Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Территория и границы РФ. Экономическое районирование страны

  • 👀 1015 просмотров
  • 📌 950 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Территория и границы РФ. Экономическое районирование страны
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Территория и границы РФ. Экономическое районирование страны» doc
Тема 1. Территория и границы РФ. Экономическое районирование страны 1. Современное геополитическое положение РФ. 2. Территориальное разделение труда – основа развития экономики региона. Понятие территории, района, региона. 3. Экономическое районирование как научный метод территориальной организации народного хозяйства. Принципы и функции экономического райони­рования. 4. Современная система экономического районирования РФ. 5. Федеративное устройство РФ. 6. Административно-территориальное деление субъектов РФ. 7. Органы власти в РФ. Региональная структура управления. 8. История развития административно-территориального устройства страны. 1. Современное геополитическое положение РФ. Российская Федерация - крупнейшее государство планеты. Площадь тер­ритории РФ (России) составляет 17098,2 тыс. км2. (до присоединения Крыма – 17075,4 тыс. км2). Из них суша 90,5 %, вода 9,5 %. Россия почти в 2 раза превосходит по территории Канаду, Китай, США, более чем в 3 раза – Западную Европу. Для сравнения (S территории): Канада - около 10 млн.кв.км США – 9,4 Бразилия – 8,5 Структура территории РФ (на 1.01.2000, в %): Леса – 51,0 Поверхностные воды – 12,8, Сельскохозяйственные угодья – 12,9, Прочие земли – 23,3. Россия занимает часть Вос­точной Европы и Северную Азию. Россия омывается: • морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское); • морями Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское); • морями Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское); • внутреннее море (озеро) Каспийское – не имеет выхода к океану. Общая протяженность государственной границы РФ – самая большая в мире, из них 2/3 – морские. Морские границы на севере и востоке и сухопутные – на западе и юге. Государственные границы РФ 18 стран – самый большой в мире показатель (16 стран-соседей с сухопутными границами + 2 страны с морскими границами): На северо-западе - Норвегия, Финляндия. На западе - Польша, Эстония, Литва, Латвия, Беларусь (Обратить внимание на Калининградскую область, отделенную от территории РФ, и Крым). На юго-западе - Украина. На юге - Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан. На юге-востоке – Китай (КНР), Корея (КНДР), Монголия. На востоке - морские границы с Япо­нией. На северо-востоке - морские границы с США. Численность населения РФ на 1.01.2017 – 146, 8 млн. чел. (1993 г. – 148,7). 9-е место в мире после: Китай- 1млрд.339 млн.чел Индия – 1 млрд 166 млн чел США – 307 млн чел Индонезия – 240 млн чел Бразилия – 199 млн чел Пакистан – 176 млн чел Бангладеш – 156 млн чел Нигерия – 149 млн чел Распад СССР, Образование России в 1991 г. как независимого государства привело к существенным изменениям геополитического положения страны и возрастанию роли ЭГП России. Современное геополитическое положение РФ определяется следующими факторами: 1. Расположение на самом крупном материке Евразия, ¼ территории станы находится в Европе, ¾ - в Азии. 2. Широкие возможности для экономического и политического сотрудничества со многими развитыми и развивающимися странами в связи с уникальным ЭГП страны. 3. Значительная часть территории России находится в суровых климатических условиях, что ведет к существенным затратам энергии (это неизбежная плата за северное местоположение). 4. Относительная близость от границ России очагов военно-политической нестабильности (Регионы Ближнего Востока, Юго-Западной Азии, Закавказья). 5. Распад СССР (Бывшие 15 союзных республик в составе СССР: прибалтийские – Латвия, Литва, Эстония; закавказские – Грузия, Азербайджан, Армения; азиатские – Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия; Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия). 6. Образование РФ как независимого государства и СНГ (12 республик) в декабре 1991 г. 7. Существенное изменение соседского положения на западных и южных рубежах России в связи с распадом СССР. 8. Появление новых приграничных регионов (из 11 крупных экономических районов только Волго-Вятский не имеет выхода к океану и государственным границам). 9. Отделение от основной территории России Калининградской области (в связи с распадом СССР), значение которой для страны возрастает в связи с непосредственной ее границей с Польшей, при этом сухопутные связи с областью затрудняются и удорожаются. Осложнено беспрепятственное перемещение российских граждан (боязнь стран за нелегальную миграцию населения российского). 10. Потеря лучших возможностей выхода России к мировому океану: переход важнейших морских портов и перевалочных баз за переделы России (13 – на Черном море, 5 – на Балтийском). 11. Отсутствие прямых сухопутных выходов России к развитым странам восточной Европы. 12. Усиление роли выхода страны к государствам Тихоокеанского бассейна (т.к. на Дальнем Востоке действует 21 порт, обеспечивающий устойчивые экономические связи со странами Азии, Америки и Океании). 13. Положение по отношению к 3 главным центрам мировой экономики: Западная Европа, США, Япония, в основном определяющих международную политику и баланс военно-стратегических сил. 14. Распад военно-политического и экономического союза бывшего СССР и стран Восточной Европы (Варшавский Договор, СЭВ) и вступление некоторых из них в члены НАТО и тем самым приближение этого военно-политического блока к границам России. 15. 12 декабря 1993 г. принятие Конституции РФ, в соответствии с которой составными частями Федерации стали 89 субъектов РФ: 49 областей, 1 автономная область, 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения. 16. Декабрь 1999 г. – подписание договора о создании Союзного государства между Россией и республикой Беларусь. 17. 13 мая 2000 г. – выделение 7 федеральных округов на территории РФ. 18. Февраль 2002 г. – создание ЕвроЗЭС (Европейская зона экономической свободы) (вошли Киргизия, Молдавия, Украина, Беларусь, РФ). 19. С 1.12.2005 г. объединение субъектов РФ. 20. С 1.01.2006 г. – реформа системы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. – вступил в силу 1.01.2006 г.). 21. Март 2008 г. – последнее объединение субъектов РФ (их стало 83). 22. 19.01.2010 г. – образование восьмого федерального округа – Северо-Кавказского. 23. 2013 год - объединение администраций муниципальных районов и районных центров; укрупнение муниципальных образований, их объединение и в результате этого уменьшение количества муниципальных образований (городских и сельских поселений). 24. 17 марта 2014 года подписание Указа Президента РФ «О признании суверенной государственной независимости республики Крым». 25. 18 марта 2014 года подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (их стало 85). 26. 21.03.2014 образование 9-го Крымского федерального округа в составе РФ. 27. 27.05.2014 - внесение изменений в 131 ФЗ: в России появились два новых вида муниципальных образований - городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские районы. 28. 28.07.2016 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти преобразованы Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ в Южный федеральный округ (8 федеральных округов). 29. Май 2019 г. - внесение изменений в 131 ФЗ: в России появился новый вид муниципальных образований – муниципальный округ. 30. Принятие Стратегии территориального развития, согласно которой появился новый вид территориальных образований – макрорегионов. 2. Территориальное разделение труда – основа развития экономики региона. Понятие территории, района, региона. Обширная территория России имеет различные виды почв и различ­ные климатические зоны. Состав отраслей в различных частях нашей станы неодинаков и зависит от больших различий в природных усло­виях, обеспеченности трудовыми и природными ресурсами, транспор­том, различиями в национальном составе населения. Стабилизация и дальнейшее развитие экономики страны, а, следо­вательно, создание реальных условий для повышения благосостояния российских граждан зависят от того, насколько полно будут учиты­ваться территориальные особенности. Роль территории в развитии человеческого общества вообще и его экономических отношений в частности весьма сложна и многообразна. Территория - это определенная часть земли, в состав которой включаются суша, вода, недра и воздушное пространство. Пределы всякой территории очерчиваются линией - границей, отделяющей одну территорию от другой по определенным признакам: политико-административным - территория страны, территория рес­публики, края, области и т.д.; экономическим - территория экономических районов, зон и т.д.; природно-географическим - территория лесов, степей, полей и т.д. Наличие этих признаков, характер их сочетания на данной терри­тории оказывают прямое влияние на формирование и развитие эконо­мики на ней. Тем самым определяются специфические особенности уп­равления производством, социальными процессами на каждой отдель­ной территории. В процессе формирования региональной экономики территория вы­полняет различные функции (см.табл.1). Таблица 1 Функции территории Территория служит как: Материальное условие производственной деятельности Используется как: -пространственная протяженность; - предмет труда (недра, вода, леса и т.д.); - средство труда (земля, водопады и т.д.) Место проживания и организации быта населения Служит для: - строительства жилья - культурно-бытовых объектов; - разведения парков, садов и т.д. Цельное пространство, где проявляются признаки этнической общности населения: язык, обычаи, обряды Служит объектом проявления чувств: социально-этнических; моральных и т.д. Территория в конечном счете представляет собой естественную основу развития социально-экономических явлений. Благоприятные условия отдельных терри­торий используются для развития определенных видов производства, т.е. специализированных отраслей производства. Так, благодаря социально-экономическим факторам для одних тер­риторий характерно большое количество предприятий машинострои­тельного комплекса, для других территорий, богатых топливно-энер­гетическими ресурсами, характерны предприятия топливной промыш­ленности и энергоемких производств. В этом заключается сущность территориального разделения труда, которое закрепляет отдельные отрасли производства за определенны­ми районами страны. Производство на территории однородной продукции, для которой имеются наиболее благоприятные условия, называется специализацией хозяйства территории. Продукцией отраслей специализации террито­рия обеспечивает не только себя, но и другие части страны, где условия для ее производства не столь благоприятны и требуются чрезмерно большие затраты. Т.о. специализация хозяйства террито­рии вызывает необходимость обмена продукцией с другими территори­ями. Таким образом, территориальное разделение труда - это специа­лизация территорий на выпуске определенной продукции и обмен специализированной продукцией между территориями. Территориальное разделение труда является основой формирования отдельных территориальных образований. Отдельное территориальное образование называется регионом. Это название происходит от латинского слова "region" - область, ра­йон. В настоящее время этот термин используется для обозначения территориальных единиц различного уровня. Регион рассматривается как обособленная часть единого хозяйственного комплекса страны с определенной специализацией, особой структурой производства, сис­темой внутренних и внешних экономических связей. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-куль­турных и иных условий. Регион может совпадать с границами терри­тории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Близким по значению к понятию “регион” является понятие “район”. Ранее термин “район” был более употребительным в русском языке, чем “регион”. Сейчас главным образом используется термин “регион”, термин же “район” используется только для обозначения определенных типов территориальных образований: • административный район (внутриобластной, внутрикраевой и т.д.) (в Саратовской области – Петровский, Энгельсский и т.д.); • муниципальный район (административный район как муниципальное образование с 1.01.2006 г.) (в Саратовской области – Петровский, Энгельсский и т.д.); • внутригородской район (Ленинский, Заводской в г.Саратове); • крупный экономический район (Северный КЭР). Термин “регион” используется только для обозначения: • субъектов РФ (Саратовская область); • федеральных округов (Приволжский); • крупных экономических районов (Северный, Поволжский и др.). • основных экономических зон • макрорегионов 3. Экономическое районирование как научный метод территориальной организации народного хозяйства. Принципы и функции экономического райони­рования. Разделение, разграничение территории страны на отдельные обо­собленные участки, называемые регионами, представляет собой эко­номическое районирование. Экономическое районирование - научный метод территориальной организации народного хозяйства. Научно обоснованное экономическое районирование и территори­альная организация народного хозяйства в экономических районах являются условием эффективного размещения производительных сил по территории страны. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства станы, взаимосвязанные друг с другом постоянным обменом производимых в них товаров и другими экономи­ческими отношениями. Основные принципы экономического районирования: 1) экономический, в соответствии с которым район рассматрива­ется как специализированная территориальная часть единого народ­ного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств, 2) национальный - учет национального состава населения, его исторически сложившихся особенностей труда и быта, 3) административный, определяющий единство экономического ра­йонирования и территориально-административного устройства страны. Экономическое районирование выполняет три важнейшие функции (см. табл.2). Экономическое районирование подразумевает не только общее (по всей территории страны), но и внутреннее районирование (в преде­лах отдельного региона), что является одной из предпосылок улуч­шения размещения и развития производства, правильной организации управления экономикой региона. Таблица 2 Функции экономического районирования Функции Содержание Политическая Укрепление устойчивости госу­дарства Социально- хозяйственная Создание наилучших условий для формирования в стране рациональных территориальных пропорций и развитых эффективных региональных комплексов национального хозяйства Организационная Обеспечение приносящей требуемые резуль­таты управляемости территориями 4. Современная система экономического районирования. Под территориальным устройством страны понимается, прежде всего, наиболее распространенное и характерное для любого государства административно-территориальное устройство или деление. Поскольку Россия - федеративное государство, то на высшем уровне - это федеративное устройство. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации (они могут иметь и другое название) и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны. Россия, как крупнейшее государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда. Разделение, разграничение территории страны на отдельные обо­собленные участки, называемые регионами, представляет собой эко­номическое районирование. Экономическое районирование России включает следующую систему террито­риальных образований (см. табл.3): Таблица 3 Система экономического районирования России Уровни районирования Территориальные образования Количество На12.12 1993 На 1.01. 2004 На 1.01. 2009 На 1.02. 2010 На 1.04. 2014 На 1.08. 2016 На 01.03. 2019 1. Макроуровень Основные экономические зоны 2 2 2 2 2 2 2 Крупные экономические районы 11 11 11 11 11 11 11 Федеральные округа 7 7 8 9 8 8 Макрорегионы 12 2. Мезоуровень Субъекты Федерации – всего: 89 89 83 83 85 85 85 Области 49 49 46 46 46 46 46 Автономная область 1 1 1 1 1 1 1 Республики 21 21 21 21 22 22 22 Автономные округа 10 10 4 4 4 4 4 Края 6 6 9 9 9 9 9 Города федерального значения 2 2 2 2 3 3 3 3. Микроуровень Административно-территориальные единицы: Районы 1866 1867 1868 Города – всего 1099 1099 1097 в том числе республиканского, краевого, областного и окружного подчинения 649 583 Городские районы (округа) 330 327 328 Поселки городского типа 1793 1318 1295 Сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы местного самоуправления) 24420 23160 Сельские населенные пункты (села, деревни, хутора, железнодорожные разъезды и т.д.) 155290 … Из них – муниципальные образования 11696 24035 23907 22777 22406 21501 Под территориальным устройством страны понимается, прежде всего, наиболее распространенное и характерное для любого государства административно-территориальное устройство или деление. Поскольку Россия - федеративное государство, то на высшем уровне - это федеративное устройство. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации (они могут иметь и другое название) и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны. Россия, как крупнейшее государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда. Макроуровень (макрорайонирование) - выделение из общей территории страны крупных составных частей - 2-х основных экономических зон (Европейская и Восточная), 11 крупных экономических районов, 8 федеральных округов, 12 макрорегионов. Деление территории России на две основные экономические зоны более точно ориентирует на выявление важ­нейших природных ресурсов, рациональное развитие и размещение производительных сил на долгосрочную перспективу, решение гло­бальных государственных задач. Основные экономические зоны не имеют собственной системы управления. Крупные экономические районы (КЭР) представляют собой экономические образования (см.табл.4). Таблица 4 Крупные экономические районы России №п/п Крупные экономические районы России 1 Северный 2 Северо-Западный 3 Центральный 4 Волго-Вятский 5 Центрально-Черноземный 6 Поволжский 7 Северо-Кавказский 8 Уральский 9 Западно-Сибирский 10 Восточно-Сибирский 11 Дальневосточный Европейскую часть России образуют первые восемь КЭР, Восточную часть – последние три КЭР. Состав крупных экономических районов России представлен в таблице 5. В силу географического расположения Калининградская область не входит в состав ни одного крупного экономического района, не является крупным экономическим районом. Крупными экономические районы называются так исходя главным обра­зом из занимаемой площади. Крупные экономические районы не имеют собственной системы управления. Начало XIX в – первые попытки экономического районирования, носившие сельскохозяйственных характер (1818 г. первые попытки деления России на 10 районов, предложенные Арсеньевым). 1982 г. – последние преобразования в системе экономического районирования: Северо-западный район разделен на Северный и Северо-Западный, т.о. последняя сетка экономического районирования СССР включала 19 КЭР, из них 11 в РСФСР. В РФ в настоящее время выделяются все те же 11 КЭР. Таблица 5 Состав крупных экономических районов Российской Федерации Российская Федерация Северный район Северо-Кавказский район Республика Карелия Республика Адыгея Республика Коми Республика Дагестан Архангельская область, В том числе: Республика Ингушетия Ненецкий автономный округ Кабардино-Балкарская Республика Вологодская область Карачаево-Черкесская Республика Мурманская область Республика Северная Осетия-Алания Северо-Западный район Чеченская Республика г.Санкт-Петербург Краснодарский край Ленинградская область Ставропольский край Новгородская область Ростовская область Псковская область Уральский район Центральный район Республика Башкортостан Брянская область Удмуртская республика Владимирская область Курганская область Ивановская область Оренбургская область Калужская область Пермский край Костромская область Свердловская область г.Москва Челябинская область Московская область Западно-Сибирский район Орловская область Республика Алтай Рязанская область Алтайский край Смоленская область Кемеровская область Тверская область Новосибирская область Тульская область Омская область Ярославская область Томская область Волго-Вятский район Тюменская область, в том числе: Республика Марий Эл Ханты-Мансийский автономный округ- Югра Республика Мордовия Ямало-Ненецкий автономный округ Чувашская республика Восточно-Сибирский район Кировская область Республика Бурятия Нижегородская область Республика Тыва Центрально-Черноземный район Республика Хакасия Белгородская область Красноярский край Воронежская область Иркутская область Курская область Забайкальский край Липецкая область Дальневосточный район Тамбовская область Республика Саха (Якутия) Поволжский район Еврейская автономная область Республика Калмыкия Чукотский автономный округ Республика Татарстан Приморский край Астраханская область Хабаровский край Волгоградская область Амурская область Пензенская область Камчатский край Самарская область Магаданская область Саратовская область Сахалинская область Ульяновская область Калининградская область Республика Крым Г.Севастополь В целях укрепления государственного единства, обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности дея­тельности федеральных органов государственной власти и совер­шенствования системы контроля за исполнением их решений в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г на территории РФ были выделены 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В федеральных округах действуют: Аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, аппарат главного федерального инспектора по субъектам РФ. Полномочные представители входят в Администрацию Президента РФ. УКАЗ Президента РФ от 19.01.2010 N 83 "О ЗАМЕСТИТЕЛЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛНОМОЧНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕВЕРО - КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ" изменил систему федеральных округов, создан восьмой, Северо-Кавказский федеральный округ. В Северо-Кавказский округ вошли республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край. Столицей округа стал Пятигорск. Соответственно, в Южном федеральном округе остались Краснодарский край и Адыгея, Астраханская, Волгоградская и Ростовская область, а также Калмыкия. Указом Президента РФ от 21.03.2014 № 168 "Об образовании Крымского федерального округа" был создан 9 федеральный округ. 28.07.2016 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти преобразованы Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ в Южный федеральный округ, 8 федеральных округов. 3.11.2018 года внесены изменения в перечень федеральных округов. Республика Бурятия и Забайкальский край, входившие в состав Сибирского федерального округа, включены в состав Дальневосточного федерального округа. Таблица 6 Федеральные округа РФ №п/п Федеральные округа РФ 1 Северо-Западный 2 Центральный 3 Приволжский 4 Северо-Кавказский 5 Южный 6 Уральский 7 Сибирский 8 Дальневосточный Таблица 7 Состав федеральных округов РФ с 2016 г. 1. Центральный федеральный округ 5. Приволжский федеральный округ Белгородская область Республика Башкортостан Брянская область Республика Марий Эл Владимирская область Республика Мордовия Воронежская область Республика Татарстан Ивановская область Удмуртская Республика Калужская область Чувашская Республика Костромская область Пермский край Курская область Кировская область Липецкая область Нижегородская область Московская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Рязанская область Самарская область Смоленская область Саратовская область Тамбовская область Ульяновская область Тверская область 6. Уральский федеральный округ Тульская область Курганская область Ярославская область Свердловская область г.Москва Тюменская область 2. Северо-Западный федеральный округ в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ - Югра Республика Карелия Республика Коми Ямало-Ненецкий авт. округ Архангельская область Челябинская область в том числе Ненецкий авт.округ 7. Сибирский федеральный округ Вологодская область Республика Алтай Калининградская область Республика Бурятия Ленинградская область Республика Тыва Мурманская область Республика Хакасия Новгородская область Алтайский край Псковская область Забайкальский край г.Санкт-Петербург Красноярский край 3. Южный федеральный округ Иркутская область Республика Адыгея Кемеровская область Республика Калмыкия Новосибирская область Краснодарский край Омская область Астраханская область Томская область Волгоградская область 8. Дальневосточный федеральный Ростовская область округ Республика Крым Республика Саха (Якутия) Г.Севастополь Камчатский край 4. Северо-Кавказский округ Приморский край Республика Дагестан Хабаровский край Республика Ингушетия Амурская область Кабардино-Балкарская Республика Магаданская область Карачаево-Черкесская Республика Сахалинская область Республика Северная Осетия - Алания Еврейская авт.область Чеченская Республика Чукотский авт.округ Ставропольский край Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"): Макрорегион – часть территории страны, включающая в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования. Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р была утверждена Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года, в которой были выделены 12 макрорегионов. Название Состав Центральный Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва Центрально-Черноземный Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область Северо-Западный Республика Карелия, Калининградская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург Северный Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ Южный Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь Северо-Кавказский Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республику, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республику, Ставропольский край Волго-Камский Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область Волго-Уральский Республика Башкортостан, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область Уральско-Сибирский Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ Южно-Сибирский Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область Ангаро-Енисейский Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область Дальневосточный Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ Схема размещения макрорегионов Российской Федерации Макрорегионы РФ не являются административно-территориальными единицами, а будут отражать сложившиеся социально-экономические связи. Предполагается, что такое деление позволит обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия. Выделяются макрорегионы на основе соседского положения и потенциала кооперации субъектов. В состав каждого макрорегиона предполагается включать хотя бы один крупный центр экономического роста (сейчас в РФ насчитываются 14 крупнейших и шесть крупных городских агломераций, а также четыре минерально-сырьевых центра). Также в макрорегионе должны быть объекты инфраструктуры, обеспечивающие связанность территорий и выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад—Восток, Север—Юг. Концепция пространственного развития России подготовлена министерством экономического развития РФ. Ведомство предлагает структурировать регионы, исходя из их экономической специализации и социально-экономических проблем, подразумевающих дополнительные дотации. Макрорегионы включают в себя территории двух и более субъектов, для которых выделят отдельные направления социально-экономического развития. Субъекты должны быть соседними, иметь возможность создания общей инфраструктуры и взаимно дополнять друг друга в вопросах развития производства. Для каждого макрорегиона должен быть создан собственный субъект управления. В концепции отмечается, что формирование макрорегионов будет способствовать "увеличению числа центров роста", повысит конкурентоспособность России и обеспечит ее многополярное развитие. Стратегией установлены виды перспективной специализации для каждого субъекта РФ. Например, для Саратовской области это: производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производство кокса и нефтепродуктов; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство мебели; производство металлургическое; производство пищевых продуктов; производство прочей неметаллической минеральной продукции; производство прочих готовых изделий; производство прочих транспортных средств и оборудования; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство табачных изделий; производство текстильных изделий; производство химических веществ и химических продуктов; производство электрического оборудования; растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях; деятельность полиграфическая и копирование носителей информации; деятельность в области информации и связи; деятельность профессиональная, научная и техническая; транспортировка и хранение; туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма). 5. Федеративное устройство РФ Мезоуровень (мезорайонирование) - выделение в составе крупных экономичес­ких районов среднего звена – мезорегионов, к которым относятся субъекты РФ. Согласно статье 5 Конституции РФ 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 12 декабря 1993 г. в РФ выделялось 89 субъектов РФ, на 1.12.2005 г. – 88 субъектов РФ, на 1.01.2007 г. – 86 субъектов РФ, на 1.07.2007 – 85 субъектов, на 1.01.2008 – 84 субъекта, на 1.03.2008 г. – 83 субъекта, на 1.04.2014 – 85 субъектов. Таблица 9 Изменение количества субъектов РФ Регионы Количество На 12.12. 1993 На 1.12. 2005 На 1.01. 2007 На 1.07. 2007 На 1.01. 2008 На 1.03. 2008 На 1.04. 2014 Субъекты Федерации – всего: 89 88 86 85 84 83 85 Области 49 48 48 47 47 46 46 Автономная область 1 1 1 1 1 1 1 Республики 21 21 21 21 21 21 22 Автономные округа 10 9 7 6 5 4 4 Края 6 7 7 8 8 9 9 Города федерального значения 2 2 2 2 2 2 3 Субъекты РФ представляют собой вполне самостоятельные экономические образования, в которых действуют органы государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Основным Законом - Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года "РФ - Россия - есть демократическое федеративное правовое государс­тво с республиканской формой правления". В федеративных государствах, как правило, имеет место федера­тивное устройство. Административно-территориальное устройство характерно для унитарного централизованного государства. Административно-территориальное устройство - система террито­риальной организации государства, на основе которой действуют органы местного самоуправления. Федерализм (от лат. – союз, объединение) – форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы: формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации; субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией. РФ – крупнейшая из бывших союзных республик по размерам территории, численности населения, по количеству и разнообразию природных богатств, экономическому потенциалу. Россия является единственной федерацией в СНГ. Территориальная организация России отличается рядом значительных особенностей. В связи с этим изучение территориальной организации станы и региональный анализ ее экономических районов имеет огромное значение. Составными частями федерации являются субъекты федерации. Субъектами РФ выступают суверенные республики, об­ласти, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения. До принятия конституции 1993 г. они являлись административно-территориальными единицами. Таблица 10 Регионы-субъекты РФ на 1.01.2016 г. Регионы Российской Федерации Республики 12 Калининградская область 1 Республика Адыгея 13 Калужская область 2 Республика Башкортостан 14 Кемеровская область 3 Республика Бурятия 15 Кировская область 4 Республика Алтай 16 Костромская область 5 Республика Дагестан 17 Курганская область 6 Республика Ингушетия 18 Курская область 7 Кабардино-Балкарская Республика 19 Ленинградская область 8 Республика Калмыкия 20 Липецкая область 9 Карачаево-Черкесская Республика 21 Магаданская область 10 Республика Карелия 22 Московская область 11 Республика Коми 23 Мурманская область 12 Республика Марий Эл 24 Нижегородская область 13 Республика Мордовия 25 Новгородская область 14 Республика Саха (Якутия) 26 Новосибирская область 15 Республика Северная Осетия-Алания 27 Омская область 16 Республика Тыва 28 Оренбургская область 17 Республика Татарстан 29 Орловская область 18 Удмуртская республика 30 Пензенская область 19 Республика Хакасия 31 Псковская область 20 Чеченская Республика 32 Ростовская область 21 Чувашская республика 33 Рязанская область 22 Республика Крым 34 Самарская область Края 35 Саратовская область 1 Алтайский край 36 Сахалинская область 2 Забайкальский край 37 Свердловская область 3 Камчатский край 38 Смоленская область 4 Краснодарский край 39 Тамбовская область 5 Красноярский край 40 Тверская область 6 Пермский край 41 Томская область 7 Приморский край 42 Тульская область 8 Ставропольский край 43 Тюменская область 9 Хабаровский край 44 Ульяновская область Области 45 Челябинская область 1 Амурская область 46 Ярославская область 2 Архангельская область Города федерального подчинения 3 Астраханская область 1 г.Москва 4 Белгородская область 2 г.Санкт-Петербург 5 Брянская область 3 Г.Севастополь 6 Владимирская область Автономная область 7 Волгоградская область 1 Еврейская автономная область 8 Вологодская область Автономные округа 9 Воронежская область 1 Ненецкий автономный округ 10 Ивановская область 2 Ханты-Мансийский автономный округ 11 Иркутская область 3 Чукотский автономный округ 4 Ямало-Ненецкий автономный округ Субъекты РФ имеют административно-территориальное деление (см.рис.1). Рис. 1. Федеративное устройство РФ и административно-территориальное деление субъектов РФ Таблица 10 Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации Республики • Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2)*; • Имеют свою конституцию (статья 5 п.2); • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); • Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2); Края и области • Имеют свой устав (статья 5 п.2); • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); • Могут включать автономные округа (статья 66 п.4); Города федерального значения • Имеют свой устав (статья 5 п.2); • Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Автономные области • Имеет свой устав (статья 5 п.2); • Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1); • Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3); • Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); • Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); Автономные округа • Имеют свой устав (статья 5 п.2); • Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3); • Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4); • Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); *В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения. Таблица 11 Особенности федеративного устройства РФ Один субъект федерации не входит в состав другого, кроме автономных округов, входящих в состав краев или областей. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа, и соответственно, органами государственной власти края и или области. Наличие разных государственно-правовых статусов субъектов РФ (шесть статусов: республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения). В республиках – глава республики, президент (до 1.01.2016 г.), основной закон - конституция, вправе устанавливать свои государственные языки, во всех остальных субъектах РФ – глава субъекта РФ - губернатор (глава администрации), основной закон - устав. Смешанный принцип построения федерации: национально-территориальное деление (республики, автономии) и административно-территориальное деление (области, края, города федерального подчинения). Слишком большое количество регионов-субъектов РФ, наличие регионов с маленькой территорией, малой численностью населения, со слабым экономическим потенциалом (дотационных регионов). Объединение субъектов РФ: • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года. • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года. • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года. • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года. Присоединение к России новых регионов: Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. 6. Административно-территориальное деление субъектов РФ Микроуровень (микрорайонирование) – внутреннее деление территории субъекта РФ на административно-территориальные единицы (районы, города, поселки городского типа, городские районы (округа), сельские населенные пункты). В Саратовской области на начало 2014 г. выделялось 38 районов, 18 городов, 6 городских районов, 26 поселков городского типа, 1804 сельских населенных пункта (табл.11, рис.2) Таблица 12 Административно-территориальное деление Саратовской области (на начало года, ед) 1993 2006 2009 2010 2012 2014 Районы 38 38 38 38 38 38 Города 17 18 18 18 18 18 Городские районы 6 6 6 6 6 6 Поселки городского типа 35 27 27 27 26 26 Сельские администрации (сельские округа) 587 - - - - - Сельские населенные пункты (села, деревни, хутора, железнодорожные разъезды) 1769 1784 1782 1778 1804 1804 Рис. 2. Административно-территориальное устройство Саратовской области Административно-территориальное деление субъектов РФ, как одна из форм экономического районирования, позволяет осуществить целенаправленное управление в пределах территории субъекта Федерации и регулировать социально-экономические процессы с учетом специфики административно-хозяйственных районов территории. Таблица 13 Сведения об административно-территориальном устройстве Саратовской области (на 1 января 2014 года) Общая площадь территории (тыс .км2) Количество поселений Количество населенных пунктов Всего Города Рабочие поселки сельские населенные пункты Всего по области 101240,04 360 1848 18 26 1804 Александрово-Гайский 2699,48 7 58 58 Аркадакский 2237,03 7 58 1 57 Аткарский 2683,25 15 67 1 66 Базарно-Карабулакский 2293,83 13 47 2 45 Балаковский 3204,42 18 48 1 47 Балашовский 2924,56 16 62 1 1 60 Балтайский 1254,18 4 30 30 Вольский 3840,33 15 65 1 2 62 Воскресенский 1451,10 3 28 28 Дергачевский 4499,65 13 47 1 46 Духовницкий 1978,25 7 21 1 20 Екатериновский 3035,17 14 57 1 56 Ершовский 4215,17 15 62 1 61 Ивантеевский 2047,79 9 26 26 Калининский 3258,10 13 63 1 62 Красноармейский 3329,14 19 42 1 1 40 Краснокутский 2929,55 13 42 1 41 Краснопартизанский 2393,24 8 30 1 29 Лысогорский 2336,32 11 44 1 43 Марксовский 2908,64 7 58 1 57 Новобурасский 1735,02 8 38 1 37 Новоузенский 4122,56 12 82 1 81 Озинский 4093,53 11 38 1 37 Перелюбский 3690,82 12 46 46 Петровский 2322,41 6 66 1 65 Питерский 2583,50 8 43 43 Пугачевский 3905,82 10 65 1 64 Ровенский 2145,54 8 26 1 25 Романовский 1286,65 8 21 1 20 Ртищевский 2302,96 7 94 1 93 Самойловский 2591,93 8 39 1 38 Саратовский 1951,07 12 79 2 77 Советский 1434,36 9 20 3 17 Татищевский 2077,10 11 57 1 56 Турковский 1406,90 9 50 1 49 Федоровский 2521,45 15 30 1 29 Хвалынский 1920,87 9 35 1 34 Энгельсский 3233,06 7 59 1 1 57 ЗАТО Михайловский 19,32 2 2 ЗАТО Светлый 3,49 1 1 ЗАТО Шиханы 9,84 1 1 г. Саратов: 381,97 1 1 Таблица 14 Районы Саратовской области Правобережье Левобережье Аркадакский район Алксандрово-Гайский Аткарский район Балаковский Базарно-Карабулакский район Дергачевский Балашовский район Духовницкий Балтайский район Ершовский Воскресенский Ивантеевский Вольский Краснокутский Красноармейский Краснопартизанский Калининский Марксовский Екатериновский Новоузенский Лысогорский Озинский Новобурасский Перелюбский Петровский Питерский Романовский Пугачевский Саратовский Ровенский Самойловский Советский Ртищевский Федоровский Татищевский Энгельсский Турковский Хвалынский В соответствии с Федеральным Законом от 28.08.1995 г. № 154 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Местный бюджет необязательно должен совпадать с административными границами той или иной территории. Допускалось, что внутри одного муниципального образования могут иметься еще несколько таких же образований (более низкого уровня), но со своими бюджетами, собственностью и органами управления. Для большинства регионов России, особенно в пределах территориально крупных субъектов РФ, была характерна система многоуровневого местного самоуправления. Одновременно в местных бюджетах могли быть предусмотрены в качестве их составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, вступившим в силу 1.01.2006 г. муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, муниципальный округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение - городское или сельское поселение; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; городской округ - это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;  внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений; С 1.01.2006 г. в Саратовской области местное самоуправление осуществлялось в 439 муниципальных образованиях, в том числе: • в 4 городских округах (г.Саратов, ЗАТО пос.Светлый, г,Шиханы, пос.Михайловский); • в 38 муниципальных районах; • в 42 городских поселениях; • в 355 сельских поселениях. Последние 397 муниципальных образований в Саратовской области (городские и сельские поселения) являлись вновь образованными. В 2019 году в Саратовской области осталось 351 муниципальное образование, так как активно идет процесс объединения поселений в более крупные муниципальные образования. В городских округах, муниципальных районах, городских поселениях глава муниципального образования является одновременно либо председателем представительного органа, либо главой администрации. В сельских поселениях глава муниципального образования является: 1 - либо председателем представительного органа, 2 - либо главой администрации, 3- либо одновременно и председателем представительного органа, и главой администрации. Рис.3. Муниципальные образования Саратовской области на 1.01.2006 г. Рис.4. Муниципальные образования Саратовской области на 1.01.2019 Многообразие местных условий, особенно характерное для нашей страны (ее ис­торические традиции, состав населения и специфика расселения на отдельных территориях, разнообразие территориальных и природно-климатических условий), предопределило пути развития местного самоуправления. Как показы­вает опыт его организации, одной из многочисленных проблем остается поиск оптимального соотношения на уровне каждого местного сообщества общего­сударственных интересов, интересов субъекта РФ и населения конкретного поселка или города. Законодательные акты РФ и субъектов РФ наряду с установлением общих принципов организации местного самоуправления в России определяют особенности орга­низации местного самоуправления на отдельных территориях. Так, в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") впервые предпринята попытка учесть многообразие видов (категорий) муниципальных образований и соответственно определить их особенности. В главе 11 Закона № 131-ФЗ были выделены муниципальные образования, на территории которых такие особенности имели комплексный характер, т.е. затрагивали территориальную, организационную, функциональную и экономическую основы организации местного самоуправления, порядок взаимодействия с органами государственной власти: - города федерального значения; - закрытые административно-территориальные образования; - наукограды; - приграничные территории; - муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) - территория инновационного центра "Сколково" - территории опережающего социально-экономического развития. Закрытые административно-территориальные образования и наукограды являются муниципальными образованиями со статусом городского округа. Таблица 14 Территории, для которых характерна особая организация местного самоуправления субъекты Российской Федерации – города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) наукограды приграничные территории муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) территории инновационного центра "Сколково" территории опережающего социально-экономического развития Свободный порт Владивосток территории инновационных научно-технологических центров 7. Органы власти в РФ. Региональная структура управления. Вопросы организации власти неразрывно связаны с территориальным устройством государства, так как функционирование органов управления осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (см.табл.15). Таблица 15 Система управления в РФ В РФ – органы государственной власти РФ (государственные федеральные органы управления) Законодательные (представительные) Исполнительные Судебные Федеральное собрание (парламент): - Совет Федерации (верхняя палата) - Государственная Дума (нижняя палата) Правительство РФ. Министерства, агентства, службы, управления РФ Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ В субъектах РФ – органы государственной власти субъектов РФ (государственные региональные органы управления) Законодательные (представительные) Исполнительные Судебные Областная Дума, областное Законодательное собрание, Республиканский Парламент, Государственный Совет республики Краевое Законодательное Собрание, Городская Дума Городское законодательное собрание Представительные органы власти автономных округов и автономной области Администрация (Правительство) – высший исполнительный орган власти. Министерства, комитеты, иные органы исполнительной власти субъектов РФ Территориальные представительства федеральных органов исполнительной власти Конституционный суд республики, Уставные суды субъектов РФ (региональные) Верховный суд республики (федеральный), Областные, краевые, городские суды РФ (федеральные) Арбитражные суды субъектов РФ (федеральные) Мировые судьи (региональные) В муниципальных образованиях – органы местного самоуправления (местные (муниципальные) органы управления) Представительные Исполнительные Судебные Городская Дума Собрание муниципального района Совет депутатов городского, сельского поселения Представительные органы внутригородских территорий городов федерального значения, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов Администрация муниципального образования 8. История развития административно-территориального устройства страны. Исторические этапы развития административно-территориального устройства страны: 1. Период до XVIII в – в России существовали уезды, воеводства, станы, округа. 2. 1708 г. (реформы Петра I) – страна разделена на 8 крупных губерний, а губернии – на уезды. 3. 1727 г. – выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. 4. 1775 г. – по указу Екатерины II проведена новая административная реформа: разукрупнение губерний (до 1775 г. число губерний выросло до 20, затем до 68). 5. 1861 г. – формирование еще одной административной единицы после отмены крепостного права - волости. 6. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц. Такое административно-территориальное деление оставалось неизменным до Октябрьской революции. 7. Период с 1917 г. – формирование послереволюционного административно-территориального деления станы. 1918 г – образование РСФСР. Декабрь 1922 г. – образование СССР. В первые годы советской власти произошел отказ от старых административных единиц (губерний, уездов, волостей) и введение новых административных единиц (краев, областей, районов). 8. К концу 30-х гг. XX в. сформировалось следующее политико-административное деление СССР, включавшее: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев, 114 областей. В состав РСФСР входило: 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов, 49 областей, 6 краев. 9. Декабрь 1991 г. – распад СССР, образование РФ, СНГ. 10. 12 декабря 1993 г. принятие Конституции РФ, в соответствии с которой составными частями Федерации стали 89 субъектов РФ: 49 областей, 1 автономная область, 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР: • все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 г.  – автономные области и АССР) стали республиками; • все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона; • Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области; • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию; • два города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения; • с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации; • были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую; • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области. 11. 13 мая 2000 г. – выделение 7 федеральных округов на территории РФ. 12. С 1.12.2005 г. объединение субъектов РФ (83). 13. С 1.01.2006 г. – реформа системы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. – вступил в силу 1.01.2006 г.). 14. Март 2008 г. – последнее объединение субъектов РФ. 15. 19.01.2010 г. – образование восьмого федерального округа – Северо-Кавказского. 16. 2013 год - объединение администраций муниципальных районов и районных центров; укрупнение муниципальных образований, их объединение и в результате этого уменьшение количества муниципальных образований (городских и сельских поселений). 17. 17 марта 2014 года подписание Указа Президента РФ «О признании суверенной государственной независимости республики Крым». 18. 18 марта 2014 года подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (85 субъектов РФ). 19. 21.03.2014 образование 9-го Крымского федерального округа в составе РФ. 20. 27.05.2014 - внесение изменений в 131 ФЗ, в соответствии с которым в России появятся два новых вида муниципальных образований - городские округа с внутригородским делением, а также внутригородские районы. 21. 28.07.2016 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти преобразованы Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ в Южный федеральный округ (8 федеральных округов). 22. Май 2019 г. - внесение изменений в 131 ФЗ: в России появился новый вид муниципальных образований – муниципальный округ. 23. Принятие Стратегии территориального развития, согласно которой появился новый вид территориальных образований – макрорегионов. Этапы развития экономических районов: Начало XIX в – первые попытки экономического районирования, носившие сельскохозяйственных характер (1818 г. первые попытки деления России на 10 районов, предложенные Арсеньевым) Середина XIX в. – районирование Европейской части России на 14 областей (по природным и экономическим условиям территорий - П.П. Семенов-Тян-Шанский). Конец XIX в – выделение 12 районов европейской части России (П.П. Семенов-Тян-Шанский). Опыт дореволюционного районирования носили в основном познавательный, а не практический характер, но их работы использовались при разработке госплановской сетки экономических районов. 1920 г. – первый опыт советского экономического районирования (по плану ГОЭЛРО выделялось 8 районов) 1938-1940 гг. – новая сетка экономических районов – 13 крупных экономических районов (КЭР). 1963 г. – раздел территории СССР на 18 крупных экономических районов, в т.ч. В РСФСР – 10. 1982 г. – Северо-западный район разделен на Северный и Северо-Западный, т.о. последняя сетка экономического районирования СССР включала 19 КЭР, из них 11 в РСФСР. Это последние преобразования в системе экономического районирования. 1991 г. с распадом СССР в РФ остались 11 КЭР.
«Территория и границы РФ. Экономическое районирование страны» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot