Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 «Типы рыночных структур»
Различают четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке выступает большое число продавцов стандартизированной продукции, отдельное предприятие не может оказать влияние на уровень рыночной цены товара. Предприятие приспосабливается к этому уровню. Цена продукта зависит от объема продукции предприятия. Поэтому кривая спроса предприятия представляет собой горизонтальную линию и предельный доход равен цене.
Устанавливая оптимальный, то есть максимизирующий прибыль объем выпуска продукции, фирма руководствуется правилом MR=MC (предельный доход равен предельным издержкам.), которое в условиях совершенной конкуренции трансформируется в правило P=MC (цена равна предельным издержкам). При этом в краткосрочном периоде фирма осуществляет выпуск продукции при условии, что цена превышает средние переменные издержки. Поэтому кривая предложения конкурентного предприятия совпадает с кривой ее предельных издержек на участке выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек.
Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает в отрасль новые предприятия, а убытки вынуждают покидать отрасль. В результате этого цена устанавливается на уровне средних издержек и предприятие получает «нормальную» нулевую экономическую прибыль.
Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одно предприятие является продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист контролирует не только объем выпускаемой продукции, но и его цену. Цена на продукцию монополиста выше предельного дохода. Так как монополия может манипулировать объемом продукта и ценой, то для нее не существует какой-то определенной кривой предложения.
В некоторых случаях монополист может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливает разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей.
По сравнению с конкурентной фирмой монополист производит меньший объем продукта и устанавливает более высокую цену на продукт. Государство, стремясь преодолеть отрицательные последствия монополизации, проводит антимонопольную политику.
На олигополистических рынках конкурируют между собой несколько крупных продавцов товара. Главная черта этой рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимозависимости, которая может принимать различные формы. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополистов. Общей теории олигополии не существует.
На рынках с монополистической конкуренцией каждое из множества мелких предприятий производит товар, несколько отличающийся от продукции конкурентов. Производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. В долгосрочном периоде на рынке устанавливается равновесие, и предприятия получают нулевую экономическую прибыль. Монополистически кункурентные предприятия оперируют с избыточными мощностями. Положительной чертой монополистической конкуренции является то, что благодаря ей, более полно удовлетворяю дифференцированные потребности людей.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите типы рыночных структур.
2. Чем отличается совершенная конкуренция от монополистической конкуренции?
3. Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий: молочный магазин, расположенный вблизи вашего дома, парикмахерская, которую вы обычно посещаете, негосударственная школа, зерновая ферма, метрополитен, птицефабрика, металлургический комбинат, Сбербанк.
4. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую экономическую прибыль?
5. Почему в условиях монополистического рынка отсутствует кривая предложения?
6. В чем особенности олигополии?
7. В чем различия и что общего между монополией и монополистической конкуренцией?
8. Решите задачу:
Предположим, что на рынке велосипедов выступает 2 предприятия: «Ветер» и «Скорость». Они вступили в сговор по поводу установления цен. Каждое предприятие может либо соблюдать соглашение, либо нарушить его. Следовательно, возможны четыре варианта развития событий:
Возможные решения
«Скорость» соблюдает соглашение
«Скорость» нарушает соглашение
«Ветер» соблюдает соглашение
Прибыль «Ветра» - 6 млн. руб., прибыль «Скорости» - 6 млн. руб.
Прибыль «Ветра» - 3 млн. руб., прибыль «Скорости» - 7 млн. руб.
«Ветер» нарушает нарушает
Прибыль «Ветра» - 7 млн. руб., прибыль «Скорости» - 3 млн. руб.
Прибыль «Ветра» - 4 млн. руб., прибыль «Скорости» - 4 млн. руб.
Какое поведение для предприятий является оптимальным?