Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Теория провалов рынка и роль государства в рыночной экономике
Вопросы
6.1. Теория провалов рынка
6.2. Государство в рыночной экономике, основные направления политики государства на микроуровне.
6.1. Теория провалов рынка
Причины фиаско рынка как регулятора экономики
1. рыночная власть монополий;
2. внешние эффекты, проявляющиеся в производстве и потреблении, в том числе и для третьих лиц (т.е., лиц, не участвующих в сделке) даже при наличии большинства условий совершенной конкуренции;
3. необходимость производства общественных благ (армия) и общественно значимых частных благ (образование). Спрос не определен. Потребление общедоступно, что ведет к финансированию из госбюджета;
4. неполнота информации (информационная асимметрия) – отсутствие у участников рыночных отношений полной и объективной информации, что ведет к выгодности предложения подделок и дешевых суррогатов и фиаско качественной продукции (негативному отбору).
5. социальное неравенство, требующее перераспределения дохода в пользу бедных. Рынок не выравнивает доходы.
1. Рыночная власть монополий
(http://www.libertarium.ru/lib_mbv_v) Фридрих фон Визер. Теория общественного хозяйства
§16 Капиталистическое господство в современном народном хозяйстве
«В преддверии современного капитализма действительные предпосылки частного хозяйственного порядка созрели до такой степени, какой никогда не было ранее; казалось, будто все исторически унаследованные формы опеки и ограничения экономической свободы стали ненужными. Историческое воспитание в гражданах способности к народнохозяйственному взаимодействию казалось завершенным, проблема народнохозяйственного единства казалась решенной для культурных народов благодаря постепенно укрепившимся силам свободы. На этой почве возникло классическое учение о свободе. Не в последнюю очередь оно было вызвано к жизни распространением крупных предприятий, которые нуждались в полной свободе действий, чтобы на новых путях развития общества использовать достижения новой техники. Однако в ходе стремительного развития превосходство крупных предприятий превращалось во власть и господство, и через короткое время равновесие частного хозяйственного порядка было настолько разрушено, что учение о свободе оказалось неприменимым во многих областях народного хозяйства. "Разумное доводится до абсурда".
Подобно тому, как переход к современному крупному государству происходит под династическим руководством, переход к современному крупному предприятию возможен только под капиталистическим руководством. Так же как для утверждения испанского господства в Мексике и Перу необходимы были завоеватели типа Кортеса и Писарро, так должны были появиться и экономические конкистадоры, чтобы создать трестовскую организацию. Огромнейшее число мелких и средних предпринимателей не могло освободиться от исторической узости связывающих их ремесленных и промышленных союзов, настолько сильно им угрожала конкуренция со стороны крупных предприятий; по тем же причинам и рабочие не были способны создавать крупные предприятия путем кооперационного объединения. Не владение капиталом было с самого начала решающим фактором, а сила личности, и очень часто новые руководители поднимались наверх, начиная с малого, или даже выходили из самой среды рабочих. Лидером становился тот, кто обладал достаточно острым взглядом для того, чтобы понять преимущества крупного предприятия, и несгибаемой силой, открывающей к нему пути. Новые крупные предприятия в своей области оказывались настолько превосходящими старое мелкое хозяйствование, насколько, если позволено такое сравнение, крупное государство превосходит мелкое. При выполнении многочисленных предпринимательских задач крупному предприятию была гарантирована победа в конкурентной борьбе. Благодаря возможности прогнозировать взаимосвязи, что отличает экономику от прочих видов человеческой деятельности, можно в точных цифрах выразить факторы, которые приносят успех. Расчет показывает, что в многочисленных случаях производственной деятельности крупное предприятие имеет меньшие издержки производства, вследствие чего оно предлагает более низкую цену, чем у мелких и средних конкурентов, и отбирает у них рынок; оно в состоянии при помощи более высокой оплаты труда перетягивать к себе работников, если оно не может получить их другим путем, и оно в состоянии обеспечить занятость многочисленной дешевой рабочей силе, которую неспособно использовать старое ремесло, поскольку она была недостаточно обучена.
Крупный денежный капитал находит всеобъемлющие возможности использования власти, если ему удается установить монопольное господство на рынке. Ожидаемые при этом прибыли являются настолько заманчиво высокими, что постоянно повторяются попытки, как бы это ни было тяжело, полностью овладеть расширенными рынками национального и мирового хозяйства. Картели и тресты на высокой ступени развития представляют собой монополоидные образования, которые строят свое господство над рынком на производственном господстве. Ринги и корнеры пытаются действовать только лишь при помощи господства на рынке, в этом они приближаются к старому ростовщичеству, вытесненному сегодня улучшенной организацией кредита на открытом рынке. При этом они наносят больший ущерб, чем ростовщик, поскольку они пытаются извлекать свою прибыль применительно ко всему спросу, тогда как ростовщик ищет свои жертвы среди лиц и профессии с минимальной силой сопротивления. Правда, первые, какими бы обременительными ни были их действия, не угрожают экономическому существованию своих жертв, тогда как ростовщик, если ему предоставлена свобода действий, разоряет их.
Все прибыли, которые получает крупный капитал лишь вследствие господства над рынком, без предоставления обществу управленческих услуг, по праву воспринимаются общественным мнением как незаслуженные Они противоречат общественному смыслу хозяйства, потому что производят сдвиги в распределении доходов и имущества в ущерб обществу в целом и в пользу капиталистических властителей и потому что в дальнейшем, когда разбогатевшие капиталисты выходят на рынок как покупатели, происходят сдвиги в их пользу и в распределении натуральных ценностей».
Рыночная власть ищет пути превращения своей силы в дополнительный доход. Вот некоторые проявления власти, нарушающие эффективность рыночного механизма:
I. Фиксация цен (ценовой сговор). Является нарушением антимонопольного законодательства.
II. Слияние фирм, нарушающее конкуренцию: горизонтальное и вертикальное (холдинги).
III. Ценовая дискриминация позволяет фирме изъять потребительский излишек. В качестве меры противодействия используется запрет на продажу товара разным покупателям по разным ценам, если нет разницы в издержках. За исключением социальной сферы, где скидки неимущим поощряются.
IV. Связанные и исключительные контракты. Продажа товара при условии обязательной покупки других товаров или у данного продавца. Например, советская торговля дефицитного товара с довеском, или сейчас гарантийное обслуживание только у фирмы-продавца автомобиля.
V. Переплетающийся директорат («личная уния»). Например, в США, согласно поправке к закону Клейтона, одному человеку запрещается быть членом Совета директоров двух конкурирующих компаний, если их капиталы превышают $1 млн.
VI. Монополизация значительной доли рынка. В США, например, доля одной компании не должна превышать 60% объёма продаж в отрасли. В России при доле рынка 45% антимонопольной службой присваивается статус монополиста, при 35% рынка: ДХС – доминирующий хозяйствующий субъект.
2. Внешние эффекты
Внешний эффект – это проявление несовершенства рынка, возникающее, когда лица, даже не имеющие отношения к обмену, получают определённые выгоды или несут определенные издержки, связанные с этими действиями.
Один из способов решения данной проблемы – введение корректирующего потоварного налога (налога Артура Пигу). Решение основывается на том, что сторона, причиняющая вред, и сторона, страдающая от него, не способны к взаимной выгоде договориться между собой. Поэтому неизбежным становится государственное вмешательство. Введение потоварного налога удорожает товар с отрицательным внешним эффектом и сокращает спрос на него, что в свою очередь ведет к уменьшению его производства и вреда третьим лицам.
Издержки третьих лиц, например жителей, во дворе у которых строят еще один дом.
Пусть Счаст - это издержки на выпуск продукции предприятия. Они не учитывают ущерб, причиненный третьим лицам, т.е. издержки перелива Сext.
Общественные издержки Соб больше частных издержек на величину издержек третьих лиц.
Соб = Счаст + Сext.
Как уменьшить издержки третьих лиц? Варианты решения:
I. Превратить Сext в часть внутренних издержек фирмы Счаст, с помощью штрафов и запретов, увеличивающих затраты на производство, что снизит продажи и уменьшит производство вредной для третьих лиц продукции или вредного техпроцесса производства.
II. Налог в размере Сext, по сути дающий право на продолжение производства с обременением внешними издержками. Плати дополнительный налог и загрязняй, а государство на деньги налога будет устранять последствия загрязнения и снижать издержки третьих лиц.
III. Плата производителю за отказ от производства и связанного с ним загрязнения, за счет средств третьих лиц, несущих издержки. Они откупаются от загрязнителя, если их плата будет меньше их ущерба.
IV. Субсидия третьим лицам, компенсирующая их издержки Сext за счет производителя – например, покупки у них прав на загрязнение, на строительство дома у них во дворе.
V. Оплата Сext за счет общества из государственного бюджета.
Препятствия к введению налога на загрязнение следующие:
На практике очень трудно вычленить внешний эффект Сext и тем более его измерить, чтобы определить размер ставки корректирующего налога (или субсидии).
При наличии нескольких внешних эффектов трудно их разделить. А это необходимо, чтобы назначить налог или субсидию за каждый вид эффекта.
Работают неодинаковые фирмы в неодинаковых условиях. Единая ставка корректирующего налога (или субсидии) создаст неравные условия налогового бремени для них.
Хотя соблазн использовать государственный механизм для достижения равновесия велик, его реальные возможности далеко не безграничны.
3. Общественные блага и коллективные действия
Проблема внешних эффектов переходит в проблему производства коллективных и общественных благ.
Коллективные блага – товары и услуги, используемые совместно (коллективные антенны, общее имущество многоквартирного дома, места коллективного отдыха).
Многие из них невозможно продавать на рынке обычным способом. И цены на них не могут служить точной оценкой их пользы.
Трудно выявить предпочтения потребителей коллективных благ, т.к., следуя принципу рациональности, потребители склонны публично занижать свой реальный спрос, рассчитывая воспользоваться этими благами за счет их оплаты другими при минимальных личных затратах.
Общественные блага – это блага и услуги, предоставляемые обычно государством группам граждан или всем. Спрос на общественные блага завышен, а готовность платить не определена (например, на содержание армии). Общественные блага оплачиваются потребителями за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.
Чистые общественные блага, в отличие от частных, обладают двумя свойствами:
1. Несоперничество: они могут потребляться только совместно. Потребление таких благ каким-то одним человеком не снижает его доступности для других. Благосостояние ни одного из потребителей не уменьшится, если появится ещё один человек, потребляющий данный объём общественного блага.
2. Неисключаемость из потребления. Характер использования таких благ не позволяет исключить из числа потребителей тех людей, которые не могут (или не хотят) за него заплатить непосредственно производителю. Покупка (или производство) общественного блага (например, башенных часов) кем-то одним сделала бы его доступным для потребления любого другого лица.
Квазиобщественные блага
Квазиобщественные (псевдообщественные) блага и услуги предоставляются государством и выглядят как общественные (театры, стадионы, музеи, здравоохранение, образование), вместе с тем, для данных благ нет неисключаемости не плативших, что позволяет индивидуализировать потребление подобных благ и ввести определенную плату (или ее аналог).
Создание общественного блага предполагает согласованные коллективные действия, которые могут выражаться либо в прямом участии в производстве данного блага, либо в совместном финансировании его производства.
Добровольное участие в коллективных действиях не обеспечивается автоматически. Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования. В этой связи возникает проблема безбилетника. Ее существование обусловлено неисключаемостью общественных благ.
"Трагедия общности "
Суть ее заключается в отсутствии взаимного признания исключительных прав. Представим себе зону отдыха. Ни у одного из туристов в отдельности нет стимула для поддержания чистоты. В результате зона отдыха покрывается мусором.
Индивидуальные рациональные действия, направленные на удовлетворение собственных интересов каждого из потенциальных партнеров, способны приводить к сотрудничеству в сфере производства общественных благ. Для этого участие в производстве общественного блага поощряется получением исключительного доступа человека к каким-либо частным благам, наградам, либо неучастие в общем деле влечет за собой потерю частных благ (Концепция селективных (избирательных) стимулов М. Олсона).
Основой добровольного участия в коллективных действиях может выступать также взаимное доверие (позитивные взаимные ожидания). Оно может формироваться на основе опыта и обычая, как составляющих культуры народа.
4. Информационная асимметрия. Модель Акерлофа
Информационная асимметрия возникает в тех случаях, когда все участники процесса купли/продажи и/или распределения имеют различную информацию о продукте. Классическим примером информационной асимметрии является покупка сувениров туристами, незнакомыми со страной и со степенью редкости покупаемых сувениров, и поэтому с ценами.
Джордж Акерлоф в своей работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) (https://igiti.hse.ru/data/413/313/1234/5_1_4Akerl.pdf)
привел три типичных ситуации:
• ситуация информационной симметрии при полноте информации,
• ситуация информационной симметрии при неполноте информации
• ситуацию информационной асимметрии
Он наглядно показал, что если при первых двух ситуациях объем рынка и удовлетворенность покупателей не меняется, то при третьей – объем рынка снижается, идет отрицательный (в смысле качества) отбор на рынке - вытеснение качественных товаров и возникают потери покупателя и производителя качественных товаров.
Механизмы преодоления информационной асимметрии включают государственный контроль, общественный контроль, объединение в отраслевые саморегулируемые союзы производителей, не допускающие продажи некачественных продуктов, государственные выставки, обеспечивающие поддержку брендов качественных товаров, служащие для покупателя ориентиром, если конечно обеспечен объективный подход выставочной комиссии в определении победителей.
6.2. Государство в рыночной экономике, основные направления политики государства
Противники вмешательства государства в экономику - классики либеральной мысли. («Дорога к рабству» Людвига фон Хайека). Аргументы в пользу ограничения вмешательства государства:
1. Государственное регулирование несовместимо с основополагающими признаками рынка – конкуренцией, индивидуализмом частных интересов.
2. Государство искажает стимулы участников рынка.
3. Государство, в силу невысокого качества государственных институтов, коррупции, выделяя приоритетные направления и поддерживая их, нарушает конкурентный баланс.
Поддержка интеллектуальной собственности, научно-исследовательских работ, поддержка институтов рынка и регулирование экономики в форс-мажорных обстоятельствах – вот чем должно быть ограничено государственное вмешательство.
Однако реальное положение дел в экономике говорит о продолжающемся наступлении государства, об его активной роли, что наглядно показывает современные приоритеты государственного регулирования (в противоположность предупреждениям Хайека).
6.2.1. Смешанная экономика
Смешанной обычно называют экономику, состоящую из двух секторов: частного и государственного.
Последние сто лет доля государственной собственности в экономике неуклонно росла, росло и вмешательство государства в экономику. Это вмешательство требовало финансирования, что вело к росту налогового бремени.
Различия между частным и государственным секторами
Эти сектора, имеющие разную природу.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР
Цели
Интересы общества, политически определенные и осуществляемые, насколько возможно, из экономической целесообразности.
Интересы индивида, субъективно определенные и осуществляемые ради прибыльной мотивации.
Средства
Принудительно полученные доходы. Общественный кредит.
Собственный и заемный капитал.
Риск
Налогоплательщика.
Индивидуума.
Санкции
В демократическом обществе потеря голосов избирателей для правящей партии.
Потеря доходов, ухудшение конкурентоспособности на рынке, банкротство
Можно определить две причины существования государственного сектора экономики:
1. несостоятельность (фиаско) рынка.
2. необходимость проведения активной экономической политики.
Невозможность решить эти и некоторые другие проблемы чисто рыночными методами объясняет необходимость вмешательства в экономические процессы государства.
Некоторые функции государства для компенсации фиаско рынка:
1. защита конкуренции и антимонопольное законодательство в целях ограничения рыночной власти;
2. финансирование общественных благ (армии, полиции, общественных учреждений и услуг)
3. компенсация отрицательных внешних эффектов (экологические загрязнения).
4. противодействие информационной асимметрии и поддержка качественной продукции на рынках.
5. перераспределительная политика государства в целях защиты неимущих и создания для них социальной перспективы;
Некоторые функции государства для проведения активной экономической политики:
1. рынок требует формального определения и юридической защиты правил ведения хозяйственных операций, адекватных отношений частной собственности;
2. антициклическое регулирование с целью сглаживания динамики развития: поддержки в кризис и торможения при интенсивном росте. Практика рынка такова, что существовать без кризисов он не может;
3. Стратегическое планирование. Будучи эффективным регулятором в краткосрочном плане, рынок хуже справляется с вопросами распределения ресурсов, в силу важности стратегического развития национальной экономики;
4. Социальная и имущественная дифференциация людей требует перераспределения дохода и создания равных возможностей через систему государственного распределения.
Четыре модели государственного регулирования экономики
Американская (англо-саксонская) модель. Основана на использовании высоких технологий, высокой производительности труда, мотивации к достижению личного богатства. Роль государства значительна, хотя чисто государственной собственности мало.
Восточно-азиатская модель. Централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования самых разнообразных механизмов и методов (в том числе и неформальных), активное использование ограничений и национальных особенностей.
С 2000 по 2014 год за счет высоких темпов укрупнения госпредприятий и расширенного обеспечения их дешевыми деньгами, государственный сектор китайской экономики обеспечил 63% ВВП, сгенерировал 80% налоговых поступлений в бюджет и создал 90% рабочих мест в стране. Свыше 20 госкорпораций смогли войти в число 500 крупнейших мировых ТНК. Этот опыт был взят на вооружение Беларусью.
Но тренд поменялся. 60% роста ВВП, более 50% налоговых поступлений, 80% рабочих мест в целом и 90% новых рабочих мест, а также 70% технологических инноваций и новых продуктов в стране сегодня создается частным сектором. На конец 2017 года в КНР насчитывалось 65,79 млн индивидуальных предпринимателей и 27,26 млн частных предприятий. Именно они теперь станут главным направлением усилий государства по стимулированию дальнейшего роста экономики. Рост сферы услуг за 50% и после 2025−2030 годов более половины внутреннего потребительского рынка станет формироваться собственным «средним классом». Это значит снижение зависимости от внешней торговли, необходимой для экономического роста при низком внутреннем спросе бедного населении.
Европейская модель. Возникла в результате сращивания т.н. «континентальной» и немецкой моделей и основывается на концепции «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда, (принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности). Включает в себя множество неформальных институтов и активное государственное регулирование.
Шведская (скандинавская) модель. Основа – «шведская модель социализма» Гуннара Мюрдаля при доминирующей роли государства и стремлении к минимальной дифференциация общества. Доля государственной собственности в Швеции достигла в 1980-е годы 26 % ВВП, но затем начала сокращаться, а численность государственных компаний упала с 1777 до 55. С 1990 х началась приватизация. Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson АВ, SKF, Alfa Laval Group, IKEA, AGA, Dino Nobel, из них примерно половину составляет машиностроение.