предписания, утвержденные «Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний». Данное соглашение с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г. подписано в г. Женеве. На основании правил ЕЭК ООН в нашей стране разработаны соответствующие ГОСТы и технические регламенты. Далее рассмотрим некоторые из них. ГОСТ Р 52280-2004. «Автомобили грузовые. Общие технические требования» 1. Область применения. Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства категорий N (далее - автомобили) по ГОСТ Р 52051 и устанавливает общие технические требования к ним. Стандарт не распространяется на автомобили многоцелевого назначения, специальные автомобили (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), а также автомобили, предназначенные для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Перечень Правил ЕЭК ООН использованных в данном стандарте: ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН N 6). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН N 7). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов ГОСТ Р 41.8-99 (Правила ЕЭК ООН N 8). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) огнями дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампами Н1, Н2, Н3, 9 НВ3, НВ4, Н7, Н8, Н9, H1R1, H1R2 и (или) Н11 ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН N 10). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории в отношении электромагнитной совместимости ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, N и О в отношении торможения ГОСТ Р 41.16-2001 (Правила ЕЭК ООН N 16). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24). Единообразные предписания, касающиеся: I - Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II - Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III – Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV - Измерения мощности двигателей ГОСТ Р 41.26-2001 (Правила ЕЭК ООН N 26). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49). Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом ГОСТ Р 41.55-99 (Правила ЕЭК ООН N 55). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических деталей сцепных устройств составом транспортных средств ГОСТ Р 41.58-99 (Правила ЕЭК ООН N 58). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты ГОСТ Р 41.61-2001 (Правила ЕЭК ООН N 61). Единообразные 10 предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств в отношении их наружных выступов, расположенных перед задней панелью кабины водителя ГОСТ Р 41.73-99 (Правила ЕЭК ООН N 73). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения грузовых транспортных средств, прицепов и полуприцепов в отношении их боковой защиты ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Перечень Правил ЕЭК ООН, применяемых для целей специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ": 1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03) "Единообразные предписания, касающиеся: а. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; б. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции; в. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ; г. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия". 2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ". 3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей". 4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от 11 сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями". ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации Государственный стандарт РФ Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 48 (Пересмотр 2) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации (Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the installation of lighting and light-signalling devices)" с поправками серии 02 1. Область применения Данный стандарт применяют при сертификации транспортных средств с кузовом или без кузова, имеющих не менее четырех колес, максимальную расчетную скорость не менее 25 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам, и их прицепов. Стандарт не распространяется на рельсовые транспортные средства, сельскохозяйственные и лесные тракторы и строительно-дорожные машины. 1а. Нормативные ссылки В данном стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН N 3) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов ГОСТ Р 41.19-99 (Правила ЕЭК ООН N 19) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств ГОСТ Р 41.45-99 (Правила ЕЭК ООН N 45) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств для очистки фар, а также официального утверждения механических транспортных средств в отношении устройств для очистки фар ГОСТ Р 41.97-99 (Правила ЕЭК ООН N 97) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС) ГОСТ Р 41.98-99 (Правила ЕЭК ООН N 98) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения фар механических транспортных средств с газоразрядными источниками света ГОСТ Р 41.104-2002 (Правила ЕЭК ООН N 104) Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности 12 ЛЕКЦИЯ №3 "ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" План 3.1. Общая характеристика, удельные приведенные затраты, трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость перевозок 3.2. Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использования габаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова 3.1. Общая характеристика, удельные приведенные затраты, трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость перевозок Выбор наиболее рентабельного автомобиля для заданных условий эксплуатации осуществляется путем сопоставления эксплуатационных качеств автомобилей разных марок между собой. Общими качествами, по которым оцениваются все автомобили, являются скоростные качества, надежность, легкость управления, безопасность, готовность к действию и т.д. Имеется также ряд специальных показателей, которые наиболее полно характеризуют эксплуатационные качества подвижного состава. К ним относятся следующие показатели: 1) удельные приведенные затраты (наиболее важный интегральный показатель), которые существенно зависят от грузоподъемности, долговечности, надежности, простоты и периодичности технического обслуживания и ремонта, экономичности по расходу топлива и др. Удельные приведенные затраты представляют собой обратную величину отношения полезного суммарного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам, т.е. SП  CЭ  E [ K  0 ,1  ( Ц A  Ц П )] WРГ , где: C Э – годовые текущие расходы на эксплуатацию транспортного средства, руб.; Е – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К – капитальные вложения и другие единовременные затраты, в частности оборотные средства, необходимые для эксплуатации автомобилей, руб.; 0 ,1  ( Ц A  Ц П ) – ликвидная стоимость автомобиля и прицепа, руб.; Ц A , Ц П – цены нового автомобиля и нового прицепа, руб.; WРГ – годовая производительность транспортного средства, ткм. 13 Рис. 3.1. Приведенные затраты для отечественных автомобилей 2) трудоемкость перевозок оценивается величиной затрат труда всех категорий трудящихся, приходящихся на единицу транспортной работы автомобиля (автопоезда), т.е. T где: TВ  Tп  р  Tор  Tау WРГ , TВ – годовое число часов работы водителей; Tп  р – годовое число часов работы рабочих на погрузочноразгрузочных операциях; Tор – годовое число часов работы на техническое обслуживание и ремонт; Tау – годовое число часов работы административно-управленческого персонала. 3) энергоемкость перевозок оценивается количеством энергии, затрачиваемой на их выполнение: Э  Q     / WРГ , где: Q - годовой расход топлива, л;  – плотность топлива, кг/м3 (при 20оС: 725 – для бензина, 820 – для диз. топливо);  – теплотворная способность топлива, МДж/кг (44.4 – для бензина, 43.8 – для диз. топлива). С этим показателем тесно связан "запас хода по топливу": LT  100 VБ / Q Л где: VБ – емкость бака в л (за вычетом невыбираемого остатка); QЛ – расход топлива л/100 км. 14 Рис. 3.2. Энергоемкость перевозок автомобилями и автопоездами 4) материалоемкость перевозок оценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок: M  1000  ( Gk  GЭ ) WРГ Ta где: Gk – масса данного материала в конструкции (автопоезда), кг; автомобиля GЭ – масса материала, расходуемого в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы автомобиля, кг; Ta – амортизационный срок службы автомобиля, лет;  – отношение массы деталей к массе заготовок. Обычно материалоемкость оценивается по металлоемкости. 3.2. Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использования габаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова Выбор наиболее рентабельного автомобиля для заданных условий эксплуатации осуществляется путем сопоставления эксплуатационных качеств нескольких автомобилей разных марок между собой. Общими качествами, по которым оцениваются все автомобили, являются скоростные качества, надежность, легкость управления, безопасность, готовность к действию и т.д. Имеются специальные показатели, которые наиболее полно характеризуют эксплуатационные качества подвижного состава. В первую очередь это удельные приведенные затраты, также используются трудоемкость, энергоемкость и запас хода по топливу. Важное значение имеют следующие показатели: 1) грузовместимость автомобиля (прицепа) оценивается номинальной 15 и объемной удельной грузоподъемностью, а также коэффициентом грузовместимости. Номинальная грузоподъемность q (т) – это максимально возможная по технической характеристике автомобиля масса перевозимого груза. Объемная удельная грузоподъемность – отношение номинальной грузоподъемности q к внутреннему объему кузова Vв: q уд  q Vв q уд , Если плотность груза меньше то грузоподъемность автомобиля  q используется не полностью. Коэффициент грузовместимости характеризует степень использования грузоподъемности транспортного средства (ТС) при перевозке грузов с различной плотностью:  q  Vв   v   / q , где: объему. v – отношение занятого объема кузова к его геометрическому Рис. 3.3. Зависимость грузовместимости от плотности перевозимого груза При  q  1 грузоподъемности. ТС может быть загружено до номинальной 2) коэффициент использования габаритных размеров Г – отношение внутренней площади кузова к габаритной (у грузовых  Г =0,4..0,6) Г  3)коэффициент компактности Fвнут Fгаб к – отношение грузоподъемности автомобиля к габаритной площади для грузовых  к = 0.1...0.5т/м : 2 16 к  q Fr 4) коэффициент использования массы – отношение грузоподъемности q к собственной полной массе автомобиля M  Gа q Gа 5) удельная грузоподъемность грузоподъемности к площади пола кузова qF  в снаряженном состоянии: пола q FК кузова – отношение . ЛЕКЦИЯ №4 "ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" План 4.1. Парк грузовых автомобилей, основные показатели и измерители работы 4.2. Использование грузоподъемности, пробег, коэффициент использования пробега, длина ездки 4.1. Парк грузовых автомобилей, основные показатели и измерители работы Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы) данного АТП. Весь списочный (инвентарный) парк в j-е сутки Acj подразделяется на парк технически исправный (готовый к эксплуатации) находящийся в ТО и ТР – Apj Ari и парк , т.е. Acj  ATj  Apj . Одна часть технически исправного парка находится в эксплуатации – AЭj , другая часть в простое по организационным причинам – AПj , т.е. ATj  AЭj  Apj . Отсюда Acj  AЭj  AПj  APj . Каждая i-я единица ПС в течении 17 Дi календарных дней находится часть дней в эксплуатации, часть дней в простое и часть дней в ремонте и ТО, т.е. Д i  Д Эi  Д Пi  Д Pi Для определения времени в эксплуатации, ремонта или простоя парка ПС используют сложный показатель – автомобиле-дни Д А n АД   Д i   A j  i 1 j 1  АД к K 1 где: АД – суммарное число автомобиле-дней парка в рассматриваемом состоянии; Дi – число дней в рассматриваемом состоянии i-го автомобиля за календарный период Д; А' – число автомобилей за период Д (определяется как сумма их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или как сумма их числа на конец периода и числа списанных); Aj – число автомобилей в рассматриваемом состоянии в j-е сутки; Д – продолжительность календарного периода, сут.; AД K – суммарное число автомобилей-дней к-той группы автомобилей (например, одной грузоподъемности); n – число групп автомобилей. Списочное число автомобиле-дней за календарный период Д складывается из автомобиле-дней в эксплуатации, простое и ремонте, т.е. АД  АД Э  АД П  АД P Среднесписочное (среднесуточное) инвентарное число автомобилей за календарный период Д составит Д А' АД Ac   Д n  Aj  Дi i 1  Д j 1 Д  АД К  К 1 Д . Средняя грузоподъемность единицы парка ПС за календарный период Д вычисляется как средневзвешенная величина n  АД К  q К q К 1 n  АД К К 1 где: qК , – грузоподъемность автомобилей к-той группы. Время пребывания в наряде Т н определяется по отметкам в путевых листах за вычетом времени обеда и отдыха водителей. 18 Для парка авт.-часы в наряде за период Д Д Асj АТ Н  А' Д  Т Нij    Т Нij j 1 i 1 i 1 j 1 Т где: Нij – время в наряде i-го автомобиля в j-е сутки. Среднее время нахождения автомобиля в наряде определяется как ТН  АТ Н АД Э Техническое состояние парка коэффициентом технической готовности Т  за Д дней ( АД Э  АД П ) АД Т  АД ( АД Э  АД П  АД Р ) Использование парка автомобилей за Д характеризуется коэффициентом использования парка И  характеризуется календарных дней АД Э АД Э  АД ( АД Э  АД П  АД Р ) и коэффициентом выпуска В  АД Э ( АД Э  АД П  АД Р  АД НР ) , где: АНР – автомобиле-дни нормируемого простоя (простои в праздники, выходные дни и т.п.). Между последними коэффициентами справедливо соотношение Т   В   И 4.2. Использование грузоподъемности, пробег, коэффициент использования пробега, длина ездки Использование г/п подвижного состава коэффициентами статического и динамического грузоподъемности. Коэффициент статического использования г/п: Qфакт. c  Qмакс.возм 19 характеризуется использования Отсюда за i-ю ездку за смену для для парка за календ. период автомобиля Ze Zе Ze  qфi  qi   ci qфi   c  i Z1  i 1 Z  c1  i 1 q  cc  q  Z  qi  qi e qфi e e i 1 i 1 Коэффициент динамического использования г/п: Pфакт Д  Pмакс.возм Отсюда за за смену для для парка за календ. за i-ю ездку автомобиля период  Дi  q фi  l ri q  l ri   ci  ДС  Ze Ze  qфi  l ri  qфi  l ri i 1 Ze Д  i 1 Ze q   l ri i 1  qi  l ri i 1 где: Qфакт. , Q макс.возм – объем фактически перевезенного и максимально возможного объема груза, т; Pфакт. , Pмакс.возм – фактически выполненная и максимально возможная транспортная работа, ткм; q фi – объем фактически перевезенного груза за i-тую ездку, т; q – номинальная грузоподъемность автомобиля, т; qi – номинальная грузоподъемность автомобиля в i-той ездке; lri – длина i-ой ездки с грузом, км; Ze – число ездок Общий пробег автомобиля складывается из пробега с грузом, холостого пробега (порожний пробег) и двух нулевых пробегов – от АТП до места первой погрузки и от места последней разгрузки до АТП L  Lr  Lх  Lн  LM  LН  LM  l Н1  lН 2 . где: L М – пробег на маршруте (складывается из пробега с грузом L r и холостого пробега L х ); L Н – нулевой пробег (складывается из нулевого пробега от АТП до места погрузки lН1 и нулевого пробега от места последней разгрузки до АТП 20 l Н 2 ). Суточный пробег автомобиля, выполнившего Ze ездок, составит Ze Ze lc   l ri   l хi  l Н1  l Н 2 i 1 i 1 Коэффициент использования пробега – отношение производительного пробега (с грузом) к общему пробегу за определенный период, т.е. Отсюда Ze за ездок для парка за календ. за i-ю ездку период на маршруте l  ei  ri l ri  l xi М  Ze Ze  lri  lri i 1  Ze i 1 Ze A ,  (lri  lXi )   LHj  (lri  lXi ) i 1 i 1 j1 где: А – списочный состав парка; L Hj – нулевой пробег j-го автомобиля. Среднее расстояние перевозки l Q – это средняя дальность транспортирования 1т груза, т.е. отношение выполненной транспортной работы к объему перевезенного груза P lQ  Q Отсюда за i-ю ездку за Ze ездок для парка Ze lQi  qфi  l ri qфi  q фi  lri  lri lQ  i 1Z e  qфi i 1 Средняя длина ездки с грузом – это средний пробег с грузом за одну ездку Ze  lri L r i 1 ler   Ze Ze 21 ЛЕКЦИЯ №5 "ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (ПРОДОЛЖЕНИЕ) План 5.1. Простой под погрузкой-разгрузкой и скоростные характеристики грузового подвижного состава 5.2. Производительность грузового автомобиля 5.3. Производительность тягача со сменными прицепами 5.1. Простой под погрузкой-разгрузкой и скоростные характеристики грузового подвижного состава Общее время простоя под погрузкой-разгрузкой за одну ездку включает ожидание погрузки-разгрузки, маневрирование в пунктах погрузки-разгрузки, непосредственно погрузка-разгрузка, оформление товарно-транспортных документов. Общее время простоя определяется предельными нормами простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой, которые устанавливаются тарифами на грузовые перевозки. Среднее значение времени простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку Ze t П Р  t П  Рi АТ П  Р i 1   Zе Ze , где: АТ П  Р – автомобиле-часы простоя парка под погрузкойразгрузкой за Ze ездок; t п  рi – простой под погрузкой-разгрузкой за i-ю ездку. Техническая, эксплуатационная скорости и скорость доставки грузов характеризуют скоростное использование подвижного состава. Техническая скорость – условная средняя скорость за время движения подвижного состава L VT  АТ ДВ , где: L - пробег; АТ ДВ – автомобиле-часы движения (включают кратковременные остановки у светофоров, переездов и т.п.). 22 Отсюда за i-ю ездку за Ze парка ездок для Ze VTi   lei VT  t ДВi (lri i 1 Ze  lxi )  t ДВi i 1 Нормативы технической скорости установлены в зависимости от типа дорожного покрытия и г/п подвижного состава: а) при работе за городом: 49 км/ч – на дорогах 1 и 2 категории (усовершенствованное капитальное покрытие); 37 км/ч – на дорогах с твердым покрытием (3 и 4 категории); 28 км/ч – на грунтовых дорогах (5 категория); б) в пределах городской черты: 25 км/ч – для автомобилей и тягачей г/п до 7т и цистерн емкостью до 6000 литров; 24 км/ч – для автомобилей и тягачей г/п более 7т и цистерн емкостью более 6000 литров. Эксплуатационная скорость – это условная средняя скорость за время нахождения подвижного состава в наряде L l Vэ   сс АТ Н Т Н , где: L – суммарный пробег подвижного состава; ATН – автомобиле-часы в наряде; lcc – средне-суточный пробег; TН – среднее время в наряде. Отношение Vэ к VT называется коэффициентом использования рабочего времени ATДВ АТ ДВ V  Э   VT ATН АТ ДВ  АТ П  Р  АТ П , где АТ П  Р и АТП - автомобиле-часы простоя под погрузкойразгрузкой и по организационным причинам. Зависимость VЭ от VT для Ze ездок при ATП  0 имеет вид VЭ  ler  VT ler    VT  t П  Р , где: ler – средняя длина ездки с грузом; 23  – среднее значение коэффициента использования пробега за Ze ездок; t П  Р – среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой. Скорость доставки грузов – условная средняя скорость доставки грузов. Определяется отношением расстояния перевозки ко времени движения груза (от момента окончания погрузки до момента начала выгрузки) lД VД  t ДОСТ . 5.2. Производительность грузового автомобиля Производительность или выработка подвижного состава (П/С) – один из наиболее важных показателей. Она определяется количеством перевезенного груза или выполненной транспортной работой в единицу времени. За одну средневзвешенную ездку единицей П/С перевозится Qe  q   c [тонн] и выполняется транспортная работа Pe  q   Д  l er [ткм]. При длительности одной ездки t e  t ДВ  t П  Р  le l  t П  Р  er  t П  Р VT  e VT 1 ZЧ  te . число ездок в час составит Отсюда часовая производительность единицы П/С определится как WQ  Qe  Z Ч  q   c   e  VT l er   e  VT  t П  Р [т/ч] и WР  Pe  Z Ч  q   c   e  VT  l er l er   e  VT  t П  Р [ткм/ч] Суточная производительность автомобиля WQca  WQ  TH  TH  q   c   e VT l er   e VT  t П  Р и 24 [т/с] TH  q   c   e VT  l er WPca  WP  TH  l er   e VT  t П  Р [ткм/с] Производительность автомобиля за календарный период Д WQД a  WQca  Д   В  TH  q   c   e VT  Д   В l er   e VT  t П  Р [т/с] и TH  q   c   e VT  Д   В WPД a  WPca  Д   В  l er   e VT  t П  Р [ткм/с] Производительность на 1 среднесписочную автомобиле-тонну за год WQr 1  365WQca   B q  365  TH   c   e VT   В l er   e VT  t П  Р [т/г] и WPr 1  365WPca   B 365  TH   Д   e  l er VT   В  q l er   e VT  t П  Р [ткм/г] 5.3. Производительность тягача со сменными прицепами Пусть тягач движется по кольцевому маршруту, состоящему из пунктов. Предположим, что за один оборот тягач выполнит перевезет Q0  q   c  n1 тонн груза. Ездка 1 2 1 груженый пробег порожний пробег ездка 3 3 4 ездка 2 Рис. 5.1. Маршрут движения тягача При этом время оборота составит 25 n1 n2 ездок и t0  t ДВ  n 2 t 0  П  n1  ( l er  l х ) nl  n 2 t0  П  1 er  n 2 t 0  П VT  e  VT где t0  П – простой при отцепке и прицепке прицепов к тягачу. Часовая производительность тягача определится в виде WQT  Q0 q   c   e  VT  n1  t0 n1  l er  n 2   e VT  t0  П [т/ч] и WPT  q   Д   e VT  n1  ler P0  t0 n1  l er  n 2   e VT  t0  П . [ткм/ч] Обычно последние формулы представляют в виде WQT  Q0  t0 q   c   e  VT l er   e VT  t0  П  n2 n1 , [т/ч] и WPT  P0  t0 q   Д   e  VT  l er n l er   e  VT  t0  П  2 n1 26 , [ткм/ч] ЛЕКЦИЯ № 6 «ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И УСТРОЙСТВА» План 6.1. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства, не имеющие силовых агрегатов 6.2. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем 6.3. Универсальные погрузочно-разгрузочные машины 6.1. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства, не имеющие силовых агрегатов Средства малой механизации предназначены для облегчения погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых вручную. К ним относятся: 1. роликовые ломы для горизонтального перемещения тяжелых грузов. Ролики монтируются, как правило, на подшипниках качения; 2. роликовые тележки и цепи для горизонтального перемещения грузов. Грузоподъемность роликовых цепей - до 2,5 т; 3. роликовые дорожки (рольганги), выполненные в виде рамы, на неподвижных осях которой закреплены ролики на подшипниках. Рольганги применяют для горизонтального и с небольшим уклоном перемещения штучных грузов с плоской опорной поверхностью или уложенных на поддоны и спецплощадки. Наклон дорожек в сторону перемещения составляет 2...50. Диаметр роликов не превышает 150 мм, расстояние между ними должно быть менее половины длины перемещаемого груза. Секции дорожки могут быть криволинейными; 4. домкраты, используемые для подъема грузов при установке грузов на катки, тележки, роликовые цепи. Они бывают реечными, винтовыми и гидравлическими. Грузоподъемность домкратов от 5 до 30 т; 5. лотки для спуска по наклонной плоскости. а так же для погрузки грузов в ящиках, тюках, кипах. Угол наклона лотка 35...450; 6. ручные тележки для штучных грузов грузоподъемностью до 500 кг, в т.ч. ручные вилочные тележки, оборудованные вилами и гидронасосами, с высотой подъема вилок до 125 мм и грузоподъемностью 0,5...1 т; 7. ручные вилочные погрузчики грузоподъемностью 200...1000 кг, высотой подъема 1,5...2 м; 8. ручные тали, состоящие из нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых цепью, и червячной передачей. Грузоподъемность их от 49 до 410 кг. Тали с шестеренчатой передачей имеют грузоподъемность от 0.1 до 20 т; 9. ручные лебедки для горизонтального, вертикального и наклонного перемещения грузов по трапам. Тяговое усилие на тросе 5...10 кН и более; 10. консольные ручные краны для работ с грузами массой до 3 т. Консольная стрела крана с тягой вращается в горизонтальной плоскости на угол 1800. а ее вылет не превышает 6 м, грузоподъемность - 3 т; 11. козловые ручные краны грузоподъемностью до 3 т. Состоят из 27 фермы П-образной формы, ручной тали и тележки. Опорные стойки (козлы) ферм снабжены катками. Высота подъема груза до 3,5 м. Собственная масса крана 400...600 кг; 12. для выгрузки сыпучих грузов применяют передвижные горки и ступеньки, обеспечивающие поперечный наклон автомобилей на угол до 300 путем заезда на них одной стороной; 13. качающиеся эстакады, наклоняющиеся при заезде на них груженых а/м в сторону заднего борта и возвращающиеся в исходное положение вместе с а/м после выгрузки сыпучего груза за счет смещения центра тяжести; 14. разгрузочные сетки и щиты, перевозимые на а/м, разгрузки навалочных (с/х и др.) грузов. 6.2. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем Для погрузки и разгрузки различных видов грузов используют электрические тали, электрические лебедки, конвейеры, механические лопаты и др. Электрические тали (тельферы) служат для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов. Они применяются как самостоятельные грузоподъемные механизмы так и в качестве агрегатов, входящих в состав погрузочно-разгрузочных машин (кранов). Промышленность выпускает тельферы грузоподъемностью от 25 кг до 10 т, с высотой подъема 6...72 м. Скорость передвижения электроталей по монорельсу 20 м/мин. Пневматические тали используются в помещениях, опасных в пожарном отношении. Они осуществляют подъем груза на крюке за счет хода поршня от подаваемого сжатого воздуха в пневмоцилиндр по гибкому шлангу. Известные пневмотали моделей ТП-200, ТП-400 имеют грузоподъемность соответственно 200 и 400 кг. при рабочем давлении воздуха 0,8 МПа. Высота подъема до 1600 мм. Электрические лебедки применяют самостоятельно и входят в состав погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Эл-лебедки имеют тяговое усилие на тросе 2,5...50 кН. Кран-укосина представляет собой подъемный механизм, состоящий из эл-лебедки, эл-тали, консольной фермы-стрелы, выполненной в виде укосины и блоков для троса. Укосина шарнирно крепится к специальной колонне или стене здания. Поворот укосины - ручной. Грузоподъемность кранов-укосин не превышает 2 т. Угол поворота стрелы 180...2700. Механические лопаты для выгрузки сыпучих грузов. Могут устанавливаться стационарно или на тележках. Сдвоенные механические лопаты имеют производительность до 80 т/ч и обеспечивают разгрузку одновременно 2-х а/м. Основными узлами являются эл-лебедка с одним или двумя барабанами, скребки (один или два), прикрепляемые к концу тягового 28 троса, и направляющие блоки. Механические лопаты работают в комплексе с ленточными конвейерами. Мощность эл-двигателя механической лопаты 5 кВт, рабочая скорость тяговых тросов - 0,8 м/с. Конвейеры используются для перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов как внутри помещений, так и вне их и в качестве составных частей погрузочно-разгрузочных машин и установок (зернопогрузчики, буртоукладчики, бункерные установки). Конвейеры могут быть ленточные, с рабочим органом в виде бесконечной гибкой ленты; пластинчатые, с рабочим органом в виде пластин, прикрепленных к бесконечной цепи; скребковые, с рабочим органом в виде скребков. прикрепленных к цепи или ленте, перемещаемым в желобе; ковшовые, с рабочим органом в виде ковшей, закрепленных на бесконечной цепи. Ковшовые конвейеры для вертикального подъема грузов называют нориями; винтовые, с рабочим органом в виде специальных винтовых устройств; инерционные, обеспечивающие перемещение груза под действием сил инерции, действующих на груз при работе конвейера. Конвейеры могут быть стационарными и передвижными. Передвижные конвейеры оборудуются установками, устройствами для регулировки высоты подачи груза с учетом угла естественного откоса груза, его состава. 6.3. Универсальные погрузочно-разгрузочные машины К универсальным погрузочно-разгрузочным машинам относятся краны, которые могут иметь сменные грузозахватные устройства. Все краны делятся на две основные группы: краны на самоходном шасси (в том числе автомобильные) и краны с ограниченной зоной перемещения. Мостовые, козловые краны-штабелеры, перегрузочные мосты, портальные и полупортальные краны монтируются в пунктах погрузки и выгрузки постоянно, либо на длительное время. Краны на самоходном шасси (автомобильные, на специальном пневматическом, гусеничном и железнодорожном) могут быть быстро переброшены в различные пункты. Рабочим органом таких кранов является, как правило, полноповоротная стрела переменного вылета. Их обозначают индексом КС. Промышленностью выпускаются самоходные краны грузоподъемностью от 4 до 160 т. Отличительной особенностью автомобильных кранов является то, что они смонтированы на шасси грузовых а/м. Привод автокранов может быть механическим, электрическим, гидравлическим и смешанным. В нашей стране выпускаются а/краны грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т. Большинство их оснащены телескопическими стрелами и имеют гидравлический или электрический привод рабочих органов. Автокран модели КС-1571 имеет гидропривод и смонтирован на шасси а/м ГАЗ-53А. Автокран КС-2571 с гидроприводом, смонтирован на шасси а/м ЗИЛ29 130. Крановое оборудование состоит из объемной неповоротной рамы с выносными опорами, механизмом блокировки рессор и указателем угла наклона крана и поворотной платформы, на которой размещены крановые механизмы, кабины крановщика, гидравлического оборудования, относительной установки и противовеса. Основная стрела крана двухсекционная телескопическая. Внутренняя секция стрелы выдвигается на 4 м. Общая длина стрелы изменяется от 6,8 до 10,8 м. Гидравлическое оборудование крана состоит из двух насосов, двух гидромоторов 8 гидроцилиндров и управляющей аппаратуры. Привод крана допускает совмещение 2-х рабочих операций: подъем (опускание) груза с подъемом стрелы; выдвижение (складывание) стрелы или стрелы с поворотом платформы. Автокран КС-2563 смонтирован на шасси а/м МАЗ-500. Привод генератора - от дизельного двигателя а/м. На кране применены индивидуальные приводы рабочих механизмов, что обеспечивает широкий диапазон скоростей и совмещения всех рабочих операций. Каждая лебедка кранового оборудования состоит из эл.двигателя, постоянно замкнутого 2-х колодочного эл.магнитного тормоза и зубчатых соединительных муфт. Управление крана - кнопочное из кабины крановщика. Остановка дизельного двигателя как из кабины крановщика, так и из кабины водителя. Автокран КС-3571 - на шасси а/м МАЗ-500А. Гидропривод механизмов обеспечивает совмещение 2-х рабочих операций. Автокран КС-4561 - на шасси а/м КрАЗ-257Б1 имеет дизельэлектрический силовой агрегат и выносные опоры с механическим приводом. Кран 4571 имеет аналогичные параметры, но отличается гидроприводом рабочего органа и выносных опор. 30 ЛЕКЦИЯ №7 "ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА" План 7.1. Классификация захватов 7.2. Клещевые захваты 7.3. Фрикционно-зажимные захваты 7.4. Подъёмные электромагниты 7.5. Вакуумные захваты 7.1. Классификация захватов Классифицируются по виду перемещаемого груза, степени механизации труда, сложности установки на грузоподъемной машине. Простейшие навесные захваты представляют собой стропы, клещевые захваты, подвески. Они навешиваются на грузовые крюки машин, и предназначены для штучных грузов. Стропы изготавливают из стальных захватов и цепей. Они бывают одно-, двух-, четырех- и шестиветковые с крюками на конце каждой ветви в один узел с кольцом для навешивания на крюк крана или автопогрузчика. Захваты клещевого типа являются сменными грузозахватными устройствами для определенного вида груза (как правило, штучный). Рис. 7.1. Типы простейших захватов: а - Строп; б - Захват клещевой для кранов; в, г - подвески; д - для листового металла. Подвески, к которым относятся деревянные или металлические площадки, люки, захваты с лампами, подвесные вилочные захваты. 31 7.2. Клещевые захваты Выполняются как рычажные системы в виде ножниц, рычаги которых имеют загнутые концы, охватывающие какой-либо выступающий элемент груза или весь груз. Для захвата длинномеров на траверсе укрепляются два захвата. Для удержания захвата в открытом состоянии для свободной посадки на груз без участия такелажника применяют зацепки, связывающие рычаги захвата между собой и управляемые в ручную или автоматически (самовыключающиеся) при упоре захвата в груз. Вертикальная нагрузка на клещевой захват Qо (рис. 7.2.) создает распорные усилия: Q0 N= , 2  sin a которые создают усилия: a a S = N   K  Q0 K, b 2  b  sin  где: К = 1,05...1,1 - коэффициент, учитывающий потери в шарнире. Рис. 7.2. Расчетная схема клещевого захвата. Если учитывать вес захвата G 0  0,05  Q 0 , то усилие Q + G0 S= 0 2 sin Следовательно, Q + G0 k a  Q0  0 2 b  sin 2 sin или с учетом значений K и Go: 32 sin a  , sin b что и определяет габаритные и кинематические параметры клещевого захвата. Реакция в шарнире рычагов захвата находятся по уравнению: R = (S  cos + N  cos ) 2  (S  sin  N  sin ) 2 Расчетным сечением рычага является сечение в шарнире, где он растягивается усилием:   T = N  cos = N  cos 180 o  (90 o   )    N  sin(   ) и изгибается моментом: M = P  C = N  C  sin  В связи с тем, что   sin  = sin 180 o  (90 o   )    cos(   ) sin(90 o +  ) cos и C=h h , sin cos( +  ) cos( +  )  cos то M = N  h cos( +  ) или M = N  h  cos T M Условие прочности рычага:   , F W где: F и W - соответственно площадь и момент сопротивления сечения рычага с учетом размещения в нем шарнира. 7.3. Фрикционно-зажимные захваты Выполняются как рычажные системы, рычаги которой несут на свободных концах шарнирно-прикрепленные колодки, которыми зажимается груз, удерживаемый в захвате силой трения. Для обеспечения свободной посадки захвата на груз применяют пружины, размыкающие захват, или управляемые сцепляющие устройства между головкой захвата и соединительным брусом. 1. Захват со стягиваемой рычажной системой и пружиной. Если вес поднимаемого груза Qо, то необходимая сила нажатия каждой колодки (рис. 7.2.): Q N = K1 0 , 2 где: K1= 1,1...1,25 - коэффициент запаса;  = 0,13...0,7 - коэффициент трения между поверхностями колодки и груза. 33 Рис. 7.2. Расчетная схема Из уравнения равновесия рычага относительно шарнира О находятся усилия в тягах C S  b - N  a + N   = 0 , откуда 2 C  N a -   Q  a C 2 S=   K1 0    b 2b   2  С учетом веса захвата: Go=K2 Qo Q  G 0 1  K 2 Q 0 , следовательно S= 0  2sin  2sin  Q  a C  1  K 2 Q 0 K1 0     2b   2  2sin  K b или sin  2  K1  a C      2 2. Рассмотрим фракционно-зажимной захват с распорной рычажной системой и управляемым устройством для удержания захвата в раскрытом положении (рис. 7.3.). 34 Рис. 7.3. Расчетная схема  M 0M 0  0 S b - N  a - N    d = 0 откуда  N a +  d  K1Q 0 a  d  K1Q 0  a     d  b 2 b 2b    Учитывая вес захвата: Go = K2 Qo, Q  G 0 1  K 2 Q 0 S= 0  2sin  2sin  Следовательно, Q a  1  K 2 Q 0 K1 0   d   2b   2sin   или 1+ K2 b sin   K1  a    d    Из приведенных расчетов видно, что для захвата, выполненного по схеме 1а рис.14, угол b зависит от габарита по величине ширины поднимаемого груза, тогда как для захвата по рис.15 угол b зависит только от плеча d, определяющего расстояние между боковой поверхностью груза и шарниром рычага, что дает возможность менять расстояние между рычагами в зависимости от габаритов поднимаемого груза. Реакция в шарнире фрикционного захвата и нагруженность его рычагов определяется аналогично этим величинам для клещевого захвата по рис.7.1.. Более удобными и производительными являются захваты, управляемые пневмо-, гидротолкателями или электромагнитами. S= При весе груза Q необходимая сила нажатия с каждой стороны: Q F= 2 35 где: m - коэффициент трения между лапой захвата и грузом. Необходимое усилие на хвостовом плече: a N=F b Усилие, которое должно быть создано штоком гидротолкателя: a a tg  P = 2N  tg  = 2F  tg  = Q  b b  Для проведения работ преимущественно с листовым металлом применяют эксцентриковые захваты (рис.7.5). При этом перемещаемый лист (рис.7.6) зажимается с усилием, пропорциональным своему весу Qo в результате чего возникает усилие распора N, создающее силу трения: F = F1 + F2 = N  1 + N   2 , F  Q 0 где: 1  0,15 - коэффициент трения листа об эксцентрик;  2  0,1 коэффициент трения листа о заднюю стенку захвата. Рис. 7.5. Схема двухстороннего эксцентрикового захвата. Рис. 7.6. Расчетная схема. При толщине листа  и радиусе эксцентрика r из уравнения моментов сил относительно оси эксцентрика "O" следует: N  r  sin - N  1  r  cos - N   2  (r  cos   ) = 0   или sin  1  cos   2  cos    0 r     откуда tg  1   2 1  ,  r  cos  что определяет параметры эксцентрика. 7.4. Подъёмные электромагниты Используются для перегрузки ферромагнитных грузов - стальных и чугунных изделий и материалов. Электромагниты представляют собой 36 устройства с плоским якорем, обладающие большой силой притяжения при молом ходе (малым зазором между якорем и захватывающим магнитный поток грузом). Электромагнитные захваты выпускаются круглой и прямоугольной формы. Электромагниты применяют для перегрузки горячих грузов с предельной температурой 5000С. При температуре груза свыше 2000С магнитная проницаемость и с ней грузоподъемность электромагнита снижается, а при температуре 7200С становится равной нулю. Магнитный поток электромагнита определяется намагничивающей силой (н.с.). F = J , A где: J - ток, проходящий через катушку электромагнита, А;  - число витков катушки, а также магнитной проницаемости цепи из сердечника электромагнита и поднимаемого груза. Подъемная сила электромагнита, равная максимальной массе поднимаемого груза, составляет: 40,6  Ф 2 P=  10 4 , т*с S где: S - площадь соприкосновения между полосами магнита и поднимаемой плитой, см2; Ф - магнитный поток, Вб. F Ф= , Вб R где: R  - магнитное сопротивление цепи электромагнита. 7.5. Вакуумные захваты Применяются для транспортирования различного рода листового материала (сталь, цветные металлы, стекло и др.), а так же для захвата различных коробок, ящиков. Они (рис. 7.7.) состоят из металического диска 1, с центральным отверстием и эластичного резинового герметизирующего устройства 2. Диск 1 соединяется гибким шлангом 3 с вакуумным насосом 4, приводимым в действие от электродвигателя. Для отключения захвата шланг 3 оснащен краном 5, управляемым вручную, либо с помощью электромагнитного или механического привода. Насосное оборудование может быть расположено на одной раме с захватными камерами и отдельно от захватных камер, т.е. на реле рабочей машины. Рис. 7.7. Схема насосного вакуумного захвата Вакуумные захваты могут быть также эжекторными и безнасосными 37 (рис. 7.8.). Рис. 7.8. Схемы вакуумных захватов: а – эжекторных; б – безнасосных Безнасосные вакуумные захваты с переменным объемом полости вакуумной камеры по роду привода могут быть с ручным, механическим, пневматическим или гидравлическим, а так же самовакуумирующимся под действием груза. По конструкции вакуумообразующей камеры эти захваты бывают поршневые, тарельчатые и сильфонные. Для поддержания в системе в течении некоторого времени вакуума, достаточного для компенсации натекающего атмосферного воздуха в случае кратковременного прекращения работы вакуумного насоса, используют раствор, позволяющий отпустить груз в безопасное место. Например растворы объемом 40-60 л у вакуумных захватов грузоподъемностью 1,5-2 т, позволяют удерживать изделия из бетона при выключенном насосе 20...30 мин. При заданном времени разряжении всего объема вакуумной системы, включая объем раствора, вакуумных захватных камер и соединительных воздуховодов, необходимый ее объем ориентировочно может быть определен по формуле: S t VC = H ,л P1 2,3 lg P2 где: Sн - производительность насоса, л/с; t - время разряжения системы от первоначального давления P1 до конечного P2, сек. При разряжении воздуха в камере вакуумного захвата, установленного на поверхности груза, возникает сила притяжения между грузом и захватом: P = Sg (Pa - Pb ) где: Sg - действительная площадь вакуумной захватной камеры, ограниченная ее внутренним контуром с учетом ее деформации после вакуумирования; Pа атмосферное давление; Рb - предельное давление внутри камеры. Активная площадь вакуумной захватной камеры за счет деформации меньше геометрической: Sg = Ks S, где: S - геометрическая площадь вакуумной захватной камеры; Ks=0,9...1 (меньшие значения для меньших значений S). 38 Предельная грузоподъемность вакуумного захвата с учетом рабочих диапазонов давлений в камерах, получаемых с помощью механических вакуумных насосов, составляет Рmax  7S, Н. ЛЕКЦИЯ №8 "ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРМ И У" План 8.1. Техническая производительность 8.2. Эксплутационная производительность 8.3. Фактическая производительность 8.1. Техническая производительность При выборе и определении потребности числа ПРМ в конкретных эксплуатационных условиях учитывают их важнейший параметр производительность. Различают техническую, эксплуатационную и фактическую производительности. Под технической производительностью машины понимают то количество груза, которое может погрузить и выгрузить данная машина за 1 час непрерывной работы при оптимальных условиях работы, т.е. при максимальном использовании грузоподъемности, быстром заполнении всего объема погрузочного органа и т.д. Техническая производительность указывается в паспорте машины. Техническая производительность ПРМ и устройств с рабочим органом прерывного действия определяется по зависимости: q W = 3600  m , т Tц где: qm - грузоподъемность машины, т; Тц - продолжительность одного рабочего цикла машины, с; 3600/Тц - число рабочих циклов за 1 час. Рабочим циклом машины называется законченный технологический процесс производства подъемно-транспортных операций с единицей груза, определяемый как сумма времени, затрачиваемая на определенные операции с грузом в процессе погрузки и разгрузки. В комплекс этих операций входят: захват груза, подъем, перемещение, опускание, освобождение рабочего органа или грузозахватного устройства машины от груза, возврат его к грузу. Для различных грузоподъемных машин с рабочим органом прерывного действия могут быть разработаны графики рабочих циклов, где учитывается последовательность выполнения операций. Продолжительность рабочего цикла грузоподъемной машины - величина переменная, зависящая от расстояния перемещения машины, ее рабочего органа с грузом и без него. При совмещении отдельных операций продолжительность цикла уменьшается. Продолжительность одного рабочего цикла определяется: 39 при горизонтальном перемещении груза l l Tц = t 3 + t 0 + + , с V1 V2 где: tз и tо - время на захват и освобождение груза, с; l - длина перемещения груза, м; V1 и V2 - скорости перемещения рабочего органа или машины с грузом и без него, м/с. при вертикальном перемещении груза h Tц = t 3 + t 0 + 2 , с V где: h - высота подъема груза, м; V - скорость подъема (опускания) рабочего органа машины, м/с при комбинированном перемещении груза h l l Tц = t 3 + t 0 + 4 + + ,с V V1 V2 Техническую производительность машин с рабочим органом периодического или прерывного действия, выполненным в виде ковша или грейфера, находят по формуле: j W = 3600  U , м3/ч Tц где: U - вместимость ковша или грейфера, м3; j - коэффициент заполнения ковша или грейфера, м3 U гр j= , U где: Uгр - объем ковша, фактически заполненого грузом, м3. Для определения технической производительности в Т объем ковша умножают на плотность перегружаемого груза i. Масса груза, перемещаемая в ковше за один цикл, определяется по формуле: qi  U  j  i . Техническую производительность машин и устройств с рабочим органом непрерывного действия при перемещении, погрузки или выгрузки штучных грузов определяют по формуле: q W = 3600  V г , т/ч a где: V - скорость перемещения рабочего органа машины, м/с; qг масса единицы груза, т; a - расстояния между единицами груза на рабочем органе машины, м. При перемещении, погрузке, выгрузке навалочных грузов непрерывным потоком, производительность машины (в т/ч) и установок (в т.ч. и бункеров) определяют по формуле: W = 3600  F  V  i где: F  V - объем груза, перемещаемый за 1 с рабочим органом машины; V - скорость движения рабочего органа или скорость истечения 40 потока груза; F - площадь поперечного сечения слоя перемещаемого груза. Техническая производительность машин с рабочим органом непрерывного действия, выполненным с ковшами (многоковшовые погрузчики) определяют по выражению: i W = 3600  V  U  j , т/ч a Техническая производительность пневматических установок и гидравлических устройств находят по зависимости: W = 3,6   в    U в , т/ч где:  в - плотность атмосферного воздуха или воды, кг/м3;  массовая концентрация смеси материала с воздухом или водой, равная отношению массы, перемещаемой в единицу времени материала груза к массе расходуемого за то же время воздуха или воды; Uв - расход воздуха или воды, м3/с. Расход воздуха или воды (в м3/с) находят по выражению:  d2 , м3/с 4 где: V - рабочая скорость воздуха или воды, м/с; d - внутренний диаметр трубопровода, м. Uв  V 8.2. Эксплуатационная производительность Эксплуатационная производительность машины устанавливается в конкретных условиях эксплуатации. При определении ее учитывают использование машины по времени и грузоподъемности, вид груза, например его объемная масса. Эту производительность необходимо знать для составления проектов механизации ПРР, расчетов производственной программы, определения числа машин, установления норм времени простоев ПС под погрузкойразгрузкой. Использование машин по времени характеризуется коэффициентом интенсивности работы машины и, определяемый делением времени чистой работы этой машины Тр ко всему времени в наряде Тн, т.е.: и = Тр/Тн Эксплуатационную производительность можно найти умножением технической производительности на коэффициент интенсивности работы машины и на коэффициент использования грузоподъемности γг (или на коэффициент заполнения ковша) машины: Wэ = W   ц   г , где qф г  ; qн qф - фактическая масса груза, перегружаемого машиной; 41 qн - номинальная грузоподъемность машины. 8.3. Фактическая производительность Фактическая производительность машин и устройств представляет собой количество груза в т или м3, которое переработано машиной за час или смену ее работы. Ее находят делением общего объема груза, переработанного машиной или устройством за рассматриваемый период времени, на число часов или смен за тот же период. Этот показатель необходим для анализа выполнения плановых заданий и определения интенсивности использования машин. ЛЕКЦИЯ №9 " АВТОМОБИЛИ-САМОПОГРУЗЧИКИ " План 9.1. Автомобили-самопогрузчики 9.2. Основные типы и модели автомобилей-самопогрузчиков 9.3. Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами 9.1. Автомобили-самопогрузчики Автомобили-самопогрузчики (а-с) обеспечивают перевозку и механизацию погрузки и выгрузки различных штучных или затареных сыпучих грузов. Они оборудованы механизмами и различными устройствами, привод которых осуществляется от двигателя а/м. По типу погрузочно-разгрузочного оборудования а-с бывают со стреловыми кранами, с качающимися порталами, грузоподъемными бортами, наклоняющейся рамой и со съемными кузовами. А-с со стреловыми кранами служат для перевозки универсальных автомобильных контейнеров. Они могут погружать и разгружать тарные грузы на своей платформе и на платформе рядом расположенного АТС. Это бортовые а/м, оборудованные гидравлическими кранами, складывающимися в транспортном положении. Конструкция кранов и их гидроприводов аналогичны и отличаются только размерами узлов. Краны поворотные консольного типа устанавливаются на раме а/м между кабиной и кузовом. Грузоподъемность кранов 0,5...1,5 т, время погрузки или разгрузки одного контейнера 1...1,5 мин. А-с с качающимися порталами применяются для перевозки грузов в универсальных контейнерах (масса 2,5 т). Погрузка и выгрузка контейнеров производится с помощью порталов, которыми оборудуются бортовые а/м и автомобили- фургоны. Портал шарнирно соединен с полом кузова а/м и имеет гидравлический привод. Время погрузки и выгрузки одного контейнера не превышает 3 мин. Качающиеся порталы выполняют погрузку и выгрузку со стороны заднего борта. 42 9.2. Основные типы и модели автомобилейсамопогрузчиков Автомобиль-самопогрузчик 4950 с консольным краном выполнен на а/м ЗИЛ-130. К основным узлам крана относятся: колонна, стрела, выносные опоры и гидравлическая система, состоящая из насоса, гидрораспределителя, рабочих цилиндров, масляного бака и трубопроводов. Гидронасосы приводятся от коробки отбора мощности а/м. Кран установлен между кабиной и платформой а/м и в транспортном положении не выступает за габаритный размер а/м по ширине, а лишь возвышается над кабиной. Для обеспечения устойчивости а/м при работе и устранения деформации рессор применяют выносные опоры с гидроприводом. Грузоподъемность крана 0,8 т при вылете стрелы 3,6 м. Кран имеет телескопическое устройство хобота стрелы с гидроцилиндром привода механизм поворота стрелы, состоящий из вертикальной стойки с зубчатым колесом и гидроцилиндром поворота в котором перемещается рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом. Подъем и складывание стрелы осуществляется гидроцилиндрами, снабженными гидрозамками. Конструкция предусматривает ограничитель грузоподъемности. Датчиком перегрузки служит гидроцилиндр ограничителя, преобразующий совместно с реле давления грузомомент в электрический сигнал. Давление в гидросистеме крана до 16 МПа. Аналогичный а-с модели 3963 создан на базе ГАЗ-53-11. Самопогрузчик 5943 - на базе а/м ЗИЛ-133Г имеет грузоподъемность гидравлического консольного крана 1,26 т; высота стрелы 5 м. Самопогрузчик 4030П имеет грузоподъемность крана 0,5 т при вылете стрелы 3,6 м и смонтирован на а/м ЗИЛ-130. А-с М-30 - на шасси а/м ГАЗ-53А для контейнерной перевозки мусора представляет собой а/м, у которого вместо платформы смонтирован консольный кран грузоподъемностью 0,5 т и две наклоняющиеся рамы, имеющие по 4 кассеты для установки контейнеров. Вылет стрелы 2,7 м, угол поворота ее 3600. Поворот колонны осуществляется гидроцилиндром с рейкой через зубчатое колесо, закрепленное на колонне. Наклон рам, шарнирно соединенных с рамой а/м, с размещенными контейнерами (по 4 с каждой стороны и общим объемом 6 м3) производится краном. Погрузка контейнеров на а/м производится краном посредством специального захвата. А-с А-853 изготовлен на базе ГАЗ-53А для контейнеров массой 0,63 и 1,25 т. Портал крана крепится на платформе а/м с внешних сторон боковых бортов, которые сдвинуты внутрь платформы на 120 мм. На поперечине портала подвешена грузовая каретка с крановой обоймой с возможностью перемещения по ней гидроцилиндром двойного действия. А-с А-825 - для перевозки контейнеров оснащен краном портального 43 типа грузоподъемностью 1,25 т. В отличие от модели А-853 исполнен на базе а/м ЗИЛ-130 со снятой бортовой платформой. А-с ОПН-100 служит для перевозки контейнеров массой 3 т. Крановое оборудование состоит из специальной площадки, портала с механизмом вертикального подъема, траверсы, гидросистемы. Площадка служит для размещения оборудования и контейнеров. Поворот портала на 1000 осуществляется двумя гидроцилиндрами двухстороннего действия. В конструкции а/м предусмотрены гидроопоры для повышения устойчивости. Рабочее давление в гидросистеме самопогрузчика до 10 МПа. Привод насоса - от коробки передач через коробку отбора мощности. Аналогичную конструкцию и основные параметры имеет самопогрузчик А-870 на базе а/м ЗИЛ-130. А-с 5983 служит для самопогрузки, перевозки и саморазгрузки контейнеров массой 5 т и других тяжелых грузов. Базовым а/м для него принят а/м КамАЗ-5320. Рабочее давление в гидросистеме до 16 МПа. На шасси а/м ГАЗ-53А выполнен самопогрузчик А-242 со съемным кузовом-фургоном грузоподъемностью 3 т. Механизм его установки (снятия) состоит из подвесной рамы, направляющих блоков, гидросистемы 4-х опорных стоек. А/м со съемным кузовом-фургоном на шасси ЗИЛ-130, модель А-620, предназначен для перевозки промышленных и продовольственных товаров. Систему установки и снятия кузовов применяют в виде наклоняющейся рамы, дополнительно установленной на шасси а/м или полуприцепа с углом наклона ее на 250 гидроцилиндрами. Самопогрузка кузова или контейнера производится при наклонном положении рамы, приводимой в действие гидромотором. Зацепка осуществляется замыкающим устройством с гибкой тягой (цепь, трос). С помощью лебедки и подачи назад а/м с наклоняемым кузовом, перемещаемым по направляющим рамы, производится погрузка. По достижении упора лебедка автоматически останавливается, а рама устанавливается в горизонтальное положение. Разгрузка производится в обратном порядке. А-с 3715 - автофургон на шасси а/м ГАЗ-53А с кузовом, оборудованным грузоподъемным устройством и роликовыми тележками, перемещаемыми вручную вдоль кузова по направляющим. Грузоподъемное устройство состоит из системы рычагов, 2-х гидроцилиндров, рамы и 4-х подъемных балок с направляющими пазами для перемещения роликовых тележек, имеющих механизм для вывешивания груза. Грузоподъемность самопогрузчика - 3 т, подвесного устройства на средних балках - 1 т, на крайних - 0,63 т. Полуприцеп-контейнеровоз с устройством для самопогрузки контейнеров модели 6433-9992 имеет грузоподъемность 20 т с использованием седельного тягача МАЗ-515. Саморазгружающиеся автопоезда - металловозы Т-38 и Т-39 грузоподъемностью 8т выполнены со сбрасывателями, наклоняющимися под 44 действием массы груза. 9.3. Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами Обеспечивают погрузку и разгрузку штучных и затаренных грузов массой одного места 100...1000 кг. Грузоподъемными бортами оборудуются бортовые а/м и а/м-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод его обеспечивает ему горизонтальное положение при подъеме от уровня земли до уровня кузова и наоборот при опускании. В транспортном положении грузоподъемный борт закрыт. Если кузов а/м не имеет бортов, то грузоподъемный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площадки, размеры которой несколько меньше борта кузова а/м. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемного борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность г-п борта 0,5...1 т. Погрузочная высота 1,2...1,4 м, время подъема и опускания груза 7...20 с. А-с со съемными кузовами предназначены для перевозки промышленных товаров, строительных и с/х грузов с механизированным снятием и установкой груженых кузовов. Съемными кузовами могут быть бортовые платформы, самосвальные кузова, фургоны, оборудованные специальными опорными стойками, регулируемыми по высоте. Они также оборудованы устройствами и механизмами для погрузочно-разгрузочных работ. Съемные кузова закрепляются на шасси а/м при помощи поворотных фиксирующих устройств (замков). А/м со съемными кузовами оборудованы часто качающейся рамой - порталом с гидроприводом. Для перевозки съемных кузовов контейнеров используют а-с с наклоняющейся рамой с гидроподъемным механизмом. 45 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Александров М.П. ПТМ М., Высшая школа, 1985, 520с. Чеботаев А.А. Специализированные автотранспортные стедства. М., Транспорт, 1988, 158с. Децерев Г.Н. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. М., 1980, 264с. Падня В.А. Погрузочно-разгрузочные машины. М., Транспорт, 1981, 448с. Справочник по транспортирующим погрузочно-разгрузочным машинам. М., Колос, 1983, 319с. Краткий автомобильный справочник НИИАТ, М., Транспорт . 1985. Батищев Н.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. М., Транспорт,1988, 366с. Вайнсон А.А., Андреев А.Ф. Специализированные крановые грузозахваты для штучных грузов. М., Машиностроение, 1972, 298с. Щетина В.А. и др. Подвижной состав автомобильного транспорта. М., Транспорт,1989, 320с. 46
«Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot