Транспортная задача
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Различают два типа транспортных задач: по
критерию стоимости (план перевозок
оптимален, если достигнут минимум затрат
на его реализацию) и по критерию времени
(план оптимален, если на его реализацию
затрачивается минимум времени).
Рассмотрим экономико-математическую
модель транспортных задач по критерию
стоимости прикрепления пунктов
отправления к пунктам назначения.
Имеются m пунктов отправления груза и объемы
отправления по каждому пункту a1, a2 ,...,am .
Известна потребность в грузах b1, b2 ,...,bn по
каждому из n пунктов назначения.
Задана матрица стоимостей доставки по каждому
варианту cij , i=1…m, j=1…n.
Необходимо рассчитать оптимальный план
перевозок, т.е. определить, сколько груза
должно быть отправлено из каждого i-го
пункта отправления (от поставщика) в
каждый j-ый пункт назначения (до
потребителя) xij с минимальными
транспортными издержками.
В общем виде исходные данные
представлены в таблице
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
Потребители
В1
В2
…
Вn
Поставщики
А1
А2
…
с11
х11
c22
x22
…
…
а1
х1n
c21
x21
с1n
…
х12
…
c2n
а2
x2n
…
cm1
Аm
cm2
…
…
…
cmn
am
xm1
Потребность
с12
b1
xm2
b2
xmn
…
bn
Строки транспортной таблицы соответствуют
пунктам отправления (в последней клетке
каждой строки указан объем запаса
продукта ai), а столбцы — пунктам
назначения (последняя клетка каждого
столбца содержит значение потребности
bj).
Все клетки таблицы (кроме тех, которые
расположены в нижней строке и правом
столбце) содержат информацию о
перевозке из i-го пункта в j-й: в правом
верхнем углу находится цена перевозки
единицы продукта, а в левом нижнем —
значение объема перевозимого груза для
данных пунктов.
Транспортная задача называется закрытой,
если суммарный объем отправляемых
грузов равен суммарному объему
потребности в этих грузах по пунктам
назначения:
Если такого равенства нет (потребности
выше запасов или наоборот), задачу
называют открытой.
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Определить, является транспортная задача
закрытой или открытой
Для написания модели необходимо все
условия (ограничения) и целевую функцию
представить в виде математических
уравнений.
Все грузы из i-х пунктов должны быть
отправлены.
x 11 x 12 x 1 n a 1 ,
x 21 x 22 x 2 n a 2 ,
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
..
.
.
.
,
x x
x mn a m
m2
m1
Все j-е пункты (потребители) должны быть
обеспечены грузами в плановом объеме.
x 11 x 21 x m 1 b1 ,
x 12 x 22 x m 2 b 2 ,
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
..
.
.
.
,
x x x
bn .
2n
mn
1n
Суммарные объемы отправления должны
равняться суммарным объемам назначения.
Должно выполняться условие
неотрицательности переменных.
Перевозки необходимо осуществить с
минимальными транспортными
издержками (функция цели):
m
Z
n
i 1
j 1
c ij x ij min
Когда в исходных условиях дана открытая задача,
то ее необходимо привести к закрытой форме. В
случае, если потребности по пунктам назначения
превышают запасы пунктов отправления, то
вводится фиктивный поставщик с недостающим
объемом отправления;
Если запасы поставщиков превышают потребности
потребителей, то вводится фиктивный
потребитель с необходимым объемом
потребления. Варианты, связывающие фиктивные
пункты с реальными, имеют нулевые оценки.
После введения фиктивных пунктов задача
решается как закрытая.
Транспортные задачи могут решаться
симплекс-методом.
Однако перечисленные особенности
позволяют для транспортных задач
применять более простые методы решения.
Допустимым решением транспортной задачи
является опорный план, который
используется в качестве начального
базисного решения при нахождении
оптимального решения.
Существует три метода нахождения опорных
планов: метод северо-западного угла,
метод минимального элемента и метод
Фогеля.
«Качество» опорных планов, полученных
этими методами, различается: в общем
случае метод Фогеля дает наилучшее
решение (зачастую оптимальное), а метод
северо-западного угла– наихудшее.
Все существующие методы нахождения
опорных планов отличаются только
способом выбора клетки для заполнения.
Само заполнение происходит одинаково
независимо от используемого метода.
Методы составления начального опорного
плана.
Опорный план составляется
последовательно, в несколько шагов
(точнее, m + n - 1 шагов).
На каждом из этих шагов заполняется одна
клетка, притом так, что, либо полностью
удовлетворяется один из заказчиков (тот, в
столбце которого находится заполняемая
клетка), либо полностью вывозится весь
запас груза с одной из баз (с той, в строке
которой находится заполняемая клетка).
В первом случае мы можем исключить
столбец, содержащий заполненную на этом
шаге клетку, и считать, что задача свелась к
заполнению таблицы с числом столбцов, на
единицу меньшим, чем было перед этим
шагом, но с тем же количеством строк и с
соответственно измененным запасом груза
на одной из баз (на той базе, которой был
удовлетворен заказчик на данном шаге).
Во втором случае исключается строка,
содержащая заполняемую клетку, и
считается, что таблица сузилась на одну
строку при неизменном количестве
столбцов и при соответствующем
изменении потребности заказчика, в
столбце которого находится заполняемая
клетка.
Начиная с первоначально данной таблицы и
повторив (m + n - 2) раз описанный шаг,
мы придем к «таблице», состоящей из
одной строки и одного столбца (иначе
говоря, из одной пустой клетки).
Другими словами, мы пришли к задаче с
одной базой и с одним потребителем,
причем потребности этого единственного
заказчика равны запасу груза на этой
единственной базе.
Заполнив последнюю клетку, мы
освобождаем последнюю базу и
удовлетворяем потребность последнего
заказчика.
В результате, совершив (m + n - 1) шагов,
мы и получим искомый опорный план.
Метод северо-западного угла.
При этом методе на каждом шаге построения
первого опорного плана заполняется левая
верхняя клетка (северо-западный угол)
оставшейся части таблицы.
При таком методе заполнение таблицы начинается с клетки неизвестного x11 и
заканчивается в клетке неизвестного xmn ,
т. е. идет как бы по диагонали таблицы
перевозок.
Составить опорный план методом северо –
западного угла
Составить опорный план методом
северо–западного угла
Составить опорный план методом
северо –западного угла
Метод наименьшей стоимости.
При построении опорного плана этим
методом на каждом шаге построения
первой заполняется та клетка оставшейся
части таблицы, которая имеет наименьший
тариф.
Если такая клетка не единственная, то
заполняется любая из них.
Составить опорный план методом
наименьшей стоимости
Составить опорный план методом
наименьшей стоимости
Составить опорный план методом
наименьшей стоимости
Метод Фогеля.
Суть его состоит в следующем: В
распределительной таблице по строкам и
столбцам определяется разность между
двумя наименьшими тарифами.
Отмечается наибольшая разность.
Далее в строке (столбце) с наибольшей
разностью заполняется клетка с
наименьшим тарифом.
Строки (столбцы) с нулевым остатком груза в
дальнейшем в расчет не принимаются.
На каждом этапе загружается только одна
клетка. Распределение груза производится,
как и ранее.
Проверку найденного решения на
оптимальность можно произвести так
называемым, методом потенциалов.
Припишем каждой базе Ai, некоторое число
Ui, и каждому потребителю Bj некоторое
число Vj :
так что Ui + Vj = cij ,
где cij – тарифы,
соответствующие клеткам, заполненным
базисными неизвестными.
Эти числа Ui, и Vj называются потенциалами
соответствующих поставщиков и
потребителей.
Потенциалы можно найти из системы
равенств, рассматривая их как систему (m
+ n - 1) уравнений с m+n неизвестными.
Так как неизвестных здесь на единицу
больше, чем уравнений, то, по крайней
мере, один из потенциалов мы можем
выбрать произвольно, положив, например,
U1 = 0; тогда остальные потенциалы легко
определяются из системы уравнений.
В случае если алгебраические суммы оценок
для всех свободных клеток положительны,
мы имеем единственное оптимальное
решение.
Для перехода от одного базиса к другому
при решении транспортной задачи
используются так называемые циклы.
Циклом пересчета или короче, циклом в
таблице перевозок называется
последовательность неизвестных,
удовлетворяющая следующим условиям:
1.Одно из неизвестных последовательности
свободное, а все остальные – базисные.
2.Каждые два соседних в
последовательности неизвестных лежат
либо в одном столбце, либо в одной
строке.
3. Три последовательных неизвестных не
могут находиться в одном столбце или в
одной строке.
4. Если, начиная с какого-либо неизвестного,
мы будем последовательно переходить от
одного к следующему за ним неизвестному
то, через несколько шагов мы вернемся к
исходному неизвестному.
Если каждые два соседних неизвестных
цикла соединить отрезком прямой, то
будет получено геометрическое
изображение цикла – замкнутая ломаная из
чередующихся горизонтальных и
вертикальных звеньев, одна из вершин
которой находится в свободной клетке, а
остальные - в базисных клетках.
Можно доказать, что для любой свободной
клетки таблицы перевозок существует один
и только один цикл, содержащий
свободное неизвестное из этой клетки, и
что число вершин в цикле всегда четно.
Очевидно, если снабдить вершины цикла
поочередно знаками "+" и "–", приписав
вершине в свободной клетке знак "+", то
можно сказать, что в вершинах со знаком
"+" число x прибавляется к прежнему
значению неизвестного, находящегося в
этой вершине, а в вершинах со знаком "–"
это число x вычитается из прежнего
значения неизвестного, находящегося в
этой вершине.
Пример.
На трех заводах изготавливается шлакоблок,
соответственно
– Q1=100, Q2=150, Q3=50 тысяч штук.
Шлакоблок поставляется на четыре
строительные площадки, потребность
которых соответственно – П1=75, П2=80,
П3=90, П4=85 тысяч штук.
Цена доставки (тариф) с каждого iго завода
на каждую j-ю площадку задана матрицей –
С:
6
7
3
5
С 1
2
5
6
8
10
20
1
Необходимо составить экономикоматематическую модель, позволяющую
создать оптимальный план перевозки.
При решении задачи рассмотреть различные
варианты решения.
Решение: Представим исходную
информацию в виде таблицы.
Потребители
В1
В2
В3
Запасы
(объемы
отправления)
В4
Поставщики
А1
А2
А3
Потребность
6
7
3
1
2
5
5
100
150
6
8
75
10
80
20
90
1
85
50
300
330
Потребители
В1
В2
В3
Запасы (объем
отправления)
В4
Поставщики
А1
6
7
3
5
100
А2
1
2
5
6
150
8
10
20
А3
1
50
А4
30
330
Потребность
75
80
90
85
330
Потребители
Поставщики
В1
В2
6
В3
7
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
В4
3
5
А1
100
75
25
1
А2
2
А4
Потребность
5
6
150
8
А3
10
20
1
50
30
75
80
90
85
330
330
Потребители
Поставщики
В1
В2
6
В3
7
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
В4
3
5
А1
100
75
25
1
А2
2
А4
Потребность
5
6
150
55
90
8
А3
5
10
20
1
50
75
30
80
90
85
330
330
Потребители
Поставщики
В1
В2
6
В3
7
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
В4
3
5
А1
100
75
25
1
А2
2
А4
Потребность
5
6
150
55
90
8
А3
5
10
20
1
50
75
50
80
30
30
90
85
330
330
Z= 1265
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
А3
V3
А4
V4
Потребность
В1
u1
В2
u2
6
75
В3
u3
7
25
150
1
50
50
80
6
20
100
5
75
5
10
5
90
8
3
2
55
В4
u4
1
Запасы
(объемы
отправлени
я)
30
30
90
85
330
330
u1+ V1=6
V1+ u2=7
V2+
V2+
V2+
V3+
V4+
u2=2
u3=5
u4=6
u4=1
u4=0
u1+ V1=6
V1+ u2=7
V2+ u2=2
V2+ u3=5
V2+ u4=6
V3+ u4=1
V4+ u4=0
u1=-5
u2=-4
u3=-1
u4=0
V1=11
V2=6
V3=1
V4=0
-7
-6
cij
Vi
Uj
xij
35
(11+
11
-1)
X13
X14
-7
-6
12
13
20
1
5
4
cij
Vi
Uj
xij
35
1
8
10
20
(11+
11
6
1
1
1
-1)
-5
-5
-4
-1
-1
-5
-4
X13
X14
X21
X31
X32
X33
X43
X41
X42
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
В1
u1
В2
u2
6
7
В4
u4
3
5
100
+
75
25 _
1
2
5
6
150
-
55
+
8
А3
V3
В3
u3
Запасы
(объемы
отправле
ния)
90
5
10
20
1
50
А4
V4
Потребность
75
50
80
30
30
90
85
330
330
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
В1
u1
В2
u2
6
7
В4
u4
3
5
100
75
25
1
2
5
6
150
80
65
8
А3
V3
В3
u3
Запасы
(объемы
отправле
ния)
5
10
20
1
50
А4
V4
Потребность
75
50
80
30
30
90
85
330
330
F=1090
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
В1
u1
В2
u2
6
7
В4
u4
3
5
100
75
25
1
2
5
6
150
80
65
8
А3
V3
В3
u3
Запасы
(объемы
отправле
ния)
5
10
20
1
50
А4
V4
Потребность
75
50
80
30
30
90
85
330
330
V1+ u1 =6
V1=4
u1=2
V1+ u3=3
V2=6
u2=-4
V2 + u2=2
V3=1
u3=-1
V2+ u3=5
V4=0
u4=0
V2+ u4=6
V3+ u4=1
V4+ u4=0
cij
Vi
Uj
xij
7
1
-7
7
5
1
4
4
6
-4
2
X12
X14
X21
5
13
8
10
1
1
2
-4
X31
X32
20
1
-2
4
20
1
-1
-1
2
-4
X33
X43
X41
X42
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
В1
u1
В2
u2
6
7
В4
u4
3
5
100
75
-
25 +
1
2
5
6
150
0 +
80
65 -
8
А3
V3
В3
u3
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
10
5
20
1
50
А4
V4
Потребность
75
50
80
30
30
90
85
330
330
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
В1
u1
В2
u2
6
7
В4
u4
3
5
100
10
90
1
2
5
6
150
65
80
8
А3
V3
В3
u3
Запасы
(объемы
отправлен
ия)
5
10
20
1
50
А4
V4
Потребность
75
50
80
30
30
90
85
330
330
F =635
V1+ u1 =6
V1=11
u1=-5
V1+ u3=3
V2=6
u2=-4
V2 + u2=2
V3=1
u3=-8
V2+ u1=1
V4=0
u4=0
V2+ u4=6
V3+ u4=1
V4+ u4=0
cij
Vi
Uj
xij
7
11
-4
X12
-6
7
5
5
11
6
-8
X14
X23
Потребители
Поставщики
А1
V1
А2
V2
А3
V3
А4
V4
Потребность
В1
u1
В2
u2
6
В3
u3
7
Запасы
(объемы
отправлени
я)
В4
u4
3
5
100
90
1
10
2
75
75
5
8
6
150
10
20
1
50
5
75
50
80
30
25
90
85
330
330
F= 595
U3+ V1=3
V1+ u4=5
V2+ u1=1
V2+ u2=2
V3+ u4=1
V4+ u2=0
V4+ u4=0
V4=0
u4=0
U3+ V1=3
V1=5
u1=-1
V1+ u4=5
V2=2
u2=0
V2+ u1=1
V3=1
u3=-2
V2+ u2=2
V4=0
u4=0
V3+ u4=1
V4+ u2=0
V4+ u4=0
2
cij
Vi
Uj
xij
6
5
-1
X11
cij
Vi
Uj
xij
2
6
5
-1
X11
2
7
5
X12
cij
Vi
Uj
xij
2
6
5
-1
X11
2
5
4
8
9
21
1
2
7
5
6
8
10
20
5
2
2
1
1
1
-2
-1
-2
-1
-2
X12
X23
X24
X31
X32
X33
X41
X43
Метод наименьших затрат
Потребители
Поставщики
В1
В2
6
А1
7
2
5
5
6
150
75
10
20
1
50
50
А4
3
100
8
А3
В4
1
А2
В3
Запасы
(объемы
отправления)
30
330
Потребность
75
80
90
85
330
Потребители
Поставщики
В1
В2
В3
В4
7
А1
5
6
3
90
100
2
А2
1
Потребность
150
75
8
А4
6
5
75
А3
Запасы
(объемы
отправления
)
10
1
20
50
50
30
75
80
90
85
330
330
Потребители
Поставщики
В1
В2
6
А1
7
75
100
10
5
6
150
10
20
1
50
А4
5
8
А3
3
2
75
В4
90
1
А2
В3
Запасы
(объемы
отправления)
50
30
5
25
330
Потребность
75
80
90
85
330