Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5.
Теория познания: основные проблемы и направления
Основные вопросы:
1. Познание. Объект и субъект познания. Чувственное и логическое познание.
2. Понятие истина.
3. Научное познание и его специфика.
4. Методы научного познания.
Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о сущности проблем гносеологии: познание, объект, субъект, истина, научное познание; дать знания о сущности сознания, самосознания, национального самосознания, общественного сознания; показать взаимосвязь сознания, психики и языка.
Ключевые понятия: познание, знание, информация, гносеология, эпистемология, субъект, объект познания, чувственное, рациональное, интуиция, истина: абсолютная, относительная, конкретная, абстрактная, ложь, дезинформация, заблуждение, научное познание: проблема, идея, понятие, гипотеза, теория, практика.
Познание мира и его законов – проблема, непосредственно связанная с философским мировоззрением. Именно поэтому проблема познания мира находилась в центре внимания философской науки. Наряду с воззрениями о возможности познания мира в истории философии имели место и различные направления, отрицающие возможность познания законов развития природы и общества. Отрицающие возможность познания мира правильность и конкретность наших знаний, и сомневающиеся учения – агностицизм (а – отрицание, гносис – знание) и самое древнее его проявление скептицизм (сомнение в познании).
Разитие человечества, социальной практики и познания показывает несостоятельность агностицизма, ограничивающего знания. Естественные науки современности достигли больших успехов, в частности, физика в изучении природы атома. Использование внутренней энергии атома, познание микромира, открытия в области астрономии, биологии доказывают верность научно-философского подхода к теории познания. Способность человека к познанию безгранична, но в каждый исторический период он познаёт не всё что хочет, а то, что представляется возможным, остальное познает позже. Необходимо отметить, знаниям человека нет предела, ибо макро- и микромиры безграничны.
Что такое познание? Познание – процесс отражения материального мира в сознании человека, точнее, познание не просто механическое отражение, а отражение предметов-явлений объективного мира в обобщённом, абстрагированном виде, в форме научных понятий. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Результатом познания является знание. Знание – это информация о некотором предмете. Но знание и информация не тождественны. Знание существует в сознании, а информация имеется в природных системах лишенных сознания. Знание – это та часть информации, которой располагает субъект, содержание которой осмысленно, понято субъектом. Знание есть некое утверждение о наличие или отсутствии у предмета каких-то свойств, оно объективно, может быть ложным или истинным. Признание материальности мира и отражение его законов в сознании человека – основа теории познания научной философии. Законы науки ничто иное как отражение объективных процессов, происходящих в природе и обществе независимо от сознания человека. Теория познания (гносеология) основывается на следующем:
- объективный мир существует вне наших ощущений и представлений, независимо от них; объективный мир – источник наших ощущений и представлений;
- человек может познать мир и закономерности его развития. Человек отражает независящее от него содержание мира в своих ощущениях, представлениях и понятиях.
Внешний мир, все предметы и явления в нём воздействуют на органы чувств и разум человека с образованием в сознании человека идеальных образов. В ощущениях, представлениях и понятиях субъективно отражается объективный мир и поэтому теория познания называется теорией отражения. Теория познания требует правильного решения отношений между предметом и образом, объектом и субъектом. Ибо в процессе познания важное место занимает диалектика объекта и субъекта. Процесс познания связан с субъектом, т.е. человеком. Без человека не может быть процесса познания. Роль субъекта в научном познании состоит в раскрытии им объективно существующих закономерных связей, относящийся к объекту с практической и теоретической точек зрения.
Образы ощущений возникают в результате отражения предметов и явлений материального мира в органах чувств человека. Значит, в ощущениях и понятиях образуются не сами предметы, а их вторичная форма – отражение. Образ не может существовать вне чувств и понятий, поэтому он идеален, он возникает в сознании субъекта, человека. Но ощущение имеет объективный характер. Оно объективно, так как олицетворяет переработанное содержание материального мира. Образ возникает в субъекте, его ощущениях и мышлении. Значит, образ показывает единство между субъектом и объектом. Ощущение, представление, понятие субъективны по форме, но объективны по содержанию. Ибо в ощущениях отражается реальный мир. Значит, ощущение – субъективный образ объективного мира.
Ощущение – первый этап в развитии знаний человека. Первичные знания, понятия человечества возникали изначально на основе доказательств, полученных через органы чувств. Ощущения – начальная и прямая связь мозга человека с внешним миром. Чтоб возникло ощущение, нужен предмет или явление, объект образующий его. Образы ощущений, представления о предметах и явлениях мира формируются лишь на определённом этапе процесса познания. Говоря об ощущении, субъективном образе объективного мира, необходимо отметить, что оно не застывшее, мёртвое, а изменяется в процессе познания. Противоречивость процесса познания – несоответствие доказательств новыми сведениями. С разрешением противоречивых отношений развивается процесс познания. А наше сознание отражает в себе это развитие, указывая на то, что познание – исторический процесс, идущий от познания поверхностных свойств явлений к познанию их сущности.
В познавательном процессе важная роль принадлежит практике. Практика – понятие многогранное и содержательное, охватывающее все формы деятельности человека. Основу практики составляет труд, материальное производство. Кроме того, политическая борьба, национально-освободительное движение, практика, являясь своеобразной деятельностью людей, присуща только им. Практика формируется в историческом процессе возникновения людей, развивается и совершенствуется вместе с обществом. Практика – связь субъекта исторического развития – человека с его объектом и объективным миром. В этой связи активную роль выполняет субъект: практическое воздействие изменяет не только объект, но и сам субъект. Субъектом практики могут быть отдельные люди, социальные группы, классы, всё общество. Если субъектом является человек, практика является отдельной деятельностью и связана с ним. Каждый человек является членом общества, своими действиями выступает как отдельный член общества. Поэтому деятельность отдельной личности можно считать частью общественной практики. Практика всегда была и будет общественной деятельностью людей. Роль практики в познавательном процессе проявляется в следующем:
- во-первых, практика начальная точка и основа познания. Познание возникает на основе практики, особенно под влиянием материального производства. К примеру, механическое движение переходит в тепло, т.е. в результате трения возникает огонь – это очень древнее открытие. Через много лет люди благодаря практике получили возможность создать с помощью тепла механическое движение. Практические потребности человека привели к возникновению естествознания. Астрономия, к примеру, возникла из-за потребности в знании о временах года. Значит, любая наука возникает в результате практических потребностей человека. Кроме того, практика помогает решать определённые задачи, стоящие перед познанием, в частности, обеспечивает научное познание необходимым инвентарём, оборудованием;
- во-вторых, практика является целью познания. Человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности. Практика – процесс, в котором решаются спорные вопросы, теоретические проблемы. Знания о природе и обществе проверяются практикой.
Познание мира и его законов процесс сложный. Задача познания – не только наблюдение за явлениями мира, но и раскрытие их сути, законов развития природы и общества, использование их на благо людей. Отражение внешнего мира – сложный диалектический процесс. В процессе познания проделывается определённый путь, чтобы полноценно отразить событие, явление. Фараби в своей работе «Достоинства науки и искусства» пишет о безграничности познания, его движении от незнания к знанию, от знания причины к знанию следствия, от явления к сущности.
Философия в акте человеческого познания выделяла два его различных вида: чувственное и логическое.
Начальная стадия познания – чувственное, т.е. отражение предметов объективного мира непосредственно органами чувств. По мнению Ибн Сины, ощущение – это такое воздействие, оно не сами внешние предметы, а возникает в наших органах чувств. Ощущение – зеркало материального образа, отражает материальные формы во весь рост и ширину, поэтому человек не может их отражать без материальной основы и познать тела. Роль живого созерцания в процессе познания велика, с его помощью возникают точные знания о мире. На данном этапе можно познать лишь отдельные стороны и особенности предметов и явлений.
Важные признаки предметов, их внутренние связи, сущность отражаются на втором этапе познания с помощью абстрактного мышления. С одного этапа на другой познание поднимает практика. Трудовой процесс, производство требуют раскрытия закономерностей, лежащих в основе предметов и явлений. Чувственное познание, живое созерцание включают в себя чувства, восприятие и представления.
Формы отражения внешнего мира органически связаны друг с другом, функционируют взаимосвязано. Ощущение – первый шаг к познанию предметов и явлений внешнего мира. Фараби, считавший ощущение первым источником познания, утверждал, что ощущение является действительным, если отражение соответствует самому предмету. Представления и мысли могут возникнуть в результате воздействия предметов внешнего мира через ощущения. С помощью ощущений мы познаём и воспринимаем предметы и явления, их свойства, сходство и различие. К примеру, с помощью зрения мы различаем цвет, форму, размеры предмета, с помощью тактильного чувства – твёрдость или мягкость, с помощью слуха – ритм, темп и силу предмета и т.д. Ощущение – основа восприятия. Восприятие в отличие от ощущения даёт целостный образ предмета, обрабатывает, объединяет различные свойства предметов. Значит восприятие – это возникновение целостного образа внешнего возбудителя в мозге на основе сведений, данных различных органов чувств. Восприятие даёт объективно правильное отражение предмета внешнего мира. Правильность данного отражения проверяется и доказывается на практике. Человек в своей практической деятельности устанавливает сходство воспринимаемого им предмета и ощущения, восприятие данного предмета.
Развитие практической деятельности, науки и техники позволяет человеку создавать различные приборы, оборудование, средства и расширять границы чувственного познания, а значит ощущение, затем восприятие создают субъективный образ объективного мира. Представление – последний этап перехода к абстрактному мышлению. Оно связано с повторным отражением образов, возникших в памяти в результате ранее воздействовавших предметов и явлений.
Чтобы открыть внутренние закономерные связи воспринимаемых предметов и явлений, нужен переход к абстрактному мышлению, которое позволяет глубже познать событие. Чувственное познание создаёт образ конкретных предметов, но не может открыть сущность явлений. Чтобы познать сущность явлений необходимо находить общность, присущую не отдельным, а множеству предметов. Таким образом, чувственное познание и абстрактное мышление различные по качеству и в то же время взаимосвязанные этапы целостного единого процесса познания. Абстрактное мышление происходит на основе чувственного познания, живое созерцание, закономерно развиваясь, является основой абстрактного мышления. Логическое познание – качественно новая, высшая ступень в развитии познания. С помощью логического мышления человек познаёт закономерности развития действительности.
Известно, что чувственные образы – отражение внешнего мира, т.е. внешний мир отражается таким, каким он воздействует на наши чувства. В мыслительных образах отражается внутренняя сущность, связи и зависимости внешнего мира и законы, закономерности его развития. Мыслительные образы имеют три основные особенности:
1. Мыслительные образы абстрактны, т.е. для появления их необязательно присутствие отражаемого явления внешнего мира. Именно это и называют абстракцией.
2. Мыслительные образы обобщены. Обобщение – сравнение и мысленная связь основных качеств и свойств предметов и явлений, воздействующих на нас, не принимаются во внимание их второстепенные свойства.
3. При этом образы мышления связаны с языком. Появляющееся в процессе познания каждое понятие – фактор сознания, воплощаемый через язык.
Понятие отражает общие, необходимые стороны предметов и явлений внешнего мира. Понятие – отражение в особой форме качества, сущности и конкретности предмета и явления. В чём специфика понятия? К примеру, в понятии материя отражается основной признак материи – материальность, или, называя «дерево», мы мысленно отдаляемся от тополя, яблони, кедра и других видов, признаков, конкретных аспектов, берём лишь самые общие и главные для них. Каждая наука имеет свои специфические понятия. Знать, понимать науку – значит знать понятия данной науки. Понятие объективно по содержанию.
Суждение – отражение закономерностей объективного мира через обсуждение. Индивидуальное суждение отражается в отдельных доказательствах, общие суждения отражают общие законы. К примеру, законы превращения энергии или перехода одной формы движения в другую. Первый пример действует лишь для отдельных явлений природы, а второй является общим. Значит, суждение – подтверждение или отрицание, выражение мнения о каком-то предмете и явлении.
Третья форма мышления – логическое умозаключение. Умозаключение – знание, исходящее из одного или нескольких суждений. С его помощью появляются новые знания на основе прежних. В логическом умозаключении взаимосвязывается совокупность (комплекс) суждений и возникает новое умозаключение. Умозаключение сравнивает, связывает мысли, отражает процесс свершения абстрактного мышления. Таким образом, все знания человечества формируются через обобщение данных органов чувств.
У представителей сенсуализма или рационализма в решении вопроса о роли чувственного и рационально-логического в мышлении приводит к одностороннему объяснению. Сенсуалисты недооценивают роль логического мышления, а рационалисты, напротив, излишне возвышая логическое мышление, пренебрегают ролью чувственного познания.
Чувственное познание и познание логическое выступают вместе, дополняя и обогащая друг друга, и поэтому нельзя переоценивать значение чувственной и логической форм познания. Благодаря органам чувств, мы познаём свойства, особенности предметов, а благодаря умственному познанию мы познаём их материальную основу, сущность. Фараби пишет: «Знай, в мире нет ничего кроме субстанции и акциденции и милостивого творца, создавшего субстанцию, акциденцию. Акциденцию осязают пять чувств, между ними нет никаких средств, субстанцию воспринимает только разум, при этом акциденция служит средством для ума. Разум знает, что под цветами существует предмет такого цвета, за голосом существует предмет, который его издает. Аналогична связь разума и с другими чувствами».
Познание – процесс сложный, многогранный. Он требует способности, творчества, логического мышления, индивидуального подхода к каждому предмету и явлению при наблюдении за явлениями действительности и открытия их сущности.
Творчество – сложный психический процесс деятельности человека, связанный с открытиями, изобретениями социально значимого, нового в науке, технике, культуре и других сферах. В нём активно участвуют мышление, память, воображение, внимание, воля; проявляются знания, опыт, талант человека. В творческом процессе всесторонне, критически изучаются знания, добытые другими, анализируются, проводятся наблюдения, расчёты, делаются выводы. Правильность выводов проверяется на практике.
Содержание знаний, возникших в результате поиска, представляются обществу в различных формах: художественное произведение, математическая формула, теория, закон и др. Творчество действительно полноценно, если им пользуется общество. Творчество обогащает науку, технику, культуру, развивает знания. Путём создания всех условий для проявления таланта и способностей людей, охраны интеллектуальной собственности, быстрого развития научного нравственного потенциала, всех видов творчества вообще нужно обеспечивать независимость и процветание республики. Исторический опыт показывает, что только организованный рынок сегодня способен обогащать творческий и трудовой потенциал народа, становиться чувствительным к новому, смело и энергично внедрять последние достижения науки и техники, достойно оценивать профессионала и профессионализм.
В каждый исторический период человек усваивает в результате своей практической деятельности знания, полноценно и точно отражающие объективный мир. В решении данной проблемы находит своё отражение учение об истине. Учение требует решения вопроса о том, что такое истина. Единственный путь решения вопроса об истине – освещение отношений между знаниями и реальными предметами объективного мира, их качествами и свойствами. Значит, истина – это знания, проверенные на практике, правильно отражающие содержание, качества и свойства предметов и явлений, соответствующие объективной реальности.
Признание существования объективного мира и правильное его отражение есть объективная истина. Иначе говоря, истина – содержание, независящее от человека и человечества. К примеру, законы природы и общества – объективная истина. Ибо они существуют вне зависимости от человека, человек не может их отменить или изменить. Понятие об объективной истине нельзя отождествлять с понятием об объективной реальности. Объективная истина – правильное отражение в нашем сознании объективной реальности. Диалектика учит, что знания не вечны, они совершенствуются, идут от относительной истины к абсолютной. При этом абсолютная истина – стопроцентное наше знание об объекте. Относительная истина – приблизительное знание об объекте. Поэтому развитие процесса познания безгранично, оно не может остановиться на каком-то пределе. Познанное является важным этапом для достижения новых знаний. Значит, относительная и абсолютная истины находятся в диалектических отношениях. Мышление человека по своей природе способно открыть абсолютную истину, которая состоит из совокупности относительных истин. Новые открытия в каждой отрасли науки вносят вклад в абсолютную истину, и открытия эти имеют относительные границы, т.е. могут расширяться и развиваться.
В каждой относительной истине есть элемент, частица абсолютной истины, поскольку в ней отражаются определённые черты материального мира. Относительная истина приблизительно правильное отражение объективного мира в сознании человека. В процессе развития практики и науки эта истина совершенствуется. Значит, научные знания – правила, понятия, гипотезы, теории, приблизительно отражающие объективный мир, неполные и неточные, конкретизируемые и углубляемые в процессе последующего развития человеческие знания и есть относительная истина.
Понятие относительной истины не означает отрицания абсолютной, так как наши знания не готовые или застывшие, познание абсолютной истины идёт по пути познания относительных. Абсолютная истина не познаётся сразу, а познаётся через приблизительные, т.е. относительные истины (о структуре материи). Человек всё время приближается к окончательному познанию природы, но он не может достичь уровня полного познания явлений и законов материального мира. Причина того в безграничности природы, в его постоянном движении, развитии, изменении. Человеческие знания не могут полностью охватить материальный мир. Из этого не следует делать вывод, что все наши знания относительны, в них нет объективного содержания. Несмотря на то, что всякая истина относительна, в ней содержатся элементы абсолютной истины. Нельзя противопоставлять абсолютную истину с относительной, их нужно изучать в единстве. Знание диалектических отношений абсолютной и относительной истин имеет важное значение в борьбе с догматизмом, агностицизмом, релятивизмом. Догматизм и релятивизм – учения односторонне решающие истину и её сущность, пытающиеся отделить её абсолютную и относительную стороны (черты). Догматизм отрицает относительность человеческих знаний, связанную с конкретным временем, условиями и возможностями познания, рассматривает каждое знание как неизменное, не развиваемое, не совершенствуемое как истину последней черты, которую нельзя дополнить. На этой основе догматики отрицают относительные аспекты человеческих знаний. По их мнению, нет необходимости дополнять и развивать полученные знания. Любые знания можно применять на практике без учёта конкретного времени, условия. Догматики отрицают постоянное изменение исторических условий и ситуаций, считают возможным применять в любых условиях теоретические положения, вызубрив их в слепую.
Представители релятивизма признают лишь относительные стороны человеческих знаний, полностью отрицая абсолютную истину. По их мнению, относительность не одна сторона человеческих знаний, а соответствует всем знаниям. Это учение, считая все наши знания относительными, отрицает и существование истины, правильно отражающей действительность, независящую от сознания человека. Релятивизм связан в основном с возможностями познания в каждых конкретных исторических условиях. Мы познаём каждый объективный предмет, основываясь на определённом опыте, умении, знании, технических средствах. Но перечисленные выше возможности познания не позволяют нам полноценно и подробно познать все интересующие нас предметы в конкретный исторический период. Поэтому в знаниях в каждый период присутствуют определённые относительные стороны. Релятивизм – вредное для научного познания и практики учение. Релятивизм, скептицизм, агностицизм ведут к схоластике. В учениях об истине существует ещё один аспект – вопрос о конкретности истины. Истина не может быть абстрактна, она всегда конкретна.
Конкретность истины всегда означает правильность каждого знания, теоретического учения для определённого времени, условий, периода, места. Ранее мы рассмотрели вопрос о постоянном росте, развитии, обновлении предметов и явлений материального мира, являющихся единственным объектом познания.
Познание начинается с рождением человека, в процессе адаптации к природе и общественной среде, которые воздействуют на человека. Знания человека в зависимости от того, каким образом в них отражается бытие, можно разделить на простые (повседневные) и научные знания. Повседневные знания – это познание предметов и явлений в обычной обыденной жизни. Непосредственно с помощью органов чувств и мышления. Оно формируется через повседневный жизненный опыт, умения и практические дела людей. Повседневное познание присуще всем людям.
Научное познание отличается от повседневного. Это познание закономерностей, сущности предметов и явлений. Научное познание осуществляется на основе научных исследований и научных изысканий. Поэтому научное познание – продолжительный, осуществляемый определёнными методами и путями, сложный, противоречивый процесс. Поэтому им занимаются не все люди, а лишь отдельные группы или лица – исследователи, учёные. Для научного познания исследователь должен рассматривать предмет и явление во всех аспектах, связях и отношениях. Хотя достичь этого невозможно никогда, это требование оберегает его от ошибок и односторонности. Научное познание требует знать предметы и явления «в своём движении», «в живом» состоянии, изменении и развитии. Определённые системы знаний, полученные в результате научного познания, формируют науки.
Во всякой системе знаний применяют специальные методы для разрешения проблем, возникших в процессе научных изысканий. Они развиваются в процессе конкретно-исторического познания. Поэтому каждая наука имеет свой предмет и методы исследования, и специалисты подходят к изучаемому объекту на основе специальных, практических и теоретических методов исследования. Существуют два органически связанных, дополняющих друг друга уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень научного познания направлен на удовлетворение потребностей людей, опираясь на сведения, полученные на основе их повседневного опыта, познания событий, происходящих в мире. Эмпирический уровень научного познания состоит из трёх этапов: на первом этапе формируются знания о явлениях, изученных по отдельности. На втором этапе знания обобщаются, определяются связи и зависимости между явлениями. Наконец, на третьем этапе эмпирического уровня научного познания устанавливаются эмпирические законы, присущие предметам и явлениям. Собранные на данном уровне сведения являются фундаментом для теоретического уровня познания.
На теоретическом уровне научного познания на основе ранее накопленных сведений определяются связи не отдельных форм предметов и явлений, а связи между несколькими явлениями и законы развития. Эти основные законы состоят из совокупности нескольких эмпирических законов, проявляются в теориях и концепциях, отражающих научную картину мира. Теоретический уровень научного познания имеет ряд особенностей:
1. Теоретические знания отличаются общностью и абстрактностью.
2. Теоретические знания являются целостными и систематизированными.
3. Характеризуется близостью к философским знаниям.
4. Являясь более совершенными в сравнении с эмпирическими, теоретические знания всесторонне и глубоко отражают внутреннее содержание и сущность явлений.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания отличаются и научными методами, применяемыми в процессе изучения предметов и явлений мира. На эмпирическом уровне научного познания широко применяются методы: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, описание. На теоретическом уровне научного познания применяют методы: восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, исторический и логический, идеализация, индуктивный, дедуктивный, формализация. Существуют общие методы для обоих уровней познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, систематизация.
Таким образом, научное познание состоит из двух взаимосвязанных, взаимодополняющих уровней эмпирического и теоретического, что позволяет познать взаимосвязи предметов и явлений, законы развития, осознано подходить к ним. Научная информация, добытая в процессе познания и обогащённая философскими идеями, является мощной нравственной силой в формировании мировоззрения людей, активизации их созидательной деятельности.
Вопросы для самопроверки:
1. Как решался вопрос познания в истории философии?
2. Что такое познание? Каковы основные этапы познания?
3. Расскажите о формах, особенностях чувственного и логического познания.
4. Что такое истина?
5. Каковы взаимоотношения относительной и абсолютной истин?
6. Что можете сказать о критериях истины?
7. Каково значение практики в процессе познания?
8. В чём заключаются особенности научного познания?
9. Охарактеризуйте эмпирический уровень научного познания.
10. Какими методами пользуется эмпирический уровень научного познания?
11. Расскажите об особенностях теоретического уровня научного познания.
12. Какие методы теоретического познания знаете?
13.Что такое агностицизм, скептицизм, гностицизм?
Задания для самостоятельной работы (рефераты, доклады, презентации)
1. Основные этапы познания.
2. Эмпирический уровень научного познания.
3. Теоретический уровень научного познания.
4. Природа и значение интуиции.
5. Истина и заблуждение.
6. Роль практики в познании истины.
7. Диалектика как метод познания.
8. Что значит единство сознания и языка?
9. Что такое общественная психология?
10. Значение научного познания для функционирования общества.
11. Чувственная и рациональная ступени познания.
12.Роль интуиции в научном познании.
13.Неклассическая философия о критериях истины.
14.Социально-этическая ответственность ученого.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003. С. 202-336.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1998.
3. Иззетова Э.М. Научные знания в свете гуманистических идеалов. – Ташкент, 2000.
4. Иззетова Э.М. Философские проблемы науки. – Ташкент, 2007.
5. Философия / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М., 2002.
6. Основы философии / Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана. – Ташкент: Ўзбекистон, 2004.
7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб: Питер Пресс, 2009.
8. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2001.- С. 355-418.
9. Философия / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 193-233.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.
11. Туленова К.Ж., Иззетова Э.М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011.
12. Шермухамедова Н.А. Гносеология. – Ташкент, 2007.